Степан супрун: украинец, первый дважды герой ссср во второй мировой войне. Биография Самолет над отцовской хатой

Степан Павлович Супрун (20 июля (2 августа) 1907 - 4 июля 1941) - советский лётчик-испытатель, военный лётчик-истребитель. Депутат Верховного Совета СССР.

Близкий друг Валерия Чкалова. Проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Supermarine Spitfire, 2PA-L. Первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне (второй раз - посмертно).

Биография

  • 1913 - вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
  • 1922 - по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
  • 1925 - вместе с семьёй вернулся в СССР.
  • 1929 - вступил в ряды РККА.
  • 1930 - член ВКП(б), окончил школу младших авиационных специалистов.
  • 1931 - окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске).
  • 1933 - начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • 1937 - исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • 1937 - избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • 1937-1938 - в составе делегации посетил США.
  • Июнь 1939 - январь 1940 - участвовал в национально-освободительной войне в Китае, на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • 1940 - в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.
  • 1941 - с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3. Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня 1941 - записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:

История гибели

Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

  • Согласно первоначальной версии, 4 июля 1941, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.
Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200. Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы.
  • Из донесений 23-й авиадивизии, в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:
4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было.
2017-07-07T22:27:50+00:00

Супрун Степан Павлович (1907-1941).

Лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (20.05.1940 г., 22.07.1941 г. — посмертно), подполковник.

Родился 2 августа 1907 года в селе Речки (ныне Белопольский район, Сумской области).
В 1913 году вместе с семьёй эмигрирует в Канаду, где живёт в Виннипеге.
В 1922 году по совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.
В 1925 году вместе с семьёй вернулся в СССР.
В 1929 году вступил в ряды РККА.
В 1930 году окончил школу младших авиационных специалистов.
Член ВКП(б) с 1930 года.
В 1931 году окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске).
С 1933 года — лётчик-испытатель НИИ ВВС РККА. Участвовал в испытаниях «Звена Вахмистрова» . Испытывал варианты И-16 , самолеты Северский 2PA-L (1938 г.), Ме-109 ЮМО-210 (1938 г.) и др.
В 1935-1939 годах он участвовал в первомайских воздушных парадах над Красной площадью, демонстрировал высший пилотаж на Тушинском аэродроме — как одиночный, так и в составе «красной пятерки» .
После гибели Чкалова , Супрун добился разрешения испытывать самолет И-180-2 , а 1 мая 1939 года продемонстрировал И-180 на воздушном параде над Москвой. Проверяя И-180 «на живучесть», летчик крутил на нем высший пилотаж. Полет — посадка, полет — посадка. И вот при очередной посадке подломилось шасси. Самолет на большой скорости скапотировал. Супруна извлекли из под обломков истребителя, он был без сознания.
Когда Супрун появился после госпиталя на аэродроме ему передали вызов из Кремля. Там ему предложили поехать с добровольцами в Китай, где разгорался конфликт с Японией.
В 1936 году награждён орденом Ленина за испытания и овладение новой техникой.
В 1937 году исключён из партии в связи с делом Гамарника, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
В 1937 году избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
В 1937-1938 годах в составе делегации посетил США.
В июне 1939 года Степан Супрун отправился в Китай. Его группе было доверено защищать небо над городом Чунцин. Она состояла из двух подразделений. Одно летало на И-15 под командованием К.Коккинаки и предназначалось для борьбы с бомбардировщиками, а другое на И-16 для борьбы с истребителями противника. Успешные боевые действия раскрыли талант Супруна не только как боевого летчика, а также как и командира. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
В январе 1940 года, вызванный институтом, Супрун, единственный из группы, вылетел в Москву для проведения испытаний новых истребителей.
В 1940 году в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию. Во время пребывания облетал самолеты Bf.109, Heinkel Не.100.

В мае 1940 года (до июня 1941 г.) он участвовал в испытаниях истребителя ИС-1 В.В.Шевченко и В.В.Никитина.
С 15 по 27 июня 1940 года Степан Павлович вместе со Стефановским провел в НИИ ВВС государственные испытания И-301 (ЛаГГ-1) .
25 мая 1940 года Супрун выполнил 2 полета на истребителе И-200 № 01 (МиГ-1) .
В июле 1940 проводил госиспытания И-153 с герметической кабиной конструкции инженера Щербакова.

С началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3 . Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.

Вылет 4 июля 1941 года оказался для Супруна последним. В паре ст. л-том Остаповым, Степан Павлович ушел на разведку. Остапов заметил в небе вражеский Фокке-Вульф-200 «Кондор», атаковал его, но был сбит огнем противника. Он вернулся в полк через двое суток. Подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, вскоре в облаках обнаружил второй «Кондор». Не заметив сопровождающих бомбардировщик истребителей, Степан Павлович бросился в атаку. Во время выхода из нее пуля немецкого стрелка попала Супруну в грудь. (По утверждениям экспертов, с истребителя он такого ранения получить не мог) Из облаков вывалилась четверка «мессеров». Будучи уже раненым Степан Павлович не вышел из боя и с первой же атаки сбил «мессершмитт». Уже теряя сознание от потери крови, Супрун пропустил атаку немецкого истребителя. Огонь последнего оказался точным. МиГ загорелся. Напрягая последние силы, пытаясь спасти себя и машину, Супрун сумел посадить самолет на поляне возле леса…

Местные жители видели как три «мессершмитта», окружив горящий МиГ, шли за ним как на параде. Наш самолет приземлился на опушке леса. Казалось, что советский летчик выскочит из кабины горящей машины, но самолет вдруг весь вспыхнул, в нем что-то взорвалось. Один из «мессеров» снизившись, еще раз обстрелял горящий МиГ. (Следы пулевых вмятин на бронеспинке, найденной на месте посадки Супруна, говорят, что этой очередью немцу не удалось поразить тело советского летчика). Местные жители успели захоронить летчика до подхода немцев. Выкопав неглубокую яму, застелив ее листами обшивки самолета, местные жители осторожно положили тело пилота на дно, покрыли его жестью, забросали землей и дерном.

22 июля 1941 года Степану Павловичу Супруну посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

Только в июле 1960 года его останки были найдены у деревни Монастыри в районе г. Толочин Витебской обл. С большими почестями они были перезахоронены в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды:
-орден Ленина (1936 г.);
-за отличный пилотаж премирован легковой автомашиной «М-1» (1936 г.);
-за мужество и героизм, проявленные в боях, майору Супруну присвоено звание Герой Советского Союза, с вручением «Золотой Звезды» и ордена Ленина (1940 г.);
-вторая медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (посмертно, 1941 г.).

С.П.Супрун. 1936 г.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР (1938-1950).
Сайт «Герои Страны». Супрун Степан Павлович.
Энциклопедия испытателей (http://www.testpilot.ru).

2. 8. 1907 - 4. 7. 1941

Супрун Степан Павлович лётчик-истребитель; первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Родился 20 июля (2 августа) 1907 года в селе Речки ныне Белопольского района Сумской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б) с 1930 года. В 1913 году вместе с семьёй эмигрировал в Канаду. Окончил неполную среднюю школу в Виннипеге. В 1922 году вместе с братом Фёдором вступил в Лигу молодых коммунистов. В 1924 году семья Супруна вернулась в СССР. Жил на Алтае, затем в Алма-Ате. Осенью 1925 года семья вернулась на Украину в Белополье. Степан пошёл в ученики к кустарю-каретнику. Затем работал столяром в Сумах. В 1928 году устроился на Сумской машиностроительный завод. Будучи пионервожатым, едва не утонул в реке, спасая двух пионеров.

В РККА в 1929 года. В 1930 году окончил школу младших авиационных специалистов в Смоленске, в 1931 году - военную авиационную школу пилотов. Служил в Бобруйске и Брянске, был командиром звена. С 1933 года работал в НИИ ВВС. В ноябре 1937 года избран депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва от Севастопольского округа.

С мая 1939 года воевал в Китае. Командовал группой истребителей, которая прикрывала важные объекты от налётов японской авиации. В воздушных боях сбил 6 самолётов противника.

20 мая 1940 года за мужество и героизм, проявленные в боях майору Супруну С.П. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 461).

После возвращения из Китая в январе 1940 года вновь работал в НИИ ВВС. Испытывал новые истребители И-21, И-26 (Як-1), МиГ-1, ЛаГГ-1. Всего освоил 140 типов самолётов. В марте 1940 года был членом советской комиссии под председательством И.Ф. Тевосяна, посетившей авиастроительные фирмы Германии. Встречался с Э. Хейнкелем и В. Мессершмиттом.

С началом Великой Отечественной войны подполковник Супрун сформировал из лётчиков-испытателей 401-й истребительный авиационный полк особого назначения. Вечером 30 июня полк вылетел на фронт и вошёл в состав 23-й смешанной авиационной дивизии (Западный фронт).

В первом же бою 1 июля в районе деревни Зубово Супрун сбил вражеский самолёт-разведчик. Вечером вылетел во второй раз и сбил ещё один разведчик. 2 и 3 июля лётчики полка под его командованием сбили 8 самолётов противника, нанесли штурмовой удар по переправе через Березину и по вражескому аэродрому, на котором сожгли 17 самолётов, склады с горючим и боеприпасами.

Утром 4 июля 1941 года Супрун летал на разведку. Затем дважды во главе группы сопровождал бомбардировщики. В 13.00 вылетел на МиГ-3 (бортовой №13) в паре с лейтенантом Остаповым на разведку (это был четвёртый за день боевой вылет). Остапов заметил вражеский бомбардировщик и погнался за ним, но сам был сбит. Оставшись один, Супрун в районе города Толочин Витебской области вступил в бой с 6 истребителями противника. В этом бою сбил Me-109, но и сам был сбит. Посадил горящий самолёт на поляне у опушки леса возле посёлка Крупки, но из кабины выбраться не успел. Раздался взрыв и Супрун погиб.

22 июля 1941 года он посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда», став первым в Великой Отечественной войне дважды Героем Советского Союза.

Награждён 2 орденами Ленина, китайским орденом.

В 1960 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Бронзовый бюст установлен в городе Сумы. В селе Речки установлена стела, в городе Белополье - барельеф. На здании Сумского машиностроительного научно-производственного объединения установлена мемориальная доска. В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в Москве, Сумах, городе Борисов (Витебская область, Белоруссия), посёлке Чкаловский (Московская область) и селе Речки. В городе Сумы, в начале улицы имени Героев Сталинграда, создана аллея Славы, где представлены портреты 39 Героев Советского Союза, чья судьба связана с городом Сумы и Сумским районом, среди которых и портрет дважды Героя Советского Союза С.П. Супруна.

Буккер Игорь 13.08.2012 в 18:30

Это история о первом дважды Герое Советского Союза, который не пробыл на Великой Отечественной войне и месяца. Степан Павлович Супрун - выдающийся летчик-испытатель и военный летчик-истребитель, чья смелость граничила с безрассудством, близкий друг знаменитых советских асов Валерия Чкалова и Александра Покрышкина, - погиб в начале июля 1941-го.

Родился Степан Супрун 2 августа 1907 года в селе Речки, ныне Белопольского района Сумской области, в семье крестьянина Павла Михайловича и его жены Прасковьи Осиповны. В начале прошлого века большое количество украинцев в поисках лучшей доли осели в Новом Свете. В 1910 году, стремясь избежать наказания за участие в забастовке, в Канаду эмигрировал слесарь-механик по паровым плугам Павел Михайлович Супрун, а спустя три года сюда перебралась и его жена с двумя ребятишками. В канадском Виннипеге Степан успел окончить семь классов средней школы.

Подростком вместе с братом Федором, по совету отца, вступил в Лигу молодых коммунистов. А уже в 1924 году при помощи Коминтерна семья вернулась в СССР и обосновалась сначала на Алтае, куда с Украины переехал его дед, а затем - в Средней Азии, в разрушенной после землетрясения Алма-Ате. На следующий год, осенью, семья снова оказалась на своей исторической родине. Степа подался в ученики кустаря-каретника Голомудьки. Проработав в мастерской нэпмана одиннадцать месяцев, парень переехал в Сумы. Здесь 19-летнему комсомольцу помогли устроиться столяром в комборбез - комитет по борьбе с безработицей.

В 1927 году его отцу Павлу Михайловичу Супруну на Сумском машиностроительном заводе, как отличному специалисту и коммунисту-общественнику, выделили двухкомнатную квартиру, а позже избрали секретарем Сумского облисполкома. В 1928 году Степан приступил к работе на машиностроительном заводе.

Призванный в ряды РККА в 1929 году, уже на следующий год будущий летчик-ас окончил школу младших авиационных специалистов в Смоленске, а еще годом позже - военную авиационную школу пилотов. В официальной биографии героя говорится, что с 1931 года Степан Супрун - летчик - испытатель. В 1933 году его рекомендовали в Научно-испытательный институт Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Участвовал в испытаниях "этажерки Вахмистрова" и различных типов самолетов на "перевернутый" штопор.

В приснопамятном 1937 году Степан Супрун чуть было не попал под молот сталинских репрессий - был исключен из партии в связи с делом Гамарника, который застрелился накануне неминуемого ареста по делу Тухачевского. Супруну могли припомнить его пребывание за границей да и исключение из рядов ВКП(б) не вселяло оптимизма, однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, в течение двух дней его восстановили в партии. В ноябре 1937 года Супруна избирают депутатом Верховного Совета СССР первого созыва от Севастопольского округа.

Когда разбился его друг Валерий Чкалов, Степан написал письмо наркому Ворошилову: "К XVIII съезду нашей партии выходит второй экземпляр самолета И-180, на котором погиб лучший летчик нашей Родины Валерий Чкалов. На первом экземпляре этого самолета должны были проводить испытания: Чкалов - заводские и я - государственные. Сейчас же люди боятся доверить мне провести испытания и первым вылететь на этом самолете только лишь потому, что я депутат Верховного Совета Союза ССР. Тов. народный комиссар! Мне сейчас стало исключительно тяжело работать - все начальство в целях страховки... всяческими способами старается меня оттеснить в сторону, лишь бы я только не летал. Все это в корне неверно и крайне мне обидно. По-моему, Вы лично знаете, как я летаю на скоростном самолете - за десять лет летной работы я не имел ни одной аварии, не разбил ни одного самолета... ".

После участия в национально-освободительной войне в Китае (июнь 1939 - январь 1940 гг.), во время которой Супрун на И-16 лично сбил шесть японских самолетов, а летчики его группы сбили 34 вражеских самолета, уничтожили более 20 самолетов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле, потеряв при этом пять своих машин, Степан Павлович в составе комиссии по закупке авиатехники побывал в Германии. Там ему удалось полетать на разных типах самолетов, с которыми вскоре придется столкнуться в воздушных боях. 20 мая 1940 года за героизм и мужество, проявленные в боях, майор С.П. Супрун был удостоен звания Героя Советского Союза.

В первых числах июля 1941 года на Западном фронте сформирован 401-й полк особого назначения, командиром которого назначают подполковника Супруна. На фюзеляже МиГа-3 Степана Павловича было нарисовано число 13, но офицер демонстрировал свое презрение к суевериям. Из 150 исправных самолетов Западного фронта 52 составляли истребители. Командование фронтом приняло решение имеющейся авиацией нанести удар по двум группировкам танковых войск Гудериана. В первый день своего прибытия на фронт Степан Супрун лично уничтожил два самолета-разведчика люфтваффе. Всего эскадрилья Супруна первого июля 1941 года сумела сбить четыре "мессершмитта".

"По воспоминаниям командира первой эскадрильи В. И. Хомякова , - сообщает в своей книге В. Фадеев, - в четыре дня боев было два случая, когда Степан Павлович Супрун в одиночку вел бой с шестью и четырьмя немецкими истребителями. Первый раз 15 МиГов шло сопровождать три девятки двухмоторных бомбардировщиков СБ, Степан Павлович, уйдя вперед, попал в окружение шести Ме-109. Второй раз, также вылетев на сопровождение бомбардировщиков, Супрун оказался среди четверки "мессершмиттов". Уверенность Супруна в своем мастерстве и новом советском самолете МиГ-3 казалась кое-кому чрезмерной. Он лично летал в разведку, каждый раз подымался со своими летчиками в небо, ведя их на сопровождение бомбардировщиков или в схватку с фашистскими истребителями ".

Четвертого июля 1941 года, после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, принял решение продолжать полет. В разрыве облаков показался немецкий бомбардировщик Focke-Wulf Fw 200 "Condor" .

Версия гибели подполковника изложена в книге В.Фадеева: "Не разглядев из-за налетающих клочьев облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели "мессершмитты". Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджег один немецкий самолет. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолет к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы. Сопровождавшие горящий самолет три "мессера", убедившись, что он объят пламенем, взмыли вверх. Но фашист, который шел сзади МиГа, дал еще очередь в затылок Супруну. Бронеспинка, найденная на месте посадки Супруна, хранится в музее города Сумы. Следы пулевых вмятин говорят, что этой очередью немцу не удалось прошить тело Степана ".

22 июля 1941 года командиру полка С. П. Супруну посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

По совету отца вступает в Лигу молодых коммунистов.

  • - вместе с семьёй вернулся в СССР .
  • - вступил в ряды РККА .
  • - член ВКП(б) , окончил школу младших авиационных специалистов.
  • - окончил школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске) .
  • - начинает службу лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА.
  • - исключён из партии в связи с делом Гамарника , однако, благодаря положительной характеристике сослуживцев, восстановлен (в течение двух дней).
  • - избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Севастопольского округа.
  • - - в составе делегации посетил США.
  • Июнь - январь - участвовал в национально-освободительной войне в Китае , на И-16 лично сбил 6 японских самолётов. Лётчики его группы сбили 34 вражеских самолёта, уничтожили более 20 самолётов и два больших склада горючего и боеприпасов на земле. Свои потери составили 5 самолётов.
  • - в составе комиссии по закупке авиатехники выезжает в Германию . Во время пребывания облетал самолеты Bf.109 , Heinkel Не.100 .
  • - с началом Великой Отечественной войны приступил к формированию полка особого назначения, состоящего из лётчиков-испытателей. Командовал 401-м истребительным авиационным полком особого назначения , вооружённым самолётами МиГ-3 . Воевал в составе 23-й смешанной авиадивизии.
  • 30 июня - записка лётчика-испытателя, командира авиационного полка истребителей С. П. Супруна:
  • История гибели

    Существуют несколько версий относительно гибели подполковника Супруна.

    • Согласно первоначальной версии, 4 июля , после того как немецкими истребителями был сбит его напарник старший лейтенант Остапов, подполковник Супрун, оставшись в одиночестве, погиб в бою.

    Супрун в разрыве облаков встретил немецкий бомбардировщик FW-200 . Не разглядев из-за облаков сопровождающих истребителей, Супрун кинулся в атаку, сделал разворот влево, открыл свою грудь и был ранен пулей стрелка. С истребителя такого ранения он получить не мог! Тут же подоспели «мессершмитты». Фашисты сразу почувствовали, что имеют дело с советским асом. МиГ атаковал и поджёг один немецкий самолёт. Но тут и МиГ загорелся от вражеского снаряда. Напрягая силы и волю, Супрун повел свой самолёт к поляне у леса и сумел посадить его, однако в последний момент взорвались баки с остатками горючего и боеприпасы .

    • Из донесений 23-й авиадивизии , в состав которой входил полк Супруна, о гибели Степана Павловича. Помощник начальника штаба капитан Андреев сообщил:

    4 июля 1941 года подполковник Супрун в 13 часов вылетел во главе десяти самолётов МиГ-3 с задачей сопровождать СБ для бомбометания в районе Борисова. Супрун шёл впереди. На обратном пути после разведки его в строю не было .

    • Существует и другая версия гибели лётчика. А. Н. Медведь, Д. Б. Хазанов, в своей книге «Истребитель „МиГ-3“ » упоминают об отчёте, который был составлен начальником штаба 401-го иап Морозовым и подписанный командиром 23-й сад полковником В. Е. Нестерцевым:

    При возвращении группы бомбардировщиков, сопровождаемых МиГ-3, десятым шёл подполковник Супрун. Отделившись от группы, желая провести разведку по дороге Борисов - Орша, он снизился до малой высоты и, по-видимому, был сбит огнём с земли. В районе Толочина были найдены сгоревший самолёт и труп лётчика. В обломках найдена Золотая Звезда