Гербы монархов. Французские короли и их гербы. Герб Кая: ранний

Прорисовки польских гербов XV в (Сулима и Агнус)

Геральдика появилась в начале XII века в обиходе высшей феодальной знати Франции. К концу XII века гербы распространились на более мелких феодалов Франции. К XIII веку гербы стали нормой для всех королей и князей Европы. В XIV веке процесс геральдизации охватил большинство феодалов католической Европы.

В Польшу французское изобретение пришло в начале XIII века и зафиксировано на княжеских печатях - (1204-1238 гг) Хенрика I Бородатого, (1224-1241 гг) Хенрика II Побожного.


Печать Хенрика I Бородатого (1204-1238 гг)


Печать Хенрика II Побожного (1224-1241 гг)

Ко второй половине XIII века все князья из рода Пястов изображали в качестве герба орла, который у некоторых имел цветовые отличия. Некоторые например Хенрик Пробус настолько прониклись рыцарской культурой, что даже попали в Манесский кодекс, где изображен победителем турнира. Князь Хенрик организовавал турниры в которых сам принимал участие. Ему приписывают несколько лирических песен на верхне-немецком языке.

Печать Болеслава Стыдливого (середина XIII века )

Князь Хенрик Пробус в Манесском кодексе

Как и остальные рыцарские атрибуты, польская дворянская геральдика развивалась по мере становления феодализма и рыцарских институтов. Изначально в Польше, как и во многих соседних странах (Чехия, Литва, Русь) было распространены догеральдические знаки собственности (клейма). Они широко известны по рыцарским печатям воевод и каштелянов XII-XIII веков и выглядят как геометрические фигуры, похожие на скандинавские руны.

Например герб «Абданк» зфексирован на печатях:


1212 год касштелянаКрушвицы,

1228 год Пакослававоеводы Сандомира,

1243 год Михалакаштелян Кракова,

Возможно, в древности (в дофеодальную эпоху) их использовали не только в качестве подписи, но так же и для клеймения бортей, скота и другой собственности. Есть предположение, что эти знаки имеют влияние рун древних скандинавов и полабских славян, которые интенсивно взаимодействовали с поляками вплоть до XI века.

С XIII века рыцарская геральдика широко распространяется в Германии и проникает в Польшу. Вместе с этим в Польше оседают и полонизируются некоторые немецкие, чешские и венгерские феодалы со своими гербами. В начале XIV века, под влиянием короля Казимира Великого, западная геральдическая традиция прививается и широко распространяется в Короне Польскойв полном объеме: количество и название цветов, правила наложения металлов и финифтей, правила рассечения и пересечения, правила употребление клейнотов и наметов и т.д.

Родовые знаки ассимилируются и превращаются в гербы. Некоторые знаки,трансформируются в геральдические фигуры более традиционные для европейских гербов. Полукруг превращается в подкову, стрелка в арбалетную стрелу (Dolega, Zagroba, Sas). Однако для некоторых знаков так и не нашлось геральдических аналогов и они вошли в польскую геральдику под видом диковинных геометрических фигур, характерных преимущественно для Польши (Lis, Abdank, Pilawa, Prus, Szreniawa).

Герб «Побуг» (Pobóg)


Герб «Тупая Подкова» (Tępa Podkowa) - известный многим по фильму и книге «Крестоносцы» Хенрика Сенкевича.

Единственная местная особенность выражалась в традиции распространения одного герба не только на несколько членов одной семьи, но и на несколько семей (фамилий) не связанных кровными узами. Вероятно, широкое распространение такого рудимента было связано с недостатком герольдов, способных создавать новые гербы а так же с сильной и древней традицией связей сближавших большинство семей.

Персона или семья объединенная с кем-то одним гербом называются «Herdowni (klejnotni, wspolherbowni)» или «гербовым родом, братством». Становление гербовых родов, вероятно, ведет свое начало с древних дружинных отношений связи феодала со своим рыцарями. К XIV веку эти связи теряют зависимость и становятся номинальными, из вертикальных превращаются в горизонтальные, «братские»,в отличие от соседней Германии, где часть дворян были рабами (министериалы) и презиралась нобилями. А так же в отличии от Литвы и Руси, где существовала крайне жесткая зависимость от князя даже знатнейших из бояр.

Герб «Шренява» (Szreniawa), Герб «Свинка» (Swinka), Герб «Топур» (Topór)

Отношения равноправия между всеми членами дворянства в Польше превращаются в национальную особенность, которая отразилась в русском языке словом «гонор» и «панибратство». Что в Польше означает «честь» и «пан-брат». Призрения шляхты к «худородным» выразилась в узурпации нобилей геральдики и запрет распространения гербов среди простолюдинов – бюргеров и крестьян. Эта традиция была перенесена в последствии в Россию.

В одном «гербовом роде» может находиться несколько сотен семей. Из-за высокой узнаваемости и распространенности одного и того же герба большинство польских гербов получают оригинальное название, которое каждый шляхтич прибавляет после своего имени и названия родового замка (Например: Добеслав Дембно из Олесницы ). К XV веку большинство рыцарей упоминаемых в хрониках имеют такие названия, по которым можно без труда определить его герб и идентифицировать семейное родство.

Гербы польских рыцарей во французском гербовике Золотого Руна.

В 1413 году во время подписания Городельской Унии польские рыцари-магнаты чтобы подтвердить свои братское отношение к нобилям Великого княжества Литовско-Русского (ВКЛ) приняли в свои гербовые роды (передали права пользования гербом) литовских бояр, принявших католичество. Всего было передано 48 гербов. Судя по именам эти нобили были преимущественно литвинами (этническими литовцами). Православные русины крайне отрицательно относились к принятию католичества и даже политические привилегии гораздо более свободные в сравнении с традиционным укладом Руси не заставил их изменить конфессию, чему способствовала сепаратистская деятельность православной церкви и конкретно митрополита Киприана, который пытался ослабить связь ВКЛ с Польшей и соединить ее с Московским княжеством.


Гербы польских рыцарей переданные литовским боярам (Лабич, Задор, Гриф).

В тоже время в землях Красной Руси (Галиция, Львовщина, Волынь, Подолье) присоединенной к Польской Короне в XIVвеке, процесс распространения гербов проходил естественным путем. Городская бюргерская верхушка важнейших городов этого региона (Львов, Галич, Перемышль, Хельм) как и в Польше была немецкой, что облегчило проникновение в регион европейского уклада. В конце XIV века польские феодалы начали сильно разбавлять русинских, хорватских и других местных феодалов принося в регион польские шляхетные традиции в том числе и геральдику. Под впечатлением привилегий короля Владислава Ягелло православная шляхта начала повальное принятие католичества. Этот процесс проходил совершенно бескровно в отличии от ВКЛ, где в конце XIV - начале XV века прошло две кровавые гражданские войны, на почве княжеской борьбы за власть, конфессиональной нетерпимости и сепаратизма русинских областей, традиционно-православной Белой и Черной Руси.

Гербы польских рыцарей во французском гербовике Золотого Руна.

ГЕРАЛЬДИКА - система опознавательных знаков;

впоследствии наука о составлении и описании гербов.

Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей.

Гербом называли (и называют в теоретической геральдике сегодня) особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства.

Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа, одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья.

Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в.

Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший примерно в то же время широкое распространение обычай турниров и связанные с ним церемонии также способствовали выработке терминологии геральдики и даже так называемого геральдического языка. Правилами этого языка поначалу владели очень немногие, к тому же с увеличением числа личных гербов эти правила становились очень путанными. Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными сочетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем.

«Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь здесь может идти о путанице, возникшей при переводе на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо» и «щит».

С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба).

Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно, что различные авторы расходятся относительно гербовых эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики.

Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько геральдических терминов.

Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и на герб, где стали обозначать соответствующие цвета. В приведенных ниже названиях первым стоит французский термин, поскольку английская геральдика опиралась на французскую, как это произошло несколько столетий спустя с геральдикой русской.

Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали обозначать желтый цвет).
Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали обозначать белый цвет).

Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на гербы наносились именно посредством эмали. Старинная геральдика признавала следующие эмали:

Gules (geules) – красная, или червень.
Azur – синяя, или лазурь.
Vert (sinople) – зелень.
Sable – чернь.

В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько составных, наиболее распространенные из которых – пурпур (pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый (tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись также и так называемые естественные цвета. Делалось это в том случае, когда по особому указанию в гербе следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу, быка), известное растение или часть человеческого тела – цветом, какой им свойствен в действительности: бурого, рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали к ближайшим подходящим к ним по характеру цветам геральдической тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени, собаки и быки; львов изображали золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными.

Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола» («Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания 175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались подробные указания по устроению турниров «согласно правилам, установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».

Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле, или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам. Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема которых прямо указывала на имя владельца; при названии гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы, подобные упомянутым выше. К гласным относится, например, и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени героя: зелень, золотой лев.

Герб Мордреда: ранний

Герб Тристана

Герб Мордреда: поздний

Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который первоначально блазонировался как Серебряная глава в черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово «chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.

Герб Кая: ранний

Герб Кая: поздний

Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько различных традиций, главные его герои, в различных романах, обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами. Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской традиции щит Гавейна – правый передний угол червень в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может, наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом поле. В Средние века такой символ именовали Печатью Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится, что данный герб – исключительно личный, получен за особые заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны» традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно, отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет с собой щит с личным гербом, «щит мира».

Герб Гарета: ранний

Герб Гарета: поздний

Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом, то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным. Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад» или нежелание путешествовать со своим, всем известным щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например, сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего с белым (пустым) щитом.

Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными и приводились во всех учебниках по геральдике вплоть до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы «Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада.

Анна Комаринец. Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола

(А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст", 2001, стр. 115-118)

Данный материал любезно предоставила Narwen

(администратор сайта "ГРААЛЬ: легенды о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола"

Иллюстрации гербов рыцарей (кроме герба Гавейна с пентаграммой) разработал Paul (по вышеупомянутой энциклопедии),
отредактировала Narwen (с использованием графики
WHP - Heraldry Gallery )

Анна Комаринец. Энциклопедия Короля Артура и Рыцарей Круглого стола /А. Комаринец - М.:ООО "Издательство Аст", 2001 - данная статья стр. 115-118

Система опознавательных знаков; впоследствии наука о составлении и описании гербов.

Гербы и особые знаки на щите и шлеме, призванные помочь опознать рыцаря во время битвы или турнира, традиционно являлись едва ли не самой явно чертой, выделявшей рыцаря среди прочих членов средневекового общества. Считается, что обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, совершенно скрывающий лицо, а однообразный типовой доспех превратил рыцарское войско в единую стальную массу. Все это способствовало развитию «опознавательных знаков» - геральдики. Еще более настоятельная потребность в разработанном гербе возникла у участников крестовых походов, в которых могли принимать участие рыцари разных стран. Возникла необходимость найти какую-то систему знаков и символов, которые позволили бы – помещенные, например, на щите – распознавать рыцарей.

Герб Артура. Поздняя французская версия

Гербом называли (и называют в теоретической геральдике сегодня) особые фигуры или символические изображения, созданные на основании известных, точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельного лица, рода, сообщества или организации, а также города, области или целого государства.

Известны случаи использования отдельных символов и знаковых изображений прославленными воинами античности и Темных веков. Эти знаки оставались исключительной принадлежностью определенного лица, тогда как средневековый герб перешагнул за рамки просто опознавательного знака, поскольку стал наследственным и приобрел юридическую значимость (при использовании герба в печатях). Конец XII в. и весь XIV в., эпоха расцвета рыцарского романа, одновременно были эпохой расцвета рыцарской геральдики. Грамотность в те времена оставалась уделом лишь очень узкого круга, поэтому особое значение имел общепринятый язык гербов, эмблем и символов. Геральдика XIII – XIV вв. фактически заняла место образного языка этой эпохи, говорить на котором умели практически все. Поэтому неудивительно, что геральдика наложила свой отпечаток едва ли не на все стороны быта Средневековья.

Гербы украшали знамена, штандарты и городские постройки, красовались на чепраках лошадей. Вернувшиеся из крестовых походов рыцари привезли с собой обычай подражания восточной роскоши одежд, и в моду вошел так называемый surcot, или cotte-hardie, одеваемые поверх длинной туники с узкими рукавами. Знатные лица носили одежду цветов, соответствующих своему гербу; обыкновенные дворяне получали такие геральдические одежды от короля или от своих сеньоров, причем также носили их гербовые цвета. При Карле V (1330 – 1380, правление с 1364г.) во Франции в моду вошли костюмы двух гербовых цветов: правая половина костюма соответствовала одному гербовому цвету, а левая – другому. Так возникли двухцветные платья и ферязи, над которыми потешался, начиная Марк Твена, едва ли не каждый юморист и сатирик, но которые вовсе не казались шутовскими тем, кто носил их в XIV в.

Геральдика, или блазон (как ее называли во времена написания рыцарских романов), появилась в виде специального знания именно в эпоху крестовых походов. Получивший примерно в то же время широкое распространение обычай турниров и связанные с ним церемонии также способствовали выработке терминологии геральдики и даже так называемого геральдического языка. Правилами этого языка поначалу владели очень немногие, к тому же с увеличением числа личных гербов эти правила становились очень путанными. Геральдика, с ее своеобразными знаками, фигурами, их бесконечными сочетаниями, различными делениями герба и т.д., превратилась в весьма сложную науку. Геральдика настолько прочно укрепилась как часть рыцарской культуры, что ни сами авторы, ни их аудитория не могли представить себе рыцарей Круглого Стола без верно составленных геральдических эмблем.

«Исторический» Артур, официальную биографию которого приводит в своей хронике Гальфрид Монмутский, жил в Темные века, когда никакой геральдики еще не существовало. Его прославленное знамя с драконом определенно позаимствовано у боевого штандарта наемной кавалерии поздней Римской империи. Эмблемой на щите Артура, возможно, были поначалу крест и / или изображение Девы Марии – об этом упоминают и валлийские «Анналы Камбрии», и хроники Ненния. Хотя у Ненния сказано, что он «нес этот знак на плече», речь здесь может идти о путанице, возникшей при переводе на латынь двух графически похожих валлийских слов «плечо» и «щит».

С конца XII в. крест и икону Девы в гербе Артура сменяют три короны, которые должны, очевидно, обозначать его превосходство над остальными королями. В XV в. с распространением убеждения, что эти три короны означают три королевства (Северный Уэльс, Южный Уэльс и Логрию), число корон в гербе возросло до 13, с тем, чтобы представить все королевства, принесшие королю Артуру вассальную присягу. Поле герба Артура обычно красного цвета в английских источниках и голубого – во французских текстах (в соответствии с голубым полем французского королевского герба).

Что касается рыцарей Круглого Стола, то из текстов рыцарских романов и из иллюстрированных рукописей видно, что различные авторы расходятся относительно гербовых эмблем их героев в той же степени, в какой они расходятся относительно того, что есть Грааль. Тем не менее, какими бы гербами они не наделяли своих героев, выстроены эти гербы были в строгом соответствии с правилами геральдики.

Прежде чем обратиться к наиболее известным гербам рыцарей Круглого Стола, следует разъяснить несколько геральдических терминов.

Поскольку с самых первых шагов развития гербов отличительные знаки помещали прежде всего на щитах, то и сам герб вскоре приобрел очертание щита. Поверхность герба (как поверхность щита) называют полем герба. Старинная геральдика различала четыре цвета и два металла. Щиты зачастую украшали золотом и серебром, и эти металлы перешли и на герб, где стали обозначать соответствующие цвета. В приведенных ниже названиях первым стоит французский термин, поскольку английская геральдика опиралась на французскую, как это произошло несколько столетий спустя с геральдикой русской.

Or – «золото» (впоследствии этим же термином стали обозначать желтый цвет).

Argent – «серебро» (впоследствии этим же термином стали обозначать белый цвет).

Принятые в геральдике цвета называют тинктурой (это слово учитывает оттенок цвета). При описании герба речь идет об «эмалях», поскольку первоначально краски на гербы наносились именно посредством эмали. Старинная геральдика признавала следующие эмали:

Gules (geules) – красная, или червень.

Azur – синяя, или лазурь.

Vert (sinople) – зелень.

Sable – чернь.

В XV в. к этим основным цветам добавились еще несколько составных, наиболее распространенные из которых – пурпур (pourpur), пепельный (в немецких гербах) и оранжевый (tenne) (в английских гербах). Очень редко, но применялись также и так называемые естественные цвета. Делалось это в том случае, когда по особому указанию в гербе следовало изобразить какое-либо животное (оленя, лисицу, быка), известное растение или часть человеческого тела – цветом, какой им свойствен в действительности: бурого, рыжего, серого, розового или телесно и др. В Средние века герольды в таких случаях вместо естественных прибегали к ближайшим подходящим к ни по характеру цветам геральдической тинктуры. Так появились в гербах серые или красные олени, собаки и быки; львов изображали золотыми или красными, части человеческого тела – красными или серебряными.

Герб Мордреда: ранний

Герб Тристана

Герб Мордред: поздний

Приблизительно в середине XV в. был составлен перечень гербов «Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола» («Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde»), где приводятся рисунки и описания 175 гербов рыцарей Круглого Стола. Перечень существовал как приложение к знаменитой «Книге турниров» короля Рене Анжуйского (ок. 1455г.), в которой содержались подробные указания по устроению турниров «согласно правилам, установленным во времена короля Утера Пендрагона и короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».

Некоторые из приводимых в этом списке гербов непосредственно связаны с сюжетами рыцарских романов. Например, герб Ивейна, «Рыцаря со Львом» - золотой лев в лазурном поле, или герб Ланселота: три червленые перевязи слева в серебряном поле. Последнее – отсылка на упоминание о том, что Ланселот обладал силой трех воинов. Приведенные здесь гербы Ланселота и Ивейна относятся к так называемым гласным гербам. Первоначально гласными считались только те гербы, эмблема которых прямо указывала на имя владельца; при названии гласной эмблемы одновременно называлось имя владельца герба. Впоследствии гласными стали называть и гербы-ребусы, подобные упомянутым выше. К гласным относится, например, и герб Тристана, содержащий игру слов на основе имени героя: зелень, золотой лев.

Герб Гарета: ранний

Герб Гарета: поздний

Иногда в результате ошибки переписчика гербовые эмблемы могли меняться. Так, например, изменился герб Кэя, который первоначально блазонировался как Серебреная глава в черни – голова здесь обозначала положение Кэя при дворе короля Артура (сенешаль). В результате ошибки слово «chief» (глава – геральдическая фигура, представляющая собой широкую полосу в верхней части щита) превратилось в «clefs» (ключи), и на гербе Кэя - Сенешаля вместо Серебряной главы появилось два серебряных ключа. В некоторых случаях в результате ошибки при прочтении герба появлялся совершенно новый персонаж. Подобного «двойника» Саграмура Желанного породило неверное прочтение его герба во «Втором продолжении» «Персеваля» Кретьена де Труа.

Поскольку в артуровском эпосе переплелось несколько различных традиций, главные его герои, в различных романах, обладают двумя, а то и тремя совершенно различными гербами. Нечто подобное произошло, например, с Гавейном. Во французской традиции щит Гавейна – правый передний угол червень в серебряном поле. Согласно Гальфриду Монмутскому, Гавейн получил посвящение в рыцари от папы Сульпиция, который пожаловал ему также и герб. В романе «Перлесво» этот герб назван щитом Иуды Маккавея – золотой орел в червленом поле. В приложении к «Книге турниров» этот герб вновь оказывается несколько видоизменен: двуглавый золотой орел в червленом поле. Еще один герб Гавейна (быть может, наиболее известный из всех) приводится в романе «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»: золотая пентаграмма в червленом поле. В Средние века такой символ именовали Печатью Соломона, или «бесконечным узлом». В том же романе говорится, что данный герб – исключительно личный, получен за особые заслуги и не может быть передан по наследству. В XIV в. в связи с развитием турниров оружие турнирное стало значительно отличаться от оружия боевого, и среди рыцарства вошло в обычай иметь набор из двух щитов: «щиты войны» традиционной треугольной формы с помещенным на нем родовым гербом, и «щит мира», квадратный тарч с прорезью, в которую вставлялось копье. На этот щит помещали личный герб – для турниров и мирных приключений. Следовательно, отправляясь на поиски Зеленой Часовни, Гавейн берет с собой щит с личным гербом, «щит мира».

Герб Кая: ранний

Герб Кая: поздний

Вообще, отправляясь в странствия и возвращаясь из них (в особенности это касалось крестовых походов), рыцари помещали на свои гербы особые символы. Обычно это были небольшие птицы, похожие на ласточек и изображенные в профиль, без клюва и без лап. Эти перелетные птицы должны были указывать на то, что рыцари странствуют и бездомны. Связан с крестовыми походами и герб Галахада, совершенного рыцаря, достигшего Грааль, - красный крест в белом поле служил первоначально опознавательным знаком всех крестоносцев, участников первого крестового похода, начатого в 1096 г.

Стоит упомянуть и об еще одном знаке, часто встречающемся в рыцарских романах, - о белом щите. С белым щитом, то есть щитом с пустым полем безо всяких гербов и эмблем или каких-либо других изображений, рыцарь выходил на турнир, если по каким-то причинам желал остаться неузнанным. Вообще описания турниров в рыцарских романах пестрят упоминаниями о том, как то один, то другой герой, чтобы остаться неузнанным, «меняет цвета», то есть выступает с щитом других гербовых цветов. Подобный «маскарад» или нежелание путешествовать со своим, всем известным щитом, однако, нередко оборачивался трагедией. Например, сражались, не узнав друг друга, Персеваль и Борс, которые отправились на поиски Святого Грааля, поместив на щитах перелетных ласточек. От смерти их обоих спасло лишь чудо Грааля. В неведении Гавейн убил на поединке своего названного брата Ивейна Отчаянного, путешествовавшего с белым (пустым) щитом.

Хотя гербы артуровского перечня были признаны аутентичными и приводились в всех учебниках по геральдике вплоть до конца XIX в., лишь один из них попал на страницы «Смерти Артура» Мэлори – герб Галахада.

Над созданием гербов радотал Paul (по вышеупомянутой энциклопедии),

отредактировала Narwen (с использованием графики WHP - Heraldry Gallery)

Приветствуем всех любителей французского языка и истории Франции! Сегодня мы поговорим на тему французских династий и их гербов.

Как Меровинги превратили Галлию во Францию? Что дали Франции короли из династии Каролингов и Капетингов? Как Валуа продолжили дело своих предшественников? Каким образом династия Бурбонов укрепила статус Франции среди других мировых держав? Какие гербы сопровождали королей на протяжении всей истории Франции?

Оставайтесь с нами, друзья, и вы узнаете, как короли заботились о своей стране, и какой была Франция при той или иной династии.

Меровингов можно назвать легендарной династией. Потому что истории о них окутаны тайнами и интересными, фантастическими историями. Меровинги происходят из франкских племен, от их легендарного предка Меровея. Главная сила этих королей заключалась в их длинных волосах. Это было и их отличительной чертой. Меровинги носили длинные волосы, и, Боже упаси! – не стригли их!

Франки верили, что у Меровингов есть сакрально-магическая сила, которая заключалась в длинных волосах и выражалась в «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая причёска отличала и отделяла монарха от подданных, носивших короткие стрижки, популярные в римскую эпоху и считавшиеся признаком низкого положения. Отсечение волос было тяжелейшим оскорблением для короля династии Меровингов. Кроме того, это означало потерю прав на обладание властью.

Первые короли Меровинги управляли государством согласно модели старой Римской империи. Под властью потомков Меровея королевство франков процветало. Во многих смыслах его можно сравнить с высокой цивилизацией Византии. Главным образом, светская грамотность при этих королях была более распространенной, чем спустя пять столетий. Грамотными были даже короли, если учитывать грубых, необразованных и неученых монархов Средневековья. Король Хлодвиг

Среди Меровингов стоит отметить особым вниманием Хлодвига I. Этот король отличался не только суровостью правления, но и мудростью поступков. Он принял христианство и крестился, его примеру последовали и остальные франки.

Династии Меровингов французская монархия обязана Салической правдой (автором которой по легенде является сам Меровей) – это был свод законов, по которым осуществлялось управление страны. Один из примечательных пунктов – править страной могут только мужчины. В XIV веке, когда возникнет вопрос о передаче престола Франции женщине, на свет Божий извлекут Салическую правду и укажут на закон о престолонаследии. Коннетабль Гоше де Шатийон произнесет знаменитую фразу, которая войдет в историю: «Негоже лилиям прясть!» И действительно, женщины во Франции не правили никогда (разве что, временно, в качестве регента).

Меровинги правили достаточно долго – с 481 по 751 год, то есть с конца V до середины VIII века.

Эмблемой или гербом Меровингов была лилия. В далёком V веке король Хлодвиг будучи ещё язычником, вместе со своим войском попал в западню между рекой Рейн и войском готов. От неминуемого поражения его спас жёлтый болотный ирис. Хлодвиг заметил, что заросли жёлтого ириса тянутся почти до противоположного берега, — а ирис растёт только на мелководье, — и король рискнул перейти реку вброд. Он одержал победу и в благодарность за спасение сделал этот золотой ирис своей эмблемой. Позже это изображение трансформировалось в лилию и стало называться Fleur-de-lys. Существует версия, что изображение лилии – это вариация пчелы, изображенной на раннем гербе Меровингов.
Королевская лилия

Les Carolingiens – Каролинги – Каролингская империя

Последние Меровинги спустили свою власть на своих мажордомов (что-то типа домоправителей). Но надо отдать им должное – они умели выбирать прекрасных мажордомов! Здесь стоит отметить славного Карла Мартелла, одержавшего ряд значительных побед в сражениях с врагами, а также Пипина Короткого, который впоследствии стал королем франков. Пипин Короткий

На собрании знатных франков в Суассоне Пипин спросил их: кто имеет право быть королем – тот, кто лишь номинально сидит на троне или тот, у кого в руках находится реальная власть? Франки склонились в сторону Пипина. Как видите, все честно. Последний Меровинг Хильдерик III был отправлен в монастырь, а Пипин стал королем. Он объединил всю Францию, от Ла-Манша до Средиземного моря (до этого при Меровингах она была разделена на несколько территорий). Пипин по праву может считаться основателем новой династии Каролингов.

Самой знаковой фигурой этой династии считается Карл Великий или Шарлемань, одержавший ряд значительных для франкского государства побед и основавший обширную империю, включавшую в себя территории Франции, Германии, Италии. Карл не только воевал, но и образовывал свою страну (смотрите на нашем сайте Каролингское возрождение). Орифламма — золотое пламя

Сыну Карла Людовику Благочестивому еще удалось удержать империю в ее границах, а вот внуки его уже разделили ее и правили отдельно.

Правление династии Каролингов прошло под знаком борьбы с норманнами. Норманны были северными племенами викингов. Каролинги усиленно отражали их набеги, то терпя поражение, то побеждая, пока, наконец, в IX веке королю Карлу III это все не надоело. Карл понимает, что просто так от норманнов не отделаться, если не принять окончательное решение. Он заключает союз с вождем норманнов Роллоном о том, что они прекращают свои набеги на Францию. Взамен на спокойствие Карлу пришлось выдать свою дочь замуж за Роллона и отдать норманнам северную территорию, которая потом будет называться Нормандией. А что поделать – это политика.

В гербе Каролингов также преобладала королевская лилия, но Карл Великий ходил в военные походы с орифламмой – специальная хоругвь с изображением золотого солнца на красном поле. Это был своеобразный штандарт, который впоследствии присутствовал и в сражениях других французских королей.

Les Capétiens — Капетинги – самая долгая династия

Герб династии Капетингов

Почему? Да потому, что Валуа и Бурбоны – это ветви династии Капетингов, все они происходят от Гуго Капета, основоположника династии.

Пожалуй, именно у династии Капетингов самые яркие представители королевской власти по уму, мудрости, таланту правления и достижениям. Здесь стоит отметить таких королей, как сам Гуго Капет, начавший развитие Парижа. Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп III, Филипп IV Красивый, которые консолидировали государство, присоединили к Франции значительные территории, укрепили власть, развивали образование и культуру. Именно при Филиппе II Франция вернула свои территории, провинции Гиэнь и Аквитания, которые, находясь на территории Франции, принадлежали Англии.

Гербом Капетингов были три золотые Лилии на синем поле. Можно сказать, что именно при Капетингах лилия окончательно утверждается, как герб Франции.

Les Valois – Валуа – потомки Капетов

К сожалению, правление династии Валуа началось с трагических страниц Столетней войны. Эдуард III Английский написал письмо французскому королю Филиппу VI (первому королю из Валуа), в котором высказывал свои претензии на французский престол, будучи внуком Филиппа IV Красивого. К тому же, английским королям не давали покоя Гиэнь и Аквитания, когда-то принадлежавшие Англии. Само собой, это возмутило короля Франции. Никто не собирался уступать трон чужеземцу. Так началась Столетняя война, история которой обернулась для Франции настоящей трагедией.

К сожалению, Франция одерживала поражение за поражением, и если бы не Жанна д‘Арк, то неизвестно, чем бы все закончилось. Герб династии Валуа

Стоит сказать несколько слов о короле Карле V Мудром, который во время войны сумел навести порядок в стране, умудрился снизить налоги (это в то страшное военное время!), собрать и сохранить мощнейшую библиотеку по тем временам и вообще, нормализовать ситуацию в государстве. Кроме этого, он укрепил Париж, построив в нем Бастилию, а также ввел официальный герб Парижа. Славный Карл V Мудрый!

В династии Валуа много достойных правителей: это и Людовик XI, сумевший навести порядок и развить Францию после Столетней войны; это и Франциск I, значительно повысивший уровень культуры и науки в государстве.

Герб королей династии Валуа – все те же лилии, но не три, как при Капетингах, а множество лилий, усеявших синее поле.

Les Bourbons – Бурбоны – последние короли Франции

Династия Бурбонов также происходит от Капетингов и является родственниками династии Валуа. Первый представитель – король Генрих IV или Генрих Великий, деяния которого вошли в историю. Он прекратил религиозные распри между католиками и протестантами, значительно улучшил жизнь крестьян, провел множество нужных и полезных реформ в государстве. К сожалению, хороших правителей часто убивают, так и случилось с этим королем. Его убил католический фанатик Равальяк.

Среди Бурбонов выделяется Le Roi-Soleil – Людовик XIV, при котором Франция и французская монархия достигли своего апогея в развитии и в блистательном выделении на фоне других европейских держав.

Людовик XVI или Людовик Последний, поистине добрый король, который был настоящим отцом своему народу, закончил свои дни на гильотине, где он сложил голову за страну и народ.

Герб Бурбонов – те же золотые лилии, но уже на белом поле (белый – цвет французской монархии), только все гораздо величественнее, чем на предыдущих гербах королей.
Герб династии Бурбонов

Французской монархии уже давно нет, но золотая королевская лилия прошла через все перипетии истории и сохранилась на гербах многих городов и провинций.

26 мая 2018, 00:40

После поста блогера Jane_A об атрибутах новоявленной герцогини Сассекской, я заинтересовалась темой гербов в британской королевской семье и решила поискать информацию о этом.

Королевский герб Великобритании считается персональным для правящего монарха. Все остальные члены монаршей семьи имеют свои геральдические знаки отличия.

Герб Великобритании не является единственным геральдическим знаком всего Соединенного Королевства. Шотландия имеет иной вариант эмблемы. То есть на данный момент в стране два действующих герба, имеющих значительные отличия.

Геральдический знак отличия британской монаршей особы включает в себя щит, разделенный на четыре равные части. В первой и четвертой изображены по три золотых шествующих леопарда (официальное название «идущие львы на стороже»). Так на гербе обозначена Англия. Ирландия представлена в третьей части щита в виде арфы на лазурном поле, а Шотландия - во второй, в виде восстающего льва. В роли щитодержателей выступает коронованный лев (английский символ) слева и единорог, закованный в цепь (шотландский символ), справа. В нашлемнике над щитом находится коронованный леопард.

Герб Великобритании в шотландском варианте также включает держащих щит коронованного льва и закованного в цепь единорога, но лев расположен справа, а единорог - слева. В нашлемнике - коронованный прямо сидящий лев. Щит тоже разделен на четыре равные части. В третьей нише расположилась арфа, символизирующая Северную Ирландию. Первую и четвертую ниши занимают восстающие львы (по одному), обозначающие Шотландию, а вторую - три золотых льва на алом фоне. В шотландском варианте герба на короне, венчающей золотой шлем, вместо шествующего золотого коронованного леопарда сидит червленый, держащий в лапах меч и скипетр лев. Шотландский вариант существенно отличается тем, что на гербе изображен коронованный единорог. Более того, лужайка украшена только чертополохом, тогда как в основном варианте присутствуют еще розы и клевер.

Герб принца Филиппа

1-я четверть щита со львами – это герб Дании. 2-я четверть щита - белый крест на голубом фоне это герб Греции. Правый щитодержатель с греческого королевского герба – Геркулес, опоясанным шкурой льва, увенчанный дубовым венком и держащим в правой руке дубину. 3-я четверть щита это герб Баттенбергов – два черных столба в серебряном щите. В 4-й четверти – герб Эдинбурга. Левый щитодержатель – лев в герцогской короне, на шее – лазурная морская корона – во время Второй мировой войны Филипп служил в английском флоте. Опоясывает щит знак высшего и старейшего английского ордена Подвязки. Девиз, написанный на ленте по-старофранцузски, гласит: «Honi soit qui mal у pense» - «Пусть будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает». Внизу девиз God is my help Бог мне поможет.

Герб принца Чарльза

Четверочастный щит, с щитком и серебряным турнирным воротником. Щиток - королевский знак Уэльса под короной Принца Уэльского. В первой и четвёртой части щита изображение трёх золотых леопардов в красном поле - герб Англии, во второй части - красный лев в золотом поле - герб Шотландии, в третьей части - золотая арфа с серебряными струнами в синем поле - герб Ирландии. На щите золотой королевский шлем с золотымнамётом, подбитым горностаевым мехом, увенчанный короной Принца Уэльского, с нашлемником - золотым королевским леопардом, коронованным короной Принца Уэльского и серебряным турнирным воротником на шее. Щит окружает знак ордена Подвязки. Щитодержатели: справа (геральдически) - золотой, коронованный короной Принца Уэльского, лев с серебряным турнирным воротником на шее, красными языком и когтями; слева (геральдически) - серебряный, с золотым вооружением и гривой, красным языком, единорог с золотым ошейником в виде короны и золотой цепью от него, ниже ошейника серебряный турнирный воротник. Щитодержатели помещены на подставку, на которой располагаются: коронованный короной Принца Уэльского герб герцогства Корнуолльского; геральдический знак Эдуарда Чёрного принца, геральдический уэльский дракон с серебряным турнирным воротником на шее. Девизная лента: серебряная с золотыми буквами «ICH DIEN» (Служу).

Как шотландский герцог Ротсейский, Чарльз имеет отличный от предыдущего герб.

Четверочастный щит, с щитком. Щиток - герб Шотландии с изображением синего турнирного воротника над львом. В первой и четвёртой части щита изображён личный герб династии Стюартов: в золотом поле синий пояс в серебряную шашечницу. Во второй и третьей четвертях герб Лорда Островов: в серебряном поле чёрная ладья с красными флагами и золотой палубой. На щите золотой королевский шлем с золотым намётом, подбитым горностаевым мехом, увенчанный короной Принца Уэльского, с нашлемником - шотландским королевским красным львом, сидящим в анфас, с изображением синего турнирного воротника на шее, коронованным короной Принца Уэльского, держащего в правой лапе серебряный меч с золотой рукояткой, а в левой лапе - золотой скипетр. Щит окружает цепь ордена Чертополоха. Щитодержатели - серебряные, с золотым вооружением и гривой, красным языком, коронованные короной Принца Уэльского единороги с золотым ошейником в виде короны и золотой цепью от него, ниже ошейника синий турнирный воротник, держащими штандарты: с права - с изображением центрального щитка, слева - шотландского флага. Щит и щитодержатели стоят на зелёной лужайке, с зелёными ст:)ми и цветами чертополоха.

Гербы принцессы Дианы

Это герб Дианы, урожденной Спенсер, до замужества с принцем Чарльзом.

С конца XVI века гребешок был символом герба семьи Спенсер.

В перевод с французского девиз означает "Бог и моё право".

После развода с Чарльзом, герб Дианы претерпел изменения.

Герб Камиллы

Герб Камиллы создан в 2005 и соединяет гербы мужа - принца Уэльского и отца - Брюса Шанда. Вокруг щита - лента Королевского Викторианского ордена. Единственный вновь созданный элемент герба это кабан-щитодержатель.

Греб принца Уильяма

Четверочастный щит: в первом и четвёртом поле герб Англии - три золотых леопарда с лазоревым вооружением в червлёном поле, во втором поле герб Шотландии - в золотом поле с червлёной двойной внутренней каймой, проросшей лилиями червлёный восстающий лев с лазоревым вооружением, в третьем поле герб Ирландии - золотая арфа с серебряными струнами в лазоревом поле. Поверх щита серебряное титло о трёх концах обременённое червлёной раковиной-гребешком (эскалопом).

Вокруг щита символ ордена Подвязки.

Поверх короны золотой королевский шлем. Намёт золотой подбитый горностаем. Нашлемник: золотой, коронованный открытой короной детей наследника трона, леопард с серебряным титлом (как в щите) на шее, стоящий на короне детей наследника трона.

Герб принца Гарри

Четверочастный щит: в первом и четвёртом поле герб Англии - три золотых леопарда с лазоревым вооружением в червлёном поле, во втором поле герб Шотландии - в золотом поле с червлёной двойной внутренней каймой, проросшей лилиями червлёный восстающий лев с лазоревым вооружением, в третьем поле герб Ирландии - золотая арфа с серебряными струнами в лазоревом поле. Поверх щита серебряное титло о трёх концах обременённое тремя червлёными раковинами-гребешками (эскалопом). Щит окружает символ Королевского Викторианского ордена степени Рыцаря-командора.

Щитодержатели: справа - британский, коронованный открытой короной детей наследника трона, лев c серебряным титлом (как в щите) на шее; слева - шотландский единорог с короной детей наследника трона и серебряным титлом (как в щите) на шее.

Щит коронован короной детей наследника трона с шапкой пэра внутри.

Нашлемник: золотой, коронованный открытой короной детей наследника трона, леопард с серебряным титлом (как в щите) на шее, стоящий на короне детей наследника трона.

Герб принцессы Анны

В основе – государственный герб Великобритании с добавлением турнирного воротника с тремя лентами, как дочери монарха, причем на центральной ленте изображено червленое сердце, на крайних лентах – крест Св. Георгия. Щит увенчан короной, соответствующей достоинству принцев – королевских детей, с владельческой шапкой. Ромбический щит - принадлежность только дамского герба.

Герб герцога Йоркского

Четверочастный щит: в первом и четвёртом поле герб Англии - три золотых леопарда с лазоревым вооружением в червлёном поле, во втором поле герб Шотландии - в золотом поле с червлёной двойной внутренней каймой, проросшей лилиями червлёный восстающий лев с лазоревым вооружением, в третьем поле герб Ирландии - золотая арфа с серебряными струнами в лазоревом поле. Поверх щита серебряное титло о трёх концах обременённое лазоревым морским якорем.

Герб графа Уэссекского

Четверочастный щит: в первом и четвёртом поле герб Англии - три золотых леопарда с лазоревым вооружением в червлёном поле, во втором поле герб Шотландии - в золотом поле с червлёной двойной внутренней каймой, проросшей лилиями червлёный восстающий лев с лазоревым вооружением, в третьем поле герб Ирландии - золотая арфа с серебряными струнами в лазоревом поле. Поверх щита серебряное титло о трёх концах обременённое розой Тюдоров.

Щит окружает лента ордена Подвязки.

Щитодержатели: справа - британский, коронованный открытой короной детей монарха, лев c серебряным титлом (как в щите) на шее; слева - шотландский единорог с короной детей монарха и серебряным титлом (как в щите) на шее.

Щит коронован короной детей монарха с шапкой пэра внутри.

Нашлемник: золотой, коронованный открытой короной детей монарха, леопард с серебряным титлом (как в щите) на шее, стоящий на короне детей монарха.

Герб Филиппа самый оригинальный. А Вам какой из гербов больше понравился?

Обновлено 26/05/18 08:58 :

Это правильный герб Уильяма

Обновлено 26/05/18 18:18 :

Герб герцогини Кэтрин