Саул, первый царь еврейский. Царь саул

Саул- первый царь Израиля

Отношения Бога иЕго избранного народа, какими ихописывает Библия, напоминают отношения родителя иребенка. Сразу после Исхода изЕгипта Бог через Моисея, апотом через Иисуса Навина давал народу–младенцу детальные указания полюбому поводу. Посути дела, отнего требовалось только одно: безграничное доверие иполное послушание. Но, как иребенок, народ нередко оказывался строптивым инепослушным ибывал заэто наказан.

Когда народ Израиля осел вХанаане, Бог доверил ему больше свободы, израильтяне сами стали устраивать свою жизнь. Но, как подростки, они изодной беды попадали вдругую. Тогда Бог вмешивался, призывая изчисла израильтян «судей»- вождей, которые помогали имвыпутаться. Нонастало время, когда народ решил самостоятельно выбирать себе судьбу иосновать собственное государство.

Прежде чем это произошло, народ находился под опекой последнего судьи- Самуила. Интересно, что власть его была совершенно неформальна: оннебыл ницарём, нипервосвященником, хотя сраннего детства вырос при Скинии (достроительства иерусалимского Храма именно она была центром ветхозаветной религии). Весь его авторитет держался наличных качествах, точнее, наволе Божией, которую оноткрывал народу. Нокогда Самуил состарился, выяснилось, что преемника унего нет. Его сыновья, как это часто бывает, благочестия отца непереняли. Ктоже возглавит народ после его смерти?

Итогда израильтяне захотели стабильности, твёрдой руки, преемственности власти. «Поставь над нами царя, чтобы онправил нами!»- потребовали они.

Самуилу такое требование было неподуше, непонравилось оно иБогу. Досих пор толькоОн мог называться Царём Израиля- народа, которыйОн спас изЕгипта, вбуквальном смысле слова создал изтолпы рабов, как создал Адама изземного праха. НоОнпозволил Своему народу поступать так, как люди сочтут нужным. «Послушайся их, - сказал ОнСамуилу, - ибо нетебя они отвергли, ноМеня, чтобЯ нецарствовал над ними».

ИСамуил сказал народу: «Царь, который будет царствовать над вами, сыновей ваших возьмёт иприставит ихкколесницам своим, ибудут возделывать поля его, жать хлеб его, делать ему воинское оружие; идочерей ваших возьмёт, чтоб они варили кушанья ипекли хлебы… исами выбудете ему рабами; изастонете тогда отцаря вашего, нонебудет Господь отвечать вам тогда».

Народ это предупреждение несмутило. Надо сказать, что вдревности вмонархии обычно видели непросто ещё одну возможную форму государственного устройства. Абсолютность царской власти требовала какого–то оправдания, ипроще всего было сказать, что еёповелели установить сами боги. Ацарь, соответственно, играл роль посредника между миром богов имиром людей. Неслучайно вподавляющем большинстве древних обществ цари также были верховными жрецами. Месопотамские цари нередко заявляли осебе как обизбранниках идаже детях различных божеств, аегипетский фараон ивовсе считался одним изглавных богов Египта.

При всём сходстве деталей мыневидим вистории Израиля ничего подобного. Народ сам избирает монархический образ правления, внём нет инамёка накакую–то божественность. Более того, ссамого начала проводится граница между царём исвященнослужителем: царь недолжен совершать никаких ритуалов, он- такойже человек, как ивсе остальные. Сдругой стороны, именно онпредставляет свой народ перед Богом, поэтому Господь лично избирает его, помогает ему, ноиспрашивает снего особенно строго. Посути, земной царь избранного народа- наместник Господа как истинного Царя.

Божественный выбор пал намолодого красавца поимени Саул (впереводе севрейского - «выпрошенный») изплемени Вениамина. Впоисках пропавших ослиц своего отца онобратился кпророку Самуилу, который узнал внём избранника Господа. Втевремена, как исегодня, люди интересовались пророками исвященниками нередко для того, чтобы улаживать свои земные дела. НоуСамуила нашёл Саул неослиц, ацарское достоинство. Пророк устроил ему торжественный обед, оставил ночевать всвоём доме, аутром вывел его загород ивозлил наего голову сосуд оливкового масла- помазание символизировало посвящение вцарское или священническое достоинство. Илишь потом, набольшом торжественном собрании представителей всего народа, Саул был провозглашён царём, когда нанего указал жребий. Такая двойственность подсказывает нам: насамом деле Господь избирает того или иного человека вправители, авсе публичные церемонии лишь служат проявлением Его воли.

Как мывидим, эта система совершенно непохожа нинасовременные республиканские выборы, нинасредневековые монархии спередачей страны понаследству, словнобы она- частная собственность государя. ВБиблии Бог сохраняет заСобой верховную власть над Израилем ипросто назначает земного царя как Своего наместника, которого при необходимости может иотстранить, как это впоследствии произошло сСаулом.

Итак, Саул взошёл натрон истал вести достаточно успешные войны сокрестными народами. Казалосьбы, израильтяне получилито, чего искали: царя, который повёл свой народ отпобеды кпобеде. Ноиопасные стороны царской власти выявились очень скоро.

Перед походом или сражением израильтяне обращались смолитвой кБогу иприносили Ему жертвы. Возглавлял эти жертвоприношения пророк Самуил. Однажды онзадержался, войско устало отбездействия, люди начали разбредаться, так что Саул решил взять инициативу всвои руки исовершил обряд самостоятельно. Подобно царям языческих народов, онповёл себя нетолько как царь, ноикак священник. ОтСамуила ему пришлось выслушать суровый упрёк: онприсвоил себе право, которое ему непринадлежало!

Вследующий раз Саул напал наамаликитян, которых Господь повелел полностью истребить, неоставляя даже военной добычи. Вопрос отом, почему Господь давал такие суровые повеления, очень сложен, иполностью разбирать его здесь мынебудем, можно сказать только очень кратко: втевремена поголовное истребление мирного населения было вполне нормальным способом боевых действий. Проповедь миролюбия иподписание Женевской конвенции были втом мире совершенно невозможны. ИГосподь постепенно вёл израильтян кболее близкой нам этике, ограничивая ихразрушительный гнев только теми группами людей, которые действительно грозили Израилю полным истреблением, физическим или духовным (тоесть растворением веры вЕдиного впримитивном ижестоком язычестве). Махатмы Ганди втевремена, ксожалению, немогло быть наземле.

НоСаул иего армия поступили иначе: царь амаликитян был оставлен вживых, аиздобычи было уничтожено лишь малоценное. Хороший скот идорогие вещи воины предпочли оставить себе- обратим внимание, что двигал ими никакой негуманизм, аэлементарная жадность, стремление устраивать свою судьбу пособственным прихотям. Итогда Самуил сказал Саулу: «Неужели всесожжения ижертвы столькоже приятны Господу, как послушание? Послушание лучше жертвы, иповиновение лучше тука овнов; ибо непокорность такойже грех, что волшебство, ипротивление- тоже, что идолопоклонство; зато, что тыотверг слово Господа, иОн отверг тебя, чтобы тынебыл царём».

Саул ещё долго оставался напрестоле. Нотеперь уже неего сыну было суждено взойти напрестол после него, даисама жизнь Саула была лишена покровительства свыше. Как описывает это Библия, «отСаула отступил Дух Господень, ивозмущал его злой дух». Чтобы успокоить своего властелина, придворные нашли ему искусного музыканта- юношу поимени Давид. Его история- совершенно отдельный разговор, имыкнему вернёмся, нопока речь оСауле.

Давид стал оруженосцем илюбимым музыкантом царя, который уже знал, что отвергнут Богом, ноещё недогадывался, что миловидный юноша- его преемник. Самуил тайком отвсех уже помазал Давида нацарство, нониволя Божия, нидаже обряд помазания ещё неозначали, что Давид сразуже станет править. Нередко обещанный дар свыше приходит кчеловеку только после немалых усилий. Так было исДавидом.

Апока израильтяне отправились навойну сосвоими постоянными врагами- филистимлянами. Как часто бывало вдревности, тепредложили провести поединок между двумя богатырями ивыставили своего бойца поимени Голиаф. Ростом этот боец был около трёх метров, как описывает Библия (может быть, небез преувеличений), аего оружие идоспехи неимели себе равных.

Ответить наброшенный вызов должен былбы царь Саул. Израильтяне ведь для того ипопросили себе царя, чтобы онвозглавлял народ навойне. Ноцарь, который оказался недостоин своего призвания перед Богом, точно также немог выполнить исвоих обязательств перед народом. Итогда набой вызвался юный Давид, новый царь Израиля, которого ещё никто тогда незнал. Онвышел набой спривычным оружием пастухов- пращой- ипоразил соперника метким выстрелом прежде, чем тот приблизился кнему. Так Голиаф навсегда стал образом могучего, неповоротливого великана, которого побеждает легковооружённый, ногибкий соперник. Аможет, дело нетолько вбоевых качествах, ноивтом, очем Давид сказал перед боем: «Тыидёшь против меня смечом икопьём ищитом, аяиду против тебя воимя Господа Саваофа, Бога воинств израильских». Пастушок, прежде защищавший своё стадо отхищников, стал орудием Бога, защищающего Своё стадо- народ Израиля.

После победы Саулу нужно было наградить юношу, ицарь выдал занего свою дочь Мелхолу. Ноонпонял, что отныне Давид- его соперник, ведь народ, празднуя победу, распевал: «Саул победил тысячи, аДавид- десятки тысяч!» Саул даже порывался сам убить Давида, ноему недали это сделать собственные дети. Сначала Давида предупредила обопасности его жена Мелхола, апотом лучший друг- сын Саула Ионафан.

Ещё дважды Саул говорил сДавидом, которого онвместе сосвоим войском безуспешно ловил погорам ипустыням. Один раз Саул зашёл облегчиться впещеру, где скрывался отряд Давида. Тот струдом удержал своих воинов отнемедленной расправыи, подкравшись, отрезал уСаула кусок одежды. Апотом издалека показал Саулу этот лоскут: онмогбы убить никчёмного царя, нонеподнял руку напомазанника Божиего. Логика дворцовых переворотов была ему чужда- Господь возводит царей напрестол, пусть Господь инизводитих.

Саул раскаялся ипросил прощения уДавида, нонедолго оставался онвтаком настроении. Зависть излоба имеют свою логику, иесли человек поддаётсяим, очень трудно ему потом избавиться отихвласти- вскоре отряд Саула снова гнался попятам заДавидом.

Через некоторое время Саул отправился наочередную войну сфилистимлянами. Ончувствовал, как шатко его положение; прежде советы ему давал пророк Самуил, ноонуже давно ктому времени умер. Еслибы можно было вызвать его измогилы! Даведь всегда есть гадатели иволшебники, которые такими вещами занимаются…

Израильтянам было категорически запрещено заниматься оккультной практикой. Хранить верность Единому Богу- значит, прежде всего, неприбегать кпомощи всевозможных божков идухов, как хранить верность супругу- значит незаводить мимолётных романов настороне. Когда–то Саул изгнал всех гадателей изсвоего царства, теперьже онсам обратился ктакой женщине, чтобы вызвать дух Самуила. Ему даже пришлось притвориться, что это неон, грозный царь Саул, аобычный человек. Царь окончательно утратил своё царское достоинство. Колдунья согласилась «вывести» Самуила. Ответ пророка наотчаянные вопрошания царя звучал так: «Для чегоже тыспрашиваешь меня, когда Господь отступил оттебя исделался врагом твоим? Господь сделаетто, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство изрук твоих иотдаст его ближнему твоему, Давиду».

Былли тонасамом деле Самуил? Врядли духи мёртвых являются кнам, как слуги, попервому вызову. Это вполне мог быть тот самый злой дух, который прежде находил наСаула. Нодух влюбом случае его необманул: вбою, который состоялся наследующий день, погиб исам Саул, иего сыновья. Обратившись кгадалке, Саул получил что искал- ноему это никак непомогло.

Ацарствовать стал Давид, основатель вечной династии израильских царей- ноэто уже другая история.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 59 ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ Эта глава основана ни Первой книге Царств 8-12 гл. Управление Израилем осуществлялось от имени Бога и Его власти. Задача Моисея, семидесяти старейшин, начальников и судей заключалась только в проведении в жизнь законов, данных Богом, но власти

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Саул, первый царь еврейский Саул был сыном знатного еврея, по имени Киса, из колена Вениаминова. Он был высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), и не было никого из израильтян красивее его.Вскоре после помазания Саула на царство Самуил созвал народ,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что царь Саул возненавидел Давида? Когда войско царя Саула возвращалось домой после победы над филистимлянами, одержанной благодаря подвигу юного Давида, поразившего богатыря Голиафа, навстречу царю выходили израильтянки с пением и плясками, с тимпанами и кимвалами.

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Цари Израиля и Иудеи: Саул, Давид и Соломон Следующей эпохой в истории Израиля после судей была эпоха царей. Это было время самых блестящих достижений Израиля и его самых тяжелых унижений. Этот период продолжался примерно с 1050 г. до н.э., когда воцарился Саул, до 586 г., когда

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

6. Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, 7. ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне все с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестят наступающее и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Надав - царь Израиля 25 Надав, сын Иеровоама, стал царем Израиля на втором году правления Асы, царя Иудеи, и правил Израилем два года. 26 Он делал зло в глазах Господа, ходя путями своего отца и в его грехе, к которому тот склонил Израиль.27 Бааша, сын Ахии из дома Иссахара,

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Бааша - царь Израиля 33 На третьем году правления Асы, царя Иудеи, Бааша, сын Ахии, стал царем всего Израиля в Тирце и правил двадцать четыре года. 34 Он делал зло в глазах Господа, ходя путями Иеровоама и в его грехе, к которому тот склонил

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Ила - царь Израиля 8 На двадцать шестом году правления Асы, царя Иудеи, Ила, сын Бааши, стал царем Израиля и правил в Тирце два года.9 Зимри, один из его приближенных, под началом у которого была половина его колесниц, составил против него заговор. Когда Ила был в Тирце и

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Охозия - царь Израиля 51 Охозия, сын Ахава, стал царем Израиля в Самарии на семнадцатом году правления Иосафата, царя Иудеи, и правил Израилем два года. 52 Он делал зло в глазах Господа, потому что ходил путями отца и матери, и путями Иеровоама, сына Навата, который склонил

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Иорам - царь Израиля 1 Иорам a, сын Ахава, стал царем Израиля на восемнадцатом году правления Иосафата, царя Иудеи, и правил в Самарии двенадцать лет. 2 Он делал зло в глазах Господа, но не так, как его отец и мать, потому что убрал священный камень Баала, который сделал его

Из книги автора

Менахем? царь Израиля 17 На тридцать девятом году правления Азарии, царя Иудеи, царем Израиля стал Менахем, сын Гадия, и правил в Самарии десять лет. 18 Он делал зло в глазах Господа. Во все дни правления он не отворачивался от грехов Иеровоама, сына Навата, к которым тот

Из книги автора

Саул - царь Израилев «Хотим царя, как все порядочные люди!» Пришли все старейшины Израиля к Самуилу в Раму, не стерпев того сраму, и сказали ему:- Ты уж совсем сбрендил, старый хрен, от дел отошел, а сыночки твои совсем оборзели, не ходят путями твоими. Дай нам царя, как у

Из книги автора

Саул - очередной спаситель Израиля Самуил отпустил после этого весь народ, и Саул пошел в дом свой, в Гиву, а с ним пошли храбрые, сердца которых коснулся Бог.А негодные люди говорили: «Ему ли спасать нас?» И презрели его и не поднесли ему даров. Но Саул был хороший парень -

Из книги автора

Иегу, царь Израиля И много было зла от царя Сирии Хазиела. Он захватывал селения и города Израиля и предавал их огню, умерщвлял юношей мечом, рассекал беременных женщин, давил грудных детей. Это было тяжелое время для Израиля. Поражениями его воспользовался Эдом и вышел

Из книги автора

Первый царь – Саул Однажды Господь сказал Самуилу: «Завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему – Израилю, и он спасет народ Мой от руки Филистимлян» (1 Цар. 9.16). Когда Самуил увидел приближающегося к нему Саула,

Из книги автора

10. Самуил и Саул: последний судья и первый царь Последний судья: рождение Отношения Бога и Его избранного народа, какими их описывает Библия, напоминают отношения родителя и ребенка. Сразу после Исхода из Египта Бог через Моисея, а потом через Иисуса Навина давал

Саул был из колена Вениамина, почти уничтоженного во время Судей, из города Гиви.

Саул был высоким человеком, красивой внешности, был очень смиренным. Он начал своё правление с блестящей победы над аммонитянами. Всякое предупреждение по отношению к ному царству исчезло.

Пророк Самуил предостерегал народ и царя, чтобы они не забывали о Боге и предупреждение как знамение с неба, сопровождалось чудесной бурей.

Будучи царём Израиля, Саул совершает три большие ошибки:

1) Успех вскружил царю голову. Кротость уступает место гордости. Царь совершает жертвоприношение, что было исключительным правом только священников. Это был первый признак растущего самомнения Саула

2) Издаёт нелепый приказ воздерживаться армии от пищи, а потом выносит бессмысленный смертный приговор Ионафану, тем самым показывая народу, какой глупец управляет царством.

3) И наконец,гордость и власть так затмили рассудок Саула, что он уже сознательно ослушался Бога. В связи с этим пророк Самуил сказал: "За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём".

В итоге Саул теряет царство, происходит тайное помазание на царство ещё очень юного Давида. Тайное, чтобы Саул не убил его. Бог дал время Давиду подготовиться к служению с юности и взял его под Свою защиту.

Саул услышал музыку Давида и она ему понравилась. Саул не зная, что Давид уже помазан на царство, делает его своим оружиносцем. Так Давид стал близок к царю Саулу и стал даже его советником.

Саул сам того не подозревая, помог Давиду выработать качества, которые в будущем пригодятся ему как царю.

Вскоре популярность Давида, настроила Саула против его и Саул погрязший уже во всех низких своих грехах решается на убийство Давида. Но Давид бежал и долгие годы скрывался от Саула в горах и пустынях.

Саул преследовал Давида в жажде убийства, но Давид всегда ускользал от него. Именно в это нелёгкое время, Давид пишет псалмы 17, 51, 53, 56, 58.

В это время написаны строки которые так часто мы слышим в храме: " Боже! Именем Твоим спаси меня и и силою Твоею суди меня. Боже! Услышь молитву мою, внемли словам уст моих. Ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей ..."

В одно время Саул сам оказался в руках Давида. Но Давид отказался прокладывать себе путь к царскому престолу убийством, каким бы справедливым по тем временам оно не казалось. Давид пощадил Саула.

Саул даже осознал, признал, что он не прав по отношению к Давиду, но продолжал вести себя по-прежнему.

Филистимляне вторглись в Израиль.. Саул был очень напуган. Посоветоваться было не с кем, ибо пророк Самуил уже умер А Господь на обращение к нему Саула ни как ему уже не отвечал. И Саул обращается к волшебнице Аэндоре, чтобы она посоветовалась с вызванным духом Самуила. судя по всему, дух Самуила действительно явился. Правда нет единого мнения у богословов и святых отцов, был ли это дух настоящий Самуила или же, как тоже я читал такие богословские мнения, что в его образе явился лукавый, что тоже могло быть. Дух предсказал поражение войск Саула и его смерть

После этого сеанса, который бы сейчас назвали "спиритизм " Саул покончил с собой во время битвы.

Он правил Израилем 40 лет, был первым царём Израиля.

Как ярко жизнь царя Саула нам показывает, как легко, даже самого хорошего и светлого человека могут испортить грехи, особенно грехи такие как гордость, власть ... А потом целый букет ошибок и других мерзких поступков в боязни эту власть и славу потерять.

Если бы Саул имел рассудительность, он бы взвешивал слова пророка Самуила, анализировал ситуацию, прислушивался бы к мнению.

Но Саул не смог понять понять и рассудить, что его повиновение Самуилу. было гораздо угоднее Богу, нежели принести жертву.

Саул считая себя совершенным и безупречно хорошим, очень хотел ещё сильнее угождать Богу и этим он возложил на себя то, что ему не было разрешено от Бога и в желании угодить Богу, он Его прогневал. и в итоге отвержен от царства

В первую половину своего царствования Саул выступает как харизматический вождь, человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождём. Дух Божий снисходит на него после помазания Самуилом (это проявляется, например, в его приступе пророчествования). Но затем Дух Божий отделился от него. Именно теперь и началась меланхолия Саула. Когда он открыто отрёкся от Бога, то есть нарушил его приказ, и Бог его отверг, в Сауле тотчас начались внутренние изменения: трансформировался в злую одержимость; он обратился в злого демона.

По словам историков, при всех своих недостатках, странностях и приступах Саул оставался человеком, которому были свойственны благородство и подлинная искренность, человеком, до конца сохранявшим прямодушие и простоту. Он был цельной натурой и не страдал сложными комплексами (в отличие от многих других невропатов).

Интересно, что характер царя Саула рассматривали многие современные психиатры и почти все в нём видели духовно больного человека. Одни говорят, что Саул страдал манией величия. Другие говорят, что Саул пережил стресс и дальнейшее его поведение, это фактор депрессии. Третья группа психиатров пришла к выводу, что царь Саул имел обыкновенное расстройство психики. Но нашлись и такие, кто усомнился в болезни царя и сказал, что надо соблюдать осторожность в постановке диагноза по отношению к людям, которые жили более 1000 лет назад и больны по отношению к ним можем быть мы, а не они!

А некоторые Израильские богословы у царя Саула даже грехов не усматривают, хотя согласны, что он желал убить Давида, но того требовал чуть ли не закон государство, ибо Давид угрожал свержению Царя, как бы желая сам взойти на трон. И это по мнению израильских богословов была вполне веская причина устранить Давида избавив царство от ненужных дрязг в будущем. При этом подчёркивается, что как человека, Саул всегда очень любил Давида, даже когда желал его убить, он называл Давида не иначе как "Сын мой!"

Во власть, на царство, он вступил хорошим и светлым человеком, человеком Божьим и он был с Богом. Но его глупости удалили его же от Бога.И тут может быть следующий вывод, чтобы править людьми, а тем более страной, да и Церковью можем сказать то же самое, мало быть человеком хорошим, надо быть человеком мудрым .

ИЗ ВЕЛИКОГО КАНОНА СВ. АНДРЕЯ КРИТСКОГО:

Некогда Саул, потеряв ослиц своего отца, неожиданно получил, при известии о них, царство. Смотри же, душа, не забывайся, предпочитая свои скотския вожделения царству Христову.

Смерть священника Илия.

Господь опять наказал Израильский народ за его беззаконные дела. Он предал израильтян вновь в порабощение филистимлянам.
"И выстроились филистимляне против израильтян, и произошла битва, и были поражены израильтяне филистимлянами, которые побили на поле сражения около четырех тысяч человек. И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: "За что поразил нас Господь сегодня пред филистимлянами? Возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас, и спасет нас от руки врагов наших". И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа,.. а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес... И сразились филистимляне, и поражены были израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли."
С поля битвы прибежал один вестник в город Силом, где жил Илий, и сообщил об ужасном поражении своего народа. Жители города, услышав эту весть, подняли великий плач. В это время священник Илий сидел при дороге у ворот города. Он услышал доносившийся из города вопль и спросил вестника, что произошло. Тот человек ответил ему: "Великое поражение произошло в Израиле перед филистимлянами. Взят ковчег Божий, и оба твоих сына погибли".
Когда вестник упомянул о ковчеге Божием, то Илий упал навзничь и умер. Сорок лет Илий был судьею в Израиле и умер он, будучи девяноста восьми лет.
С домом Илия случилось то, о чем Господь сказал Самуилу в ту ночь, когда Он звал его. Так Израиль узнал, что Самуил был избран быть пророком Господним.
I ЦАРСТВ 4:1-18

Самуил стал великим пророком среди народа Божия. Он постоянно призывал свой народ оставить чужих богов-идолов и обратиться к живому Богу. Когда же Самуил состарился, то он поставил своих сыновей судьями над Израилем. Но они не пошли путем отца своего, но уклонились в корысть: брали подарки и несправедливо судили народ.
Тогда старейшины Израиля пришли к Самуилу и сказали ему: "Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими. Итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у других народов". Самуил знал, что их просьба не по воле Господа, и он помолился Ему. Господь ответил ему:
"Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня оставляли Меня и служили иным богам; так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними".
Самуил передал народу слова Божий и сказал, что если они изберут царя, то он поработит их, и они заплачут от него, но Господь не станет слушать их. Но народ не послушался совета Самуила и продолжал требовать царя.
Однажды Господь послал к Самуилу стройного и сильного юношу, по имени Саул. Когда Самуил встретил его, Господь сказал ему: "Вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять народом Моим". Самуил взял сосуд с елеем и вылил елей на голову Саула. Затем он поцеловал его и сказал: "Вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего". После этого Саул стал царем в Израиле.
I ЦАРСТВ 8:1-22; 9:17; 10:1

Сердце Саула, помазанного в цари Самуилом, оказалось неверным перед Богом. Во время своего царствования он часто не следовал повелениям Господа. Поэтому однажды Самуил сказал ему: "Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе; ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом".
Вскоре Господь указал Самуилу на красивого и сильного юношу, по имени Давид. Давид пас овец своего отца. Он был добрым пастухом, и когда случалось, что лев уносил овцу из стада, то он догонял его и вырывал овцу из пасти льва.
По повелению Господа, Самуил помазал елеем Давида в цари израильского народа. С тех пор Дух Божий постоянно пребывал с Давидом. А от Саула отступил Дух Господний, и стал возмущать его злой дух. Тогда Саул приказал своим слугам найти ему музыканта, хорошо играющего на гуслях, чтобы он успокаивал его своей игрой. Слуги привели к нему Давида, который стал служить во дворце. Давид очень понравился Саулу, и Саул назначил его своим оруженосцем. Когда злой дух возмущал Саула, Давид, взяв гусли, играл для него. И тогда отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух покидал его.
I ЦАРСТВ 13:13 - 14; 16:11-23

Самуил и его сыновья. Одно время судьей и священником израильского народа был Самуил, который прославился своей любовью к Яхве. Пока Самуил был судьей, филистимляне не смели нападать на евреев. [Так написано в Библии, но больше похоже на то, что сам Самуил предпочитал не ссориться с филистимлянами и не воевать против них, — из той же Библии мы узнаем, что в израильских городах стояли в это время филистимские охранные отряды.]

Когда Самуил состарился, он поставил судьями своих сыновей. Но те были совсем не похожи на отца, и скоро народ уже не мог переносить их поведения. Старейшины Израиля пришли к Самуилу и сказали: “Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов”.

Самуилу очень не понравились эти слова, и он спросил совета у Бога. Огорченный Яхве сказал ему: “Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до нынешнего дня — оставляли Меня и служили другим богам,— так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними”.

Самуил передал народу слова Бога и объяснил, как будет править ими царь: он заберет у них сыновей и дочерей и сделает их своими воинами, слугами и служанками, отберет у людей лучшие поля и сады, рабов и скот. Кроме того, он будет ежегодно брать у всех десятую часть мелкого скота, и все израильтяне будут его рабами. Но тогда уже поздно будет жаловаться — Бог не услышит их.

Но народ, даже выслушав грозное предостережение, стоял на своем: “Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить перед нами, и вести войны наши”.

Когда Самуил передал слова народа Богу, Господь сказал: “Послушай голоса их и поставь им царя”. После этого Самуил распустил собрание израильтян.


1 - кидар (тюрбан) из льняной
ткани; 2 - золотой венец с
надписью "Святыня Богу";
3 - хешед (наперстник) с 12
драгоценными камнями; 4 -
хранилище Урим и Турим; 5 -
три голубых шнура для венца;
6 - два камня (ониксы) с
именами 12 колен Израиля в
оправах; 7 - эйфорд (передник
из золота, шерсти и льна;
8 - меир (верхняя риза) из
голубой шерсти с гранатами
и золотыми колокольчиками по
подолу; 9 - хитон из льняной
ткани; 10 - пояс

Первый царь Израиля. У Киса, знатного человека из племени Вениамина, был молодой и красивый сын Саул, ростом на голову выше любого израильтянина. Однажды у Киса пропали ослицы, и он приказал сыну разыскать их. В напрасных поисках Саул пришел в город, где жил Самуил. А тому Бог заранее сказал, что в этот день он встретит будущего израильского царя и должен помазать его на царство. [Обряд помазания состоял в том, что священнику или царю смазывали голову елеем — ароматическим маслом специального состава. Считалось, что через помазание Бог передает человеку частицу своей силы. Отсюда выражение — “царь — помазанник Божий”.]

Как только Самуил увидел Саула, Бог сказал: “Вот человек, о котором Я говорил тебе; он будет управлять наследием Моим”. Самуил и Саул познакомились, и священник пригласил молодого человека к себе обедать. За обедом повар по приказанию Самуила подавал Саулу лучшие куски, а затем старый священник предложил гостю заночевать у него, успокоив, что пропавшие ослицы уже нашлись.

Наутро Самуил проводил Саула за город. Когда они остались одни, Самуил взял сосуд с елеем, вылил драгоценное масло на голову Саула, поцеловал его и сказал: “Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего...” Затем он предсказал Саулу, что произойдет с тем в ближайшее время, и ласково попрощался.

После этого события Самуил созвал весь израильский народ и назвал ему имя Саула. Но того нигде не было, и только Бог указал, что Саула надо искать в обозе, куда тот спрятался от смущения. Когда побежали и привели Саула, который на голову возвышался над всеми собравшимися, Самуил, любуясь им, сказал: “Видите ли, кого избрал Господь? Подобного ему нет во всем народе”. И толпа радостно воскликнула: “Да здравствует царь!”

Однако не всем пришелся по нраву молодой царь Израиля. Некоторые с презрением говорили: “Ему ли спасать нас?” Они отвернулись от Саула и не поднесли ему даров, как было принято. Но Саул проявил ум и терпение: он сделал вид, что ничего не заметил.

Саул доказывает свое право на царствование. Вскоре после того, как Саул был объявлен царем, Наас, царь соседней страны, осадил израильский город Иавис. Не в силах больше терпеть голод, жители предложили врагу: “Заключи с нами союз, и мы будем служить тебе”. Тот ответил: “Я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля”. Старейшины выпросили семь дней отсрочки и обещали, что, если не придет помощь, они сдадутся.

Весть об этом дошла до Саула. Тот, придя в бешенство от наглости врагов, разрубил своих волов на куски, разослал эти куски мяса по всем израильским племенам, пригрозив, что так же он поступил с волами всех тех, кто не откликнется на его призыв помочь несчастным жителям Иависа.

Рабочий скот — главное богатство земледельца. Поэтому угроза Саула произвела впечатление. Устрашенный народ тотчас собрался весь, как один человек. Царь произвел осмотр и обнаружил, что в его распоряжении триста тридцать тысяч воинов. Тогда сказали послам Иависа: “Завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце”.

На следующее утро израильское войско, разделенное Саулом на три отряда, с разных сторон напало на врагов. Те в панике разбежались, Иавис был спасен. Так Саул доказал, что способен быть царем и защитить свой народ. Народ потребовал смерти тех, кто не желал видеть Саула царем. Но Саул не допустил этого.

Ссора Самуила и Саула. Предлагая избрать царем неизвестного молодого израильтянина из маленького и слабого племени, Самуил рассчитывал на то, что Саул будет ему во всем послушен. Но тот скоро дал понять старому первосвященнику, что намерен править самостоятельно. Один случай вызвал особенно сильный гнев Самуила. Саул набрал дружину из трех тысяч воинов и решил начать борьбу против филистимлян. В то время израильтяне и филистимляне жили в мире, но даже в Гиве, городе Саула, стоял филистимский охранный отряд. Старший сын Саула, Ионафан, с тысячей воинов напал на филистимлян и разбил их.

Узнав об этом, филистимляне двинулись войной на Израиль. В их войске насчитывалось тридцать тысяч колесниц, шесть тысяч конников, и, кроме того, “народа множество, как песка на берегу моря”. Когда израильтяне услыхали о приближении вражеских полчищ, они начали разбегаться по горам, прячась там в ущельях и пещерах. У Саула и Ионафана осталось всего шестьсот человек. Но даже с ними нельзя было выступить на войну, пока не придет Самуил и не принесет жертву Яхве.

Но Самуил не показывался. Прошло семь дней, войско Саула, и без того крохотное, таяло, и царь решился принести жертву Яхве сам. Как только он закончил жертвоприношение, появился Самуил и гневно спросил: “Что ты сделал?” Саул все объяснил ему, но оправдания не были приняты. Самуил зловеще изрек: “Худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе: ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда. Но теперь не устоять царствованию твоему: Господь найдет себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом”. И Самуил ушел, не пожелав оставаться с царем.

Подвиги Ионафана и разгром филистимлян. Казалось, мрачное предсказание Самуила сбудется немедленно: у Саула осталась горстка воинов, да и те были вооружены очень плохо, ведь во всем Израиле не было ни одного кузнеца. Секрет выплавки и обработки железа знали и ревниво охраняли филистимляне — это была главная тайна их военного могущества. Железные лопаты, вилы, топоры и другие орудия труда они продавали евреям, но даже точить их продолжали сами, взимая за это плату. Из всего войска Саула лишь у него самого и у его сына Ионафана были копья и мечи.

Тем временем филистимляне разделились на три отряда и, не встречая сопротивления, начали грабить страну. Тогда Ионафан тайком от отца, взяв с собой только оруженосца, отправился через горное ущелье навстречу врагу. Филистимляне увидели их сверху и решили: “Вот евреи выходят из ущелий, в которых попрятались они”. Самим стражникам лень было спускаться, и они крикнули: “Взойдите к нам, мы вам что-то скажем!”

Ионафан и его оруженосец быстро поднялись наверх. Оказавшись там, Ионафан неожиданно для филистимлян пустил в ход копье и меч. Враги падали один за другим, а оруженосец добивал их. Паника охватила весь вражеский лагерь, филистимляне начали разбегаться, как испуганные овцы.

Саул с крепостной стены увидел, как по неприятельскому лагерю мечется толпа, и смятение все более усиливается. Не теряя времени, он вывел в поле своих людей, ударил по филистимлянам, и те побежали. Евреи, бывшие в филистимском войске, перебежали к израильтянам, присоединились к ним и те люди, которые прятались в горах.

Сражение продолжалось весь день, израильтяне устали и проголодались. Но Саул предупредил, что тот, кто поест что-либо до вечера, пока враги окончательно не разбиты, будет казнен. Все страшились наказания и оставались голодными. Но Ионафан, оказавшись во время битвы в лесу, не знал о запрете и отведал найденного там дикого меда.

Когда сражение завершилось, Саулу не удалось отправиться в погоню за филистимлянами, так как Бог дал понять, что кто-то разгневал его. Бросили жребий, он пал на Ионафана. Тот признался, что во время битвы съел немного меда, и Саул сказал: “Ты, Ионафан, должен сегодня умереть”. Но тогда воспротивился весь народ: “Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь: и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне”. Так Ионафан остался жив.

Окончательный разрыв Самуила и Саула. После блестящей победы над филистимлянами успех сопутствовал Саулу во всем. Но филистимляне были сильны и борьба с ними, то затухая, то вспыхивая вновь, продолжалась все царствование Саула. Со временем царь сумел создать мощную и преданную ему армию.

Самуил, убедившись, что до утраты Саулом царства еще далеко, пришел к нему и сказал, что теперь Бог повелевает царю уничтожить племя амаликитян, которые когда-то, двести лет назад, воевали с евреями, шедшими из Египта. При этом первосвященник предупредил, что Саул должен быть беспощаден: “Предай смерти от мужа до жены, от отрока [мальчика или девочки-подростка] до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла”.

Повинуясь приказу Бога, двести десять тысяч воинов с царем во главе отправились в поход. Амаликитяне не ждали нападения и не сумели оказать сопротивления. Израильтяне истребили все племя, оставив в живых только их царя Агага. Пожалел Саул лучший скот и имущество амаликитян, уничтожив лишь то, что похуже.

Тогда Бог сказал Самуилу: “Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил”. Наутро Самуил встретил Саула, гневно выговорил ему за неповиновение воле Бога и подтвердил: “За то, что отверг ты слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем”. Раскаяние Саула не помогло ему. Самуил потребовал привести царя амаликитян и собственноручно убил дрожавшего от страха Агага перед жертвенником Яхве. Затем Самуил ушел к себе домой. Больше они с Саулом не виделись.

С установлением закона Моисея в течение почти пяти веков у Израиля не было царской власти. Сам Господь был Царем . Пророки, судьи и старейшины являлись лишь исполнителями Его воли. Такой способ правления называется теократией (буквально — власть Бога). Будучи Богом и Небесным Царем всех народов, Господь был в отношении Своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы и постановления не только религиозные, но и семейного, общественного, государственного характера.

Когда состарился Самуил, то старейшины Израиля, собравшись, стали просить: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар 8, 5). Слова эти не понравились Самуилу. Великий пророк усмотрел в них угрозу теократии.

Однако Господь позволил Самуилу удовлетворить народное желание, находя, что исполнение этого может и не противоречить установившейся среди евреев форме богоправления, так как земной царь теократического государства евреев мог и должен был быть не более как только ревностным исполнителем и проводником во вверенном ему народе законов Царя Небесного.

Первым царем, помазанным на царство пророком Самуилом, стал Саул , сын Киса. Произошло это так. У Киса пропали лучшие ослицы, и он послал сына Саула со слугой найти их. После трехдневных поисков они пришли в землю Цуф — отечество великого пророка Самуила. Ослицы не были найдены, слуга посоветовал Саулу спросить о них знаменитого прозорливца. Так Господь привел будущего царя к пророку Самуилу. Бог за день до прихода Саула открыл Самуилу это. Пророк Самуил взял сосуд с елеем и вылил на голову Саула, поцеловал его и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (1 Цар 10, 1). До сих пор в Ветхом Завете говорилось о помазании святым елеем только первосвященника (см.: Исх 30, 30).

Царская власть возлагает на человека великую ответственность. Через миро (или святой елей) подавались Божественные духовные дары для успешного прохождения этого служения.

Когда Саул возвращался, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Пророчествовать на библейском языке не всегда означает предсказывать. В данном случае слово пророчествовал можно понимать в том смысле, что он прославлял Бога и Его чудеса в восторженных хвалебных гимнах, что предполагает особый подъем духовных сил человека. Для всех знавших до того Саула это было крайне неожиданно, поэтому у евреев родилась пословица: Неужели и Саул во пророках? (1 Цар 10, 11).

В первые годы Саул был вполне на высоте своего звания. Он одержал несколько побед над филистимлянами и амаликитянами, враждовавшими против избранного народа. Но постепенно власть опьяняла его. Он стал действовать самовластно, пренебрегая волей Божией , которую ему открывал пророк Самуил.

Своеволие Саула вызывало недовольство Самуила. Окончательный разрыв Самуила с Саулом произошел после победы над амаликитянами. Господь потребовал предать все добытое в сражении заклятию, то есть полному истреблению. Но Саул и народ пощадили лучших из овец, волов, откормленных ягнят и все ценное, что досталось им. Когда Самуил от лица Господа обличил его, Саул сказал, что удержал добычу для жертвоприношения Господу. Самуил ответил, что послушание Богу лучше любого жертвоприношения, а непокорность такой же грех, как волшебство .