Презентация "Личность. Структура и сущностные характеристики" презентация к уроку по психологии на тему. Презентация на тему «Яркая личность Познакомьтесь с текстом «Что такое личность»

Cлайд 1

Лекция 3. Человек как личность План: 1. Человек как предмет психологии. 2. Подходы к изучению личности. Теории личности. 3. Личность и индивидуальность.

Cлайд 2

1. Человек как предмет психологии. Один из наиболее популярных в советской психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека.

Cлайд 3

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Cлайд 4

Cлайд 5

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Cлайд 6

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность». Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо.

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

2. Подходы к изучению личности. Теории личности. Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Cлайд 10

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы (наблюдения за больным) к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена.

Cлайд 11

Второй период исследований начался с XX в. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Cлайд 12

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации. По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

Cлайд 13

К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик. С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Cлайд 14

Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения данных о личности. С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные. К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. В свою очередь к неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Cлайд 15

Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Cлайд 16

Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. Теории этого типа построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Cлайд 17

Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Cлайд 18

3. Личность и индивидуальность. Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах характера и темперамента, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязи между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитания, особенности строения семьи и обращении с ребенком.



История развития взглядов на личность В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире [великие каппадокийцы Григорий Нисский Григорий Богословипостасьантичном мире [






Первый,: формально-логический, отвечает формальной логике, здравому смыслу. В соответствии с таким подходом личность определяется через более широкое, родовое понятие - человек, а затем перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще. Чаще всего этими признаками являются различные положительные характеристики. Отсюда следует вывод: личностью признаются люди, обладающие определенными положительными качествами. В современной науке существуют два подхода к определению личности.




Отметим, что все люди обладают определенными общими – биологическими и социальными – чертами. В то же время каждый человек имеет свои, только ему присущие особенности (индивидуальность). Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то мы получим социологическое определение личности


Таким образом, человек – это общее понятие, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, и есть личность. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.


Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух основных аспектах.


Первый аспект предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности. Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.


Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой (производственной) активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием социальная активность тесно связано понятие социальный субъект. Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности.

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актер древнего театра, затем- самого актера и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.


Различные определения понятия личность: Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон). Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский). Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов). Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).


Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.






Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности.


Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида.


Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей не - личности, то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл я. Таким образом, личность это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во- вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается.




Деятельность категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.


Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно- мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.


По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой элементарный, общий с животными акт, как передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т, е. большинство его движений являются условно-рефлекторными. Лишь очень незначительное количество движений (крик, моргание) являются врожденными. Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием безусловно рефлекторной регуляции движений в систему условно-рефлекторных связей.






Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до II часов в настольные игры, а после II в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой. Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.


Зачем человек рождается

Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека

А.Пьерон


Отличие человека от животных

  • Человек обладает мышлением и членораздельной речью
  • Преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
  • Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности
  • Способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных бл аг

Создатаель: учитель МОУСОШ №4 - Спиридонова Н.Н.


владеют речью

способны к

творчеству

умеют производить

орудия труда

имеют хорошо

развитый мозг

способны к

прямохождению

осознают сами

себя

способны

к действиям

по плану

обладают

фантазией

Чем человек отличается от других живых существ?


Что происходило с детьми,

которых воспитывали животные?


Что нужно ребёнку для того, чтобы он развивался как человек?


1. Зачем человек рождается?

«Все прекрасное на Земле от солнца, и все хорошее – от человека» - М.М.Пришвин

«Человек - творец своего счастья»

«Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»


1. Зачем человек рождается?

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир ».

Подумать, что означают слова Антуана де Сент-Экзюпери.

Какая ответственность лежит на человеке?

Антуан де Сент-Экзюпери


Давайте обсудим…

  • Бесцельно прожитая жизнь…
  • Человек творец своего счастья
  • Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья

Что такое личность?

ЛИЧНОСТЬ – это совокупность качеств человека , которые приобретаются в процессе жизни в обществе,

в деятельности и общении с другими людьми


КАЧЕСТВА

ЛИЧНОСТЬ

ДОБРЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ, НАСТОЙЧИВЫЙ,ОТВЕТСТВЕННЫЙ И Т.Д.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

ДОЧЬ, СЕСТРА, ВНУЧКА, ПОДРУГА,ПОКУПАТЕЛЬ,

ПАССАЖИР, УЧЕНИЦА И Т.Д.


Что такое личность

Познакомьтесь с текстом «Что такое личность»

  • 1 .Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека, как члена того или иного общества.
  • 2. Личность – субъект отношений и сознательной деятельности

Создатель: Спиридонова Н.Н.- учитель МОУ "СОШ №4"



Личность способна к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Чтобы деятельность протекала успешно, человек приобретет необходимые умения и навыки

Какие навыки и качества нужны для отличной учебы ?


РАЗВИВАЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ И СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Составьте словесный портрет девушек, изображенных на полотнах В.А.Серова и З.Е.Серебряковой.


Индивидуальность –неповторимые, уникальные черты человека

Черты индивидуальности проявляются во всем: в деятельности, поведении, эмоциях и чувствах


Читаем текст на стр. 13


Удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины ? В чем это проявилось ?

В.А. Серов. Петр I


Сильная личность – кто она?

Валерий Брумель - спортсмен


Людвиг ван Бетховен


Сильная лично сть

достоинства

пороки


ВЫВОДЫ:

  • Сильная личность должна быть нравственной и иметь положительные черты.
  • Нужно уважать себя, но к своим поступкам относиться критически…
  • Индивидуальность это хорошо! Человек должен иметь собственные черты и отличаться от других, это делает его интересным…

Составь предложение из «рассыпавшихся слов» Рождается, существо, как, личность, как, человек, и, биологическое, развивается

Человек рождается, как биологическое существо, а развивается как личность


  • Прочитать § 1, стр. 8-17,
  • вопросы после параграфа:1- 2 (устно),
  • В РТ – зад.6,7,8,9, к п.1 (письменно)


http://otvet.mail.ru/question/45477418/ Что такое наследственность?

http://www.insai.ru/slovar/nasledstvennost-4 Глоссарий

http://referat.ukraine-ru.net/?cm=6237 Мендель Грегор Иоганн

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=54&noreask=1 картинки

«Индивид личность индивидуальность» - Человек. Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя. Неповторимое своеобразие. Социальныеотличия. 1.Цвет кожи 2.Антропо- метрия. 3.Группа крови и др. 1.Темперамент 2.Характер 3.Интеллект. 4.Потребности 5.Способности 6.Интересы. +. Как? Философские отличия. Отличия. Человек-один из людей.

«Личность и индивидуальность» - Природа - живой организм. Внутренний анализ. Значения термина «ИНДИВИД» (через взаимоотношения человека и общества). Неповторимое своеобразие. Латынь. «Атом». Чингачук-большой змей. Древний Китай. Основная идея древних философских систем- «Человек-часть космоса». Человек- мера всего существующего. Основная идея- переселение душ.

«Внутренний и внешний мир» - Но что такое узнать? Мир внешний и внутренний. Мир внешний, видимый называется материальным или физическим. Громкая или тихая? Звучит ли здесь музыка? Но внутреннее оказывается важнее, чем внешнее. Так мир внешний входит в наш внутренний мир. Но есть ещё и невидимый, духовный (от слова "дух") мир.

«Индивид и личность» - Научные концепции самоактуализации личности человека. «Личность» - «индивидуальность». Направления исследования самоактуализации -клиническое К. Роджерс -мотивационное А. Маслоу. Особая личностная структура. Определенных групп. Саморегуляция свобода выбора целей; самокритичность; добропорядочность; управление поведением; совестливость.

«Структура личности» - Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г.Ковалёв, с требованиями деятельности. Предмет исследования: теории личности. Данная стратегия представлена прежде всего исследованиями Р. Кэттела, Г. Айзенка и Дж. 4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Индивидные свойства - темперамент, половозрастные особенности организма.

«Направленность личности» - М.Вебер (1864-1920 гг.), немецкий социолог, экономист, юрист. Ориенти-ровано прямо или косвенно на других людей. С и н о. Отношение к обществу, к другим людям. Безответственное. Верны ли следующие суждения о человеке? Н и м ы. Социальное поведение структура направленности личности жизненные цели. Мини – проект «я».

Всего в теме 19 презентаций