Тема: «Земские контрреформы Александра III. Земская и городская контрреформы «кемеровский государственный университет»

Самодержавие создало историческую индивидуальность России.

Александр III

Контрреформы – это изменения, которые проводил Александр 3 в годы своего правления с 1881 по 1894 года. Названы они так, потому что предыдущий император Александр 2 провел либеральные реформы, которые Александром 3 считались неэффективными и вредными для страны. Император полностью ограничил влияние либерализма, сделав ставку на консервативное правление, сохраняя мир и порядок в Российской империи. Кроме того, благодаря внешней политике Александра 3 прозвали «царь-миротворец», поскольку он не вел ни одной войны за все 13 лет своего правления. Сегодня мы поговорим про контрреформы Александра 3, а также об основных направлениях внутренней политики «царя-миротворца».

Идеология контрреформ и главные преобразования

1 марта 1881 года был убит Александр 2. Императором стал его сын Александр 3. На молодого правителя огромное влияние произвело убийство отца террористической организацией. Это заставило задуматься об ограничении свобод, которые Александр 2 хотел дать своему народу, сделав упор на консервативное правление.

Историки выделяют две личности, которых можно считать идеологами политики контрреформ Александра 3:

  • К. Победоносцева
  • М. Каткова
  • Д. Толстой
  • В. Мещерский

Ниже представлено описание всех изменений, которые произошли в России в период правления Александра 3.

Изменения в крестьянской сфере

Одной из главных проблем России Александр 3 считал аграрный вопрос. Несмотря на отмену крепостного права, в этой сфере существовало несколько проблем:

  1. Большой размер откупных платежей, который подрывал экономическое развитие крестьянства.
  2. Наличие подушной подати, которая хоть и приносила прибыль в казну, но не стимулировала развитие крестьянских хозяйств.
  3. Слабость крестьянской общины. Именно в ней Александр 3 видел основу развития села России.

Новым министром финансов стал Н.Бунге. Именно ему доверили провести решение «крестьянского вопроса». 28 декабря 1881 года был принят закон, который утверждал отмену положения «временнообязанных», для бывших крепостных крестьян. Также в этом законе уменьшались выкупные платежи на один рубль, что по тем временам средняя сумма. Уже в 1882 году правительство выделило еще 5 миллионов рублей на уменьшение платежей в отдельных регионах России.

В том же 1882 году Александр 3 утвердил еще одно важное изменение: существенно уменьшалась и ограничивалась подушная подать. Часть дворянства выступала против этого, так как этот налог давал ежегодно в казну около 40 миллионов рублей, однако вместе с тем он ограничивал свободу передвижения крестьянства, а также свободный выбор ими занятия.

В 1882 году для поддержания малоземельного крестьянства был создан Крестьянский банк. Здесь крестьяне могли получить кредит на покупку земли под минимальный процент. Так начались контрреформы Александра 3.

В 1893 году был принят закон, ограничивающий крестьянам право выхода из общины. Чтобы переделить общинную землю, за передел должно было проголосовать 2/3 общины. Кроме того, после проведения передела, следующий выход можно было совершать только через 12 лет.

Рабочее законодательство

Также Император выступил инициатором первого в России законодательства для рабочего класса, который к этому моменту стремительно увеличивался. Историки выделяют следующие изменения, которые коснулись пролетариата:


  • 1 июня 1882 года был принят закон, который запрещал труд детей младше 12 лет. Также в этом законе вводилось 8-часовое ограничение на труд 12-15 летних детей.
  • Позже принят дополнительный закон, в котором запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних.
  • Ограничение размера штрафа, который предприниматель мог «стягивать» с рабочего. Кроме того, все штрафы поступали в специальный государственный фонд.
  • Введение расчетной книжки, в которую необходимо было вносить все условия найма рабочего.
  • Принятие закона, увеличивающего ответственность рабочего за участие в стачках.
  • Создание фабричной инспекции для проверки выполнения законов в трудовой сфере.

Россия стала одной из первых стан, где проходил контроль за условиями труда пролетариата.

Борьба с «крамолой»

Для предотвращения распространения террористических организаций и революционных идей 14 августа 1881 года был принят закон «О мерах к ограничению государственного порядка и общественного спокойствия». Это были важные контрреформы Александра 3, который видео большую угрозу для России именно в терроризме. Согласно новому приказу, министр внутренних дел, а также генерал-губернаторы имели право объявить «исключительное положение» в отдельных районах для усиленного использования полиции или армии. Также генерал-губернаторы получали право закрывать любые частные учреждения, которые подозревались в сотрудничестве с нелегальными организациями.


Государство существенно увеличило объем средств, которые выделялись тайным агентам, число которых значительно возросло. Кроме того, открывалось специальное полицейское отделение, «охранка», для рассмотрения политических дел.

Издательская политика

В 1882 году был создан специальный совет для контроля за издательствами, состоящий из четырех министров. Однако главную роль в нем играл Победоносцев. В период между 1883 и 1885 было закрыто 9 изданий, среди которых очень популярные «Отечественные записки» Салтыкова-Щедрина.


В 1884 году была проведена еще и «чистка» библиотек. Был составлен список из 133 книг, которые запрещалось хранить в библиотеках Российской Империи. Кроме того, усиливалась цензура на вновь опубликованные книги.

Изменения в сфере образования

Университеты всегда были местом распространения новых идей, в том числе революционных. В 1884 году министр Просвещения Делянов утвердил новый университетский устав. Согласно этому документу университеты теряли право на автономию: руководство полностью назначалось из министерства, а не выбиралось сотрудниками университета. Таким образом, министерство Просвещения не только увеличивало контроль за учебными планами и программами, но и получало полный надзор за внеаудиторной деятельностью университетов.

Кроме того, ректоры университета теряли права защиты и покровительства над своими студентами. Так, еще в годы Александр 2 каждый ректор, в случае задержания студента полицией, мог вступиться за него, взяв под свою опеку. Теперь это было запрещено.

Среднее образование и его реформирование

Самые неоднозначные контрреформы Александра 3 коснулись среднего образования. 5 июня 1887 года был принят закон, который в народе назвали «о кухаркиных детях». Его главная цель – затруднить поступление в гимназии детям из крестьянских семей. Для того, чтобы крестьянский ребенок мог продолжить учится в гимназии за него должен был ручаться кто-то из «знатного» сословия. Также существенно повышалась плата за обучение.

Победоносцев утверждал, что детям крестьян вообще не обязательно иметь высшего образование, с них будет достаточно и обычных церковно-приходских школ. Таким образом, действия Александр 3 в сфере начального и среднего образования перечеркнули планы части просвещенного населения империи по увеличению числа грамотных, количество которых в России было катастрофически малым.


Земская контрреформа

В 1864 году Александр 2 подписал указ о создании органов местного самоуправления – земств. Они создавались на трех уровнях: губернском, уездном и волосном. Александр 3 считал эти учреждения потенциальным местом для распространения революционных идей, однако не считал их местом бесполезным. Именно поэтому он не ликвидировал их. Вместо этого 12 июля 1889 года был подписан указ об утверждении должности земского начальника. Эту должность могли занимать только представители дворянского сословия. Кроме того, они имели очень широкие полномочия: от проведения судебного процесса до указов об организации арестов в районе.

В 1890 году вышел еще один закон тх контрреформ в России конца 19 века, который касался земств. Были проведены изменения избирательной системы в земства: от землевладельцев теперь могли избираться только дворяне, их количество увеличивалось, городская курия существенно сокращалась, а крестьянские места проверялись и утверждались губернатором.

Национальная и религиозная политика

В основе религиозной и национальной политики Александра 3 лежали принципы, которые были провозглашены еще в годы Николая 1 министром Просвещения Уваровым: православие, самодержавие, народность. Большое внимание император уделял созданию русской нации. Для этого была организована стремительная и масштабная русификация окраин империи. В этом направлении он не сильно расходился со своим отцом, который также русифицировал образование и культуру не русских этносов империи.

Православная церковь становилась опорой самодержавия. Император объявил борьбу с сектантствами. В гимназиях увеличивалось количество часов на предметы «религиозного» цикла. Также буддистам (а это буряты и калмыки) запрещалось строить храмы. Евреям запрещалось селиться в крупных городах, даже за «чертой оседлости». Кроме того, полякам-католикам был закрыт доступ к управленческим должностям в Царстве Польском и Западном Крае.

Что предшествовало реформам

Уже через несколько дней после гибели Александра 2, Лорис-Меликов, один из главных идеологов либерализма, министр внутренних дел при Александре 2, был отправлен в отставку, а вместе с ним ушли министр финансов А.Абаза, а также известный военный министр Д.Милютин. Новым министром внутренних дел был назначен Н.Игнатьев, известный сторонник славянофилов.29 апреля 1881 года Победоносцев составил манифест, который назывался «О незыблемости самодержавия», в котором обосновывалась чуждость либерализма для России. Этот документ является одним из главных в определении идеологии контрреформ Александра 3. Кроме того, император отказался принимать Конституцию, которую разработал Лорис-Меликов.

Что касается М.Каткова, то он был главным редактором «Московских ведомостей» и вообще одним из самых влиятельных журналистов страны. Он обеспечил поддержку контрреформ на станицах своего издания, а также других газет по все территории империи.

Назначения новых министров показало, что Александр 3 не собирался полностью останавливать реформы своего отца, просто он рассчитывал повернуть их в нужное для России «русло», убирая «чуждые для нее элементы».

(1881-1894). Его правление называют «контрреформами», поскольку многие преобразования 1860-1870-х гг. были пересмотрены. Это было ответом на антиправительственную деятельность разночинной интеллигенции. Ближайшее окружение правителя составили реакционеры: обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой и публицист М.К. Катков. В то же время Александр III вел осторожную внешнюю политику, при нем Россия ни с кем не воевала, за что император получил прозвище «Миротворец». Основные мероприятия реакционного курса:

1) Земская контрреформа . В 1889 г. были введены земские начальники. Они назначались министром внутренних дел только из местных дворян и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Они следили за порядком, сбором податей и в случае провинностей могли сажать крестьян под арест, подвергать телесным наказаниям. Власть земских начальников практически восстановила права помещиков над крестьянами, утраченную ими в ходе реформы 1861 г.

В 1890 г. был значительно увеличен имущественный ценз при выборах в земства, что значительно увеличило в них число помещиков. Список гласных от крестьян теперь утверждался губернатором.

2) Городская контрреформа . В 1892 г. за счет увеличения имущественного ценза число избирателей сократилось. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправление было практически под контролем правительства.

3) Судебная контрреформа . В 1887 г. повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство в суде. Ограничивалась публичность и гласность. Из ведения суда присяжных изымались политические дела.

4) Контрреформы в образовании и печати. Ужесточался контроль над вузами. Университетский устав 1884 г. фактически упразднял автономию университетов. Ректор и профессора назначались правительством. Плата за обучение была увеличена в 2 раза. Была создана особая инспекция, осуществлявшая надзор за студентами.

В 1887 г. был принят так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», который не рекомендовал принимать в гимназию детей из недворянских семей, открытым текстом говорилось о запрете принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Была ужесточена цензура. Все радикальные и ряд либеральных изданий были закрыты.

С 1881 г. в любой части империи позволялось вводить чрезвычайное положение. Местные власти получили право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и передавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств.


Тем не менее, правление Александра III не ограничивалось лишь проведением контрреформ. Были сделаны послабления крестьянству и рабочим. Все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп, в 1881 г. отменялось их временнообязанное состояние, понижались выкупные платежи. В 1882 г. был создан Крестьянский банк. В 1883-1885 гг. была отменена подушная подать с крестьян.

В 1882 г. был принят закон , запрещавший труд малолетних рабочих (до 12 лет). Запрещалась ночная работа женщин и несовершеннолетних. Ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня - 11,5 ч. Под влиянием Морозовской стачки (1885) был издан закон о введении фабрично-заводской инспекции и ограничен произвол фабрикантов при взыскании штрафов. Тем не менее, социальная напряженность не была снята.

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдался отход от главных целей и принципов реформ 60-70-х гг . Проведенные контрреформы на время стабилизировали социально-политическую обстановку в стране. Однако в обществе все больше нарастало недовольство проводившимся курсом.

«Положение о земских участковых начальниках» 1889 года.

Это положение распр.на 40 губерний (главным образом, на губернии с помещич.землевладением) ,созд. 2200 зем.участков (4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками.

Учреждался уездный съезд зем.начальников,состоявший из админ.и судеб.присутствия. Функции : 1) административные. 2)судебно-полицейские, передавались функции уездного по крестьян.делам присутствия и мирового суда (мир.суд сохран.лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что означало усиление админ.-полиц.власти зем.начальн. Введение института зем.начальников, объясняли, «отсутств.близкой к народу твердой правит.власти».

Их назначал мин.внутр.дел по представлению губернаторов и губерн.предводителей дворянства. Зем.начальник должен был обладать: имущ.цензом (свыше 200 десятин земли или недвижимым имущ.на 7500 рублей), высшее образование, 3 года служить либо в должности мирового посредника, мир.судьи, или членом губернского по крестьян.делам присутствия. Если не хватало кандидатур с таким послужным списком, то земским начальником могли назначить местного потомств.дворянина со средним или начальным образованием, независимо от стажа службы. Но для них имущ.ценз повышался в 2 раза.

Введение института зем.начальников, явл.одной из наиболее реакционных мер во внутр.политике в 80-90-ые гг. Данный акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами (утраченную в 1861) В обязанность земского начальника входило:

1) контроль над деятельностью крестьян.сельских и волостных учреждений

2)опека всего податного населения на его участке. Прерогативы земских начальников были очень широки. Он мог подвергать немыслимым наказаниям лицо податного сословия своего участка, при всем при том действуя произвольно, не считаясь ни с каким законом.

Волостные суды (раньше выбир.крестьянами), теперь назнач.зем. начальником, кандидатов ему предлагали сельское общество. Зем.начальник мог отменить любое постановление волостного суда. Самих судей отстранить от должности, постановления и решения зем.начальника считались окончательными и не подлежащими обжалованию. Зем.начальники выходили далеко за рамки своих полномочий, творили настоящий произвол, прикрываемый местными властями.

Закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Госуд.совета (из 39 членов, только 13 высказались за). Однако он был положительно встречен реакцион.дворян.кругами. которые требовали расширения и так широких полномочий земских начальников. Крестьяне восприним.этот закон как возврат.к крепостному праву.



«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 года

С проведением зем.и город.контрреф.были предприняты шаги к измен.Судебных уставов 1864г. Самодержавие пыталось сохранить роль дворян в земских учреждениях, но позиции дворян ослабевали. Обнаружилась нехватка гласных (члены земских собраний) из дворян из-за сокращен. числа дворян-землевладельцев, в промышл.губерниях, роль дворян в земствах сокращалась в связи с усилением новой торгово-промышленной буржуазии. Самодержавие поставило задачу усилить роль дворянства в земстве, ограничить представительство в них недворянских элементов (особенно крестьян), ограничить компетентность земств и усилить контроль за ними со стороны админ.властей, реакционное дворянство требовало вообще отменить бессословность и выборность земств.

12 июня 1890 было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально принципы бессословности и выборности сохран ., однако они были сильно урезаны,в чем и заключ.смысл земской контрреформы.

Было раньше три курии, и они были равны в правах, теперь число избирателей в дворянской курии значительно увеличивают, а две остальные курии (сельскую и городскую уменьшают).

Землевладельч.курия (ранее в нее могли балотир.землевлад.всех сословий) теперь курия только дворян землевлад. Ценз для дворян уменьш.вдвое, а число гласных землевладельч.курии еще более увелич. ,а значит уменьшилось кол-во гласных по другим куриям (городской и сельской).

Фактически крестьяне лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал съезд.земских начальн., и по решению съезда губернатор назначал гласных. Духовенство лишалось избирательных прав. Увеличив.избирательный ценз для городской курии, следовательно многие избиратели утрачивали право участв.в выборах. В результате, кол-во дворян по сравнению с 60-ми повыс.в уездных земских собраниях с 42 до 55%, в губернских с 82 до 90 %. Гласные от крестьян теперь: в уездных собраниях 31 (вместо 37), в губернских 2(вместо 7).Вес гласных от буржуазии сократ с 17 до 14% в уездах, а в губерниях с 11 до 8%.



Теперь губернатор фактически полностью контролир.деят.земских учреждений. Ввод.новой администр.звено губернское по земским делам присутствие (в его состав входили губернатор (он был председателем), губернский прокурор (управляющ.гос.имущ.), губернский предводитель дворянства и 4 местных дворян-землевлад. Орган рассматривал законность постановлений земств и следил за выборами в земства. Председатели и члены земских органов стали считаться состоявшими на гос.службе. (был введен гос.элемент в земства).

«Городовое положение» 1892 года

11 июня 1892 – издано «Городовое положение» (еще больше урезались права городского населения) От участия в городском самоуправлении отстран.: трудящиеся массы города,мелкая буржуазия, путем повышения имущественного ценза.

Преимущество отдавалась дворянам – домовладельцам, крупной буржуазии. В Москве и Петербурге правом участия в выборах в город.самоуправление теперь могло воспольз.не более 0,7% населения. В др.городах число избарат.сократ.в 5-10 раз.

Согласно положению еще больше усиливается система опеки и админ.вмешат-ва в дела городского самоуправления. Губернатор, контролировал и направлял деятельность городских дум и управ (исполнительный орган власти в дореволюционной России). Теперь городские головы и члены город.управ,считались состоявшими на госуд.службе чиновниками, не избранные представители городского населения. Однако данная городская контрреформа (как и земская 1890), не была полностью реализована,т.к. соц-экон.процессы в России оказались сильнее стремления самодержавия усилить сословно – дворянский элемент в местном управлении.

4. Экономическая программа Бунге. Этапы реализации. Что за этапы?

80-90-ые – ряд мер, способствовавш.укреплению финансов и экономич.развитию страны.

Апрель 1881 – отставка мин.финансов Абазы и назначение на пост Н.Х.Бунге. Бунге был последним «либеральным министром» в правительственном кабинете. При вступлении Бунге в должность,финансы страны находились в тяжелом положении. Общая сумма гос.долга на 1 января 1881 – 6 млрд.руб . Бюджет находился в хроническом дефиците,ценность рубля упала почти наполовину.

Бунге ставит задачу – упорядочить финансы,но без отягощения трудовых слоев населения. Именно при нем:

- были уменьш.выкупные платежи,

-отменена подушная подать и налог с занятий мещан (они его платили вместо подушной подати).

Бунге искал иные способы увеличения казны:

1) были увеличены другие прямые и косвенные налоги: поземельный (с недвижимости в городах, с золотодобывающ.промышл., с доходов от денежных капиталов)

2) ввел налоги на наследство и загран.паспорта.

3) на 30% увелич.таможенные сборы (мера преследовала и протекционистские цели).

Бунге многое предпринял для поощрения частного предпринимательства. Но все же ликвидировать бюджетный дефицит ему не удалось.

1 января 1887 г – под видом повышения в должности Бунге назначили председателем Комитета министров. (с поста мин.финансов он был уволен), на его место поставили профес.Петербургского технологич.института И.А.Вышнеградский. Он был круп.предпринимат., руководит.акционер.общ-ва Юго-Зап.желез.дороги и многих акционер.компаний, что позволило ему сколотить миллионное состояние. Изворотливый карьерист Вышнегр.сумел понравится всем: Победоносцеву, Каткову, Александру и многим либералам. Перед назначением на должность Александру предоставили на Вешнегр.досье с большим перечнем экономических проделок,но император не счел считать это нужным.

После вступления в должность, по существу Вышнегр.вел ту же экономич.политику, что и Бунге, действуя правда иными,более жесткими методами. (выколачивания с крестьян платежей и недоимок, значит.повышение косвенных налогов на предметы первой необходим.).

Вышнеградский:

1)еще больше увеличил пошлины на импорт.товары

2) изданный 1891 таможенный тариф повышал еще на 1/3

3) увеличение экспорта над импортом за счет вывоза хлеба и другой с/х продукции

При Бунге было заключено 7 иностран.займов, Вышнеградский сумел их превратить их в один займ с понижением учетной ставки (т.е. проценту по кредиту) с 5 до 4%.

Данными мерами он смог увеличить доходную часть бюджета с 958 млн.до 1167 млн.руб при этом не только ликвид.дефицит,но и превысить доход над расходом.

Чтобы упорядочить железнодорожн.хоз-во и объединить тарифы происходит выкуп частн.желез.дорог. К 1894 в госуд.управлении наход. уже 52: всех железных дорог. При Вышнегр.был создан золотой запас (360 млн.руб), что позволило Витте (след.мин.финансов), провести денежную реформу (1897).

5. Деятельность Витте. Программа экономической модернизации страны. надо ли последствия реформ?

С.Ю.Витте – крупн.госуд.деятель России рубежа 19-20 вв, министерство финансов возглавлялось Витте в течение 11 лет (1892 – 1903),.Рубеж 19-20в.характерен государственным вмешательством в экономику страны. В 90-е гг.был принят ряд экономических мер,направленных на поощрение развития промышленности и банковского дела, на ускорение индустриализации.

Витте начал свою карьеру в качестве управляющего юго-западными ж/д,а в 1899 г стал директором департамента железнодорожных дел. В феврале 1892-министр путей и сообщений, а с августа 1892г становится министром финансов.

Промышленная революция

Среди историков идут споры о том, когда же началась промышленная рев. В России. Федоров считает,что с 30-х гг., другие историки отодвигают срок до 50-хгг. Период 90-х гг. по праву можно назвать завершающим периодом. Витте объявил последнее 10-тетие периодом ускоренного развития Р. (развитие тяжелой промышленности ). У предст.власти этот курс вызвал дискуссии т.к.страна была аграрной и для осущ.развития необходимы средства реализации данной политики- крестьяне. Виттте полагал,что временно ухудшится положение крестьян,но вскоре улучшится т.к. и с/х поднимется на новый уровень. Ему удалось убедить имп.принять этот курс,что привело к известному эк.подъему 90-х гг.

Датируется 1893-1899гг.

Ускоренные темпы роста

Изменение соотношения групп пром. А-тяж. В-легкая

Энерговооруженность промышленности

Производительность

1) Увеличилась добыча нефти (почти в 3 раза) к 1900г Р.вышла на 1 место в мире

2) Развивалось строительство ж/д по 3направлениям: расшир.сети ж/д дорог, сосредоточение важнейшей ее части в руках казны, подчинение частных ж/д дорог государству. протяжен.желез.дорог увлич.с 8т.км до 22,940т км. Начало строительства Транссиба

3) Выплавка чугуна выросла на 10% с 1895-1900гг.

4) Начало формирования новых эконом.районов -металлургия Юга -нефтедобыча Юга (Бакинский бассейн)

5) Выросла добыча угля (рост за 10 лет -131%)

6) Увеличились масштабы предприятий,производ.труда

Можно сказать, что количественные показатели приводят к качественным изменениям

Пром.росла в 8 раз быстрее с/х

Мощность парового дв. На 300%

Энерговоор.пром на 178 %

Произв. Труда в тяж,промышл. выросла на 83%,а в легкой на 30%

В рамках 10 лет произошел рост тяж. пром.,завершилась пром.,рев. Источником ускоренной индустриализации стали средства пол.от перетока средств из с/х в пром. и при участии иностранных инвестиций.К концу 19в.Р. выходит на 4-5 место в Ев.и мире. Затем следует мировой эк.кризис.1900-1903.До 1909г.в Р.период стагнации,вызванный революцией,русско-яп.войной.и мир.кризисом.

Сельское хозяйство. В 1896 году Витте отказался от поддержки общинного землевладения

В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного курса, сорванную, однако, В.К. Плеве, К.П. Победоносцевым и П.Н. Дурново. К 1899 году при участии Витте были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки . В январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского вопроса. Противники Витте из помещичьего лагеря обвиняли его в том, что своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство. Это, во общем, несправедливо. Главная причина отставания сельского хозяйства заключалась в сохранении крепостнических пережитков в деревне. Выкуп за землю вынул из кармана крестьян больше денег, чем создание промышленности. Сделал свое дело аграрный кризис. А вот ко всему этому добавилась уже и политика

Экономические преобразования

Витте были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе: --

Введение казенной винной монополии (1894 г.), питейный сбор(11%бюджета)

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали

Заключение таможенных договоров с Германией (1894 г. и 1904 г.),

Развитие сети технических и профессиональных училищ.

Узловым же пунктом экономической программы Витте стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, подготовка которой началась в 80-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Вхождение Р. В мировой рынок вызвало потребность в созд.денежной системы того же типа, что и в пром.развитых странах. Реформа по 3-м направлениям:

Ликвидация дефицита бюджета

Стабилизация валютного рубля

Стимулирование инвестиций в экономику, обеспечение гарантий иностанным вкладчикам.

Реф.проводилась поэтапно и вкл.ряд мероприятий :

Первый шаг – (при Бунге) Указ 1 января 1881, запрет выпуска бумажных рублей, ликвидация в теч.8 лет долга Госуд.казначейства на сумму 400 млн.рублей.

Цель зз– обеспечить равенство бумажных и золотых рублей.

Второй шаг – (Вышнеградский): уменьшение колебания рубля на европейских биржах, накопление золотого запаса (360 млн), рост курса бумажного рубля (с 52 до 73 коп)

Третий шаг – (Витте): устойчивость курса рубля в пределах 62,3 коп.золотом, получены 2 займа, сформирована база реформы (на 1123 млн.кредитного рубля – 660 млн.рублей золотом)

Закон 8 мая 1895 – все сделки могут заключаться на российскую золотую монету, оплата по сделкам либо золотом, либо кредитными билетами по курсу

Закон «Об исправлении денежного обращения» (март 1895) – установлено соотношение: 1 кредит.рубль = 66 2/3 коп.золотом

Результат : на монете империал 10 рублей печатается 15 рублей, а на полуимпериал 5 рублей – 7,5 рублей.

Золотая валюта осталась и кредитный рубли, но изменилось их соотношение.

Серия именных указов 1897 закрепляют основные решения. 1 рубли = 1/15 империала.

Итоги реформы: Рубль стал устойчивой валютой, рубль стоил 50 амер.центов, рост иностранных инвестиций, до 1916 – рубль был самой устойчивой валютой.

2 марта 1881 года на престол вступил Александр III и вскоре (29 апреля 1881г.) новый император подписал манифест "О незыблемости самодержавия". Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу "контрреформ" 1880-1890 годов. 2 Цечоев В.К., Власов В.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. Учебное пособие- Москва-- Ростов-на-Дону, 2003 год

Этот период отмечен серией реакционных преобразований, направленных на пересмотр сложившейся системы буржуазного законодательства.

Понятие контрреформы имеет широкий смысл и включает не только реакционные законы, но и весь политический курс российского самодержавия. Объективной причиной такого поворота было несовершенство реформирования в социально-экономической и политической областях. Высшие органы государственной власти, власть монарха и всесилие бюрократии остались вне процесса перестройки. При проведении реформы восторжествовало стремление сохранить самодержавие. И в этом была угроза самим реформам. И, наконец, механизм реализации реформ был слаб, тогда как феодальная государственность сильна.

Александр III стремился сохранить существующий порядок, укрепить позиции дворянства, не допустить революции. Внутренняя политика императора носила консервативный, охранительный характер, не исключающий, однако, защиту интересов русского промышленного и торгового капитала.

Мероприятия правительства Александра III заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать.

Первые мероприятия правительства Александра III подтвердили решимость властей твёрдо проводить провозглашённый "охранительный" курс: 14 августа 1881 г. было принято "Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия". Теперь в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение "для водворения спокойствия и искоренения крамолы". Любого её жителя могли подвергнуть аресту, сослать без суда на пять лет, предать военному суду. Но так как шкалы чрезвычайных ситуаций не существовало, то в губерниях начался беспредел. Увеличиваются штаты отдельного корпуса жандармов, создаются новые охранные отделения, а в 1882 г. - секретная полиция. Губернаторы получили право закрывать органы печати, торговые и промышленные предприятия, учебные заведения; приостанавливать деятельность земств и городских дум. Изданное как "временное", сроком на три года, это "Положение" постоянно возобновлялась и действовало вплоть до 1917 г.

В условиях развивающегося капитализма Александр III, выражая интересы наиболее консервативных кругов дворянства, сохранял помещичий уклад жизни. Однако в области экономической политики император вынужден был считаться с ростом капиталистических элементов в стране. Александр III, потрясенный смертью отца, стремился всякими способами ограничивать влияние революционных группировок в стране.

Основными направлениями деятельности нового правительства были "искоренение крамолы" и успокоение общественности. Особая роль в укреплении и охранении режима отводилось Департаменту полиции, деятельность которого приобрела невиданный размах после назначения на пост его директора В.К. Плеве, а затем И.Н. Друнова. В 1882 г. политический розыск в России возглавил подполковник Отдельного корпуса жандармов Г.П. Судейкин. Этот умный, предприимчивый и честолюбивый чиновник тщательно изучил опыт работы тайной полиции европейских стран. На посту инспектора секретной полиции и начальника Петербургского охранного отделения он создал в России продуманную систему политического сыска, основанную на провокаторской деятельности, шпионаже и шантаже.

Помимо официальных полицейских органов в марте 1881г. возникла своеобразная тайная общественная организация для защиты императора и борьбы с революционным террором - "Священная дружина". Она была создана с ведома Александра III и объединяла более 700 представителей высшей знати, сановной бюрократии, генералов и др. Среди них были братья царя, министр двора И.В. Воронцов-Дашков, граф П.А. Шувалов, С.Ю. Витте. При помощи собственной агентуры, а также шпионажа и провокаций "Дружина" пыталась дезорганизовать действия революционных организаций изнутри. Вскоре ее активная, но непрофессиональная деятельность стала мешать работе Департамента полиции. А к концу 1881г. Александр III осознав опасность этого "добровольного" карательного органа, подрывавшего авторитет власти и ее монополию на репрессии, велел распустить "Священную дружину".

Годы царствования Александра III выдвинули на политическую арену идеи централизации и укрепления принципа самодержавия. "Русское самодержавие, - писал М.Н. Катков, - не может и не должно терпеть никакой неподчиненной ему или не от него исходящей власти в стране, никакого государства в государстве... Самое главное - устроить на твердых началах и поставить в правильное отношение к центральному правительству земство и местное управление".

12 июня 1890 г. было опубликовано новое Положение о земских учреждениях, утвержденное Александром III, восстановившее сословность избирательных групп и благодаря изменению ценза еще более усилившее представительство от дворян. По новому Положению в первую избирательную группу входили дворяне потомственные и личные, во вторую - прочие избиратели и юридические лица, в третью - крестьяне. Губернские гласные, как и прежде, избирались на уездных земских собраниях. В губернское собрание с 1890г. обязательно включались все уездные предводители дворянства и председатели уездных земских управ. Реформа 1890г. дала дворянам абсолютное преобладание.

Так, состав губернских гласных в 1897г. по сословиям складывался следующим образом: дворяне и чиновники - 89,5%, разночинцы - 8,7%, крестьяне - 1,8%. Но, увеличив количество гласных дворян, новое Положение в то же время уменьшило общее число гласных более чем на 30%. Сокращение гласных было проведено таким образом: от каждого уезда число гласных было уменьшено на одного, причем каждый уезд должен был иметь не менее двух губернских гласных.

Новое земское Положение фактически отрицало всякую связь с идеей местного самоуправления. По Положению 1890 г. избирательных прав были лишены: духовенство, церковный притч, крестьянские товарищества, крестьяне, владевшие в уезде частной землей, лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торговых и промышленных заведений, а также иудеи. Сельские избирательные съезды были упразднены, гласные назначались губернатором из числа кандидатов, избранных волостными сходами. Был по существу уничтожен принцип выборности управ, вводился порядок утверждения не только для председателя управы, но и для всех ее членов, причем земские собрания лишались права обжаловать неутверждение. Председатели и члены управ числились состоящими на государственной службе, в председатели управ не могли быть избираемы лица, не имеющие права на государственную службу. Последнее обстоятельство особенно отозвалось на окраинах, где председателями управ были, как правило, крестьяне или купцы. Ст. 87 Положения предоставила губернатору право останавливать исполнение постановлений собрания не только в случаях формальных нарушений закона, но и тогда, когда он усмотрит, что данное постановление "не соответствует общим государственным пользам и нуждам либо явно нарушает интересы местного населения" (принцип целесообразности).

Из положительных приобретений, привнесенных Положением 1890г., необходимо отметить: а) расширение круга лиц, подлежавших избранию в председатели и члены управ (ими могли быть не только гласные, но и вообще лица, имеющие избирательный ценз); б) некоторое увеличение компетенции земств, перечня предметов, по которым земства могли издавать обязательные постановления (ст. 108); в) восстановление почти в полном объеме прав земств на бесплатную пересылку корреспонденции. К ограничительным мерам, направленным на уменьшение самостоятельности земских органов, относится лишение уездных собраний права непосредственных, помимо губернского земства, ходатайств перед правительством. Прежний порядок возбуждения ходатайств был восстановлен лишь законом от 2 февраля 1904 г.

Участь земских учреждений в 1892г. постигла и городское самоуправление. Городовое Положение 1892г. значительно урезало избирательное право для горожан, что привело к уменьшению числа избирателей в 6-8 раз (до 0,5-2% всего городского населения). Сокращено было и число гласных (примерно в 2 раза). Произошли также изменения во внутреннем устройстве органов городского управления. Управа была поставлена в более независимое от думы положение, права городского головы как председателя думы значительно расширены за счет прав гласных, дума лишалась права отдачи под суд членов управы. Вместе с тем новое Городовое Положение приравнивало выборных должностных лиц городского управления к правительственным чиновникам и ставило их в дисциплинарную зависимость от администрации.

Городские головы и члены управы считались состоящими на государственной службе, и губернатор получил право делать им предписания и указания, а губернское по городским делам присутствие могло устранять их от должности, дума же этого права была лишена. "Есть ли что-либо ненормальнее такого положения вещей!" - горестно восклицал по этому поводу К.А. Пажитнов. - Можно сказать, что после реформы 1892 г. у нас вообще не осталось самоуправления в общепринятом смысле слова...".5 Реформа 1890-1892 гг. отбросила устройство местной власти в России далеко назад. Если Городовое Положение 1870 г. во многом напоминало тот порядок, который существовал в городах Западной Европы, то законы 1890-1892 гг. внесли такое ограничение избирательного права и такое вмешательство со стороны администрации, каких не знало в то время ни одно цивилизованное государство. Реально действующее земство не продержалось и 25 лет... Официозные "Московские Ведомства" тех лет писали: "Земство нужно только нашим конституционалистам, лелеющим мечту вырастить из этого чахлого растеньица большое и ветвистое дерево, а местное "благоустройство только выиграет от изъятия его из цепких рук земских дельцов".

Однако нельзя не признать, что к концу 70-х годов XIX в. наступил кризис земских учреждений. Лишенные инициативы, задушенные произволом администрации, земства работали как бы по инерции. Многие из гласных настолько утратили интерес к своей общественной обязанности, к тому же довольно обременительной, что перестали посещать заседания земских собраний. Исполнение земских дел в управах при отсутствии должного контроля со стороны гласных принимало все более формальные рамки, не связанные с решением реальных нужд населения. Земства быстро превращались в еще одну "начальственную" надстройку, существовавшую за счет дополнительных поборов с населения.

К концу XIX в. тревоги "смутных" 60-80-х годов были забыты, формальное земство демонстрировало "верноподданичество", крестьянский мир, ведомый земскими участковыми начальниками, заменившими в 1889г. разнобой деревенского самоуправления, был освобожден от "тягот" не прижившейся демократии. Государственный механизм работал как часы. По крайней мере так казалось царскому двору и хотелось правительству. Тем более что источник "смут и потрясений" - местное общество было благодаря усилиям администрации Александра III сведено на нет. В таких условиях думать о реформе земского и городского самоуправления, расширении его прав и демократизации вряд ли было плодотворным. Земские и городские органы самоуправления подвергались притеснениям, начиная со времен своего формирования. Особенно часты стали нападки на земства с наступлением реакции в 1880-е гг. Самоуправление при всей его ограниченности действовало на правительственную бюрократию как красная тряпка на быка. И вот 12 июня 1890г. вступило в силу новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях, что означало земскую контрреформу.

Изменениям подверглась, прежде всего, избирательная система. Три курии сохранялись, но менялись их состав и соотношение. Уменьшал ось общее количество гласных. Первая курия стала чисто дворянской, при этом ценз для дворян понижался, и дворянам отводилось более половины мест. По второй курии участие в выборах могли принимать представители всех сословий, кроме дворян и духовенства, но ценз здесь был, напротив, повышен. Духовенство от участия в выборах отстранялось. Наконец, крестьяне лишались выборного представительства; они избирали лишь кандидатов в земские гласные. Затем эти кандидатуры рассматривались съездом уездных земских начальников и при отсутствии возражений утверждались губернатором. Эти изменения означал и открытый возврат к сословности.

По закону 1890 года действительно многое изменилось. В 1864 году Государственный совет ничем не выделял дворян: все владельцы уезда и городские собственники (дворяне и не дворяне) выбирали гласных вместе. Через 25 лет Государственный совет исходил уже из противоположного принципа - улучшение состава земских учреждений за счет усиления позиций дворян как самой "благонадежной" категории жителей. "Для крестьян, утверждалось в записке к новому земскому положению (1890), земская служба будет сопряжена с наибольшими тяготами. Притом крестьяне по своему развитию окажутся менее представителей других сословий подготовленными к участию в земском деле. Лучших же деятелей на этом поприще, как и прежде будет, несомненно, поставлять дворянство. Поэтому, при установлении численного распределения этих двух сословных групп в состав уездных земских собраний, казалось бы, правильным принять, в виде общего начала, что число гласных от дворян должно, по возможности, превышать численность гласных от сельских обществ вдвое".

С.Ю. Витте считал, что "Александр III настоял на этой мысли (усиление роли дворянства - О.Н.) ...именно потому, что он был соблазнен мыслью, что вся Россия будет разбита на земские участки, что в каждом участке будет почтенный дворянин, который пользуется в данной местности общим уважением, что этот почтенный дворянин-помещик будет опекать крестьян, судить их и рядить".

Преобладание дворян обеспечивалось следующим образом. Все выборщики ("избиратели") уезда по закону делились на три разряда:

  • 1. крестьяне;
  • 2. дворяне вне зависимости от места владения имуществом - в деревне или городе;
  • 3. все прочие сельские и городские сословия.

Общее число уездных гласных было сильно сокращено - с 13329 до 10229, при этом дворянам отводилось больше половины мест, а крестьянам оставлено всего 3167 (вместо прежних 5375). Ценз в большинстве уездов был понижен, а из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имеющие купеческие свидетельства.

Право участия в выборах теперь давали или земля, или недвижимые имущества в уезде или городе на сумму не менее 15000 рублей. Многие мелкие собственники лишались участия в земских делах: отныне право избирать уполномоченных на предварительных съездах имели лишь владельцы 1/10 ценза (а не 1/20, как ранее). Крестьяне выбирали по одному кандидату в гласные от волости. Позднее из числа этих кандидатов губернатор назначал требуемое число гласных (такой порядок просуществовал до 1906 года, когда функции губернатора были переданы специальным съездам).

Перед началом выборов в уездных городах заблаговременно составлялись "избирательные списки", которые затем с исправлениями печатались в "Губернских ведомостях". В назначенные губернатором дни проходили волостные сходы, а также съезды мелких собственников и представителей прочих сословий. Гласные сохраняли свои полномочия в течение трех лет.

Вскоре после выборов (как правило, в начале сентября) собиралось уездное земское собрание. Гласных приводили к присяге; в конце работы выбирались гласные в губернское земское собрание.

С начала XX в. губернские гласные выбирали по одному члену Государственного совета, а впоследствии получили право выдвигать кандидатов в Государственную думу. Таким образом, представители земств оказались в обеих палатах российского парламента: в Государственном совете и Государственной думе.

Таким образом, задачей контрреформы было превращение земских учреждений в разновидность исполнительных органов при губернаторской власти. Такое изменение статуса повлекло за собой превращение земских должностных лиц в государственных служащих: им присваивались классные чины, выплачивались государственные пенсии. Был сохранен и усилен специальный орган административного надзора за местными учреждениями -губернское по земским делам присутствие. Последнее подчинялось специальному Совету министерства внутренних дел.

Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее:

Во-первых, местное самоуправление продолжало функционировать в "усеченном виде". Именно поэтому, можно говорить только о начальной стадии формирования системы органов так называемого местного "самоуправления". Земские учреждения действовали только в уездах и губерниях. Они отсутствовали на низовом уровне управления. Земства так и не были "увенчаны" и высшим органом, который хотя бы в какой-то мере объединял и координировал их деятельность.

Во-вторых, произошли резкие ограничения в системе выборов местных органов власти. Были узаконены такие выборы, которые отдавали предпочтение крупным землевладельцам и состоятельным гражданам.

В-третьих, управление на местах оказалось под жестким давлением государственных органов, и многие вопросы не могли решаться без согласования с полицией и другими учреждениями коронной власти.

В-четвертых, несмотря на резкое уменьшение численности состава земских и городских учреждений, значительное ограничение их прав, контрреформы не достигли конечных целей. Земское самоуправление так и не было включено в круг государственных законоположений.

В-пятых, в России продолжалась борьба всесильной государственной бюрократии с достаточно слабым, урезанным управлением на местах. Прежде всего, обострился конфликт между ними за пределами власти на почве произвольного толкования местных и неместных польз и нужд.

Контрреформы способствовали новому импульсу земского движения -либерально-оппозиционному течению, в основе которого лежали требования расширения прав земств и распространение земских принципов управления на высшие государственные учреждения.

Таким образом, контрреформы 80-90-х годов XIX вв. в целом и контрреформы земской политики в частности оказались сильной преградой наметившейся в 60-70-е гг. XIX в. модернизации государственного строя России.

Контрреформы Александра III - это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора. Главная миссия по претворению этих контрреформ в жизнь была возложена на министра внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого.

Причины контрреформ

Поводом для введения контрреформ стало убийство царя Александра II. Вступивший на престол Александр III озаботился усилением со стороны революционных сил и очень осторожно выбирал пути своего нового курса. Выбор помогли сделать сторонники реакционной идеологии К. Победоносцев и Д. Толстой. Приоритетами стали сохранение самодержавия, укрепление сословного строя, традиций и основ российского общества и неприятие либеральных преобразований.

Еще одной причиной контрреформ стало то, что власть не была готова к быстрому развитию и изменениям. А эти изменения уже начались: усилилось имущественное неравенство в деревне, возросло количество пролетариата. Власть не всегда понимала проходящие процессы и мыслила старыми понятиями.

В результате была создана программа нового царствования, которая была изложена 29 апреля 1881 года в Манифесте о незыблемости самодержавия. Автором манифеста стал К. Победоносцев.

К.П. Победоносцев

Контрреформы

Крестьянский вопрос

Были приняты меры по поддержке дворянского сословия. В 1885 году создан Дворянский банк, задачей которого стало субсидирование помещиков.

Принимались меры для сохранения патриархального строя на селе. Более сложными стали земельные переделы и разделы. Были отменены подушная подать и общинное земледелие, но выкупные платежи были снижены. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который должен был выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Изменения в судебной системе

Претерпела изменения судебная реформа 1864 года. Судоустройство усложнялось и бюрократизировалось, сокращалась компетенция суда присяжных. На селе мировой суд практически заменился произволом чиновников. Служащие из поместных дворян стали во главе всей административной и судебной власти. Они были вправе отменять решения сельских и волостных сходов. Управы на местах на них было не найти, а подчинялись они только предводителю дворянства.

Пересмотр образовательной реформы

Изменения в образовательной системе ставили своей задачей усиление контроля над средней школой. Принятый циркуляр о «кухаркиных детях» не допускал до учебы в гимназиях детей простолюдинов. Начальная школа полностью контролировалась Святейшим синодом. В 1884 году был принят Университетский устав, который окончательно отменял университетскую автономию. Выросшая цена на образование также отсекла от учебы многих молодых людей.

Изменения в земствах

В 1890 году были внесены изменения в земскую реформу, в соответствии с ними был узаконен контроль правительства над земствами. Изменение имущественного ценза лишало избирательных прав ремесленников и местных торговцев.

И.Е. Репин. Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца

Полицейские меры

В 1881 году было принято «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», которое усилило полицейско-административное давление. Областные и губернские власти получили право на любой срок вводить чрезвычайное управление и, соответственно, могли высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения и средства массовой информации. Особое совещание при Министерстве внутренних дел могло без суда и следствия ссылать подозрительных личностей и держать их под арестом до пяти лет.

Итоги контрреформ

Действительно, контрреформы Александра III немного затормозили развитие революционного движения и «заморозили» социальные противоречия, но не сделали их менее взрывоопасными. Протестных движений стало меньше, а террористических актов практически не было до начала XX века. Контрреформы должны были укрепить класс помещиков, положение которых в последнее время заметно пошатнулось.

Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат.