Ведь если звезды зажигают анализ. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте! Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – знаменитый поэт Серебряного века. Он примыкал к футуристическому течению, был одним из его идейных вдохновителей. Помимо поэзии, он работал в прозаических и драматических жанрах, был художником и даже играл в кино. Но Многомудрого Литрекона сильнее всего впечатляют его стихи, особенно лирика, и поэтому он вновь обратил свой взор на стихотворение мэтра.

В своих поэмах и стихотворениях Маяковский изображает сильную личность, независимую от мнения окружающих. Его кричащая желтая водолазка, экспрессивные публичные выступления отражали внутренний мир человека огромного масштаба, невиданной энергии и яркой индивидуальности.

Но эксцентричный бунтарь был непревзойденным лириком. Лирический герой стихов Маяковского – этакий неуклюжий романтик, способный забрать любимую с собой «одну, или вдвоем с Парижем». И не только любовное чувство побуждает поэта искренне восторгаться и созерцать. Душевное стихотворение «Послушайте» — история человека, который любознателен к жизни. Он любит ее и искренне удивляется каждым ее проявлением.

Дата написания лирического стихотворения «Послушайте!» — осень 1914 г. На тот момент в России еще не наступила Октябрьская революция. Тогда Владимир Маяковский был одержим футуристическими концептами, провозглашающими пафос светлой будущности. Он выдвигает на первый план личность познающую. Лирическому герою все интересно, все вокруг имеет ценность для построения красивого и яркого будущего. Уже тогда в поэзии Маяковского появлялись богоборческие мотивы. Поэт выдвигает человеческую индивидуальность на первый план, или хотя бы приравнивает к Создателю.

Жанр, направление, композиция и размер

«Послушайте!» обнаруживает черты элегического послания, к чему нас отсылает само начало текста («Послушайте! Ведь, если звезды зажигают- значит — это кому-то нужно?»). Также можно говорить о присутствии в тексте элементов исповедального монолога главного героя.

Поэт избирает форму кольцевой композиции. Эту особенность конструкции определяют самое начало и финал текста:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?

«Лесенка» — форма, которую избирает футурист для своего стихотворения «Послушайте!». Неточные рифмы перемежается с точными перекрестными (по схеме АВАВ), которые обнаруживают себя через три строки:

Значит — кто-то хочет, чтобы они были? <…> в метелях полуденной пыли; целует ему жилистую руку,<…> не перенесет эту беззвездную муку! и т.д.

На тех участках текста, где рифма точная, рифмовка женская (ударяемый предпоследний слог).

Четкого классического стихотворного размера нет (сложно установить наличие ямба, хорея, дактиля, анапеста и амфибрахия). Футурист использует любимую им форму акцентного стиха.

Образы и символы

Лирический герой находится в поиске главного жизненного замыла, идеи происходящих в природе физических явлений. И в центре его интереса – звезды, а именно их происхождение. По мнению главного героя, мыслящей личности, у всего есть причина и следствие.

Сознанием главного героя формируются образы второго плана — он представляет, как некто смелый человек, достигая Бога, просит того зажечь звезды, чтобы у людей стало светлее на душе. То есть перед нами объект лирического сознания – главный герой, субъекты его воображения – деятельная личность, которая обращается за помощью к Богу.

Помимо этих персонажей, стихотворение имеет форму послания, а значит, в произведении присутствует обобщенный образ собеседника, читателя.

Тема и настроение

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).

Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это осознанный вопрос о происхождении и необходимости звезд на небе. Поэт считает, что звезды на небе зажигает Бог, но задача человека попросить его об этом. Антропоморфные черты Бога указывают на его равенство с людьми: на это указывает «жилистая рука» божества. Личность может попросту ворваться к Всевышнему, попросить, прикоснуться к его «жилистой руке», и звезды будут.

Основная идея – это познание смысла творчества и смысла жизни, смысла всех самых поразительных явлений природы и их значения для частной личности. Автор отвечает на вопрос, кто зажигает звезды: Бог. И зачем – потому что это нужно человеку. Все, что делает Создатель, он творит ради нас. Наблюдение за звездным небом способно дать людям найти свой смысл существования.

Средства художественной выразительности

В стихотворении есть как синтаксические средства выразительности, так и лексические.

Открывается текст риторическим восклицанием (синтаксическое средство художественной выразительности): «Послушайте!». Затем — три риторических вопроса:

Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? /Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Завершается текст также риторическим вопросом, образуя кольцевую композицию:

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»

  • «Послушайте!» является развернутой метафорой путешествия человека к Богу и постижения им ясности существования.
  • Метафоры: «в метелях полуденной пыли», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают». Метафора «в метелях полуденной пыли» отсылает нас к образу раскаленного, пыльного города или пустыни, где ветер гоняет столбы пыли, словно снежные барханы.
  • Эпитетов немного, но они являют яркие образы: «полуденная пыль», «жилистая рука», «беззвездная мука», «тревожный, но спокойный наружно».
  • Единожды присутствует сравнение звезд с жемчужиной.
  • Помимо прочего, Маяковский применяет прием единоначатия (т.н. анафора): «значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?». Анафора усиливает динамизм, переживания героя, показывает его радость открытия.
  • Помимо анафоры, на динамику действия работают однородные глагольные сказуемые: «врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется…»

Маяковский на редкость избегает излюбленных неологизмов, но выбранная им интонация подчеркивает предназначение стихотворения для чтения на публике.

Начало нового ХХ века было отмечено в истории России тяжелыми потрясениями. Войны, революция, голод, эмиграция, террор... Все общество разделилось на враждующие партии, группы и классы. Литература и поэзия, в частности, отражала, как зеркало, эти кипучие общественные процессы. Возникают и развиваются новые поэтические направления.

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» нельзя начать, не упомянув о том, когда оно было создано. Впервые оно вышло в одном из сборников в марте 1914 года. Весь того времени был ознаменован парадами манифестов и групп, в которых художники слова декларировали свои эстетические и поэтические принципы, отличительные признаки, а также программы. Многие из них выходили за продекларированные рамки и становились знаковыми поэтами своего времени. Без их творчества было бы уже трудно представить советскую литературу.

Владимир Маяковский был активным участником первого авангардного литературного течения под названием «Футуризм». Он входил в «Гилею» - группу родоначальников этого течения в России. Полный Маяковского «Послушайте!» невозможен без обращения к теоретическим основам. Основными признаками футуризма являются: отрицание предыдущих литературных догм, создание новой поэзии, устремленной в будущее, а также экспериментальная рифма, ритм, ориентация на звучащее слово, пафос и эпатаж.

Проводя анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!», необходимо подробнее остановиться на его теме. Оно начинается обращением, которое неслучайно вынесено в название. Это - отчаянный призыв. Герой-рассказчик наблюдает за действиями другого деятельного героя, которому не все равно. Стремясь облегчить кому-то жизнь, он внеурочно «врывается» на небеса, к самому Богу и просит о том, чтобы тот засветил в небе звезду. Быть может в наказание за то, что люди перестали замечать их, звезды погасли?

Тема связана с желанием лирического героя обратить внимание обывателей, живущих суетной, однообразной жизнью на красоту бескрайнего ночного неба. Это попытка заставить их поднять отягченные проблемами головы и взглянуть наверх, приобщившись к тайнам Вселенной.

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» показал, что для раскрытия темы поэт использовал такие как нерифмованный стих с ритмичным рисунком, звукопись и аллитерация.

Первый герой-наблюдатель не имеет в стихотворении портрета, а вот второй имеет очень яркие характеристики, выраженные целым рядом глаголов: анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» обращает внимание читателя на то, что глаголы «врывается» и «боится» имеют взрывные согласные «в» и «б». Они подкрепляют эффект отрицательных эмоций боли и муки. Подобный же эффект создают согласные «п» и «ц» в глаголах«плачет» и «опоздал», «просит» и «целует», «клянется» и «не перенесет».

Стихотворение напоминает маленькую пьесу, полную драматизма, который вложил в него Маяковский. «Послушайте!» анализ дает возможность условно разделить на четыре части. Первая часть - введение (главный вопр, с первой по шестую строку); вторая часть - развитие сюжета и кульминация («вымоленная» звезда, с шестой по пятнадцатую строку). Третья часть - развязка (получение подтверждения от того, для кого старался герой, с шестнадцатой по двадцать вторую строку); четвертая часть - эпилог (повторение вопроса введения, но с утвердительной интонацией, с двадцать третьей по тридцатую строку).

Стихотворение «Послушайте!» поэт написал в начале своего творческого пути, на этапе становления, выработки собственного литературного стиля. Но уже в этом небольшом произведении молодой Маяковский проявил себя как оригинальный и очень тонкий лирик.

В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие бунтарские идеи, но есть в его поэтическом наследии и чуткая, нежная лирика. К ней относится и стихотворение «Послушайте», изучаемое в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Послушайте» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» .

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел выдать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться трогательным раздумьям.

Тема

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды - человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука» . Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Жанр

Разбор произведения доказывает, что по жанру - это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры - «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты - «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» . В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземленного: звезды он называет плевочками, а руку бога - жилистой.

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны. Так

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 98.

Творчество В.В. Маяковского припадает на период Серебряного века поэзии. В стихах Маяковского с первых строк чувствуется вызов обществу. Но стихотворение «Послушайте» относится к любовной лирике поэта. Ознакомившись с произведением автора, не сразу становится понятным, о чем он хотел сказать. Тем не менее оно носит скрытый глубокий смысл.

«Послушайте» было написано в 1914 году. Этот период значится в истории, как начало Первой мировой войны и переворота в Российской империи. Маяковский был сторонником Революции в стране, он считал ее открытием для новых возможностей молодого поколения. До начала переворота Маяковский являлся членом общины футуристов, которые призывали отойти от прежних предпочтений в литературе и творчестве. Они считали нужным не читать больше таких авторов как Пушкин, Лермонтов, Толстой. «Будетляне» (футуристы) делали акцент на том, что обществу нужны более экспрессивные и эпатажные молодые люди, которые знают, что необходимо для счастливого будущего.

Главная тема стихотворения

Произведение «Послушайте» не похоже на другие шедевры поэта, оно выглядит как вопрос и мольба, обращенные к обществу. В нем автор пытается найти жизненный смысл - это главная тема стихотворения. Он как бы взывает к невидимому слушателю. Поэт рассуждает, что «кто-то» зажигает звезды на небе, и он управляет нашей судьбой, ведь ему это нужно. «Послушайте» является ярким произведением из раннего Маяковского, автор написал его в 20 лет. В стихе чувствуется неопределенность поэта в жизни, его непризнание и непонимание обществом.

Не просто так использован здесь символ «звезды», для автора путеводная звезда являлась жизненным кредо, музой для творчества. Маяковский подразумевает под зажженными звездами на небе новых светил поэзии, в том числе и себя самого. И кто-то решает, будет ли загораться еще одна звезда на небе, то есть примет ли общество и руководящие должности творчество новоиспеченного автора. Здесь поэт касается темы о Боге, у которого просит, чтобы на небе загорелась еще одна звезда, иначе он не перенесет эту «беззвездную муку». Здесь очень ярко выражается важность признания поэта обществом, что несет для него главный смысл существования.

В стихотворении раскрыта тема одиночества, которая переполняла душу поэта, терзала его изнутри. Он говорит, что для кого-то звезды лишь «плевочки». Но для него, скрытого героя, не имеющего четкого определения в сюжете, они целый мир. Автор называет их жемчужинами. В этом произведении переплетаются чувства лиризма и трагизма бытия Маяковского В.В.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано белым стилем и с яркой ритмичностью, что присуще творчеству Маяковского. Оно создано с применением ярких эпитетов и метафор, самым заметным является сравнение звезд с «плевочками» и жемчужинами в одной строфе. Начинается стих с восклицания, которое занимает слух читателя, после этого следует несколько философских вопросов. Читатель выступает здесь больше в роли слушателя. Дальше разворачивает сам сюжет, в котором кто-то просит появление новой звезды на небе у самого Бога. Автор использует повторение начальных строк в конце стихотворения, но в финале эти слова звучат более уверенно и жизнеутверждающе. Этот прием называется кольцевой композицией.

Каждый читатель может трактовать стихотворение по-своему. В нем все так же будут присутствовать боль и крик души поэта. Этим произведением автор пытался достучаться к сердцам слушателей, добиться всеобщего признания и понимания своего авангардного и модернистского творчества.

Анализ стихотворения Послушайте Маяковского

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. В начале XX века в поэтическом российском обществе возникало множество литературных течений. Одним из ярких представителей новой волны был Маяковский . Стихотворение «Послушайте», созданное в 1913 г., - страстный душевный порыв поэта, в котором он выражает свои самые сокровенные мысли.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение, монолог-исповедь главного героя.

3. Основная тема произведения - философское размышление автора о смысле человеческой жизни. Это размышление основано на наблюдении за звездами - символами бесконечности мироздания. Накануне Первой мировой войны не только в России, но и во всем мире наблюдался духовный кризис. Значительный технический прогресс не приводил к торжеству добра и справедливости. Человечество мучительно искало выход из создавшейся ситуации.

Общество было проникнуто безверием и ожиданием неизбежного конца. Маяковский, обладая чуткой и ранимой душой, также задыхался в этой атмосфере. Он видит главную проблему общества в равнодушии людей, увлеченных только собственными сиюминутными интересами. Произведение начинается со страстного обращения к людям - «Послушайте!». Автор пытается обратить на себя внимание, чтобы донести свою мысль. Для этого он задает неожиданный вопрос о причинах появления звезд.

Бесполезной человеческой суете он противопоставляет серьезное философское размышление. Люди бесцельно проживают свою жизнь, думая, что занимаются чем-то важным. Их физическое существование ничтожно по сравнению с вечным небосводом. Но звезды не могли возникнуть из ниоткуда. Вероятно, их появление тоже связано с чьей-то страстной мольбой, значит «это кому-нибудь нужно?».

Маяковский аллегорически сравнивает процесс появления новых звезд с действием высших сил. Но бог создает звезды не по собственной инициативе, ему это безразлично. Только человеческая мольба способна повлиять на божественное решение. Следовательно, звезды возникают в результате желания людей, которые действительно нуждаются в этом. Автор уверен, что пока это происходит, не все еще потеряно. Человечество может спастись, если будет сохранять в себе лучшие устремления и надежды.

4. Композиция. Произведение имеет кольцевую композицию, благодаря повторению фразы «кому-нибудь нужно». Можно выделить три части: постановка вопроса, авторское размышление, вывод.

6. Выразительные средства. Произведение является исключением из оригинального стиля Маяковского. В нем нет неологизмов и искаженных слов. Благодаря этому оно воспринимается как предельно искренний и чистый порыв поэта. Единственный новаторский прием - развернутое сравнение: «звезды-плевочки-жемчужины». Самый яркий эпитет - «жилистая» рука бога.

7. Основная мысль произведения - потерявшее смысл жизни человечество может вновь найти его, только обратившись к вечным законам мироздания. Первым шагом на этом нелегком пути должно стать простое наблюдение за звездами, которое способно внести в душу умиротворение, покой и ощущение счастья.