Сочинение на тему «Чем интересна литература XVIII века современному читателю? Русская литература XVIII века Современны ли произведения 18 века

Каждое столетие, десятилетия и даже мгновение – это застывшая вечность, и что как не литература может раскрыть глубинный смысл времени? Ведь только время в силах залечить раны – и физические, и душевные. И только время дает неоценимые уроки жизни, учит мудрости и терпению. Множество писатель старались проникнуть в душевные переживания человека, заглянуть в его сокровенные мысли. Но именно люди пера XVIII века полностью погрузились в водоворот душевных переживаний. В это время все чаще начали говорить о новом модном веянье – сентиментализме.
Какой контраст составляют строгие продуманные произведения XIX века с душевными философскими творениями XVIII века. Безмолвные страницы полны переживаний и терзаний, герои задаются вопросом о смысле жизни, и так и не находят ответ. Все кажется гениальной, сумрачной выдумкой автора – миражом из сновидений. На первом месте в сентименталистов стоят чувств и настроении, которые влияют на окружающий мир.
Писатели доказывали, что главное в человеке не происхождение, а возвышенность души, стремления к благородству и высоким поступкам. Отсюда простая истина – залогом идеального общества является развитие задатков доброты в каждом человеке. Основной миссией творческой элиты того времени было воспитание душевной красоты и нравственности в сердцах молодых людей. Считалось, что именно стихи являются первоисточником добродетели. Наиболее популярные жанры XVIII века – романсы, песни и послания.
Идеал чувственной души произвел неизгладимое впечатление на целое поколение. Быть образованным автоматически подразумевало знаться на сентиментальных романах, сопереживать героям и, самое главное, подражать им. Размышления о жизни – не новая тема в истории литературы. Как писатели XVIII века, так и современные находятся в постоянном поиске квинтэссенции существования.

Чуткий к духу эпохи Александр Сергеевич Пушкин сравнил Россию 18 века с кораблем, спущенным на воду "при стуке топора и при громе пушек". "Стук топора" можно понять по-разному: то ли как размах строительства, переделки страны, когда и Петербург, от берегов которого отходил корабль, еще напоминал наспех сколоченную театральную декорацию, еще не оделся в гранит и бронзу на века; то ли стук топора означал, что уж очень торопились спустить на воду корабль, и на нем, уже отходящем, продолжались работы; то ли это был стук топора, рубившего непокорные головы. И уж очень торопился "экипаж" этого корабля войти в Европу: наспех рубили канаты, связывавшие судно с родным берегом, с прошлым, забывая традиции, предавая забвению культурные ценности, которые казались варварскими в глазах "просвещенной" Европы. Россия отдалялась от Руси.

И все же от себя не уйти. Можно сменить русское платье на немецкое, остричь бороду и выучить латынь. Есть традиции внешние, а есть внутренние, не видимые нам самим, выработанные нашими предками в течение сотен и сотен лет. Что же изменилось в 18 веке? Многое, но самые глубинные, самые неосязаемые и самые важные национальные ценности остались, из древней истории перекочевали в новую, из древнерусской литературы они незаметно, но уверенно вошли в литературу 18 века. Это трепетное отношение к написанному слову, вера в его истинность, вера в то, что словом можно исправить, научить, просветить; это постоянное стремление видеть мир «духовными очами» и создавать образы людей высокой духовности; это неиссякаемый патриотизм; это тесная связь с народной поэзией. Писательство так и не стало на Руси профессией, оно было и осталось призванием, литература была и осталась руководством к правильной, высокой жизни.

По устоявшейся традиции с 18 века мы начинаем отсчет новой русской литературы. С этого времени отечественная словесность начинает движение к литературе европейской, чтобы окончательно влиться в нее уже в 19 веке. Из общего потока выделяется так называемая "изящная словесность", то есть художественная литература, искусство слова. Здесь поощряются вымысел, авторская фантазия, занимательность. Автор — поэт, драматург, прозаик — уже не переписчик, не составитель, не фиксатор событий, а творец, создатель художественных миров. В 18 веке наступает время авторской литературы, начинает цениться не правдивость описанного, не следование канонам, не сходство с образцами, а, напротив, оригинальность, неповторимость писателя, полет мысли и фантазии. Впрочем, такая литература только рождалась, и русские писатели поначалу тоже следовали традициям и образцам, «правилам» искусства.

Одним из первых культурных приобретений России у Европы стал классицизм . Это была очень стройная, понятная и несложная система художественных принципов, вполне подходящая для России начала и середины 18 века. Обычно классицизм возникает там, где укрепляется и расцветает абсолютизм — неограниченная власть монарха. Так было во Франции 17 века, так было в России 18 столетия.

Разум и порядок должны главенствовать и в человеческой жизни, и в искусстве. Литературное произведение — это результат авторского воображения, но в то же время разумно организованное, логически, по правилам, построенное творение. Искусство должно демонстрировать торжество порядка и разума над хаосом жизни, так же как государство олицетворяет разум и порядок. Поэтому искусство имеет еще и огромное воспитательное значение. Классицизм делит все литературные жанры на "высокие" жанры и "низкие". К первым относятся трагедия, эпопея, ода. Они описывают события государственного значения и следующих персонажей: полководцев, монархов, античных героев. «Низкие» жанры — комедия, сатира, басня показывают жизнь людей средних сословий. У каждого жанра свое воспитательное значение: трагедия создает образец для подражания, а, например, ода воспевает деяния героев современности — полководцев и царей, «низкие» жанры высмеивают пороки людей.

Самобытность русского классицизма проявилась уже в том, что с самого начала он стал активно вмешиваться в современную жизнь. Показательно, что, в отличие от Франции, путь классицизма в нашей стране начинается не с трагедий на античные темы, а со злободневной сатиры. Зачинателем сатирического направления был Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744). В своих страстных сатирах (обличительных стихотворениях) он клеймит дворян, уклоняющихся от выполнения своего долга перед государством, перед своими заслуженными предками. Такой дворянин не заслуживает уважения. В центре внимания русских писателей-классицистов - образование и воспитание просвещенного человека, продолжающего дело Петра I. И Кантемир в своих сатирах постоянно обращается к этой, сквозной для всего 18 века, теме.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) вошел в историю русской литературы как создатель од, торжественных стихотворений на "высокие" темы. Цель оды — прославление, и Ломоносов прославляет Россию, ее мощь и богатство, ее нынешнее и будущее величие под просвещенным руководством мудрого монарха.

В оде, посвященной восшествию на престол Елизаветы Петровны (1747 г.), автор обращается к новой царице, но прославление превращается в поучение, в «урок царям». Новый монарх должен быть достоин своего предшественника — Петра Великого, доставшейся ему богатой страны, а потому следует покровительствовать наукам, сохранять "возлюбленную тишину", то есть мир: Оды Ломоносова прославляют и достижения науки, и величие Бога.

"Позаимствовав" классицизм с Запада, русские писатели тем не менее внесли в него традиции древнерусской словесности. Это патриотизм и поучительность. Да, трагедия создавала идеал человека, героя, образец для подражания. Да, сатира высмеивала. Да, ода прославляла. Но, давая пример для подражания, высмеивая, прославляя, писатели поучали. Именно этот назидательный настрой делал произведения русских классицистов не отвлеченным искусством, а вмешательством в современную им жизнь.

Впрочем, до сих пор мы назвали лишь имена Кантемира и Ломоносова. А свою дань классицизму отдали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, В. И. Майков, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин. Г. Р. Державин и многие другие. Каждый из них внес что-то свое в русскую литературу, и каждый отступал от принципов классицизма — настолько стремительным было развитие литературы 18 века.

Александр Петрович Сумароков (1717—1777) — один из создателей русской классицистской трагедии, сюжеты для которой он черпал в русской истории. Так, главными героями трагедии «Синав и Трувор» являются новгородский князь Синав и его брат Трувор, а также Ильмена, в которую оба они влюблены. Ильмена отвечает взаимностью Трувору. Снедаемый ревностью, Синав преследует возлюбленных, забывая о долге справедливого монарха. Ильмена выходит замуж за Синава, потому что этого требует ее отец-вельможа, а она человек долга. Не в силах перенести разлуки, изгнанный из города Трувор, а затем и Ильмена кончают жизнь самоубийством. Причина трагедии в том, что князь Синав не обуздал свою страсть, не смог подчинить чувства разуму, долгу, а именно это требуется от человека в классических произведениях.
Но если трагедии Сумарокова укладываются в целом в правила классицизма, то в любовной лирике он являлся истинным новатором, где, как известно, чувства всегда побеждают разум. Что особенно примечательно, в поэзии Сумароков опирается на традиции народной женской лирической песни, и часто именно женщина — героиня его стихов. Литература стремилась выйти за круг тем и образов, предписанных классицизмом. И любовная лирика Сумарокова — прорыв к "внутреннему" человеку, интересному не тем, что он гражданин, общественный деятель, а тем, что несет в себе целый мир чувств, переживаний, страданий, любви.

Вместе с классицизмом в Россию с Запада пришли и идеи Просвещения. Все зло от невежества — считали просветители. Невежеством они считали тиранию, несправедливость законов, неравенство людей, а часто и церковь. Идеи Просвещения отозвались в литературе. Особенно дорог был русским писателям идеал просвещенного дворянина. Вспомним Стародума из комедии Дениса Ивановича Фонвизина (1744 (1745) — 1792) "Недоросль" и его высказывания. Монологи и реплики героя, резонера, рупора идей автора, выявляют просветительскую программу. Она сводится к требованию справедливости в самом широком смысле — от управления государством до управления имением. Автор считает, что справедливость восторжествует тогда, когда добродетельны будут законы и люди, их исполняющие. А для этого необходимо воспитание просвещенных, нравственных, образованных людей.

Просветительскими идеями проникнута одна из самых знаменитых книг 18 века — "Путешествие из Петербурга в Москву". Радищева (1749—1802), автора этого произведения, Екатерина Великая назвала "бунтовщиком хуже Пугачева". Книга построена в форме путевых заметок, жизненных наблюдений, сценок и размышлений, которые приводят автора к мысли о несправедливости всего строя жизни, начиная с самодержавия.

Литература 18 века все внимательнее всматривается не в одежду и поступки, не в социальное положение и гражданские обязанности, а в душу человека, в мир его чувств. Под знаком "чувствительности" прощается литература с 18 веком. На почве просветительских идей вырастает литературное направление — сентиментализм . Вы помните маленькую повесть Николая Михайловича Карамзина (1766—1826) "Бедная Лиза", ставшую в какой-то степени переломным явлением для русской литературы. Эта повесть провозгласила внутренний мир человека основной темой искусства, продемонстрировав душевное равенство всех людей в противоположность социальному неравенству. Карамзин заложил начало русской прозы, очистил литературный язык от архаизмов, а повествование — от напыщенности. Он научил русских писателей независимости, потому что истинное творчество — глубоко личное дело, невозможное без внутренней свободы. Но внутренняя свобода имеет и свои внешние проявления: писательство становится профессией, художник отныне может не связывать себя службой, ибо творчество есть самое достойное государственное поприще.

"Жизнь и поэзия — одно", — провозгласит В. А. Жуковский. "Живи — как пишешь, пиши — как живешь", — подхватит К. Н. Батюшков. Эти поэты шагнут из 18 века в 19 столетие, их творчество — это уже другая история, история русской литературы 19 века.

Литература во все времена является неотъемлемой частью жизни каждого человека и общества. В каждой эпохе были выдающиеся и талантливые личности, которые своими произведениями задевали людей, трогали их сердца и души, вдохновляли на подвиги, но главное, заставляли жить. В отличие от истории, литература показывает не только особенности бытия, но и внутренние переживания обычных людей и важных личностей. Поднимает философские вопросы и заставляет своего читателя взглянуть на свою жизнь по-иному.

18 век является ярким периодом расцвета литературы. Читатель может ярко проследить, как классицизм сменяется сентиментализмом, а позже и романтизмом. А ведь они очень сильно разнятся между собой. К примеру, классицизм сохраняет за собой единство времени, места и действия. В сентиментализме ярко выражены резкие изменения: нарушение литературных правил, вывод на первый план чувств и эмоций, главной была личная жизнь персонажа, его любовные перипетии.

Современная литература сильно отличается от литературы 18 века. И это неудивительно. Ведь со временем меняются ценности, интересы и мировоззрения людей. Повлияли и политические события – отмена крепостного права, смена политической власти, изменения экономики, войны и прочие изменения.

Несмотря на это, многие и сегодня увлекаются литературой того времени, перечитывают и заучивают высказывания главных литературных персонажей.

Одним из ярких произведений 18 века является повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». История о нежных и трепетных чувствах, которые заканчиваются смертью главной героини и тем самым затрагивают душу читателя. Несмотря на время, кода было написано произведение, читатель понимает, что любовь во все времена приносила людям счастье и горе. Мысли влюбленных понятны и знакомы каждому.

Стоит отметить, что произведения 18 века повествуют о благородных поступках, настоящей дружбе и иных действиях, которые вызывают у читателя букет различных эмоций. Нравоучения и советы помогут и современному читателю в его жизни. Проблемы, поднятые авторами 18 века в своих произведениях, актуальны и сегодня (к примеру, взаимоотношения власти и общества, демократия и так далее).

Благодаря такой литературе, современный читатель познает себя и узнает быт прошлого времени.

Вместе со статьёй «Сочинение «Чем современна литература 18 века?» читают:

18 век ознаменовался крупными преобразованиями, связанными с деятельностью Петра I. Россия стала крупной державой: укрепилась военная мощь, связи с другими государствами, большое развитие получила наука и техника. Конечно, все это не могло не повлиять на развитие литературы и культуры. И Петр, и Екатерина прекрасно понимали, что преодолеть косность и отсталость страны можно только при помощи просвещения, культуры и литературы.

Особенности классицизма

Особого рассмотрения заслуживает В восприятии современного читателя она связана с такими именами, как: М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев. Так, в литературе зарождается классицизм - направление, основоположники которого по праву считаются мастерами художественного слова. В школе учащиеся пишут работу по теме «Литература 18 века в восприятии современного читателя». Сочинение должно выразить мнение нашего современника о литературе эпохи классицизма. Необходимо затронуть вопросы формы и содержания произведений.

На первое место классицисты ставили долг и честь, личные чувства должны были подчиняться общественному началу. Конечно, сложна литература 18 века в восприятии. Современного читателя смущают особый язык, стиль. Писатели-классицисты создавали произведения, придерживаясь теории триединства. Это значит, что события, отраженные в произведении, должны были быть ограничены во времени, месте и действии. Также важную роль в классицизме играла теория «трех штилей», принадлежащая М. В. Ломоносову. Согласно этой теории, жанры в литературе делились на три группы. Сначала большой популярностью пользовалась ода, в ней восхвалялись цари, герои и боги. Авторы перечисляли их заслуги, но зачастую не те, которых они достигли в действительности, а те, которых должны были достигать во благо народа. Но скоро активно станет развиваться сатира. Разочаровавшись в справедливом правлении царей, поэты и писатели в стихотворениях и комедиях посредством сатирического осмеяния порицали пороки высших судей. Возьмем, к примеру, произведение Державина «Фелица». Здесь сочетаются ода и сатира. Прославляя Екатерину, Гавриил Романович в то же время обличает ее придворных. «Фелица» получила в свое время большое признание. Поэт был приближен ко двору. Однако очень скоро Державин сильно разочаровался во власти сильных мира сего.

Специфика сочинения

Однако постепенно рамки, в которые был заключен классицизм, начинают ограничивать возможности художественных мастеров. "Литература 18 века в восприятии современного читателя" - сочинение (9 класс) на эту тему должно дать представление о того времени. Сочинение в школе по данной теме должно включать элементы анализа художественных произведений. Например, если взять классицистическое стихотворение, то именно из-за этих строгих правил и витиеватого языка и трудна литература 18 века в восприятии современного читателя.

Сентиментализм

Если классицисты за основу брали общественное начало, человека, то появившиеся вслед за ними сентименталисты обратились к внутреннему миру героев, к их личным переживаниям. Особое место в сентиментализме принадлежит Н. М. Карамзину. Конец 18 века был ознаменован переходом к новому направлению в литературе, получившему название «романтизм». Главным героем романтического произведения был идеальный персонаж, абсолютно одинокий и страдающий, протестующий против несправедливости жизни.

Литература 18 века в восприятии современного читателя не утратила своего значения, а, возможно, даже получила новое признание. Она не потеряла своей актуальности сегодня, потому что проблемы, поднимаемые и решаемые мастерами 18 века, тревожат и сегодняшнего читателя. Мы все так же продолжаем любить и страдать от неразделенной любви. Мы часто делаем выбор между чувством и долгом. А разве нас устраивает современное общественное устройство?

Современная оценка

Поэтому важно, чтобы тема «Литература 18 века в восприятии современного читателя» на примере произведений конкретных авторов отражала именно современное отношение. Особо нужно остановиться на таких произведениях: «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Властителям и судиям» Г. Р. Державина, «Недоросль» Д. И. Фонвизина.

Разве может не затронуть сердце история бедной девушки Лизы из повести Н. М. Карамзина, полюбившей и обманутой, покончившей с собой в столь юном возрасте.

Внимательного отношения заслуживает и комедия «Недоросль». Главная проблема, которую поднимает автор - Сам он придерживался того мнения, что домашнее воспитание, широко распространенное в дворянской среде, было не столь полезным для детей, как казалось. Дети, воспитываясь дома, полностью перенимают все привычки и особенности поведения взрослых, становятся неприспособленными к самостоятельной жизни. Таков и Митрофан. Живет он в атмосфере вранья и духовного убожества, видит перед собой лишь негативные стороны действительности. Писатель, подчеркивая копирование Митрофанушкой манеры окружающих, ставит вопрос: кто же вырастет из него?

Мир находится в постоянном прогрессе. С последними достижениями люди ушли далеко вперед. И подчас классицизм кажется нам не совсем уместным и правильным, а «слезные драмы» вызывают улыбку своей наивностью. Но заслуга литературы 18 века ни в коем случае не может недооцениваться, и со временем ее роль в общем контексте литературы будет только расти.

Таким образом, литература 18 века в восприятии современного читателя останется, несмотря ни на что, особой вехой в развитии русской литературы и культуры.

У хорошей литературы нет возраста. Литературные произведения имеют свойство путешествовать во времени, передаваясь из поколения в поколение. Но путешествуют они не зря, а продолжают поучать читателя. Для литературы 18 века главной тенденцией являлось появление течения классицизма. Оно предполагает изображение в литературе свободного человека, который стремится сделать этот мир лучше, поменять что-нибудь. Кроме того, классицизм продвигал тему справедливости, равенства, чести. Для современного мира идеи классицизма очень современны и поучительны.

О направлениях литературы 18 века

Литература восемнадцатого века - достойный вклад в общую сокровищницу русской литературы. В этот период развиваются следующие литературные направления:

  • классицизм;
  • сентиментализм;
  • романтизм (в конце столетия).

Современность литературы 18 века

Много веков прошло, а мы, современные читатели, продолжаем изучать произведения, написанные в 18 веке. Я приведу примеры и расскажу, чем они интересны и чему могут научить, в чём их современность.

Начнём с произведений поэтов. Г. Р. Державин написал стихотворение «Снегирь», в котором воспел мощь и славу русского полководца Александра Суворова. Сейчас, когда мы тоже видим примеры доблести и славы наших солдат в различных боевых точках, произведение Державина актуально. Стиховорение М. В. Ломоносова «На день восшествия...», по жанру являющееся одой, написано поэтом для того, чтобы воспеть науку, знания. Как это сейчас современно! Стране нужны умные, образованные люди, которые продвинут вперёд науку и технику.

Продолжением темы образования является произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанное по канонам классицизма. Митрофанушка - герой комедии - не служит нигде, не работает. Даже не стремится к какой-либо деятельности. Вся его жизнь заключается только в том, чтобы поесть и побездельничать. Правда, маменька, госпожа Простакова, нанимает ему учителей. Но оказывается, это далеко не специалисты, стоят дешевле, чем выписанные из-за границы. Митрофан показывает современной молодёжи, какими быть не нужно. Действительно, комедия «Недоросль» актуальна сейчас. В век научного и технического прогресса сиране нужны умные, креативно мыслящие люди, конечно, не такие, как Митрофанушка.

Ещё одно произведение восемнадцатого века, на котором мне хотелось бы остановиться, это повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Оно принадлежит к такому литературному направлению, как сентиментализм. Вся повесть проникнута жалостными чувствами к главной героине – Лизе. Произведение современно. Ведь такие вечные ценности, как любовь, отзывчивость, преданность, о которых идёт речь в повести, не могут устареть.