Какой метод позволяет изучать строение молекул полисахаридов. Биология как наука. Методы научного познания. Вопросы для повторения

1. Какой из перечисленных ниже процессов характерен только для животных?

1) образование органических веществ из неорганических на свету

2) восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы

3) поступление веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности

4) поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания

2. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?

1) обмен веществ

2) раздражимость

3) размножение

4) изменчивость

3.Укажите признак, характерный только для царства животных.

1) дышат, питаются, размножаются

2) состоят из разнообразных тканей

3) обладают раздражимостью

4) имеют нервную ткань

4. Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл

1) вирусы

2) простейших

3) бактерии

5.Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

1) генетика

2) физиология

3) морфология

4) эмбриология

6.Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука

1) физиология растений

2) экология растений

3) палеонтология

4) селекция

7. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

1) морфология

2) систематика

3) экология

4) физиология

8.Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод

1) биохимический

2) электронной микроскопии

3) цитогенетический

4) световой микроскопии

9.Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют

1) воспроизведением

2) эволюцией

3) раздражимостью

4) нормой реакции

10. Генеалогический метод использует наука

1) морфология

2) биохимия

3) генетика

4) эмбриология

11.Изучение сортового и видового разнообразия растений – задача науки

1) палеонтологии

2) биогеографии

3) экологии

4) селекции

12.Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) клеточный

2) популяционно-видовой

3) биогеоценотический

4) биосферный

13.Обмен веществ характерен для

1) тел неживой природы

2) бактериофагов

3) вирусов гриппа

4) водорослей

14. На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?

1) биосферном

2) экосистемном

3) популяционном

4) организменном

15.Наука, классифицирующая организмы на основе их родства, –

1) экология

2) систематика

3) морфология

4) палеонтология

16.Высшим уровнем организации жизни является


1) организм

2) экосистема

3) биосфера

4) популяция

17. Генные мутации происходят на уровне организации живого

1) организменном

2) популяционном

3) видовом

4) молекулярном

18.Получением высокоурожайных полиплоидных растений занимается наука

1) селекция

2) генетика

3) физиология

4) ботаника

19.Выведением новых высокопродуктивных штаммов микроорганизмов занимается наука

1) генетика

2) биохимия

3) цитология

4) селекция

20. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?

1) генная инженерия

2) микроскопирование

3) цитогенетический анализ

4) культуры клеток и тканей

5) центрифугирование

6) гибридизация

21. Методы выведения новых пород животных разрабатывает наука

1) генетика

2) микробиология

3) селекция

4) физиология животных

22. Генетика имеет большое значение для медицины, так как она

1) устанавливает причины наследственных заболеваний

2) создает лекарства для лечения больных

3) ведет борьбу с эпидемиями

4) защищает окружающую среду от загрязнения мутагенами

23. Главный признак живого –

1) движение

2) увеличение массы

3) обмен веществ

4) преобразование веществ

24. Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод

1) светового микроскопирования

2) электронного микроскопирования

3) центрифугирования

4) культуры тканей

25.Процессы экологического и географического видообразования исследует наука

1) генетика

2) селекция

3) об эволюции

4) систематика

26. Изучением влияния загрязнений на окружающую среду занимается наука

1) физиология

2) экология

3) биогеография

4) селекция

27. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?

1. единство химического состава (С, Н.О, N – 98 %, образуют белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты

2. клеточный принцип организации (клетка – структурная и функциональная единица живого. Исключение составляют вирусы, не имеющие клеточного строения, но не способные к размножению вне клетки)

3. энергозависимость

4.открытость

5. обмен веществ (дыхание, питание, выделение)

6. раздражимость (таксисы у простейших, тропизмы и настии у растений, рефлексы у животных)

7. саморегуляция

8. наследственность (способность передавать признаки от предков к потомкам)

9. изменчивость (способность приобретать новые признаки)

10. Рост (количественные изменения)

11. развитие (качественные изменения). Онтогенез – индивидуальное развитие. Филогенез – историческое развитие

12. ритмичность (фотопериодизм)

13. дискретность (способность состоять из отдельных частей, взаимосвязанных друг с другом и формирующих единое целое)

28. В цитологии используют метод

1) гибридологического анализа

2) искусственного отбора

3) электронной микроскопии

4) близнецовый

29.Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы

1) организменный

2) биоценотический

3) биосферный

4) популяционно-видовой

30. Эмбриология – наука, которая изучает

1) ископаемые остатки организмов

2) причины мутаций

3) законы наследственности

4) зародышевое развитие организмов

31. Какая наука изучает строение и функции клеток организмов разных царств живой природы?

1) экология

2) генетика

3) селекция

4) цитология

31.Основная задача систематики – изучение

1) этапов исторического развития организмов

2) отношений организмов и окружающей среды

3) приспособленности организмов к условиям обитания

4) организмов и объединение их в группы на основе родства

33.На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?

1) клеточном

2) организменном

3) популяционно-видовом

4) биосферном

34.Увеличение массы и размеров тела в онтогенезе человека –

1) размножение

2) развитие

3) рост

4) эволюция

35.Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно

1) уменьшение веса

2) перемещение в пространстве

3) дыхание

4) растворение веществ в воде

36. Для выявления изменений, происходящих в живой клетке в процессе митоза, используется метод

1) микроскопии

2) пересадки генов

3) конструирования генов

4) центрифугирования

37. Ископаемые остатки организмов изучает наука

1) биогеография

2) эмбриология

3) сравнительная анатомия

4) палеонтология

38. Наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам –

1) цитология

2) селекция

3) систематика

4) биогеография

39.В какой микроскоп можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?

1) школьный

2) световой

3) бинокулярный

4) электронный

40.Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к

1) изменению размеров

2) самовоспроизведению

3) разрушению

41.Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретени 1) ручной лупы

2) электронного микроскопа

3) штативной лупы

4) светового микроскопа

42.Наука, изучающая сходство и различие зародышей позвоночных, –

1) биотехнология

2) генетика

3) анатомия

4) эмбриология

43.Близнецовый метод используется в науке

1) селекции

2) генетике

3) физиологии

4) цитологии

44.Образование новых видов организмов происходит на уровне организации живого

1) организменном

2) популяционно-видовом

3) биогеоценотическом

4) биосферном

45.Какая наука занимается проблемами взаимосвязи организмов между собой и их средой обитания?

1) палеонтология

2) эмбриология

3) экология

4) селекция

46.Какому уровню организации живого свойственны хромосомные мутации?

1) организменному

2) видовому

3) клеточному

4) популяционному

47.В световой микроскоп можно увидеть

1) деление клетки

2) биосинтез белка

3) рибосомы

4) молекулы АТФ

48.Первичную, вторичную, третичную структуры белка изучают на уровне организации живого

1) тканевом

2) молекулярном

3) организменном

4) клеточном

49.Причины комбинативной изменчивости изучают

1) генетики

2) палеонтологи

3) экологи

4) эмбриологи

50.Какой метод исследования используют в цитологии?

1) гибридологический

2) центрифугирования

3) генеалогический

4) инбридинг

51.Какой признак живого характерен для вирусов?

1) раздражимость

2) возбудимость

3) обмен веществ

4) воспроизведение

52.Нарушения углеводного обмена у человека исследуют с помощью метода

1) цитогенетического

2) генеалогического

3) экспериментального

4) биохимического

53.Особенности процессов онтогенеза изучает наука

1) систематика

2) селекция

3) эмбриология

4) палеонтология

54.Использование в цитологии современных методов исследования позволило изучить строение и функции

1) организма растений

2) органов животных

3) органоидов клетки

4) систем органов

55.Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?

1) рибосомы

3) хлоропласты

4) вакуоли

56.В основе разделения органоидов методом центрифугирования лежат их различия по

1) размеру и массе

2) строению и составу

3) выполняемым функциям

4) расположению в цитоплазме

57.Созданием новых особей из комбинированных клеток занимается

1) цитология

2) микробиология

3) клеточная инженерия

4) генная инженерия

58.Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме, –

1) генетика

2) селекция

3) органическая химия

4) молекулярная биология

59. Начальные стадии онтогенеза позвоночных животных изучает наука

1) морфология

2) генетика

3) эмбриология

Запишите сначала номер задания (36, 37 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызывается? Объясните причину малокровия.

Показать ответ

Малярия вызывается малярийным плазмодием. Переносчик плазмодия – комар. Заражённый комар кусает человека, возбудитель малярии проникает в кровь человека и начинает активно размножаться в эритроцитах, разрушая их. Снижение содержания эритроцитов в крови и есть одна из причин малокровия.

Какой орган человека обозначен на рисунке цифрой 4? Какое строение он имеет? Объясните выполняемые им функции, исходя из его строения.

Показать ответ

Цифрой 4 на рисунке обозначена трахея. Это трубка, по которой при дыхании идет воздух. Она окружена хрящевыми полукольцами, которые поддерживают форму трахеи, но при этом не пережимают пищевод, прилежащий к трахее сзади.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью. 6. По функциональным свойствам полисахариды подразделяются на три группы: структурные, водорастворимые и резервные.

Показать ответ

Ошибки допущены в следующих предложениях:

1 – Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения строительную функцию.

2 – Основная функция углеводов – энергетическая.

4 – У растений клеточная стенка образована полисахаридом целлюлозой.

Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека? Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?

Показать ответ

1. Центры нервной регуляции мочеиспускания расположены в крестцовом отделе спинного мозга, а высшие центры мочеиспускания – в лобных долях больших полушарий головного мозга.

2. Мочеиспускание – рефлекторный процесс. При накоплении в мочевом пузыре мочи стенки пузыря растягиваются, что вызывает раздражение рецепторов. Нервные импульсы направляются в центр мочеиспускания, находящийся в крестцовом отделе спинного мозга. Из спинного мозга по волокнам парасимпатических тазовых нервов поступают сигналы, вызывающие одновременное сокращение мускулатуры стенок пузыря и раскрытие сфинктеров мочеиспускательного канала.

Какие ароморфозы в процессе эволюции появились у папоротниковидных по сравнению с моховидными и позволили им завоевать сушу? Приведите не менее четырёх признаков. Ответ поясните.

Показать ответ

1. Преобладание спорофита над гаметофитом

2. Появление сосудистой системы

3. Корни для водного и минерального питания

4. Листья выполняют одновременно две функции – спороношение и фотосинтез

В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота треонин (тре) заменилась на глутамин (глн). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ГУЦАЦАГЦГАУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Правила пользования таблицей

ПОЛИСАХАРИДЫ (гликаны), полимерные углеводы, молекулы которых построены из моносахаридных остатков, соединенных гликозидными связями.

Степень полимеризации полисахаридов составляет от 10-20 до нескольких тысяч остатков. Каждый моносахаридный остаток в составе полисахарида может находиться в пиранозной или фуранозной форме и иметь а- или р-конфигурацию гликозидного центра. Моносахаридный остаток способен образовывать одну гликозидную связь с соседним моносахаридом, но может предоставить неск. гидроксильных групп для присоединения др. моносахаридов. В соответствии с этим, как и в случае олигосахаридов, молекулы полисахарида могут быть линейными или разветвленными. Линейные полисахариды имеют один невосстанавливающий и один восстанавливающий конец; в разветвленных полисахаридах также м.б. только один восстанавливающий конец, тогда как число невосстанавливающих концевых моносахаридных остатков на 1 превышает число разветвлений. Благодаря гликозидной гидроксигруппе восстанавливающего конца молекулы П. могут присоединяться к молекулам неуглеводной природы, напр. к белкам и пептидам с образованием гликопротеинов и протеогликанов, к липидам с образованием липополисахаридов и гликолипидов и т.д.; в сравнительно редких случаях наблюдается образование циклических полисахаридов.

Гидрокси-, карбокси- и аминогруппы моносахаридных остатков, входящих в полисахариды, в свою очередь могут служить местами присоединения неуглеводных группировок, таких, как остатки органических и неорганических кислот (с образованием ацетатов, сульфатов, фосфатов и др.), пировиноградной кислоты (образующей циклические ацетали), метанола (образующего сложные эфиры с уроновыми кислотами) и т.д.

Полисахариды, построенные из остатков только одного моносахарида, называются гомополисахаридами (гомогликанами); в соответствии с природой этого моносахарида различают глю-каны, маннаны, галактаны, ксиланы, арабинаны и др. Полное название полисахарида должно содержать информацию об абсолютной конфигурации входящих в его состав моносахаридных остатков, размере циклов, положении связей и конфигурации гликозидных центров; в соответствии с этими требованиями строгим названием, например, целлюлозы будет поли(1: 4)-D-глюкопиранан.

Полисахариды, построенные из остатков двух и более моносахаридов, называют гетерополисахаридами (гетерогликанами). К ним относятся глюкоманнаны, арабиногалактаны, араби-ноксиланы и др. Строгие названия гетерогликанов, (а также и гомополисахаридов, содержащих разветвления или нескольких типов связей) громоздки и неудобны в употреблении; обычно пользуются широко распространенными тривиальными назв. (напр., гепарин, гликоген, инулин, ламтаран, хитин), а для изображения структурных формул часто применяют сокращенную запись:

Галактоманнан; ?-D-галактопирано-?-D-маннопиранан (Manp и Galp- соотв. остатки маннозы и галактозы в пиранозной форме)

4-О-Метилглюкуроноксилан; (4-О-метил)-?-D-глюкопиран-уроно-?-D-ксилопиранан (Xylp и GlcpA-соотв. остатки ксилозы и глюкуроновой к-ты в пиранозной форме, Me = СН 3)


Гиалуроновая кислота, глюкозаминоглюкуроногликан; 2-ацет-амидо-2-дезокси-?-D-глюкопирано-?-D-глюкопирануроно-гликан [Ас = СН 3 С(О)]

Полисахарид в природе составляют главную массу органического вещества, находящегося в биосфере Земли. Они выполняют в живых организмах три важнейших типа биологических функций, выступая в роли энергетического резерва, структурных компонентов клеток и тканей или же защитных веществ.

Хорошо известными резервными полисахаридами являются крахмал, гликоген, фруктаны, галактоманнаны и некоторые р-глюканы. Эти полисахариды способны быстро гидролизоваться имеющимися в клетках ферментами, и их содержание сильно зависит от условий существования и стадии развития организма.

Структурные полисахариды можно разделить на два класса. К первому относят нерастворимые в воде полимеры, образующие волокнистые структуры и служащие армирующим материалом клеточной стенки (целлюлоза высших растений и нек-рых водорослей, хитин грибов, ?-D-ксиланы и?-D-ман-наны нек-рых водорослей и высших растений). Ко второму классу относят гелеобразующие полисахариды, обеспечивающие эластичность клеточных стенок и адгезию клеток в тканях. Характерными представителями этого класса полисахаридов являются сульфатированные гликозаминогликаны (мукополисахариды) соединительные ткани животных, сульфатированные галактаны красных водорослей, альгиновые кислоты, пектины и некоторые гемицеллюлозы высших растений.

К защитным полисахаридам относят камеди высших растений (гетеро-полисахариды сложного состава и строения), образующиеся в ответ на повреждение растительных тканей, и многочисленные внеклеточные полисахариды микроорганизмов и водорослей, образующие защитную капсулу или модифицирующие свойства среды обитания клеток.

Большинство полисахаридов - бесцветные аморфные порошки, разлагающиеся при нагревании выше 200 °С. Полисахариды, молекулы которых обладают разветвленной структурой или имеют полианионный характер благодаря карбоксильным или сульфатным группам, как правило, достаточно легко растворяются в воде, несмотря на высокие молекулярные массы, тогда как линейные полисахариды, обладающие жесткими вытянутыми молекулами (целлюлоза, хитин), образуют прочные упорядоченные надмолекулярные ассоциаты, в результате чего практически не растворимы в воде. Известны промежутучные случаи блочных молекул полисахаридов, в которых одни участки склонны к межмолекулярной ассоциации, а другие - нет; водные растворы таких полисахаридов при определенных условиях переходят в гели (пектины, альгиновые к-ты, кар-рагинаны, агар).

Растворимые полисахариды можно осадить из водных растворов смешивающимися с водой органическими растворителями (например, этанолом, метанолом, ацетоном). Растворимость конкретного полисахарида определяет методику выделения его из природного объекта. Так, целлюлозу и хитин получают, отмывая подходящими реагентами все сопутствующие вещества, тогда как прочие полисахариды вначале переводят в раствор и выделяют затем фракционным осаждением растворителями, с помощью образования нерастворимых комплексов или солей, ионообменной хроматографией и т.д.

Солюбилизация сложных надмолекулярных комплексов (например, полисахариды клеточных стенок) требует подчас достаточно жестких условий, не исключающих расщепления некоторых химических связей. Выделенные полисахаридные препараты обычно представляют собой смеси полимергомологичных молекул; в случае нерегулярных полисахаридах дополнительным фактором неоднородности служит так называемая микрогетерогенность - различия отдельных молекул друг от друга по степени протекания постполимеризационных модификаций.

Из химических реакций полисахаридов важное значение имеет гидролиз гликозидных связей под действием разбавленных минеральных кислот, позволяющий получить моносахариды, входящие в состав полисахаридов. В отличие от олигосахаридов, восстанавливающие свойства или мутаротация (связанные с наличием в молекуле концевой карбонильной группы) в полисахаридах проявляются слабо из-за их больших молекулярных масс. Наличие множества гидроксильных групп позволяет проводить реакции алкилирования или ацилирования; некоторые из них имеют существенное значение для установления строения или практического использования полисахаридов.

2) электронной микроскопии

3) цитогенетический

4) световой микроскопии

2. Хлоропласты имеются в клетках

1) корня капусты

2) гриба-трутовика

3) листа красного перца

4) древесины стебля липы

3. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы

1) глюкозы до пировиноградной кислоты

2) белка до аминокислот

3) крахмала до глюкозы

4) пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

4. Для первой фазы мейоза характерен процесс

1) конъюгации

2) биосинтеза белка

3) редупликации

4) синтеза АТФ

5. Какая структура изображена на рисунке?

1) хромосома

2) эндоплазматическая сеть

3) комплекс Гольджи

4) микротрубочка

6. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа?

7. Ядро соматической клетки лягушки содержит 26 хромосом. Сколько молекул ДНК содержит сперматозоид лягушки?

8. Аллельными называют гены, расположенные в

1) негомологичных хромосомах

2) одинаковых локусах гомологичных хромосом

3) разных парах аутосом

4) различных локусах гомологичных хромосом

9. Эффект гетерозиса проявляется вследствие

1) увеличения доли гомозигот

2) появления полиплоидных особей


3) увеличения числа мутаций

4) перехода рецессивных мутаций в гетерозиготное состояние

10. Гибриды F1, полученные при скрещивании растений земляники с красными и белыми плодами, имели плоды розового цвета – это свидетельствует о проявлении

1) множественного действия генов

2) независимого расщепления признака

3) неполного доминирования

4) сцепленного наследования

Выберите три верных ответа:

11. Хлоропласты:

1) выполняют транспортную функцию;

2) имеются в клетках растений;

3) имеются у прокариот;

4) преобразуют солнечную энергию в энергию углеводов;

5) состоят из микротрубочек;

6) образуются путем деления.

Установите соответствие:

12. Установите соответствие между признаками организмов и надцарством, для которого они характерны.

13. Установите соответствие между видом нуклеиновой кис лоты и ее характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТИКА

НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА

А) двойная спираль

Б) одинарная цепь, свернутая в виде клеверного листа

В) обеспечивает хранение и передачу наслед­ственной информации

Г) доставляет аминокислоты к месту синтеза белка

Д) имеет в своем составе рибозу

3) генетика

4) эмбриология

2. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

1) синтеза молекул АТФ


2) сборки молекул белка из аминокислот

3) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды

4) образования липидов

3. Какие признаки характерны для телофазы митоза?

1) спирализация хромосом

2) выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки

3) деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки

4) деспирализация хромосом, образование двух ядер

4. Хлорофилл в хлоропластах растительных клеток

1) осуществляет связь между органоидами

2) ускоряет реакции энергетического обмена

3) поглощает энергию света в процессе фотосинтеза

4) осуществляет окисление органических веществ в процессе дыхания

5. Какие связи определяют первичную структуру молекул белка?

1) гидрофобные между радикалами

2) между полипептидными нитями

3) пептидные между аминокислотами

6. Хромосомный набор в соматических клетках у женщины состоит из

1) 44 аутосом и двух Х-хромосом

2) 44 аутосом и двух Y-хромосом

3) 44 аутосом и X - и Y-хромосом

4) 22 пар аутосом и X - и Y-хромосом

7. Сходство митохондрий и хлоропластов состоит в том, что в них происходит

1) окисление органических веществ

2) синтез органических веществ

3) синтез молекул АТФ

4) восстановление углекислого газа до углеводов

8. Промежуточное наследование признаков проявляется в результате

1) нарушения сцепления генов

2) неполного доминирования

3) цитоплазматической изменчивости

4) полного доминирования

9. Партеногенез – это

1) размножение путем развития взрослой особи из неоплодотворенного яйца

2) размножение гермафродитов, имеющих одновременно и семенники, и яичники

3) размножение путем почкования

4) искусственное оплодотворение яйцеклетки («в пробирке»)

10. Скрестили дигетерозиготное растение томата с красными круглыми плодами и гомозиготное растение с желтыми овальными плодами (красный цвет и круглая форма плода – доминантные признаки). Определите соотношение генотипов F1 .

Выберите три верных ответа:

11. Рибосома:

1) имеет двойную мембрану;

2) состоит из РНК и белка;

3) синтезирует углеводы;

4) не имеет мембраны;

5) осуществляет синтез белков;

6) образует лизосомы

Установите соответствие:

12. Установите соответствие между признаками и группой организмов, для которой они характерны.

13. Установите соответствие между органическими соедине ниями и их особенностями .

14. Установить последовательность

Установите последовательность процессов энергетиче­ского обмена в клетке:

А) поступление пировиноградной кислоты в митохондрии;

Б) расщепление биополимеров до мономеров;

В) синтез 36 молекул АТФ;

Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;

Д) слияние лизосомы с пищевой частицей, содержащей органи­ческие вещества.

Е) синтез 2 молекул АТФ

Часть II

15. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Эукариотическая клетка содержит различные мембранные органоиды.

2. Важнейшими мембранными органоидами являют­ся рибосомы, т. к. они осуществляют синтез белка.

3. Многие синтезированные белки накапливаются в клеточном центре, упаковываются в секреторные пузырьки и выводятся из клетки.

4. Другой важный органоид - лизосома - обеспечивает внутрикле­точное переваривание.

5. Энергетическими станциями клетки называют митохондрии.

6. Как и другие мембранные органоиды, митохондрии имеют одну мембрану.

16. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность АЦТАТАГЦА. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее количество водородных связей, которые образуются между двумя цепями.

17. У гороха красная окраска цветков доминирует над белой, а высокий рост над карликовым. Признаки наследуются независимо. При скрещивании двух растений с красными цветками, одно из ко­торых было высокого роста, а другое низкого, получили 35 высоких растений с красными цветками, 32 низких растения с красными цвет­ками, 10 высоких с белыми цветками и 13 низких с белыми цветками. Каковы генотипы родителей?

Итоговый тест для обучающихся 10 класса. Вариант 1.

Часть 1. Выберите один правильный ответ

  1. Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод:

а)биохимический б)электронной микроскопии

в)цитогенетический г)световой микроскопии

  1. Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях и хлоропластах клеток:

а)бактерии б)эукариот в)прокариот г)бактериофагов

  1. Какую функцию выполняет в клетке клеточный центр?

а)принимает участие в клеточном делении

б)регулирует процессы обмена веществ в клетке

в)отвечает за биосинтез белка

г)является центром матричного синтеза РНК

  1. Чем сопровождается спирализация хромосом в начале митоза?

а)укорачиванием и утолщением хромосом

б)активное участие хромосом в биосинтезе белка

в)удвоением молекул ДНК

г)усилением транспирации

  1. Простейшее, которое может питаться, и как растение, и как животное, на рисунке обозначено цифрой:

1) 3)
4)

  1. В основе бесполого размножения животных лежит процесс

а)мейоза б)митоза в)гаметогенеза г)оплодотворения

  1. Суть гибридологического метода заключается в

А)скрещивании организмов и анализе потомства

б)получении мутаций

в)исследовании генеалогического древа

г)получении модификаций

  1. У кареглазых темноволосых родителей (доминантные признаки) дочь голубоглазая, темноволосая. Определите генотипы её родителей

а)ААВВ, ааВВ

б)ААВb, ааВВ

в)АаВb, АаВb

г)aaBB,aaBb

9. Сезонное изменение окраски перьев белой куропатки – это пример изменчивости

А)комбинативной

Б)цитоплазматической

в)соотносительной

г)модификационной

  1. Грибница белых грибов, поселяясь на корнях березы, получает от неё

а)минеральные вещества

б)органические вещества

в)соединения фосфора

г)соединения серы

  1. Для организмов какого царства характерно почвенное и воздушное питание?

а)грибов б)бактерий в)растений г)животных

  1. Двудольные растения, в отличие от однодольных, имеют

а)сетчатое жилкование листьев

б)мочковатую корневую систему

в)цветки трехчленного типа

г)стебель соломину

  1. Кровь у дождевого червя

а)заполняет промежутки между органами

б)течет в кровеносных сосудах

в)выливается в парные выделительные трубочки

г)из полости тела попадает в кишечник

  1. Какая особенность размножения птиц отличает их от пресмыкающихся?

а)обилие желтка в яйце

б)откладывание яиц

в)выкармливание потомства

г)внутреннее оплодотворение

  1. Слюна содержит ферменты, участвующие в расщеплении

а)углеводов б)гормонов в)белков г)жиров

  1. Ногти человека являются производными

а)эпидермиса б)собственно кожи

в)соединительной ткани г)подкожно-жировой клетчатки

  1. Какие форменные элементы крови переносят кислород от легких к тканям?

а)фагоциты б)эритроциты в)лимфоциты г)тромбоциты

  1. Собственную ДНК имеет

а)комплекс Гольджи

б)лизосома

в)эндоплазматическая сеть

г)митохондрия

19. Взаимосвязь пластического иэнергетического обмена проявляется в том, что

а)энергетический обмен поставляет энергию для пластического

б)энергетический обмен поставляет кислород для пластического

в)пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического

г)пластический обмен поставляет воду для энергетического

20. В ядрах клеток слизистой оболочки кишечника позвоночного животного 20 хромосом. Какое число хромосом будет иметь ядро зиготы этого животного?

А)10 б)20 в)30 г)40

21. Генеалогический метод используют для

А) получения генных и геномных мутаций

Б) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

В) исследования наследственности и изменчивости человека

Г) изучения этапов эволюции органического мира

22. Водородные связи между СО- и Nо-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры

а) первичной б)вторичной в) третичной г)четвертичной

23. Главная роль в хранении и передаче наследственной информации в клетке принадлежит

а) хромосомам б) рибосомам в) клеточному центру г) комплексу Гольджи

24. Организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счёт энергии света, - это

а) хемотрофы б) сапротрофы, в) фототрофы г) гетеротрофы

25. Повышению генетического разнообразия потомства способствует размножение

а) вегетативное б)половое в) почкованием г) столонами

26. Г. Мендель сделал важный шаг в познании закономерностей

а) онтогенеза б) эмбриогенеза в) эволюции г) наследственности

27. Какой закон проявляется, если при моногибридном скрещивании доминантной и рецессивной гомозигот в F1 получено поомство, отличное по фенотипу от родителей?

а) закон расщепления б) неполное доминирования

в) независимого наследования г) закон доминирования

28. Степень развития мускулатуры у человека в зависимости от частоты и интенсивности тренировок – пример изменчивости

а) соотносительной б) комбинативной

в) модификационной г) неопределенной

29. Растворение ядрышек в процессе митоза происходит в

а) интерфазе б) профазе в) метофазе г) анафазе

30. У организмов разных царств аминокислоты кодируются одними и теми же кодонами, поэтому код наследственности

а) триплетный б) генетический в) универсальный г) однозначный.

31. Конъюгация хромосом характерна для процесса

а) оплодотворения б) профазы второго деления мейоза

в) митоза г) профазы первого деления мейоза

32. Чем характеризуется геномная мутация?

а) увеличением диплоидного набора хромосом

б) рекомбинацией генов благодаря кроссинговеру

в) случайным сочетанием генов при оплодотворении

г) независимым расхождением гомологичных хромосом в мейозе.

33. В основе создания селекционерами чистых линий культурных растений лежит процесс

а) сокращения доли гомозигот в потомстве

б) сокращения доли полиплоидов в потомстве

в)увеличения доли гетерозигот в потомстве

г) увеличения доли гомозигот в потомстве

34.Русский биолог Д.И. Ивановский, изучая заболевание листьев табака, открыл

а) вирусы б) простейших в) бактерии г) грибы

Часть 2 . Выберите три верных ответа из шести. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

В1. Какие структуры клетки претерпевают наибольшие изменения в процессе митоза?

  1. Ядро
  2. Цитоплазма
  3. Рибосомы
  4. Лизосомы
  5. Клеточный центр
  6. хромосомы

В2. Установите соответствие между тканью и её принадлежностью к организмам животных или растений

ТКАНЬ ОРГАНИЗМЫ

А) проводящая 1) животные

Б) эпителиальная 2) растения

В) соединительная

Г) основная

Д) мышечная

Е) образовательная

В3. Чем характеризуется оплодотворение у покрытосеменных растений

1) происходит слияние ядер женской и мужской гамет

2) яйцеклетка окружается большим числом сперматозоидов

3) гаплоидное ядро спермии сливается с диплоидной центральной клеткой

4) в процессе участвуют подвижные мужские спермии

5) процесс может происходить вне организма

6) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

В4. Какова роль испарения воды в жизни растений?

  1. защищает от перегрева
  2. способствует двойному оплодотворению
  3. увеличивает тургор клеток
  4. ускоряет процесс дыхания
  5. обеспечивает всасывания воды корнями
  6. способствует передвижению веществ в растении

В5. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого она характерна

ПРИЗНАК ОРГАНОИД

А) накапливает воду 1) вакуоль

Б) содержит кольцевую ДНК 2) хлоропласт

В) обеспечивает синтез органических

веществ из неорганических

Г) содержит клеточный сок

Д) поглощает энергию солнечного света

Е) синтезирует молекулы АТФ

Часть 3. Дайте свободный ответ.

С1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

  1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

С2. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

С3. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке родился ребенок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

С4. Фрагмент одной цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: -АТААГГАТГЦЦТТТТ- . Определите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот в полипептидной цепи. Что произойдет в полипептиде, если в результате мутации во фрагменте гена выпадет второй триплет нуклеотидов? Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Таблица генетического кода

Бланк ответов. Вариант 1

Часть 1

Вопросы

Ответы

Вопросы

Ответы

Вопросы

Ответы

Вопросы

Ответы

Часть 2

Правильные ответы Вариант 1

Часть 1

Вопросы