Как я работала учителем истории. Профессия – учитель обществознания и истории Как стать учителем без опыта работы

Профессия педагога всегда привлекает. Стремление помогать в развитии, обучении, давать людям новые знания заслуживает уважения. Но как стать учителем без педагогического образования? И как улучшить свои навыки, стать действительно наставником и помощником? Для этого, увы, одного желания недостаточно.

Отсутствие специального образования

Первый момент, с которым могут столкнуться желающие стать учителями, – это отсутствие педагогического образования. Нередко бывает так, что в школе отсутствуют педагоги по каким-либо дисциплинам. Или же педагог не очень хороший и освещает недостаточное количество материала. Или, возможно, ребёнок занимается на дому и потому тяжело обеспечить для него эффективный педагогический процесс. В любом случае, знать, как стать хорошим учителем, пусть и без педагогического образования, необходимо каждому родителю.

Обычно для учительской практики обязательным требованием является наличие диплома по специальности. Тем не менее, в 2010 году был издан приказ, согласно которому можно принимать для работы в школе людей без специализированного образования. Но преподаваемый предмет должен быть максимально близок к специальности, указанной в дипломе. В школе могут работать представители таких профессий:

  • экономисты;
  • юристы;
  • врачи;
  • спортсмены.

Чтобы начать преподавать, необходимо сдать квалификационные экзамены. После успешного их окончания можно смело приступать к педагогической деятельности. Эти экзамены обычно сдаются на базе педагогического института, уровень аккредитации которого позволяет проводить аттестацию работников.

Начальная школа

Следующий момент – как стать учителем начальных классов. Образование, которое получают студенты педагогических вузов, включает в себя работу с различными категориями детей, развитие их познавательного интереса и даже проведение коррекционного образования, почему и стоит при выборе учителя начальных классов отдать предпочтение дипломированному специалисту.

Но даже лучшее специализированное образование не сделает из человека хорошего преподавателя начальных классов, если он не любит детей и не может контролировать свои эмоции. При отсутствии специализированных знаний можно всё равно получить разрешение на ведение уроков в начальных классах. Но это потребует прохождения квалификационных тестов.

Английский язык

Одна из самых востребованных специальностей в школе – учитель английского языка. Чтобы понять, как стать учителем английского языка в школе, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Идеальное знание языка. Самым лучшим вариантом будет проживание в стране и непосредственный контакт с носителями языка. Чтение литературных изданий на изучаемом языке также поможет в данном вопросе.
  • Знание методики преподавания. Это самый сложный момент, касающийся иностранного языка, и английского в частности. Способность к пониманию и восприятию у детей разных возрастных групп отличается. Взрослые совершенно иначе воспринимают язык, и для них обучение может быть куда более сложным, чем для детей. Чтобы уметь правильно подбирать задания и средства преподавания английского, необходимо пройти курс по методике преподавания, который обычно включён в программу высших учебных заведений.

Конечно, для преподавания английского потребуется подтверждение о прохождении квалификационного теста. В некоторых случаях допускаются исключения, если человек имеет педагогическое образование по другой специальности, но в совершенстве владеет английским.

Физкультура

Важность физического развития детей очевидна, особенно со стремительно уменьшающимся количеством подвижных игр. Зная, как стать учителем физкультуры, можно не только укрепить здоровье своего ребёнка, но и привить ему любовь к спорту.

Профессиональное образование можно получить в техникуме на дневной форме обучения. По окончании техникума можно поступить в университет на специальность, связанную с физкультурой, и получить уже высшее образование. Обучение в университете, которое осуществляется после техникума, можно получить как на дневной, так и на заочной форме.

Обязательным условием работы в школе, конечно же, является любовь к детям. Изучение теории и методики физического воспитания поможет грамотно планировать урок и составлять задания. Учитель физкультуры должен уметь оказывать первую помощь, поскольку данный предмет характеризуется высоким риском получения травм. Также, для проведения уроков физического воспитания, преподавателю нужно самому находиться в хорошей физической форме. Чтобы этого добиться, можно самостоятельно заниматься спортом. Нередки случаи, когда спортсмены по окончании карьеры уходят тренировать или в учителя физического воспитания.

Биология и химия

Стать учителем биологии может лаборант института, научный работник или врач. Как уже было сказано выше, для получения разрешения на ведение уроков потребуется прохождение аттестации. При планировании уроков естественно-математического цикла стоит обращать внимание не только на возраст учеников, но и на информативную составляющую.

Обычно такие предметы, как биология и химия, воспринимаются детьми без особого интереса, поскольку требуют усвоения большого количества информации. Чтобы облегчить процесс преподавания, необходимо замотивировать детей к обучению и показать, почему знания, которые они получат на уроке, пригодятся им в дальнейшей жизни. Это является одним из основных качеств хорошего педагога – стимуляция познавательного интереса у учащихся.

Музыка

Чтобы стать учителем музыки, необходимо окончить специализированный музыкальный колледж или обучение в университете. Для этого в большинстве случаев требуются навыки игры на музыкальных инструментах и умение петь. При отсутствии музыкального слуха получить специальное образование будет проблематично.

Чтобы подтвердить квалификацию, потребуется получить сертификат от Национальной ассоциации преподавателей музыки. Для этого нужно пройти учебную программу, которая завершается тестированием. Важно отметить, что для преподавания музыки в старшей школе может потребоваться докторская степень или магистратура по специальности «Музыка». Объём зарабатываемых средств будет напрямую зависеть от полученной степени. Магистры обычно имеют более высокий оклад, чем бакалавры.

Зная, что нужно, чтобы стать учителем, можно быстро освоить желаемую профессию. Но, выбирая педагогический ВУЗ, следует помнить, что данная специальность требует большого количества времени и терпения. Человек, который хочет работать в сфере образования, должен обладать такими качествами.

27 июля 2016, 23:05

Моя работа, несмотря на все корпоративные бонусы и перспективы, действовала на меня удушающее. В прошлом июле я достигла точки уныния и написала заявление на увольнение. Новую работу я не искала, хотелось целый год спать, читать книги, пить кофе или жить в деревне.

И тут случилась магическая вещь: мне позвонили из моей сельской школы и спросили не хочу ли пойти к ним учителем истории поработать. Я со школы, класса с 10-го, мечтала быть учителем, именно истории и именно в своей школе.

В университетские годы мой пыл поостыл, после педагогической практики я думала, что ошиблась, что это все не моё, дети такого пугливого и стеснительного учителя не заслуживают, какой пример я могу им дать? Да и самой страшно с ними один на один оставаться.

Поэтому, долго не раздумывала и согласилась на предложение директора, предупредив, что только на год. Мама, когда узнала, два дня со мной не разговаривала, вообще вышел форменный скандал: все родственники звонили и отговаривали, спрашивали, может случилось чего у меня, и никак поверить не могли, что я все оставлю и вернусь в деревню и кем! Учителем!

Собеседования не было, директор по телефону мне озвучила примерную зп, нагрузку и какие льготы (70% жкх-счетов оплачивается) + необходимо предоставить медкнижку, паспорт прививок и справку об отсутствии судимостей. По договоренности с прежним начальством я работала до середины сентября, потом съездила в отпуск, и 1 октября приехала в школу.

Больше всего меня с самого начала волновал вопрос моей квалификации. Историю, я конечно, люблю и читаю статьи интересные разные, книги по античной культуре, на группы вк подписана сплошь исторические. Но, на минуточку, универ я закончила в 2008 и по специальности и даже около не проработала ни дня. Но еще более странно, то что волновал этот вопрос только меня одну и больше никого. Я решила, что разберусь на месте, за месяц который мне оставался прочитала несколько полезных книг по педагогике, записалась на он-лайн курс Истории России СПБГУ, пересмотрела сериал “Романовы”, все фильмы про школу и учителей, биографии художников заодно (это для МХК).

В дальнейшем это мне очень помогло, т.к. ни на какие курсы повышения квалификации или типо того меня отправлять не собирались, наставник, который мне полагался делиться знаниями не собиралась и на все мои вопросы был один ответ: в интернете найдешь. Про нее отдельное эссе написать можно “WTF”: она бывший директор и серый кардинал школы, в кабинет с табличкой “История” всем другим учителям вход был заказан, мне запрещала пользоваться компьютером (школьная собственность) и проектором (вдруг сломаю), я как-то все-таки воспользовалась ноутбуком, так она потом его запаролила. Смех))) Как к руководителю школьного метод-объединения, к ней поступала вся информация по конференциям и конкурсам, мне она сообщала за день или два, что исключало моё в них участие. При попытках сопротивления и неповиновения напускала родительниц. Но вместе с тем постоянно строила козни и ученикам из своего класса, если они как-то ей перечили, отзывалась о неугодных “он слабак”, “этот трус”. Вот с этим учителем было самое большое разочарование, как в человеке и наставнике, так и как в педагоге, когда сама училась в школе этого учителя боготворила.

Предыдущий учитель истории из этой школы ушла из-за странной и тяжелой атмосферы вокруг предмета: кабинета нет (он есть фактически, но в него не пускают или там ничем не воспользуешься), других кабинетов не дают, хочешь вести урок с проектором - актовый зал, пожалуйста, нагрузку и расписание сначала выбирает старая историчка, потом остатки - тебе, все узнаешь в последнюю очередь. Директор улыбается и плечами пожимает.

Большая часть учителей относились ко мне хорошо и очень помогли. Самый лучший и ценнейший совет: ставить оценки сначала в черновик, потом в журнал. Исправления не приветствовались, если исправлена оценка - внизу печать и подпись директора школы, в теме урока или сзади журнала - заклеивай и пиши заново. Точки ставить нельзя, за наполняемостью оценок следят, неявки - обязательно. Я сначала дрожащей рукой вносила оценки, путалась, исправляла, ходила к директору с повинной головой, нервничала, что такая растяпа. И вот эта штука с черновиком журнала - мое спасение: и домашки там записывала (самой не забыть, чего задала и кому какой доклад), контрольные и тесты, когда наобещала провести, чего проходим (за программой не всегда успевали, а иногда и опережали), двойкам - раздолье, долгам всяким - отдельное место. А в конце недели все в тишине и аккуратности переносилось мною в журнал.

Еще лайфхак для учителей - пользуйтесь одной и той же ручкой, с бледно-синей пастой - как правило её терпеть не могут ученики, меня это несколько раз выручало, когда особо отличившиеся ставили сами себе оценки.

Ученики - самое лучшее, что есть в школе. Если вы человек нормальный и адекватный, это видят. Но все ваши недостатки тоже. Вы как голый, ничего скрыть нельзя. И бесит собственное бессилие, неопытность, незнание, когда ты хочешь говорить интересно, и чтобы все слушали, а они зевают и смотрят в окно. Но когда получается, когда все работают и спорят о чем-то по теме и делают домашку так, как ты учила и говорят “спасибо за урок” - вот сразу забываешь обо всех неудачах.

К внешнему виду, привычкам и разным гаджетам очень пристальное внимание. Мне тяжело было первое время много говорить, прям до спазмов, и я носила с собой ромашковый чай в термокружке, сколько было комментариев и вопросов “зачем”, “а с коньяком, наверно” и “можно попить”. Как-то нарисовала стрелки на глазах, иду по коридору навстречу 6-му классу, и мальчик один во весь голос: “Вы глаза накрасили???!!!”

В мой первый день девочка из 11-го класса спросила могу ли я её подготовить к ЕГЭ и какой у меня педагогический опыт. Я честно ответила - 4-й урок.

В 9-м классе рассказываю, как проходил первый визит советского лидера в США, куда возили, что показывали. Спрашиваю у класса: кто этот советский лидер? Молчат. Давайте, ребята, мы в четверг на истории России говорили об этом? Класс: Сталин? Ленин? Я: подсказка - кукуруза. Ученик: Кукурузин?!

В 6-м классе писали эссе на тему “Как я могу заработать карманные деньги”. Девочка написала: “Я могу сочинять стихи и продавать их, а еще время от времени сдавать кровь”.

Самое трудное - отказаться от личного отношения и ставить оценки объективно. Один из главных уроков жизни, что я усвоила в школе: если ребенок начинает вести себя по-другому: не ходит на уроки, домашнюю не делает, огрызается или едко комментирует все и вся, то по любому что-то случилось в семье и такое, что врагу не пожелаешь. Но есть такие, которые премерзко ведут себя всегда, товарищ один мне всегда напоминал шакала, приспешника Шерхана, было в его поведении с другими учениками что-то похожее, сам на уроках не работал, только болтал и хихикал, домашние, в лучшем случае, списаны.

Получается у него тройка в четверти (и то, много!), приходит с директором и отцом, ставьте ему «4» и все тут! У мальчишки глаза огромные, слёзы стоят. Что вы, да я не разговаривал! Что вы, да я все сам делал! Что вы, да я руку тянул (в туалет можно, ага). Что вы, я был на каждом уроке! Где тетрадка? Тетрадку я потерял, дал списать и не вернули. И, вот честно, в этот момент я - дракон, он - кролик. Такие актеры)))

Много детей под опекой, при живых родителях, кто-то с синяками ходит, в одежде грязной, девочки некоторые в 7-8 классе, а “не первый год замужем”. Питание в школе платное, 270-300 р в неделю, но многие родители себе и этого позволить не могут, поэтому дети голодные, ходят хлеб едят (в столовой можно брать сколько хочешь, если каша или суп остаются, то и их раздают желающим), некоторые стоя едят. Мальчик один написал заявление, чтобы его в детдом забрали по собственному желанию, из-за невыносимых условий в семье. Как мне сказал социальный педагог, для многих школа - единственное место, где они могут побыть нормальными детьми. Поэтому и общая политика такая ходят в школу и ладно.

Еще с начальной школы детей делят по социальному статусу семей (поселок и все всех знают), поэтому разница между “А” и “Б” огромная. Некоторые классы в параллели, из-за нехватки средств на зарплату учителям, объединены в один. У меня было два таких 6 и 8. Это катастрофа. И если шестиклашкам ещё все интересно, то с 8-м классом тяжело справиться. В одной из своих книг я вычитала, что большую аудиторию можно настроить на рабочий лад дав письменное задание. Так в основном мы с ними и делали. Если я пыталась что-то рассказать, тут же начинался гул голосов. Уроки с дебатами или игровые формы очень быстро выходили из-под контроля

Дети, которым родители уделяют внимание (занимаются с ними, проверяют дневник, домашние задания, ходят на собрания, кружки, секции, находят время, чтобы интересоваться жизнью своего ребенка) и все остальные разделены огромной пропастью.

Ко всем ученикам я обращалась на “вы”, за что директор в конце года учебного назвала меня “интеллигентнейшей женщиной” при всей школе и грамоту вручила. Детям многим не нравилось, спрашивали почему другие учителя “ты” им говорят, я придумала, что это от того, что другие знают их с самых первых классов, когда они были малышами, а я первый год их вижу).

Формы ни для учеников, ни для учителей нет, только дресскод. Зимой было так холодно, что сидели в шапках и куртках (вечно что-то ломалось), но мне как-то стеснительно было в верхней одежде, поэтому я вещала, закутавшись в шарф.

Все уроки вела стоя, это и дисциплине в классе помогает и внимание держит лучше.

Спускаюсь как-то по лестнице и... мимо ступеньки, растянулась, ногу подвернула (вообще подумала, что, как минимум, сломала лодыжку), лежу, навстречу мне началка с физры идут и как давай ржать надо мной. Пришлось с каменным лицом вставать и ковылять в учительскую. Пришла и давай реветь, хорошо, что там никого не было. И больно и обидно и смешно, но уже потом.

Еще один бесценный педагогический совет, который я получила: никогда не пытаться говорить, когда в классе шумно, поэтому в минуты всеобщего галдежа я молча ждала, когда все угомонятся. Сначала на это уходило и 5 и 10 минут, но потом к моей тактике привыкли и пары минут хватало, чтобы вернуться к уроку. Дети долго привыкали, что я не кричу на них, некоторые давали советы: “Вы крикните на нас, мы сразу успокоимся”.

Тяжело работать, когда постоянно отвлекаешься на чьи-то разговоры, комментарии, как учителю, так и тем ученикам, которые вовлечены в процесс.

Нагрузка у меня была небольшая - 18 часов в неделю, зато раскиданы они были со вт по сб вразнобой (через окно или 5 и 6 урок - на два часа приходи в школу), я вела предметы: история России, Всеобщая история, обществознание, МХК, историческое краеведение. Плюс я согласилась на классное руководство одного из 9-х классов и школьный музей. Ниже я и моя зп))))

Один мой урок стоил 120р, а готовилась к каждому по 2-3 часа. Так как очень много информации для запоминания, часть работы я делала вечером, а потом вставала в три часа утра и повторяла все заново. Для каждого урока я делала презентацию, это очень удобно, т.к. у меня ни карт исторических, ни каких-то других наглядных материалов не было, да и зачем, если все есть в цифровом виде и превосходном качестве, старалась добавить что-то интересное, забавное (если тема позволяла). Но часто были такие случаи, что готовилась-готовилась, а дали кабинет без проектора и досвидули всей подготовке.

Для привлечения внимания использовалось все, в том числе и творчество из тетрадей)

Сильная загруженность, как правило, только в первый год работы, потом ты уже только корректируешь свои наработки. Многие учителя жалуются на большой объем различных отчетов, на тяжёлый учительский труд, у меня эти жалобы вызвали лишь улыбку. Серьезно?! В два часа никого нет в школе, два выходных в неделю, все каникулы (надо только свое кол-во часов посидеть в школе), карантин (две недели в феврале был), морозы, все праздники государственные, больничный - пожалуйста, отгул - на, заслужил! отпуск, внимание, 56 дней подряд. Ну, правда)))) отчеты - это 10 часть того, что выполняет специалист какой-нибудь корпорации. Мне подготовка к урокам была в удовольствие, поэтому я в расчет это время не беру)

Тетради всегда проверяла в школе, с мылом и дезинфектором, боялась клопов, вшей и чесотки, домой никогда не носила. Математике и русскому языку доплачивают за проверку, всем остальным - нет. Как правило, это скучное занятие, все списывают со списанного, поэтому я периодически задавала писать эссе - смеялась до слез, хоть какая-то радость. Учительница по математике рассказала историю: она всегда носила тетради в холщовой котомке домой проверять, идет как-то раз, а её соседка спрашивает с укоризной, что это вы из школы сумками таскаете?!

Раз в месяц ездила сопровождающим на школьном автобусе по близлежащим деревням. За два часа поездки, которая начиналась в шесть утра платили 60 рублей. 60 рублей, Карл! Весной хорошо - рассвет, леса, поля вокруг. Раз в неделю надо стоять в коридоре и дежурить, чтобы все не носились как угорелые, не засовывали пальцы в железные петли, не дрались.

Само здание школы - долгострой, еще с советских времен, но школа считается новой: учебные кабинеты просторные, над кабинетом директора - спортзал, во время физры там настоящий ипподром, библиотека на третьем этаже (все норм, пока не наступает момент сдачи учебников). При школе, спонсором построен футбольный стадион, и начиная с начальных классов и до 9-х ребята тренируются, ездят на игры, форма есть игровая, тренировочная, зимняя и проч. Это такое большое дело, не просто благотворительность, а внимание и работа постоянная с детьми. У многих из них появилась цель в жизни и мечта и возможности, которые их родители, в силу обстоятельств, дать им не могут.

Коллектив отличный, за некоторым исключением, все учителя в основном 30 +, дружные, веселые, но все разговоры вокруг школы. Многие работают по федеральной программе: дом + машина. Также многие участвуют в различных конкурсах, выигрывают гранты (100-400 тыс). Зп учителя зависит от нагрузки часов, категории и системы баллов, которые зарабатываются в течении года.

Конечно, тяжело привыкнуть к жизни в деревне, после города. Куда бы я не шла - везде ученики. Радуются, здороваются, потом на уроке объявляют, что мы вас видели, вы куда-то шли в серой шапке/тряпичных сапогах/синем платье. Не хватает обычного городского комфорта, чтобы был тротуар, например, или магазины закрывались не в шесть вечера все. Очень много внимания, личной жизни нет, только общественная. Но зато свежий воздух, вода из-под крана, зима с белыми сугробами, всюду доехать можно за 10 минут. Как-то ко мне в гости приехала подружка, мы пошли в единственное суши-кафе, один столик - учительницы из моей школы, второй - одинацатиклассницы, третий - мы))))

Я кардинально поменяла свое мнение о школе, многие статьи, которые печатают в журналах модных оторваны от реальности, у половины детей, в стремительно меняющейся культуре, потоке информации, нет ни ориентиров, ни авторитетов, ни дисциплины. И учителя и родители, в одной лодке и должны идти в одном направлении, грести в разные стороны не имеет смысла.

За этот год я получила бесценный опыт, работа интересная очень, при должном старании можно и зарабатывать нормально.

Ну и напоследок, минутка истории: теперь правильно говорить Древнерусское государство (а не Киевская Русь) и монгольское нашествие (а не татаро-монгольское)

Всем спасибо за внимание)

Романа Кис, учитель обществознания и истории московского Центра образования № 1317

Учитель обществознания и истории должен быть неравнодушен к политике, к процессам, происходящим в обществе. Это сделает его занятия с детьми актуальными и интересными. Обязательное качество — способность к беспристрастности и объективности. И историк, и специалист по обществознанию должны научить детей тому, что главное в этих дисциплинах — фактический материал. Факты истории или современности необходимо уметь отделять от их оценок.

Романа Николаевна, кому стоит идти работать учителем обществознания и истории? Какими качествами для этого нужно обладать?

Если человек думает о профессии учителя, ему стоит понять, способен ли он много и заинтересованно общаться с людьми, особенно с детьми. Людям, устающим от общения, в школе делать нечего. Людям, которым с детьми общаться по каким-то причинам некомфортно, - тем более. Учитель должен быть человеком, неравнодушным к своей работе. Это в любом случае хорошо, но для учителя — условие обязательное, иначе он будет просто «отсиживать часы», и его равнодушие к предмету передастся детям. Это справедливо для всех учителей.

Что касается учителя обществознания и истории, то он, прежде всего, должен быть неравнодушен к политике, к процессам, происходящим сейчас в обществе. Это сделает его занятия с детьми актуальными и интересными для них. Обязательное качество — способность к беспристрастности и объективности. И историк, и специалист по обществознанию должны научить детей тому, что главное в этих дисциплинах — фактический материал. Факты истории или современности необходимо уметь отделять от их оценок. Учитель не сможет научить этому школьников, если сам этого не умеет, если его позиция является ангажированной.

- Предмет «Обществознание» включает в себя элементы из сферы экономики, права, философии, социологии, политологии... Нужен ли в школе такой «универсальный» предмет? И какое базовое образование, на ваш взгляд, предпочтительнее для учителя обществознания?

Я не считаю предмет «Обществознание» бесполезным. Его можно преподавать не только давая теоретические выкладки, но и ориентируясь на практику, детям эти знания пригодятся в жизни.

Что касается образования, то мне представляется, что базовое историческое образование для учителя обществознания предпочтительнее, чем, допустим, политологическое. Я сейчас являюсь слушателем , предназначенной для учителей обществознания. Там учатся коллеги с разным базовым образованием, и у меня сложилось впечатление, что те, у кого образование, допустим, политологическое, больше склонны излагать детям чистую теорию, не иллюстрируя ее фактами. Так, есть теории лидерства, есть разные типы лидерства, описанные в рамках этих теорий. Учитель-«политолог» скорее более подробно расскажет о теоретических концепциях, связанных с каждым типом лидерства, тогда как учитель-«историк» обязательно будет объяснять всё на историческом материале, иллюстрируя примерами из истории. Второй подход мне ближе: я считаю, он позволяет лучше применять знания обществоведческой тематики на практике.

Так что, думаю, базовое историческое образование плюс специальная магистратура, как в НИУ ВШЭ, - это хороший вариант.

- Программа называется «Политические вызовы современности». Вам на протяжении вашей работы учителем приходилось сталкиваться с политическими вызовами?

Наверное, всем людям моего поколения приходилось. Я поступила в вуз еще в советское время, а закончила его уже в независимой Украине. Пока я была студенткой, сменились две противоположные догматические концепции. Сначала нас учили в соответствии с марксистско-ленинской теорией, а потом на нас же экспериментировали при попытках создания национальной педагогической школы. Так что можно считать, что это был первый «политический» вызов, с каким я столкнулась в качестве будущего педагога. Справиться с ним мне помогло как раз историческое образование. Лучшие мои педагоги учили меня смотреть в первую очередь на факты, а не на догматические шоры того или иного рода. Наша современность постоянно заставляет нас принимать подобные «вызовы»: когда сначала возникает какой-то способ оценки тех или иных событий, часто весьма ангажированный, а потом он вдруг меняется на противоположный - по причинам, никак не связанным с объективными фактами.

Самый яркий пример подобного рода — российская история 1990-х годов, которая изучается в школе. Я вижу, как сейчас меняется отношение к ней в обществе. Один миф начинает постепенно сменяться другим. Если еще недавно было принято полное очернительство этого времени, то сейчас к нему появляется и доброжелательный интерес. Для меня как учителя и истории, и обществознания учеба в Высшей школе экономики была как раз полезна именно в связи с историей 1990-х годов. В этом университете очень много внимания уделяется тем событиям, им посвящено много исследований. Я, например, «открыла» для себя Егора Гайдара - неожиданные аспекты его деятельности, его взглядов.

Очень мифологизирована тема Великой Отечественной войны. Это тоже некий «политический вызов» для нас, так как мифологизация эта носит политический характер.

- Ваши ученики сдают ЕГЭ. Как вы помогаете к нему готовиться? Есть ли у вас претензии к КИМам?

ЕГЭ — это, если можно так выразиться, тоже «вызов» для нас, хотя и не политический. КИМы составлены неоднозначно. Если дать их «прорешать» нашим преподавателям в НИУ ВШЭ, то, думаю, и им было бы весьма затруднительно дать определенные ответы на некоторые вопросы, а иногда и забавно узнать, какой ответ в рамках обществознания будет считаться корректным. В результате мне все время приходится объяснять ученикам, что есть разные взгляды и разные теории, но задания ЕГЭ предполагают при ответе на такой-то вопрос некий соответствующий ответ, какой будет считаться в данном случае правильным. А потом, когда поступишь в хороший вуз, тебе там расскажут все более подробно. Хотя мне такой подход не кажется справедливым. Конечно, разработчики ЕГЭ пытаются унифицировать материал, но это очень сложно сделать с общественными науками.

- Что нового вы узнали за год учебы в магистратуре? Что изменилось после этого в вашей работе?

Для меня открытием стало все то, что рассказывают нам о деятельности Европейского суда по правам человека. Это, наверное, первое, что мне захотелось сразу донести до ребят. Понимаете, у нас в России государство всегда «над» человеком. Так исторически сложилось. Россияне поэтому всегда принимают сторону государства в любом конфликте государства и гражданина. Это даже у детей заметно. Просто такова наша культура, наша история. Мне кажется, отчасти это связано с тем, что наши люди просто не понимают, что «права человека» - это не пустой звук и их можно и нужно защищать. Я сама не очень понимала этот механизм, пока мы не начали изучать деятельность Европейского суда. Теперь я обязательно рассказываю об этом ребятам. Мне кажется, это поможет дать им представление о другом взгляде на проблему, отличном от того, какой традиционно у нас бытует.

- Какие методы преподавания вам близки?

Те же, что и всем учителям, — лекции, дискуссии, проектная деятельность. Проекты очень люблю. У меня как раз после первого года обучения в магистратуре сложилась идея проекта для моих старшеклассников, связанного с ЕСПЧ. К тому же у нас сейчас планируется отмечать юбилей российской Конституции. В связи с этим Минобрнауки объявил всероссийский конкурс для учащихся. Думаю, мы обязательно примем в нем участие. Это будет полезным опытом для моих учеников, даст возможность изучать Конституцию и историю ее создания более вдумчиво. У нас в обществе, по моим наблюдениям, принято довольно пренебрежительное отношение к этому документу, люди не понимают значения Конституции как основы права. Как учитель планирую участвовать в проекте Совета Европы «Демократия в школе».

- А как вы объясняете детям значение Конституции?

Здесь так же помогают исторические примеры и сопоставление российской Конституции с конституциями других стран. На уроках мы достаточно подробно разбираем, кто писал российскую Конституцию, какие изменения, связанные с Конституцией, происходили с 1991 года по 1993, какие варианты разных статей и пунктов рассматривались. Когда описываешь процесс принятия «ельцинской» Конституции, уже становится понятно, какое значение этот документ имел для нашей страны.

- Если говорить об истории — какие темы представляют для школьников затруднения?

Сложно дается XVII век истории России в 7 классе. Может быть, это связано с тем, что он как-то теряется на фоне двух ярких исторических персонажей — Ивана Грозного и Петра I. Только этим я могу объяснить, что столь значимое в историческом пространстве России время совершенно забывается, и его потом сложно восстановить при подготовке к ЕГЭ. Стараюсь как-то «оживить» эту эпоху с помощью разных педагогических приемов. Недавно мы с ребятами изучали конфликт патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем - устроили диспут сторонников «священства» и «царства». Два класса изучили подобранные мной первоисточники и научные труды, подготовили дискуссию на полтора часа. Один класс выступал в пользу патриарха, другой — в пользу царя. Мы с практикантом из педагогического университета были судьями. Победу присудили сторонникам Никона — их аргументация оказалась более оригинальной и весомой, хотя в истории, как известно, события завершились не в пользу Никона.

- Есть ли какие-то «политические вызовы», которые современность бросает учителю истории?

Вряд ли то, что я назову, можно назвать политическим вызовом. Скорее это методический или научный вызов, пусть даже он неразрывно связан с политикой. История России традиционно у нас изучается отдельно от мировой истории. Два курса настолько разделены, что ни дети, ни взрослые, прошедшие курс истории в школе, не могут сказать, например, что происходило в Западной Европе, когда Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле? Пожалуй, такое изучение истории было частью общей изоляционистской концепции СССР.

Сегодня Россия открыта миру, и все громче звучат голоса тех, кто призывает связать мировую историю с российской. Об этом говорят и многие учителя истории — я бываю на съездах учителей истории, где этот вопрос постоянно поднимается. Вопросы всеобщей истории включили и в материалы ЕГЭ, и это хорошо. Связать российскую историю с мировой просто необходимо, и я стараюсь это делать. Однако пока это проблема, так как учебно-методические комплексы не очень тому способствуют. Но я оптимист - подвижки есть и со временем все изменится к лучшему.

Беседовала Екатерина Рылько

Письмом Минобрнауки России от 10 августа 2015 года № 08-1240 <О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования> разъяснено, в частности, следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время подлежит применению Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (далее - справочник). С 1 января 2017 года в аналогичных целях будет применяться профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н (далее - стандарт).

И справочник, и стандарт устанавливают, что лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету , без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" (квалификации - "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы", "Историк. Преподаватель истории" и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности - "Русский язык и литература", "История" и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации , если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Таким образом, вы вполне можете стать учителем в школе, а вот чего - зависит от полученной специальности. Кроме того, в процессе работы вы, скорее всего, сможете пройти профессиональную переподготовку, то есть, грубо говоря, переучиться на учителя по другому предмету. К примеру, у меня в школе половина учителей имели дипломы классического университета, и мне они почему-то импонировали больше, но это сугубо имхо.

То есть, получается, что можно выучиться, например, на воспитателя в колледже, а потом просто за полгодика пройти профпереподготовку и стать учителем математики или географии? Ничего себе... А вот если человек повар или инженер, он может, пройдя профпереподготовку стать учителем, допустим, трудовиком?

Если вы всерьез задумываетесь о том, чтобы стать учителем, то такое стремление можно только похвалить. Однако прежде чем связать себя с данной профессией на долгие годы, необходимо понять, что она имеет массу специфических особенностей. В связи с этим, некоторые люди со временем разочаровываются в работе учителя. Чтобы этого не случилось и с вами, предлагаем узнать несколько важных вещей о данной профессии.

Очень важно заранее планировать уроки

Конечно, нельзя предсказать, как пройдет то или иное занятие. Ведь очень многое зависит от аудитории и темы. Однако если вы заранее как можно лучше подготовитесь к уроку, то будете чувствовать себя гораздо увереннее, что бы ни делали дети в классе.

Если вы не готовы, не волнуйтесь

Если по какой-то причине вам не удалось подготовиться к занятиям, или же возникла необходимость в смене плана, то не стоит переживать. Конечно, начинающий учитель вряд ли сможет легко последовать данному совету. Ведь порой молодых преподавателей охватывает мандраж даже перед уроками, к которым они тщательно готовились. В любом случае с опытом вы обнаружите, что в этом нет ничего страшного. К тому же вам будет удаваться очень быстро находить отличные идеи касательно того, как лучше провести занятие без предварительной подготовки.

С некоторыми классами работать сложнее, чем с другими

Начав работать учителем, вы вскоре на своем опыте увидите, что порой уроки проходят легко, а порой вы не можете дождаться звонка. Все зависит от ребят в классе и от того, как они воспринимают вас и предмет, преподаваемый вами. Поэтому будьте готовы к такому повороту событий. Всегда нужно иметь в запасе какие-то упражнения и задания, которые смогут разрядить обстановку и заинтересовать ребят. Кроме того, помните, что никогда не стоит сдаваться. Ведь ваша цель - обучить детей чему-то важному и новому. Следуйте ей!

Забудьте о полноценных выходных

Некоторые люди считают, что учителя слишком много отдыхают. Ведь им не приходится проводить уроки во время каникул. Однако они не понимают, что работа учителя сводится не только к преподаванию, но и к тщательной подготовке к занятиям, выполнению различных общественных поручений, повышению квалификации и т.д. Порой в течение учебного года учитель не может нормально отдохнуть даже в свой выходной день, так как ему приходится проверять домашние задания и составлять план уроков на следующую неделю.

Не бойтесь отличаться от коллег

Некоторые люди осуждают учителей, которые применяют нестандартный подход в своей работе. Однако большинство соглашается, что креативные идеи позволяют детям лучше усваивать материал. Ведь главная задача учителя - заинтересовать своих подопечных, чтобы у них появился интерес в изучении того или иного предмета.

Если вы не уверены в своем выборе, то лучше не становиться учителем

Если вы сомневаетесь в том, что карьера преподавателя - это то, что вам действительно нужно, то хорошенько подумайте о том, стоит ли продолжать работать в этом направлении. Ведь, занимаясь нелюбимым делом, вы не сможете достичь успехов в профессии. К тому же дети быстро поймут, что вам не нравится ваша работа, что неизменно отразится на их успеваемости и интересе к преподаваемому вами предмету.