Образовательные технологии в школе перечень. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании. Преимущества интегрированных уроков

Пройдет совсем немного времени, и все то, что для нас в образовании было привычным (лекции, тетрадки, грифельные доски), станет примитивным прошлым. Редактор интернет-журнала о будущем образования Edutainme Наталья Чеботарь рассказала «Снобу» о том, какие образовательные технологии вскоре до неузнаваемости изменят процесс обучения

1. Одной из самых революционных современных образовательных технологий являются массовые открытые онлайн-курсы (massive open online course - MOOC), которые начались в Стэнфорде с Udacity и Coursera (в 2012-м) и с инициативы MIT edX.

Открытые онлайн-курсы делают качественное образование настолько доступным, что раньше это и представить было невозможно - я, например, выросла в Кишиневе и не могла даже мечтать о том, чтобы, не выходя из дома, слушать лекции преподавателей мирового уровня и получать за эти курсы дипломы.

Сначала университеты начали выкладывать свои лекции, в частности, MIT много лет делал свою библиотеку лекций, потом к ним стали добавлять другие функции. К тому, чтобы сделать открытый бесплатный курс с проверочными заданиями, которые позволят сказать, что человек его успешно прошел, образовательные технологии пришли два года назад.

2. Следующая технология - так называемые большие данные.

Когда вы задаете в интернете параметры поиска, весь мир, который есть в онлайне, настраивается на ваши параметры. В образовании этого пока нет. В компьютерных и сетевых образовательных методиках можно собрать и проанализировать данные, например, о миллионе кликов и видеть, с чем именно у человека возникают проблемы, где он не понимает; можно сравнивать его с другими учащимися; можно давать рекомендации по тому, каким образом ему продвигать обучение, можно выстраивать персональные траектории.

Большие данные сами по себе позволяют сделать очень много интересных выводов, и благодаря им педагогика превращается в точную науку, которой она раньше не была. Если раньше мы получали информацию, опросив тысячу человек, или проводили эксперимент в ста школах, или оценивали эффективность обучения несколько раз в году, то сейчас можно померить все что угодно на бесконечном количестве учеников и увидеть, что работает, а что нет, какие методики и педагогические приемы дают результат, а что является непроецируемым и немасштабируемым эффектом харизматичности и личных свойств преподавателя. Большие данные дают возможность сделать процесс обучения более точным. Кроме того, они делают возможным существование следующей технологии - адаптивного обучения.

3. Адаптивное обучение - это когда ученик получает на основании больших данных рекомендации по содержанию, процессу, методикам и темпу обучения, когда для него выстраивается образовательная траектория.

Все коммерческие онлайн-сервисы (например, сайт по продаже билетов) бесконечно адаптируются под вас, потому что они таким образом зарабатывают деньги. То же самое теперь можно делать и в образовании. Самый известный в этой области стартап Knewton берет любой контент (видео, игру, лекцию) и использует огромное количество разных метрик к этому контенту, чтобы понять, как человек с ним взаимодействует. Как на сайтах есть google analytics, так и адаптивное обучение - это такой аналитик для образования. При этом он не только собирает данные, но и перерабатывает их и рекомендует студенту тот контент, который будет для него наиболее эффективным.

4. Обучайся, играя: еще одна мощная новая образовательная технология - геймификация.

Все знают, что обучение через игру - лучшее, что можно придумать, так учатся дети, все это давно доказано исследованиями. Смысл геймификации - вычленить из игры игровые механики, структуру и каркас и применить их в неигровом контексте: например, превратить в игру мытье посуды. В России о ней стали говорить после взлета Foursquare, который геймифицировал свое приложение, и все стали пытаться геймифицировать всё подряд.

5. Другая методика, которая сейчас набирает обороты, - смешанное (гибридное) обучение, blended learning.

Его смысл в том, чтобы сочетать обучение за компьютером и общение с живым учителем. Благодаря тому, что можно индивидуально собирать курс из частей разных курсов, геймифицировать, адаптировать, собирать данные и давать обратную связь, в смешанном обучении есть возможность выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию и дать ребенку управление своим обучением.

Выглядит это так: ребенок приходит в школу, получает плей-лист, в котором написано: сейчас ты будешь делать то-то, потом пойдешь туда, потом сюда. В школе нет уроков, нет классов. Каждый ученик идет по своей программе. Плей-лист может быть напечатан на бумажке, может быть в приложении в телефоне, может показываться на экране при входе. Далее ребенок идет заниматься на компьютере. Если ему нужна помощь, он занимается с учителем, а учитель благодаря программе уже знает, что именно недопонял ученик. Расписание становится тоже очень подвижным и электронным, каждый день оно меняется, и учитель тоже каждый день получает плей-лист, где говорится: сегодня этому надо помочь с этим, потом собрать вот этих трех и сделать с ними то-то. Ребенок сам управляет своей программой обучения, но не может перейти на следующий уровень, пока не освоит предыдущий блок на отлично. Таким образом полностью ломается классно-урочная система, потому что не остается ни традиционных классов, ни уроков.

Что дадут новые образовательные технологии традиционной школе в ближайшие пять лет:

Отомрет традиционная классно-урочная система, и каждый сможет учиться в своем темпе, по личному учебному плану, столько, сколько именно ему требуется для прохождения программы. Это значит, что сильные ученики смогут самостоятельно уходить вперед, а слабые получат больше внимания и поддержки за счет быстрой обратной связи внутри программ и освободившегося специально для них времени учителя.

Автоматизируется проверка работ, проведение выпускных экзаменов, ЕГЭ.

Родители, даже незаметно для себя, начнут активнее участвовать в образовательном процессе, получая уведомления о жизни ребенка в школе через мобильный телефон (это есть уже сейчас). Появятся образовательные приложения, которые будут формировать отчеты об успехах ребенка, давать методические рекомендации о том, как именно родитель может помочь своему ребенку усвоить конкретную тему - куда сходить, что посмотреть-почитать, о чем рассказать и как увлечь.

Будет существовать оперативная обратная связь, которой раньше в обучении не было. Раньше было так: ты сдаешь работу и получаешь результат через неделю, а за это время вы уже прошли новую тему, и если ты получил по работе тройку, то к старой теме никто не возвращается, и непонятный вопрос так и остается. В интернете многие вещи автоматизируются, и ты получаешь мгновенную обратную связь, сразу знаешь, где ошибся, сразу можешь исправить ошибку.

Новые образовательные методики позволят создавать контент из множества разных кусочков, собирая его под себя. В науке сейчас становится все более важной междисциплинарность, и сегодня можно делать курсы именно на стыке дисциплин - взять кусочек из биологии, химии и программирования и собрать свой курс, что раньше было сделать невозможно.

Перечень современных образовательных технологий
(по Г.К. Селевко)

Перечень современных образовательных технологий
(по Г.К. Селевко)

Название технологий

1.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1.

Педагогика сотрудничества

1.2.

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

1.3.

Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

2.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

2.1

Игровые технологии

2.2.

Проблемное обучение

2.3.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

2.4.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

3.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.1.

Технология С. Н. Лысенковой:перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении

3.2.

Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)

3.4.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).

3.5.

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,А.С.Границкая,В.Д.Шадриков

3.6.

Технология программного обучения

3.7.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин,В.К.Дьяченко)

3.8.

Групповые технологии.

3.9.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.1.

«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

4.2.

«Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов)

4.3.

Укрупнение дидактических единиц-УДЕ (П.М.Эрдниев)

4.4.

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

5.

Частнопредметные педагогические технологии.

5.1.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)

5.2.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)

5.3.

Технология обучения математике на основе решений задач (Р.Г.Хазанкин)

5.4.

Педагогичесакя технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

5.5.

Система поэтапного обучения физике(Н.Н.Палтышев)

6.

Альтернативные технологии

6.1.

Вальдорская педагогика (Р.Штейнер)

6.2.

Технология свободного труда(С.Френе)

6.3.

Технология вероятностного образования(А.М.Лобок)

6.4.

Технология мастерских

7.

Природосообразные технологии

7.1.

Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

7.2.

Технология саморазвития (М.Монтессори)

8.

Технология развивающего обучения

8.1.

Общие основы технологий развивающего обучения.

8.2.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова

8.3.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

8.4.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,Г.С.Альтшуллер,
И.П.Иванов)

8.5.

Личностно-ориентированное развивающее обучение(И.С.Якиманская)

8.6.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

9.

Педагогические технологии авторских школ

9.1.

Школа адаптирующей педагогики(Е.А.Ямбург,Б.А.Бройде)

9.2.

Модель «Русская школа»

9.3.

9.4.

Школа-парк (М.А.Балабан)

9.5.

Агрошкола А.А.Католикова.

9.6.

Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

Учитель также может использовать другие современные образовательные технологии.

Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.) Материалы сайта управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь http://www.asabliva.by/print.aspx?guid=12603 Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса4.1. Педагогика сотрудничества 4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)5.1. Игровые технологии Игровые технологии в дошкольном периоде Игровые технологии в младшем школьном возрасте Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 5.2. Проблемное обучение 5.3. Технология современного проектного обучения 5.4. Интерактивные технологии Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) Технология проведения дискуссий Технология "Дебаты" Тренинговые технологии 5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса6.1. Технология программированного обучения 6.2. Технологии уровневой дифференциации Дифференциация по уровню развития способностей Модель "Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация" (Н.П. Гузик) Модель "Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов" (В.В. Фирсов) Модель "Смешанная дифференциация" (предметно-урочная дифференциация, "модель сводных групп", "стратовая" дифференциация) 6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении 6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 6.6. Технологии групповой деятельности Модель: групповая работа в классе Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ) Модели коллективного творческого решения проблем 6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управленииПедагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала7.1. "Экология и диалектика" (Л.В. Тарасов) 7.2. "Диалог культур" (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 7.6. Технологии интеграции в образовании Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева Технология воспитания экологической культуры Концепция глобального образования Концепция холистической педагогики Концепция гражданского образования 7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин Модель "Интеграция естественнонаучных дисциплин" Модель "синхронизации" параллельных программ, учебных курсов и тем Модель "Интегрированные занятия (уроки)" Модель "Интегрированные дни" Модель межпредметных связей 7.8. Технологии концентрированного обучения Модель суггестивного погружения Модель временнoго погружения М.П. Щетинина Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур Особенности идеографических моделейЧастнопредметные педагогические технологии8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского 8.7. Авторские педагогические технологии "Учителей года России" Авторская технология формирования музыкального мышления "Учителя года России - 92" А.В. Зарубы Авторская технология преподавания русского языка и литературы "Учителя года России - 93" О.Г. Парамонова Авторская технология преподавания литературы "Учителя года России - 94" М.А. Нянковского Авторская технология развития речи младших школьников "Учителя года России - 95" З.В. Климентовской Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка "Учителя года России? 96" Е.А. Филипповой Авторская технология трудового обучения и воспитания "Учителя года России? 97" А.Е. Глозмана Авторская технология преподавания математики "Учителя года-98" В.Л. Ильина Авторская технология музыкального воспитания "Учителя года России - 99" В.В. Шилова Авторская технология преподавания русского языка и литературы "Учителя года России-2000" В.А. Морара Авторская технология преподавания "Технологии" "Учителя года России - 2001" А.В. Крылова Авторская технология преподавания иностранного языка "Учителя года России - 2002" И.Б. Смирнова 8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов Технология УМК "Образовательная программа "Школа 2000-2100"Альтернативные технологии9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности 9.2. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) Особенности усвоения языковой культуры Технология "Другая математика" 9.4. Технология мастерских 9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) Предтечи, разновидности, последователиПриродосообразные технологии10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир) Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира 10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого 10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори) 10.6. Технология Дальтон-план 10.7. Технология свободного труда (С. Френе) 10.8. Школа-парк (М. А. Балабан) 10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. ВойтенкоТехнологии развивающего образования Общие основы технологий развивающего образования 11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова 11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова 11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков) 11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) 11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская) 11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко 11.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан) 11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. ПетерсонПедагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств12.1. Технологии освоения информационной культуры Модель "Информатизация (компьютеризация) ОУ" 12.2. Компьютер как объект и предмет изучения 12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении 12.4. Технологии компьютерного урока 12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения 12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва) Технологии телекоммуникаций 12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации 12.8. Технология медиаобразования Модель "Медиаобразование" как учебный курс Модель "Медиаобразование, интегрированное с базовым" Модель "Школьный Центр СМК" 12.9. Использование средств ИКТ в управлении школойСоциально-воспитательные технологии13.1. Технология семейного воспитания 13.2. Технологии дошкольного воспитания 13.3. Технология "Школа - центр воспитания в социальной среде" (С.Т. Шацкий) 13.4. Технологии социально-педагогических комплексов Модель "Школа - координатор воспитательной деятельности социальных институтов" Модель "Содружество школы и производства" Модель "Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка" Модель "СПК как специально спроектированная среда" 13.5. Технологии дополнительного образования 13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья 13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения 13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения 13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания 13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами Модель дифференциации и индивидуализации обучения Технологии компенсирующего обучения Технология работы с проблемными детьми в массовой школе Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР 13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) Технология работы с умственно отсталыми детьми Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями 13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений Модель "КДН - координационный центр социально-воспитательной работы в районе" Модель "Центр социальной реабилитации несовершеннолетних" Модель "Социальный приют" Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков Модель "Исправительное (пенитенциарное) учреждение" 13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека 13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)Воспитательные технологии14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода 14.2. Технология "жесткого" коллективного воспитания А.С. Макаренко 14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова 14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского 14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) 14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе 14.7. Технологии индивидуализированного воспитания Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман) Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева) Технология нейролингвистического программирования 14.8. Воспитание в процессе обучения 14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. РувинскомуПедагогические технологии авторских школ15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде) 15.2. Модель "Русская школа" (И.Ф. Гончаров) 15.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) 15.4. Агрошкола А.А. Католикова 15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) 15.6. Центр дистанционного образования "Эйдос" (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.) Другие разновидности авторских школТехнологии внутришкольного управления16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой Технология управления школой в режиме развития Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову) 16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко) Педагогические советы 16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский) 16.4. Технология педагогического эксперимента 16.5. Технология внутришкольного мониторинга (c) Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь

ПЕДАГОГ
Перечень технологий для аттестации

Перечень современных образовательных технологий

(по Г. К. Селевко)

№ Название технологий

1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1. Педагогика сотрудничества

1.2. Гуманно-личностная технология Ш . А. Амонашвили

1.3. Система Е. Н. Ильина : преподавание литературы как предмета, формирующего человека

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации еятельности учащихся

2.1Игровые технологии

2.2. Проблемное обучение

2.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е. И. Пассов)

2.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)

3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.1. Технология  ; С. Н. Лысенковой :перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении

3.2. Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В. В. Фирсов

3.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. И. Закатова) .

3.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,А. С. Границкая,В. Д. Шадриков

3.6. Технология программного обучения

3.7. Коллективный способ обучения КСО (А. Г. Ривин,В. К. Дьяченко)

3.8. Групповые технологии .

3.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения .

4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.1.«Экология и диалектика» (Л. В. Тарасов)

4.2.«Диалог культур» (В. С. Библер,С. Ю Курганов)

4.3. Укрупнение дидактических единиц-УДЕ (П. М. Эрдниев)

4.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М. Б. Волович)

5. Частнопредметные педагогические технологии .

5.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н. А. Зайцев)

5.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В. Н. Зайцев)

5.3. Технология обучения математике на основе решений задач (Р. Г. Хазанкин)

5.4. Педагогичесакя технология на основе  ; системы эффективных уроков (А. А. Окунев)

5.5. Система поэтапного обучения физике (Н. Н. Палтышев)

6. Альтернативные технологии

6.1. Вальдорская педагогика (Р. Штейнер)

6.2. Технология свободного труда (С. Френе)

6.3. Технология вероятностного образования (А. М. Лобок)

6.4. Технология мастерских

7. Природосообразные технологии

7.1. Природосообразное воспитание грамотности (А. М. Кушнир)

7.2. Технология саморазвития (М. Монтессори)

8. Технология развивающего обучения

8.1. Общие основы технологий развивающего обучения.

8.2. Система развивающего обучения Л. В. Занкова

8.3. Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.

8.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И. П. Волков,Г. С. Альтшуллер,

И. П. Иванов)

8.5. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)

8.6. Технология саморазвивающего обучения (Г. К. Селевко)

9.1. Школа адаптирующей педагогики (Е. А. Ямбург,Б. А. Бройде)

9.2. Модель «Русская школа»

9.4. Школа-парк (М. А. Балабан)

9.5. Агрошкола А. А. Католикова.

9.6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

Учитель также может использовать другие современные образовательные технологии .

В российском обществе на сегодняшний день основополагающей идеей среднего образования является идея развития. Школа является одним из важных факторов формирования личности, поэтому она должна быть основой развития российского общества, что невозможно без постоянной модернизации.

Развитие школы осуществляется путем введения новшеств. Одним из направлений по разработке и применению инноваций являются образовательные (педагогические технологии).

Актуальность использования педагогических технологий

  • Современные образовательные технологии в школе достаточно легко вливаются в общий образовательный процесс в условиях классно-урочных занятий и никак не изменяют установленные стандарты образования;
  • Проникая в реальный процесс обучения, такие технологии помогают достичь поставленных целей по определенному предмету;
  • С их помощью беспрепятственно осуществляется гуманизация образования и применяется личностно-ориентированный подход;
  • Образовательные технологии помогают детям развиваться интеллектуально, учат самостоятельности, доброжелательности в отношениях с учителем и со сверстниками;
  • Особенностью педагогической технологии является ее индивидуальный подход к развитию личности и его творческих способностей.

В педагогике дается несколько определений образовательной технологии. Суммируя и анализируя их, можно сделать вывод о том, что современные образовательные технологии в школе – это совокупность определенных действий учителя, направленных на достижение поставленной цели в рамках избранного им метода.

Сущность педагогической технологии составляют:

Определение конкретных целей обучения;

Дифференциация содержания;

Организация учебного процесса наилучшим образом;

Средства, методы и прием обучения;

Профессионализм педагога;

Объективная оценка результатов.

Признаки образовательной технологии:

  1. Экономичность. За небольшой промежуток времени педагог должен достигнуть по средствам своего труда поставленные цели. Это будет оценкой качества педагогической системы.
  2. Современные образовательные технологии в школе предполагают гарантированное достижение целей и эффективности работы по обучению.
  3. Педагогической технологии принадлежит идея воспроизводимости, которая заключает в себя последовательность, целостность, проецирование и управляемость.
  4. Возможность коррекции позволяет вернуться и изменить заданный курс на четкое выполнение поставленной цели.
  5. Визуальный контакт предполагает использование дидактического материала и наглядных пособий, а также специальной техники для оптимизации учебного процесса.

Наши современные условия жизни дали толчок для появления и развития большого количества личностно-ориентированных педагогических технологий.

Популярные современные образовательные технологии в школе:

  1. Традиционные технологии. Их основой является способ обучения, построенный на объяснении материала с помощью иллюстраций. Учитель особое внимание отводит изложению новой информации, которая подается в форме монолога. Следствием такого обучающего процесса является низкий уровень навыков общения учеников, что ведет к неумению выстроить полноценный развернутый ответ, используя собственное мнение. Плюсом такой технологии является четкая организованность, системность в процессе обучения, применение наглядного материала.
  2. Игровые технологии. Они являются эффективным средством для организации взаимодействия учителя с учениками во время урока, возникшим еще в древности. В ходе этого процесса ребята играют и обучаются одновременно, что вызывает у них большой интерес. В результате приобретается привычка работать самостоятельно, внимательно слушать, мыслить и запоминать. Учащиеся фантазируют и с легкостью развивают свои навыки, что не вызывает трудностей в усвоении учебного материала.
  3. Метод проектов. Он возник в первой половине ХХ века и направлен на появление интереса у учеников к определенным учебным проблемам, стимуляцию критического мышления. Он ориентирован на самостоятельность детей. Они сами планируют, организовывают и дают оценку своей деятельности, работая в группах и поодиночке.
  4. Метод обучения в сотрудничестве. Он предполагает коллективную организацию учебного процесса. Дети трудятся в группах или в парах, используя различные средства обучения. В результате такой деятельности ребенок тренирует память, развивает логическое мышление, работает в индивидуальном темпе, систематизирует полученные знания, берет ответственность за всю группу.
  5. Дифференцированный метод обучения. Данный процесс подразумевает личностно-ориентированный индивидуальный подход к учащимся, где основной задачей является раскрытие способностей каждого.
  6. Тестовые технологии. Их применяют для детей с 5 класса и особенно широко для 9 и 11 класса, чтобы выявить итоговый уровень знаний. Такой вид обучения в основном ориентирован на устное выполнение заданий от простых к более сложным.
  7. Информационные технологии. Это весь спектр компьютерных возможностей и использование других технических средств на уроках в средней школе. В настоящее время широко используются мультимедийные презентации, как учителем для объяснения нового материала, так и учащимися для демонстрации своих разработок, выводов и творческих работ по теме.

Следует отметить, что все технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в своем методе преподавания.

Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную, всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед образовательным учреждением в нашем обществе.