Учение о частях речи как разрядах слов. Морфология — учение о частях речи. Понятие о частях речи

В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?

В словаре иностранных слов (4) эти термины переводятся с латинского, на который в свою очередь были переведены с греческого.

Морфология (греч. morphe - `форма", logos - `слово, понятие, учение").

Грамма (греч. gramma - письменный знак, черта, линия).

Грамматика - раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.

Одним из определений понятия морфологии является следующее:

“Морфология - раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения” (7, 67). Другое определение гласит, что морфология “является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами” (2,149).

Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология - это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.

К задачам морфологии относят следующие: 1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка; 2) установление принципов грамматической классификации слов; 3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов; 4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения (2, 148).

Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка.

Из истории вопроса морфология местоимение русский язык

Исторические корни морфологии уходят во времена М.В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей “Российской грамматике” (1756) М.В. Ломоносов выделял “восемь частей знаменательных:

  • 1). имя для называния вещей,
  • 2). местоимение для сокращения именований,
  • 3). глагол для названия деяний,
  • 4). причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение,
  • 5). наречие для краткого изображения обстоятельств,
  • 6). предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,
  • 7). союз для изображения взаимности наших понятий,
  • 8). междометие для краткого выявления движения духа” (2, 149).

Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение- существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными (мой, твой, свой, чей, который, и т.д.)

1. Учение о частях речи в русской грамматической науке

Проблема частей речи (ЧР) относится к числу вечных проблем граммати­ки. С одной стороны, почти всеми лингвистами признается практическая не­обходимость самого понятия часть речи при классификации лексем, при изу­чении членов предложения в синтаксисе; с другой стороны, многие приходят к выводу о теоретической неразрешимости проблемы частей речи, о невоз­можности распределения по частям речи всех имеющихся в языке слов.

Современное учение о частях речи имеет длительную историю и корнями своими уходит в античность. Впервые глубокий анализ частей речи русского языка был сделан М.В. Ломоносовым в "Российской грамматике" (1755 г.). Было выделено 8 частей речи, две из них - имя и глагол - назывались главны­ми, или знаменательными, остальные шесть: местоимение, причастие, наре­чие, предлог, союз и междометие - служебными. Имя, следовательно, было не дифференцировано, оно включало и существительное, и прилагательное, и числительное, а состав служебных частей речи значительно шире того, что включает в эту группу современная грамматика.

(А. В. Бондарко Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии.- Л.: Наука, 1983. С. 4. А. В. Бондарко. Теория морфологических категорий. С. 204.)

Различия между списками разных ученых проходили 1) по линии количества частей речи: например, Ф.И. Буслаев выделял их девять, специально обо­значив, вслед за А. X. Востоковым, имя прилагательное из просто "имени" М. В. Ломоносова; А. М. Пешковский считал возможным рассматривать как час­ти речи только 4 группы слов: имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, наречие, а акад. А.А. Шахматов выделял 14 знаменательных, незнамена­тельных и служебных частей речи, относя к знаменательным существитель­ное, прилагательное, глагол, наречие; к незнаменательным - числительное, местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоимен­ные наречия, к служебным - предлог, связку, частицу, союз и префикс; особо А.А.Шахматов рассматривал междометия; из современных лингвистов следу­ет назвать проф. М.В. Панова, который выделял 5 частей речи 8: имя сущест­вительное, имя прилагательное, глагол, наречие и деепричастие;

2)менялся состав знаменательных и служебных частей речи. Так, напри­мер, Ф. И. Буслаев в число служебных включал числительное и местоимение.
А. М. Пешковский также рассматривал местоимения как несамостоятельные
слова, а числительные предлагал заменить термином "счетные слова", выделив среди них счетные существительные (единица, пара, сотня), счетные при­лагательные (единичный, двоякий, тройной), счетные наречия (дважды, двое, вчетвером); еще ранее Г.П. Павским была обоснована грамматическая само­стоятельность числительных и, следовательно, их мастеренный статус. Но,
надо сказать, мысль об отсутствии частеречного статуса у числительных и ме­стоимений имеет распространение и в современной лингвистике 9 , говорят
также о промежуточном положении местоимений между знаменательными и
служебными частями речи 10 ;



3)в XX веке были названы новые части речи: категория состояния и мо­дальные слова 12 .

§ 2. Вопрос о принципах классификации частей речи

В конце XIX века А.А. Потебня и Ф.Ф. Фортунатов выдвинули разные принципы классификации частей речи. С именем А.А. Потебни связано се­мантическое направление, которое на первое место при классификации лексем ставит лексическое значение. (М.В.Панов. О частях речи в русском языке // Фил. науки. - 1960 №4.М.В. Панов. Указ, раб; Вопросы теории частей речи Л.: Наука, 1968.М.И. Алехина. Местоимение как часть речи // Явления переходности в грамматическом строе русского языка.- М., 1988. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М.: Высшая школа, 1972).

В современной лингвистике семантиче­ский критерий рассматривается как один из возможных путей классификации слов по частям речи. В качестве примера можно привести классификацию М.В. Панова 13 , в основе которой опора на значение не корневых, а аффик­сальных морфем - суффиксов и окончаний. Именно они, за небольшим ис­ключением, явно указывают, к какой части речи принадлежит слово. Так, на­пример, значение корневой морфемы в словах "трус, трусить, трусливый" од­но и то же, но частеречная их принадлежность различна. С другой стороны, слово "бег", хотя и имеет корневую морфему со значением действия, является существительным, так как на это указывают нулевое окончание и нулевой суффикс. Все словоформы в этой классификации распределяются по 3 рубри­кам: предмет, признак, действие. Традиционно выделяемые местоимения рас­пределяются между существительными, прилагательными и наречиями. Ана­логичным образом рассматриваются и числительные: количественные и соби­рательные относятся к существительным, порядковые - к прилагательным, а слова типа "дважды, трижды" входят в наречия. Деепричастие выделено как самостоятельная ЧР, его категориальное значение - процессуальный признак признака, а причастие отнесено к формам глагола, так как подобно глаголу выражает процессуальность признака. В этой классификации нет места слу­жебным, модальным словам и междометиям, которые не обозначают ни пред­мет, ни признак, ни процессуальность.

Ф.Ф. Фортунатов построил классификацию частей речи на основе мор­фологического, или формально-грамматического, прин­ципа. Он выделял формальные классы полных слов по наличию и характеру форм: слова спрягаемые, склоняемые и неизменяемые. Эти классы он назвал частями речи. Классам полных форм противопоставлен класс бесформенных слов - частичных: частицы, предлоги, союзы, связки. Формальную классифи­кацию довел до логического конца М.П. Петерсон, вообще отказавшись от традиционного термина "часть речи". Формально-грамматические классифи­кации подвергались справедливой критике, прежде всего за то, что в них пол­ностью игнорируется значение при распределении слов по особенностям их изменения, в результате слова с одинаковым значением оказываются в разных рубриках (например, формы прошедшего времени оторваны от личных спря­гаемых форм как слова родовые).

Синтаксический принцип классификации частей речи был зало­жен А.А. Шахматовым. В соответствии с этим принципом рассматривается возможность-невозможность функционирования словоформы в качестве члена предложения или целого предложения и выделяются самостоятельные и слу­жебные слова. В рамках синтаксического принципа может быть произведена классификация на основе синтаксических функций словоформ, и тогда имени­тельный падеж будет противопоставлен всем другим падежам, так как только им. падеж может выступать в функции подлежащего; в разных рубриках окажутся спрягаемые формы глаголов, инфинитив, причас­тия и деепричастия, роль которых в предложении различна.

Таким образом, любой из критериев, примененный абсолютно, не приво­дит к выделению той системы ЧР, которая традиционно существует в русской науке как результат компромисса между семантическим, морфологическим и синтаксическим принципами. Именно на учете всех принципов призывал классифицировать ЧР акад. Л.В. Щерба - представитель лексико-грамматического направления - в известной статье "О частях речи в русском языке". Идеи Л.В. Щербы были поддержаны акад. В.В. Виноградовым, и раз­работанная им система ЧР легла в основу вузовских и школьных грамматик.

§ 3. Части речи в русском языке как система

В учебной и научной литературе части речи обычно называют лексико-грамматическими или грамматическими классами слов. Принципиальной раз­ницы между этими терминами нет, ибо в обоих случаях части речи выделяют­ся на основании комплекса признаков: лексического (или классифицирующе­го) значения, морфологических и синтаксических характеристик, однако тер­мин "грамматические классы слов" подчеркивает приоритет грамматических признаков, на основании чего, например, в класс прилагательных включаются порядковые числительные и часть местоимений. В качестве дополнительного признака называют также деривационный.

Понимание частей речи как структурно-семантических классов слов пред­полагает их выделение на основе совокупности наиболее существенных диф­ференциальных признаков, к числу которых относят: классифицирующее зна­чение, систему форм слова (парадигматический аспект), морфологические ка­тегории, морфемный состав, валентность слова, синтаксические функции 14 . Вместе с тем наличие наборов дифференциальных признаков констатируется и при трактовке частей речи как лексико-грамматических классов слов. Та­ким образом, все три характеристики частеречных классов в общем-то близки друг другу и отличаются лишь отдельными акцентами.

(А.Я. Баудер. Части речи - структурно-семантические классы слов в современном русском языке. - Таллин: Валгус, 1982. С.22; В.В. Бабайцева.
Зона синкретизма в системе частей речи современного русского языка // Фил. науки-1983. -№5. Е.Н. Сидоренко, И.Я. Сидоренко. Диахронные и син­хронные аспекты переходности в системе частей речи и контаминантов. -
Симферополь, 1993. С. 7.)

В книге В.В. Виноградова "Русский язык" представлено четыре структур­но-семантических класса слов:

I. Части речи:

1. Имена: 1) существительное; 2) прилагательное; 3) числительное.

Местоимения (в состоянии разложения).

II. Частицы речи:

1)Частицы в собственном смысле.

2)Частицы-связки.

3)Предлоги.

III. Модальные слова, образующие особый структурно-семантический класс слов, примыкающий к частицам речи.

IV. Междометия.

В практике вузовского и школьного преподавания все эти группы слов по­лучили статус частей речи. Они образуют систему, в основе которой лежат отношения сходства и различия. Так, для знаменательных ЧР при своеобразии каждой из них характерны следующие общие признаки: 1) они отражают различные явления объективной действительности (предметы, при­знаки, количества, процессы, состояния), то есть обладают номинативной функцией (кроме местоимений, функция которых дейктическая); 2) способны к самостоятельному употреблению для называния тех или иных явлений дей­ствительности; 3) являются членами предложения.

Служебные ЧР обладают следующими признаками: 1) не имеют но­минативной функции; 2) их употребление несамостоятельно; 3) не являются членами предложения. Они как бы "обслуживают" знаменательные слова, удовлетворяя их грамматические потребности: спросить о друге, брат и сест­ра, только ты и т.д.

Модальные слова выражают отношение высказывания к действи­тельности с точки зрения говорящего: очевидно, конечно, разумеется и ха­рактеризуются тем, что 1) не изменяются; 2) не являются членами предложе­ния; 3) грамматически независимы.

Междометия выражают чувства и эмоции, являются неизменяемыми и синтаксически независимыми.

§ 4. Проблема лексем, совмещающих признаки двух частей речи

В учении о частях речи до сих пор есть много проблем. Одна из них - как классифицировать факты языка, обладающие свойствами двух частей речи? Таковыми являются причастия и деепричастия, слова "тысяча, миллион, мил­лиард", порядковые числительные, союзные слова и некоторые другие. По поводу причастий и деепричастий диапазон мнений достаточно широк, разные точки зрения нашли отражение в школьных учебниках: их рассматривают как формы глагола, как самостоятельные части речи, как гибридные, синкретич­ные формы, понимая под синкретизмом совмещение признаков двух частей речи; причастие включают также в класс прилагательных. Слова, обозначаю­щие порядок предметов при счете, относят к порядковым числительным, имея в виду прежде всего их семантику, или к именам прилагательным, отмечают наличие в них высокой степени синкретичности.

По-разному трактуется частеречный статус слов тысяча, миллион, мил­лиард: их включают в состав числительных или существительных, считают функциональными омонимами или относят к синкретичным явлениям. Свой­ствами местоимений (в широком понимании) и союзов обладают союзные слова: который, что, где, куда, откуда и др. Лексемы, совмещающие при­знаки двух частей речи, называют также контаминантами 16 .

§ 5. Вопрос об отношении к частям речи словесных комплексов

Отношение к частям речи словесных комплексов неоднократно рассматри­валось в лингвистике. Высказывалась мысль о том, что словесные комплексы в принципе могут быть частями речи, это зависит от степени грамматикализа­ции, лексикализации и фразеологизации 17 . Мы полагаем, что с точки зрения частеречного статуса словесные комплексы представляют собой разные явле­ния; среди них:

Аналитические формы слова, признаки которых были рассмотрены выше;
- грамматические фразеологизмы (в зависимости от, в связи с, потому что, лишь только и др.), для которых характерны лексическая спаянность, неразложимость как с семантической, так и со структурной точки зрения; не­проницаемость; частичная мотивированность значения семантикой хотя бы одного из входящих компонентов; воспроизводимость;

Словесные комплексы, которые могут быть названы аналогами частей речи. Термин "аналог" известен в лингвистике: он используется в Гр.- 80 применительно к словам с квалифицирующими лексическими значениями, которые активно вовлекаются в сферу союзных средств: ведь, вернее, еще ("кроме того"), значит, иначе, кстати и др. Известно использование этого термина в работах морфологического и синтаксического направления.

К числу аналогов мы, например, относим наименования типа Красное се­ло, железная дорога; глагольные сочетания, соотносительные с глаголами (дать обещание, иметь значение) и др. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже.

Для словесных комплексов, являющихся аналогами частей речи, характер­но то, что, обладая функциональными признаками "словных" частей речи, они отличаются от последних целым рядом признаков, которые хотя бы частично присутствуют в той или иной группе аналогов 18:

семантическое единство при структурной расчлененности;

функциональная равноценность словным частям речи;

возможно наличие синсемантичного элемента или полная десемантизация компонентов;

отсутствие парадигматических противопоставлений;

воспроизводимость;

возможно наличие переменного компонента: Большая Медведица - Малая Медведица, дать разрешение - дать свободу и т.д.

§ 6. Понятие о переходных и синкретичных явлениях в области частей ре­чи

Переходные явления возникают в результате взаимодействия частей речи, отражая системный характер грамматического строя русского языка.

Проблема переходности в области частей речи впервые была поставлена А.С. Бедняковым в статье "Явления переходности в грамматических катего­риях в современном русском языке" (РЯШ.- 1941.- № 3). Большой вклад в изучение этих явлений внесли работы В.В. Виноградова, В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Я. Баудера и др.

Переходность в системе частей речи определяют как процесс преобразова­ния структурных и семантических свойств слов при сохранении исходного звукового и графического комплекса"... 19 . Переходность в области частей речи представлена в виде двух групп явлений:

переход слов из одной части речи в другую - результат морфолого - синтаксического способа словообразования. И как следствие такого перехода - возникновение грамматических, или функциональных, омонимов. Например: у больного ребенка - в палате больного; идти на встречу с писателем – идти навстречу;

переходные явления в пределах одной части речи - в области лексико -грамматических разрядов. Например, относительные прилагательные переходят в качественные: железная дверь – железный кулак; абстрактные
существительные в конкретные: движение поезда - размеренные движения и т.д. (Е.Н. Сидоренко. Очерки по теории местоимений русского
языка. -Киев-Одесса, 1990. Ю.Ю. Авалиани, Л.И. Ройзензон, А.М. Лятина. Могут ли быть частями речи словесные комплексы? // Вопросы теории частей речи. - Л.: Наука, 1968. "Местоимения и их аналоги" // РЯШ.-1998.-№ 1. А.Я. Баудер. Лексико-семантический аспект явления переходности в
системе частей речи II Переходность и синкретизм в языке и речи. - М., 1991.)

При переходе слов из одной ЧР в другую возникают синкретичные образования, совмещающие признаки единиц разных классов и отра­жающие ту стадию этого перехода, когда он окончательно еще не завершен и в ближайшее время, вероятно, не завершится. В предложении "Утром иду на работу" словоформа утром обладает признаками существительного и наре­чия; наличие определения усиливает субстантивные свойства (Ранним утром иду на работу), его отсутствие - наречные.

Подводя итог рассмотрению вопроса о классификациях частей речи в рус­ском языке, подчеркнем, что морфология как наука имеет определенные дос­тижения в этой области; сложная и несколько противоречивая традиционная система частей речи как программа описания грамматического строя в общем-то хорошо работает, вполне удовлетворяет практические потребности, позво­ляет поместить почти все имеющиеся в языке лексемы в подходящую рубри­ку. Это и определяет жизнеспособность традиционного учения о частях речи.

1.До М.В.Ломоносова оригинальных собственно русских классификаций частей речи не было. Например, М. Смотрицкий в своей «Грамматике» (1619г) скопировал эту систему с античных грамматик. М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» (1755г.) выделил 8 частей речи: имя, местоимение, глагол, наречие, причастие, предлог, союз и междометие.

Внутри имени он выделял существительные, прилагательные и числительные. При этом имя и глагол Ломоносов считал основными («необходимо нужными»), остальные – вспомогательными («служебными»).

А.Х. Востоков и Ф.И. Буслаев , следуя в общем ломоносовской традиции, выделили в самостоятельные части речи имена прилагательные (Востоков) и числительные (Буслаев).

В конце ХIХ века разгорелись споры о подходах к классификации частей речи (так называемых «основаниях» частей речи). В это время возникли две прямо противоположные традиции:

-семантическая , считавшая основанием выделение частей речи смысловую общность лексем и учитывавшая их синтаксическую функцию (эту традицию основал А.А. Потебня и развил его ученик Д.Н. Овсяников – Куликовский);

-морфологическая , ставившая в основания частей речи формы их словоизменения и состав морфологических категорий (эту традицию заложил Ф.Ф. Фортунатов , а развивала основанная им Московская грамматическая школа, которую еще называют фортунатовской, или формально – грамматической. Ученики и последователи Фортунатова – А.М. Пешковский, Д.Н. Ушанов, М.Н. Петерсон).

Уже в начале ХХ века стало ясно, что части речи нужно классифицировать с опорой и на семантику, и на морфологические характеристики лексем.

Так, А.А. Шахматов классифицировал части речи синтаксически, но с учётом морфологических признаков. Он разделил части речи на 3 разряда:

-знаменательные (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);

-незнаменательные (местоимения и числительные);

-служебные (союзы, предлоги, частицы, префиксы и связки).

Шахматов рассматривал наречия как связующее звено между тремя разрядами слов. Он выделил среди них особые предикативные наречия (типа «можно», «темно», «грустно»), отменив их особый статус.

Л.В. Щерба предложил интеграцию подходов к выделению частей речи. Он предложил учитывать одновременно морфологические, синтаксические и семантические признаки слов. Щерба определил морфологический статус предикативных наречий как особую часть речи; подчеркнул, что служебные слова не выполняют синтаксических ролей; заметил, что местоимения лишь формально могут быть названы самостоятельной частью речи, т.к. это очень ограниченная группа слов, заменяющих семантически существительные и прилагательные. Но целостной концепции и детального описания частей речи Л.В. Щерба не дал. Эта заслуга принадлежит академику Виноградову.

2.В.В. Виноградов исходил из следующего определения части речи как основной классифицирующей морфологической категории «частями речи называются лексико – грамматические классы слов, которые характеризуются единством обобщенного лексического значения, общностью грамматических категорий, типами слово- и формообразования, а также общностью синтаксических функций». То есть Виноградов чётко сформулировал те основания, о которых велась дискуссия с середины ХIХ века. Слова объединяются в одну часть речи по:

2)составу грамматических категорий;

3)моделям слово- и формообразования;

4)синтаксической функции – в единстве всех 4-х характеристик.

В школьных грамматиках и сложившейся после выхода в свет «Русского языка» В.В. Виноградова (1947г.) традиции эти характеристики сводятся к трем:

2)морфологические признаки;

3)синтаксическая роль.

Нужно отметить, что приведенные выше основания относятся лишь к частям речи, в которые В.В. Виноградов включал имена (существительные, прилагательные, числительные), глагол, наречие, пережитки местоимений и категорию состояния. То есть частей речи, по Виноградову – 7. Части речи он определял как «слова – названия», самостоятельно именующие понятия, обладающие системой морфологический категорий, имеющие систему форм, как правило морфемно членимые, имеющие самостоятельное фонетическое ударение, являющиеся членами предложения и могущие быть отдельными предложениями.

Виноградов считал систему частей речи подвижной: одни её компоненты исчезают, другие – нарождаются. В частности, местоимения он считал разрушающейся частью речи – «пережитком», составляющие которого вскоре распределяются между именами существительными, прилагательными и числительными. А слова категории состояния – новая, формирующаяся часть речи, пополняемая за счёт наречий, прилагательных и даже глаголов.

Частям речи Виноградов противопоставлял частицы речи . Они не обозначают понятий, а употребляются для выражения различного рода отношений и служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях, а также для связи простых предложений в составе сложных. К частицам речи он относил предлоги, союзы и частицы (внутри последних выделял связки). Частицы речи Виноградов определял как несамостоятельные (служебные) слова, не имеющие формоизменения, образующиеся от самостоятельных слов и не являющиеся (самостоятельно) членами предложения.

К системе частей и служащих им частиц речи, по Виноградову, примыкают ещё 2 класса слов: модальные слова и междометия.

Модальные слова выражают отношение говорящего к сказанному, действительности или способу сообщения о ней. Они не выполняют номинативной функции, не имеют формоизменения, происходят от слов – названий, в предложении выполняют роль вводных или усилительных слов.

Междометия также ничего не называют, они выражают чувства и волевые побуждения говорящего; не изменяются, членами предложения не являются. Часто сопровождаются мимикой, жестами, особой интонацией. Виноградов сюда включал и звукоподражание.

Таким образом, незнаменательные группы слов (частицы речи, междометия, модальные слова) выделяются на основании двух критериев:

2)функциональное назначение в речи.

Опираясь на концепцию В.В. Виноградова, мы будем выделять следующие части речи:

    Самостоятельные

1)имя существительное,

2)имя прилагательное,

3)местоимение,

4)имя числительное,

5)глагол (в совокупности с атрибутивными формами),

    Служебные

8)предлог,

10)частица.

К частям речи примыкают модальные слова, междометия и звукоподражания.

Такая десятичленная система стала традиционной для вуза и школы. Однако необходимо отметить, что в ней много спорных моментов, которых мы будем касаться, разбирая отдельные части речи. Это и статус причастий и деепричастий; объем местоимений и имён числительных.

Между в целом устойчивыми частями речи существуют переходные и синкретические явления (результаты словообразовательного перехода; союзные слова; результаты синтаксических влияний), на которые мы также постараемся обратить внимание.

· Классификация лексем и словоформ

Наиболее общие и необходимые в грамматике каждого языка категории – это части речи.

Проблема сущности частей речи, проблема принципов их выделения, их классификации в различных языках мира – одна из сложных и актуальных в современном языкознании.

Одни ученые полагают, что части речи – это лексические группы слов и их классификация должна строиться на понятийно-предметных основаниях.

Другие считают частями речи грамматические классы слов, которые выделяются на основе учета морфологических и синтаксических свойств слов.

Другая группа ученых считает, что части речи – это функционально-семантические классы слов, при классификации следует учитывать общую семантику слов.

В современном языкознании наиболее принятым является комплексный подход к выделению и описанию частей речи, при этом выделяют несколько признаков, принципов классификации.

1. Одним из принципов классификации является возможность или невозможность функционирования словоформ в качестве члена предложения.

Те словоформы, которые являются или могут являться членами предложения, называются самостоятельными словами, полнозначными, или знаменательными словами. (Можно сказать, что это самостоятельные части речи).

К знаменательным словам (частям речи) относятся 7 разрядов:

1. имена существительные,

2. имена прилагательные,

3. имена числительные,

4. местоимения,

5. глаголы:

Причастия,

Деепричастия,

6. наречия,

Кроме того, что они являются членами предложения, имеют ряд важнейших особенностей:

1) отражают в себе различные явления объективной действительности (предметы и их качества, процессы, состояния и т.д.): дом, красивый, бежишь, весело;

2) обладают номинативной (назывной) функцией. Могут функционировать в качестве предложения.

Словоформы, которые не являются членами предложения, относятся к служебным словам (или частям речи). К служебным словами (или частям речи) относятся:

– предлоги,

– частицы.

Кроме того, что они не являются членами предложения, они не имеют самостоятельной номинативной функции и выполняют лишь служебную речь (как бы «обслуживают» самостоятельные слова, удовлетворяя их грамматические потребности. Функционировать в качестве предложения не могут). Эта особенность была подчеркнута в исследованиях А.А. Потебни и Л.В. Щербы.

В особые группы выделяются модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.

Модальные слова служат для выражения говорящим оценки своего высказывания в целом или отдельных его частей с точки зрения их отношения к объективной реальности (действительно, безусловно, несомненно, конечно, бесспорно, очевидно, разумеется и др.).



Не включаются в разряд модальных слов:

1) вводные слова, выражающие эмоциональное отношение к фактам действительности (к счастью, к удивлению, к сожалению, к несчастью, к удивлению и др.);

2) слова со значением уточнения, пояснения, ограничения (в частности, впрочем, кстати и др.);

3) слова, указывающие на связь мыслей порядок их изложения, способ оформления, близкие по функции к союзам (во-первых, наконец, напротив, значит и др.).

Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы!) и волеизъявлений (вон! стоп!).

Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков (кря-кря, ку-ку, му-у).

Семантический признак части речи – это ее общее, категориальное значение. Так, имена существительные имеют категориальное значение предметности, которое распространяется и на семантику существительных, обозначающих качество – краснота, белизна, действие – бег, хождение, состояние – задумчивость, успокоение. Семантика этих и подобных существительных абстрактное значение предметности. Глагол имеет категориальное значение действия или состояния, имя прилагательное – качества или признака предмета, наречие – признака действия или состояния.

При этом возникают определенные трудности: куда отнести слова типа булочная, суточные.

Синтаксический признак части речи – это ее обычная, первичная синтаксическая функция.



По синтаксическому признаку к одной части речи относят слова, способные стоять в предложении в одинаковых синтаксических позициях или выполнять одинаковые синтаксические функции. При этом учитывается не только набор синтаксических позиций и функций, но и характерность каждой из них для данной части речи. По степени характерности синтаксические функции делят на первичные и вторичные. Так, первичная синтаксическая функция существительного как части речи – выступать в роли подлежащего и дополнения. Первичная функция глагола – быть сказуемым, прилагательного – определением, наречия – обстоятельством.

Синтаксические функции частей речи подвижны: в русском языке глагол выступает сказуемым, но не всякое сказуемое – глагол; существительное может быть подлежащим, но не всегда и не всякое подлежащее – существительное.

Морфологический признак части речи – это система ее морфологических категорий и морфологических разрядов.

Так, существительные русского языка имеют морфологические категории рода, числа, падежа, а также морфологические разряды собственных и нарицательных, собирательных и вещественных существительных и некоторые другие. Русский глагол имеет морфологические категории вида, залога, времени, лица, наклонения и т.д., а также – разряды личных и безличных глаголов, возвратных глаголов. Морфологические признаки одной части речи могут проявляться в той или иной степени и в другой части речи.

Например, заимствование слов в русском языке породило группу несклоняемых существительных (кофе, пальто, шоссе), хотя несклоняемость – признак в первую очередь наречия.

Переход группы прилагательных в существительные (портной, столовая, ванная, гостиная) породил среди существительных особую группу слов, которая не обнаруживает при словоизменении и словообразовании тех формальных признаков, которые свойственны существительным.

По морфологическому признаку в русском языке выделяются слова неизменяемые, например, наречия, и изменяемые, например, существительные и глаголы, имеющие систему форм словоизменения.

Морфологические признаки при выделении частей речи не являются универсальными, они значимы только для флективных и агглютинативных языков.

В языках с богатой морфемикой выделяют словообразовательный признак части речи – набор ее словообразовательных моделей и словообразовательных средств, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи. Так, для глагола как части речи русского языка типично внутриглагольное префиксальное словообразование, для имени существительного – внутрисубстантивное суффиксальное словообразование. Глаголы в русском языке выделяют основы для образования отглагольных имен существительных.

Трудность классификации состоит в том, что одно и то же слово приходится рассматривать то как явление морфологическое (имя существительное, глагол, наречие и т.д.), то как явление синтаксическое (подлежащее, сказуемое, дополнение и др.).

Например, в предложении Берёзы вновь зазеленели каждое слово мы можем обозначить морфологическими терминами «существительное», «глагол», «наречие», но те же слова мы можем обозначить и синтаксическими терминами – «подлежащее», «сказуемое», «обстоятельство». Значит, в одном и том же слове могут существовать и морфологические и синтаксические (естественно, и семантические) признаки.

· Части речи разных языков

Структурное своеобразие каждого языка привело к тому, что система частей речи каждого языка должна быть своеобразна. Поэтому при описании частей речи отдельных языков начинают вводиться новые термины, чтобы обозначить и выделить это «своеобразие».

Наличие нескольких допустимых признаков выделения частей речи привело к тому, что в перечне частей речи одного языка в один и тот же исторический период устанавливалось различное количество частей речи. Например, для русского языка А.А. Шахматов устанавливал 14 частей речи, Д.Н. Кудрявский – 4 части речи, а в «Академической грамматике русского языка» пишут о восьми частях речи.

В современном арабском языке одни ученые выделяют три части речи (имя, глагол, частица), другие – шесть частей речи (существительные, прилагательные, местоимения, числительные, глагол, частица), другие – одиннадцать частей речи (существительное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлоги, союзы, частицы, модальные слова и междометия.

Например, в китайском языке М. Цзяньчжун устанавливает пять частей речи у знаменательных слов. Он пишет: «Все знаменательные слова, которые обозначают явления и предметы, мы называем существительными». «Все знаменательные слова, посредством которых мы указываем на имена, мы называем местоимениями». «Все знаменательные слова, которые рассказывают о движении явлений и предметов, мы называем глаголами». «Все знаменательные слова, которые передают внешние формы явлений и предметов, мы называем прилагательными». «Все знаменательные слова, которые характеризуют глаголы и прилагательные, мы называем наречиями» (цит. по 146, 11).

А.А. Драгунов выделяет в китайском языке две группы, имя и предикат. Среди них ведущими являются соответственно существительное и глагол.

Количество примеров и по китайскому языку, и по другим языкам можно было бы увеличить, но картина ясна.

В современном языкознании вопрос о принципах установления частей речи до сих пор остается актуальным.

Таким образом, задача установления частей речи в разных языках сводится к следующему: 1) к современной оценке сложившихся ранее критериев определения частей речи и к выяснению вопросов о степени их применимости; 2) к рассмотрению таких критериев выделения частей речи, которые были бы пригодны для всех известных современной науке языков, т.е. были бы универсальны.

Как свидетельствуют исследования частей речи в самых различных, родственных и неродственных, языках, части речи в языках различных типов выступают как наиболее общие и универсальные явления в грамматической системе языков. Нельзя назвать ни одного языка, в котором не было бы, например, существительного или глагола. Наличие частей речи – это универсальное явление. Универсальная система частей речи следующая:

1. Части речи всегда образуют систему, т.е. их общеграмматические значения находятся в определенном соотношении и противопоставлении друг другу.

2. Система частей речи, как и другие языковые явления, в основе своей двучленна, поэтому состоит минимум из двух взаимосвязанных и взаимопротивопоставленных компонентов.

3. Система частей речи исторична. Она возникла и развивалась с развитием человеческого сознания, органически связана с человеческим мышлением и служит одним из важнейших языковых средств формирования и выражения мыслей.

4. Основной частью речи во всех известных науке языках является существительное. В основе его лежит значение грамматической предметности, которое проявляется: 1) в лексическом значении слова, 2) в формах словосочетания, З) в его словообразовательных возможностях и 4) в синтаксических функциях. Любой предмет и любое явление окружающего нас мира человек может выразить предметно, и всегда это представление является словом, имеющим общеграмматическое значение предметности, т. е. существительным.

5. Словам со значением предметности, т.е. существительным, противопоставляются слова-признаки (глагол, прилагательное) и слова – признаки этих признаков (наречие). Слова-признаки делятся на слова-признаки статические (прилагательное) и слова-признаки динамические (глагол).

Такова универсальная система частей речи.

Таким образом, любой из принципов, критериев классификации словоформ (лексем) не приводит к той системе частей речи, которая традиционно существует в том или ином языке. Обычно выделяемые части речи – это результат целого ряда компромиссов между синтаксическим, семантическим и морфологическим принципами классификации.

Компромиссный характер решений, принимаемых по вопросу о частях речи, приводит к тому, что проблема частей речи относится к числу «вечных» проблем в грамматике.

В различных пособиях можно найти такое определение:

Части речи – это основные лексико-грамматические разряды (группы, классы), по которым распределяются слова языка исходя из принципов: 1) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и др.), 2) морфологического (морфологические категории слов) и 3) синтаксического (синтаксические функции слова).

Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов – морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д.. Однако «каждый человек должен точно, кратко и красочно выражать свои мысли». «Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная», безграмотная «профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом».

Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить ее задачи, а также определить, что является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое местоимение, каково значение этой части речи, какие существуют лексико-семантические разряды местоимений, каковы морфологические нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нарушения. В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?

В словаре иностранных слов эти термины переводятся с латинского, на который в свою очередь были переведены с греческого.

    Морфология (греч. morphe - ‘форма’, logos - ‘слово, понятие, учение’). Грамма (греч. gramma – письменный знак, черта, линия).

Грамматика – раздел языкознания, изучающий строй слова и в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса. Одним из определений понятия морфологии является следующее: «Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения» (7, 67). Другое определение гласит, что морфология «является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами» Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология – это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении. К задачам морфологии относят следующие: 1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка; 2) установление принципов грамматической классификации слов; 3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов; 4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения. Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка. Исторические корни морфологии уходят во времена М. В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей «Российской грамматике» (1756) М. В. Ломоносов выделял «осмь частей знаменательных: 1) имя для называния вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названия деяний, 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение, 5) наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям, 7) союз для изображения взаимности наших понятий, 8) междометие для краткого выявления движения духа» (2, 149). Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: , местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение - существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными (мой, твой, свой, чей, который, и т. д.) Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. «Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование» (6, 18). При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, «вариативностью норм в области морфологии» (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.