4 года высшее ли образование. Бакалавриат или специалитет: что лучше? Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата

С 1996 года после введения двухступенчатой системы до сих пор многие задаются вопросом, бакалавриат это полное высшее образование или нет. Это волнует не только будущих студентов, но и родителей, так как всем необходимо полное понимание, сколько и как будет обучаться молодой человек.

В федеральном законе от 22.08.1996 №125-Фз, дополненном в 2003 и 2012 г.г., четко обозначены две образовательных ступени, после завершения которых человек получает диплом о высшем образовании:

  • бакалавр;
  • магистр или специалист.

Данные изменения в системе подготовки специалистов связаны с необходимостью приблизить высшую школу к общеевропейскому стандарту и облегчения интеграции в него российских студентов .

После окончания школы абитуриент может поступить только на программу бакалавриата, и лишь закончив, продолжить учебу в магистратуре. Диплом бакалавра дает возможность не только продолжить обучение за границей, но и получить там работу.

Таким образом, законченным высшим образованием считается диплом об окончании любой из двух ступеней обучения. На какой стадии заканчивать учебу, решать каждому студенту в отдельности, в зависимости от целей, выбранной профессии и предполагаемого места работы.

  1. Бакалавриат – первая степень высшей формы обучения, получение базовых профессиональных знаний, необходимых для практической работы. Как правило, достигается уровень уже после 4 лет учебы в ВУЗе. В дипломе указывается степень и специальность, например, «бакалавр-инженер ».
  2. Специалитет – уровень высшего образования с присвоением квалификации по специальности. Это классическое обучение, при котором помимо углубленных теоретических знаний даются узкие практические навыки по профессии. Актуален для России. Привычная всем форма советского образования. Стоит понимать, что это не промежуточный уровень, а полноценное образование в традиционном понимании. Постепенно специалитет уходит в небытие, оставляя только две ступени высшего образования.
  3. Магистратура – углубленное изучение специальных предметов с научным уклоном. Магистратура может являться продолжением образования, если поступление осуществляется после начальной ступени по той же специальности. Дает возможность получить дополнительное высшее образование, если выбрано другое направление или уже имеется диплом специалиста. Прием в магистратуру проводится на конкурсной основе.

Бакалавриат как начальная степень высшего образования, имеет ряд преимуществ:

  • сокращенный срок обучения (в большинстве случаев 4 года) позволяет раньше начать трудовую деятельность или кардинально сменить профессию без потери времени;
  • возможность продолжить образовательный процесс за границей;
  • общая направленность образовательного процесса без углубления в узкие дисциплины дает широкий выбор при выборе работы или специальности. При этом зачастую достаточно лишь окончить курсы повышения квалификации.

Основные минусы:

  • невозможно заниматься научными изысканиями или продолжать обучение в аспирантуре;
  • ограничения при выборе работы или низкая конкурентноспособность по сравнению с магистрами;
  • невозможность получить доступ к ряду государственных должностей, а также в сфере образования;
  • отсрочка от армии заканчивается сразу после окончания уровня.

Диплом первой академической степени выдается только после защиты выпускной работы, подтверждает освоение фундаментальных знаний и общих научных основ. Данная степень присутствует во всех сферах, кроме медицинской.

Бакалавры в первую очередь практики, которые могут успешно заниматься самообразованием или совершенствованием в рамках профессии без отрыва от производства.

Бакалавр на рынке труда

Кадровики до сих пор ошибочно считают, что бакалавриат – это то, что раньше называлось незаконченное высшее образование. Многие работодатели не знают, бакалавриат это полное или нет высшее образование, из-за этого часто устанавливают ограничения для кандидатов на вакансии. На самом деле, это полное образование, требующее продолжения лишь в отдельных случаях в зависимости от стремлений студента.

Некоторые социологи опасаются существенного снижения уровня качества высшего образования в России из-за сокращения сроков обучения, а значит, получения меньшего количества знаний. К тому же многие институты не спешат переходить на новую систему, придерживаясь традиционного обучения специалистов. Но количество лет обучения вовсе не свидетельствует, что выпускник станет хорошим специалистом. Скорее, это зависит от личностных характеристик человека, а также его способности и желания обучаться и качественно выполнять свою работу.

Крупные заводы и предприятия не ставят во главу угла наличие у молодого специалиста степени магистра. Большинство из них ценят способность к обучению, предпочитают принять работника с основными необходимыми знаниями и прививать ему практические знания непосредственно на рабочем месте.

Вместе с тем, построить карьеру лишь с дипломом первой ступени достаточно сложно. На рассмотрении у депутатов находится законопроект, который не позволит бакалаврам занимать руководящие посты.

Вопрос о приеме на вакантную должность бакалавра или магистра, решает только работодатель, также, как и возможность дальнейшего профессионального роста своего работника. Некоторые места требуют глубоких знаний, предполагают наличие навыков научной работы, поэтому занимать их могут только магистры.

Студенты, которые закончили учебное заведение по программе бакалавриата, должны хорошо представлять себе свое будущее, чтобы решить, нужно ли им продолжать обучение.

Бакалавр – это ученая степень первой ступени. Как термин впервые появился в европейской системе образования. Обычно присуждается студентам после освоения ими программ соответствующего учебного курса. Во всем мире он обозначает разные уровни образования.

Условия получения степени

Для того чтобы получить степень бакалавра, каждый соискатель должен проучиться в ВУЗе не менее четырех лет. В последующем, будучи , можно претендовать на степень магистра.

Данная ученая степень подразумевает, что специалист обладает соответствующим уровнем квалификационной подготовки и имеет:

Начальные навыки научно-исследовательской деятельности;
- умение адаптироваться к разным видам интеллектуального труда;
- широкую компетенцию в определенной профессии;
- знание основ специальности.

Бакалавры являются востребованными рабочими кадрами и могут без труда переквалифицироваться в узкую специализацию. Это дает обладателям таких дипломов весомое преимущество перед некоторыми иными специалистами. Свое образование бакалавр может продолжить в интересующем его специализированном ВУЗе. Однако все чаще встречаются обладатели степени, предпочитающие набираться опыта на предприятии.

Бакалавриат в разных странах мира

В странах, подписавших Болонский процесс, балакавриат признается высшим образованием. В некоторых государствах приравнивается к младшей ученой степени. Но, например, во Франции, ее получают все выпускники средней школы. Япония требует, чтобы специалисты проходили курс, протяженностью в шесть лет. Эта система считается одной из самых эффективных, поскольку выпускает специалистов высоко класса. В Российской Федерации эту степень получила распространение в начале 90-х годов прошлого века.

Стандарт бакалавра в США, Канаде и Европе может отличаться сроком, в зависимости от направления, от 4 до 6 лет. После этого выпускник может занимать должность, соответствующую высшему образованию.

В России минимальный срок для получения звания – 4 года. Несмотря на то, что в РФ степень бакалавра – это часть высшего профобразования, она дает право занимать должность, предусмотренную для выпускников ВУЗов.

В мире существует несколько видов бакалавров: искусств, наук, прикладных наук, экономики. Каждый из них подразумевает изучение выбранного направления с условием дальнейшей реализации полученных навыков в профессиональной деятельности.

Полнота профессиональной подготовки бакалавра определяется тремя условиями, описанными законом об образовании.

  • Часть седьмая ст. 60 273-ФЗ определяет статус бакалавриата как ступени высшего образования.
  • Высшая проф. подготовка бывает полной, неполной и неоконченной. Получить диплом слушатель программы может только в одном из трех перечисленных случаев – первом (полный курс).
  • Бакалавры выпускаются с дипломами (в «Синергии» – дипломами государственного образца + унифицированное международное приложение, подтверждающее квалификацию для иностранных работодателей).

То есть предположение, что бакалавриат это неполное высшее образование, начисто лишено законных оснований. Диплом – свидетельство окончания курса, а закон относит курс бакалавра к программам высшего образования.

Почему возникает подобный вопрос?

Почему тогда вопрос о полноте и законченности профессиональной подготовки бакалавров возникает так часто? Чтобы ответить, нужно обратиться к недавней истории реформ образовательной системы России.

Хотя институт бакалавриата здесь существует давно, активно применяться его программы стали с 1996 года. До 2011-го российские студенты выпускались преимущественно с дипломами специалистов. Бакалавры получили численное превосходство среди выпускников менее десятка лет назад. Многие просто еще не привыкли к Болонской системе, на чьи «рельсы» перешла Россия.

Ступени высшего образования в России

Бакалавры учатся четыре года, специалисты – пять. Выглядит как потеря качества подготовки. Хотя ситуация обратная: специалитет, который занимал пять лет учебы, условно говоря, разделился на два этапа, добавив год.

  • Четыре года бакалавриата – теория.
  • Два года магистрата – время для практики, исследований, углубленного изучения технологий, применяемых в профессии.

Это первые два уровня одной программы (первое высшее).

Третья ступень – аспирантура. Специалитет сохраняется, хотя практикуется вузами все реже. Он остается первой ступенью, за которой может следовать только аспирантура, иначе это уже второе образование.

Чем специалисты отличаются от магистров?

Болонская система обучения дает сразу несколько преимуществ выпускникам бакалавриата перед специалистами.

  • По программе непрерывного образования учащийся вправе освоить несколько профилей – магистерская профессия может быть не идентичной бакалаврской, а смежной. Магистрат для выпускников специалитета – это уже вторая профессия (нет отсрочки от армии, учебного отпуска, прочих привилегий), для бакалавров – вторая ступень первой программы подготовки.
  • Осознав ошибку на этапе получения первой специальности, студент может через магистрат ее сменить, не теряя времени. Специалисты могут только переучиваться (II ВПО).
  • Студент может продолжать практическую часть курса, будучи уже трудоустроенным (осваивать степень магистра, отрабатывая на практике реального бизнеса изучаемые приемы, технологии, методы). Специалист учится пять лет, не отрываясь от вуза, либо с согласованием индивидуальной программы при желании совмещать работу с учебой.

Трудоустройство бакалавров на рынке труда в РФ

В отличие от абитуриентов вузов, которые один или два раза в жизни разбирают юридические, организационные нюансы программ подготовки, российские работодатели постоянно сталкиваются с вопросами оценки квалификации кандидатов. Потому прекрасно понимают, что бакалаврский диплом достаточен, чтобы принять на работу сотрудника, к которому предъявлены требования о высшем образовании.

Трудоустройство бакалавра на рынке труда РФ не вызывает сложностей. Более того, окончание четырехлетнего бакалаврского курса престижного вуза обеспечивает активному целеустремленному человеку возможность занимать руководящую должность. В том числе с перспективой обучения на магистрате за счет нанимателя.

Уже далеко не первый год ВУЗы обучают бакалавров, но вопросы – бакалавр это высшее образование или нет, диплом бакалавра это высшее образование или нет продолжают мучать абитуриентов, студентов и их родителей. Сейчас всё расскажу, даже выдержки из закона об образовании приведу, чтобы ваши сомнения развеять окончательно и бесповоротно.

Бакалавр это высшее образование или нет

Если меня не подводит память, то ещё в 2011 году все ВУЗы закрыли направление подготовки «специалитет», оставив для вчерашних школьников только «бакалавриат». Не нужно говорить, что я ничего не знаю и специалитет ещё есть, есть, но только для сильно умных, на 100 баллов по всем предметам и поступающим на соответствующие специальности для умников. Но эти и так всё знают, эта же статья для тех, кто попроще.

Итак, даже не представляю, как бы так максимально убедительно ответить на вопрос бакалавр высшее образование или нет, так чтобы вы больше не сомневались, а спокойно поступали или учились. Для начала небольшое упражнение на логику. Если сейчас абитуриентам ВЫСШИЕ учебные заведения предлагают поступать на направление «бакалавриат», то что это может значить? Если вы не смогли ответить на этот вопрос и понять диплом бакалавра это высшее образование или нет, то высшее образование не для вас. Хотя зачем я так говорю? Всегда есть ВУЗы и специальности, куда могут поступить абсолютно все, пусть и платно.

Итак, немного отошел от темы, а ведь хотел кратенько дать ответ на вопрос, чтобы ни ваше, не своё время не занимать. Для этого пойдем читать закон, вам ходить не надо, я всё процитирую.

Обратимся к документу под названием Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), ответ на вопрос, которому посвящена статья содержится в 10 статье данного Федерального закона:

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура;

4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Все всё поняли? Если нет, поясню. Бакалавриат – это высшее образование , как его называют «первой ступени». И если уж дошло до законов, то сейчас поясню про разницу между бакалавриатом и магистратурой.

Вот вам в картинках подтверждение

Магистратура и бакалавриат чем они отличаются

Отличия на самом деле весьма неслабые. Бакалавриат – это обычное высшее образование, которое теперь получают не за 5 лет, а за 4 года. Если уж наши законодатели поместили бакалавриат ниже, чем специалитет, который ныне скорее мертв, значит бакалавриат, хоть и высшее образование, но по качеству несколько уступает специалитету.

Так, не отвлекаемся, вопрос был магистратура и бакалавриат чем они отличаются, пока вы учитесь на бакалавриате вы получаете минимум знаний, который вам, вполне возможно, и не пригодится никогда, поскольку сейчас мало кто работает по специальности, полученной в ВУЗе.

Так чем отличается магистратура? А магистратура – это такое обучение, когда можно или углубить и расширить свои знания, полученные во время обучения на бакалавриате, или, что значительно интереснее… получить корочки магистра по совершенно другой специальности. Но сразу хочу предупредить, что это достаточно сложно. Чтобы было понятно, магистратура – это в любом случае сложно, требования значительно выше, чем на бакалавриате, а если ещё и совсем другая специальность – это вообще вилы.

Ещё один вопрос, который наверняка вам интересен, а будет ли диплом магистра вторым высшим образованием? После бакалавриата магистратура не является вторым высшим образованием. После специалитета является, после бакалавриата нет.

Итак, подведем итоги статье:

Бакалавр это высшее образование или нет, диплом бакалавра это высшее образование или нет? ДА, это высшее образование, смотрите закон, приведенный выше.

Магистратура и бакалавриат чем они отличаются? Смотрите выше, ещё более кратко я написать просто не смогу.

Всем мир!

(Visited 2 261 times, 1 visits today)

С 2007 года понятие «неполное высшее образование» упразднено. На данный момент такой формулировки в новом законе о высшем образовании нет. Расхожим выражением стал термин « ». В нем подразумевается, что студент не прошел полный курс обучения в университете и не о его окончании.
В случае, если студент отучился первый семестр и удовлетворительно прошел испытания хотя бы по одному из предметов на первой сессии, он получает академическую справку, в которой будут указаны освоенные дисциплины. Если студент был отчислен до первой сессии, такой справки он не получит, так как ни по одному предмету он не отчитался. Если студент является слушателем, в справке будет указан список прослушанных курсов с указанием часовой нагрузки.
Для работодателя важен документ, фиксирующий наличие у вас знаний по специальности. Если вы устраиваетесь на работу, будучи студентом, вы указываете, что имеете неоконченное высшее образование, так как фактически специалистом еще не являетесь.
При трудоустройстве большинство работодателей не видят существенной разницы в дипломах бакалавра и магистра.

Новая система высшего образования в России

Согласно Болонской конвенции, принятой в 2003 году, высшее образование в России стало двухуровневым. Все абитуриенты зачисляются в бакалавриат, обучение длится четыре года. По итогам выполнения учебного плана, студент получает диплом о высшем образовании первой ступени и имеет право выйти на работу по полученной специальности.
Выпускник может принять решение о продолжении обучения в стенах родного вуза, подав документы в магистратуру по выбранному профилю. Она дает возможность углубить свои знания, в выбранной специализации отучившись еще два года, и получить диплом о высшем образовании второй ступени.
В США только половина студентов, которые поступают в колледж, чтобы получить степень бакалавра, достигает своей цели. А в Японии экзамены во время сессий – формальность. Можно целыми днями играть в теннис и все равно получить диплом.

Бакалавриат - неполное высшее образование

Студент, получивший диплом бакалавра, считается полноценным выпускником вуза с полным высшим образованием. Этот документ дает возможность занимать должность по полученной специальности. Диплом магистра также приравнивается к полному высшему образованию с возможностью преподавания в высших учебных заведениях.