Разница между дополнением и обстоятельством. Члены предложения В чем разница обстоятельства и дополнения примеры

Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, связанный с действием, и отвечает на вопросы косвенных падежей, обычно стоит после слова, которое распространяет. Дополнение может относиться к глаголам, существительным, прилагательным, наречиям, например: Они верили (во что?) в эти каракули (в эти каракули - дополнение). Он знал цену (чему?) таким разговорам (таким разговорам - дополнение).

Дополнение может выражаться существительными, местоимениями, реже количественными чиислительными, инфинитивом, субстантивированными словами, синтаксически неделимыми словосочетаниями, например: Из десяти вычесть пять.(из десяти пять -дополнение). Они просили его разобраться (разобраться - дополнение).

Прямые и косвенные дополнения

Дополнение, обозначающее предмет, на который непосредственно направлено действие называется прямым. Прямое дополнение в предложении относится к переходному глаголу и выражается следующими формами:

  • формой беспредложного винительного падежа существительных, местоимений, субстантивированных слов, например: Ночью я видел (что?) берёзы (берёзы- дополнение). Он увидел (кого?) меня и замер (меня - дополнение).
  • формой беспредложного родительного падежа: а) если дополнение обозначает прямой объект (делимое вещество), который охватывается действием частично (такой родительный падеж называется разделительным), например: А ведь вы правы: всё лучше выпить (чего?) чайку (чайку - дополнение); б) при переходных глаголах с отрицанием не (родительный при отрицании), например: Но он не рассмотрел (чего?) лица (лица- дополнение);
  • формой дательного падежа прямого объекта с предлогом по (дательный распределительный), напрмиер: дать по апельсину, посадить по дереву, взять по яблоку.

Дополнения, выраженные формами других падежей, называются косвенными , например: В медведя выстрелил лесник (медведя - дополнение). Тихонов взял ружьё и осторожно подошёл к лежащему (к лежащему - дополнение).

Обстоятельство

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, направление, время, причину, цель, условие, образ и степень действия; характеризует обычно сказуемое и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? зачем? почему? как? при каком условии? и др.

По значению обстоятельства традиционно подразделяются на обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа и степени действия. Обстоятельства выражаются наречиями, существительными в косвенных падежах с предлогами или синтаксически неделимыми сочетаниями: наречие с существительным и количественное числительное с существительным.

Виды обстоятельств

  • обстоятельства места обозначают место действия или нахождения предмета, направленность движения и отвечают на вопросы где? куда? откуда?. Они относятся к глаголу-сказуемому или другому члену предложения, обозначающему действие или состояние;
  • обстоятельства времени указывают на время действия, его начало, продолжительность или окончание и отвечает на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго?;
  • обстоятельства образа действия обозначают качество или способ действия и состояние, отвечают на вопросы как? каким образом?;
  • обстоятельства степени действия дают количественную характеристику действия или признака, отвечают на вопрос сколько? в какой мере? в какой степени?;
  • обстоятельства причины указывают на причину или повод, основание действия или признака и отвечают на вопросы почему? отчего? вследствие чего? зачем? по какой причине?;
  • обстоятельства цели обозначают цель действия и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?;
  • обстоятельства условия обозначают предпосылку, условие, при которых происходит описываемое событие, отвечают на вопрос при каком условии?;
  • обстоятельства уступки обозначают условие, вопреки которому совершается событие, и отвечают на вопросы вопреки чему? несмотря на что?

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащее - это предмет (лицо, существо, явление, о котором говорится в предложении, то есть подлежащее - главное действующее лицо предложения.) Подлежащее обычно подчеркивается одной линией.

Примеры :

  • Я сидел за столом. (В даном случае "я" - подлежащее, главное действующее лицо)
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. ("Он" - подлежащее)

Если между подлежащим и сказуемым стоит "-", то подлежащим будет первая часть.

Примеры :

  • Четыре - четное число. ("Четыре" - подлежащее)
  • Четное число - четыре. (В данном случае "Четное число" - подлежащее)

Сказуемое

Сказуемое - это основная информация о подлежащем. Обычно сказуемое рассказывает о том, что делает подлежащее, каково оно. Подчеркивается двумя черточками.

Примеры :

  • Я сидел за столом. (В даном случае "сидел" - сказуемое, рассказывает о том, что делает подлежащее "я")
  • Он укрылся от снегопада куском шифера. ("укрылся" - сказуемое)

Второстепенные члены предложения

К второстепенным членам предложения относятся определения, обстоятельства, дополнения.

Определение отвечает на вопросы (какой? чей?)

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и деепричастий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как и т.д)

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кем?, чем?)

Определение

Определение обозначает признак предмета, то есть вопрос определению делаем от существительного.

Примеры :

  • Лошадь Княжны (Чья? "Княжны" - определение.)
  • Стол из дерева (Какой? "Из дерева" - определение)
  • Кофе по-мексикански (Какой? "по-мексикански" - определение)

Дополнение

Дополнение - предмет, связанный с действием (на который направлено действие, при помощи которого совершается действие). Вопрос дополнению задается от глагола ил наречия.

Примеры :

  • Убирать комбайном ("Комбайном" - дополнение.)
  • Заведовать складом ("складом" - дополнение)

Как отличить дополнение от определения?

Для сравнения - дополнение чаще всего получает вопрос от глагола, а определение от существительного. То есть, если к слову можно задать вопрос и определения, и дополнения, то нужно посмотреть на слово, от которого задается вопрос. Если это слово - существительное, то перед нами определение. Если вопрос задается от глагола, то это дополнение.

Обстоятельство

Обстоятельство отвечает на вопросы наречий и .

Как отличить обстоятельство от дополнения?

Следует помнить, что дополнение - это предмет, а обстоятельство же не предметно.

Примеры : В данных предложениях фейерверк, клин - не предметы, а образ действия.

  • Опилки летели фейерверками. (Как? Каким образом? "Фейерверками" - Обстоятельство)
  • Гуси летели клином (Как? Каким образом? "клином" - Обстоятельство)

Примеры : В данном случае существительные нож и руки обозначают предметы, связанные с действием.

  • Закрыла руками. (Как? Чем? "руками" - дополнение)
  • Обчистил ножиком (Как? Чем? "клином" - дополнение)

Конспект урока – практикума русского языка в 4-ом классе

по учебнику «Русский язык» по системе «Загадки членов предложения /особенности отличий дополнения и обстоятельства/»

МОУ «Гимназия №6» г.. Новочебоксарска

Форма урока: повторительно-обобщающая

Цель урока:

1. Разрушить стереотип, который закладывается у учеников младших классов, после изучения темы «Члены предложения», что определённым частям речи соответствуют определённые члены предложения.

2. Ввести понятие «разумный вопрос», который отличается от вопросов смысловых и вопроса косвенных падежей.

«Разумный вопрос – это тот вопрос, который наиболее полно отражает лексическое значение словосочетания».

1.Показать детям, что нет прямой взаимосвязи между членами предложения и частями речи.

План урока:

I Постановка цели урока.

II Минутка чистописания – первая проблема; какая часть речи может выступать в роли сказуемого.

III Словарная работа – вторая проблема; какая часть речи может выступать в роли подлежащего.

IV Сравнение дополнения и обстоятельства.

А) понятие «разумный вопрос»;

Б) групповая работа;

В) вывод – третья и четвёртая проблема; какая часть речи может выступать в роли дополнения, обстоятельства..

V. Давайте, порассуждаем. Опираясь на лексическое значение слова, определить, какое слово выступает в роли подлежащего.


VI Рефлексия.

VII Выводы. Домашнее задание.

Ход урока

I . Организационный момент. Постановка целей урока

Постановка общей цели урока – Постараться решить одну из загадок предложения на материале русских народных пословиц. Какие части речи могут стать сказуемым, подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством. Есть ли прямая связь между частями речи и частями предложения.

Основная задача урока – рассмотреть, как можно отличить дополнение от обстоятельства.

1. Перед вами кроссворд. Он введёт ключевые, главные понятия нашего урока.

На какие группы можно разделить все слова кроссворда?

Части речи

Члены предложения.

Заполним таблицу связи частей речи и членов предложения, и к концу урока проследим, есть ли изменения в таблице.

Когда я говорю «подлежащее», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «сказуемое», то о какой части речи вы думаете?

Когда я говорю « дополнение», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «определение», то о какой части речи вы думаете? - Когда я говорю «обстоятельство», то о какой части речи вы думаете?

Чаще всего после ответа на вопросы заполняется таблица именно так.

Имя существительное

Имя прилагательное

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

Это наша таблица – стереотипов. Посмотрим, какие изменения произойдут с ней во время урока.

II Минутка чистописания.

Обратите внимание, какая буква появилась в кроссворде в пересечении слов, обозначающих члены предложения? Вот на минутке чистописания мы и запишем слоги и слияния букв с буквой е.

ые не де ле

Написание этих слогов и слияний закрепим, написав пословицу .

«Работа да руки – надёжные в людях поруки.»

В каких орфограммах встретилась буква е?

Объясните значение данной пословицы? (Если требуется, то необходимо объяснить значение всех слов)

Найдите основу этого предложения.

О чём говориться в предложении?

О работе да руках

Что говориться о подлежащем?

Работа и руки – это поруки

Вывод . В роли сказуемого выступает существительное.

III Словарная работа

Перед вами на доске словарные слова, такие же слова у вас на листочках. Вставьте пропущенные буквы

Б…седовать, г..реть, езд..ть, ж..лать, ж..лтеть, невол..ть, нег..довать, ненавид..ть, св..ркать, се..ть, ф..нтазировать, шествов..ть, п..чалить, ф..нишировать, к..мандовать, в..лшебник, сн..гирь.

Ученики, вставив буквы, проводят взаимопроверку с соседом по парте. Составьте предложения с данными словами.

Показать пример употребления в пословице словарного слова.

«Людей ненавидеть – душу печалить». Сделаем синтаксический разбор предложения./Выделим основу, второстепенные члены, дадим его характеристику./

Вывод . В роли подлежащего выступает глагол неопределённой формы.

/ВЕРНУТЬСЯ И ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ/

IV Сравнение дополнения и обстоятельства

А.1. Вспомнить классификацию членов предложения. Дать с детьми полные и точные определения членам предложения.

Члены предложения


Главные члены предложения

/ грамматическая основа предложения/

Второстепенные члены предложения

Подлежащее

Определение

Сказуемое

Дополнение

Обстоятельство

2. В чём сложность различия дополнения и обстоятельства.

/учащиеся должны отметить, что чаще всего к одному и тому же слову можно поставить два вопроса, смысловой и косвенный, не отличаются по частям речи/

Задание 1.

Выпишите словосочетания с выделенными словами и поставьте правильный вопрос.

Выберите нужный вопрос./ Работу комментируют учащиеся./

Материнская молитва со дна моря (откуда? с чего?) вынимает.

Вынимает (откуда?))со дна, («со дна » выступает в роли обстоятельства места)

Правда не стоит (где? на чём?) на миру , а по миру ходит.

Не стоит (где?) на миру, («на миру» выступает в качестве обстоятельства места)

Своя земля и в горстке (в чём? где?) мила.

Мила (в чём?) в горстке, (« в горстке» выступает в качестве дополнения)

Не всякий, кто читает, (в чём? где?) в чтении силу знает.

Силу знает (в чём?) в чтении, («в чём» выступает в качестве дополнения)

(в чём? где?) В бедах человек умудряется.

Умудряется (где?) в бедах.(«в бедах» выступает в качестве обстоятельства)

При разборе данных словосочетаний очень важно разобрать лексическое значение пословиц, уточнить значение данных слов, показать их обобщающий характер.

Вывод . Для правильной постановки вопроса надо знать

лексическое значение словосочетания в конкретной пословице, т. е. надо выбирать разумный вопрос.

3.Анализируем схему «разумный вопрос».

Разумный вопрос

Вопрос косвенных падежей

Смысловой вопрос

дополнение

обстоятельство

Б. Групповое задание

Отец поехал

Почему?

Куда?

С какой целью?

Зачем?

Что делать?

Он посоветовал

Что?

Что делать?

Задание в группах. Вам даны предложения, попробуйте поставить разумный вопрос к слову «учиться».(Можно посоветовать приём, применяемый в старших классах. Закройте слово «учиться» и тогда вопрос ставить легче)

Он посоветовал (что?) учиться (дополнение).

Отец поехал (с какой целью?) учиться (обстоятельство цели).

Вывод. В роли дополнения и обстоятельства может выступать глагол.

/ВЕРНУТЬСЯ И ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ/

Имя существительное

Имя прилагательное

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

В. Самостоятельная работа.

Задание 2.При работе с этим заданием очень важно выяснить значение пословиц.

Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Жить – родине служить. (слово «жить» является подлежащим)

Молоденький умок – вешний ледок . (слово «ледок» является сказуемым)

Наукою люди кормятся. (слово «наукою» является обстоятельством)

Детей наказывай стыдом , а не грозою и бичом. (слово «стыдом» является дополнением)

Поехали гостевать , а приехали горевать. (слово «гостевать» является обстоятельством)

Вывод.

Очень важно ставить разумный вопрос, который позволяет правильно определять член предложения.

V Давайте, порассуждаем .

На доске записаны слова

Давайте подумаем, какую русскую народную пословицу мог из этих слов составить народ. Что бы он поставил на первое место «хотение» или «умение». Какое из этих слов является подлежащим.

Обращаясь к словарям – первоисточникам мы видим

первоначальную форму записи пословицы «Умение рождает хотение».

(В современной трактовке дети чаще всего эту пословицу читают «Хотение рождает умение», аналогичную работу можно провести по пословице «Честь ум рождает».)

VI Рефлексия.

А теперь давайте оценим свою работу на уроке, заполнив листочки самооценки.

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

Успешность

Словарная работа

Задание № 1.

Групповая работа

Задание №2

Самооценка

VII Вывод. Домашнее задание.

· Чтобы правильно отличать дополнение от обстоятельства, надо уметь ставить разумный вопрос, который передаёт лексическое значение словосочетания.

· Член предложения не связаны напрямую с частями речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

Обстоятельство

· Таблица, заполняемая нами в ходе урока, показывает, что глагол может выступать в роли подлежащего, дополнения, обстоятельства.

2.Домашнее задание.

Попробуйте составить предложение, в котором слово «учиться » выступило бы в роли определения.