Окей google эссе нравственность будущего человека. Моральное измерение личности

Что такое нравственность? С одной стороны, это очень сложный философский вопрос, требующий серьезных размышлений. А с другой, обычно мы довольно четко можем определить, нравственно поступил человек или нет. Что ж, давайте порассуждаем.

Если глубоко копнуть, мы поймем, что с незапамятных времен источником нравственности служили священные писания. В христианстве именно десять заповедей Христа определяли моральный кодекс человека. Почему говорю в прошедшем времени? Наверное, потому что сейчас не так много верующих людей, религия уже не пронизывает все сферы человеческого бытия, как раньше. Кроме этого, по мере того, как развивается культура и человечество, в обществе появляются новые морально-этические нормы.

Но все же что такое нравственность? Пожалуй, под ней стоит понимать духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах добра, долга, чести, справедливости и проявляются в отношении к другим людям и природе. Нравственность - это то, как сама личность оценивает свои поступки и поведение с точки зрения добра. Но ведь добро каждый понимает по-своему. То, что хорошо для одного, совершенно недопустимо для другого. И где же правда? Думаю, нравственность заключается как раз в том, чтобы видеть свои действия не просто допустимыми, но и благими для общества. Безнравственное поведение делает человека распущенным, этически безобразным и недостойным.

Можно ли говорить о поступках детей с точки зрения нравственности? Боюсь, что нет, ведь понятие «добро» в нежном возрасте весьма туманно, ребенку попросту неинтересно анализировать свое поведение и смотреть на него под углом какой-то невразумительной нравственности. Детские поступки определяются единственным критерием - «нравится», «не нравится». И совершенно не факт, что, повзрослев, ребенок приобретет нравственные черты. Здесь уже многое зависит от воспитания и окружения. Первыми учителями нравственности для детей становятся родители и школа. Не думаю, что морали нельзя научиться. Напротив, можно и нужно. Человек учится всю свою жизнь, и речь идет не только о расширении кругозора, но и о самовоспитании, смене приоритетов, освоении новых ценностей.

Необходимо контролировать каждый свой шаг. Как показывает опыт, тот, кто совершил безнравственный поступок один раз, не может удержаться и в дальнейшем. И вот тут уже рождается антимораль: человек становится лжецом, приспособленцем, а то и откровенным проходимцем. Поэтому, мне кажется, не стоит кричать о нравственных нормах - лучше вести себя в соответствии с ними. Моральные принципы одного человека станут моральными принципами общества только в том случае, если он будет руководствоваться позитивными намерениями и жить по совести.

Что человека делает человеком и отличает нас от животных? Где та тонкая грань, за которую нельзя переступать, чтобы не быть обвиненным в безнравственности? Ведь хочется быть в гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Прежде всего, нравственность - это воспитание. У ребенка с детства происходит формирование личности. Для этого учат его, что такое хорошо и что такое плохо. Объясняют, что у каждого человека должна быть совесть, которая ограничит порывы к неблагопристойным поступкам.

Что же такое нравственность? Ее можно охарактеризовать, как совокупность положительных качеств в человеке. Это уметь правильно вести себя в обществе, уважать других людей, быть внимательным и отзывчивым. Обязательно должен быть богат внутренний мир и отсутствие слишком отрицательных черт характера, например зависти и злости.

В наше время нравственность стоит не на первом месте. Люди перестают верить в добро, в чудо. А все оттого, что читать книги отошло на последнее место. Не стало столь выдающихся людей, как Достоевский, Пушкин, Маяковский. Не стремятся люди создать какой-либо шедевр, чтобы его признали во всем мире.

Самой актуальной проблемой сегодняшнего дня стали деньги. Все хотят заработать миллионы - это не плохо, но нравственные люди встречаются все реже. Нету времени у людей читать книги, ходить любоваться достопримечательностями или посещать музеи и выставки.

Новое поколение подрастает. Родители, конечно же, учат их быть нравственными. Только хорошая детская литература может способствовать формированию нравственности. Но в век высоких технологий разве мечтают дети найти и прочесть книгу «Приключение Тома Сойера», «Незнайка на луне», «Баранкин, будь человеком!» или «Приключение Гулливера»?

Все мысли и желания детей тесно связаны с компьютерными играми, смартфонами, планшетными компьютерами. Много ли уроков для себя ребенок возьмет с таких развлечений, которые провоцируют только агрессию. На первом месте в воспитании должна стоять духовная нравственность человека.

Но все же нравственные люди есть и будут не смотря не на что. Нравственным людям присущи такие черты характера, как доброта, щедрость, скромность, умеренность во всем, уважение к другим людям. Люди с высокими духовными и нравственными ценностями должны нести свет в этот мир и учить других, как не потерять себя в этом мире.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Сочинения по русскому языку

    • "Маленький принц" мой любимый герой сочинение (961)

      Одним из моих любимых литературных героев является не силач с огромными мускулами, а всего лишь маленький мальчик, очень одинокий и поэтому такой трогательный. Вы наверное...

    • "Мальчишки" Решетникова сочинение по картине (350)

      На многих картинах художника Решетникова изображены дети. Я выбрал написать сочинение по картине «Мальчишки» Решетникова, потому что мне очень нравятся ребята, которые там...

    • "Первый снег" сочинение по картине (321)

      На картине А. А. Пластова «Первый снег» изоб­ражён один из первых дней наступившей зимы. Она ещё только начинает вступать в свои права. Наконец- то прекратились долгие затяжные...

    • "Растрепанный воробей" Паустовский план рассказа (617)

      1. Жизнь главных героев.2. Оголодавшие воробьи.3. Девочка выхаживает пернатого друга.4. Благодарность Пашки.5. Воровство.6. Спасение брошки.7. Изумленная балерина.

    • "Толстый и тонкий" А.П. Чехов сочинение (432)

      Рассказ "Толстый и тонкий" написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г. Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что...

    • 18 мая международный день музеев сочинение (249)

      Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий. А знание...

    • 22 марта - Всемирный день воды сочинение (326)

      Сегодня я узнал о празднике под названием «Всемирный день воды». В нашей стране этот праздник проводиться для того, чтобы в очередной раз сделать напоминание людям о важности...

Сочинение на тему «Нравственность», в котором описываются основные постулаты морального и аморального поведения человека. Не каждый обладает искренней любовью, добротой, щедростью, терпением по отношению к другим людям. Воспитание нравственности — это преодоление в себе эгоистического начала. Добродетели находятся внутри нас. Границы понятия «нравственность» устанавливаются добрыми поступками. Изменяя себя к лучшему, мы меняем окружающий мир.

Чаще всего под нравственностью понимают моральные правила поведения людей. Нравственность – это норма поведения человека, определяющая его внутреннюю культуру, его характер, его отношение к другим людям. Нрав, нравственность, характер. Все эти близкие понятия познаются в динамике, т.к. каждый человек сам определяет для себя норму поведения. Для одного – это честь и честность, для другого – хорошее воспитание, для третьего – интеллигентность, а четвертый скажет – все относительно. Но наверняка каждому здравомыслящему человеку понятно, что речь идет о человеческих добродетелях. Все, что не укладывается в понятие «добрые дела», находится в плоскости безнравственности.

Нравственность зависит от базовых установок воспитания с детства. Все, что впитано с поведенческой модели родителей, найдет свой отклик в характере ребенка. Если характер ребенка формировался в аморальной обстановке, то вряд ли из него вырастет достойный человек. В семье, где научат жить по совести, а не по «волчьим законам», будет воспитан благопристойный член сообщества. Он будет обладать положительными качествами, сможет с уважением относиться к старшим людям. Он будет внимательным и отзывчивым к просьбам.

Лично для меня нравственный человек – это тот, кто не завидует другим. Кто умеет быть благодарным за то, что имеет и искренне радуется чужим успехам. Кто никогда не жалуется на трудности жизни, на отсутствие финансов. Тот, кто поддержит слабого, того, кто отстал, того, кому тяжелее. Это человек с добрым, отзывчивым сердцем. Тот, кто не боится идти навстречу жизненным обстоятельствам, сохраняя принципы внутренней чистоты.

Мне в жизни очень повезло, т.к. я живу в окружении людей, которые обладают многими положительными качествами. Мои родители являются примером достоинства и высокой морали. Им чужды зависть, жадность, ограниченность взглядов на жизнь. Все мои друзья живут по совести, т.к. с детства знакомы с постулатами «что такое хорошо и что такое плохо» из поэтического наследия Маяковского. Еще они читали «Приключение Тома Сойера», «Четвертую высоту», «Тимура и его команду» и др. Богатый внутренний мир и внутренняя культура взрослого человека обеспечиваются именно чтением хорошей детской литературы.

Я искренне жалею людей, которые перестали верить в добро и чудеса, а самой насущной проблемой для них стало лишь финансовое самоутверждение. В погоне за обогащением они чаще всего становятся духовно ограниченными. Но осуждение нельзя отнести к добродетели, поэтому и судить таких людей не стоит. Нужно самому по совести мыслить и действовать. Стремиться вырабатывать в себе духовные качества, за которые не будет стыдно перед собой и близкими людьми. Это станет нашим маленьким вкладом в улучшение мира.

Каким должно быть сочинение на тему “Нравственность”? Что надо написать, и какой слог подойдет для этого лучше всего? Этими и многими другими вопросами озадачиваются школьники, которым предстоит выполнение такого задания. Что ж, в нем есть определенные трудности, однако на самом деле не все так сложно, как кажется на первый взгляд.

Определение понятия

Для того чтобы о чем-либо написать, необходимо знать хоть что-нибудь, касающееся этой темы. Вообще, чем больше будет сведений - тем лучше. Благо тема нравственности пользуется большой популярностью, так что узнать о том, что это такое, проблем не составит.

Итак, это слово, можно сказать, синоним такого понятия, как “мораль”. Иначе говоря - это свод определенных обществом правил и норм поведения, которых необходимо придерживаться для мирного совместного существования. И уже зная только лишь это одно определение, можно понять, о чем стоит написать сочинение на тему “Нравственность”.

Рассуждение

Перед тем как приступать к работе над текстом, необходимо определить для себя, в каком стиле будет написано эссе. Наиболее часто встречающийся - это, безусловно, рассуждение. Многие ученики любят думать и высказывать свои мысли по тому или иному поводу. Сочинение на тему “Нравственность” станет отличным поводом порассуждать на бумаге.

Самое главное - это писать по существу. Многие допускают ошибку, забывая, о чем они вообще говорили. Иными словами говоря, они начинают “лить воду”. Чаще всего это происходит неосознанно. Так бывает, когда хочется много чего сказать, трудно сконцентрироваться. И для того чтобы этого избежать, можно составить С такой подсказкой сочинение на тему “Нравственность” получится написать намного быстрее и, что самое главное, интереснее. Читатель должен видеть мысль и понимать, о чем хотел рассказать автор. То есть нужна конкретика.

Обращение к истории

Хорошее эссе получится, если обратиться к истории. Это покажет ученика как эрудированную личность, которая точно знает, о чем говорит. Сочинение на тему “Нравственность человека” можно начать следующими словами: “Принципы морали заложены в с далеких времен. Стоит только вспомнить хотя бы десять знаменитых заповедей. Именно они во все времена определяли и будут определять понятие нравственности каждого из нас”. В качестве вступления подобные строки подойдут прекрасно.

Но а дальше тему можно развить. Например следующим образом: “Трудно не согласиться с тем, что раньше понятие нравственности почиталось намного больше, чем сейчас. Уважение к родителям, достойное отношение к старшим, умение слушать и слышать, вежливость, уступчивость, компромиссы, деликатность… куда делось все это в наше время? Дети перестали уважать и любить своих родителей. Школьники ни во что не ставят своих учителей. А об отношении к пожилым людям и вовсе можно промолчать. Что же стало с нашим обществом?”. Подобные слова напрямую относятся к теме нравственности. Она хороша тем, что близка каждому из нас. Потому что она связана с жизнью.

Стиль и слог

Сочинение на тему “Нравственность - есть правда” должно быть написано понятным и легким языком. Но таким, который мог бы заставить задуматься. Почему, например, нравственность - это правда? Вопрос. Очень хороший ход. Вопросы в публицистических текстах встречаются часто - они заставляют читателя задуматься и начать искать ответы. Теперь человек не просто читает написанный автором текст, он еще и размышляет. Поэтому, если есть сложность в написании сочинения, можно просто начать его с вопроса. А в основной части - раскрыть его и дать ответ. Так делают многие.

Сочинение ЕГЭ на тему нравственности должно быть не только интересным, но еще и грамотным. И речь идет как о так и о выстраивается по определенному принципу. Ничего страшного в нем нет - он знаком каждому школьнику. Тема, эпиграф, вступление, основная часть и заключение с комментарием - вот и всё. Главное - придерживаться этой структуры, и работа с сочинением не покажется такой уж непосильной. И если все из перечисленного выше будет соблюдено, то однозначно получится сочинение, которое захочется прочитать до конца.

Предмет этики

Этос

Этика

Этика

Моральное измерение личности



Моральное измерение общества

Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практически-деятельных позиций человека. А поступки объективируют внутренние мотивы и помыслы индивида, ставят его в определенное отношение к другим людям.

Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми. Когда про человека говорят, что он сильный и умный, то это такие свойства, которые характеризуют индивида самого по себе, чтобы обнаружить их, он не нуждается в других людях. Но когда про человека говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то эти свойства обнаруживаются при общении с другими и описывают само качество этих отношений.Например : Робинзон, оказавшись на острове, мог демонстрировать и силу, и ум, но, пока не появилась Пятница, у него не было возможности быть любезным.

Многие моральные качества личности проявляются только в отношениях между людьми (честность, доброта). Мораль ответственна за человеческое общежитие - это регулятор отношений между людьми. Человеческое общежитие поддерживается не только морально, но также и многими другими институтами: обычаем, правом, рынком и т.д. Все умения, навыки, формы деятельности человека, а не только моральные качества, связаны с общественным характером его бытия. Мораль не только ответственна за человеческие общежития, она придает ему изначально самоценный смысл. Мораль можно назвать общественной формой, делающей возможные отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Она связывает людей до всех связей, очерчивает тот универсал, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие. Человеческие отношения и человечность отношений – очень близкие понятия. Мораль и есть та самая человечность, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого характера.Единство свободы воли и всеобщности составляют характерную особенность морали.

Золотое правило» в этике

«Золотое правило» , одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в народных пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе. Высказывалась древневосточными и древнегреческими мудрецами, вошла в Новый Завет. И. Кант видоизменил её в своём учении о категорическом императиве .

Мораль: определение.

мораль, начиная с греч. античности, понималась, как мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.

мораль предстаёт в 2-х обличиях:

Как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей: правдивость, честность, доброта

Как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм, т.е. требований, заповедей, норм.

7.ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая , мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

Структура морали

Структура морали складывается из нескольких элементов.
Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки . Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения . Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

Этика Конфуция.

Родился 551г до н.э., Китай.

Учение Конфуция изложено в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»), составленной учениками.

Конфуций открыл человека, постиг своеобразие его бытия и места в мире. Центральная категория его учения - ЖЕНЬ («человечность»). Это человеческое начало в человеке, который является одновременно его долгом. Смысл: «любить людей». Иероглиф «Жень» состоит из 2 знаков, обозначающих соответственно человека и цифру два. «Жень» берет свои истоки и реализуется в отношениях человека с другими людьми.

Некоторые высказывания:

«Тот, кто искренен, стремится к человеколюбию, не совершит зла».

«Вне своего дома относись к людям так, как принимаешь гостей».

«Не делай другим то, что себе не желаешь».

Следующая категория его учения – ЛИ («ритуал»). Это нравственный принцип поведения человека, это воплощение человечности в практику, в жизнь. Под ритуалом подразумеваются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Принцип ритуала:

Основа ритуала – «сыновная почтительность» (почтение сына к отцу и забота отца о сыне; Почести, которые оказывает отец к сыну, возвратятся к сыну через его собственных детей),

Любовь к предкам,

Соответствие своему назначению. Каждый должен честно выполнять свой долг.

воспитанность (ВЕНЬ ) – культурный смысл жизни. «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, то он подобен деревенщине». «Если в человеке превосходит воспитание естественности, он подобен ученому-книжнику». Когда воспитанность и естественность уравновешивают друг друга, то человек становится благородным мужем (ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ). Благородный муж – средоточие всех высоких качеств, идеальная личность, он стремится познать правильный путь - ДАО.

Черты благородного мужа: человеколюбие, следование ритуалу, искренность, правдивость, честность, почтительность в поступках, соответствие слов и дел (сначала сделать, потом говорить), заимствует лучшие качества. Благородный муж судит самого себя - это самодостаточная, самостоятельная личность, которая постоянно совершенствуется. Благородному мужу противостоит низкий человек: Если благородный муж следует долгу, то низкий - выгоде, он озабочен своей карьерой, о делах государства не думает.

Нравственное учение Будды

Основатель – индийский принц Гаутама. Он получил имя Будды - пробужденный, осветленный. Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Четыре благородных истины:

Жизнь полна страданий, - есть причина этих страданий, - можно прекратить эти страдания, - есть путь, ведущий к прекращению страданий, для этого необходимо следовать благородному восьмиричному пути. Это путь нравственного совершенствования,где соединяется сознание, поведение.

1. ступень: правильные взгляды – свободные от заблуждений, познание, понимание четырех истин.

2 ступень: правильная решимость – путь духовного отрешения от привязанности к миру.

3. ступень: правильная речь – воздержание от лжи, от фривольных разговоров.

4 ступень: правильное поведение. Отказ от уничтожения живого, от воровства.

5 ступень: правильный образ жизни, зарабатывать на жизнь честным путем.

6 ступень: правильные цели, искоренять дурное.

7 ступень: обретение правильного направления мысли – знать, что происходит в жизни.

8 ступень: правильное сосредоточение. Приобретение невозмутимости, освобождение от всех страстей, постигаем «НИРВАНУ».

Пять требований для мирянина:

1. Воздержание от нанесения зла

2. Воздержание от лжи

3. Воздержание от кражи

4. Воздержание от чувственных излишеств

5. Воздержание от алкоголя

Буддизм утверждает принцип свободы, автономии личности. Человек параллельно живет от Бога и не зависит от него. Человек должен любить все живое. Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели.

Этика Моисея.

В Пятикнижии Моисея формировалась хозяйственная этика древних евреев (заповеди), в которой акцент сделан на правах человека. Дается критика ростовщичества и долгового рабства соплеменников. Содержащиеся в Пятикнижии нормы поведения древних евреев - заповеди - начертанные Богом на "скрижалях завета" были даны Моисею на горе Синай. В числе десяти заповедей содержатся шесть нравственных норм поведения: почитание родителей, запрет убийства, кражи, прелюбодеяния, лжесвидетельства, посягательства на чужую собственность.

Характерной чертой Моисеева закона является его всеохватность. Все области человеческой деятельности и все действия человека, даже самые далекие от чисто духовных вопросов, соотносятся с нормами и правилами, которые считаются полученными с Неба. Это относится и к той сфере, которую мы называем областью хозяйственной деятельности и экономических отношений.

Два начала лежат в основе Моисеева закона - справедливость и праведность. В том и другом человек обязан подражать Богу. Справедливость в данном случае означает признание шести основных прав человека: на жизнь собственность, одежду, жилище, труд и отдых.

Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога - по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. По отношению к ближнему это прежде всего помощь бедным и больным. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения. Нельзя было требовать уплаты долга с процентами. Нельзя задерживать плату за труд наемного работника. Нельзя обмеривать и обвешиватьЧеловек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Все эти заповеди вытекали из общей: Люби ближнего своего, как самого себя. Это правило относилось не только к свободным, но и к рабам. Нельзя было возвращать на прежнее место беглого раба. Суббота была обязательным днем отдыха для всех, включая рабов и домашних животных.

Особые правила для судей предписывали судить только по справедливости, не благоволить к богатому и не делать скидок для бедняка или сироты. Перед законом были равны и свободный, и раб. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из - за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.

Отличие законов Моисея от закона Хаммурапи акцент на права человека, а не на охрану собственности, а трудовая деятельность считалась занятием низким, уделом рабов.

Этика Иисуса Христа

Этику Иисуса Христа кратко можно определить, как этику любви. О жизни и учении Иисуса Христа мы знаем по свидетельствам его учеников и учеников его учеников.

Евангелие (благая весть) повествует, что Христос является сыном Бога, родившемся от непорочного зачатия. Он

послан на землю, чтобы подготовить людей к последнему страшному суду.

Иисус смотрит на нашу жизнь (на наш мир) как бы из зазеркалья – из вечности. Он говорит о конце времени, когда добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть, отделяют друг друга непреодолимой пропастью. Он говорит как человек, пришедший оттуда. Иисус говорит, что Небесное царство близко (грудущ.царство – конец света, апокалипсис).

Иисус перевернул сложившийся порядок ценностей. Иисус называет себя сыном человеческим. Добродетель сына состоит в послушании отцу. Сын не просто принимает волю отца, он принимает её как свою. «Отец любит сына» - это кач-во делает отца отцом. Человек-сын уподобляется Богу-отцу через любовь. Этика Христа есть этика любви. Последнее наставление Христа – любить друг друга.

Любовь смиренна – любовь деятельна – любовь бескорыстна. Любовь к врагу – божеств. высота чел-ка.

Этика Мухаммеда.

Мухаммед – основатель мусульманской религии и цивилизации. Основой его этич. программы явл-ся – идея единого Бога. По его мнению, предпосылкой и гарантией индивидуального счастья и обществ.согласия явл-ся безусловно вера в Бога в том виде, в каком сам бог счёл нужным открыться людям.Суть откровений Мухаммеда состояла в том, что миром правит Бог. Бог абсолютен во всех отношениях, бог истины, справедливости и милосердия. Только он может быть покровителем человека, его опорой и надеждой.Идея единого Бога указывает чел-ку его достаточно скромное место в мире и вместе с тем обязывает человека определённым образом, а именно сугубо позитивно, относиться к миру и прежде всего к другим людям. ЕДИНСТВО БОГА – ГАРАНТИЯ ГАРМОНИИ МИРА. Человеческое существо тоже должно быть единым. Вера едина, в неё нельзя разделяться.

Ценност. Идеал

Ценность – это понятие, которое выражает значимость , которую нечто имеет для нас. Все понятия морали имеют ценностный аспект. Высшие моральные ценности – смысл жизни, свобода,
счастье – представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение . Поэтому каждый индивид должен определиться в них самостоятельно, ведь проблемы эти носят личностный, даже интимный характер. Здесь невозможно давать конкретные советы и рецепты, поэтому мы обрисуем только возможные способы рассуждений о природе высших моральных ценностей.

Моральные ценности - общественные уcтановки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости. Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий. Нравственный идеал - это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

16.17. Добро и зло:

В первобытном обществе «добро» - полезное, ценное вообще.С появлением цивилизации, классового общ-ва выделяется и моральное и материальное понимание добра и зла.Добро противопоставляется практической целесообразности. Существует два подхода: духовный и материалистический. В дух. подходе: добро – высшая идея, говорил Платон, - абсолютная идея, Гегель. Добро – проявление божественной воли. Добро – одухотворённая любовь, а зло – противодуховная вражда, говорил Ильин. В матер. подходе: Добро – то, что способствует счастью чел-ка, что отвечает потребностям, интересам людей. Добро даёт наслаждение, помогает избегать страдания. Добро – выгода, то, что приносит личное счастье. Эпикур говорил, что добро – то, как достигнуто счастье.

В марксизме считали немного иначе. Добро – проявление обществ.отношений, в кот. воплощаются потребности класса, обществ. групп.

В добре отражается стремление человека к совершенству и к устранению препятствующих вершин. Добро – понятие творческое. Формы проявления добра – чуткость, справедливость.

Зло – то, что безнравственно, наносит вред людям. Зло разделяет, разрушает людей.

Зло физическое – не зависит от чел-ка (смерть, стихийное бедствие), зло моральное – особые кач-ва и деяния людей, зло социальное – войны, кризисы, соц. катаклизмы.Кант говорил, что зло может проявляться в использовании одними людьми других. Конфуций говорил, что на зло нужно отвечать справедливостью.

18. Долг:

Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала. Долг человека – следовать по пути добродетели, делать добро другим людям по мере возможности, не допускать в себе порочности, противостоять злу. Только не принимающий во внимание это содержание долга индивид может усмотреть в долге лишь понуждение. Психологически долг в самом деле осознается личностью как необходимость совершения определенных действий. Более того, он осознается как изнутри данная необходимость, как внутреннее побуждение.

Долг, трактуемый как любое упорядочение индивидуальных проявлений, в форме ли социальных правил или общих культурных принципов, представляется как иго, как подавление личности. Однако не следует сбрасывать со счета, что то, что со стороны предстает как нигилизм, может мотивироваться протестом против действительной внешней принудительности общепринятых норм – обычаев, нравов, социальной дисциплины. Нравственный пафос протеста против внешнего, служебного, лицемерного подчинения общественным нормам, несомненно, может быть привлекательным. Однако усмотрение в моральном долге именно вынужденного подчинения бытующим нравам некорректно по двум основаниям. Во-первых, полнота индивидуального, личностного проявления основывается на восприятии личностью возможно большего опыта других людей. Этот опыт безлично сохранен и обобщенно выражен в культуре, в том числе в нравственных нормах – универсальных и локальных. С этой точки зрения, долг может быть понят как способ расслабиться: не изобретать велосипед, но исполнять обоснованно рекомендуемое общественной средой или уважаемыми и достойными доверия людьми как должное.

Требования долга самоценны. Это выражается не только в том, что человек исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от извне данных норм и правил, но в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д. В исполнении долга проявляется автономия личности – следуя закону, человек не нуждается во внешнем принуждении, и, исполняя моральное требование, человек относится к нему так, как если бы оно было установлено им самим. Все ограничения, которые человек добровольно накладывает на себя, и действия, которые он совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при условии, что он действует, будучи уверенным в своей правоте. Сознание долга не существует само по себе. Это всегда осознание необходимости определенного рода поступков по выполнению различных требований. Поэтому, повторим, неправильно понимать долг как форму общественного контроля за индивидуальным поведением, по крайней мере неправильно понимать его только так. В долге отражен определенный механизм взаимодействия между людьми. Мораль можно представить как систему взаимных обязанностей, которые вменяются людям, которые люди принимают на себя (или предполагается, что люди приняли на себя), которые осознаются ими как определенные жизненные задачи, безусловно исполняемые в конкретных обстоятельствах. Так, заповедь любви указывает на то, что долгом человека является милосердие. Милосердие же предполагает не столько состояние души, сколько определенные действия человека в отношении других. Заповедь гласит о том, что человек должен быть готов помочь каждому, нуждающемуся в помощи, пожертвовав своим временем и средствами, а возможно репутацией, даже представителю враждебного племени и чужой веры. Таков смысл безусловности и категоричности долга вообще – человек ему следует несмотря ни на что. Но конкретное действие, которое совершается в исполнение долга, конечно, обусловлено: оно именно таково, какое требуется обстоятельствами.

19. Совесть:

Совесть – самое сокровенное явление морали. Кант говорил, что совесть есть сознание внутреннего судилища в чел-ке. Толстой утверждал, что берегись всего того, что неодобряется твоей совестью.

Совесть – понятие, характеризующее способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, формулировать нравственные обязанности, производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть проявляется эмоционально (совесть в роли переживаний) и рационально.

Совесть связана со стыдом. Совесть показывает зависимость общ-ва от личности, его внутреннего суда. Совесть может выражать идеалы личности и общ-ва.

Совесть – зеркало, отражающее сознание чел-ка. Высший суд – суд совести. Потеря совести – деградация личности.

Этические взгляды Эпикура.

ЭПИКУР (342–270 до н.э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма, родился на Самосе в семье афинян. Занимался философией у платоника Памфила и у последователя Демокрита Навсифана. От последнего Эпикур усвоил атомизм, сделавшийся основой его собственного учения.

Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром, учившим, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья).

Мораль и право.

1.Цель регуляции.

М.- двуединая цель: 1.разрешение универсальных противоречий бытия: должное/сущее, социальное/индивидуальное, добро/зло. 2. поддержка, сохранение общности.

П. - двуединая цель: 1. защита собственности и собственника. 2.защита общественного порядка.

2. Способ регуляции. Всего 3 способа: духовный – опора на добрый разум, чувства, добрую волю; материально-экономический; физический, насильственный.

М. – опирается только на один способ регуляции – духовный. Мораль самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке, но реально М. Оказывается самым не действенным, несовершенным видом, по причине человеческого произвола.

Шарль Фурье «М. – это бессилие в действии». Ницше «М. – это удел слабых, это удел рабов.

П. – духовные – правовое просвещение, правовое воспитание, правовые санкции; материально-экономические – налоги, штрафы; физически-насильственный – лишение человека свободы, заключение.

Предмет этики

Этика - важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль.

В традиционном обществе человек не ставит критических задач; он является частью культурной среды и он принимает ее культурные ценности, традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех системе ценностей.

Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.

Этика - моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет.

Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами.

Этика - это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали.

Моральное измерение личности

мораль (от греч.) - мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. Мораль связана с характером, темпераментом. Если в человеке выделить тело, душу и разум, то она является качественной характеристикой его души. Когда про человека говорят, что он душевный, то имеют в виду, что он добрый, отзывчивый. Когда называют бездушным, то подразумевают, что он является жестоким и злым. Взгляд на мораль как качественную определённость души обосновал Аристотель. При этом под душой понимал такое активное, деятельно-волевое начало в человеке, который содержит разумную и неразумную части и представляет собой их взаимодействие, взаимопроникновение, синтез. Мораль всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Мораль во все времена у всех народов ассоциировалась со сдержанностью в отношении эффектов, себялюбивых страстей. Среди моральных качеств одно из 1ых мест занимали качества, как умеренность и мужество-свидетельство того, что человек умеет противостоять чревоугодию и страху. Господство человека над самим собой - господство разума над страстями.