Физиологическая и социальная природа мышления. Мышление и его природа. Мышление и решение задач

Для того, чтобы жить и выживать, человеку никогда не бывает достаточно информации. Ощущение и восприятие дают нам очень много информации и знаний. Эти процессы позволяют поверхностно узнать о единичных объектах и явлениях вокруг индивида. Но этого не достаточно, такие знания и информация не могут рассматриваться как достаточные.

Человек не камень или дерево, для нормальной жизни ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Чтобы предвидеть возможное развитие событий, надо эти события понять, то есть составить у себя в голове более или менее рабочую модель объекта или явления. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения.

Собственный опыт нам может показать, что все грибы в лесу - съедобные. А съев ядовитый гриб, мы можем так и не узнать про то, что на свете существую ядовитые грибы. А если предварительно узнаем от других людей, что существуют ядовитые грибы и что выглядят они определенным образом, мы составили у себя в голове как минимум два образа (модели): образ съедобного гриба и образ ядовитого гриба. Уже в этом, в образовании новых образов-моделей, состоит работа мышления. Встретив в лесу подозрительный гриб и критически рассмотрев его, мы опять задействуем свое мышление.

Мышление - очень сложный и разнородный процесс, в котором участвуют практически весь наш мозг. И Исаак Ньютон, понимающий и формулирующий физические законы, и школьник, заучивающий стихотворение, и даже меломан, слушающий очередной шлягер, - все они активно задействуют мышление.

Часто можно слышать наивные рассуждения о том, что не надо школьников заставлять "зубрить". Это, якобы, не способствует развитию интеллекта. Такие люди думают, что "зубрить" - это очень простой процесс, примерно как крутить виниловую пластинку или скачивать из интернета себе на компьютер некоторые файлы. Другое дело, что в "зубрежке" задействовано в основном наглядное мышление, а для полноценного развития интеллекта надо иметь большой опыт в абстрактно-логических рассуждениях.

Возможности мозга конечны и весьма ограничены, хотя до сих пор популярна идея, пришедшая из 1960-х годов, о том, что мы используем свои возможности лишь на несколько процентов. Мозг и мышление просто не справились бы с тем, чтобы моделировать все окружающие объекты и явления по отдельности. Одна из самых больших хитростей природы состоит в том, что она научила наш мозг выделять из окружающей среды похожие объекты и явления и моделировать их не по отдельности, а "скопом". Услышав слово "камень", мы представляем себе не конкретный камень, а некоторый класс камней. В этом классе камней могут быть подклассы, например "серый камень". В общем вся наша картина (модель) мира является деревом из таких понятий.

Способность обобщать похожие объекты и явления дала возможность эффективно задействовать мозг, а также наделила способностью предвидеть поведение объектов, с которыми еще не приходилось сталкиваться. Встретив, например, на улице нового человека, мы не пугаемся, не застываем в удивлении, мы вообще большого внимания не обращаем на нового человека, потому что имели огромный опыт взаимодействия с другими людьми, модель "Человек" (ну или "Человек-земляк") у нас сформирована весьма хорошо, мы знаем, что можно ожидать от новых знакомых.

Мышление во многом занято именно этим - переходом от единичного к общему и от общего опять к единичному. Мышление относят в общей психологии к высшим познавательным психическим процессам. Такое место оно заслуживает еще и потому, что оно постоянно порождает новые знания, даже такие, которыми еще до нас никто не владел. На выходе из мышления мы имеем новые знания, а что на входе? На входе - информация из окружающего мира, наглядная или содержащаяся в памяти, а также уже имеющиеся знания.

Работа мышления происходит в очень тесном сцеплении с работой восприятия. Далеко не всегда очевидно, где же заканчивается восприятие и начинается мышление. Хотя, следует признать это, у двух этих процессов весьма разные задачи: у восприятия задача состоит в том, чтобы "задержать мгновение", а у мышления, как уже было сказано, - в генерации нового знания. Восприятие некоторым способом облегчает себе жизнь, структурируя зрительный или слуховой образы, отбрасывает лишнее. Восприятие поставляет мышлению текущий образ-структуру. Мышление же через механизмы внимания тоже оказывает влияние на восприятие.

Важной задачей, которую решает мышление, является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу и непосредственно своими органами чувств выяснить это. Однако можно поступить иначе: можно воспользоваться термометром, домашней метеостанцией, посмотреть текущее состояние погоды в интернете или позвонить знакомому человеку, который уже побывал на улице. Работа мышления здесь заключается и в том, какой способ выбрать, и в том, как интерпретировать полученные сведения, и в самокритике, не говоря уже о том, какие прагматические выводы для себя получим в итоге.

Опосредованное мышление обычно не искажает окружающую нас действительность, оно позволяет познать ее глубже, точнее и полнее через образование новых знаний. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем.

Тем не менее, следует признать, что существуют ложные знания. Эти знания мы могли почерпнуть из общения, книг или интернета, эти ложные знания могут быть плодом наших собственных размышлений. Поэтому опосредованное мышление часто искажает окружающую нас действительность, и искажает очень сильно. Существуют и иллюзорные знания. Эти знания, порожденные недостатками нашего восприятия, также ограничивают нас в понимании действительности. Большинство автомобилистов, например, уверено, что тормозной путь автомобиля пропорционален ее скорости. Это заблуждение вызвано тем, что мы хорошо воспринимаем скорость объектов, но не воспринимаем и поэтому плохо понимаем ускорение (положительное или отрицательное). На самом деле тормозной путь пропорционален квадрату скорости автомобиля.

Не выходя за пределы чувственного восприятия, мы не сможем даже понять того, как выглядели минуту назад "какие-то белые осколки на полу на кухне" или что послужило причиной автокатастрофы. Но, опираясь на чувственное восприятие, подкрепленное мышлением, мы в состоянии познать прошлое Земли, развитие растительного и животного мира, узнать устройство звезд в далекой галактике. Мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

Важно различать понятия "разум" и "мышление". Мышление это психический познавательный процесс. Под разумом, скорее, понимают способность человека действовать гибко, сложно, непредсказуемо для окружающих. Дерево, лишенное разума, стоит на одном месте и "надеется" на то, что дождь польет землю вокруг, а другие деревья не заслонят солнца. Если бы дерево было разумным, оно ходило бы в поисках влажной почвы, отходило подальше от больших соседей или даже нападало на другие деревья. Мышление обычно рассматривается лишь как инструмент, помогающий решать человеку сложные задачи, достигать поставленные цели.

Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить (то есть тем или иным способом перед мышлением ставится задача). Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций, в процессе которых происходит видоизменение и преобразование имеющейся информации.

Сложная теоретическая проблема состоит в том, является ли мышление полностью рациональным и целенаправленным процессом или же оно ассоциативно и непредсказуемо в выводах. А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. В мыслительной деятельности мы широко пользуемся ассоциациями, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Характерный случай - мы вспоминаем из прошлого опыта случаи, похожие на тот, с которым мы столкнулись сейчас и который составляет суть проблемы. Непроизвольно или произвольно возникают ассоциации, которые используются для решения нашей мыслительной задачи. Какие-то ассоциации не уводят нас от нее, а приближают к ответу, какие-то - наоборот.

Ассоциации вплетаются в общую цепь, и каждая из ассоциаций служит ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению. Следовательно, ассоциации, которые мы задействуем в процессе мышления, контролируются нашей волей, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью. Но это в случае "обычного" - можно сказать, логичного - мышления.

При ассоциативном течении интеллектуальных процессов дело обстоит иначе. Мы не ставим перед собой никакой цели, поскольку не решаем никакой задачи. В этом случае один процесс сменяется другим только потому, что связан с ним ассоциативно-формально. В зависимости от того, какие ассоциации осуществляются, мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Пример (довольно грубый) ассоциативного течения интеллектуальных процессов - рассуждение: "Заяц белый - он умеет прыгать - снеговик белый - он умеет прыгать".

Для ассоциативного течения мыслей характерно наличие цепочек образов. Логическое течение мыслей строится вокруг речи - стержня логической мысли. Одно из достоинств речи - то, что она позволяет хорошо рефлексировать собственный ход размышлений, возвращаться к прежним мыслям. Ассоциативное течение мыслей лишено этого достоинства, обычно невозможно вспомнить почему возникла та или иная ассоциация. Это возможно, конечно, если эта ассоциация сопровождалась вербальным размышлением. И тогда по этой вербальной цепочке можно вернуться назад. Именно речь наделяет наше мышление способностью к самокритике - без которой процесс мышления был бы совсем примитивным.

Неразрывная связь логического мышления с речью наблюдается у всех людей, даже если человек был рожден глухонемым и ни разу в жизни не слышал живого слова. Мы всегда думаем словами и просто не можем мыслить, не произнося слова (хотя бы про себя). В экспериментах было показано, что во время размышлений у человека специальные приборы регистрируют мышечные сокращения, характерные для обычной "речи вслух". Размышляя про себя, таким образом, мы как бы тоже говорим вслух, только очень тихо.

Мышление, как уже говорилось, тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает. Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание. Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить. Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям. Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру. Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.

55. Основные процессы мышления: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

1. Анализ – разложение целого на части или выделение отдельных сторон, свойств.

2. Синтез – мысленное объединение отдельных компонентов в одно целое.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека и тесно взаимосвязаны между собой.

3. Сравнение – осуществляется на основе анализа - установление сходства или различия между предметами и явлениями. Прежде чем сравнивать, выделяют один или два признака, по которым будет проводиться сравнение.

· полное или неполное

· поверхностное или глубокое

4. Обобщение – выделение в предметах или явлениях общего, которое выражается в виде понятия, правила, закономерности, формулы.

5. Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон с целью лучшего познания конкретного предмета.

6. Конкретизация – возвращение мысли от общего, абстрактного к конкретному единичному.

56. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-понятийное). Мышление и речь. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение

Виды мышления:

1. Наглядно действенное – оперирование конкретными предметами. Успешность решения мыслительной задачи зависит от знания субъектом способов обращения с конкретным предметом. Лучше всего развито у людей, занятых ручным трудом. В онтогенезе формируется первым к 3-м годам.

2. Наглядно-образное – мышление с помощью образов предметов и явлений. Тесно связано с чувственным познанием. Интенсивно развивается у дошкольников и младших школьников.

3. Словесно-понятийное – решение мыслительной задачи осуществляется целиком в сознании мыслящего субъекта. Он не прибегает к практическому изучению деятельности. Мышление осуществляется с помощью понятий. Развито у людей, занятых умственным трудом.

Связь мышления и речи. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Мышление протекает в форме суждений и умозаключений.

Суждение – форма мышления, которая отражает объекты действительности в их связях и отношениях. В суждениях закреплены, посредством слов, результаты практической и познавательной деятельности. Суждения могут быть истинными и ложными, утвердительными и отрицательными, единичными и общими. Высказывая суждения, мы рассуждаем о предметах и явлениях, находим в них что-то общее, в результате чего у нас появляются новые знания, которые существуют теперь в форме умозаключений.

Умозаключение – это вывод, полученный из нескольких суждений, который дает нам новое знание о предметах и явлениях окружающей действительности.

· Индуктивное – это общий вывод, полученный в результате сопоставления целого ряда единичных суждений.

· Дедуктивное – это частный вывод о предмете или явлении, сделанный на основе сопоставления общего положения.

· Умозаключение по аналогии – движение мысли от частного к частному. На основании сходства двух предметов в одном отношении можно предположить их сходство в другом отношении.

На основе суждений и умозаключений формируются понятия об объектах внешнего и внутреннего мира. Понятие – это мысль об общих, существенных и специфических признаках предметов и явлений и об их связях с другими явлениями.

57. Мышление в процессе решения задач. Осознаваемое и неосознаваемое в мышлении.

Первый этап, непосредственно связанный с осознанием задачи, обычно связан с задержкой импульсивно возникающих реакций. Такая задержка создает паузу, необходимую для ориентировки в условиях задачи, анализа компонентов, выделения наиболее существенных и соотнесение их друг с другом.

Следующий этап – построение различных гипотез возможного решения. Этот этап в значительной мере определяет эффективность мышления, поскольку переход от одной гипотезы к другой знаменует переход от одного видения задачи к другому.

На этом этапе одна из гипотез может привести к формированию общей схемы решения, и человек переходит к двум последующим этапам – осуществление решения и его проверка.

58. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности.

Качества ума – любые различия в мыслительной деятельности людей, ктороые носят длительный характер.

1. Гибкость – подвижность мыслительных процессов, умение учитывать меняющиеся условия. Свобода от стереотипов.

Обратное : инертность – воспроизводить что-то, когда-либо увиденное.

2. Самостоятельность – способность ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Самостоятельность ума предполагаеткритичность ума– способность трезво оценивать свои и чужие умственные способности.

3. Глубина – способность доходить до сути различных явлений.

4. Широта – способность охватывать всю проблему целиком, включая ее особенности и нюансы.

Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания и осуществляется с помощью языка - в книгах, журналах и т. д. Во всем этом очень показательно выступает социальная природа человеческого мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредствован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый индивид осваивает в ходе обучения; это как бы общение человека с человечеством.

В течение всего периода школьного обучения перед ребенком выступает уже готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т. д., открытых и выработанных человечеством в ходе всей предшествующей истории. Но то, что известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается вначале неизвестным и новым для каждого ребенка. Поэтому усвоение всего исторически накопленного богатства знаний требует от ребенка больших усилий мышления, серьезной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую систему понятий, причем осваивает под руководством взрослых. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим. Таким образом, мыслительная деятельность - необходимая основа и для усвоения знаний (например, детьми), и для добывания совсем новых знаний (прежде всего учеными) в ходе исторического развития человечества.

Мотивация мышления.

Мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями человека. Если нет потребностей, то нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический про­цесс, психологическая наука учитывает и в той или иной сте­пени специально исследует:

Потребности и мо­тивы, заставляющие человека включаться в мыслительную деятельность;

Конкретные обстоятельства, при которых у человека возникает потребность в анализе, синтезе и т.д.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфические познавательные и 2) неспецифиче­ские.


В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любозна­тельность, тяга к знаниям и т.д.).

Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто позна­вательных интересов.

Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей, и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной дея­тельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению.

Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в школу. Вначале обучение происходит в общении со взрослыми, затем подключается игровая деятельность. К началу школьного возраста мышление и всё психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Первоклассник уже хорошо ориентируется в окружающем мире, умеет отгадывать загадки, решать задачи, может достаточно связно высказывать свое мнение о различных событиях, умеет рисовать, лепить, конструировать и т. д. Благодаря учебной деятельности происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это влечет за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов. Переход к словесно-логическому мышлению связан с изменением содержания мышления, в основе которого лежит оперирование понятиями. Ребенок оперирует уже не конкретными представления, имеющими наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятиями, отражающими наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления стимулируется обучением. Главным стимулирующим эффектом обучения является способность осуществлять операции, обратные выполненным, т. е. ребенок овладевает принципом сохранения. Так, он понимает, что, жидкость, перелитая в другой стакан не изменит своего объема. На этой же стадии развития мышления под влиянием обучения дети приходят к пониманию двух важнейших логических принципов:

принципа эквивалентности, согласно которому: если А=В, а В=С, то А=С;

принцип наличия объектами нескольких измеряемых характеристик, например вес и размер, которые могут находиться в различных соотношениях: камешек маленький и легкий, воздушный шар большой, но все равно легкий, а автомобиль большой и тяжелый.

Обучение способствует возникновению и таких новообразований мыслительной деятельности как:

Анализ , складывание которого начинается с выделения в предметах и явлениях различных свойств и признаков. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности и специального обучения эта способность все больше совершенствуется. Для развития этого умения используется прием сравнения данного предмета с другими, обладающими иными свойствами. Практическое использование этого приема самим ребенком приводит к его закреплению. На следующем этапе обучения ребенка просят выделить свойства предмета уже без сравнения с другими наблюдаемыми предметами. Постепенно в процессе обучения вводится понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков;

Становление внутреннего плана действий начинается с практического действия с предметами, затем с его изображением, схемой, после этого следует этап выполнения первоначального действия в плане «громкой речи», затем становится достаточным проговаривание этого действия «про себя» и, наконец, на заключительном этапе действие полностью усваивается и становится действием «в уме»;

Новые формы мышления, возникающие в школьном возрасте, становятся опорой для дальнейшего обучения. Т.о., процесс развития мышления и обучение взаимно дополняют и стимулируют друг друга.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Рассмотрим основные виды мышления.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Отличительная особенность следующего вида мышления – наглядно-образного – состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой.

Последний из видов мышления – это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является созданием какого-либо конкретного материального продукта.

Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в филогенезе и онтогенезе действительно появляются позднее, чем практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частностей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод общего суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: ”Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью, следует “принципу удовольствия” вопреки “принципу реальности”. Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения”.

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления.

В процессах мышления эмоции особенно выражены в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если оно ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный направления мысли ошибочен.

Кроме обычных, нормальных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных людей (например, у шизофреников), а также у тех, кто занимает пограничное положение между нормой и патологией или находится в состоянии так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизм. Известный исследователь этого вида мышления Э. Блейлер писал по поводу его: "Шизофренический мир сновидений наяву имеет сою форму мышления, свои особые законы мышления. Мы наблюдаем действие этих механизмов.. и в обычном сновидении, в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира". Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие им, получают простор даже в том случае, если порождают логические несоответствия.

Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

· · Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

· · Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,восприятия , представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляетсялишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий.

Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.

Суждение - это форма мышления , отражающая объекты д ействительности в их связях и отношения х. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений , необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений , дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Умозаключения бывают - индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление -высшая ступень познания человеком действительности . Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления . Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их.

Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком .

В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком . Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки - языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этапмежду замыслом и развернутой внешней речь ю.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей .

Всякий вид деятельности предполагает: обдумывание, учёт условий действия , планирование, наблюдение . Действуя, человек решает какие-либо задачи.

Практическая деятельность - о сновное услови е возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация .

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции . Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе . Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления .

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Обобщение , таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Подразделяют на теоретическое и практическое .

В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление,

а в практическом - наглядно-действенное, - наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Понятийное мышление -это такое мышление, в котором используются определенные понятия .

Образное мышление -это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются т ак, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи

Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества .

Понятийное и образное мышление , являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии . Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия.

Наглядно-действенное мышление -это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами . - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Представлен у людей, занятых производственным трудом , результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Наглядно-образное мышление -это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. - отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти .

Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Словесно-логическое мышление вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно оперирует главным образом понятиями , широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Высшая ступень мышления - отвлеченное, абстрактное мышление . Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой

Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет ) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения .

Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое , а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное .

В процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления.

Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления - действие ; художественного - образ ; научного мышления - понятие .

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria - опыт) дает первичные обобщения на основе опыта . Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание - низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события ,. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ , большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения , исследует объект познания в системе его необходимых связей . Его результат - построение концептуальных моделей , создание теорий , обобщение опыта, раскрытие закономерностей . .

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko - нахожу) - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление - мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление .

Репродуктивное мышление - воспроизведение ранее полученных результатов . В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление - мышление, приводящее к новым познавательным результатам.


Похожая информация.