Профессия социальный педагог. Социальный педагог – это специалист, помогающий детям и подросткам социализироваться в обществе Где может работать социальный педагог

Начинающий: 15000 ⃏ в месяц

Опытный: 20000 ⃏ в месяц

Профессионал: 30000 ⃏ в месяц

* - информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Новые профессии всегда востребованы. Такие учреждения как детские сады, школы, приюты, социальные службы испытывают недостаток квалифицированных специалистов.

Для кого подходит профессия

Профессионально важные качества :

  • коммуникабельность;
  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • любовь к детям;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • чувство такта;
  • высокий уровень культуры;
  • развитое аналитическое мышление;
  • трудолюбие;
  • активность.

Карьера

Заработная плата социального педагога зависит от уровня его квалификации, трудового стажа и бюджета организации, где он трудится.

Обязанности

  • осуществление социальной помощи и поддержки детей и подростков;
  • оказание содействия в получении пособий и компенсаций, адресной помощи детям, материальной поддержки сиротам, выпускникам детских домов;
  • социально-педагогический патронаж детей-инвалидов и детей из семей группы риска;
  • диагностическая, коррекционная и реабилитационная работа с детьми с девиантным поведением и детьми, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;
  • изучение социально-бытовых условий жизни ребенка, особенностей семьи, микросреды;
  • диагностика социальных отклонений;
  • социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений, воспитательных влияний;
  • защита прав детей и подростков;
  • организация разносторонней, социально приемлемой культурно-досуговой деятельности детей и подростков;
  • проведение профориентационной работы с детьми и подростками.
Оцените профессию: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В настоящее время вузы и продолжают вести подготовку будущих специалистов по специальности «Социальный педагог». Для того чтобы получить данную профессию, необходимо пройти обучение по программе, предусмотренной учебным заведением. Как правило, полный срок образовательной подготовки данной специальности составляет 5 лет.

Предусматриваются такие формы обучения как очно-заочная, заочная, очная и дистанционная. В целом, сроки и образования между различными образовательными учреждениями различаются в зависимости от установленных в них порядков и правил.

Анализ практики данной специальности говорит о том, что эффективность деятельности социального педагога зависит от уровня подготовки в учебном заведении. Также значение имеют личностные качества специалиста. Социальный педагог необходим категории людей, которой требуется психологическая поддержка и социальная помощь. Потому для будущего специалиста профессионально значимыми являются такие качества как: эмпатия, коммуникабельность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, выдержка.

Деятельность социального педагога

Социальный педагог осуществляет работу с детьми и подростками из неблагополучных семей, их родителями и иными лицами, нуждающимися в защите их прав и свобод. Он работает в реабилитационных центрах, школах-интернатах, детских домах, больницах. Педагог ведет деятельность в тесном сотрудничестве с полицией, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.

Так, социальный педагог работает с теми, кто перенес психологическую травму в результате насилия, потери близких людей, противоправных действий. Его деятельность в работе с проблемными детьми и подростками направлена на установление с ними доверительного контакта, обнаружение их проблем и оказание поддержки.

Педагог участвует в разрешении проблемных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, выявляет его потребности и разрабатывает меры поддержки, привлекая соответствующие органы, например, по опеке и попечительству.

Специалист старается создать для них комфортную психологическую обстановку, для того чтобы такие ребята ощущали себя в безопасности. Безусловно, социальному педагогу необходимо обладать психической устойчивостью, ведь в работе придется непрерывно сталкиваться с трудностями. Не исключено, что дети и подростки из неблагополучных семей имеют психические расстройства и отклонения в развитии. Их поведение может носить асоциальный характер, а потому нуждается в корректировке и адаптации. Задача педагога - оказывать помощь, применяя знания и опыт в области воспитания, обучения и развития личности. Социальному педагогу необходимо умение слушать и понимать, сопереживать, общаться с людьми разных категорий.

Специальность «Социальная педагогика».

Квалификация - социальный педагог.

Формы получения образования: дневная (бюджет/платное), заочная (бюджет/платное).

Обучение проводится на русском языке.

Специфика и актуальность.

В современном мире защита прав и законных интересов детей является предметом государственной заботы. Задачи защиты детства являются приоритетными в любом учреждении образования Республики Беларусь. Профессионально их реализует социальный педагог.

Социально-педагогическая деятельность многоаспектна и многонаправленна. В целях защиты прав и интересов детей и молодежи социальный педагог взаимодействует широким кругом лиц, заинтересованных в судьбе несовершеннолетнего. В их числе родители, представители администрации учреждения образования, педагоги-психологи, классные руководители, педагоги-предметники, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних, представители комиссии по делам несовершеннолетних, представителями органов опеки и попечительства и другими лицами. Социальный педагог это не учитель с базовым образованием предметника, а педагог широкого профиля. Он владеет правовыми и психологическими компетенциями, знает основы менеджмента в системе образования, способен не только увидеть проблему ребенка, но и помочь ему найти себя.

Выпускники специальности «социальная и педагогика» могут работать в учреждениях образования, инспекциях по делам несовершеннолетних, органах охраны детства.

Чему Вы научитесь.

Изучаются:

1. Цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин:

  • Педагогика
  • Психология
  • Информационные технологии в образовании
  • Иностранный язык
  • Безопасность жизнедеятельности человека
  • Белорусский язык (профессиональная лексика)

2. Цикл специальных дисциплин:

  • Теория и практика социальной педагогики
  • Социальная политика
  • Методология и методы социально-педагогического исследования
  • Социальное воспитание в учреждениях образования
  • Основы социально-педагогической деятельности
  • Психология социально-педагогической деятельности
  • Технологии социально-педагогической деятельности
  • Теория и практика социально-педагогической работы с семьей
  • Основы профессионального мастерства социального педагога
  • Охрана детства

3. Дисциплины БГПУ:

  • Введение в учебную деятельность студента
  • Педагогика детского коллектива
  • Возрастная физиология и школьная гигиена
  • Методика воспитательной работы в детских оздоровительных учреждениях образования
  • Социально-педагогическая деятельность за рубежом
  • Методика социально-педагогической деятельности
  • Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности
  • Психосоциальная работа в деятельности социального педагога
  • Психология общения
  • Психология управления в образовании
  • Статистическая обработка данных социально-педагогических исследований
  • Консультирование в социально-педагогической деятельности
  • Основы педагогической антропологии
  • Правовые основы социально-педагогической деятельности

4. Дисциплины по выбору:

  • Социально-педагогическая профилактика игровой и компьютерной зависимости у детей и молодежи.
  • Социально-педагогическая работа с детьми, находящимися в социально опасном положении.
  • Социально-педагогические основы формирования репродуктивного здоровья обучающихся.
  • Подготовка учащихся к семейной жизни.
  • Арттерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Диагностика и коррекция межличностных отношений.
  • Основы коррекционно-развивающей работы.

5. Факультативные дисциплины:

  • Социально-психологический тренинг.
  • Основы медиапедагогики.

Социальные педагоги работают в образовательных учреждениях: дошкольных, общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных, высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, детских домах и школах-интернатах, социально-педагогических центрах, службах по охране и защите детства и семьи, центрах профориентации, молодежных организациях, учреждениях системы Министерства труда и социальной защиты, Министерства внутренних дел и многих др.

Работаю социальным педагогом в Рязанской области в школе. Оклад 4,5 тысячи, т.е. ниже прожиточного минимума. До данного показателя доводят баллами (стимулирующими). Работаю с высшим образованием, работаю 2 год. На категорию можно будет подавать через 3 года после начала работы, но она существенных изменений не принесет. Поэтому нищенствовать все равно будете. Работы много, придурков, с которыми надо работать, еще больше. По сути, когда вы приходите работать в школу соц.педагогом, вы берете на себя обязанности (вернее, на вас возлагают), намного превышающие ваши силы и должностную инструкцию. И удивленно и надменно смотрят на вас, если вы пытаетесь отстоять свои права и разумную нагрузку. Все моментально начинают переваливать на вас свои обязанности, начиная от простых учителей, у которых какой-нибудь ученик сорвал урок ("Он мне урок сорвал! Сделайте что-нибудь" ... Посылайте сразу нах.., потому что это проблема учителя, а не ваша), и заканчивая органами опеки и прочими организациями, которые сваливают свои обязанности на вас до последнего ("Ребенок не ходит в школу или приходит пьяный и в трусах? Ну, так проведите с ним очередную (тридцать первую по счету) беседу, это ваша работа" - вот их обычный ответ на ваши хождения по всем инстанциям, разговоры с такими же пьяными родителями и попытки хоть кого-то привлечь для помощи. При таком объеме работы, бумажной волокиты, ответственности и нервном напряжении эта должность оплачивается на уровне уборщиц. А чушь, которую вам радужно травят в ВУЗе, о том, что эта такая распрекрасная и интересная профессия, рассыпается при первом вашем устройстве на эту работу. Максимум, что вы можете вынести из этой профессии и работы - посмотреть на то, какими идиотами полон белый свет, так как как раз именно с такими вам и придется иметь дело. Нормальные ученики - не ваша забота и к вам они не имеют отношения. Плюсы данной профессии помимо удивления от объективной реальности и жуткого разочарования (которое, возможно, толкнет вас на более разумные мысли о своем будущем) - начинаете видеть людей насквозь и оценивать человека и его качества примерно за 3 секунды, потом это умение в жизни пригодится точно. Что еще из положительного? - Начинаете думать, что работа уборщицей имеет свои плюсы, спадают розовые очки, что можете своей любовью к деткам изменить мир, начинаете трезво смотреть на вещи... И еще, то что вы учите в ВУЗе не имеет никакого отношения к работе. Не тратьте время и деньги, если вы на коммерции и очке. Заочка стоит намного дешевле, обходится меньшими нервами и при устройстве на работу имеет такой же эффект: когда вам присылают первого психически неуравновешенного подростка, который выгрыз зубами кусок унитаза, - вы не знаете, что с ним делать. Этому в вузе не учат ни на очке, ни на заочке. Потом в процессе научитесь. В общем, если у вас нездоровое чувство юмора, вас есть кому содержать (муж, родители, любовник и т.д.) - денег вы там не заработаете, у вас устойчивая психика и интерес к подобным личностям, которые никак не вписываются в понятие "адекватный", у вас есть время, желание повзрослеть, желание увидеть мир в самом неприглядном его свете - вперед и добро пожаловать. Если нет, - эта профессия не для вас.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.Ф.БАСОВ, В.М.БАСОВА, А.Н.КРАВЧЕНКО

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений ,

обучающихся по специальности 031300 (050711 ) «Социальная педагогика »

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73 Б257

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Калужского государственного

педагогического университета им. К.Э.Циолковского С.Н.Касаткина;

доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного

педагогического университета им. К.Д.Ушинского М.А.Ковалъчук

Басов Н.Ф.

Б257 Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. по­собие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Ба-сова, А.Н.Кравченко. - М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2006. - 256 c. ISBN 5-7695-2313-1

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госу-дарственного образовательного стандарта и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В пособии раскрываются роли и функции социального педа-гога, дается его профессиональный портрет, характеризуются сферы прак-тической деятельности.

Для студентов высших педагогических учебных заведений; может быть полезно также аспирантам, практическим работникам, занимающимся социально-педагогической деятельностью.

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н., 2006 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 5-7695-2313-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

Введение 3

Глава 1. Социальный педагог - профессия педагогическая5

§ 1. Понятия «профессия», «специальность»,

«квалификация» 5

§ 2. Классификация профессий 7

§ 3. Новое время - новая профессия 8

§ 4. Назначение специалиста 9

§ 5. Функции и роли социального педагога 10

§ 6. Система подготовки социального педагога 12

Документы и материалы 14

Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога 35

§1. Общие требования к социальному педагогу 35

§ 2. Примерная модель профессиональной деятельности 38

§ 3. Этические нормы и ценности социального педагога 39

§ 4. Профессиональные обязанности социального педагога42

§ 5. Права социального педагога как специалиста

§ 6. Профессиональное самоопределение и карьера

социального педагога 45

Документы и материалы 48

Глава 3. Сфера деятельности и место работы социального педагога ...85

§ 1. Социум, ближайшее окружение человека 85

§ 2. Социально-педагогические учреждения системы

образования 87

§ 3. Социальный педагог в учреждениях системы

социальной защиты населения 89

§ 4. Особенности валеологической социально-педагогической

деятельности в учреждениях образования и здравоохранения 93

§ 5. Специфика социально-педагогической деятельности

в учреждениях пенитенциарной системы 96

Документы и материалы 99

Глава 4. Специализация в работе социального педагога 116

§ 1. Специализация как часть специальности 116

§ 2. Семейный социальный педагог 118

§ 3. Общинный (сельский) социальный педагог 120

§4. Социальный педагог детских объединений 126

§ 5. Социальный педагог - специалист по работе

с молодежью 127

Документы и материалы 134

Глава 5. Виды социальных институтов 165

§ 1. Понятие «социальный институт», его характеристика 165

§ 2. Ведущий социальный институт - семья 170

§ 3. Школа как социальный институт 176

§ 4. Религия как институт социализации 180

§ 5. Другие институты социализации, их характеристика 183

Документы и материалы 188

Глава 6. Развитие современной системы служб социальной

помощи населению 210

§ 1. Понятия «система», «служба социальной помощи» 210

§ 2. Многообразие современных служб социальной

помощи населению 212

§ 3. Особенности деятельности социального педагога

в современной системе социальной помощи населению 218

Документы и материалы

Приложения 229

Приложение 1 229

Приложение 2 238

Приложение 3 242

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие знакомит студентов с основами их будущей профессии, важнейшими понятиями, теоретическими проблема-ми, содержанием и основными направлениями деятельности со­циального педагога.

В пособии раскрываются роль и функции будущего специали-ста, характеризуется сфера его практической деятельности. Посо­бие состоит из шести глав, а также включает приложения, непос­редственно связанные с программой учебного курса «Введение в профессию».

В первой главе анализируются основные понятия данного кур­са: «профессия», «специальность», «квалификация», «специали­зация», дается их классификация, характеризуются назначение специалиста и его функции. Особое внимание уделено системе подготовки социального педагога в нашей стране.

Вторая глава посвящена профессиональному портрету соци­ального педагога. Здесь представлена модель его профессиональ-ной деятельности, раскрыты этические нормы и ценности специ-алиста, охарактеризованы профессиональные обязанности и пра-ва, специфика профессионального самоопределения и карьеры социального педагога.

В третьей главе анализируются сферы деятельности социально­го педагога. Раскрыты особенности социума, охарактеризованы со­циально-педагогические и социально-психологические службы образовательных учреждений; социальные службы муниципаль-ных органов и их учреждений; социальные службы специализиро­ванных учреждений; социальные службы предприятий, организа-ций, учреждений; социально-педагогические службы системы дополнительного образования.

Четвертая глава посвящена специализациям деятельности со­циального педагога, таким, как семейный социальный педагог; общинный (сельский) социальный педагог; специалист по рабо­те с молодежью и т.д.

В пятой главе раскрываются основные виды социальных ин-ститутов: семья, образовательное учреждение, средства массовой информации и другие.

В шестой, заключительной, главе анализируются современная система служб социальной помощи населению и основные на-правления деятельности социального педагога в ней.

Отбор включенных в учебное пособие тем определен требова-ниями Государственного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности.

Каждая глава снабжена вопросами для самоконтроля, а также списком рекомендуемой литературы для углубленной самостоя-тельной работы. Кроме того, в качестве приложений представле­ны документы и материалы, раскрывающие специфику данной специальности. Среди них законодательные и нормативные акты, Государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования, Положение о социальном педагоге школы и другие.

Учебное пособие поможет будущим социальным педагогам в подготовке к практическим занятиям и зачету, в написании до­кладов, рефератов и других письменных работ. Существенную по­мощь оно окажет работникам социально-педагогической сферы в процессе повышения квалификации.

В учебном пособии были использованы материалы работ изве­стных специалистов в области социальной педагогики В.Г.Боча-ровой, Ю.В.Васильковой, М.А.Галагузовой, М.П.Гурьяновой, И. П.Клементович, Т.В.Лодкиной, Л. В. Мардахаева, В.Ж. Маслен-никовой, А.В.Мудрика, Ф.А.Мустаевой, В.А.Никитина, Л.Е.Ни-китиной, Р.В.Овчаровой, М.И.Рожкова, В.А.Сластенина, В. А. Фо-кина, П.А.Шептенко и многих других.

Надеемся, что данное пособие внесет свой вклад в подготовку социальных педагогов на более высокой профессиональной ос­нове.