Загадочная личность: Борис Годунов (11 фото). Борис Годунов: личность, политик, государь Смерть Ивана Грозного и дальнейшее усиление Годунова

«Борис Годунов» - реалистическая драма пера Александра Сергеевича Пушкина, главным героем которой, как видно из названия, является Борис Годунов – между прочим, совершенно реальная историческая личность.

Борис Федорович Годунов, фактически, был правителем государства, с 1598 года – русским царём. Личность интересная, самобытная, выделяющаяся среди других. Возможно, именно поэтому русские писатели старались воплотить его образ в своих произведениях. Каким же этот образ получился у Александра Пушкина?

Тема трагедии, которая красной нитью тянется через все страницы, - это царь и люди. Борис Годунов показан в произведении именно и как простой человек, и как царь, великий правитель. Именно таким образом автор показывает его разносторонность, его личные качества. Изначально образ представляется положительным: желание сделать так, чтоб народ был счастлив и доволен, большой ум, сильная воля. Он искренний, эмоциональный, но несмотря на это остаётся мудрым и опытным политиком. Однако политикам свойственна холодность и непримиримость…

Казалось бы – идеальный человек, хороший политик, что ещё-то надо? Но народ царя не любит. И причина нелюбви очень простая. Имея могучий ум, сильную волю и массу положительных черт характера, Борис Годунов допустил одну фатальную ошибку, которая всё это перечеркнула. Он решил придерживаться самодержавия. Таким образом вся власть была в руках царя. Он боролся с родовитым боярством и закреплял крестьян за помещиками. Такая политика априори не могла понравиться простому люду.

Но самое ужасное, что вызывало недоверие у всех, это то, что Борис Годунов стал царём не легально. Не согласно престолонаследованию, а через преступление.

Убийство младого царевича Дмитрия причиняет Борису большие душевные страдания. Но не в этом корень всех его проблем. Борис был царём на перепутье. Александр Сергеевич Пушкин раскрыл все личностные качества, все душевные переживания этого человека. Сделал образ «живым» и «дышащим».

Гибель этого человека обусловлена непринятием общества, ни один класс народа не считал его своим. Он выдержал революцию в своей душе, но не смог провести революцию в общество. Народ увидел в нём деспота, который старается убить свой народ. Все благие дела царя воспринимались народом исключительно как попытка скрыть свою гниль, пустить пыль в глаза.

Так Пушкин показал читателям, что причина гибели этого человека – потеря веры.

Сочинение Борис Годунов

Внутренний мир Годунова показан нам свободно и многосторонне. Он представлен правителем и душевным семьянином.

Правитель наделён многочисленными положительными чертами характера. Он обладает высоким уровнем знаний, мощной волей, внимательностью, стремлением. Годунов - квалифицированный политический деятель, он здраво принимает во внимание расположение высших чинов к нему, осознает непростую ситуацию внутри государства и предоставляет разумные рекомендации собственному сыну в смертельном завещании.

Невзирая на все это, население перестает проявлять симпатии к государю. Борис является приверженцем самодержавия, что берет свои корни еще в Молодой Руси со времен Ивана III. Годунов выбрал политическую деятельность Ивана IV - концентрация целого государства лишь в руках государя. Он также начинает вести политическую борьбу с самим боярством. Его опорой является служилое дворянство, как у Ивана IV. Годунов не прекращает политическую деятельность столичных повелителей относительно народа, Борис приложил усилия для уничтожения возможности крестьян на переход от одного владельца к другому, что завязало их за своими владыками.

Подобная стратегия Бориса увеличивает вначале подозрительное, а после агрессивное расположение страны.

Однако Борис выделяется среди всех предшествующих ему тем, что занял он престол путем совершения убийства. В XVII столетии Годунова считали убийцей Дмитрия- королевича, отпрыска Ивана IV. Карамзин несчастье Годунова оценивал, как результат содеянного: господь проучил Бориса из-за убиения королевича- младенца.

Убийство Дмитрия наносит царю искренние страдания, увеличивает антипатию люда к нему, да вот это не является главной причиной драматической участи. Смерть Бориса определена общественными факторами, битвой классовых сил. На войну с ним пустилось не только боярство, казаки, поляки, но и население.

Народ отказался от царя и после взбунтовался, так как они видели его, как тирана, который никак не беспокоится о благе люда, лишь усугубляет его положение, закрепощая крестьян.

Таким образом, Пушкин демонстрирует ту основную причину трагедии Годунова, он оказался без почета, симпатий и помощи народа.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Зачем нам нужен речевой этикет? (рассуждение)

    Этикет в речи необходим людям. Это удобно, для общения людей одного круга. С помощью речи можно узнать род деятельности человека, уровень его культурного развития.

    Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике

Бори́с Фёдорович Годуно́в (1552 — 13 апреля 1605) — боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 (27) февраля 1598 года — русский царь.

По легенде, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Предки Годунова были боярами при московском дворе. Борис Годунов родился в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович Годунов по прозвищу Кривой, был вяземским помещиком средней руки.

После смерти отца (1569) Бориса взял в свою семью его дядя, Дмитрий Годунов. В годы опричнины Вязьма, в которой находились владения Дмитрия Годунова, перешла к опричным владениям. Незнатный Дмитрий Годунов был зачислен в опричный корпус и вскоре получил при дворе высокий чин главы Постельного приказа.

Выдвижение Бориса Годунова начинается в 1570-х годах. В 1570-м он стал опричником, а в 1571-м был дружкой на свадьбе царя с Марфой Собакиной. В том же году Борис сам женился на Марии Григорьевне Скуратовой-Бельской, дочери Малюты Скуратова. В 1578 году Борис Годунов становится кравчим. Еще через два года после женитьбы своего второго сына Фёдора на сестре Годунова Ирине, Иван Грозный пожаловал Бориса званием боярина. Годуновы медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х — начале 1580-х гг. они выиграли сразу несколько местнических дел, обретая довольно прочное положение среди московской знати.

Годунов был умён и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. В последний год жизни царя Борис Годунов обрёл большое влияние при дворе. Вместе с Б.Я.Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного.

Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 марта 1584 г. Грозный, по свидетельству Д. Горсея, был «удушен». Не исключено, что против царя был составлен заговор. Во всяком случае, именно Годунов и Бельский находились рядом с царём в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя.

На престол вступил Фёдор Иоаннович. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике, поэтому был создан регентский совет из четырёх человек: Богдана Бельского, Никиты Романовича Юрьева (Романова), князей Ивана Фёдоровича Мстиславского и Ивана Петровича Шуйского.

31 мая 1584 года в день коронации царя Борис Годунов был осыпан милостями: он получил чин конюшего, звание ближнего великого боярина и наместника Казанского и Астраханского царств. Однако это отнюдь не означало того, что Годунов обладает единоличной властью — при дворе шла упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. В 1584 году был обвинен в измене и сослан Б.Бельский; в следующем году скончался Никита Юрьев, а престарелый князь Мстиславский был насильственно пострижен в монахи. Впоследствии подвергся опале и герой обороны Пскова И.П. Шуйский. Фактически с 1585 года, 13 из 14 лет правления Фёдора Иоанновича, Россией правил Борис Годунов.

Деятельность правления Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчётливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений.

Борис Годунов покровительствовал талантливым строителям и архитекторам. С размахом осуществлялось церковное и городское строительство. По инициативе Годунова началось строительство крепостей в Диком поле — степной окраине Руси. В 1585 году была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. Началось заселение и освоение опустевших во время ига земель к югу от Рязани (территория нынешней Липецкой области). В Сибири в 1604 году был заложен город Томск.

В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси — Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской». Крепость была построена по инициативе Годунова для защиты западных рубежей России от Польши.

При нём в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружён водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор. Строились и новые крепостные укрепления. В 1584-91 годах под руководством зодчего Федора Савельева по прозвищу Конь были возведены стены Белого города протяженностью 9 км (они опоясали район, заключенный внутри современного Бульварного кольца). Стены и 29 башен Белого города были сложены из известняка, обложены кирпичом и оштукатурены. В 1592 году на месте современного Садового кольца была построена еще одна линия укреплений, деревянно-земляная, прозванная за быстроту постройки «Скородомом».

Летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей с полуторасоттысячным войском подошел к Москве, однако, оказавшись у стен новой мощной крепости и под прицелом многочисленных пушек, штурмовать ее не решился. В мелких стычках с русскими отряды хана постоянно терпели поражения; это вынудило его отступить, бросив обоз. По дороге на юг, в крымские степи, войско хана понесло большие потери от преследовавших его русских полков. За победу над Казы-Гиреем Борис Годунов получил наибольшее вознаграждение из всех участников этой кампании (хотя главным воеводой был не он, а князь Фёдор Мстиславский): три города в Важской земле и звание слуги, которое считалось почетнее боярского.

Годунов стремился облегчить положение посадских людей. По его решению торговцы и ремесленники, проживавшие в «белых» слободах (частновладельческих, плативших подати крупным феодалам), были причислены к населению «черных» слобод (плативших налог — «тягло» — государству). При этом размер «тягла», взимавшегося со слободы в целом, был оставлен прежним, а доля отдельного горожанина в нем уменьшилась.

Хозяйственный кризис 1570-х—начала 1580-х годов заставил пойти на установление крепостной зависимости. 24 ноября 1597 года был издан указ об «урочных летах», согласно которому крестьяне, бежавшие от господ «до нынешнего… году за пять лет» подлежали сыску, суду и возвращению «назад, где кто жил». На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 мая 1595 г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключён мирный договор, завершивший русско-шведскую войну 1590 — 1593 годов. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, и Россия, согласно договору, получила Ивангород, Ям, Копорье и Корелу. Таким образом, Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны.

Наследником престола при жизни царя Фёдора был его младший брат Дмитрий, сын седьмой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591 царевич при невыясненных обстоятельствах погиб в удельном городе Угличе. Официальное расследование проводил боярин Василий Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свёл причины случившегося к «небрежению» Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич, по слухам, был болен «падучей» болезнью (эпилепсией).

Летопись времён Романовых обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Исаак Масса также пишет, что «твердо убежден в том, что Борис ускорил его смерть при содействии и по просьбе своей жены, желавшей скорее стать царицею, и многие московиты разделяли мое мнение». Тем не менее участие Годунова в заговоре на жизнь царевича не доказано.

В 1829 году историк М.П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков XX века (С.Ф. Платонова, Р.Г. Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.

7 января 1598 года Фёдор Иоаннович умер, и мужская линия Московской ветви династии Рюриковичей пресеклась. Единственной близкой наследницей престола осталась троюродная сестра покойного, Мария Старицкая (1560—1611?).

После попыток назначить правящей царицей вдову умершего царя Ирину — сестру Бориса, 17 (27) февраля 1598 года Земский собор (учитывая в том числе и «рекомендацию» Ирины) избрал царем шурина Фёдора Бориса Годунова и принес ему присягу на верность. 1 (11) сентября 1598 года Борис венчался на царство. Близкое свойство, что было характерно для того времени, перевесило дальнее родство возможных претендентов на трон. Не менее важным представлялся тот факт, что Годунов уже давно фактически правил страной от имени Федора, и не собирался выпускать власть из своих рук после его смерти.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. В 1604 г. посылал окольничего М. И. Татищева в Грузию, чтобы просватать дочь за местного царевича.

Первый царь не из Рюриковичей (если не считать такое подставное лицо, как Симеон Бекбулатович), Годунов не мог не чувствовать шаткость своего положения. По своей подозрительности он немногим уступал Грозному. Взойдя на престол, он принялся сводить личные счёты с боярами. По словам современника, «цвел он, как финик, листвием добродетели и, если бы терн завистной злобы не помрачал цвета его добродетели, то мог бы древним царям уподобиться. От клеветников изветы на невинных в ярости суетно принимал, и поэтому навел на себя негодование чиноначальников всей Русской земли: отсюда много ненасытных зол на него восстали и доброцветущую царства его красоту внезапно низложили».

Подозрительность эта на первых порах уже проявилась в клятвенной записи, но впоследствии дело дошло до опал и доносов. Князьям Мстиславскому и В. И. Шуйскому, которые по знатности рода могли иметь притязания на престол, Борис не позволял жениться. С 1600 г. подозрительность царя заметно возрастает. Быть может, не лишено вероятности известие Маржерета, что уже в то время поползли тёмные слухи, будто Димитрий жив. Первой жертвой подозрительности Бориса был Богдан Бельский, которому царь поручил строить Царёв-Борисов. По доносу о щедрости Бельского к ратным людям и неосторожных словах: «Борис царь на Москве, а я в Борисове» Бельский был вызван в Москву, подвергся различным оскорблениям и сослан в один из отдаленных городов.

Холоп князя Шестунова сделал донос на своего господина. Донос оказался не заслуживающим внимания. Тем не менее доносчику сказали царское жалованное слово на площади и объявили, что царь за его службу и раденье жалует ему поместье и велит служить в детях боярских. В 1601 г. по ложному доносу пострадали Романовы и их родственники. Старший из братьев Романовых, Феодор Никитич, был сослан в Сийский монастырь и пострижен под именем Филарета; жену его, постригши под именем Марфы, сослали в Толвуйский Заонежский погост, а малолетнего сына их Михаила (будущего царя) на Белоозеро. Преследования со стороны Годунова вызывали в народе сочувствие к его жертвам. Так крестьяне Толвуйского погоста тайно помогали инокине Марфе и «проведывали» для нее новости о Филарете.

Царствование Бориса начиналось успешно, однако череда опал породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. В 1601 шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, «поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех ». В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Около 127 тыс. человек, умерших от голода, было похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

В 1601—1602 Годунов пошёл даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне таким образом спасали свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг не намного увеличил популярность царя.

Массовый голод и недовольство установлением «урочных лет» стали причиной крупного восстания под руководством Хлопка (1602—1603 гг.), в котором участвовали крестьяне, холопы и казаки. Повстанческое движение охватило около 20 уездов центральной России и юга страны. Восставшие объединялись в крупные отряды, которые продвигались к Москве. Против них Борис Годунов направил войско под командованием И. Ф. Басманова. В сентябре 1603 г. в ожесточенном сражении под Москвой повстанческая армия Хлопка была разбита. Басманов погиб в бою, а сам Хлопок был тяжело ранен, взят в плен и казнен.

Вместе с тем Исаак Масса сообщает, что «…запасов хлеба в стране было больше, чем могли бы его съесть все жители в четыре года… у знатных господ, а также во всех монастырях и у многих богатых людей амбары были полны хлеба, часть его уже погнила от долголетнего лежания, и они не хотели продавать его; и по воле божией царь был так ослеплен, невзирая на то, что он мог приказать все, что хотел, он не повелел самым строжайшим образом, чтобы каждый продавал свой хлеб».

По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, жив. О Годунове хулители отзывались нелестно — «рабоцарь». В начале 1604 было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья.

16 октября 1604 Лжедмитрий I с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия». Однако в январе 1605 правительственные войска в битве при Добрыничах разбили самозванца, который с немногочисленными остатками своей армии был вынужден уйти в Путивль.

Ситуация для Годунова осложнялась из-за состояния его здоровья. Уже с 1599 года появляются упоминания о его болезнях, нередко царь недомогал и в 1600-е годы. 13 апреля 1605 Борис Годунов казался весёлым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошёл оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился; версия о естественной смерти более вероятна, так как Годунов и раньше нередко болел. Похоронили его в Кремлёвском Архангельском соборе.

Царём стал сын Бориса — Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошёл мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Фёдора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса — Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Фёдор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.

При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троицкий монастырь и захоронены в сидячем положении у северо-западного угла Успенского собора. Там же в 1622 году похоронили Ксению, в иночестве Ольгу. В 1782 г. над их гробницами была сооружена усыпальница.

В 1710 г. немецкий композитор Иоганн Маттезон написал оперу «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон». Однако премьера оперы состоялась лишь в июне 2007 года — долгое время партитура хранилась в гамбургском архиве, затем в ереванском, куда она попала после Великой Отечественной войны.

В 1824-25 гг. Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» (опубликована в 1831 г.), посвященную царствованию Бориса Годунова и его конфликту с Лжедмитрием I. Действие трагедии происходит в 1598 — 1605 гг. и заканчивается описанием убийства Фёдора и «провозглашения» новым царём «Дмитрия Ивановича» (широкую известность получила финальная ремарка трагедии — Народ безмолвствует ). Первая постановка трагедии — 1870 г., Мариинский театр в Петербурге.

В 1869 г. Модест Мусоргский закончил работу над одноимённой оперой на текст драмы Пушкина, которая впервые была поставлена на сцене того же Мариинского театра (1874 г.).

В 1870 г. А. К. Толстой опубликовал трагедию «Царь Борис», действие которой так же, как и у Пушкина, охватывает семь лет царствования Бориса Годунова; трагедия является заключительной частью исторической трилогии (первые — «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Фёдор Иоаннович»).

Пьеса Пушкина была экранизирована четырежды, последний раз — в 2011 г. режиссёром Владимиром Мирзоевым.

[править] Дети Федор Борисович Годунов (1589—10 июня 1605). Ксения (1582—1622). [править] Примечания [править] Литература Борис Федорович Годунов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Кроме общих источников Карамзина, Арцыбашева, Соловьёва (т. VII и VIII), Костомарова: «Русская история в жизнеописаниях» (т. I), ср. Бестужев-Рюмин, «Обзор событий от смерти царя Иоанна Вас. до избрания на престол Мих. Фед. Романова» («Ж. М. Н. Пр.» 1887, июль); Павлов, «Об историч. значении царствования Бориса Годунова» (2 изд. 1863); Белов, «О смерти царевича Димитрия» («Ж. М. Н. Пр.», 1873, т. 168); Платонов, «Повести и сказания о смутном времени» (СПб., 1888 г.); Сергеевич, «Юридич. древности» (I. СПб., 1890).

Боханов А.Н. Борис Годунов. М.: Вече, 2012. 352 с., ил., Серия «Великие исторические персоны», 2500 экз., ISBN 978-5-9533-5679-4 Мерцалов А.Е. Борис Годунов. 1584-1605. (Опыт характеристики) // Исторический вестник, 1893. - Т. 54. — № 11. - С. 460-475. «Борис Годунов» на английском языке, переод Алика Вагапова Морозова Л.Е. Два царя: Федор и Борис. — М.: ООО «Русское слово», 2001. Павлов, А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове. СПб., 1992. Платонов, С. Ф. Борис Годунов. Мудрец и преступник. М., 2006. Скрынников, Р. Г. Иван Грозный. Борис Годунов. Василий Шуйский. М., 2005. Емельянов-Лукьянчиков М.А. Мифы о Годуновых http://www.pravoslavie.ru/arhiv/5717.htm Пугачев А.Н. Вяземский край — родина Бориса Годунова (Вязьма,2009).

1.Введение……………………………………..……………….…………............3

2. Глава 1. Личность Бориса Годунова……...………..........................................6

3.Глава 2. Царствование и крах правления..…………………….......................15

4. Заключение…………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………...………….26

Введение

Данная работа актуальна в наше время, так как в современном мире все больше внимания уделяется истории. В России этот вопрос должен стоять на первом месте в развитии личности. Так только знающий свою историю человек может считать себя образованным и сложенным социально. Так же по отношению к России, другие страны мира часто применяют фальсификацию исторических событий в свою пользу, это не допустимо, и мы должны передать будущим поколениям истинные события, происходившие в стране за всю её многовековую историю.

Данный реферат раскрывает тему личности Бориса Годунова. Цель работы: проанализировать найденный материал, изложить читателю основные факты жизни Бориса Годунова.

Основной задачей считаю разобраться в личности деятеля, и решить для себя положительно или отрицательно Борис повлиял на ход истории.

Историки, такие как В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, Н.И.Костомарова, И.Е.Забелина, С.М.Соловьева, С.Ф.Платонова, В.О.Ключевского и др., искали ответ на вопросы: каков был повод стремительного взлета Годунова и из-за чего его конец был столь отрицателен и так трагичен? Многие думали, что Борис заполучил путь к престолу путем жестоких преступлений, ведущим из которых было убийство царевича Дмитрия, сына царя Ивана Грозного .

Другой образ Годунова создали историки, критически подошедшие к известным до этого фактам.К примеру Ключевский заметил у Бориса ряд положительных качеств: глубокий ум, рассудительность, умение управлять государством, так же заботу о его благосостоянии, нищелюбие, милостивость и т.д) . Именно эти качества обеспечили успех Бориса на Земском соборе. Но так же и, отрицательные качества: властолюбие, подозрительность, покровительство доносчикам, репрессии в отношении бояр, которые оттолкнули от него людей и помогли довольно сильно упасть его авторитету и стать отрицательным героем больше,чем положительным. Успех Бориса историк увидел в его умении управлять государством, которое проявилось еще в царствование Федора, причину падения – в трагическом совпадении исторических случайностей: трехлетний голод опустошил страну, ненадежная боярская среда поддержала самозванческую интригу и т.д.

Соловьев одним из первых поставил вопрос о том, что Б.Годунов не был очень великой государственной личностью. Его правление историк объяснил поддержкой других лиц, пользовавшихся в стране авторитетом: патриарха Иова, сестры царицы Ирины, приказных дьяков. Проигрыш царствования Бориса Соловьев разъяснил тем, что тот оказался недостоин трона: всех подозревал, всех боялся, никому не доверял .

Р.Г.Скрынников дал другую оценку Б.Годунову как правителю. Он обратил внимание на происхождение и рабочую деятельность Бориса еще при Иване Грозном, что своим возвышением тот был обязан опричнине, дяде Дмитрию Ивановичу, царскому постельничему, и женитьбе на дочери царского любимца Малюты Скуратова. Брак сестры Ирины с царевичем Федром еще сильнее закрепил его положение при дворе. По мнению Скрынникова, Борис получил трон только благодаря политическим интригам и поддержке своих сторонников.

Много внимания Годунову уделял А.А.Зимин, полагавший, как и многие другие, что тот был последователем царя Федора и, "используя приемы социальной демагогии, овладел ситуацией в стране и укрепил свою власть" . Причиной падения Бориса историк считал в том, что его политика привела к перенапряжению народных сил, закончившемуся Крестьянской войной против крепостного строя.

17 февраля 1598 г. а это примерно 400 лет назад в первый раз в России на Земском соборе был избран царь. Но его царствование было коротким, после смерти 6 января 1598 г царя Федора Ивановича престол оказался свободным, так как у него не было детей. Земский собор, собранный вскоре после смерти Федора, решил судьбу престола. Новоиспеченным царем, был избран Борис Федорович Годунов, боярин, не относившийся к династии московских князей.
Личность Бориса Годунова все время была крайне интересна для изучения, поэтому довольно много историков занимались данной темой. В XVI и XVII столетий Борису выпала участь сыграть роль и победителя, и жертвы. Поступки этой личности получали от его современников как одобрения, так и критику. После смерти Ивана четвертого, Борис Годунов отправил царевича Дмитрия и Нагих в Углич. Богдана Бельского заставил провернуть покушение на Федора Ивановича, следом отправил его в Нижний Новгород, а Мстиславского в заточение, и там приказал его задушить, призвал жену короля Ливонского Марью Владимировну, что бы её насильно остригли в монастырь а дочь её Евдокию убили. Далее приказал перебить бояр и задушить всех Шуйских князей, при этом пропустив почему-то Василия и Дмитрия Ивановичей. Затем установил патриаршество, убил Дмитрия, подделал извещение о убийстве, подкупил расследование и изменил решение собора об этом деле, поджёг Москву, призвал Крымского хана, чтобы отвлечь внимание народа от убийства царевича Дмитрия и пожара Москвы. Ослепил Симеона Бекбулатовича, после этого основал дело о заговоре Никитичей, Черкасских и других, всех их перебил и заточил. Наконец, убил даже свою сестру Ирину за то, что она не хотела признать его царем. Борис был неприятен всем чиновникам и боярам за то, что грабил, разорял и избивал их, народу – за то, что вернул крепостное право, московским купцам и черни – за то, что не миловал Шуйских и Романовых.

Подкрепленный точными источниками, этот перечень обвинений на Годунова не преувеличен. Беда Бориса состояло в том, что в старые времена писавшие о нем не выходили из круга наговоров и сплетен. Дело стало меняться, когда, внимание историков от личности Бориса направилась к изучению той эпохи в целом. Серьезное исследование эпохи Бориса повело к тому, что выяснился большой талант Бориса как правителя и в его характеристику добавились новые, благоприятные для его оценки черты. Конечно, не у всех историков новые материалы расположили положительно Годунова; но как только появился шанс перейти от летописных повествований к “документальным данным”, у Годунова стали появляться защитники и почитатели.

Глава 1. Личность Бориса Годунова

Дата рождения Бориса Годунова точно не известна. "Борисов день" праздновался 24 июля, следовательно эта дата, скорее всего, и была днем его рождения. Его отец, Федор Иванович Кривой, ничем особым не известен и где-либо на службе не стоял.

По родословию, Б. Ф. Годунов был больше Ф. Н. Романова сообразно тому факту,что некоторое количество поколений его предков были первыми отпрысками собственных отцов. Нужно развеять и еще один миф, что Борис сделал карьеру только благодаря опричнине и браку с дочерью Малюты Скуратова. Книги говорят о том, что многие Годуновы были довольно известными людьми в государстве с самого начала XVI века. Василий Григорьевич Большой был первым воеводой Сторожевого полка. Еще один двоюродный дед Бориса, Петр Григорьевич в 1508 г. был воеводой Великих Лук, Василий Дмитриевич, троюродный дед Бориса, в 1516 и 1519 гг. возглавлял большой полк на Белой. Воеводами в различных городах были и другие родственники Бориса в 50-е и начале 60-х годов, т.е. до опричнины.

Большого успеха при дворе Ивана IV удалось достичь Дмитрию Ивановичу Годунову, родному дяде Бориса. С 1567 по 1573 г. он был царским постельничим, возглавляя Постельничий приказ. В его должностные обязанности входило организовывать спокойный сон государя и т.д. Исполнять такую должность мог только очень родной и близкий к Ивану IV человек. Получив эту должность так же, он получил разрешение на постройку в Кремле своего двора. Вместе с ним поселились и рано лишившиеся родителей племянники: Василий и Борис и их младшая сестра Ирина. В 1567 году свою самую первую придворную должность получил Борис – пятым стряпчим.

Скорее всего он был стряпчим Постельничего приказа, и в его обязанности входило принимать и подавать одежду от царя. Иван IV ту же обратил внимание на красивого и обходительного парня и стал ему покровительствовать. Это придало молодому честолюбцу уверенность в своих силах, и он стал бороться за более высокое место в придворной иерархии.

ЛИЧНОСТЬ БОРИСА ГОДУНОВА

ЛИЧНОСТЬ БОРИСА ГОДУНОВА

Введение

Начало пути

Пора испытаний

Гонения на бояр

Учреждение патриаршества

Внешнеполитические успехи

Угличская драма

«Заповедные лета»

Земский собор 1598 года

Успешное начало царствования Бориса

Великий голод. Крах Годунова.

Список литературы

Введение

Личность Бориса Годунова, его неслыханные возвышения и трагический конец поразили воображение современников и привлекли внимание историков, писателей, поэтов, художников, музыкантов. В этом нет ничего удивительного. Жизненный путь Бориса Годунова на редкость необычен. Начав службу заурядным дворянином, Борис занял пост правителя при слабоумном царе, а затем стал властелином огромной державы.

В это время Россия вступила в полосу тяжёлых испытаний. Грандиозные стихийные бедствия на десятилетия подорвали её производительные силы. Длительная война довершила дело. В стране воцарилась неописуемая разруха. После завоевания Нарвы русские почти четверть века владели морским портом на Балтике. Проиграв Ливонскую войну, государство лишилось «нарвского мореплавания» , необходимого для развития торговли в Западной Европе. Военное поражение подорвало международные позиции России.

Внешние неудачи усугубили острый внутренний кризис. Истоки его коренились в отношениях двух главных сословий феодального общества - землевладельцев и крестьян. В конце XVI века корыстные интересы дворянства восторжествовали. Путы крепостной неволи связали миллионное русское крестьянство.

Опричная буря расчистила поле деятельности для многих худородных дворян. Борис Годунов оказался в их числе. Первыми успехами он был обязан опричнине. Затея Грозного расколола феодальное сословие на два соперничавших лагеря. Она оставила после себя много трудных проблем. Как правитель Годунов столкнулся с ними лицом к лицу.

Жизни Бориса сопутствовало много драматических событий. В первые годы его правления в Угличе погиб царевич Дмитрий, последний отпрыск трёхсотлетней московской династии. Таинственный двойник погибшего стал для Годунова и его семьи источником непоправимых бед. Неокрепшая династия была согнана с трона самозванцем.

Писатель и историк Н. М. Карамзин утверждал некогда, что Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы он родился на троне.

В глазах Карамзина лишь законные самодержцы были носителями государственного порядка. Бори узурпировал власть, убив последнего члена царской династии, и потому само провидение обрекло его на гибель.

Суждения дворянского историографа о Годунове не отличались глубиной. А. С. Пушкин понимал историческое прошлое несравненно лучше. Истоки трагедии Годунова он усматривал в отношении народа к власти. Борис погиб потому, что от него отвернулся собственный народ. Крестьяне не простили ему отмены старинного Юрьева дня, ограждавшего их свободу.

Начиная с В. Н. Татищева немало историков считали Годунова творцом крепостного режима. В. О. Ключевский придерживался иного взгляда: «... Мнение об установлении крепостной неволи крестьян принадлежит к числу наших исторических сказок» . Обвинения Годунова во многих кровавых преступлениях Ключевский отмёл как клевету. Яркими красками нарисовал он портрет человека, наделённого умом и талантом, но всегда подозреваемого в двуличии, коварстве и бессердечии. Загадочная смесь добра и зла - таким виделся ему Борис.

С. Ф. Платонов посвятил Годунову книгу не утратившую значения для наших дней. Он также не считал Бориса инициатором закрепощения крестьян. В своей политике, утверждал Платонов, Годунов выступал как поборник общегосударственной пользы, связавший свою судьбу с интересами среднего класса. Многочисленные обвинения против Бориса никем не доказаны. Но они запятнали правителя в глазах потомков.

Начало пути

Предки Годунова - природные костромичи, издавна служили боярами при московском дворе. Старшая ветвь рода, Сабуровы, процветала до времени Грозного, тогда как младшие ветви, Годуновы и Вельяниновы, захирели и пришли в упадок. Бывшие костромские бояре Годуновы со временем стали вяземскими помещиками. Вытесненные из узкого круга правящего боярства в разряд провинциальных дворян, они перестали получать придворные чины и ответственные воеводские назначения.

Борис Годунов родился незадолго до покорения Казани, в 1552 году. Его отец, Фёдор Иванович, был помещиком средней руки. Служебная карьера Фёдору не удалась. Фёдор и его брат Дмитрий сообща владели небольшой вотчиной в Костроме. В жизни Бориса это сыграло особую роль. После смерти отца его взял в свою семью дядя. Не только родственные чувства и ранняя кончина собственных детей побудили Дмитрия Ивановича принять особое участие в судьбе племянника. Важно было не допустить раздела последнего родового имения. Невысокое служебное положение и худородство, можно сказать спасли Годуновых в дни, когда разразилась опричная гроза. Дмитрий Годунов пережил все испытания и попал в опричный корпус в момент его формирования. Царь стремился вырваться из старого окружения. Ему нужны были новые люди, и он распахнул перед ними двери дворца. Так скромный вяземский помещик стал придворным. Служебные успехи дяди пошли на пользу племяннику Борису.

Дмитрий Годунов не принадлежал к плеяде учредителей опричнины. Свой первый думный чин он получил благодаря случайному обстоятельству - внезапной смерти постельничего Наумова. Годунов занял вакантный пост главы Постельного приказа в то время, когда первые страницы опричной истории были уже заполнены.

Теперь ободрённые успехами царя бояре требовали полной отмены опричнины. Верхи феодального сословия выражали недовольство. Трон зашатался. Иван тщетно искал примирения с земщиной. И тут испуганные вожди опричнины впервые прибегли к массовым казням. Волна террора вынесла на поверхность таких авантюристов, как Малюта Скуратов и Василий Грязной. Малюта Скуратов занимал одну из низших ступеней в монашеской иерархии: он числился пономарём. Но слава о его подвигах облетела всю страну. Последними жертвами опричнины стали её собственные творцы. Среди высших дворцовых чинов уцелел один постельничий Годунов. Союз Скуратова и Годунова возник под крышей Постельного приказа. Постельничим мог быть лишь расторопный и вездесущий человек, способный обставить жизнь царской семьи с неслыханной роскошью. Дмитрий Годунов вполне подходил для такой роли. Царь Иван дорожил домашними удобствами и не мог обойтись без его услуг. Постельный приказ отвечал за охрану царских покоев в ночное время. Руководствуясь политическим расчётом, Скуратов выдал дочь за племянника Дмитрия Годунова. Так Борис оказался зятем всесильного шефа опричников.

В. О. Ключевский писал некогда, что Борис Годунов не запятнал себя службой в опричнине и не уронил себя в глазах общества. Но это не совсем верно. На самом деле Борис надел опричный кафтан, едва достигнув совершеннолетия. На службе в ведомстве дяди он вскоре же получил свой первый придворный чин. В качестве стряпчего Борис исполнял при дворе камергерские обязанности. Тревожное опричное время мало благоприятствовало образованию Бориса. Младшие современники считали его вовсе неграмотным. Но как бы то ни было, в юности Борис получил лишь начатки образования. Современники не могли простить ему плохого знания Священного писания. Так что по меркам XVI века Годунов был малообразованным господином. С отменой опричнины и смертью Малюты жизнь двора претерпела большие перемены. Не сумев сохранить родство с царевичем Иваном, Годуновы решили утвердиться при дворе его младшего брата - царевича Фёдора. Вступая в пятый брак, царь Иван объявил, что намерен женить младшего сына. Дмитрий Годунов поспешил взять дело в свои руки и сосватал царевичу свою племянницу Ирину Годунову. Все пороки Фёдора не имели большого значения в глазах постельничего и его племянника. Царь Иван, разгромив мнимый заговор в «дворовой» думе, занялся организацией новой опричнины, получившей наименование «удела» . Под конец жизни царь почти вовсе перестал пополнять обе думы боярами. Исключение было сделано для одних Годуновых. Бывший вяземский помещик Дмитрий Годунов удостоился боярского чина. Его многолетняя служба в составе опричнины, «двора» и «удела» получила высшую оценку. За тридцатилетним Борисом Годуновым не числилось никаких государственных заслуг, но и его царь возвёл в боярское достоинство. Царь постоянно возлагал на Годуновых заботу о младшем сыне. Отправляясь в военные походы, он оставлял Фёдора в безопасном месте под их присмотром. Положение Бориса было весьма почётным, но оно ограничивало поле его деятельности стенами дворца. И Борис усердно постигал тайны дворцовых интриг.

В конце Ливонской войны в царской семье произошли события, круто изменившие судьбу Годуновых. В ноябре 1581 года царь поссорился со старшим сыном и в припадке гнева избил его. От страшного нервного потрясения и побоев царевич Иван слёг и вскоре умер. Смерть старшего брата открыла перед Фёдором путь к трону. Окружению Фёдора эта смерть была исключительно выгодна.

Завещание Грозного нанесло смертельный удар честолюбивым замыслам Годуновых. В качестве ближайших родственников Фёдора они готовились теперь забрать бразды правления в свои руки. Чтобы достичь власти, оставалось сделать один шаг. Именно в этот момент на их пути возникла непреодолимая преграда, воздвигнутая волей царя Ивана - регентский совет. При жизни Грозного его воля оказывала на события решающее влияние. Но с его смертью - а скончался Иван IV в марте 1584 года - всё переменилось. Опасаясь волнений, правительство пыталось скрыть правду от народа и объявило, будто есть ещё надежда на выздоровление государя. Но несмотря на старания властей, весть о смерти царя всё таки распространилась по городу и вызвала волнение в народе. Страх перед назревшим восстанием побудил бояр поспешить с решением вопроса о преемнике Грозного. Глубокой ночью они принесли присягу наследнику - царевичу Фёдору. 31 мая 1584 года столица торжественно отпраздновала коронацию нового царя. Фёдора короновали по чину венчания византийских императоров. Долгая церемония утомила его. Не дождавшись окончания коронации, он передал шапку Мономаха боярину князю Мстиславскому, а тяжёлое золотое яблоко («державу») - Борису Годунову. Этот ничтожный эпизод потряс присутствовавших. В дни коронации Фёдор возвёл шурина в чин конюшего.

Цель занятия: попытка раскрытия личности Б. Годунова через интеграцию истории, литературы и музыкального искусства.

  1. Раскрыть некоторые особенности личности Б.Годунова средствами интеграции.
  2. Показать, как менялась трактовка личности Бориса Годунова в разные исторические эпохи.
  3. Показать, как раскрывает трагедию Б.Годунова М.П.Мусоргский в опере “Борис Годунов”.
  4. Подчеркнуть многогранность человеческой натуры в целом и взаимосвязь прошлого и настоящего.

Оборудование: фонохрестоматии с записями оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”, трагедия Пушкина “Борис Годунов”, репродукции картин художников с изображением Ф.И. Шаляпина в роли Б. Годунова, компьютер, музыкальный проигрыватель, презентация к уроку.

Ход занятия

Задача: настроить ребят на философские размышления о том, что значит: “Прошедшее – в настоящем”.

Содержание: Ребята говорят о том, как понимают тему занятия. Учитель просит о том, чтобы ребята не только задумались над тем, как часто события, ситуации, проблемы прошлого повторяются вновь, уже на новом историческом уровне, но и задумались о том, какой многогранной может быть личность отдельного человека, и как непросто порой понять ее. Мы попытаемся сделать это на примере судьбы Бориса Годунова.

Задача: показать, как менялась трактовка личности Бориса Годунова разными историками в разные исторические эпохи.

Учитель спрашивает ребят о том, что им известно о Б. Годунове?

Ребята вспоминают, что это был русский царь, вступивший на престол не по принципу наследования, а был первым избранным царем, припоминают судьбу царевича Димитрия.

Учитель сообщает, что судьба Б. Годунова привлекала к нему внимание многих исследователей, историков, начиная с Карамзина, литераторов, музыкантов; вам известна, я думаю, трагедия А.С.Пушкина “Борис Годунов”, опера М. П. Мусоргского “Борис Годунов”. И это внимание не случайно.

Давайте познакомимся с высказываниями о Борисе Годунове: (Каждое высказывание читает отдельный ученик вслух – текст на экране монитора, см. Приложение – презентация к уроку).

1. “Россия, лишенная в нем (Борисе) царя умного и попечительного, сделалась добычею злодейства на многие лета. Но имя Годунова, одного из разумнейших властителей в мире, в течение столетий было, и будет произноситься с омерзением, во славу нравственного неуклонного правосудия. Потомство видит лобное место, обагренное кровию невинных, св. Димитрия, издыхающего под ножом убийц,.. видит гнусную мзду, рукою венценосца предлагаемую клеветникам – доносителям; видит систему коварства, обманов, лицемерия пред людьми и богом… Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на него святоубийцею?” Н.М.Карамзин.

2. “Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей. Был он светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались”. Рассказы русских летописей IV–XVII вв.

3. “Борис, ревностный наблюдательвсех уставов церковных и правил благочиния, трезвый, воздержанный, трудолюбивый, враг забав суетных и пример в жизни семейственной, супруг, родитель нежный, особенно к милому, ненаглядному сыну, которого он любил до слабости…” Н.М.Карамзин.

4. “Холодный пепел мертвых не имеет заступника, кроме нашей совести: все безмолвствует вокруг древнего гроба!.. Что, если мы клевещем на сей пепел, если несправедливо терзаем память человека, веря ложным мнениям, принятым в летопись бессмыслием или враждою?” …” Н.М.Карамзин.

Ученики говорят о своем понимании данных выражений, подчеркивая, что даже один и тот же историк (Карамзин) в одном случае говорит о несомненной виновности Годунова в убийстве царевича Димитрия, а в другом – открыто сомневается в этом.

Учитель знакомит ребят с отношением к личности Б.Годунова других историков. Писатель и историк Н.М.Карамзин утверждал, что “Годунов мог бы заслужить славу одного из лучших правителей мира, если бы он родился на троне”. В глазах Карамзина лишь законные самодержцы были носителями государственного порядка. Борис узурпировал власть, убив последнего члена царской династии, и потому само провидение обрекло его на гибель. Суждения дворянского историографа о Годунове не отличались глубиной. А.С.Пушкин понимал историческое прошлое несравненно лучше. Истоки трагедии Годунова он усматривал в отношении народа к власти. Борис погиб потому, что от него отвернулся собственный народ. Крестьяне не простили ему отмены старинного Юрьева дня, ограждавшего их свободу. (Начиная с В.Н.Татищева, немало историков считали Годунова творцом крепостного режима.) В.О.Ключевский придерживался иного взгляда: “...Мнение об установлении крепостной неволи крестьян принадлежит к числу наших исторических сказок. Напротив, Борис готов был на меру, имевшую упрочить свободу и благосостояние крестьян”. Обвинения Годунова во многих кровавых преступлениях Ключевский отмел как клевету. Яркими красками нарисовал он портрет человека, наделенного умом и талантом, но всегда подозреваемого в двуличии, коварстве и бессердечии. Загадочная смесь добра и зла – таким виделся ему Борис. С.Ф.Платонов также не считал Бориса инициатором закрепощения крестьян. В своей политике, утверждал Платонов, Годунов выступал как поборник общегосударственной пользы, связавший свою судьбу с интересами среднего класса. Многочисленные обвинения против Бориса никем не доказаны. Но они запятнали правителя в глазах потомков.

Ребята делают вывод о том, что историки, в разное время, по – разному оценивали личность и деятельность Бориса Годунова.

Задача: Показать отношение А.С.Пушкина к личности Б.Годунова и как раскрывает трагедию Б.Годунова М.П.Мусоргский в опере “Борис Годунов”.

Давайте познакомимся с замыслом А.С.Пушкина и нелегкой судьбой его произведения. (Рассказ ученика.)

Первый ученик. Пушкин вслед за Карамзиным использовал версию о причастности Б.Годунова к убийству царевича Димитрия, хотя впоследствии эта версия оспаривалась многими историками. Такая трактовка была актуальна для его времени, когда захват власти крупными историческими фигурами нередко осуществлялся путем убийства законного наследника. Трагедия Пушкина рисует широкую картину политической борьбы и народного движения в России. Царское правительство в лице Николая I попыталось потребовать от Пушкина переделки трагедии, на что он ответил отказом. Трагедия оказалась “высочайше запрещенной”. Пушкин понимал, что главная причина в том, что центральной проблемой его произведения было противопоставление самодержца народу. По этому поводу он писал П.А.Вяземскому: “Жуковский говорил, что царь меня простит за трагедию – навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе написана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого, торчат!” В другом месте сам Пушкин говорит, что трагедия его “полна славных шуток и тонких намеков”. Цензура задержала трагедию “Борис Годунов” на 5 лет. Создавая образ Бориса Годунова, Пушкин не задавался целью нарисовать злодея от рождения. Борис Годунов привлекает силой характера, ума, страсти. Но чтобы добиться власти самодержца и удержать ее за собой, надо быть злодеем. Самодержавие обеспечивается властолюбием, хитростью, жестокостью, угнетением народных масс. Это поэт делает очевидным всем содержанием трагедии.

Второй ученик. Через 40 лет к этому сюжету обратился Мусоргский. М.П.Мусоргский оказался очень внимательным читателем, по его собственному выражению он любил многое читать между строк. Он точно уловил основной драматический стержень, который лег в основу оперы: столкновение народа и царской власти. Эта идея, а также новаторство в области музыкального языка вызвали отказ дирекции оперного театра в постановке оперы. Только благодаря энтузиазму актеров опера была поставлена в бенефис одной из актрис и сразу же вызвала ожесточенные споры.

Послушайте монолог Бориса “Скорбит душа”.

Какие оттенки душевного состояния царя Бориса вы уловили?

Ученики говорят, что услышали интонации внутреннего напряжения, тайной тревоги.

Слова его обращены внутрь, к самому себе, а не к народу, но вызваны они затаенной думой о народе. Монолог краток… Тем острее воспринимается напряженность выраженного в нем душевного состояния героя”. Борис Годунов искренне стремится к тому, чтобы мудро и “в славе” “править свой народ”. Однако власть, завоеванная незаконно и основанная на насилии, не может принести счастья народу и желанного удовлетворения самому царю.

А сейчас мы проследим, как еще полнее раскрывается образ Б.Годунова в монологе второго действия “Достиг я высшей власти”. Слушание фрагмента.

Ученики говорят, что слышали, то суровую сосредоточенность в душе Бориса, то тревогу и смятение.

Да, действительно, здесь передаются горестные размышления Бориса о преследующих его неудачах, о враждебном отношении к нему народа. Здесь наиболее полно раскрывается глубокая душевная трагедия царя. Во второй редакции, убрав основной политический смысл, Мусоргский превратил суровый облик Бориса в кающегося грешника и сжалился над ним, придав музыке монолога теплый, почти сплошь лирический тон скорби, раскаянья, мольбы и мучительных страданий совести. Вторая, основная редакция при всей глубине и сочности ее музыки, при всей пластичности лепки дает действию совсем иной…уклон. Опера становится личной драмой царя Бориса на романтическом фоне народной смуты. Образ Бориса раскрывается с наибольшей полнотой и силой во втором акте оперы. Все самое основное и существенное в музыке этого акта посвящено именно ему.

Сейчас мы прослушаем сцену из 4 действия оперы “Борис Годунов”. Это сцена у собора Василия Блаженного. Главное действующее лицо этой сцены – Юродивый. Обездоленный человек глубоко страдает, предчувствуя несчастья родной земли. Слушание сцены из оперы.

Как не быть ожесточенным спорам, когда Юродивый, рассказывая, как у него мальчишки украли копеечку, говорит в лицо Борису: “Велика их зарезать, как ты зарезал маленького царевича”. Этими словами Юродивый высказывает Борису истинное мнение народа о нем как о царе – убийце. И молиться за Бориса отказывается, ибо “нельзя молиться за царя Ирода”.

Глубоким внутренним драматизмом потрясает сцена с курантами, когда в движущихся фигурах часов измученному Борису чудится призрак убитого им царевича. Сопоставляя сцену кошмара в трагедии Пушкина и в опере, можно убедиться, с каким нарастающим напряжением дана эта сцена в опере. У Пушкина:

…и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах…
И рад бежать, да некуда…ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

В оперной сцене пронизанные ужасом интонации Бориса, зловещее звучание оркестра зримо создают картину смятения и безумия преступного царя.

Слушая сцену с курантами из II акта, постарайтесь понять сложность внутреннего состояния Бориса, может быть, вы будете переживать вместе с ним, и тогда поймете, чем он искупил свою вину, если она действительно была. Ученики говорят, что они почувствовали, слушая музыку.

Гениально воплотил образ Бориса Годунова в свое время великий русский певец, наш земляк, Федор Иванович Шаляпин. Существуют воспоминания о том, что когда Шаляпин исполнял роль Бориса в сцене с курантами, показывая в угол сцены на призрак убитого царевича, то все зрители в театре вставали и смотрели туда.

“Музыка показывает нам, всему человечеству, что происходит в душе у одного человека”. Эти слова Д.Шостаковича как будто прямо относятся к образу царя Бориса. Проводя через всю оперу идею осуждения самодержавия, Мусоргский не стремится сделать из самого Годунова ходульного злодея. Наоборот, он создает образ, обладающей всей сложностью человеческого характера и глубиной чувств, привлекающий к себе симпатии слушателей.

Задача: сделать обобщение, выводы по теме занятия, выразить свое отношение к личности Бориса Годунова.

Содержание: ученики говорят о том, как они через интонации в музыкальных фрагментах почувствовали всю сложность и противоречивость внутреннего состояния Б.Годунова, делают вывод о том, что тяжкими мучениями и гибелью Борис искупил свою вину. Ученики приходят к мысли, что события истории конца XVI века вновь обрели актуальность и в начале и в середине XIX века. (“Прошедшее – в настоящем”.)

Учитель: Так актуальна ли в наше время трагедия нечистой совести?

Высказывания ребят по этому вопросу.

Да, действительно, вопрос нечистой совести сегодня – не редкость. Редкостью порой является то, что нечистая совесть для человека – трагедия.

Заканчивая наш сегодняшний разговор, мне хочется привести высказывание Ф.И.Шаляпина от встречи с В.О.Ключевским, известным историком XIX века.

“В рассказе историка фигура царя Бориса рисовалась такой могучей, интересной. Слушал я и душевно жалел царя, который обладал огромной силой воли и умом, желал сделать Русской земле добро и создал крепостное право… Иногда мне казалось, что воскрес Василий Шуйский и сам сознается в ошибке своей, – зря погубил Годунова!”

Видите, какой многогранной и противоречивой личностью был Борис Годунов. Согласитесь с тем, что также многогранен каждый человек, и как важно, чтобы его понимали окружающие его люди. А знание прошлого всегда помогает лучше понять настоящее, ведь события прошлого актуальны порой и в наше время.