Противодействие коррупции в образовании. Методы борьбы с коррупцией в образовательных учреждениях. Феноменология коррупции в образовательной сфере

Школа — ячейка общества. Что происходит в обществе, то — и в школе. К сожалению, в последнее время данное явление у нас переросло в значительную проблему: то вдруг выясняется, что директор школы на скромную зарплату построил роскошный дворец, то вымогают взятку при устройстве ребенка в школу, то кому-то помогли получить высокий балл на ЕГЭ… Не прекращаются и жалобы на поборы в школах.

Истоки школьной коррупции:

  • Недостаточное бюджетное финансирование. Естественное стремление обеспечить более комфортные условия обучения и воспитания, сделать школу более конкурентноспособной заставляет ее администрацию изыскивать дополнительные материальные ресурсы. При этом легче всего использовать пути наименьшего сопротивления – организовать сборы средств родителей в фонд школы: т.н. вступительные взносы при поступлении в школу, принуждение к благотворительности, сборы на охрану, на ремонт, на приобретение мебели и т.д. Как правило, деньги собираются налом, а наличие «живых» денег обычно чревато соблазнами.
  • Использование коррупционной составляющей действующего законодательства об образовании. Например, законодательством не запрещается привлечение для целей образования на добровольной основе спонсорской помощи, средств родителей, организаций, предприятий. Администрация школы использует данный факт для будто — бы добровольных взносов, которые фактически являются обязательными. Обычно сборы осуществляются по классам классными руководителями, сдаются иногда директору школы или другим лицам, хранятся наличкой или в сейфе директора, или в бухгалтерии, не приходуются, квитанции родителям не выдаются, отчет об их расходовании до сведения родителей не доводится. Установить, было ли присвоение или нет, как правило, не представляется возможным.
  • Д е кларативный характер положения законодательства о равнодоступности качественного образования. С 1992 года образование перестало называться народным. Говорят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Родители, имеющие достаточные доходы, отдают своих детей в более престижные школы, отправляют учиться за границу, нанимают репетиторов… Они же могут оказать школе и большую материальную поддержку, тем самым способствуя росту ее конкурентноспособности. Желающих поступить в такую школу становится больше ее возможностей. Создаются условия для одних дать, а для других взять.
  • Перенесение рыночных отношений в образовательную среду. Постановка перед школой задачи обеспечить выполнение работ и услуг переносит образовательный процесс в сферу производственных отношений. В бизнесе главное – прибыль. А тут, как говорится, все средства хороши, в т.ч. и коррупция.

Многолетний опыт инспектирования образовательных учреждений показывает, что в школах сложились определенные формы коррупционных схем:

  • Вступительные взносы при поступлении ребенка в школу под видом благотворительности в форме финансового взноса конкретной суммы, предложение приобрести мебель, оплатить ремонт и т.д.;
  • Единовременный взнос на приобретение чего-либо (на учебники, форму, мебель, компьютеры и т.д.), на подготовку школы к началу учебного года и т.д.;
  • Систематические ( ежемесячные) сборы установленной суммы в фонд школы: на оплату охраны, интернета, сайта, на приобретение канцтоваров, текущие расходы и др. услуги;
  • Инициативы родителей (предложение отдельной группы родителей по сбору денег на подарок учителю, директору, школе, на шторы, на установку пластокон и т.д., и возведение его в ранг добровольно-обязательного);
  • Репетиторство с учеником данной школы;
  • Вознаграждение учителю за содействие по зачислению ребенка в престижный класс, группу, факультатив и др.;
  • Благодарность родителей за более высокие оценки, исправление оценок при выпуске из школы и др.;
  • Общественные фонды, созданные, как правило, по инициативе директора школы для формализации распределения родительских и спонсорских средств. Как правило, приоритеты в распределении средств фонда отдаются предложениям директора школы.

Как и всякое негативное явление, коррупцию легче предотвратить, чем с ней бороться. Несколько примеров ее профилактики:

1. Достаточное финансовое обеспечение образования. В последнее время в этом направлении делаются определенные шаги как на уровне федеральных, так и региональных органов власти. Стараются в этом направлении и муниципалитеты. В школы поступает новое оборудование, особенно цифровые средства обучения, повышается зарплата педработников, ремонтируются школьные помещения и т.д. Конечно, желательно иметь большую поддержку. Но и на эти средства жить можно. Главное – надо научиться жить по средствам . Хочешь жить лучше – зарабатывай, благо закон №83-ФЗ предоставляет такую возможность: вся прибыль, полученная школой от приносящей доход деятельности, теперь остается у учреждения, если оно является бюджетным или автономным. В таком случае не потребуется облагать родителей данью и меньше соблазнов. В этих условиях задача директора школы – быть эффективным менеджером.

2. Обеспечение достойной зарплаты учителю не за счет интенсификации труда (увеличения учебной нагрузки), а за качество работы. Действующая система оплаты труда в настоящее время позволяет реализовывать этот принцип, надо только умело им пользоваться.

3. Достижение каждой школой высокого уровня реализации государственных образовательных стандартов (при наличии соответствующих материальной базы и кадров) на основе качественного выполнения муниципального задания. В этом случае каждая школа дает выпускнику качественное образование в объеме стандарта и тем самым обеспечивается его равнодоступность. Т.о. родителю не надо будет предлагать взятку при выборе школы — любая школа дает качественное образование. Всё остальное, сверх стандарта, обеспечивается по желанию родителя за счет дополнительных образовательных услуг, в т.ч. и платных. При этом учащимся следует предоставить право получать их не только в своей школе (разрешить школе комплектовать группы из учащихся разных школ).

4. Создание профильных школ (общеобразовательных, гуманитарных, математических, технологических, естественных, художественных и т.д.) в составе старших классов, школ для одаренных детей. При этом соблюдается установленный законодательством принцип равного права на выбор родителями образовательного учреждения. Возможности этого заложены в законодательстве об образовании – в школах введено профильное обучение.

5. Помощь родителей школе должна осуществляться только на добровольной основе в строгом соответствии с действующим законодательством: через банковские счета, добровольные пожертвования, дарение, благотворительные взносы с оформлением соответствующих документов. При этом обеспечиваются подотчетность, контроль дарителя, возможность влияния на школу.

6. Введение в школах тьюторов, решительно пресекая случаи репетиторства учителей с учащимися своей школы.

7. Усиление контроля администрации за объективностью оценки знаний обучающихся.

8. Минимизация рыночных отношений в образовании . Школа — это там, где учат.

9. Повышение ответственности Учредителя за качество работы образовательных учреждений.

10. Усиление роли общественного управления школой : управляющих, наблюдательных советов, родительских комитетов, поставив под их контроль финансовые потоки в учреждении. Потребовать от школы предоставления ежегодного публичного финансового отчета перед участниками образовательного процесса, в т.ч. на сайте школы.

Профилактика коррупции в школе

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

ПРИКАЗ

ПРИКАЗ
№ 197 от 01 сентября 2017 г.

Антикоррупционная политика школы

ПРИКАЗ №199 от 01.09. 2017 г.

ПРИКАЗ
с коррупционными рисками»

ПЛАН

Уважаемые

В нашем учреждении работает


Журнал «Корпоративный юрист»: http://www.korpurist.ru/

№12, декабрь

Закон обязывает российские компании разрабатывать и принимать антикоррупционные процедуры. Зачем они нужны и могут ли спасти компанию от ответственности за коррупционные нарушения?

С 1 января 2013 г. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) дополнен ст. 13.3, обязывающей компании, осуществляющие деятельность на территории РФ, разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. При этом, в Законе № 273-ФЗ предусмотрен список рекомендуемых к применению мер, которые могут включать:

    разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

    принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

    предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Изменения, внесенные в Закон № 273-ФЗ, развивают национальное антикоррупционное законодательство и соответствуют общемировым тенденциям в этой сфере, в частности Закону Великобритании о взяточничестве 2010 г. (UK Bribery Act 2010; далее - UKBA), который на сегодняшний день является одним из самых прогрессивных и эффективных инструментов противостояния взяточничеству в мире.

Закон № 273-ФЗ, как и UKBA, обязывает компании предотвращать коррупционное поведение лиц, действующих от их имени или в их интересах, и применять антикоррупционные процедуры. При этом, ответственность компаний за отсутствие таких процедур пока не предусмотрена. Зачем же российскому законодателю понадобилось вводить такую обязанность?

Без вины виноватая

Прежде всего - для минимизации риска привлечения компании к ответственности, предусмотренной UKBA, и соответствия требованиям ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ. С привлечением к ответственности, установленной UKBA, все предельно ясно (за небольшим исключением). А вот российское законодательство в данной сфере не так просто и однозначно.

Так, компании могут быть привлечены к административной ответственности за коррупционные правонарушения на основании ст.19.28 КоАП РФ. При этом компания привлекается к административной ответственности вне зависимости от привлечения к уголовной или иной ответственности за коррупционные действия физического лица, совершившего их от имени компании и (или) в ее интересах (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, п. 2 ст.

Противодействие коррупции в сфере образования

14 Закона № 273-ФЗ).

На практике компании привлекаются к административной ответственности за коррупционные правонарушения связанных с ними лиц одновременно с последними или после их привлечения к уголовной ответственности за коррупционные деяния. При этом суды не исследуют вопрос виновности компании - им достаточно установить факт того, что лицо-нарушитель действовало от ее имени или в ее интересах.

ПРИМЕР

В Архангельской области компания была привлечена к ответственности и подвергнута штрафу в 1 млн руб. за действия представляющего ее интересы юриста, который предложил взятку в сумме 30 тыс. руб. должностному лицу ФМС России.

ПРИМЕР

В Москве компания была оштрафована на 1 млн руб. за действия родственника ее генерального директора, который по собственной инициативе пытался прекратить проведение проверки в отношении торгового павильона компании, предложив взятку должностному лицу.

Имеются и другие примеры практически «автоматического» привлечения компаний к ответственности без установления факта
их вины.

К сожалению, действующее российское законодательство не позволяет учитывать соблюдение юридическим лицом требований ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ в части разработки и внедрения антикоррупционных мер при рассмотрении вопроса о его привлечении к ответственности. Ни КоАП РФ, ни Закон № 273-ФЗ не устанавливают зависимости между выполнением компанией обязанности по предупреждению коррупции и ее освобождением от административной ответственности за совершение физическим лицом коррупционных правонарушений от имени или в интересах компании. В частности, исполнение компанией требований Закона № 273-ФЗ не является основанием для ее освобождения от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ.

Из сказанного можно сделать два основных вывода:

  • компания привлекается к ответственности без вины, что противоречит основному принципу правосудия - «нет ответственности без вины»;
  • отсутствие взаимосвязи между внедрением антикоррупционных мер и освобождением от ответственности не стимулирует компании к их разработке и принятию, а следовательно, не способствует соблюдению требований ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых преду смотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении компании к ответственности в ситуации, когда речь идет о правонарушении,
предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, необходимо устанавливать, что было сделано ею для предотвращения коррупционного поведения связанных с ней лиц. Очевидно, что компания должна освобождаться от административной ответственности за коррупционные действия связанных с ней лиц в случае, если представит доказательства того, что ею приняты все зависящие от нее
меры по предотвращению таких действий, в частности выполнены требования Закона № 273-ФЗ и введены антикоррупционные
процедуры.

Полагаем, что законодателю следует внести изменения в ст. 19.28 КоАП РФ, предусмотрев возможность освобождения от административной ответственности компании, доказавшей факт принятия всех зависящих от нее мер по предотвращению коррупционных действий в соответствии с Законом № 273-ФЗ. Подобные новеллы позволят создать эффективный правовой механизм для предотвращения коррупционных деяний и снижения количества коррупционных правонарушений и преступлений, т. к. будут мотивировать организации на предотвращение коррупционного поведения связанных с ними физических лиц.

Полезные меры

Безусловно, ни одна компания не может обеспечить полный контроль за действиями своих сотрудников и, тем более, других связанных с компанией лиц. Учитывая приведенные выше особенности привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные действия, большинство из них сталкиваются с необходимостью ответить на вопрос: стоит ли тратить временные и материальные ресурсы на введение процедур, которые не гарантируют освобождение компании от ответственности? Мы убеждены, что это необходимо.

1. Мероприятия по профилактике коррупционного поведения связанных с компанией лиц значительно снижают риск совершения коррупционных деяний, а следовательно, и риск ее привлечения к ответственности.

2. Компании, внедряющей в практику антикоррупционные процедуры, проще расширить географию своего бизнес-присутствия за счет установления новых деловых связей. Большинство западных фирм весьма серьезно относятся к проблеме профилактики коррупционных деяний и предпочитают сотрудничество с контрагентами, имеющими антикоррупционные процедуры и заявляющими о своей непримиримости по отношению к взяточничеству.

3. Наличие и применение в компании антикоррупционных процедур положительно влияет на формирование ее деловой репутации и на бизнес-среду в целом.

Локальные акты по антикоррупционной деятельности

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ по противодействию коррупции в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №601 Приморского района Санкт — Петербурга, подведомственной исполнительному органу государственой власти Санкт-Петербурга".

ПОЛОЖЕНИЕ о работе с обращениями граждан

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке привлечения и расходования внебюджетных средств государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы No 601 Приморского района Санкт-Петербурга.

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке привлечения, расходования и учета добровольных пожертвований в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе No 601 Приморского района Санкт-Петербурга.

ПРИКАЗ №196 от 01.09.2017 "О пролонгации локальных актов по антикоррупции ГБОУшколы №601"

ПРИКАЗ
№ 197 от 01 сентября 2017 г.
«Об организации работы по противодействию коррупции в 2017/2018 учебном году»

Антикоррупционная политика образовательной организации: от разработки до реализации

«О запрете незаконного сбора средств с родителей (законных представителей) обучающихся ГБОУ школы №601

ПРИКАЗ №199 от 01.09. 2017 г.
«Об определении должностного лица,
ответственного за профилактику
коррупционных и иных правонарушений»

ПРИКАЗ №198 от 01 сентября 2017г. от «Об утверждении Перечня коррупционно опасных
функций и должностей, замещение которых связано
с коррупционными рисками»

ПЛАН работы по противодействию коррупции на 2017/18 у.г.

Уважаемые
родители и сотрудники школы!!!

В нашем учреждении работает Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Комиссия работает на основании Закона РФ №273-ФЗ «Об образовании» и Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Убедительная просьба, в целях защиты прав и интересов участников образовательных отношений и скорейшего урегулирования разногласий между ними, своевременно информировать комиссию обо всех тревожащих Вас отношениях и ситуациях.

Администрация ГБОУ школа № 601

Сведения об образовательной организации

12.07.2018гРежим работы 13.07.2018г.

13.07.2018г. в связи с обновлением программы 1С "Учет в ТСЖ" прием граждан бухгалтерией осуществлятся не будет.
Касса будет работать до 12.00час.

02.07.2018гПлюс один к коммуналке

В Иркутской области появятся два региональных оператора. Весь регион поделили на две зоны, условно назвав их «Югом» и «Севером». В первую зону включено 25 территорий: Иркутск, Ангарск, Тулун, Саянск, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима, Бодайбо, а также Бодайбинский, Тулунский, Балаганский, Жигаловский, Заларинский, Зиминский, Иркутский, Качугский, Куйтунский, Ольхонский, Слюдянский, Усольский, Усть-Удинский, Черемховский, Шелеховский районы, территории муниципалитетов Усть-Ордынского Бурятского округа. В зону «Север» вошли города Братск и Усть-Илимск, а также территории Братского, Катангского, Киренского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Тайшетского, Усть-Илимского.Чунского и Усть-Кутского районов.,
Появление регионального оператора изменит и схему оплаты услуги.

Как пояснил генеральный директор СРО Межрегиональная ассоциация управляющих многоквартирными домами Иркутской области и Республики Бурятия «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек, услуга по вывозу мусора, которая ранее входила в перечень жилищных услуг, становится коммунальной. Это значит, что за неё отвечают не жилищники – управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, а специализированные компании. Новшество отразилось в наименовании услуги – в официальных документах больше не фигурирует аббревиатура ТБО, её заменили на ТКО.
«Меняется механизм оплаты вывоза мусора: раньше плата начислялась на квадратные метры жилплощади, формально собственники сами принимали участие в процессе. Теперь норматив и тариф утверждают органы региональной власти (министерство жилищной политики, энергетики и транспорта, Служба по тарифам), а плата будет взиматься с количества проживающих – как для коммунальной услуги», – рассказал Михаил Дамешек.

пишет издательская группа Восточно-Сибирская правда

02.07.2018гОтключение электроэнергии

Администрация Нижнеудинского МО доводит до сведения население, что

В связи с необходимостью проведения ремонтных работ персоналом НЭС по ТП -410 будет прекращена подача электроэнергии потребителям г.Нижнеудинска:

03.07.2018г. с 14:00 до 17:00- ул.

Антикоррупционные меры в учреждениях образования

2Пролетарская № № 22,24,26,28,
ул. Масловского №11

04.07.2018г. с 09:00 до 12:00 — ул. Масловского №№ 36А,38,40,35-61,
ул. Краснопролетарская №№33,36,35, ул. Алейная №№ 27

05.07.2018г. с 09:00 до 12:00 — ул. Масловского№№3А,5,7,9,11, ул. 2Пролетарская №№2,2А,4
с 14:00 до 17:00 — ул. Масловского №1, ул. 2пролетарская №№ 8,10,12,14,16,18,20.

Введение

Реализация антикоррупционной политики является одним из важнейших условий экономического роста, стабильности политической системы, повышения благосостояния населения страны. Коррупция, являясь проблемой общемирового масштаба, в той или иной степени проявляется во всех государствах.

Антикоррупционная политика в современном мире направлена на сохранение демократического строя, гарантию верховенства закона, соблюдение прав человека, а так же на повышаемость эффективности государственного управления.

Одними из первых принципы антикоррупционной политики сформулировали российские исследователи: М.И Левин, Г.К Мишин, Г.А Сатаров. Так же большое значение имеют труды классиков: М.Вебера,Э.Дюркгейма, Г.

Антикоррупционная деятельность школы

Объектом исследования данной работы являются государства и институты, призванные служить обществу.

Предмет исследования: гражданское общество.

Цель исследования: исследовать разносторонние и последовательные меры общества и государства по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизни.

Задачи исследования:

Дать определение понятию «антикоррупционная политика»;

Проследить, какое влияние гражданское общество оказывает на борьбу с коррупцией в государстве;

Обосновать стратегию противодействия коррупции в России;

Изучить опыт реализации антикоррупционной политик в Российской Федерации.

Антикоррупционная политика как функция государства: теоретический анализ.

1.1. Определение и содержание антикоррупционной политики в трудах отечественных и зарубежных учёных.

Коррупция является одним из наиболее опасных факторов социальной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всего общества. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права и функционирования государства, напрямую противодействует его интересам в различных сферах деятельности, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества, государства.

В последние десятилетия внимание тысяч ученых, политиков, государственных деятелей привлечено к этой проблеме. Изучаются проблемы стран, где коррупционная практика глубоко укоренилась, опыт стран, где коррупцию удалось обуздать. Для России проблема коррупции — одна из самых трудноразрешимых: Россия входит в число наиболее коррумпированных стран (147-е место из 180).

Термин «коррупция» пришел из римского права, в котором явление «corrumpire» понималось самым общим образом: разламывать, портить, разрушать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например, в отношении судьи. Слово «коррупция» образовано в результате слияния латинских слов «correi» (несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета) и «rumpere» (ломать, повреждать, отменять). Образовался самостоятельный термин; он применялся в тех случаях, когда в деятельности участвовало несколько (не менее двух) лиц, целью которых являлась «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

Никколо Макиавелли определял коррупцию как «использование публичных возможностей в частных интересах».

В Толковом словаре русского языка под редакцией С. Ожегова коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей».

В Большом словаре иностранных слов под редакцией А. Булыки приводится еще одно значение: «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей». Если в первом случае речь идёт о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором — о социальном явлении, разрушительном для общества в целом.

Эксперты Совета Европы разработали общее определение коррупции. «Коррупция – это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица,

Антикоррупционная политика представляет собой деятельность органов государственной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества, направленную на снижение уровня всех видов коррупции посредством устранения ее социально-экономических, политических и культурно-этических предпосылок.

Одними из первых основные принципы антикоррупционной политики исследовали М.И. Левин, В.Л. Римский, Г.А. Сатаров.

Большое значение при исследовании коррупции имеют работы классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, в которых поднимались вопросы девиантного поведения в среде государственных служащих, бюрократии.

Уже в начале 90-х годов XX века появились обстоятельные исследования, в которых обсуждались общетеоретические вопросы противодействия коррупции в современном обществе. Так, в плане разработки концептуально-категориальных оснований изучения антикоррупционного механизма большой интерес вызывают труды современных исследователей Б.В. Волженкина, Л.В. Голоскокова, А. Денисова, П.А. Кабанова, А.И. Кирпичникова, А.В. Куракина, В.В. Лунеева, С. В. Максимова, А.В. Малько, Г.К. Мишина, В.А. Шабалина и других.

В современной России специалисты изучают проявления феномена коррупции в различных сферах деятельности на территории других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве.

Большой вклад в исследование проблемы коррупции в органах власти и местного самоуправления внесли зарубежные ученые. Американский исследователь организованной преступности и коррупции М. Корман воспринимает политическую коррупцию в широком смысле как незаконное использование институтов государственной власти чиновниками, бизнесменами и связанными с ними преступными группировками для защиты собственных политических и экономических интересов. Предлагаемый подход характеризует политическую коррупцию как средство защиты чиновниками и связанными с ними предпринимателями и преступниками личных или групповых экономических или политических интересов.

Учитывая основные тенденции развития законодательства в сфере антикоррупционного регулирования, отечественный и международный опыт, научно-теоретические взгляды по этому вопросу, можно говорить о нескольких, отличающихся по объему понятиях коррупции. Любые формы организованной коррупции позволяют рассматривать это явление как институциональное, а не личностное, оно по своим последствиям, масштабу влияния альтернативно многим социальным регуляторам. В Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS No 173) от 27 января 1999 г., вступившей в силу 1 июля 2002 г., отмечается, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Коррупция, как объект антикоррупционной политики рассматривается как в качестве группы правонарушений, так и в качестве функционального аспекта правовых отношений, фактора правового регулирования системы публичного управления.

Можно выделить следующие признаки коррупции:

Сознательное подчинение государственных интересов личным интересам;

Секретность исполнения решений;

Наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;

Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может на принятие такого решения повлиять;

Стремление сокрытия акта коррупции юридическим обоснованием;

Выполнение двойственных функций (государственных и частных).

Антикоррупционной функцией является комплексная деятельность, направленная на устранение причин и условий патогенности коррупции, обобщенно выражающаяся в нормализации работы государственного аппарата, устроенного по максимально удобной и полезной для всех членов общества технологии. В узком понимании антикоррупционная функция есть непосредственное вытеснение из жизни общества коррупции на всех уровнях с помощью специфических мер.

Антикоррупционная функция должна включать: антикоррупционную политику (информационно-идеологические меры), антикоррупционное законодательство, антикоррупционный государственный орган власти по вопросам элитарной (политической) коррупции, процессуальный порядок инициирования и рассмотрения коррупционных дел на гласной и негласной основах.

Антикоррупционная политика есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.

С этой точки зрения борьба с коррупцией выгодна государству как представителю интересов той его части, которая пока не коррумпирована. Это может быть очень незначительная часть. С учетом такой ситуации антикоррупционная политика уже может считаться состоявшейся, если делаются любые сколько-нибудь действенные шаги в сторону укрепления законности, без обязательного посягательства именно на коррупцию. В своей основе антикоррупционная политика - это прежде всего правовая политика в сфере борьбы с преступлениями и правонарушениями, которая в значительной части ориентирована на реализацию непосредственно норм антикоррупционного законодательства и решает основную задачу комплексного противодействия коррупции на отдельных, наиболее важных направлениях.

Цель антикоррупционной политики заключается в активном и постоянном противодействии коррупции, в борьбе за правовое и эффективное государство, за те институты, которые призваны служить обществу, но которые сейчас в немалой степени используются организованной преступностью и иными теневыми структурами в своих интересах, «перекуплены» ими. В конечном счете эта цель связана с наиболее полным обеспечением прав и свобод человека и гражданина, с укреплением дисциплины, законности и правопорядка, с формированием правовой (а не номенклатурно-криминальной) государственности и высокого уровня правовой культуры общества и личности. Все вышеназванное весьма существенно влияет на качество правовой жизни нашей страны, что выражается в уверенности граждан в завтрашнем дне, гарантированности их статуса, возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, согласованности и предсказуемости действий власти.

Принципы антикоррупционной политики:

научность;

оперативность;

последовательность и постепенность;

недопустимость установления двойных стандартов (в частности, необоснованных привилегий и иммунитетов, препятствующих привлечению к ответственности коррупционеров);

комплексное использование научных, организационных, правовых и иных мер;

сочетание ограничительных и стимулирующих юридических средств («кнута и пряника»);

тесное сотрудничество международных организаций, институтов государства и гражданского общества и др.

Следует выделить следующие уровни антикоррупционной политики, учитывающие структурную организацию общества:

в государственном секторе - в органах власти и в иных государственных организациях, действующих в отраслях и сферах государственного управления;

в сфере местного самоуправления - в органах и организациях системы местного самоуправления.

Таким образом, антикоррупционная политика в публичной сфере должна учитывать различия правового положения государственных и муниципальных органов и иных организаций, поэтому она имеет четыре разновидности, а с учетом особенностей статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные политические, в частности выборные должности, она разделяется на шесть уровней (аналогично современной структуре государственного управления). Правомерна постановка вопроса о выработке антикоррупционной политики, дифференцирующей уровни публичного управления в качестве обязательного условия ее последующей эффективности.

1.2. Основные направления антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества.

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.

Все три модели описывают превращение коррупции в системное явление, то есть в неотьемлемую часть политического устройства и всей общественной жизни.

Страницы:123следующая →

В 2008 году органами военной прокуратуры было проведено 29,3 тыс. проверок соблюдения органами военного управления и воинскими должностными лицами прав и социальных гарантий военнослужащих. Большое внимание уделялось выявлению коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц. Выявлено 7408 нарушений закона в данной сфере, возмещен материальный ущерб на общую сумму 481,5 млн. руб. в 2008 году размер материального ущерба, причиненного воинским частям и учреждениям в результате преступных деяний этой направленности, возрос 2,1 раза и составил 1,6 млрд. руб.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного общепринятого определения. Оно может быть дано, исходя из конкретных форм проявления этого феномена. Коррупция (от лат. Corrumpere – «растлевать») – неюридический термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам и законам. Наиболее часто этот термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. В европейских языках этот термин имеет большую семантику, происходящую из исходного значения слова. Еще более широкое определение коррупции можно дать, если рассматривать ее как принадлежность к особому типу социальной системы. В таком контексте коррупция тесно связана с размерами управленческого аппарата: стремление «обуздать» коррупцию создает дополнительные контролирующие органы, что приводит к разрастанию коррупционных связей.

Выделяют так называемую деловую и бытовую коррупцию, которая возникает при взаимодействии рядовых граждан и чиновников. Ее проявлением выступают подарки от граждан и оказание услуг должностному лицу и членам его семьи. Сюда же входит кумовство. Можно предполагать, что как деловая, так и бытовая коррупция имеют одну степень интенсивности по регионам РФ.

Каковы же возможные методы борьбы с этим столь опасным и тем не менее весьма укоренившимся явлением?

Один из них – дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства. ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г. помимо общих установок о принципах и задействованных органах власти раскрывает лишь некоторые аспекты антикоррупционной деятельности, которые уже хорошо известны действующему законодательству о государственной службе (прозрачность доходов государственных служащих, информирование о коррупционной практике, конфликт интересов, ограничения в связи с оставлением государственной службы), в то время как без регулирования остаются многие важнейшие направления антикоррупционной работы.

Так в определении коррупции, данном в этом законе, указывается только на корыстные мотивы коррупционных нарушений, связанные с имуществом или деньгами. Однако при таком определении не учитывается сфера нематериальных услуг, которая зачастую даже выгоднее для коррупционеров и труднодоказуема.

Другим не менее эффективным методом борьбы с коррупцией является экспертиза правовых актов на коррупциогенность. Ведь только в России существует такое понятие, как «взяткоемкость закона». В данной связи этот метод приобретает особую значимость. Основу правовой базы работы по снижению коррупционных рисков законодательства РФ является ратифицированная Российской Федерацией Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. В частности, п. 3 ст. 5 Конвенции устанавливает, что в рамках политики и практики предупреждения и противодействия коррупции каждое государство-участник стремиться периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Основные задачи такой экспертизы как одного из превентивных способов противодействия коррупции, влияющих, прежде всего, на причины, а не на внешние проявления коррупции; выявление норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений; выработка предложений по устранению таких норм; выработка рекомендаций по дополнению правовых актов или их проектов нормами, препятствующими совершению коррупционных правонарушений; общая оценка последствий принятия проектов правовых актов в части создания условий совершения коррупционных правонарушений и определение возможной эффективности борьбы с коррупционными правонарушениями.

Думается, что Государственной Думе РФ следует разработать более специализированную и детальную методику анализа коррупциогенности актов внутреннего законодательства, которая бы учитывала их предметные особенности и специфику правового регулирования.

Сложности, связанные с выявлением и разоблачением коррупционеров, заставляют некоторых специалистов говорить о необходимости легализации еще одного метода борьбы с этим явлением – провокации. В юридических изданиях появляются публикации, одобряющие или во всяком случае допускающие провокацию как средство борьбы со взяточничеством. На мой взгляд, в сложившихся условиях «все средства хороши». Так почему бы не использовать этот старый, проверенный и достаточно эффективный метод наряду с другими? Но дабы этот метод был узаконен, следует исключить из законодательства понятие провокации.

4. Партнерство государства и гражданского общества в борьбе с системностью коррупции в России

Коррупция возникла с появлением гражданского общества, развивается одновременно с ней и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны.

Антикоррупционная деятельность в образовательном учреждении

Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при рассмотрении ее в призме социального явления.

В период СССР в нашей стране существовало представление о том, что коррупция — это только взяточничество. Большинству граждан в это было довольно легко поверить, поскольку для них единственной формой коррупции, в которую они были вовлечены, действительно являлось взяточничество.

С момента распада СССР, перехода от социализма к капитализму и, как следствие, развития денежного обращения, фондового рынка и рынка ценных бумаг, предоставления гражданам возможности приобретать и владеть любой собственностью, в том числе недвижимостью и средствами производства, наибольший урон для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с нецелевым использованием бюджетных финансовых средств, а также недоплатой налогов.

Многие из этих коррупционных сделок производятся без нарушений законов в пределах полномочий участвующих в них должностных лиц. Взятки в таких условиях остались во взаимоотношениях граждан и бизнесменов с чиновниками, но чем выше социальный статус участников коррупционных действий, тем больше у них возможностей и тем чаще они стремятся не прибегать к взяткам, а получать свои нелегальные доходы без нарушения законов.

Коррупция в разных регионах России проявляется по-разному. В основном ее определяют национальные, религиозные и правовые традиции, позволяющие те или иные действия относить или не относить к злоупотреблениям, подкупу или продажности.

С юридической точки зрения коррупция чаще всего трактуется как преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами предоставленных им прав и властных полномочий для личного обогащения.

Противодействие коррупции исключительно с помощью уголовного преследования должностных лиц является малоэффективным для целей борьбы с коррупцией. Вполне вероятно, что в силу различного понимания коррупции, точное и чёткое её определения сформулировать крайне тяжело, что создаёт дополнительные трудности в противодействии коррупции.

Многие действия, оцениваемые, как правило, как коррупционные, производятся без нарушений законодательства, в рамках предоставленных должностным лицам полномочий, и не всегда можно юриди чески доказать личную выгоду для этих должностных лиц, связанную с совершением таких действий. В результате противодействие коррупции исключительно с помощью уголовных преследований должностных лиц является малоэффективным для целей снижения её общего уровня.

Коррупция в результате развития нашего общества и государства становится всё более разнообразной, и потому она описывается и изучается с разных точек зрения.

С юридической точки зрения коррупция включена в нормы Уголовного кодекса РФ. Коррупцией чаще всего считается преступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего, такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления сводятся к тем или иным вариантам получения или дачи взяток. Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. Выгодами существенного характера могут быть: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п. Наиболее свежим примером получения выгод имущественного характера является возбуждение уголовного дела на конкурсного управляющего ВМУП «Чистый город», который продал недостроенный жилой дом в 2 раза ниже рыночной, чем причинил ущерб собственнику. Площадь данного дома также была занижена на 3000 кв.м. Казалось бы, с одной стороны, — совершенно законная сделка, через торги, объявлены в газете, однако на самом деле — типичное проявление коррупции должностных лиц.

Департамент образования администрации города Кирова с 1 октября 2013 года открыл «горячую линию » по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях:

70-80-97 и 70-80-98.

Вопросы принимают специалисты общего среднего и дополнительного образования по телефонам: Коваленко Наталья Николаевна, Глушкова Наталья Александровна

«Горячая линия» направлена на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей обучающихся в общеобразовательных учреждениях; создана во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 27.08.2013 № ОГ-П8-6157.

Адреса электронных приемных , которыми могут воспользоваться обучающиеся, их родители (законные представители) в случаях, когда действия администрации и других сотрудников образовательных организаций нарушают их права и законные интересы (нарушение правил оказания платных образовательных услуг, факты незаконных сборов денежных средств с родителей и т.д.):

Меры борьбы с коррупцией в образовании

Коррумпированность системы образования не только снижает качество самого образования, но и формирует отношение к коррупции как к нормальному явлению, причем не только у взрослых, но и у подрастающего поколения. Поэтому противодействие коррупции в сфере образования должно иметь приоритетное значение.

Прокуратура Первомайского района г. Кирова предлагает ознакомиться с информацией:

Коррупционные проявления в сфере образования можно встретить на всех ступенях российского образования – от дошкольного до послевузовского.

К основным формам коррупции в образовании могут быть отнесены:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • взятки при аккредитации учебных учреждений;
  • незаконное получение свидетельств и документов об образовании;
  • неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса;
  • вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов);
  • давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки);
  • давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.

В соответствии с положениями «Национальной стратегии противодействия коррупции» , утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, главной целью борьбы с коррупцией в области образования должно стать искоренение причин и условий, ее порождающих.

Среди основных причин коррупции в образовании можно отметить:

  • низкий уровень оплаты труда педагогов;
  • недостаточно высокий статус педагога в обществе;
  • снижение квалификации профессорско-педагогического состава образовательных учреждений;
  • искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;
  • формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;
  • общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Провозглашение образования приоритетным направлением национальной политики и модернизация отечественной системы обучения и воспитания актуализировали вопросы обеспечения антикоррупционной безопасности образовательной сферы.

Противодействие коррупции в сфере образования осуществляется посредством организационно-правовых мер общего характера.

Однако специфика данной сферы обуславливает необходимость разработки и реализации дополнительных механизмов противодействия коррупции, учитывающих отраслевые особенности.
Необходимым элементом политики противодействия коррупции в образовании является создание эффективной системы управления отраслью. На это направлено совершенствование разграничения полномочий в данной сфере между органами публичной власти.
В соответствии со ст. 28 Закона РФ «Об образовании», к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся надзор за исполнением законодательства в области образования, контроль качества подготовки, а также лицензирование и государственная аккредитация в отношении высших учебных заведений и научных организаций.
Органом исполнительной власти, на который возложены данные функции, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Антикоррупционным условием в сфере образования является четкое определение объема и содержания бесплатных образовательных услуг, гарантируемых государством.

Иными словами, гражданин должен ясно себе представлять, какое образование обеспечивается за счет бюджетных средств, а какие образовательные услуги могут оказываться по желанию детей и их родителей за плату. В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, что, в свою очередь, способствует удовлетворению возрастающих потребностей граждан в образовании в наибольшей степени.

Согласно п. 5 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Действенным механизмом, призванным снизить уровень коррупции в образовании, стало введение с 1 декабря 2009 г. административной ответственности за нарушение законодательства об образовании. Отсутствие специальных санкций за нарушение и невыполнение требований законодательства затрудняло предотвращение и устранение нарушений законодательства об образовании, препятствовало эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования, без которых нельзя говорить о реальном обеспечении конституционного права на образование.

Противодействие коррупции должно осуществляться при непосредственном участии граждан и представителей общественности.

Выработке «антикоррупционного иммунитета» способствует развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышение открытости государственного управления сферы образования. Более того, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании» государственно-общественный характер управления образованием провозглашен одним из принципов государственной политики в области образования. На уровне образовательного учреждения открытость управления обеспечивается функционированием управляющих, попечительских, наблюдательных советов. При этом в компетенцию подобных органов целесообразно включать как стратегические вопросы (определение основных направлений развития общеобразовательной организации), так и вопросы прикладного характера (распределение по представлению руководителя образовательной организации стимулирующих выплат педагогическому персоналу). Самостоятельным механизмом государственно-общественного управления в сфере образования является публичная отчетность.

В целях повышения антикоррупционной безопасности сферы образования целесообразно расширение участия общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии системы образования.

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем России – коррупция в сфере образования. Приведены основные причины, которые порождают коррупцию в образовательной сфере. Также, в данной статье будет детально рассмотрено понятие «коррупция». Внимание будет уделено существующим специальным механизмам, которые способствуют предотвращению коррупции в сфере образования.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, взяточничество, должностное лицо, коррупция, мошенничество, образование, образовательные учреждения, этика образования.

В Российской Федерации со стороны органов государственной власти наблюдается активное реформирование сферы образования. В статье 43 Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин России имеет право на получение образования. В настоящее время коррупция в образовательной сфере достигла своего апогея, поэтому данная проблема не может оставаться в стороне. Нужно отметить то, что коррупция процветает как в высших учебных заведениях, так и в школах, дошкольных учреждениях. В современном понимании, коррупция означает преступную деятельность, которая заключается в использовании своих должностных полномочий с целью личного обогащения. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что коррупция нарушает основные конституционные права человека. Данное явление дискриминирует российских граждан, получающих образование, по уровню жизни и социальному статусу. Коррупция в сфере образования делится на две ступени. Первичная ступень проявляется при непосредственном процессе обучения. Сюда относят приём в учебные заведения, вступительные испытания, промежуточные, выпускные экзамены. С системой лицензирования, аккредитации образовательных учреждений связана вторичная ступень коррупции. С помощью организационных и правовых инструментов ведётся антикоррупционная политика в сфере образования. Однако осложнение борьбы с коррупцией в данной сфере связано с тем, что большинство россиян считают это явление нормой жизни. Изучив статистику коррупционных преступлений в сфере образования, мы пришли к выводу о том, что самым коррумпированным образовательным учреждением является школа (43% от общего количества фактов взяточничества), второе место занимают высшие учебные заведения (37%), третье место – учреждения среднего профессионального образования, техникумы (11%), дошкольные учреждения заняли четвёртое место (9%).

В Федеральном законе от 25.12.2008 г. N278-ФЗ «О противодействии коррупции» трактуется следующее определение: ««Коррупция − злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Коррупция в сфере образования может проявляться в различных формах. Основными формами являются незаконное расходование бюджетных средств, получение взятки при лицензировании и аккредитации образовательных организаций, нарушение правил проведения и проверки Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), нелегальное получение документов об образовании, незаконное зачисление в образовательные организации, вымогательство взятки преподавателями, подстрекательство к взятке студентами и др.

Проблема коррумпированности сферы образования обуславливается рядом причин. Существуют экономические причины, которые порождают коррупцию. В первую очередь сюда следует отнести низкий уровень заработной платы преподавателей образовательных организаций. Но следует отметить, что в связи с реформированием в сфере образования данная ситуация значительно улучшается. Во-вторых, к таким причинам относят систему финансирования сферы образования. Главной социальной причиной процветания коррупции в данной сфере выступает этика образования. Она понимает под собой основные правила и принципы взаимоотношений, которые складываются в образовательном сообществе в целом, а также в отдельно взятом учебном заведении, преподавательском коллективе, в отношениях между студентами и преподавателями. Важной причиной коррупции являются недостатки в правовой сфере. Например, в статье 290 Уголовного Кодекса РФ субъектом преступления выступает должностное лицо. Согласно примечанию к статье 285 Уголовного Кодекса РФ «должностное лицо» - это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что лица, получившие взятку, привлекаются к уголовной ответственности в том случае, если они являются должностными лицами, а преподаватели, учителя таковыми не являются.

В наше время создаются специальные механизмы, принимаются различные меры для проведения антикоррупционной деятельности в области образования. Сюда можно отнести разработку единой государственной политики по противодействию коррупции в образовательной сфере. Также, следует отметить, что создаётся эффективный контроль над системой образования. Происходит явное разграничение полномочий между органами государственной власти и органами, которые осуществляют лицензирование, государственную аккредитацию образовательных организаций. Важным механизмом является чёткое определение бесплатных услуг в сфере образования, которые гарантируются государством. У граждан РФ должно быть сформировано представление о том, какие образовательные услуги являются бесплатными, а какие осуществляются на платной основе. Только при непосредственном участии граждан можно осуществлять антикоррупционную политику в сфере образования. Органы государственной власти должны вырабатывать у граждан РФ «антикоррупционный иммунитет». Попечительские, управляющие, наблюдательные советы на уровне образовательной организации должны руководствоваться принципом открытости управления и функционирования. Важно отметить то, что компетенция данных органов состоит не только в решении стратегических, но ещё и финансовых вопросов. Противодействию коррупции будет способствовать публичная отчётность в образовательной сфере. Необходимо расширять участие институтов гражданского общества в принятие правовых решений в области образования. Уровень коррупции может быть значительно снижен за счёт повышения престижа педагогической деятельности. А также за счёт увеличения заработных плат работникам в образовательной сфере, так как вследствие этого взяточничество станет экономически невыгодным.

Исходя из всего вышесказанного, можно составить характеристику системы образования, которая будет свободна от коррупции. При такой системе должен быть обеспечен равный доступ к получению образования; распределение учебных программ и материалов, проведение аккредитации и лицензирование учебных заведений, получение образовательных услуг и товаров должны происходить честно. А также граждане, осуществляющие преподавательскую деятельность, должны поддерживать систему профессиональных стандартов.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что проблема коррупции в сфере образования является действительно актуальной в Российской Федерации. Мы выяснили, что коррупция в сфере образования делится на две ступени и проявляется в различных формах. Также, выявили ряд причин, которые порождают коррупцию в данной сфере. В России образование провозглашается приоритетным направлением национальной политики. Именно поэтому остро стоит вопрос об обеспечении антикоррупционной безопасности образовательной сферы. Данный вид безопасности осуществляется путём создания определённых правовых механизмов по борьбе с коррупцией, а также усовершенствования законодательства в данной сфере.

Список литературы

1. Волынская Ю.Ю., Волынский Ю.Р. Экстремизм и коррупция - угроза общественной безопасности // Современные тренды в профессиональном образовании и развитии государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации. – 2017. – №1. – С. 13-17.

2. Герасимов К.Б., Просвиркин Н.Ю. Использование статистического инструментария для решения проблем управления вузами Самарской области // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2016. – С. 208-212.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, вынесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 №6-ФКЗ, от 30.12. 2008 №7-ФКЗ, от 5.02.2014.№2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №15. Ст. 1691.

4. Лекасова А.С., Волкова Н.А. Должностные преступления: содержание и ответсвенность // Вестник молодых учёных Самарского государственного экономического университета. – 2017. –№1. – С. 179-183.

5. Логунова О.А, Логунова Е.Г. Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического опроса // Дискуссия. – 2016. – №5. – С. 69-74.

6. Милова И.Е., Абалымова А.А. Юридический смысл провокации взятки в свете противодействия коррупции в России // Современные технологии в мировом научном пространстве. – 2016. – №4. – С. 123-127.

7. Полукаров А.В. Правовая и организационная обеспеченность противодействия коррупции в социальной сфере // Вестник юридического института МИИТ. – 2017. – №3. – С. 101-105.

8. Салюк А.А., Матненко М.А. Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы права. – 2016. – №2. – С. 11-14.

9. Симанович Л.Н. Условия совершения коррупционных преступлений в системе высшего профессионального образования и меры по их профилактике. Внедрение антикоррупционного законодательства в РФ // Образование. Наука. Научные кадры – 2017. – №5. – С. 30-32.

Уважаемые студенты, сотрудники академии, и все интересующиеся лица!

Предлагаем Вам ознакомиться со статьей, раскрывающей основные моменты противодействия коррупции в сфере образования.

Понятие «коррупция» раскрывается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым «коррупция» – это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение перечисленных в п. «а» деяний от имени или в интересах юридического лица.

Кроме того, в указанном Федеральном законе определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основными принципами противодействия коррупции являются:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Правовую основу противодействия коррупции составляют:

1) федеральные нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации: в частности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г.);

3) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) муниципальные правовые акты.

1. Нормативные правовые акты федерального уровня

Среди основных нормативных правовых актов федерального уровня следует назвать:

– Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

– Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

– Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

– Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 гг. и др.

Минобрнауки России в рамках своей компетенции приняло ряд приказов, направленных на предупреждение коррупции:

– приказ от 7 октября 2009 г. № 375 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации»;

– приказ от 29 июля 2009 г. № 275 «О порядке проведения проверок правовых актов, изданных федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации»;

– приказ от 29 марта 2012 г. № 239 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих» и др.

Говоря о механизмах противодействия коррупции, заложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить положения, конкретизирующие требования информационной открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций, более детально урегулированный правовой статус образовательных организаций, а также правовой статус педагогических работников, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Родителям предоставлены возможности более активно участвовать в организации учебного процесса (что делает его более открытым и, соответственно, снижает коррупционные риски): выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения; высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (формы учета высказанного мнения при этом Федеральным законом не оговариваются). Закреплен базовый принцип, согласно которому родители (законные представители) обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают им помощь; при этом установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут установленную в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных федеральных законах ответственность. Следует отметить, что на данный момент специальной ответственности родителей в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено; будут действовать общие нормы, в частности нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.25, устанавливающая ответственность за неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), а также нормы Семейного кодекса (ст. 76), предусматривающие ответственность родителей за уклонение от выполнения обязанностей в виде лишения родительских прав.

В числе новелл, снижающих коррупционные риски, можно упомянуть, в частности, запрет в отношении педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

2. Международные нормативные правовые акты

Правовую основу противодействия коррупции составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Соответствующее положение закреплено в ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также следует из содержания п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, меры, принимаемые в Российской Федерации в связи с противодействием коррупции, должны соответствовать международным обязательствам.

Среди основных международных актов, направленных на противодействие коррупции, следует отметить Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. Несмотря на то, что данные акты не закрепляют понятия «коррупции», они содержат перечень деяний, признаваемых коррупционными и подлежащих криминализации. Так, Конвенция ООН 2003 г. к числу таких деяний относит активный и пассивный подкуп национальных и международных государственных должностных лиц, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе; отмывание доходов от преступлений; сокрытие; воспрепятствование осуществлению правосудия.

Российская Федерация ратифицировала большинство положений Конвенции ООН 2003 г., в настоящее время практически все они нашли отражение в российском законодательстве. Исключение составляет норма, предусмотренная ст. 20 данной Конвенции, предусматривающая криминализацию незаконного обогащения в качестве уголовно наказуемого деяния. В соответствии с положениями ст. 20 «незаконное обогащение» – значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Отказ от ратификации ст. 20 объяснялся опасением, что имплементация данной нормы в российское законодательство нарушит закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности. В то же время в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года незаконное обогащение называется косвенным признаком коррупции, являющимся основанием привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией и злоупотреблением служебным положением.

3. Законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации играют определяющую роль в реализации антикоррупционной политики, поэтому правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции на региональном уровне имеет важное значение для повышения эффективности противодействия коррупции в государстве в целом.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет констатировать, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции. В целом антикоррупционная деятельность субъектов Российской Федерации ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции.

В муниципальных образованиях ситуация с осуществлением специального правового регулирования вопросов противодействия коррупции в сфере образования примерно такая же, как и в субъектах Российской Федерации: упоминание специфики предупреждения коррупции в образовательной сфере является редким.

2. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений

Рассматривая проблемы предупреждения коррупции и повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции нельзя не уделить внимание вопросам ответственности за совершение соответствующих правонарушений.

Как указано в ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) уголовная ответственность (установлена Уголовным кодексом Российской Федерации): мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159), присвоение или растрата (ч. 3 ст. 160), злоупотребление полномочиями (ст. 201), получение взятки (ст. 290), злоупотребление полномочиями (ст. 285), нецелевое использование и хищение бюджетных средств (ст. 285.1), совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях (ст. 288), превышение должностных полномочий (ст. 286) и др.

2) административная ответственность (установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях): мелкое хищение (ст. 7.27), нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14), незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст. 19.29), нарушение права на образование и и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (ст. 5.57), нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30) и др.

3) гражданско-правовая ответственность: так, устанавливается запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (ст. 575 Гражданского кодекса РФ); в сделка может быть признана недействительной, если будет установлено, что она заключена вследствие коррупционного правонарушения, в этом случае будут применяться нормы ст. 168–170 Гражданского кодекса Российской Федерации (о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности; не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам; недействительности мнимых и притворных сделок).

4) дисциплинарная ответственность.

В частности, Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность за нарушение обязанности уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (ч. 3 ст. 9); принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ч. 5 ст. 11); уведомлять работодателя при заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров после увольнения с государственной службы о последнем месте службы (ч. 3 ст. 12). Несоблюдение ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов являются основанием для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия к нему представителя нанимателя (ст. 59.3).

Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность за нарушение обязанности уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (ч. 3 ст. 9); принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ч. 5 ст. 11); уведомлять работодателя при заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров после увольнения с государственной службы о последнем месте службы (ч. 3 ст. 12).