Инфраструктура социальнопедагогической деятельности Школа — одно из. Инфраструктура социально-педагогической деятельности Вопросы к ЗАЧЁТу

УДК 371. 214

Л.И.Лазарева

ИНФРАСТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Рассматривается понятие инфраструктуры деятельности социального педагога, социально-педагогической деятельности, её видов и форм. Анализируются учебные планы основных образовательных программы по направлению подготовки 050400«Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр». Обосновывается необходимость формирования содержания учебного плана с учётом инфраструктуры, видов и форм социально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: инфраструктура деятельности социального педагога, социально-педагогическая

деятельность, виды и формы социально-педагогической деятельности, образовательная программа, учебный план.

Lazareva Lyudmila Ivanovna INFRASTRUCTURE OF A SOCIAL PEDAGOGUE’S (TEACHER’S) ACTIVITY AS A FOUNDATION OF FORMATION OF THE TRAINING PLAN’S CONTENT

This article is devoted to the notion of infrastructure of a social pedagogue’s (teacher’s) activity, socio-pedagogical activity, its forms and types. The training plans of the basic educational programs on a direction of training 050400 “Psychological-pedagogical education" on the profile “Psychological and social pedagogy", Bachelor’s Degree, are analyzed. The formation of the educational plan’s content is substantiated with the account of infrastructure, types andforms of socio-pedagogical activities.

Key words: infrastructure of a social pedagogue’s activity, socio-pedagogical activity, forms and types of socio-pedagogical activity, educational program, training plan.

В 2011-2012 учебном году в вузах страны массово произошёл переход на двухуровневую систему подготовки выпускников, связанную с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования . Началу внедрения предшествовала серьёзная и кропотливая работа вузов по созданию основных образовательных программ различных направлений подготовки, являющихся наряду с государственным стандартом образцом стратегического документа, определяющего общие, основные установки, регулирующие процесс профессиональной подготовки выпускников. Понимание и видение стратегической цели основной образовательной программы является весьма существенным моментом. В этой связи хотелось бы привести высказывания Сенеки-младшего о том, что для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. С долей иронии о важности правильного видения стратегической цели высказался и В.Гётте: «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнётся, как следует». Образно говоря, основная образовательная программа и есть та «первая пуговица», которая должна быть застёгнута правильно.

Какие же факторы позволяют составить основную образовательную программу правильно? Ответ очевиден: соблюдение требований государственного образовательного стандарта. Анализ содержания стру-ктурных составляющих стандартов позволяет утверждать, что стандарт становится основой вариативного подхода к составлению основных образовательных программ, в первую очередь, их содержательного ядра - учебного плана. Прежде, чем перейти к анализу разработанных вузами основных образовательных программ и содержащихся в них учебных планов в рамках направления подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр», целесообразно выбрать критерии, в соответствии с которыми возможно оценить качество основных образовательных программ, в частности, содержания учебного плана. Эти критерии так же заложены в контенте стандарта, в его четвёртом разделе, характеризующем профессиональный портрет бакалавров с точки зрения инфраструктуры, видов и форм социальнопедагогической деятельности. Инфраструктура деятельности социального педагога - это элемент социальной инфраструктуры, включающий совокупность учреждений различных сфер общественноэкономической жизни общества, в которых реализуется его профессиональная готовность осуществлять различные направления, виды и формы социально-педагогической деятельности. Учёт инфраструктуры деятельности социального педагога при составлении учебного плана обусловлен выполнением социального заказа общества и государства на определённую категорию специалистов, необходимых для их прогрессивного развития. В данном случае, вуз обязан подготовить выпускника, который будет обладать высокими качественными характеристиками профессионала-специалиста, что находит отражение в миссии основной образовательной программы, являющейся её стратегическим вектором.

Анализ формулировок миссий основных образовательных программ позволяет говорить о том, что все они, в основном, связаны с обеспечением качественного общедоступного образования в

современной конкурентной образовательной среде на основе инновационных образовательных технологий, интеграции процессов обучения, воспитания, научной и общественной деятельности с целью востребованности бакалавров на российском и международном рынках труда. Основными ключевыми фразами при этом становятся «конкурентная образовательная среда» и «востребованность бакалавров на российском и международном рынке труда».

Рассмотрим, что же кроется за этими ключевыми фразами? Главным индикатором конкурентной образовательной среды вуза является конкурентоспособность его выпускника. Поэтому ответственность за содержание образовательных программ и их качественную реализацию ложится на образовательное учреждение, которое должно доказывать потребителю образовательных услуг, что их качество подготовки выпускника лучше, чем в других вузах. Кроме того, показателем качества подготовки выпускника является его востребованность на рынке труда как результатирующего показателя конкурентной способности вуза. Исходя из вышесказанного, ориентация на рынок труда становится одним из основных условий формирования содержания образования бакалавров. Каков же рынок труда, где имплицитно может быть востребован бакалавр профиля «Психология и социальная педагогика»? Как указывает В.Г.Бочарова, социальная педагогика нацелена на поддержку функциональной деятельности общества в различных областях - образовании, культуре, здравоохранении, социальной и правовой защите человека, социальной работе, социальной политике общества в целом. Кроме того, сегодня актуализируется потребность в такой системе социально-педагогической деятельности, которая способна реализовывать свои функции в открытом социуме, не ограничиваясь рамками образовательных и других учреждений . Ответ на этот вопрос находим также в четвёртом разделе государственного образовательного стандарта, характеризующем профессиональную деятельность бакалавра. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: образование (общее, коррекционное,

инклюзивное), социальную сферу, здравоохранение, культуру. Из данного списка почему-то выпала область профессиональной деятельности социальных педагогов, связанная с органами правопорядка: полицией, ювенальной юстицией, учреждениями исполнения наказаний, где давно и успешно работают социальные педагоги. Таким образом, инфраструктура деятельности бакалавра профиля «Психология и социальная педагогика», включающая все пять областей профессиональной работы, должна быть отражена в основной образовательной программе и соответственно в учебном плане.

При этом, рассматривая инфраструктуру деятельности социального педагога как основу формирования содержания учебного плана, следует учитывать характеристику и основные составляющие такого важного понятия, как «социально-педагогическая деятельность». Существует множество определений данного понятия. Наиболее конкретным, логичным и доказательным нам представляется определение, данное В.С. Торохтием . Автор подчёркивает, что социальнопедагогическая деятельность выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума, используемое в интересах разрешения возникающих у личности проблем текущего и хронического свойства. При этом называются основные виды и формы социально-педагогической деятельности. К видам социально-педагогической деятельности относятся: психосоциальная работа, медико-социальная, социально-правовая, культурно-досуговая, информационно-воспита-тельная. К формам - социальнопедагогическая диагностика, помощь, поддержка, сопровождение, профилактика, коррекция, реабилитация, консультирование, медико-психолого-педагогический консилиум, посредничество. Поскольку содержание учебного плана изначально отражает особенности профессиональной деятельности будущего специалиста, необходимо принимать их во внимание при отборе наименований учебных дисциплин.

Кроме того, как указано в пункте 4.2. образовательного стандарта по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация. По таким позициям как обучение, воспитание и социализация не указан субъект деятельности. Можно предположить, что это не только ребёнок, но и вообще человек, чьи возрастные категории могут быть самыми разными. И здесь встаёт вопрос о том, с какими же возрастными категориями может и должен работать бакалавр профиля «Психология и социальная педагогика»? Вопрос это не новый, он появился одновременно с возникновением социальной педагогики как области научного знания и практической деятельности. Как указывает Д.В.Лифинцев, с 1980 года, когда начались первые теоретические исследования в области социальной педагогики в России, были предприняты попытки определить её родство с общепедагогическим знанием и социальной помощью, традициями социальной работы . Такие же шаги предпринимались и в исследованиях, проводимых в странах Северной и Западной Европы, в

результате которых профессиональные функции и сферы компетентности социальной педагогики и социальной работы стали рассматриваться как общие.

Сегодня в европейских странах понятия социальной педагогики и социальной работы стали использоваться как синонимичные. Как известно, социальный работник осуществляет свою деятельность с различными возрастными категориями граждан. Кроме того, если рассматривать социальную педагогику, как науку и область практики, связанную с социальным воспитанием человека на протяжении всей жизни, то социальное воспитание может быть представлено и как «воспитание общества», и как «воспитание обществом». Несмотря на то, что это две разные социальнопедагогические теории, они не являются взаимоисключающими, а напротив, дополняют друг друга. В их основе лежит одна общая цель: социализация человека. П.Наторп в своей работе «Социальная педагогика» указывал, что воспитательная деятельность всех общественных институтов должна быть направлена на минимизацию «брака» воспитания тех людей, с которыми не справляется семья, школа и другие общественные институты . Этой точки зрения придерживались К. Магер, Г.Ноль, К.Д.Ушинский и др. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальный педагог - это управляющий воспитанием с многообразием профессиональных ролей, который может и должен работать с различными возрастными категориями людей, имеющих проблемы социализации, в различных сферах жизнедеятельности общества.

Таким образом, формирование содержания учебного плана бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиля «Психологи и социальная педагогика» возможно с учётом инфраструктуры деятельности социального педагога, видов и форм социально-педагогической деятельности, охватывающих разновозрастные категории людей. Кроме того, ежегодное корректирование содержания учебного плана должно отвечать социальному заказу общества и потребностям работодателей, чтобы обеспечивать, с одной стороны, востребованность выпускников, их уверенность в нужности обществу, а с другой, - конкурентоспособность вуза.

С обозначенной точки зрения определённый интерес представляет анализ содержания учебных планов российских вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по вышеназванному направлению и профилю. Для анализа удобно использовать таблицы-матрицы, отражающие взаимосвязь инфраструктуры, видов и форм социально-педагогической деятельности и дисциплин учебного плана. При этом соотнесение дисциплин учебного плана с различными сферами инфраструктуры возможно на основе ключевого слова, имеющегося в названии дисциплины и сферы инфраструктуры, а также опираясь на описание целей изучения дисциплины и её места в структуре основной образовательной программы. В данной статье рассмотрим одну таблицу-матрицу, отражающую взаимосвязь инфраструктуры деятельности социального педагога и названия дисциплин учебного плана. В качестве анализа возьмём пять учебных планов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр», разработанных вузами различных российских регионов. В целях соблюдения корректности и уважительного отношения к разработчикам учебных планов не будем называть полное наименование вуза, а дадим учебным планам условное название: учебный план №1, учебный план №2 и т.п.

Предварительный анализ учебных планов показал, что помимо учебных дисциплин, напрямую связанных с различными сферами деятельности социального педагога, они включают дисциплины, носящие интегративный характер: их содержание отражает общие социально-педагогические виды и формы работы, применимые для различных сфер инфраструктуры деятельности социального педагога. Поэтому в таблице целесообразно ввести строку «Интеграция сфер», где они будут отражены. В учебных планах вышеназванного направления подготовки использован модульный принцип построения его содержания, которое содержит базовый, общепрофессиональный и специализированный модуль, отражающий особенности профиля подготовки. Рассмотрим лишь вариативную часть общепрофессионального модуля, поскольку именно она отражает видение разработчиками учебных планов специфики профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.

Соотношение инфраструктуры деятельности социального педагога и содержания учебных планов направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр»

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №1

Образование Психологическая служба в образовании. Социально-педагогическая

деятельность в учреждениях интернатного типа. Формирование межнациональной толерантности в современной школе. Взаимодействие школы и семьи. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей в образовании. Постинтернатское сопровождение детей-сирот. Социальнопедагогическая деятельность с особыми образовательными потребностями. Психолог в дошкольном учреждении. Специфика коррекционной работы в учреждениях интернатного типа. Основы профориентологии.

Здравоохранение Психотерапия.

Социальная защита Основы социальной работы. Психология социальной работы.

Культура

Интеграция сфер Математические основы психологии. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Методы активного социально-психологического обучения. Психологическое консультирование. Социальная педагогика. Методика и технология работы социального педагога. Управление социальными системами защиты детства. Методология и методы психологопедагогических исследований. Педагогика и психология девиантного поведения детей и подростков. Практикум межличностного взаимодействия. Комплексная психодиагностика личности. Психология труда. Основы экстремологии. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Дифференциальная психология.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №2

Образование Теория воспитания. Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении. Социально-педагогическая работа в коррекционных учреждениях. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа. Методика работы в летних оздоровительных лагерях. Коррекционная педагогика с основами специальной педагогики. Педагогическая социология.

Здравоохранение Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры.

Социальная защита Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры. Педагогические основания социальной работы. Социальная защита детства. Социальная политика. Социально-педагогическая работа с престарелыми людьми. Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях.

Пенитенциарная и правоохранительная система Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Ювенальное право.

Культура Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры. Основы зрительской культуры. Технология организации культурно-досуговой деятельности. Социокультурная анимация. Психология человека в искусстве. Этнокультурные аспекты социально-педагоги-ческой деятельности. Этнология.

Интеграция сфер Технология социально-педагогической профилактики и реабилитации. Технология педагогического разрешения конфликтов. Практикум по основам педагогического мастерства. Психолого-педагогический практикум. Педагогическая антропология. Воспитательный потенциал социума. Практикум по социально-педагогическому исследованию. Социальнопедагогическая работа с се-мьёй. Нормативно-правовые основы социальнопедагогической деятельности. Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения. Диагностические технологии в деятельности социального педагога. Технологии семейного и индивидуального

консультирования. Технологии социально-педаго-гического проектирования с практикумом. Технология социально-педаго-гического сопровождения людей в трудных жизненных ситуациях. Практикум межличностного взаимодействия. Социально-педагогическая деятельность в микрорайоне и сельском социуме. Педагогика игры. Педагогическое образование родителей.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №3

Образование Социально-психологическая служба в образовательном учреждении. Педагогическая валеология. Педагогика Монтессори в работе социального педагога. Основы педагогики сотрудничества. Социально-педагогическая работа в условиях детского дома, приюта. Социально-педагогическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства.

Здравоохранение

Социальная защита Социальная политика.

Пенитенциарная и правоохранительная система

Культура Методика организации культурно-досуговой деятельности. Основы театральной культуры. Теория и практика театральной деятельности. Основы художественного творчества. Музыкальное творчество в практике социального педагога. Развитие ребёнка-инвалида в художественнотворческой деятельности. Творчество как среда интеграции детей-инвалидов.

Интеграция сфер Методика посреднической деятельности. Дефектология. Девиантология. Методика работы социального педагога. Социальная диагностика. Социальные факторы отклоняющегося поведения. Методика организации волонтёрской деятельности. Содействие занятости и трудоустройству молодёжи. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения детей и подростков. Групповые формы работы социального педагога. Тренинги в практике социального педагога. Социальные аспекты формирования здорового образа жизни. Семейное консультирование. Конфликтология в работе социального педагога. Социальная экология. Экологические основы социальнопедагогической деятельности.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №4

Образование Реализация воспитательной функции в учебно-воспитательном процессе. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Психологопедагогические теории воспитания. Методика воспитательной работы. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с особенностями развития. Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения учащихся. Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении. Социально-педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности социального педагога. Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей.

Здравоохранение Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная защита Социальная политика. Управление социальными системами. Основы социальной работы.

Пенитенциарная и правоохранительная система Ювенальное право в социально-педагогической деятельности.

Культура

Интеграция сфер Базовые теории воспитания и развития личности. Введение в социально-

педагогическую деятельность. Технологии работы с различными категориями детей. Основы психоконсультирования и психокоррекции. Психология семьи и семейного консультирования. Методы психолого-педагогических исследований в работе социального педагога. Психологическое консультирование родителей. Педагогика девиантного поведения. Психология самопознания. Технология работы с социальными службами реабилитации. Педагогическая профилактика зависимостей у детей и подростков. История социальной педагогики. Технологии работы с детьми в критических жизненных ситуациях. Социализация подростков и риски асоциального поведения. Социальное партнёрство как фактор социальной адаптации личности. Экономическое образование как условие социализации личности. Педагогическая антропология. Практикум по орфографии.

Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога Дисциплины учебного плана №5

Образование Социальный педагог в интернатных учреждениях. Организация воспитательного дела. Управление педагогическими системами и педагогическим персоналом.

Здравоохранение

Социальная защита Управление социальными системами. Социальная политика. Теория и практика социальной работы.

Пенитенциарная и правоохранительная система Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарных учреждениях.

Интеграция сфер Введение в профессию. Общие основы педагогики. История психологии. История социальной педагогики. Основы коррекционной педагогики. Педагогическая антропология. Социально-педагогический менеджмент. Социально-педагогический маркетинг. Теория консультирования и психокоррекции. Психолого-педагогический практикум. Социальнопедагогическая деятельность в учреждениях различных ведомств. Социальнопедагогическая реабилитация. Психолого-педагогический практикум. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Программно-целевое управление и документоведение в работе социального педагога. Управленческое общение. Организация научного исследования. Тренинг уверенности в себе. Коммуникативный тренинг. Психолого-педагогические основы конструктивного общения. Психология управления. Организационное управление.

Как показывает анализ таблицы, в большинстве учебных планов присутствует явный дисбаланс количества дисциплин, отражающих ту или иную сферу инфраструктуры деятельности социального педагога. Наибольшее количество дисциплин вариативной части учебного плана связано не с конкретной сферой инфраструктуры, а с дисциплинами, содержание которых отражает виды и формы социально-педагогической деятельности в целом. Далее по степени разработанности содержания деятельности социального педагога находится сфера образования, затем сфера культуры, социальной защиты, здравоохранения, пенитенциарной и правоохранительной системы. В учебных планах №1,3,4,5 «открытыми» остаются такие сферы инфраструктуры деятельности социального педагога, как здравоохранение, пенитенциарная и правоохранительная система, культура. Междисциплинарный характер специальности «Социальная педагогика», отражённый в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения, накладывает весьма ощутимый отпечаток на содержание учебных планов основных образовательных программ ФГОС ВПО. Это находит подтверждение в большей декларированности дисциплин, охватывающих основы наук, широкие области знаний, общие методики. В то же время, региональные компоненты, конкретизирующие различные аспекты профессиональной подготовки с учётом инфраструктуры деятельности социального педагога и составляющие основу проведения учебной и производственной практики в учреждениях различных сфер, разработаны не достаточно детально.

Нельзя не отметить и наличие дублирования содержания различных учебных дисциплин, раздробленность содержания одной дидактической единицы по разным дисциплинам. Так, например, в

учебном плане № 4 дисциплина «Реализация воспитательной функции в учебно-воспитательном процессе» может и должна включать содержание дисциплины «Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей». В учебном плане №3 дисциплина «Психология семьи и семейного консультирования» наверняка может отразить вопросы, освещаемые в дисциплине «Психологическое консультирование родителей». И такие примеры, к сожалению, не единичны.

Определённое недоумение вызывают дисциплины, которые весьма опосредованно связаны с формами и видами социально-педагогической деятельности, хотя внешне указывают на определённую сферу инфраструктуры. Например, в учебном плане №5 обозначены такие дисциплины, как «Постановка педагогического голоса: музыка и пение», «Режиссура массовых праздников», «Игротехника и оригами», «Основы прикладного искусства». Думается, что эти дисциплины нужны, скорее, педагогам дополнительного образования, которые в комплексе изучают музыкальные, художественные, театральные дисциплины и более профессионально могут осуществлять процесс обучения различным видам искусств. И совсем уже оригинальной нам показалась дисциплина «Практикум по орфографии» из учебного плана №4. Каким образом она отражает специфику деятельности социального педагога - не ясно.

Наиболее продуманной, с точки зрения учёта инфраструктуры деятельности социального педагога, является содержательная составляющая учебного плана №2. Здесь представлены дисциплины, изучение которых, образно говоря, «закрывает» все сферы инфраструктуры, не дублируя друг друга.

Таким образом, первые попытки разработки основных образовательных программ, учебных планов бакалавриата, далеки от совершенства и это вызвано многими обстоятельствами, связанными с организационно-педагогическими, научно-методическими, кадровыми и другими условиями, сложившимися в различных вузах. Однако государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 0504000 «Психолого-педагогическое образование» (степень «Бакалавр»), имеющий модульную структуру, даёт реальную возможность не только составить различные образовательные программы и входящие в них учебные планы, но и позволяет в дальнейшем корректировать их. Безусловно, корректировка учебных планов, поначалу, будет связана с факторами оперативно-ситуационного характера. В тоже время, с течением времени, начнут появляться новые стратегические ориентиры развития профессии, что неизбежно скажется на содержании учебных планов. Пока же можно констатировать следующее: внешняя разработанность содержания учебных планов профиля « Психология и социальная педагогика», многообразие дисциплин, включённых в вариативную часть, несёт в себе как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным можно отнести возможность составления студентом своей образовательной траектории, связанной с выбранной им узкой профилизацией. Однако, в современных финансовоэкономических условиях, в которых находятся вузы, реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов носит, к сожалению, декларативно-рекомендательный характер. К отрицательным моментам можно отнести то, что содержательные составляющие учебных планов не несут в себе внутреннего стратегического стержня, подобно вектору, указывающему характеристику и направление развития профиля направления подготовки. Таким вектором может стать инфраструктура деятельности социального педагога, детализированная в формах и видах социально-педагогической деятельности.

Литература

1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: интеграция фундаментальных и экспериментальных исследований в социальной сфере // Социальная педагогика: сборник научных статей/ под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. - М.: ИСП РАО, 2011. 120с. С.4 - 18.

2. Лифинцев Д. В. Социально-педагогическая помощь семье в Германии / Методические материалы. Калининград, 2009. 123 с.

3. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А. А. Громбаха с 3-го нем. Изд-я. СПб., 1911. 360с.

4. Торохтий В. С. Психология социально-педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2010. №5. С. 56 - 69.

5. Проекты ФГОС высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: Режим доступа // http: mon.gov.ru (дата обращения 02.01.2012).

Социальная инфраструктура -- совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения. С другой стороны, ее органы и учреждения исходя из содержания их деятельности можно рассматривать в рамках организационно-управленческих «вертикалей» Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств и ведомств, а также целого ряда комитетов, служб и комиссий (по делам молодежи, занятости, физической культуре, спорту и туризму и др.) и их органов и учреждений на местах, руководящих решением тех или иных социальных вопросов и осуществлением конкретных актов социальной политики. Кроме того, в аппарате Президента РФ действуют Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии и ряд других подразделений, которые также имеют соответствующие региональные и муниципальные органы на местах и руководят решением некоторых социальных вопросов.

На региональном и муниципальном уровне также есть своя система органов и учреждений, занимающаяся разрешением социальных проблем. Особенность этой системы состоит в том, что она включает не только управленческие, но и функциональные элементы: школы и больницы, институты и библиотеки, центры социального обслуживания различных категорий населения, службы занятости и т.д.

Неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются не правительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.).

Социальный педагог в учреждениях системы образования

В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования, формирующихся в последние годы, относятся центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобразовательных школ, а также оказывают комплексную медико-психолого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Минобразования функционирует также сеть пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по решению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Социально-педагогические функции выполняют система профтехобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

Школа -- одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально педагогической деятельности в образовательном учреждении:

Способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества; развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;

Способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

Участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

Тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;

Оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;

Воздействует на позитивное изменение социального поля в школе.

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей);

Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

Выступает посредником между обучающимся (воспитанником, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также топавшим в экстремальные ситуации.

13.Социальны педагог в учреждениях системы образования.

Врамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществля­ется штатными социальными педагогами образовательных учреж­дений, учреждений интернатного типа. К числу новых учрежде­ний системы Министерства образования, формирующихся в по­следние годы, относятся центры психолого-педагогической и ме­дико-социальной помощи, которые оказывают методическую по­мощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобра­зовательных школ, а также оказывают комплексную медико-пси­холого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Мин­образования функционирует также сеть пенитенциарных специ­альных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по ре­шению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социально-педагогические функции выполняют система проф­техобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, шко­лы-интернаты для детей с недостатками умственного и физиче­ского развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

Школа - одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе опреде­ляется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». На осно­ве отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в обра­зовательном учреждении:

Способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

Развивать процесс опережающей социализации, т.е. знако­мить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их роле­выми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих пер­спектив;

Способствовать развитию личности и ее ориентации в соци­альных процессах на стадии обучения и выбора профессии;

Участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспых­нуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:

Использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;

Тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто прояв­ляет понимание и интерес к его работе;

Оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (вос­питанникам) и группам, используя методы групповой педагоги­ки, работает с учительским коллективом;

Воздействует на позитивное изменение социального поля в школе 1 .

Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (тре­бованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации социальный педагог:

Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, об­разованию, развитию и социальной защите личности в учреж­дениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, де­тей);

Изучает психолого-медико-педагогические особенности лич­ности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;

Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников, детей) и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

Выступает посредником между обучающимся (воспитанни­ком, ребенком) и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных ор­ганов;

Определяет задачи, формы, методы социально-педагогиче­ской работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);

Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

Способствует установлению гуманных, нравственно здоро­вых отношений в социальной среде;

Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспе­чению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегатель­ных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся (воспи­танников, детей) из числа сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей;

Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заме­няющими), специалистами социальных служб, семейных и мо­лодежных служб занятости, с благотворительными организация­ми и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, де­тям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации 1 .

С точки зрения санкт-петербургских специалистов, основны­ми задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприят­ных условий для развития ребенка, установление связей и парт­нерских отношений между семьей и образовательным учрежде­нием.

Социальный педагог является равноправным членом педаго­гического коллектива. Он принимает участие в работе педагоги­ческих советов и методических объединений.

Учитывая специфический характер социально-педагогической деятельности, режим работы социального педагога должен быть вариативным, гибким.

График работы социального педагога утверждается руководи­телем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обя­занностей вне учреждения образования.

Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специа­листа решаются в соответствии с действующим законодательством.

^ В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осу­ществляют связь с социальными службами и службами занято­сти, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адап­тации 2 .

^ В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дез­адаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществ­ляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями 1 .

В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами со­циальной защиты населения по месту жительства воспитанни­ков, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющи­ми) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, про­ведения родительских собраний 2 .

Во многих современных образовательных учреждениях созда­ются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их ро­дителей, педагогического коллектива, представителей обществен­ных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспи­танников) и оказания квалифицированной и своевременной со­циальной поддержки и помощи. Социальная служба должна вы­полнять следующие функции:

Выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

Охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

Создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

Оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

Налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;

Изучать общественное мнение в школьном коллективе;

Организовывать социально-психологическую и правовую кон­сультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

Организовывать работу школьного телефона доверия;

Способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в уч­реждениях системы образования - необходимое, постоянно раз­вивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участни­ков педагогического процесса.

Школа - одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении: - способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процесс социализации школьников и социально неблагополучных семей и слоёв - развивать процесс опережающий социализации; - способствовать развитию личности и её ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии; - участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов

l В учреждениях интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников. l В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолго-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьёй, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечение их жильём, пособиями и пенсиями. l В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образованиянеобходимое, постоянно развивающееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.

Под социальной защитой, по определению В. П. Юдина, понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность. С 1994 года по инициативе Министерства социальной защиты РФ начинали действовать центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Данные центры осуществляют социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и законных интересов.

Практически в каждом регионе сегодня существует Центр социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания семьям и детям, проживающим на территории города, района своевременной и квалифицированной помощи различных видов. Ещё одним широко распространённым типом учреждений социальной защиты детства является социальный приют. Цель создания приютасоциальная помощь детям и подросткам.

К функциям социального педагога в системе здравоохранения можно отнести обеспечение заботы о больных в до - и послегоспитальный период, помощь в снятии стрессов, содействие оздоровлению, в том числе пропаганду здорового образа жизни.

Направления деятельности социальных педагогов в учреждениях здравоохранения: l l l социально- средовая и социально- психологическая реабилитация работа с семьями детей и подростков профессиональная ориентация организационная, учебно- методическая и просветительская работа с ближайшим социальным окружением детей и подростков социально- правовое консультирование и информирование

Деятельность социальных педагогов в учреждениях ведомства Министерства культуры РФ в настоящее время практически не представлена. Очевидна необходимость культивирования социальнопедагогической практики в сфере, непосредственно связанной с досугом и обеспечивающей углубление интересов и творческих возможностей граждан

Вне зависимости от типа учреждения культуры в его структуре может действовать служба социальнопедагогической анимации и досуга, деятельность которой строится по следующим направлениям: l организация различных форм семейного отдыха, занятий физкультурой и спортом l возрождение народных традиций и культуры l организация совместного отдыха различных поколений, прежде всего родителей и детей На базе учреждений культуры могут работать социальнопедагогические комплексы (СПК). Их деятельность представляет собой систему скоординированных действий, направленных на комплексное осуществление задач социального воспитания по месту жительства, укрепления семьи и повышение её ответственности за воспитание детей.

Таким образом, деятельность социального педагога в учреждениях культурно - досуговой сферы: l l призвана оказывать влияние на структуры жизненного пространства личности и её жизненные силы осуществляется в свободное время личности предполагает добровольность и активность подопечного обусловлена национально-этническими особенностями и традициями

Пенитенциарный - относящийся к наказанию, преимущественно уголовному. Л. В Мардахаев выделил основные направления исправительно- педагогической работы в исправительных учреждениях: - карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса РФ - исправительно-воспитательное - образовательное и трудовое

Профессиональная социально – педагогическая работа – один из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию.

ДИСЦИПЛИНЫ

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЧЕТВЁРТЫЙ СЕМЕСТР

Практическое занятие №1

Вопросы для обсуждения

Практическое занятие №2

Тема. Методика и технология социально-педагогической деятельности с личностью

Вопросы для обсуждения

1. Методика диагностики личности. Методика диагностики личности и окружающей её среды.

2. Методика социально-педагогической работы с различными категориями детей.

3. Методика социально-педагогической профилактики, коррекции, реабилитации:

3.1. Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности.

3.2. Профилактика социальных отклонений.

3.3. Технология социальной реабилитации.

3.4. Реабилитация и коррекция.

4. Технология индивидуального консультирования в работе социального педагога.

Практическое занятие №3

Тема. Технологии социально-педагогической зашиты прав ребенка

Вопросы для обсуждения

1. Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье.

2. Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних.

3. Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей.

4. Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.

5. Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья.

6. Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей.

7. Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.

Практическое занятие №4

Тема. Методика и технология социально-педагогической деятельности с семьёй

Вопросы для обсуждения

1. Диагностические технологии в работе социального педагога с семьей. Диагностика семейного воспитания.

2. Методика работы социального педагога с различными категориями семей.

3. Модели помощи современной семье.

3.1. Социальный патронаж.

3.2. Социальный надзор.

4. Техника семейного консультирования.

5. Родительские коррекционные группы.

Вопросы к ЗАЧЁТу

1. Сущность понятий «методика», «технология», их иерархия, взаимосвязь.



2. Общая классификация и назначение технологий и методов в социальной работе с детьми, подростками, молодежью.

3. Понятие и специфика социально-педагогической технологии.

4. Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии.

5. Методика диагностики личности.

6. Методика диагностики личности и окружающей её среды.

7. Методика социально-педагогической профилактики.

8. Методика социально-педагогической коррекции.

9. Методика социально-педагогической реабилитации.

10. Технология индивидуального консультирования в работе социального педагога.

11. Диагностические технологии в работе социального педагога с семьей.

12. Методика работы социального педагога с различными категориями семей.

13. Социальный патронаж.

14. Социальный надзор.

15. Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей.

16. Социальный педагог в учреждениях системы образования.

17. Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения.

18. Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения.

19. Социальный педагог в учреждениях культуры.

20. Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы.

ПЯТЫЙ СЕМЕСТР

Практическое занятие №5

Тема. Методика и технология социально-педагогической работы с группами,

Детскими и молодёжными объединениями и организациями

Вопросы для обсуждения

1. Группа: определение, признаки, классификация.

2. Методика работы социального педагога с группами различной направленности.

3. Методика организации групп взаимопомощи.

4. Детские и молодежные общественные объединения в работе социального педагога.

5. Технология организации групповой деятельности.

6. Методика организации коллективных творческих дел.

Практическое занятие №6



Практическое занятие №7

Практическое занятие №8

Требования к ЭКзАМЕНу

Перечень примерных вопросов к экзамену

по дисциплине Б1.В.ОД.8 Методики и технологии социально-педагогической работы

(5 семестр)

1. Характеристика объекта и субъекта социально-педагогической деятельности.

2. Определение функций и содержания социально-педагогической деятельности.

3. Характеристика нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность социального педагога.

4. Характеристика процесса целеполагания в социально-педагогической деятельности.

5. Условия социально-педагогической деятельности, отвечающей гуманистическим и демократическим принципам.

6. Роль сеть взаимодействий в социально-педагогической деятельности.

7. Характеристика понятия «социально-педагогическая технология».

8. Характеристика основных этапов технологического цикла социально--педагогической деятельности.

9. «Социальная инфраструктура» и ее роль для становления социально-педагогической деятельности.

10. Особенности институционального и территориального подходов организации социально-педагогической деятельности.

11. Специфика деятельности социального педагога в системе образования.

12. Обязанности социального педагога в учреждениях системы социальной защиты населения.

13. Причины, доказывающие необходимость введения должности социального педагога в учреждениях здравоохранения.

14. Возможности социально-педагогической деятельности в учреждениях культурно-досуговой сферы.

15. Задачи и специфика социально-педагогической диагностики личности.

17. Сущность понятия «профилактика».

18. Общая характеристика понятий «социальная дезадаптация», «девиантное поведение», «криминогенное поведение» и взаимосвязь обозначаемых этими понятиями явлений.

19. Роль десоциализирующих влияний в развитии различного рода отклонений в поведении несовершеннолетних.

20. Ресоциализация, реабилитация, коррекция.

21.Технология проведения индивидуальной консультации.

22. Специфика работы телефона доверия.

23. Требования к поведению социального педагога по урегулированию межличностных конфликтов.

24. Технология социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях.

25. Основные этапы оформления опеки, попечительства, усыновления.

26. Принципиальные отличия приемной семьи от семейного детского дома, детского дома, школы-интерната.

27. Роль социального педагога в лишении родительских прав и в ограничении в родительских правах.

28. Возможности социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетних.

29. Права учащегося образовательного учреждения и их нарушение.

30. Основные направления деятельности социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья и развитие способностей.

32. Диагностические технологии в работе социального педагога с семьей. Диагностика семейного воспитания.

33. Значение дифференциации семей для организации социально-педагогической деятельности.

34. Обобщенная характеристика семей «группы риска».

35. Различные подходы к организации социально-педагогической работы с различными категориями семей.

36. Модели помощи современной семье.

37. Социальный патронаж.

38. Социальный надзор.

39. Техника семейного консультирования.

40. Определение понятия «группа». Место работы с группой в деятельности социального педагога.

41. Требования к проведению социальным педагогом диагностических процедур в работе с группой.

42. Развернутая характеристика асоциальной неформальной самодеятельности несовершеннолетних. Проблемы деятельности социального педагога с данным типом групп.

43. Возможные направления работы социального педагога с асоциальной группой.

44. Алгоритм деятельности социального педагога, организующего работу группы взаимопомощи.

45. Линии взаимодействия социального педагога с представителями детских и молодежных объединений.

46. Технологии организации групповой деятельности.

47. Сущность посреднической деятельности. Посредническая функция социального педагога образовательного учреждения; интернатного учреждения; учреждения пенитенциарной системы.

48. Назначение экспертной деятельности. Использование социальным педагогом элементов экспертизы.

49. Необходимость и возможности работы социального педагога с добровольными помощниками из числа детей и взрослых.

50. Социально-педагогическая служба детского оздоровительного лагеря.

51. Процедура планирования и проектирования социально-педагогической деятельности.

52. Специфика контроля социально-педагогической деятельности.

53. Отчетность в деятельности социального педагога в образовательном учреждении.

54. Значение диагностики микросреды в деятельности социального педагога.

55. Работа специалиста с картой-схемой микрорайона учебного заведения.

56. Характеристика социально-педагогического комплекса, преимущества подобной организации социально-педагогической деятельности.

57. Реабилитация воспитательной предметно-пространственной среды

58. Социально-педагогическая работа с малообеспеченными семьями микрорайона.

59. Специфика уличной работы как вида социально-педагогической деятельности.

60. Основные направления деятельности социального педагога по организации детского досуга.

Требования к конспектам

Конспект должен представлять собой ответ на вопросы , поставленные в плане практического занятия;

II. Оформление конспекта

Обязательно указывается номер практического занятия, тема, вопрос, на который готовится ответ, автор и название конспектируемой работы;

При цитировании на полях указывается цитируемая страница, цитата берется в кавычки и выделяется другим цветом;

После текста конспекта необходимо оставить страницы для записей во время практического занятия.

ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ»

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЧЕТВЁРТЫЙ СЕМЕСТР

Практическое занятие №1

Тема. Инфраструктура социально-педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Социальный педагог в учреждениях системы образования.

2. Социальный педагог в учреждениях системы здравоохранения.

3. Социальный педагог в учреждениях системы социальной защиты населения.

4. Социальный педагог в учреждениях культуры.

5. Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы.

Практическое занятие №2