Повесть белый пудель главные герои. «Белый Клык» характеристика героев

Серёжа – один из главных героев рассказа А. И. Куприна «Белый пудель»; двенадцатилетний мальчик-сирота, которого Мартын Лодыжкин забрал у какого-то забулдыги лет пять назад; верный товарищ Лодыжкина и пуделя Арто . Персонаж Серёжи не случайно показан в этом рассказе. Автор противопоставляет его другому мальчику, который хоть и младше него, но уже разбалован всеми жизненными благами, а потому не умеет ценить то, что имеет. Антипод героя – мальчик по имени Трилли , которого заласкали родители и прислуга.

Всего этого с детства был лишен Сережа, поэтому он знает цену куску хлеба и трепетно относиться к своему другу и благодетелю шарманщику Лодыжкину. Сережа по натуре добрый и отважный мальчик. У него нет хорошей одежды, а обуви вообще нет, но он не унывает и продолжает вместе с группой друзей бороздить побережье Крыма, демонстрируя людям акробатические трюки. У него одно только потертое трико, поэтому Лодыжкин мечтает, как только заработает побольше денег, купить мальчику новый костюм.

Самые главные качества Сережи проявляются, когда у них пропадает пудель. Мальчик, рискуя жизнью, перелезает через высокую ограду дачи и спасает Арто от безжалостного Трилли. На этот подвиг он решился не только потому, что хотел спасти собачку, но и потому, что знал, как трепетно относится к Арто дед Лодыжкин. Это еще раз доказывает благородство мальчика «из низов».

Прежде чем описывать краткое содержание «Белого пуделя», необходимо познакомиться с главными героями произведения. В центре повествования оказывается небольшая бродячая труппа, состоящая всего из трёх участников. Самый старший её член - дедушка Мартын Лодыжкин, шарманщик. Мартына неизменно сопровождают двенадцатилетний акробат Серёжа, щегол, обученный вытаскивать из специальной коробки разноцветные листики с предсказаниями, и белый, подстриженный наподобие льва, пудель по кличке Арто.

Знакомство с персонажами

Шарманка была едва ли не единственным материальным богатством Мартына. Хотя инструмент давно пришёл в негодность, а единственные две мелодии, которые он способен была кое-как воспроизвести (унылый немецкий вальс Лаунера, а также галоп из «Путешествий в Китай), были в моде лет тридцать-сорок назад, Мартын дорожил ею. Шарманщик не раз пытался сдать шарманку в ремонт, но всюду ему говорили, что такую древнюю вещь лучше сдать в музей. Однако Серёже Мартын часто повторяет, что шарманка кормила их не один год, и будет кормить ещё.

Так сильно, как свой инструмент, шарманщик любил, пожалуй, лишь своих извечных спутников, Серёжу и Арто. Мальчик появился в его жизни неожиданно: за пять лет до начала повествования Мартын взял его у забулдыги, овдовевшего сапожника, «напрокат», и выплачивал по два рубля в месяц за это. Однако вскоре сапожник скончался, а мальчик остался связан с дедушкой и душой, и бытовыми хлопотами.

Краткое содержание «Белого пуделя» начинается жарким летним днём. Труппа путешествует по Крыму в надежде подзаработать какую-то копеечку. В пути Мартын, который уже много чего повидал на своём веку, рассказывает Серёже о необычных явлениях и людях. Сам же мальчик с удовольствием внимает старику, и не перестаёт восхищаться богатой и разнообразной крымской природой.

Попытки заработать

Однако день у наших героев не задался: из некоторых мест хозяева прогоняли их, а в других навстречу выходили слуги и говорили, что хозяева покамест отсутствуют. Лодыжкин, человек добродушный и скромный, радовался, даже когда ему платили немного. А даже если его гнали, не начинал роптать. Но одной пышной, красивой и с виду весьма доброй даме всё же удалось вывести старика из себя. Она долго слушала звуки шарманки, смотрела на акробатические номера, которые показывал Серёжа, задавала вопросы о жизни труппы, а затем попросила подождать и удалилась в комнаты. Долго не появлялась дама, и артисты уже начали надеяться, что она даст им что-то из одежды или обуви. Но в итоге она просто бросила в подставленную шляпу Серёжи старый, стёртый с двух сторон, да ещё и дырявый гривенник и тотчас удалилась. Лодыжкина крайне возмутило, что его посчитали пройдохой, который способен спустить такую монету кому-то ночью. Старик бросает с гордостью и негодованием негодную монету, которая падает прямо в дорожную пыль.

Уже отчаявшись заработать что-то, герои натыкаются на дачу «Дружба». Мартын удивлён: он не раз бывал в этих краях, но дом вечно пустовал. Однако сейчас старый шарманщик чует, что здесь им повезёт, и отправляет Серёжу вперёд.

Знакомство с обитателями дачи «Дружба»

Описывая краткое содержание «Белого пуделя», следует сказать еще о нескольких персонажах. Герои только приготовились выступать, как внезапно из дома вылетел мальчик в матросском костюме, а за ним следом выбежали шесть взрослых человек. Стояла полная суматоха, люди что-то кричали - сразу было ясно, что причиной беспокойства слуг и господ является тот самый мальчик. Все шестеро пытались на разный лад уговорить мальчика выпить микстуру, но ни рассудительные речи господина в золотых очках, ни причитания матери, ни крики не помогали делу.

Мартын велел Серёже не обращать на происходящее внимания и начать выступать. По саду возле дачи начали разноситься фальшивые сиплые ноты старинного галопа. Хозяева и слуги ринулись прогонять непрошеных гостей. Однако здесь снова напомнил о себе мальчик в матросском костюме (выяснилось, что его зовут Трилли) и заявил, что не хочет, чтобы нищие уходили. Его мать, не прекращая причитать, велит исполнить пожелание сына.

Выступление состоялось. Арто понёс в зубах шапку Мартына, чтобы хозяева вознаградили артистов. Но здесь краткое содержание «Белого пуделя» вновь принимает неожиданный оборот: Трилли писклявым голосом начинает требовать собаку. Взрослые подзывают Лодыжкина и пытаются торговаться с ним, однако старик гордо заявляет, что собака не продаётся. Хозяева продолжают настаивать, Трилли заливается истерическими криками, но Мартын, несмотря ни на что, не сдаётся. В итоге всю труппу выгоняют прочь со двора.

Барыня приказывает привести Арто

Наконец, герои добираются до моря и с наслаждением купаются в прохладной воде, смывая с себя пот и дорожную пыль. Выбравшись на берег, они замечают, что к ним приближается тот самый дворник с дачи «Дружба», который всего четверть часа тому назад гнал их в шею.

Выяснилось, что барыня послала дворника, чтобы тот за любую цену купил Арто - мальчик всё не унимался. Лодыжкин несколько раз повторяет ему, что ни за что не отдаст верного пса. Тогда дворник пытается подкупить животное колбасой, но Арто и не думает уходить с чужим человеком. Мартын говорит, что собака - его друг, а друзей не продают. Несмотря на то что щуплый и слабый старичок едва держится на ногах, он излучает гордость и достоинство. Герои собирают свои скромные пожитки и покидают берег. Дворник же остаётся стоять на том же месте и задумчиво смотрит им вслед.

Далее рассказ Куприна «Белый пудель» приводит нас в укромное местечко поблизости от чистого ручейка. Здесь герои останавливаются, чтобы позавтракать и напиться. Летний зной, недавнее купание и трапеза, пускай и скромная, разморили артистов и они прилегли поспать прямо под открытым небом. Перед тем как окончательно провалиться в сон, Мартын мечтает о том, как его юный друг со временем прославится и будет выступать в одном из роскошных цирков в каком-то большом городе - Киеве, Харькове или, скажем, Одессе. Сквозь сон старик успел услыхать, как Арто рычит на кого-то или на что-то, но тут дремота окончательно завладела шарманщиком.

Когда герои проснулись, пса нигде не было. Старик и мальчик принялись наперебой звать своего верного четвероного друга, но Арто не отзывался. Внезапно старик обнаружил на дороге недоеденный кусок колбасы, а подле него - собачьи следы, уходящие вдаль. Герои понимают, что произошло.

Надежда исчезает

Серёжа готов ринуться в бой, судиться, чтобы Арто вернули. Однако Мартын тяжело вздыхает и говорит, что это невозможно - хозяева дачи «Дружба» уже спрашивали, имеется ли у него паспорт. Свой Мартын давным-давно потерял, а когда понял, что пытаться вернуть документ бесполезно, воспользовался предложением знакомого и сделал себе поддельный паспорт. Сам же шарманщик никакой не мещанин Мартын Лодыжкин, а обыкновенный крестьянин, Иван Дудкин. Кроме того, старик опасается, что некто Лодыжкин может оказаться преступником - вором, беглым каторжником или даже убийцей. И тогда поддельный паспорт принесёт ещё больше проблем.

Артисты в тот день больше не выступали. Несмотря на свой юный возраст, Серёжа отлично понимал, сколько проблем может принести чужой «пачпорт» (именно так произносил это слово старик). А потому ни об обращении к мировому, ни о розыске Арто не заикался. Однако создавалось впечатление, что мальчик сосредоточенно обдумывает что-то.

Не сговариваясь, герои ещё раз проходят мимо злосчастной дачи. Но ворота «Дружбы» плотно закрыты, а из двора не доносится ни звука.

Серёжа берёт ситуацию в свои руки

На ночь герои остановились в какой-то грязной кофейной, где, кроме них, ночевали греки, турки и несколько русских рабочих. Когда все уснули, мальчик выбрался из постели и уговорил владельца кофейной, турка Ибрагима, выпустить его. Под покровом тьмы он вышел из города, дошёл до «Дружбы» и начал перелезать через забор. Удержаться мальчику, впрочем, не удалось. Он упал и боялся пошевелиться, опасаясь, что сейчас поднимется суматоха, выбежит дворник. Долго Серёжа блуждал по саду и вокруг дома. Ему стало казаться, что он не только не сумеет найти верного Артошку, но и сам никогда отсюда не выберется. Как вдруг он расслышал тихий приглушенный писк. Шепотом он позвал любимого пса, и тот ответил ему громким лаем. Одновременно с радостным приветствием в этом лае слышалась и злоба, и жалоба, и ощущение физической боли. Пёс изо всех сил пытался освободиться от чего-то, что удерживало его в тёмном подвале. С огромным трудом друзьям удалось оторваться от проснувшегося и пришедшего в ярость дворника.

Вернувшись в кофейную, Серёжа почти сразу же уснул беспробудным сном, не успев даже рассказать старику о своих ночных приключениях. Но теперь всё было хорошо: произведение Куприна «Белый пудель» заканчивается тем, что труппа, как и в самом начале, в сборе.

Искусство редко бывает связано с жизнью обычных людей. Однако есть писатели, которые могут создать великое произведение на основе тех событий, которые происходят с нами в повседневной жизни. Александр Иванович Куприн много путешествовал по России. Он любил общаться с простыми людьми, запоминая их рассказы, которые впоследствии становились основой литературных произведений. В данной статье будет изложено краткое содержание «Белого пуделя» - очень известного произведения Куприна, рассказывающего нам о том, как любовь, храбрость и преданность могут победить силу власти и денег.

Знакомство с главными героями

В поисках заработка по улочкам Крыма бродит труппа со старой шарманкой: мальчик Сережа, дедушка Лодыжкин, красивый белый пудель. Так начинается произведение, которое назвал Куприн «Белый пудель». Краткое содержание этого рассказа, конечно, не в состоянии передать красоты языка писателя, повествующего о великолепии этого удивительного острова, богатство природы которого восхищало мальчугана Сережу. Он любовался магнолиями, водопадами, ручьями, розами. Дедушка, который уже бывал здесь, не реагировал на эту красоту.

В поисках заработка

Стоял знойный летний день. Труппу бродячих артистов прогоняли либо платили ненастоящими деньгами за выступление. Два раза им, правда, заплатили, но так мало, что они едва могли позволить себе заплатить за ночлег и ужин, - так продолжается рассказ, который назвал Куприн «Белый пудель». Краткое содержание этого произведения в дальнейшем повествует о том, что компания артистов подошла к даче с многообещающим названием «Дружба», что заставило дедушку сделать предположение о непременной удаче. Они прошли по садовым дорожкам и остановились под балконом.

Далее краткое содержание «Белого пуделя» рассказывает нам о мальчике примерно десяти лет, который выбежал на террасу. Он скандалил. Вдогонку за маленьким барчуком выбежали няньки и лакеи, изо всех сил пытающиеся утешить его. Маленький скандалист упал на пол и начал бить руками и ногами, стараясь при этом ударить кого-нибудь из прислуги.

Артисты не сразу пришли в себя, но тем не менее начали представление. Барчук, его звали Трилли, велел, чтобы актеров оставили. Краткое содержание книги «Белый пудель» достигло начала кульминации.

Каприз Трилли

Мальчик Сережа показал все акробатические номера, на которые был способен. Настал черед белого пуделя. Арто здоровался, переворачивался, а в завершение представления по традиции взял картуз и приблизился к Трилли, чтобы получить деньги.

Барчук неожиданно завопил, артисты были ошарашены. Арто поспешил вернуться к мальчику и дедушке. Краткое содержание «Белого пуделя» рассказывает о том, что Трилли захотелось во что бы то ни стало получить эту собаку. Далее в рассказе описывается то, на какую подлость смогли пойти богатые люди. Дедушка и Сережа не согласились продать Арто, ведь это не только их компаньон, но и настоящий друг! Оплату за представление артисты не получили и покинули «Дружбу»: их просто выгнали оттуда.

Кража Арто

Открыв глаза, артисты просто не поверили в то, что случилось. Краткое содержание «Белого пуделя» не сможет передать, как были расстроены дедушка и Сережа. Они долго искали собаку, звали, но нигде не могли найти своего любимца, Артошеньку, ведь другого такого пса просто не было.

Возвращение

Мальчик Сережа решил, что обязательно должен вернуть Арто. Следующей ночью мальчик отправился на ту самую дачу «Дружба». Он без труда смог перебраться через ворота, ведь он был очень хорошим акробатом. Этот эпизод показывает, насколько мужественным был Сережа, который темной ночью пытался найти то место, где держали Арто. Сережа понимал, что собаку не взяли в дом, такие люди не способны на ласковое обращение с животными. Он очень долго искал своего друга и почти дошел до отчаяния. Неожиданно Сережа услышал тихий вой Арто. Он позвал собаку и его друг, услышав голос маленького хозяина, смог перегрызть веревку и вырваться навстречу мальчику. Они долго бежали вдоль стены сада, слыша, что за ними следует погоня. Наконец, перепрыгнув через забор, беглецы рванули изо всех сил, стараясь убежать как можно быстрее. Когда стало ясно, что те, кто догонял их, остались далеко позади, Сережа и пудель смогли перевести дух и пойти шагом. Когда они подошли к спящему дедушке, Арто, конечно, облизал его лицо. Такой финал говорит о том, что справедливость может одержать победу, если действовать бесстрашно, но с умом.

В основу повести «Белый пудель» легла реальная история, которую Куприн услышал от бродячих артистов в Крыму. Автор заинтересовался этим случаем и, узнав все мельчайшие подробности, написал рассказ.

Действующие лица

Одни герои этой повести заставляют нас переживать вместе с ними, другие - вызывают презрение. Артисты любят собаку, она для них - лучший друг. Обитатели виллы «Дружба» относятся к Арто как к игрушке, которая может надоесть или наскучить.

В рассказе мы видим двух мальчиков. Будучи почти ровесниками, они совершенно отличаются друг от друга. Мальчик Сережа вынослив, ловок, силен, он способен на настоящие мужские поступки, а Трилли - требовательный капризный эгоист, который способен только требовать что-то от других. Это заставляет нас понять, что финансовое богатство - не обязательное условие воспитания сильной личности. Можно иметь богатый внутренний мир и чистую душу, не имея денег и прислуги.

Барыня – второстепенный персонаж в рассказе; богатая помещица, проводящая лето на своей даче в Крыму; мать капризного и своенравного мальчика Трилли. По натуре эта женщина бездушна и недобра.

Дворник, работающий на даче «Дружба»; человек, заманивший собаку Мартына Лодыжкина. По сути, это человек подневольный, так как он подчиняется приказам своей барыни, но даже это не оправдывает его подлый поступок.

Дедушка – главный персонаж рассказа; пожилой и бедный шарманщик по имени Мартын Лодыжкин, который вынужден зарабатывать себе на жизнь, гастролируя по небольшим селениям. Вместе с ним гастролирует его верный друг – белый пудель Арто и двенадцатилетний сирота Сережа.

Пудель Арто – главный герой рассказа; озорная собака, гастролирующая вместе с дедом Лодыжкиным и Сережей. Всем известно, что пудель – это порода декоративной собаки, которой свойственны такие качества, как преданность, доброта, ум и обучаемость.

Серёжа – один из главных героев рассказа; двенадцатилетний мальчик-сирота, которого Мартын Лодыжкин забрал у какого-то забулдыги лет пять назад; верный товарищ Лодыжкина и пуделя Арто. Персонаж Серёжи не случайно показан в этом рассказе.

Трилли – второстепенный персонаж рассказа; разбалованный мальчик лет восьми; представитель богатого сословия. Трилли живет на роскошной даче на юге Крыма. Его окружение составляют его мать – богатая и бездушная барыня,­ а также целый полк из прислуги – дворник, кухарка, нянька и т.д.

Доктор

Доктор - толстый и лысый господин в золотых очках. Постоянно присутствует при мальчике Трилле, так как барыня боится, что с ним может что-нибудь случиться.

Лакей

Лакей - эпизодический персонаж рассказа, старый и толстый. Носит длинные бакенбарды, но не носит усов и бороды. Одет во фрак. Выполняет любые капризы барыни и Трилли.

Название произведения: Белый пудель

Год написания: 1903

Жанр: рассказ

Главные герои: Арто - дрессированная собака, Сережа – маленький циркач, Мартын Лодыжкин - бывший акробат.

Сюжет

Бродячие циркачи ходят по богатым дачам и показывают свои нехитрые номера с целью заработать немного денег себе на пропитание. Выручка очень мала, и вся надежда на последнюю дачу «Дружба». Оттуда выскакивает с плачем и криками мальчик, который не хочет принимать лекарство, а испуганные слуги крутятся вокруг него с уговорами. Избалованный мальчик увидел артистов и захотел посмотреть выступление, затем он захотел, чтобы ему отдали умного пса. Мать мальчика предлагала Мартыну деньги, но он отказался, и их попросту выгнали с дачи. Ночью дворник по приказу своей хозяйки украл собаку. Циркачи очень огорчились, поскольку Арто был их другом, а еще без него им было бы очень трудно заработать себе на хлеб. И ночью Сережа отправился на дачу с целью выручить Арто из беды, что ему удалось. Когда Мартын захотел узнать, как это все произошло, то увидел, что и ребенок и собака крепко спят, утомленные своими приключениями.

Вывод (мое мнение)

В мире, где правят деньги, нет, и не будет справедливости. Богатые люди считают, что им все позволено, если капризный мальчик захотел отобрать у бродячих циркачей их помощника, то и это можно устроить. А то, что для бедных людей собака – и способ заработка, и друг, это никого не волнует.