Классный час: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения». Конфликты в нашей жизни план-конспект занятия (7 класс) на тему Классный час "Конфликты в нашей жизни"

Я выбрала для занятия данную тему не случайно. В нашей жизни очень часто возникают конфликтные ситуации ведущие к конфликту Каждый должан знать, что такое конфликт и как его можно избежать. Нужно учиться быть коммуникабельным, находить подход к каждому человеку, учитыая все его и положительные и отрицательные черты характера. Надо уважать любого человека, кем бы он не был. Каждый должен знать, что такое конфликт и и тогда конфликты не возникнут на пустом месте и их можно будет избежать. Вот именно этому я и отвожу основное время на занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: ребята должны усвоить сущность понятий (конфликт, конфликтная ситуация, знать сигналы конфликтов), уметь разрешать конфликты.

Задачи:

1) обучать навыкам общения.

2) формирование умения оценивать себя и других людей с позиции нравственных критериев.

3) воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки.

Орг. момент. Проходите ребята. Поздоровайтесь с гостями их у нас сегодня много. И я вас попрошу занять свои места и отдать все внимание мне.

Введение в тему: Давайте поможем друг- другу настроиться на положительную волну и для этого скажем друг- другу что-то доброе, хорошее.

Ты хороший товарищ

Ты добрый человек

Мне приятно с тобой общаться

Спасибо, что помогаешь мне с уроками

У тебя приветливые глаза

Спасибо, что помог мне вчера собрать пазл.

Сейчас мы показали, что можно относится к друг - другу по хорошему, быть тактичными и внимательными, но иногда забываем об этом и происходит конфликт.

Основная часть:

Что же такое конфликт? Ваше мнение ребята

Спор

Столкновение

Несовпадение мнений

Разногласие

Драка

Антипатия

Давайте поставим знак плюс с теми определениями, которые вызывают положительные ассоциации,и знак минус с теми которые вызывают отрицательные ассоциации.

Вывод: Большинство людей воспринимает конфликт, как отрицательное явление нашей жизни.

Давайте зачитаем научное определение конфликта.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций (мнений) обычно связанное с отрицательными переживаниями,эмоциями.

Конфликты неизбежны в нашей жизни и,чтобы научиться их предугадывать обратимся и разберем схему: «Сигналы конфликтов»

  1. недоразумение
  2. напряжение
  3. дискомфорт
  4. инцидент
  5. кризис

Давайте поработаем. Постараемся определить состояние участников конфликта в предложенных литературных произведениях.

  1. « Мы с приятелем» С.Михалков (недоразумение)
  2. « Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин (напряжение)
  3. « Хандра» - дискомфорт
  4. « Птичий двор» С.Михалков – инцидент
  5. «Бараны» С.Михалков – кризис

Молодцы. Все правильно определили. Давайте попробуем сделать вывод: Умение распознавать сигналы конфликта это первый шаг в искусстве их разрешить. Для этого необходимо прислушиваться к себе и другим.

Определить состояние человека можно по его жестам (потирание рук, сцепленные пальцы, закладывание рук за спину), мимика.

Упражнение: Давайте определим состояние человека по выражению его лица.

(дать фото с различным выражением лица)

  1. внимание, удивление
  2. сомнение, недоразумение
  3. недовольство, брезгливость
  4. отвращение
  5. агрессия, жестокость
  6. смех
  7. горе, печаль
  8. презрение

Зачитываем, что получилось. Все правильно.

Вывод: Для полноценного общения и предотвращения конфликтов необходимо развивать умение наблюдать за состоянием человека, воспринимать его чувства и принимать их такими, каковы они есть, а также определять свои чувства по отношению к другому человеку. Для этого нужно руководствоваться: «Золотым правилом общения»

Что же с нами происходит, когда мы разрешаем или не разрешаем конфликт?

Чтобы это выяснить я вам предлагаю на карточке отметить то состояние, которое для вас характерно в конфликтных ситуациях или спустя некоторое время после нее.

Усталость покой

Веселье тревога

Счастье смятение

Чувство успеха беспомощность

Радость общения одиночество

Открытость затаенный гнев

Знак плюс появляется в правой колонке, если конфликт разрешен.

Знак минус появляется в левой колонке, если конфликт неразрешен.

Отсюда можно сделать вывод: Конфликт может выступать, как повод к смене настроения. Все зависит от того, как мы посмотрим на эту ситуацию.

В позицию другого человека бывает встать довольно трудно, но это необходимо для того, чтобы предотвратить конфликт или разрешить уже возникшую ситуацию. Умение видеть хорошее в людях, говорить им об этом, а также видя недостатки необходимо тактично сказать им об этом. Все это помогает в конфликтных ситуациях. Ребята, прежде, чем мы разрешим с вами ситуацию давайте вспомним определение конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация – ситуация, при которой происходит столкновение двух точек зрения, мнений, сил.

Давайте разберем ситуацию: Маша приходит после училища и видит, что в тумбочке все перевернуто. Что надо сделать и как сказать, чтобы не было конфликта.

Маша - принять извинения. (Я принимаю твои извинения, но мне бы хотелось, чтобы больше этого не повторялось. Попроси заранее. Либо, оставь за собой порядок).

Даша - объяснить, извинится (Мне срочно надо было книгу, я прибежала на перемене. Не успела прибрать. Извини, больше, не буду).

Чтобы, не было в жизни, подобных ситуаций, еще раз, давайте зачитаем «Золотое правило» и будем руководствоваться им в жизни.

Золотое правило: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Часто нам удается предотвратить конфликт и тогда речь идет о его разрешение (урегулирование)

Лучше, если нам удается погасить конфликт, как можно быстрее, не доводя его до того момента, когда он станет неразрешим. Для этого нужно найти лучший способ урегулирования. Сегодня мы займемся этим поиском.

Давайте вспомним способы разрешения конфликта.

  1. давление (наступление) Приведите пример: Яростно взрывается, пытается кричать, оскорбляет, критикует.

Еще больше обостряет конфликт.

  1. уступка (отступление) Пример: жалуетесь кому-то, перестаете разговаривать, впадаете в депрессию, заболеваете, убеждаете себя, что это пустяки.

Ведет к дальнейшему охлаждению и полному непониманию друг друга

  1. компромисс и сотрудничество. Компромисс- соглашение на основе взаимных услуг. Сотрудничество- соглашение на основе взаимных выгод. Надо избирать эти варианты поведения в конфликтной ситуации.

Вывод: Среди всех существующих способов разрешения конфликтов наилучшими являются компромисс и сотрудничество.

Они требуют умения общаться и всегда применять золотое правило общения. Предлагаю решить ситуацию и найти компромисс.

Ситуация: В нашей классной комнате мы смотрим телевизор, идет сериал. Смотрят 6 человек, а двое громко включили музыку и слушают, но делать тише звук не хотят. Как нужно попросить, чтобы избежать конфликта?

Пожалуйста, выключите магнитофон на время, пока не кончится сериал, он идет 1 час, а затем слушайте музыку.

Слушайте через наушники

Присоединяйтесь к нам смотреть сериал

Часто нет реакции. Конфликт назревает, и вы уже забыли о фильме, о музыке. Начинаете кричать, обзываетесь, готовы подраться. Кто вам может помочь Посредник – человек, устанавливающий перемирие между конфликтующими сторонами. Он должен дать совет в прямой форме (я советую тебе, мне бы хотелось, желательно). Он определяет правых и виноватых. Он открыто встает на чью-либо сторону.

Вывод: Посредник играет большую роль в разрешение конфликта и устанавливает перемирие между конфликтующими сторонами. Должен быть тактичным, вежливым, хорошо знать правила общения и уметь ими пользоваться, чтобы не принести вред и не обострить конфликт. Более подробно мы узнаем об этом на следующем занятие.

Обобщение: А сейчас скажите, понравилось ли вам занятие и что для себя вы взяли.

Золотое правило

Правило общения

Узнал и надеюсь, что сумею определить сигналы конфликтов, чтобы их избежать вовремя

Узнала, что посредник помогает разрешить конфликт

Узнала, как можно с помощью компромисса решить конфликт

Спасибо. Думаю, что пришло время расслабиться. Включена музыка. Ребята примите удобную позу и расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу Черного моря. Лето. Вы лежите на теплом песочке, ярко светит солнце и согревает вас. Вокруг загорелые тела. Тихо шумит море и легкий морской ветерок напевает вам на ухо приятную мелодию. Вам хорошо. Вы довольны и счастливы жизнью. У вас прекрасное настроение.

Но пришло время возвращаться. Потихоньку откройте глаза и возвращайтесь в реальность. Мы снова на занятие. Я хочу вас поблагодарить за работу и подарить вам памятку «Правила общения», которые будут помогать вам, избегать конфликтных ситуаций, а если таковые случатся, то достойно их решить. И прежде, чем вы уйдете, по одному подойдите и положите в чемодан общения то качество, которое вам поможет общаться и избегать конфликта.


Ход классного часа: Здравствуйте, ребята, гости нашего классного часа.

Сегодня мы с вами проведем беседу на очень интересную тему…но узнать ее вам поможет небольшой кроссворд. Я буду называть вам качества личности, а вы попробуйте объединить их одним словом.

    Суровый, беспощадный, безжалостный человек. (Жестокий)

    Человек, полный злобы. (Злой)

    Нахальный человек. (Наглый)

    Человек, ненастоящий, неестественный, неверный. (Фальшивый)

    Человек, не желающий учиться или работать. (Ленивый)

    Человек, который обманывает. (Лживый)

    Грубый, человек, который легко может оскорбить, непочтительный. (Дерзкий)

    Человек, не имеющий чувство совести. (Бессовестный)

-Как выдумаете, о чём мы будем говорить? ( О конфликтах) -Как вы думаете актуальна ли эта тема для нашего класса ? Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. - Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды на одно и то же событие. - Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность, рост., но и разные интересы. Поэтому не удивительно, что мы по- разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, поступки людей. Вся история человечества – это история бесконечных споров, войн и конфликтов. Они существовали всегда и будут существовать. Они, к сожалению неотъем- лемая часть человеческих взаимоотношений. И нельзя точно сказать бесполезны ли споры и конфликты или они – нормальное явление нашей жизни. Сегодня мы постараемся понять, что такое «конфликты» , их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс. - Что такое спор? (Это словесное обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает своё мнение). К сожалению, споры часто перерастают в конфликты. - Скажите, ребята, как вы понимаете смысл слова «КОНФЛИКТ »?
(Прослушиваются варианты ответов детей) - Уточняю : Конфликт это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Конфликт в психологии ( столкновение) – осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. Как по вашему, с чего о чаще всего начинается конфликт? (с обидного слова). ЗАДАНИЕ 1. На доске прикреплено солнце, символ дружбы, радости, хорошего настрое – ния. Я предлагаю вам на облаках написать обидные слова, которые вы чаще всего слышите и произносите. Эти слова портят многим жизнь. Ребята прикрепляют их на солнце.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

Участники конфликта (оппоненты);

Предмет конфликта.

-Как вы считаете что может быть причиной конфликта? - А как вы считаете какие черты характера присущи человеку для возникновения конфликта? ( Упрямство, Зависть, Ревность, Лидерство (первенство), Утверждение своего «Я», Непонимание, Превосходство силы, Грубость, Хамство, Обман, Издевательство, Злая шутка, Недоверие) Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены. Люди хотели развить в себе качества: - уверенности, решительности - 46 % , выдержки, уравновешенности - 30 % - целеустремленности, силы воли - 30 % - терпимости - 12 % - доброжелательности - 10 % А вот окружающим людям все хотели бы добавить: - доброты, человечности - 50 % - честности, порядочности - 30 % - взаимопонимания, сочувствия - 22 % - терпимости - 16 % - щедрости - 12 % Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

Ребята, последствия конфликта могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивные последствия: 1.Проблема решена так, что это устраивает все стороны.

    Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

  1. Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем.

    Отношения между людьми улучшаются. Разногласия рассматриваются как зло, приводящее к плохим последствиям.
Негативные последствия:
  1. Обостряются конкурентные отношения между людьми.

    Отсутствует стремление к добрым отношениям. Представление о противоположной стороне как о враге. Убеждение, что проблема важнее, чем её решение. Чувство обиды, плохое настроение .
Поднимите руки те у кого возникали конфликты. -Какие чувства вы при этом испытывали? -Что приносят конфликты в жизнь человека? Пользу или вред? -В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Для разных людей конфликтом являются разные ситуации. Для одних, конфликт – просто выяснение отношений, для других – «косой» взгляд, а для третих – драка. Мир очень сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Конфликт, как и болезнь легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Для этого нужно знать способы выхода из неё. Задание 2. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям. Каждый стол получает описание конфликта и задание найти такое решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. Включить музыку. 1. На перемене ты толкнул мальчика. К тебе подошёл его старший брат и возмущённо высказывает своё недовольство. На этой почве возникает конфликт. Как ты поступишь, чтобы уладить ситуацию? 2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть телефон и без разрешения начал с него звонить. Твои действия для избежания конфликта? 3. Ты пошутил над одноклассником, обозвав его, но шутка получилась оскорбительной. В любой момент возникнет конфликт. Твои действия? Подведём итоги. Оказывается, большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, т.е. такого решения, когда каждая сторона идёт на частичные уступки ради общего удобства. Легко ли найти выход из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений? -А если не следовать этим правилам к каким проблемам может привести конфликт? Задание 3. Работа на доске. (Выбрать характеристики, свойственные компромиссу). Наглость, уступчивость, равнодушие, миролюбие, трусость, упрямство, доверие, отходчивость, уважительность, терпимость, высокомерие.

Сегодня, ребята, вы поняли, что избежать конфликта может каждый и в любой ситуации это возможно. Нежелание уступать, агрессивность в поведении ведёт за сабой Санкции, т.е. наказание за недостойное поведение. Вы уже вступаете в тот возраст, когда за свои поступки должны нести ответственность правовую и уголовную.

Давайте внимательно посмотрим эту притчу .

- Так о каких следах шла речь в притче? (О следах, которые оставляют в душе поступки и слова человека).

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, что этих знаний вы получили в ходе нашего сегодняшнего общения.

У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

1. Красный - ДА 2. Чёрный - НЕТ 3. Зелёный - СОМНЕВАЮСЬ.

Преобладает красный цвет. Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Задание 4. Учащиеся по кругу передают мячик, обещая друг другу не конф ликтовать (постараюсь быть терпимее, буду добрее, не буду говорить обидных слов… и т. д.) Итоговое упражнение «Подарок» Здесь, на доске, для каждого из вас есть небольшой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе. В заключение классного часа каждый ученик получает памятку о том, как вести себя, что бы не попасть в конфликтную ситуацию.

273.43kb.

  • «Упражняется ли милосердие в нашей жизни?» , 45.56kb.
  • Политические конфликты и кризисы , 185.05kb.
  • Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

    Классный час "Конфликты в нашей жизни".

    Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

    Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

    познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

    способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

    побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    Форма проведения: час общения.

    Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение".

    Организационный момент

    Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

    Вам понравилась такая игра?

    Уч-ся после выполнения задания расстроены.

    Почему?

    Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

    Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

    Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

    Можно было избежать конфликта? (можно)

    Как? (ответы уч-ся)

    Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

    Беседа по теме.

    Кл. рук. Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?

    Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.

    Кл.рук. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?

    Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.

    Кл.рук. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

    Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

    Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.

    Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

    Кл.рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

    Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

    А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

    Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

    Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

    Ответы детей:

    Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.

    Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

    А что же такое конфликт?

    Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

    Работа в группах: обсуждение

    Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

    Ответьте на вопросы:

    Кто участвует в конфликте?

    Кто виноват в конфликте?

    Каковы позиции участников конфликта?

    Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

    Ответьте на вопросы:

    Что такое конфликт?

    Почему возник конфликт?

    Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

    Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

    Ответьте на вопрос:

    Благодаря чему удалось избежать конфликта?

    Поговорим о собственном поведении в конфликтной ситуации.

    Прошу детей ответить на вопросы теста.

    «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации(когда ссоритесь)?»

    Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше поведение. Если подобным образом ведете себя

    часто – 3 балла

    от случая к случаю – 2 балла

    редко – 1 бал

    Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

    1.Угрожаю или дерусь

    2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

    3.Ищу компромиссы.

    4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    5.Избегаю противника.

    6.Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

    7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

    8.Иду на компромисс.

    10.Меняю тему.

    11.Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

    12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

    13.Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

    14/Предлагаю мир.

    15/Пытаюсь обратить все в шутку.

    На доске:


    1

    6

    11

    А

    2

    7

    12

    Б

    3

    8

    13

    В

    4

    9

    14

    Г

    5

    10

    15

    Д

    Подсчитайте количество баллов под номерами…

    Узнайте количество баллов по типам.

    Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

    А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

    Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

    В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

    Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

    Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

    Делаем выводы из тестирования.

    Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

    Игра практикум.

    Существуют разные способы выхода из конфликта.

    В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

    Разделимся на группы.

    Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

    Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

    Ситуация №1

    Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

    Ситуация №2

    В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

    Ситуация №3

    На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

    Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:

    Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

    Просчитай в уме до десяти.

    Будь мудрее.

    Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных травмах.

    Классный час – тренинг

    «Конфликты в нашей жизни».

    Подготовила

    Классный руководитель 11 класса

    Парамонова А.А.

    2016г.

    Классный час-тренинг

    «Конфликты в нашей жизни».

    Цели классного часа:

    Познавательная:

      Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.

    Развивающая:

      Развитие умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки.

    Воспитывающая:

      Решение проблемы возникновения конфликтов в классе, повышение сплоченности в классе.

      Выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива

    Оборудование: листы бумаги для тестирования, квадратики (красные, зеленые, черные), мультифоры на доске. На доске: название темы и понятие «конфликт».

      Вступительное слово.

    Мы в очередной раз встретились, чтобы вместе поговорить на тему: «Конфликты в нашей жизни». Почему мы выбрали эту тему? Выбор этот, конечно же, не случаен. Анкета проведенная среди старшеклассников показала что 90 % учащихся считают что подвергаются насилию. Какое бывает насилие?

    1. психологическое (насилие над личностью).

    2. физическое (причинение вреда здоровью).

    3. экономическое (вымогательство денег).

    4. сексуальное.

    В основе любого насилия лежит конфликт.

    При помощи теста, беседы, игры и по-возможности откровенных высказываний, решений мы попробуем понять, что такое конфликт, как и почему он происходит, как вести себя в подобной ситуации, как быть мудрее, выше конфликтов.

      Беседа: учащиеся садятся вокруг стола лицом друг к друг.

    Вопросы:

    1. Конфликт – это ……

    2. Я боюсь конфликта потому что ……

    3. Я не боюсь конфликта потому что …….

    А что такое конфликт?

    Конфликт – 1. столкновение, серьезное разногласие, спор.

    2. столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное

    разногласие.

    Когда и почему возникает конфликт?

    Продолжим разговор о собственном поведении в конфликтной ситуации.

    Прошу ответить на вопросы теста.

    «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

    Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным образом ведете себя

    часто – 3 балла

    от случая к случаю – 2 балла

    редко – 1 бал

    Вопрос 1 . Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

      Угрожаю или дерусь

      Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

      Ищу компромиссы.

      Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

      Избегаю противника.

      Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

      Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

      Иду на компромисс.

      Сдаюсь

      Меняю тему.

      Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

      Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

      Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

      Предлагаю мир.

      Пытаюсь обратить все в шутку.

    На доске:

    Подсчитайте количество баллов под номерами…

    Узнайте количество баллов по типам.

    Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

    А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

    Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.

    В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

    Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

    Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

    Сделать выводы из тестирования.

    Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.

    Отрадно, что в классе в основном нет конфликтных людей.

    Игра практикум.

    Существуют разные способы выхода из конфликта.

    В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

      Разделимся на группы.

      Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

      Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации.

    Ситуация №1

    Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

    Ситуация №2

    В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед учителями и одноклассниками – мальчишками. Посыпались записки, звонки с предложениями встретиться сходить в кино и т.д. Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравиться. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если такая «песня» будет продолжаться, то ей в этой школе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. И вообще, с кем хочет, с тем и будет встречаться. Как добиться понимания?

    Ситуация №3

    На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?

    Для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности:

    1. Наш класс очень дружный и сплоченный

    2.Наш класс дружный

    3.В нашем классе нет ссор, конфликтным наш класс назвать нельзя.

    4.В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

    5.Наш класс недружный. Часто возникают ссоры

    6.Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

    Сделать выводы из тренинга (делает психолог).

    Итак, существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию: учащиеся

      Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

    Или:

    Разрыв связи

    Ультиматум

    Анализ

    Третейский суд

    Компромисс

    Нежность

    Юмор

    нежность – «признание достоинств».

    Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.

    Вопрос:

      Как вы выходите из конфликта, ваш универсальный способ?

      Каким способом, о котором вы узнали сегодня, вы воспользуетесь в конфликтной ситуации?

    И напоследок: У каждого из вас есть 3 цветных квадратика. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.

    «ДА» - красный.

    «НЕТ» - черный

    «СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый

    Положить квадратики в конвертики на доске.

    « Сотрудничество педагога и учащихся,

    как основа складывающихся взаимоотношений

    в детском коллективе »

    Пути повышения эффективности воспитания ищут все педагоги. Существуют различные технологии воспитательной работы, но мне кажется, что технологию сотрудничества можно рассматривать как наиболее успешную альтернативу традиционным методам.

    Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальным характером.

    В воспитательном процессе, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием в таком воспитательном процессе является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности

    Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество педагога и воспитанника. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности кадет в разных учебных и жизненных ситуациях.

    Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает уважение личности воспитанника, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебно-воспитательный процесс в нашем училище строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала воспитанника, для его самоопределения и самореализации.

    Классный час:

    «Конфликты в нашей жизни и пути их решения».

    Цели: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

    Форма проведения: классный час

    Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу" (В. Домиль), "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение", мультимедийный комплекс, мультфильм «Конфликт».

    Ход классного часа

    1. Организационный момент.

    2. Приём «Удивляй!» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока, формирует умение анализировать.)

    Здравствуйте, всем! По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши, сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. Представьте, что две ладони - это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь они усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения. Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты). Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).

    Тема нашего классного часа: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения». Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения.

    3. Приём «Ассоциативный ряд». Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

    4. Беседа по теме.

    Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они заключались? У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, в котором вы участвовали. (Ребята пишут о своих конфликтах). К доске прикреплено солнце.

    Классный руководитель: У нас сейчас солнечно, ясное небо. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром и полил сильный дождь). Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самые ценные человеческие органы сердце и душу. И очень часто мы, плачем тихо затаившись от всех.

    Классный руководитель: А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят? (о ленивых, несговорчивых; о таком человеке с которым невозможно договориться).

    Классный руководитель: Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

    Дети:

    Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

    Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других.

    Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

    Классный руководитель: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

    Классный руководитель: А что же такое конфликт? Какие конфликты бывают в нашей жизни? Как научиться решать конфликты? На эти вопросы мы попытаемся ответить, работая в группах. Для этого разделимся на группы по принципу мне нравится… (ВОРОБЕЙ, СТРАУС, ЯСТРЕБ, ГОЛУБЬ).

    Воробей - боится потерять отношения, уступает молча.

    Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта.

    Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу.

    Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

    5. Теория и практика.

    I группа: Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

    Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

    Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

    Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

    Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

    Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

    Классный руководитель: В чём же вред таких конфликтов? Расскажет нам вторая группа.

    II группа: Нам бы хотелось добавить, что существуют 4 типа конфликтов: внутри личностный, между личностью и группой, межгрупповой, межличностный.

    В чём же вред таких конфликтов?

      Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

      Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

      В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

    Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

    Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

    Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

    Классный руководитель: Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

    III группа: Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

    Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

    Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

    Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

    Примерные фразы: Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.

    Второй способ называется "конструктивное предложение". Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.

    Примерные фразы: Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.

    Ситуация 2. Выходят две ученицы.

    1-й вариант разговора. - Ой, привет, ты где это так подстриглась? - А что, тебе не нравится? - Так вообще давно уже никто не стрижется - ты выглядишь как пенсионерка. - Ты на себя в зеркало посмотри!..

    Обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

    2-й вариант разговора. - Тебе просто не идет эта стрижка. - Ты на самом деле так считаешь? - Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет? - А что мне делать? - Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому. - Пойдем.

    Классный руководитель: В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

    Классный руководитель: Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

    IV группа: Копилка добрых советов. Послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

    1. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

    2. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям - так и они к вам.

    3. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

    4. Не обижайтесь. Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

    5. Отходя ко сну, спроси себя – «Кого и чем порадовал ты за день?»

    Классный руководитель: Я бы хотела еще добавить «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ.

    К – критику по возможности устранить!

    Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

    О – ответственность на 100 % брать на себя!

    Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

    Н - непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

    Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

    Ф – фон конфликта не расширять!

    Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!

    Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).

    По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

    И – интересы искать общие!

    Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

    К – конструктивное решение искать сообща!

    Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

    Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

    6. Игра практикум. Примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.

    Ситуация 1. Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

    Ситуация 2. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

    Ситуация 3. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными.

    Ситуация 4. Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится. Наташа просит Вику дать списать. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо учиться.

    Ситуация 5. Класс условно разделен на две микрогруппы, в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс.

    7. Индийская сказка. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

    Мудрецы и слон

    Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

    Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

    Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

    Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.

    Классный руководитель: Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны.

    Наследство

    Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

    2) Конфликт разрешен или нет?

    8. Упражнение «От сердца к сердцу». А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга - внутренний и внешний - так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний - у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке.

    9. Упражнение «Подарок». Здесь, в комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.

    1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

    2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

    3. Уважай чувства других людей.

    4. Любую проблему можно решить.

    5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

    6. Не сердись, улыбнись.

    7. Начни свой день с улыбки.

    8. Будь уверен в себе.

    9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

    10. Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь.

    11. Будь обаятелен и добр.

    12. Извинись, если ты не прав.

    13. Не забывай выражать свою благодарность.

    14. Выполняй свои обещания.

    15. Не критикуй постоянно других.

    16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

    17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

    18. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

    19. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!

    10. Заключительное слово. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным». Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим.

    11. Рефлексия. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?