Пример эскалации конфликта из истории. Эскалация - что это? Понятие эскалации конфликта, спора, насилия. Принципы эскалации. Признаки и разновидности эскалации конфликта

Под эскалацией конфликта (от лат. scala - лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Признаки эскалации

Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности . Ниже мы рассмотрим более подробно психологический механизм эскалации. Сейчас отметим, что в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.

Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага . Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют :
- недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели); возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем);
- негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести нам вред); отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);
- представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу вредит нам, и наоборот);
- деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом); отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно). Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой стороны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

Рост эмоционального напряжения . Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам . Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека» косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его, интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация . Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга научаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

Применение насилия . Отличительный признак эскалации конфликта - введение в «бой» последнего из аргументов - насилия.

По мнению С. Кудрявцева, многие насильственные действия обусловлены местью. Исследования агрессии показывают, что она в значительной мере связана с какой-либо внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки и т.п.), возмещением ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездию за ущерб, причиненный «Я».

Физическое насилие и агрессия в целом провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Поэтому интенсификация физического насилия в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «Я».

Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми (М. Дойч).

Расширение границ конфликта . Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт Распространяется на более обширные территории. Происходит Расширение его временных и пространственных границ.

Увеличение числа участников . В ходе эскалации конфликта Может происходить «укрупнение » противоборствующих субъектов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, Численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории «симметричного схизмогенеза » (Г. Бейтсон) Схизмогенез - это изменение индивидуального поведения происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают два варианта схизмогенеза - полнительный и симметричный . Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий, например, настойчивости одного субъекта и уступчивости другого. В ходе взаимодействия все большая настойчивость одного субъекта может вести ко все большей уступчивости другого, и наоборот, и так до разрушения взаимоотношений. Симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели. На поведение субъекта другой отвечает поведением той же направленности, но более интенсивным и т.д. Результатом также будет разрушение отношений.

Хотя Г. Бейтсон прямо не связывает симметричный схизмогенез с развитием конфликта, очевидно, что эскалация борьбы происходит именно по такому принципу. Из признания внешнего сходства сторон и «симметричности» развития взаимодействия не следует, что стороны в процессе борьбы преследуют одинаковые цели. Одна сторона может стремиться к изменению сложившегося соотношения позиций, придерживаться наступательной стратегии; другая - пытаться сохранить статус-кво и придерживаться целиком стратегии оборонительной. Очевидно, что более интенсивные наступательные действия с большей вероятностью будут вызывать интенсивную защиту, и наоборот.

Говоря о внутренних пружинах эскалации конфликта, необходимо обратиться к особенностям эволюции функционирования психики в условиях опасности и угрозы. Теория эволюционной эпистемологии (Г. Вольмер, К. Лоренц) утверждает, что человек, не обладающий специальными органами, способствующими выживанию при нападении или защите (клыками, лапами, копытами и т.д.), выжил благодаря способностям мозга, которые позволяют лучше приспосабливаться к условиям окружающей среды. История развития мозга растягивается на сотни миллионов лет. Продольный разрез человеческого мозга по срединной линии показывает наличие очень древних молодых частей, совокупная деятельность которых определяет способ восприятия мира, а также управляет поведением человека. Архаические механизмы агрессивных и защитных действий по отношению к источнику угрозы в виде своеобразных программ заложены в глубинных слоях промежуточного мозга (он сформировался сотни миллионов лет назад). Они были необходимы для обеспечения выживания на первой, биологической фазе эволюции.

С начала культурной эволюции человека в противоположность агрессивным и защитным действиям развился интерес к неизвестному. Оценка неизвестного как угрожающего или интересного является продуктом взаимодействия архаических реакций промежуточного мозга и сравнительно недавно обретенных реакций конечного мозга (формировался в последние 3- 4 млн. лет). Если господствуют спонтанные страхи, то сигналы промежуточного мозга подчинят и вытеснят физиологически более слабые процессы конечного мозга. Поэтому сочувствие, терпимость, компромиссное поведение и другие положительные социальные приобретения могут быть не реализованы из-за чувства небезопасности, социального давления, страха и стрессов всех видов, возникающих во время угрозы.

По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону (рис. 19.2).

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва Для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной СТОРОНОЙ как сигнал к эскалации.

Третий этап - собственно начало эскалации. Все Надежды сосредоточиваются на действии, заменяющем бес-водные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Действительные проблемы конфликта теряют значимость, тогда как личность противника оказывается в центре внимания.

На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и положением этого «другого ». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т. е. все, что «не я» или «не мы», является плохим, и поэтому отвергается.

На пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта.

Описанная выше регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения моральных норм и всего того, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.

  • 4. Характеристика понятий: «противоречие», «конфликт»
  • 5. Понятие конфликта, его сущность и структура.
  • 6. Позитивные функции конфликта.
  • 7. Негативные функции конфликта.
  • 8.Типология конфликта.
  • 9. Причины конфликта: объективные, субъективные.
  • 10. Характеристика этапов (стадий) развития конфликта.
  • 11. Структурная модель конфликта.
  • 12. Структура конфликта. Объективные и психологические составляющие конфликта.
  • 13. Структура конфликта. Объект, предмет конфликта.
  • 14.Структура конфликта. Прямые и косвенные участники конфликта.
  • 15.Динамика конфликта. Циклический конфликт.
  • 16.Динамика конфликта. Латентная стадия.
  • 17.Динамика конфликта. Инцидент.
  • 18. Динамика конфликта. Причины и формы эскалации конфликта.
  • 19.Динамика конфликта. Постконфликтный период.
  • 20.Ложный конфликт.
  • 21.Стратегии конфликтного: уклонение, уход от конфликта.
  • 22.Стратегии конфликтного: конфронтация, силовое решение.
  • 23.Стратегии конфликтного: сотрудничество.
  • 24.Стратегии конфликтного: уступки, приспособление.
  • 25.Стратегии конфликтного: компромисс.
  • 27.Пути завершения конфликта при вмешательстве третьих лиц.
  • 28.Компромисс и консенсус как способы разрешения конфликтов.
  • 29. Теории механизмов возникновения конфликтов.
  • 30. Конфликты и трансактный анализ.
  • 31. Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте.
  • 32.Типы конфликтных личностей.
  • 33.Понятие конфликтогена, типология конфликтогенов.
  • 34. Функции третьей стороны в конфликте. Основные задачи посредника.
  • 35. Различные типы посредников.
  • 1.Политический конфликт: понятие и особенности.
  • 2.Классификация политических конфликтов.
  • 3. Причины политических конфликтов.
  • 4. Динамика политических конфликтов.
  • 5.Особенности политического конфликта. (см 1 вопрос)
  • 6. Функции политического конфликта.
  • 7.Политическая провокация как прием политического противоборства.
  • 8. Политический кризис. Типы политических кризисов.
  • 9. Военные способы урегулирования политических конфликтов и их последствия.
  • 10.Пути разрешения политического конфликта.
  • 11. Политический консенсус в системе государственно-общественных отношений.
  • 12. Методы разрешения политического конфликта.
  • 13.«Цветная революция» как метод политической борьбы.
  • 14. Юридический (правовой) конфликт: понятие и особенности.
  • 15. Структура юридического конфликта. Субъект, объект, границы.
  • 16. Стадии юридического (правового) конфликта.
  • 17. Типология юридических конфликтов.
  • 18.Типы конфликтов в нормативном правовом поле.
  • 19. Ложный юридический конфликт.
  • 20.Особенности разрешения конфликтов в области разделения властей.
  • 21. Арбитражный процесс и гражданское судопроизводство как способ урегулирования конфликта интересов.
  • 22. Конфликты, разрешаемые Конституционным Судом Российской Федерации.
  • 23. Конфликты в парламентской практике и способы их разрешения.
  • 24. Особенности судебного разрешения конфликтов.
  • 25. Роль государства в урегулировании юридических конфликтов.
  • 26. Трудовой конфликт: понятие и особенности.
  • 27. Основные причины трудового конфликта.
  • 28. Этапы возникновения трудового конфликта.
  • 29. Принципы рассмотрения трудовых споров.
  • 30. Пути разрешения трудового конфликта.
  • 31. Формы разрешения трудового конфликта.
  • 32.Организационно-управленческий конфликт: понятие и особенности.
  • 33. Роль руководителя в управлении конфликтами.
  • 34.Конфликты между различными структурами организации. Причины конфликтов в звене «руководитель – подчиненный».
  • 35. Этнический конфликт: понятие и особенности.
  • 18. Динамика конфликта. Причины и формы эскалации конфликта.

    Под эскалацией конфликта (от лат. scala - лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта. Для эскалации конфликта характерны следующие признаки:

      Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. Отметим, что в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.

      Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют: недоверие (все, что исходит от врага, – либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели).

      Возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем).

      Негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью – нанести нам вред).

      Отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу, и поэтому должен быть сам уничтожен).

      Представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот).

      Деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом).

      Отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно). Закреплению образа врага способствуют возрастание негативных эмоций, ожидание деструктивных действий другой стороны, негативные стереотипы и установки, значимость объекта конфликта для личности (группы), длительность конфликта.

      Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба, снижение управляемости противоположной стороной, невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время, сопротивление оппонента.

      Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную лично-стную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

      Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересови их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

      Применение насилия. Отличительный признак эскалации конфликта – введение в «бой» последнего из аргументов – насилия.

      Потеря первоначального предмета разногласий. Заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми.

      Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт распространяется на более обширные территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

      Увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субъектов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

    Нарастание интенсивности конфликта, расширение его поля и масштабности представляет существенный признак развития конфликта, характеризует его переменные. Любой конфликт может быть более или менее интенсивным. Интенсивность, в основном, есть количественная мера активности противоборствующих сторон. Она измеряется частотой их столкновений, использованием разнообразных средств борьбы, в том числе насильственных, уровнем остроты борьбы.

    Интенсивность противоборства возрастает тем больше, чем выше значение для сторон предмета противоречия и чем сплоченнее противостоящие субъекты вокруг избранных целей борьбы. Интенсивность конфликта, естественно, снижается на стадии его затухания и по мере разрешения. Напротив, она нарастает, если конфликт подавляется или разрешается путем взаимного уничтожения сторон.

    "

    Эскалация - что это? Слово довольно часто употребляется в научной и публицистической литературе, однако значение его мало кому известно. Эскалацией конфликта обычно называют тот период, в который раздор проходит основные этапы своего развития и приближается к завершению. Термин пришел из латинского языка и в переводе означает "лестница". Эскалация показывает конфликт, прогрессирующий во времени, характеризующийся постепенным обострением противоборства между конфликтующими сторонами, когда каждый последующий выпад, каждое последующее нападение или давление на оппонента становится более интенсивным, чем предыдущее. Эскалация спора представляет собой путь от инцидента к ослаблению борьбы и противостояния.

    Признаки и разновидности эскалации конфликта

    Различные помогают выделить такую значимую часть конфликта, как эскалация. Что это такое, без особых признаков понять действительно сложно. При характеристике сложившегося инцидента нужно обращаться к списку тех свойств, которые относятся именно к эскалационному периоду, а не к иному другому.

    Когнитивная сфера

    В поведенческих и деятельностных реакциях сужается, наступает момент перехода к менее сложным формам отображения реальности.

    Образ врага

    Именно он блокирует и ослабляет адекватное восприятие. Будучи целостно сформированным аналогом оппонента, он совмещает выдуманные, фиктивные свойства, так как начинает формироваться во время конфликта. есть своеобразный итог эмпирического восприятия, предопределенный негативными характеристиками и оценками. Пока противоборство отсутствует и ни одна сторона не представляет угрозы по отношению к другой, образ оппонента носит нейтральную окраску: он стабилен, достаточно объективен и опосредован. По своей сути, он напоминает слабо проявленные фотографии, изображение на которых бледное, нечеткое, расплывающееся. Но под влиянием эскалации все более проявляются иллюзорные моменты, возникновение которых спровоцировано отрицательной эмоционально-личностной оценкой оппонентами друг друга. В этих случаях есть какие-то "симптоматические" особенности, присущие очень многим конфликтующим. В своем враге они видят личность, доверять которой не следует. На нее перекладывают вину, от нее ждут лишь неправильных решений и поступков - личность вредоносную, которая при этом является результатом антагонистической деиндивидуализации, когда враг перестает быть индивидуальностью, а становится обобщенно-собирательным, так сказать, аллегорическим образом, вобравшим в себя огромное количество зла, негатива, жестокости, пошлости и других пороков.

    Эмоциональное напряжение

    Оно растет с ужасающей интенсивностью, противоположная сторона теряет управляемость, субъекты конфликта на время теряют возможность реализовать свои интересы или удовлетворить свои потребности.

    Интересы человека

    Взаимоотношения всегда выстроены в определенной иерархии, даже если они полярны и противоречивы, поэтому интенсивность действий приводит к более серьезному затрагиванию интересов противоборствующей стороны. Здесь уместно определить, что это - эскалация конфликта, т. е. своеобразная среда, в которой углубляются противоречия. В эскалационном процессе интересы противоположных сторон становятся "разнополюсными". В предшествующей противостоянию обстановке их сосуществование было возможным, а теперь их примирение невозможно без нанесения вреда кому-либо из спорящих.

    Насилие

    Служит великолепным инструментом в ходе эскалации конфликта, являясь ее идентификационным признаком. Стремление к компенсации и возмещению противоборствующей стороной нанесенного вреда провоцирует индивида на агрессию, жестокость, нетерпимость. Эскалация насилия, то есть усиление безжалостных, воинственных действий, нередко сопровождает течение того или иного недопонимания.

    Первоначальный предмет спора

    Отходит на второй план, уже не играет особой роли, на нее не сфокусировано основное внимание, конфликт может быть охарактеризован как независимый от поводов и причин, его дальнейшее протекание и развитие возможны даже после утери первичного предмета разногласия. Конфликтная ситуация в своей эскалации становится обобщенной, но при этом более глубокой. Возникают дополнительные точки соприкосновения сторон, а противостояние разворачивается уже на большей территории. Конфликтологи на этой стадии фиксируют расширение пространственных и временных рамок. Это свидетельствует о том, что перед нами прогрессирующая, принимающая нешуточный характер, эскалация. Что это такое, и как она отразится на субъектах, участвующих в конфликте или за ним наблюдающими, можно будет узнать лишь по завершении противоборства и его тщательному анализу.

    Рост числа субъектов

    С нарастанием противоборства происходит и "размножение" участников. Начинается необъяснимый и неконтролируемый приток новых субъектов конфликта, который принимает глобальные масштабы, перерастая в групповой, международный и т. д. Изменяется внутренняя структура групп, их состав, их характеристики. Набор средств становится шире, а может пойти по совершенно другому вектору.

    На этом этапе можно обратиться к сведениям, которые представляют нам психиатры. Они заключили, что в процессе любого конфликта сознательная сфера значительно регрессирует. Причем происходит это вовсе не по хаотичному наваждению, а постепенно, с сохранением специфических закономерностей.

    Пошаговая эскалация

    Следует разобраться с тем, что представляют собой механизмы эскалации конфликта. Две первые стадии можно объединить под одним общим названием - предконфликтная ситуация и ее развитие. Сопровождаются они повышением значимости собственных интересов и представлений о мире, страхом невозможности выйти из положения исключительно мирным путем, путем взаимной помощи и уступок. Напряженность психики возрастает во много раз.

    На третьем же этапе начинается непосредственно эскалация, большая часть дискуссий сворачивается, участники конфликта переходят к решительным действиям, в которых присутствует некоторая парадоксальность. Жесткостью, грубостью и насилием противоборствующие стороны пытаются воздействовать друг на друга, заставляя оппонента изменить свою позицию. Уступать при этом не собирается никто. Мудрость и рациональность исчезают как по мановению волшебной палочки, а главным объектом внимания становится образ противника.

    Удивительный факт, но на четвертой стадии противостояния психика человека регрессирует до такой степени, что становится сравнимой с рефлексами и поведенческими свойствами шестилетнего ребенка. Индивид отказывается воспринимать чужую позицию, прислушиваться к ней, руководствуется в своих действиями лишь "ЭГО". Мир становится поделенным на "черное" и "белое", на добро и зло, никакие отклонения или усложнения не допускаются. Суть конфликта однозначна и примитивна.

    На пятой стадии ломаются моральные убеждения и наиболее важные ценности. Все стороны и отдельные элементы, характеризующие оппонента, собираются в единый образ врага, лишенного человеческих черт. Внутри группы эти люди могут продолжить общаться и взаимодействовать, поэтому сторонний наблюдатель вряд ли способен повлиять на исход конфликта на данном этапе.

    В условиях социального взаимодействия психика многих людей подвергается давлению, происходит регрессия. Во многом психологическая устойчивость человека зависит от его воспитания, от типа нравственных норм, которые он усвоил, от личного социального опыта.

    Симметричный схизмогенез, или Эскалация по-научному

    Описать эскалацию конфликта извне поможет теория, разработанная ученым Г. Бейтсоном, которая называется теорией симметричного схизмогенеза. Термин "схизмогенез" обозначает изменения, происходящие в поведении индивида в результате его социализации и получения нового опыта на уровне межличностных и внутриличностных столкновений. Для схизмогенеза существуют два варианта внешнего проявления:

    1. Первый представляет собой такое изменение поведения, при котором отдельные виды действий индивидов, вступающих в контакт, взаимодополняют друг друга. Скажем, когда один из оппонентов настойчив, а второй конформен и уступчив. То есть, из вариантов поведения разных субъектов конфликта складывается своеобразная уникальная мозаика.
    2. Второй вариант существует лишь при наличии одинаковых поведенческих моделей, скажем, оба нападают, но с разной степенью интенсивности.

    Очевидно, что эскалация конфликта относится именно ко второй вариации схизмогенеза. Но и различные формы эскалаций могут быть классифицированы. К примеру, она может не прерываться и быть отмечена возрастающей напряженностью, а может стать волнообразной, когда острые углы и взаимное давление оппонентов друг на друга движутся то по восходящей, то по ниспадающей траектории.

    Термин "эскалация" используется в разных сферах, не только в психологии и социологии. Например, существует тарифная эскалация - значение этого термина можно прочесть в любой экономической энциклопедии. Она бывает крутой, когда движение от спокойствия к враждебности происходит невероятно стремительно и безостановочно, а бывает - вялой, медленно протекающей, а то и вовсе подолгу сохраняющей один и тот же уровень. Последняя характеристика чаще всего присуща затяжному или, как принято говорить, хроническому конфликту.

    Модели эскалации конфликта. Положительный исход

    Положительная эскалация конфликта - это возможность его устранения при появлении общего стремления к мирному урегулированию. В этом случае обе стороны должны провести анализ и выбрать те правила поведения, которые не нарушают принципов и верований ни одного из оппонентов. Кроме того, следует из всего спектра вариативных решений и исходов выбрать наиболее предпочтительные, причем разрабатывать их следует сразу для нескольких возможных исходов ситуации. Помимо всего прочего, спорщикам нужно четко обозначить и конкретизировать свои желания и интересы, разъяснить их противоположной стороне, которая впоследствии также должна быть выслушана. Из всего списка требований выбрать отвечающие и справедливости, после чего начать попытки их реализации при помощи средств и методов, которые тоже должны быть приняты и одобрены всеми противниками.

    Игнорировать конфликт, разумеется, ни в коем случае нельзя. Это похоже на халатность, когда люди оставляют в квартире включенный утюг или горящую спичку - существует угроза пожара. Аналогия между пожаром и конфликтом не случайна: и тот, и другой намного проще предотвратить, нежели погасить после воспламенения. Огромную значимость имеет временной компонент, ведь и пожар, и ссора страшны своим распространением с большей силой. Этими признакам основной принцип эскалации схож с болезнью или эпидемией.

    Эскалация конфликта часто запутывается, ведь противоречие пополняется новыми деталями, особенностями, интригами. Эмоции несутся с нарастающей скоростью и захлестывают всех участников противостояния.

    Все это приводит нас к выводу, что опытный руководитель любой группы, узнав, что между ее членами разгорается или уже протекает в полную силу серьезный или малозначимый диссонанс, немедленно примет меры по его устранению. Бездействие и равнодушие в данной ситуации будет, вероятнее всего, осуждаться коллективом, будет принято за подлость, трусость, малодушие.

    Модели эскалации конфликта. Мертвая точка

    Необходимо отметить, что иногда эскалация замедляется или вовсе останавливается. У этого явления тоже есть предопределяющие причины:

    • Одна противоборствующая сторона готова на добровольную уступку из-за того, что конфликт по каким-либо причинам становится для нее неприемлемым.
    • Один из оппонентов настойчиво пытается избегать конфликта, "выпасть" из него, так как конфликтная ситуация становится дискомфортной или вредоносной.
    • Конфликт приближается к мертвой точке, эскалация насилия становится безрезультатной и невыгодной.

    Мертвой точкой называют такое положение дел, когда противоборство заходит в тупик, останавливается после одного или нескольких безуспешных столкновений. Изменение темпа эскалации или ее завершение обусловлено определенными факторами.

    Факторы возникновения "мертвой точки"


    Объективно говоря, эта стадия не характеризуется глубокими изменениями, однако одна из сторон начинает совершенно иначе относиться к конфликту и способам его разрешения. Когда же обе стороны сойдутся на том, что преобладание кого-либо из них невозможно, им придется уступить, отдать победу или же договориться. Но суть этого этапа заключается в осознании того, что противник - это не просто враг, олицетворяющий собой все пороки и горести мира. и достойный оппонент, со своими недостатками и преимуществами, с которым можно и нужно находить общие интересы, точки соприкосновения. Это понимание становится начальным шагом на пути к разрешению конфликта.

    Выводы

    Таким образом, при выяснении того, что значит эскалация в социальном, культурном и экономическом плане, нужно понимать, что она развивается по разным схемам и моделям, а ее исход могут выбирать участники конфликта, ведь именно от них зависит, насколько грамотно они смогут преодолеть возникшие противоречия, и насколько печальными будут последствия.

    Кое-что об идентификация

    • Тэшфел все когнитивные процессы выстраивает в це­почку, в которой идентификация предшествует дифферен­циации.
    • В реальности люди имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя и с двумя релевантными группами. Такую идентичность могут иметь не только выходцы из смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе. У них «национальность для себя» может обозначаться не одним словом, а описа­тельно: «ближе к русской национальности», «скорее между русскими и украинцами» (из ответов жителей Полесья на вопрос об их национальности).

    Эскалация конфликта

    Конфликт- сложная ситуация, в которой есть несколько стадий.

    Конфликт склонен к саморазростанию. Все время возникают дополнительные причины для его углубления. Возникают некие тренсформации:

    Ø От мягких к жестким действиям- от разговоров к активным действиям.

    Ø От меньшего к большему – появляются новые объекты спора.

    Ø От частного к общему – «Вы все такие!»

    Ø Вначале идет стремление к результату, но постепенно все сводится к стремлению победить противника, вплоть до нанесения ему ущерба.

    Ø От участия немногих, к увеличению рядов- увеличении числа участников конфликта вплоть до массового.

    (Конец 60-х начало 70-х- время больших социальных конфликтов, в которые было втянуто студенчество, как во Франции, так и в США)

    Конфликт может быть урегулирован (решение проблемы, лежащей в основе), а может быть разрешен (устранение одной из сторон).

    МОДЕЛИ эскалации конфликта

    1. Модель агрессор- жертва.

    Действует у участников конфликта, но каждая сторона ощущает себя жертвой.

    Агрессор нападает- жертва защищается- агрессор усиливает давление….и т.д. – либо урегулирование, либо разрешение.

    Такой тип действий характерен для политических конфликтов. Модель не достаточно естественна для полного объяснения. Трудно отличить агрессора от жертвы.

    2. Модель спирали.

    Движение конфликта происходит по спирали: Пик- Затишье- Новый виток.

    Также можно представить линейно в виде волн.

    Популярна у тех, кто рассматривает эскалацию конфликта как порочный круг действий и противодействий.

    Враждебные действия одной стороны вызывают у другой стороны страх, фрустрацию, гнев и т.п.--> ответные действия.

    Эта модель не столь односторонняя, как предыдущая, но она не намного лучше.



    3. Модель структурных изменений.

    Предыдущие две модели не могут объяснить, почему конфликт в ситуации затухания не затухает совсем, почему образуется новая волна.

    Как психологически изменяются стороны во время конфликта?

    Модель спирали (социологическая) изучает только временные состояния людей в конфликте – эмоции и гнев.

    Базовые изменения в конфликте:

    v Усиливается групповая сплоченность

    v Меняются лидеры (более агрессивные)

    v Более яркой и позитивной становится социальная идентичность

    v Изменения в когнитивной сфере.

    Когнитивные процессы и реальные МГО находятся в состоянии циркулярного взаимовлияния. Как изменяются когнитивные процессы?

    Ø Категоризация à члены группы воспринимаются более похожими, чем они есть на самом деле. à деиндивидуализация членов своей и чужой группы! Этот эффект действует так, что облегчает принятие решения об агрессивных действиях. Деиндивидуализация облегчилась с появлением новых технологий, когда не надо лично взаимодействовать с представителями другой группы, которых ты убиваешь. à усиление возможности проявления агрессии к группе за счет отсутствия непосредственного взаимодействия.

    Эксперимент: Волейболистки, 2 команды. 1- в костюмах, 2- кто в чем. Более агрессивной была группа 1.

    Более агрессивна деиндивидуализированная группа, т.к. она воспринимает себя как группа, и знает, что другие тоже воспринимают ее как группу. à диффузия ответственности.

    Д. Кемпбел - проверял на африканских племенах - чем больше одинаковых элементов в оформлении внешности, тем более агрессивно племя.

    Ø Иллюзорная корреляция - два класса событий воспринимаются как связанные, хотя между ними либо нет связи, либо связь незначима. На этом строится множество негативных стереотипов. Проявляется в стереотипах о группах меньшинства у большинства, при редком взаимодействии и наличии у первых яркого отличия.

    Ø Каждая группа в ситуации конфликта стремится дифференцироваться от другой группы и делает все, чтобы лишний раз их не сопоставить. Каждая страна старалась оставаться в системе своих взглядов.

    Ø Сторон ищут «козлов отпущения», которых всегда можно найти с помощью механизма социальной каузальной атрибуции (атрибуции ответственности). У людей постоянно возникает желание искать ответственного за событие. Очень часто им становятся группы реального меньшинства. Если его не находят- некое правдоподобное меньшинство (например, агенты вражеских разведок). Если и этих не находят- придумывают фантастическое меньшинство (ведьмы в средневековье, после изгнания евреев за распространение чумы). Т.о. все это является специфическим типом атрибуций- атрибуции заговора, дающие простые объяснения для любых сложных явлений. Последствия для «козлов отпущения»- изгнание или смерть. Можно говорить об обесчеловесивании врагов. Делигитимизация по Б.Талю . Т.е. выведение за пределы человеческого рода и человеческих законов. Это облегчает действия по уничтожению!!!

    Т.о. есть некий страх перед группами меньшинства. Почему возникает этот страх перед слабыми группами меньшинств?

    С. Московиси выдвинул концепцию заговорщицкого мышления: Любое меньшинство стилем жизни, взглядами, религией и пр. нарушают нормы большинства. С точки зрения большинства меньшинство оказывается в неком превилигированном положении и могут делать что хотят. à они обладают некой таинственной силой, связанной с силой зла à заговорщицкие атрибуции, в которых проявляются фантастические атрибуции. Члены группы большинства проявляют чувства слабости. Ненависть и презрение к группам меньшинств дополняется завистью.

    Проявляется в ситуациях кризисов и конфликтов. В нормальной и стабильной ситуации большинству нет необходимости искать виноватых. Тогда они оставляют атрибуцию заговора и не используют ее.

    Московиси выделяет правую и левую, в политическом смысле слова, атрибуции. Правая- человек сам ответственен за все что с ним происходит (атрибуция ответственности). Левая- причины всех несчастий в условиях созданных обществом; система виновата! Левая особенно характерна для самих групп меньшинства. Способствует защите самооценки, но в то же время дает ощущение неподконтрольности своей жизни, что увеличивает эгоизм, агрессивность и тревожность.


    Первоначально слово «стереотип» (твердый отпечаток) появилось в полиграфии для обозначения печатной формы – копии с типографского набора.

    В каждом случае в качестве причин предлагались конк­ретные личностные качества – стереотипные, индивидуальные и антистереотипные для «типичного американца» и «типично­го советского человека», а также внешние обстоятельства.

    Под эскалацией конфликта (от лат. scala - лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

    Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками.

    Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. Ниже мы рассмотрим более подробно психологический механизм эскалации. Сейчас отметим, что в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.

    Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют:

    недоверие (все, что исходит от врага, - либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);

    возложение вины на врага (враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем); негативное ожидание (все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести нам вред);

    отождествление со злом (враг воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу и поэтому должен быть сам уничтожен);

    представление «нулевой суммы» (все, что выгодно врагу, вредит нам, и наоборот);

    деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом);

    отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно).

    Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций; ожидание деструктивных действий другой стороны; негативные стереотипы и установки; значимость объекта конфликта для личности (группы); длительность конфликта.

    Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время; сопротивление оппонента.

    Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека. косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

    Рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалации конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли как-то сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

    Применение насилия. Отличительный признак эскалации конфликта - введение в «бой» последнего из аргументов - насилия.

    По мнению С. Кудрявцева, многие насильственные действия обусловлены местью. Исследования агрессии показывают, что она в значительной мере связана с какой-либо внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижения самооценки и т.п.), возмещением ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездию за ущерб, причиненный «Я» .

    Физическое насилие и агрессия в целом провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Поэтому интенсификация физического насилия в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «Я».

    Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от вызвавших его причин и продолжается после того, как они стали незначимыми (М.Дойч).

    Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения. Конфликт распространяется на более обширные территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

    Увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субъектов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

    Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории «симметричного схизмогенеза» (Г. Бейтсон). Схизмогенез - это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают два варианта схизмогенеза - дополнительный и симметричный. Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий, например, настойчивости одного субъекта и уступчивости другого. В ходе взаимодействия все большая настойчивость одного субъекта может вести ко все большей уступчивости другого, и наоборот, и так до разрушения взаимоотношений. Симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели. На поведение субъекта другой отвечает поведением той же направленности, но более интенсивным и т.д. Результатом также будет разрушение отношений.

    Хотя Г. Бейтсон прямо не связывает симметричный схизмогенез с развитием конфликта, очевидно, что эскалация борьбы происходит именно по такому принципу. Из признания внешнего сходства сторон и «симметричности» развития взаимодействия не следует, что стороны в процессе борьбы преследуют одинаковые цели . Одна сторона может стремиться к изменению сложившегося соотношения позиций, придерживаться наступательной стратегии; другая - пытаться сохранить статус-кво и придерживаться целиком стратегии оборонительной. Очевидно, что более интенсивные наступательные действия с большей вероятностью будут вызывать интенсивную защиту, и наоборот.

    Говоря о внутренних пружинах эскалации конфликта, необходимо обратиться к особенностям эволюции функционирования психики в условиях опасности и угрозы. Теория эволюционной эпистемологии (Г. Вольмер, К. Лоренц) утверждает, что человек, не обладающий специальными органами, способствующими выживанию при нападении или защите (клыками, лапами, копытами и т.д.), выжил благодаря способностям мозга, которые позволяют лучше приспосабливаться к условиям окружающей среды. История развития мозга растягивается на сотни миллионов лет. Продольный разрез человеческого мозга по срединной линии показывает наличие очень древних

    и молодых частей, совокупная деятельность которых определяет способ восприятия мира, а также управляет поведением человека. Архаические механизмы агрессивных и защитных действий по отношению к источнику угрозы в виде своеобразных программ заложены в глубинных слоях промежуточного мозга (он сформировался сотни миллионов лет назад). Они были необходимы для обеспечения выживания на первой, биологической фазе эволюции.

    С начала культурной эволюции человека в противоположность агрессивным и защитным действиям развился интерес к неизвестному. Оценка неизвестного как угрожающего или интересного является продуктом взаимодействия архаических реакций промежуточного мозга и сравнительно недавно обретенных реакций конечного мозга (формировался в последние 3-4 млн. лет). Если господствуют спонтанные страхи, то сигналы промежуточного мозга подчинят и вытеснят физиологически более слабые процессы конечного мозга. Поэтому сочувствие, терпимость, компромиссное поведение и другие положительные социальные приобретения могут быть не реализованы из-за чувства небезопасности, социального давления, страха и стрессов всех видов, возникающих во время угрозы.

    По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики . Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону (рис. 2).

    Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

    Третий этап - собственно начало эскалации. Все надежды сосредоточиваются на действии, заменяющем бесплодные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Действительные проблемы конфликта теряют значимость, тогда как личность противника оказывается в центре внимания.

    Рис. 2. Соответствие этапов эскалации конфликта уровням функционирования психики человека. Возрастные уровни эмоционального и социально-познавательного функционирования психики человека

    На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и положением этого «другого». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т. е. все, что «не я» или «не мы», является плохим, и поэтому отвергается.

    На пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их, глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта.

    Описанная выше регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Очень многое зависит от воспитания, от усвоения моральных норм и всего того, что называют социальным опытом конструктивного взаимодействия.