Государственный и политический строй древнерусского государства. Политический и общественный строй древнерусского государства Становление древнерусского государства

Политический строй Руси формировался как монархический. Во главе государства стоял наследственный Великий князь Киевский. Ему подчинялись удельные князья. Дружина помогала князю выполнять его функции. Старшие дружинники или бояре составляли Боярскую думу. Младшие дружинники или воины исполняли различные обязанности. Вече теряло свою родоплеменную значимость.

На Руси существовало социальное неравенство. Князья, бояре, дружинники составляли класс землевладельцев (феодалов).

Смерды зависели от феодалов.

Существовало рабство или холопство. Рабство (холопство) на Руси имело своеобразный характер – это было “домашнее” или “патриархальное” рабство.

Формировался слой церковных людей.

Вопрос 4. Древняя Русь в эпицентре столкновения религиозно-культурных и исторических традиций.

1.Быт древних русичей.

Поселения русского народа – города и деревни. Несколько поселений составляли древнерусскую общину – вервь. Основной вид жилища – дом типа полуземлянки. В городах появлялись срубные постройки.

Одежда русичей отличалась простотой и надежностью. Материальной базой изготовления одежды были основные занятия русичей – земледелие и скотоводство. Основные элементы одежды и обуви – рубаха, юбка, штаны, плащ, свита, шуба, валенки, лапти.

Набор продуктов питания отличался природным разнообразием. Отличительной чертой русичей были гостеприимство и непритязательность в отношении еды. Напитки подразделялись на безалкогольные, полуалкогольные и алкогольные. Пьянство на Руси осуждалось и не поощрялось.

Основным видом досуга были пиры-братчины и княжии пиры.

Семейный уклад стал принимать черты христианской морали.

2.Нравы древних русичей.

Характер (менталитет) древнего русича формировался под воздействием климатического и природно-географического факторов. Под воздействием континентального климата формировалось трудолюбие и самоотверженность, ответственность в труде. Лес делал русича коллективистом, осмотрительным, предусмотрительным, недоверчивым, внимательным человеком. Река способствовала умиротворенности русича; степь превращала его в труженика-воина, защитника Отечества.

Ментальность и особенности характера древнего русича нашли воплощение и в древнерусском искусстве и дохристианских верованиях. Языческие представления русичей являют собой особый мир со-бытия человека и природы. Русичи отличались миролюбивым нравом и особым – эстетическим воззрением на мир. Например, древние русичи одними из первых начали воспевать природные красоты – Слово о красе (красоте) земли Русской, Слово о полку Игореве.

После принятия Христианства в 988 году формируется особый тип культуры, основанный на слиянии дохристианских и христианских традиций и верований.

3. Традиции

Похороны

У славян было несколько погребальных обрядов. Первым, в период расцвета язычества, был обряд сожжения, с последующим насыпанием кургана.

Вторым способом хоронили так называемых «заложных» покойников - умерших подозрительной, нечистой смертью. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего это тело заваливали сверху ветками. Обряд выполнялся именно в такой форме, чтобы не осквернять землю и воду «нечистым» покойником.

Погребение в землю, привычное в наше время, широко распространилось только после принятия христианства.

Необходимо отметить, что социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю – экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества – феодалы и феодально-зависимое население.

Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре – феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.

С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей «десятину» – десятую часть доходов с населения.

Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Статья 91 «Русской Правды» приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляет тех и других смердам.

Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом тоже влекло за собой серьезные наказания.

Основную массу феодально-зависимого населения составляли крестьяне – зависимые и свободные.

Наиболее значительную группу крестьянского населения занимали смерды. Смерды жили общинами – вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

К этой категории относились как свободные, так и зависимые крестьяне, все смерды платили дань. В период развития феодальных отношений на Руси шел процесс перехода смердов в зависимое состояние. «Русская Правда» указывает на наличие двух категорий смердов: свободных и зависимых. Свободный смерд сам отвечает за свои преступления: «То ти урочи смердом оже платять кияжю продажаю» (ст. 45 «Пространной Правды»). Однако большую часть крестьян составляли зависимые смерды, которые но своему бесправному положению были близки к холопам: «А за убийство смерда или холопа платить 5 гривен»; «Если умрет смерд, то его наследство идет – князю, если у него в дому будут дочери...» (ст. 90).

В Древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально-зависимого крестьянина – закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу – денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу он не может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп отвечает за ущерб, причиненный господину по халатности. В случае бегства от господина закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет и кража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Например, феодал вправе бить нерадивого закупа. Вместе с тем, закуп, в отличие от холопа, имеет некоторые права. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (если такое происходило, то он автоматически освобождался от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество.

Статьи 56–62, 64 «Пространной Правды» содержат в себе так называемый «Устав о закупах». Закрепление закупа за господином определяется ст. 56 «Русской Правды», которая указывает, что закуп «крепок своему господину». В ст. 62 «Пространной Правды» говорится: «Аже господин бьет закупа про дело, то без вины есть», т. е. решение вопроса о виновности закупа предоставляется самому господину. Вместе с тем, в отличие от холопа, закуп признавался субъектом прав и обязанностей, и по ст. 57, 58 он нес ответственность за хозяйский инвентарь, если потеряет его в поле, за скотину, если не загонит ее во двор или хлев. Закуп имел свое имущество (ст. 59), его нельзя было отдавать другому хозяину для работы (ст. 60), продавать как холопа (ст. 61). В последнем случае закуп получил свободу, а продавший его господин платил продажу 12 гривен. В небольшом иске закуп допускался послухом (свидетелем).

Из числа зависимого населения «Краткая Правда» в ст. 11 и 16 упоминает «челядина». О правовом положении этой категории людей существует несколько мнений. Наиболее близким к истине является объяснение понятия «челядин», данное В.Д. Грековым. Сопоставляя содержание ст. 13 и 16 «Краткой Правды» и ст. 27 и 28 «Правосудия Митрополичья», он убедительно доказал, что слово «челядин» является общим обозначением двух разновидностей зависимых людей: «В обоих памятниках говорится о рабе и закупе, причем в «Правосудии Митрополичьем» рабы и закупы считаются разновидностями одного родового понятия – челядь». Таким образом, «Русская Правда» называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину – рабой, объединяя тех и других общим понятием «челядь».

Челядь была почти полностью бесправной. «Русская Правда» приравнивает ее к скоту: «от челяди плод любо от скота», – говорит одна из ее статей. В этом отношении челядь Древнерусского государства напоминала античных рабов, которых в Риме называли «говорящее орудие».

Наиболее правильное объяснение В.Д. Греков дает и другому понятию – «рядович», вызывающему разногласия среди историков. Рядовичем становился человек, который заключал «ряд» с господином в случаях, предусмотренных ст. 110 «Русской Правды».

Самой бесправной группой феодально-зависимого населения были холопы. Правовому положению холопов посвящен целый раздел «Пространной Правды» (ст. 110–121). Все статьи о холопах свидетельствуют об их бесправном положении. Холоп не был субъектом права, он – вещь, которую можно продать, купить, избить, и даже убийство холопа (ст. 89) не являлось преступлением: виновный в убийстве только возмещал стоимость холопа – 5 гривен (за рабу – 6 гривен). Холоп не мог быть и послухом. (ст. 66).

Однако на Руси холопы не составляли основу производства, рабство было преимущественно патриархальным, домашним. Не случайно «Русская Правда» выделяет категории холопов, жизнь которых защищалась более высоким наказанием. Это всякого рода обслуживающий персонал княжеского и боярского двора – слуги, воспитатели детей, ремесленники и др.

С течением времени развивается процесс превращения холопов в феодально-зависимых крестьян. Они стали первыми крепостными. Отметим, что на Руси того времени отсутствовало закрепощение крестьян.

Наряду с холопами, закупами, смердами в документах упоминаются наймиты. Термин «наймит» применялся в Древней Руси к разным категориям людей и употреблялся в трех значениях: 1) Лицо, обязавшееся выполнять за вознаграждение определенную работу; 2) Арендатор; 3) Закладной человек (наймит – закуп). Во всех случаях под наймом понимается договор между человеком, который обязуется трудиться, и человеком, который будет пользоваться результатами труда.

В Древнерусском государстве существовали большие многочисленные города. Уже в IX–X вв. их было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов, а к моменту монголо-татарского нашествия на Руси их было около 300. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т.п.

Города являлись центрами культуры. Если древнерусская деревня долгое время была неграмотной, то в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах.

Как видим, в Древнерусском государстве уже складываются сословия, т.е. большие группы людей, объединенные единством правового статуса.

Рассматривая политический строй Древнерусского государства, необходимо, в первую очередь остановиться на организации его государственного единства. Проблема эта вызвала большие споры, как в дореволюционной, так и в современной литературе. Некоторые авторы утверждают даже, что в IX в. вообще не существовало единого Древнерусского государства, а был лишь союз племенных союзов. Более осторожные исследователи полагают, что с IX до середины X в. можно говорить о союзе местных княжеств, т.е. государств. Кое-кто считает, что имела место федерация, хотя институт этот не свойствен феодальному государству, а возникает лишь в буржуазном и социалистическом обществе. При этом существуют утверждения, что федерация существовала не только на начальном этапе развития Древнерусского государства, но и на всем протяжении его истории.

Думается, что более убедительной выглядит точка зрения, по которой считается, что Древнерусскому государству свойственна типичная для раннего феодализма система отношений сюзеренитета-вассалитета, предполагающая, что вся структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависит от своего сеньора, тот – от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего, состоять в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладает иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великих князей были местные князья. Главными иммунными правами были: право взимания дани и право вершить суд с получением соответствующих доходов.

Таким образом, говоря о государственном механизме Древнерусского государства, его можно охарактеризовать как монархию. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Так известны крупные законы , изданные великими князьями и носящие их имена: «Устав Владимира», «Правда Ярослава» и др.

Великий князь сосредоточивал в своих руках и исполнительную власть , будучи главой администрации. Выполняли князья и судебные функции . Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о 83 своих больших походах. Некоторые князья погибали в бою, как это случилось, например, со Святославом.

Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различного рода международные договоры – военного, торгового и иного характера. Как тогда было принято, договоры имели устную и письменную формы. Уже в X в. Древнерусское государство вступило в договорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, варягами, печенегами и др. Дипломатические переговоры возглавлял зачастую и сам монарх, как это было, например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию.

Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству , по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение – княгиня Ольга.

Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без мнения приближенных. Так сложился Совет при князе , юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины – «княжи мужи».

Иногда в Древнерусском государстве созывались т.н. феодальные Съезды – съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела.

В Древнерусском государстве существовало и Вече , выросшее из древнего народного собрания.

Рассматривая систему управления в Древнерусском государстве, отметим, что первоначально существовала десятичная, численная система управления . Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений – десятские, сотские, тысяцкие – стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом. Вместе с тем десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает.

В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система . Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом (двором) с государственным управлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти – наместники и волостели . Они за свою службу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления .

Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина – сравнительно небольшая по своему составу. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы, в которых искали добычу и развлечения. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Так, старшая дружина представляла собой верхушку феодалов , которая в большой мере определяла политику князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины, а также ополчение из своих слуг и крестьян. Каждый мужчина Древней Руси умел владеть оружием, правда, весьма нехитрым в то время. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход.

Города или, во всяком случае, их центральная часть были крепостями – замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжеской дружиной, но и всем населением города. С этой целью, как отмечалось ранее, князья нередко прибегали к услугам наемников – сначала варягов, а позже степных кочевников (каракалпаков и пр.).

В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации , включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица , помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников – лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Вирников сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд – право феодала самому судить зависимых от него людей. Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунных прав.

Государственное управление, войны, да и личные потребности князей, и их окружения требовали, конечно, немалых денег (вложений). Кроме доходов от собственных земель, от феодальной эксплуатации крестьян, князья установили и систему налогов , дани.

Дани предшествовали добровольные дары членов племени своему князю и дружине. Позже эти дары стали обязательным налогом, и сама уплата дани стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово «подданный», т.е. находящийся под данью.

Первоначально дань собиралась путем полюдья , когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных. Но печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты , т.е. специальные пункты сбора дани. (Позже в науке появляются и другие представления о погостах).

Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными налогами. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей . Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. Т.к. на Руси того времени не было своих месторождений драгоценных металлов – с VIII в. в оборот входит, наряду с мехами, иностранная валюта (дирхемы, позже – денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны (около 204 г серебром).

Важным элементом политической системы древнерусского общества была церковь , тесно связанная с государством. Первоначально князь Владимир Святославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны – Перуном. Затем он крестил Русь, введя наиболее удобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т.д.

Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Государственный строй Древнерусского государства

Древнерусское государство как феодальная монархия . Феодальное по своей сущности Древнерусское государство по своей форме представляло собой раннефеодальную монархию, что было характерно для большинства стран периода феодального строя. Означало это наличие сильной монархической власти, распространяющейся на огромную по тем временам территорию (1 млн. км 2) с большим населением (4 млн. человек). Древнерусское государство с IX в. и особенно к концу X - первой половине XI в. (период его наивысшего расцвета) объединило в себе все ранее разрозненные племена восточных славян, а также отдельные неславянские народы. Власть киевского князя распространялась на огромную территорию: от Новгорода и Онежского и Ладожского озер на Севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Оки и даже Волги на востоке.

Кульминационным пунктом развития древнерусской раннефеодальной монархии было время княжения Владимира Святославича (980-1015), когда Киевское государство стало одним из крупнейших государств Европы.

Князь Владимир сумел организовать действенную защиту Руси от сильных печенежских орд. Были построены десятки пограничных крепостей - «застав богатырских», а их гарнизоны усилены дружинниками из самых северных, самых отдаленных славянских земель, которым не было дела до печенежских наездов на южнорусские земли. В этом проявилась зрелость раннефеодальной монархии, сумевшей все части молодого государства заставить служить общей цели. Организация борьбы с печенегами в общегосударственном масштабе сосредоточила в руках киевского князя большие военные ресурсы, придавшие действенность и реальность его власти как великого князя всей Руси.

Могущественное Древнерусское государство представляло собой в то время большую международную силу. Вместе с тем построенное на сильной великокняжеской власти оно возникло в тот период, когда еще по сути дела не было необходимых экономических предпосылок для создания централизованного государства. Возникновение раннефеодальной монархии характерно для того времени, когда еще слабо развиты ремесло, торговля, города, когда еще отсутствует сеть развитых, прочных отношений между отдельными частями страны, когда страна не представляет собой в экономическом отношении монолитного целого, а в нее входят земли, находящиеся на самых различных ступенях развития.

Чем же в таком случае объясняется возникновение и существование в разных странах, в том числе и у нас, раннефеодальной монархии с большой территорией и сильной княжеской властью? Причина заключается в том, что период возникновения и существования раннефеодальной монархии совпадает с периодом становления первого этапа в развитии феодальной собственности на землю, первого этапа в развитии феодальных производственных отношений. Еще формирующийся класс феодалов (князья, бояре, монастыри. рядовые феодалы) был заинтересован в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы ему закрепить захват общинных земель, обеспечить охрану феодального землевладения.

закабалить свободных земледельцев-общинников, превратить их в феодально-зависимых людей, а главное - обеспечить бы защиту от внешних вторжений.

Таким образом, раннефеодальная монархия представляет собой закономерный итог длительного процесса формирования феодальной собственности на землю, феодальных отношений, основных классов феодального общества.

Поддержка великого князя со стороны всего класса феодалов в целом обеспечила быстрое распространение власти киевских князей на всю территорию Руси.

Но Древнерусское государство не было централизованным государством. Оно представляло собой конгломерат феодальных сеньорий, причем отношения между центральной и местной властью строились по принципу сюзеренитета-вассалитета. Между феодалами оформлялись особые, так называемые феодальные договоры, в которых устанавливались и регламентировались права, с одной стороны, феодалов-сюзеренов, а с другой - феодалов- вассалов.

Сюзеренитет в России в отличие от западноевропейских государств имел свое особое название - «старейшинство». Именно «старейшине» в Древнерусском государстве принадлежал город Киев, что являлось символом его особого могущества и власти.

Князья-вассалы имели по отношению к своему «старейшине» - сюзерену ряд обязанностей, из которых главной была военная. Вассалы должны были, как говорилось тогда, «быть в послушании». Однако и на старейшину также ложились определенные обязанности, а именно дача своим вассалам лена, т.е. земли и зашиты их от всяких нападений со стороны других князей.

Древнерусское государство, как и раннефеодальные монархии вообще, существовало непродолжительное время (по начало XII в.). По мере того как укреплялась феодальная собственность на местах, усиливалась власть феодалов над закабаленным и крестьянами, в условиях слабого развития экономических связей между отдельными частями страны, в условиях обострения классовой борьбы, возникли предпосылки распада раннефеодальной монархии. Постепенное раздробление Древнерусского государства, вытекающее из развития феодальных отношений, стало приводить к возникновению новых, важных для того времени феодальных центров, помимо Киева. Крупные князья стали приобретать большой вес и стремиться к независимости от киевского великого князя.

Княжеская власть . Высшая власть принадлежала великому князю киевскому. В более раннюю эпоху (IX-XI вв.) князь всю свою деятельность согласовывал со своими дружинниками, которые в то время были представителями верхушки феодалов. Князья также советовались с теми группами феодалов, которые не входили в дружину. Так, князь Владимир приглашал на совещания градских старцев, а когда усилилась роль церкви, постоянными советчиками князя митрополиты, епископы, игумены. Князь, не согласовавший свою деятельность с руководящей феодальной верхушкой, рисковал своим княжеским местом.

В XI-XII вв. характер княжеской власти претерпевает изменения. Развитие феодальной собственности привело к тому, что вместо дружины князя, осевшей на землю, были созданы феодальные ополчения, т.е. такие отряды, которые по требованию великого князя приводились отдельными вассалами во время военных походов и находились под командованием великого князя.

Значительно расширяется круг деятельности князя по внутреннему управлению и управлению на местах. Особенно сложной стала деятельность князя в собственных владениях (домене), где ему приходилось назначать посадников, волостелей, тиунов и других многочисленных представителей администрации. По мере того как дань превращается в феодальную ренту, создается сложная финансово-административная система.

Дальнейшее развитие получают функции князя в отношении организации суда и отправления правосудия. Сначала, при первых князьях, княжеской юрисдикции подлежали лишь княжеские дружинники, челядь, зависимые крестьяне, высшая княжеская администрация. Позднее же князь начинает непосредственно судить все население главного города, а княжеские судьи - остальное население.

Установление новых норм феодальной эксплуатации осуществлялось путем проведения в жизнь соответствующего законодательства. В связи с этим начинает развиваться законодательная деятельность князей. Князья путем издания законов устанавливают принципы права и процесса. Например, появляется первый юридический сборник Русская Правда. Таким образом, древнерусский князь являлся типично феодальным монархом с весьма разнообразными и сложными функциями как в области управления, так и в области законодательства и суда.

Совет при князе . Некоторые историки, например В.О. Ключевский и М.Ф. Владимирский-Буданов считают, что в Киевском государстве был такой орган, как Боярская дума (или Княжеская дума). Они полагали, что это был постоянный односословный (состоящий только из бояр) государственный орган. Однако анализ летописных данных и юридических памятников свидетельствует о том, что особого учреждения в Древнерусском государстве, которое бы действовало независимо от князя и ему противоставлялось, не существовало.

При князе состоял Совет, но деятельность его была слитной с деятельностью самого князя. Советникам князя были сначала дружинники и старцы градские, а затем верхушка феодалов - наиболее крупные бояре. Кроме того, в Совет входило высшее духовенство, а также наиболее влиятельные княжеские дворцовые слуги, которые в XII вв. стали по своему влиянию на князя конкурировать с боярами.

Все наиболее важные вопросы решались князем со своим советом: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, решение крупных финансовых вопросов. Надо иметь в виду, что никакого регламента деятельности Совета не существовало - он собирался князем по мере необходимости.

Вече . Вече созывалось из жителей города Киева, а также в других городах, являвшихся центрами отдельных княжеств. Вече ведет свое происхождение от древнеславянских народных собраний, племенных сходов, которые издавна назывались вече. Однако по мере развития феодализма вече, вышедшее из родового учреждения, продолжает созываться, и князья вынуждены с ним советоваться по всем важнейшим государственным вопросам. Но характер вече резко меняется. Демократические массы города - мелкие торговцы, ремесленники, наймиты на вечевых собраниях - уже не могут претендовать на какое-либо самостоятельное политическое значение, и вече направлялось, как правило, князьями и боярами.

Характерной чертой вечевых собраний являлось то, что решения на них принимались не большинством голосов, а единогласно. Следовательно, чтобы достигнуть единогласия, было необходимо преодолеть отдельные мнения. Поэтому во многих случаях для принятия единогласного решения требовалось много времени.

Согласно имеющимся данным, можно судить, что вече в Древнерусском государстве созывалось сравнительно редко (особенно в Киеве). Оно созывалось обычно или тогда, когда руководящая феодальная верхушка раскалывалась на ряд группировок, или тогда, когда князья стремились заручиться поддержкой широких масс городского населения и использовать их в своих интересах.

Феодальные съезды . В отдельных случаях, когда возникали вопросы особенно большого политического значения, чаще всего вопросы, затрагивавшие интересы значительной части феодалов, созывались феодальные съезды.

Такие съезды созывались великими князьями. Только они могли их организовать. Строго очерченной компетенции съездов установить невозможно. Значение решений съездов зависело исключительно от степени их поддержки отдельными участниками съезда. Князь и бояре нередко отказывались от ранее принятых ими решений (об этом свидетельствует летопись). Не было, конечно, никаких определенных правил и относительно порядка заседаний съезда и выполнения его решений.

Первый феодальный съезд был собран в Любече в 1097 г. Итогом Любеческого съезда было принятие трех положений:

  1. все князья должны забыть свои распри и сообща оборонять Русскую землю;
  2. каждый должен править только своей «отчиной», своим наследственным владением;
  3. «если отныне кто-либо из князей пойдет войной на другого, то он буде наказан всеми князьями как клятвопреступник».

Однако феодальные съезды в период распада раннефеодальной монархии оказались несостоятельными. В дальнейшем они превратились в простые военные советы перед военным походом, политических надежд на них уже никто не возлагал.

Органы управления . На ранней стадии истории Древнерусского государства в IX в. существовала так называемая десятичная система управления.

Десятичная система была своего рода военно-административной системой. Тысяцкие были начальниками гарнизонов, расставленных в основных центрах Руси, им подчинялись сотские, а тем в свою очередь - десятские. Но по мере феодализации десятичная система должна была превратиться в систему феодальной администрации, а следовательно, все должностные лица изменить свои функции. На смену десятичной системе начинает приходить дворцово-вотчинная система, которую также называют дворцовой, княжеской. Для нее характерно сосредоточение всех нитей государственного управления в княжеском дворе, т.е. в руках княжеских слуг.

Первоначально основные вопросы управления решала дружина, но по мере оседания дружины на землю возрастала роль княжеских дворцовых слуг, которые в большинстве случаев происходили от получивших свободу холопов. Этот процесс особенно характерен для XI в., когда княжеские тиуны, мечники, детские становятся во главе государственной администрации. При этом начинает развиваться специализация княжеских слуг. Появляются тиуны, ведавшие княжеским двором, огнищем (тиуны огнищные), тиуны, ведавшие конюшней (тиуны конюшие), и т.д. Вместе с тем выделяется верхушка тиунства, она обзаводится домами, хозяйством и целыми селами. Таким образом верхушка дворцовых слуг постепенно начинает смыкаться с боярством.

Одним из дворцовых чинов был воевода. Его должность возникла из должности тысяцкого. Воевода стоял не только во главе тысячи, т.е. определенного круга воинов, но уже вообще всех вооруженных сил княжества. Появляется и другой важный дворцовый чин - конюший, имевший большое значение в феодально-административной системе. В его обязанность входило обеспечение княжеского войска конским составом.

Таким образом, дворцово-вотчинная система, типичная для раннего феодализма и приписываемая обычно в исторической литературе Московскому государству, сложилась еще в Древнерусском государстве.

Местными органами управления были посадники в городах и волостели в волостях. Посадник был представителем княжеской власти и осуществлял в городе функции самого князя. Посадники и волостели имели своих помощников в лице тиунов. Они первоначально назначались из числа принадлежавших посадникам рабов. Все они содержались за счет кормов с населения, поэтому такая система управления получила название системы кормления.

В Древнерусском государстве полицейские функции осуществлялись при помощи княжеских дружин. По мере развития феодального общества полицейские функции начинают выполняться и некоторыми должностными лицами княжеской администрации. Так, Русская Правда упоминает о мечниках и вирниках, осуществлявших исполнение судебных приговоров путем взыскания с осужденных штрафов - вир, продаж, а также судебных пошлин.

Феодальный иммунитет . По мере развития феодальных отношений феодалы стали не только получать право на часть произведенного крестьянами дохода, но и приобретать права управления населением принадлежавших им владений, право суда над населением в своих владениях, право на получение той дани, которая раньше уплачивалась государству. Великие и местные князья в специальных иммунитетных дипломах указывали, что княжеским агентам запрещается выезжать во владения отдельных феодалов. Вместе с тем отдельные феодалы стали носителями негосударственной власти в своих владения, получили иммунитет по отношению к центральной власти.

Иммунитет является юридическим оформлением власти отдельных феодалов в своих владениях. Он обеспечивает феодальную эксплуатацию крупными землевладельцами подвластного им населения. Иммунитет - это прежде всего следствие развития феодальной ренты. С развитием иммунитета все большая часть населения выходила из ведения княжеской администрации и попадала в полное управление феодалов. Местные государственные органы стали осуществлять управление только тем населением, которое проживало на землях, не отданных частным владельцам по иммунитетным грамотам.

Военная организация . Одновременно с превращением дружинников в вассалов князя существенные изменения претерпевает и военная организация. Вначале основной военной силой в Древнерусском государстве была дружина великого князя, которая жила на княжеском дворе и находилась на полном его содержании. Но по мере развития феодализма верхушка княжеской дружины получала от князя крупные земельные владения и, оторвавшись от княжеского двора, превратилась в бояр. Некоторые из этих бывших княжеских дружинников обзаводились своими дружинами и являлись по зову князя на службу во главе своих дружин. Дружина при дворе великого князя продолжала существовать, но роль ее изменилась. Она перестала быть основной военной силой князя. С усилением местных князей и бояр основной военной силой стало феодальное ополчение (военные отряды, приводимые в распоряжение великого князя его вассалами).

Другая часть феодального войска составлялась из так называемых народных ополчений. До тех пор, пока сохранялись свободные общинники, эти ополчения составляли важную часть военной силы Древнерусского государства.

Наконец, в русское войско привлекались и иноземные отряды.

Суд . В Древнерусском государстве суд осуществляли не специальные судебные органы, а органы власти и управления как в центре. так и на местах. Высшей судебной инстанцией в государстве считался великий князь. Княжеский двор был весьма частым местом суда. К князю обращались с жалобами на решения низших судей.

Князь, кроме того, судил своих дружинников и бояр, против которых низшие суды не могли возбуждать преследование. В наиболее ответственных и сложных делах великий князь судил совместно с вече. Он мог поручать разбор отдельных менее сложных дел своим слугам - тиунам.

Суд осуществляли представители местной администрации - посадники и волостели.

Наряду с княжеским судом и судом других должностных лиц существовал суд отдельных феодалов, которые действовали на основании иммунитетных грамот.

С принятием христианства стала распространяться судебная компетенция церкви. Органам церковного суда являлись высшие духовные лица - митрополит, епископы, игумены, а в феодальных владениях церковный суд вершили и административные лица. Церковная юрисдикция распространялась на духовенство, а по некоторым делам и на все население (по семейным делам, преступлениям против церкви, против нравственности).

В отношении феодально-зависимого населения церковных владений также действовал церковный суд.

Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты феодальной и первобытнообщинной формаций. Политическое устройство носило своеобразный характер (во многом из-за переходного состояния). Русь была федерацией княжеств, которой управлял совместно род Рюриковичей. Его члены занимали столы в городах по принципу старшинства, получая их во временное владение. При этом все Рюриковичи считались равными между собой, именуя киевского князя «старшим братом». Государство возглавлял великий князь киевский , получавший власть по наследству как старший потомок Рюрика. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани.

Находясь в Киеве, князь назначал в другие центры государства своих посадников , которые следили за соблюдением порядка, судили местное население, собирали дань и пошлины. Часть собранных средств шла на содержание посадники и его дружины. Постепенно посадниками становились ближайшие родственники князя (сыновья, братья, племянники). При князьях и посадниках существовали должностные лица, выполнявшие различные функции: тиуны , данщики и др.

Власть князя была монархической, но ограничивалась участием в ней старшей дружины и городского вече. Князя окружала дружина . Дружинники жили на княжеском дворе (в гриднице ), пировали вместе с князем, участвовали в походах, собирали и делили дань и военную добычу. Отношения князя с дружиной не всегда носили характер подданства: князь советовался с дружиной по всем делам. Вместе с тем и князь был нужен дружине не только как военный предводитель, но и как символ государственности.

Дружина делилась на старшую («бояре» ,«мужи» ) и младшую гриди» , «отроки »). Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составляли постоянный совет князя («дума») и выступали в роли воевод. У некоторых из них могли быть свои дружины. Младшие дружинники выступали в качестве профессиональной военной силы и исполняли обязанности административных агентов князя: мечников, вирников, мытников, пятенщиков и др. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, а с X в. наделяемая землей на вотчинном праве, представляла собой нарождающийся класс феодалов.

Появление дружина означало, что началось изживание характерного родоплеменному строю всеобщего вооружения народа. Однако незрелость феодальных отношений проявлялась в том, что важную роль продолжало играть народное ополчение вои »), которое часто более активно участвовало в военных действиях, чем дружинники, которых князь берег.

Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Вече как народное собрание активно действовало весь период существования Киевской Руси. Оно участвовало в решении всех важнейших вопросов, в том числе иногда в передаче власти конкретному князю (14 киевских князей были приглашены вече). Народные старейшины старцы градские ») участвовали в княжеской думе, и без их согласия, вероятно, было трудно принимать важнейшие решения. Роль вече постепенно падала на протяжении IX-XI вв. по мере усиления княжеской власти и укрепления его аппарата, оно собиралось все реже и лишь в экстраординарных условиях, когда князь нуждался в дополнительной опоре. Однако вече продолжало существовать, а в некоторых регионах (Новгородская земля) сохранило сильные позиции.



То есть «раннефеодальная монархия Рюриковичей», как ее обычно называют исследователи, отличалась большим своеобразием, потому что включала элементы первобытного самоуправления (вече) и нарождающейся сословной власти (старшая дружина). Соотношение княжеской власти, боярства и народного вече будет в дальнейшем определять тип государственности, который возобладал на отдельных территориях Руси в период раздробленности.

2.5. Формирование русской культуры и её особенности

IX-XII вв. стали временем господства средневековой культуры, которой были характерны замедленные темпы развития, традиционализм, господство в идеологии религиозного мировоззрения, накопление знаний при условии, что научного объяснения многие факты и явления еще не получили. Русская культура, несмотря на определенные отличия в развитии Руси, формировалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития и сходством социальной структуры. Общими были и христианские ценности, определявшие тип культуры.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро народа и государства. Она вобрала в себя культуру угро-финских народов, испытала влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, откуда на Русь при Владимире Святом (Красное солнышко) (880-1015) пришло христианство . Через Византию Русь приобщилась к наследию античности. Традиции Византии оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси, но они были серьезно переработаны на русской почве.

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит (глаголица ), но крещение Руси способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения (кириллица ). Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси (надписи на стенах соборов, берестяные грамоты, открытие при Ярославе Мудром в Киеве школ, в которых обучалось более 300 детей и т.д.). От домонгольского периода до нас дошли около 150 книг («Остромирово Евангелие »). К жанрам древнерусской литературы относятся летописи («Повесть временных лет »), жизнеописания русских святых («Жития» князей Бориса и Глеба), публицистические сочинения («Слово о законе и благодати» Иллариона , «Поучение детям» Владимира Мономаха ). Книги украшались заставками и миниатюрами , писались они на пергаменте . Наряду с письменной литературой существовало устное народное творчество, прежде всего былины , повествующие о героической борьбе против кочевников, о созидательном труде народа. Период Киевской Руси часто называют временем монументализма в культуре, что особенно заметно в архитектуре. Основные ее памятники представлены храмами (Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасский собор в Чернигове ), принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Внутри храмы украшались фресками , мозаиками, иконами . Известны имена русских иконописцев этого времени: Алимпий, Олисей, Георгий и др. Создавались и светские живописные произведения («парсуны »). Широко в украшении стен соборов применялась резьба по камню. Выдающееся развитие получило ремесло. По подсчетам академика Б.А.Рыбакова в древнерусских городах работали ремесленники более 60 специальностей. Существовало декоративно-прикладное искусство (в изготовлении украшений использовались «скань», «зернь», «эмаль», «чернь »).

Русская культура отличалась сложным характером, так как возникла в результате синтеза многих культур: восточнославянской, угро-финской, византийской, тюркской, варяжской. Она была городской, демократичной, открытой и быстро развивающейся. В условиях федеративного государства единая культура не стала унифицированной, приобретя многообразие в своих областных проявлениях. Религиозные элементы в ней сочетались со светскими.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и ее культуры стало складывание русской народности. Для нее были характерны единый язык, политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.


Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 87.

Политический строй древнерусского государства IX -X вв. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Некоторые князья, временно правившие на Руси, например новгородский князь Рюрик (вторая половина IX в.) или Олег (конец IX - начало X в.), были варягами по происхождению, захватившими власть в русских землях.

Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и пр.

С помощью дружины, как мы уже отмечали, князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию древнерусского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших «в состав древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян.

Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских, что, очевидно, соответствовало военному членению полков (очень древнему по своему происхождению).

В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины, находившейся всегда близ князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско. В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на Черном море.

С.В. Юшков полагал, что Древнерусское государство возникло и некоторое время существовало как государство дофеодальное. Современные исследователи в большинстве своем считают это государство с самого начала раннефеодальным. В качестве такового ему были свойственны определенные характерные черты.

Организация государственного единства. Проблема эта вызвала большие споры как в дореволюционной, так и в современной литературе. Некоторые авторы утверждают даже, что в IX в. вообще не существовало единого Древнерусского государства, а был лишь союз племенных союзов. Более осторожные исследователи полагают, что с IX до середины X в. можно говорить о союзе местных княжеств, т.е. государств. Кое-кто считает, что имела место федерация, хотя институт этот не свойствен феодальному государству, а возникает лишь в буржуазном и социалистическом. При этом утверждают, что федерация существовала не только на начальном этапе развития Древнерусского государства, но и на всем протяжении его истории.



Думается, что более убедительной выглядит точка зрения С.В. Юшкова, который считал, что Древнерусскому государству свойственна типичная для раннего феодализма система отношений сюзеренитета-вассалитета, предполагающая, что вся структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависит от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего состоять в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладает иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великих князей были местные князья. Главными иммунитетными правами были: право взимания дани и право вершить суд с получением соответствующих доходов.

Государственный механизм. Древнерусского государства можно назвать монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь сосредоточивал в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о 83 своих больших походах. Некоторые князья погибали в бою, как это случилось, например, со Святославом.



Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различного рода международные договоры - военного, торгового и иного характера. Как тогда было принято, договоры имели устную и письменную формы. Уже в X в. Древнерусское государство вступило в договорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, варягами, печенегами и др. Дипломатические переговоры возглавлял и сам монарх, как это было, например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию. Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя выросла из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.

Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжи мужи.

Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды, съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела. По мнению С.В. Юшкова, именно на таком съезде была принята Правда Ярославичей.

В Древнерусском государстве существовало и вече, выросшее из древнего народного собрания. В науке идут споры о распространенности веча на Руси и его значении в отдельных землях. Бесспорна высокая активность веча в Новгороде; что же касается его роли в Киевской земле, то источники не позволяют ответить на этот вопрос однозначно.

Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления. Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом.

Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает. В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления.

Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы, в которых искали добычу и развлечения. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины, а также ополчение из своих слуг и крестьян. Каждый мужчина умел владеть оружием, правда, весьма нехитрым в то время. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход.

Города или во всяком случае их центральная часть были крепостями, замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжеской дружиной, но и всем населением города. Владимир Святославич для обороны от печенегов построил цепь крепостей на левобережье Днепра, набрав для них гарнизоны из северных русских земель.

Князья нередко прибегали к услугам наемников - сначала варягов, а позже степных кочевников (каракалпаков и пр.).

В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников - лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Вирников сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд - право феодала самому судить зависимых от него людей. Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

Государственное управление, войны, да и личные потребности князей и их окружения требовали, конечно, немалых денег. Кроме доходов от собственных земель, от феодальной эксплуатации крестьян, князья установили и систему налогов, дани.

Дани предшествовали добровольные дары членов племени своему князю и дружине. Позже эти дары стали обязательным налогом, и сама уплата дани стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово подданный, т.е. находящийся под данью.

Первоначально дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных. Печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты, т.е. специальные пункты сбора дани. В науке существуют и другие представления о погостах.

Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей. Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси не было своих месторождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIII в. в оборот входит наряду с мехами иностранная валюта (дирхемы, позже - денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны - Перуном. Затем, однако, он крестил Русь, введя наиболее удобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т.д.

В науке существует спор о том, откуда пришла к нам новая религия. По летописному преданию Владимир, прежде чем изменить религии предков, позвал представителей разных стран и разных церквей. Из Хазарского каганата, где, как мы помним, верхушка общества исповедовала иудейство, приехали апологеты этой религии. Из Волжской Булгарии прибыли защитники мусульманства. Но всех победили христианские миссионеры, убедившие великого князя киевского в преимуществах своей религии и церкви. Результат раздумий Владимира известен. Однако спорно, откуда именно прибыли христианские проповедники. Наиболее распространено мнение, что это были византийские миссионеры. Однако некоторые исследователи предполагают, что христианство пришло к нам из Дунайской Болгарии, Моравии, даже Рима. Есть версия и о том, что введение христианства тоже не обошлось без варягов, во всяком случае, современные исследователи видят в древнерусском православии не только южное, но и западноевропейское влияние.

Не случайно, поэтому введение христианства вызвало упорное сопротивление народа. Даже дореволюционные авторы отмечали, что крещение Руси проходило порой огнем и мечом, как это было, например, в Новгороде. Вооруженное сопротивление миссионерам имело место и в других городах. Конечно, здесь сказались не только классовые, но и чисто религиозные мотивы: люди, веками привыкшие к вере отцов и дедов, не хотели без видимых причин от нее отступаться. Особенно это имело место в северных районах Руси.

Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.

Заключение.

В результате написания курсовой работы мы сделали следующие выводы:

1. Древнерусское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мировой истории.

2. Древнерусское государство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трех крупнейших славянских народов - великороссов, украинцев и белорусов.

3. Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

4. Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.

5. Киевская Русь проводила активную внутреннюю и внешнюю политику, воевала со своими соседями расширяла территорию и укрепляла внутренние связи между объединёнными племенами.

6. Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело в конце концов к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.

Таким образом, в Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.

Список использованной литературы.

1. Андреев, И.А. Основы государства и права [Текст]: Учебник / И.А. Андреева. – М.: Наука, 2006.

2. Анохин Г.И. Новая гипотеза производства государства на Руси. // Вопросы философии и истории. – 2004. - №4

3. Быстренко, В.И. История государственного управления и самоуправления в России [Текст]: Монография / В.И. Быстренко. – М.: Дело, 2002.

4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). - М.: Аспект Пресс, 2002.

5. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.;

6. Карамзин Н.М. «История Государства Российского»// М. 2002г;

7. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. – Т.1 Курс русской истории.

8. Маркова А.Н. История государственного управления в России [Текст]: Учебник /. – М.: Наука, 2001.

10. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Учеб. История России с древнейших времен до наших дней – М 2001;

11. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X - начало XII в. - М.: Мысль, 1984.

12. Скрынников Р.Г. Русь X – XVII в.; Учеб пособие. СПб.,1999;

13. Смирнов А.Н., Древние славяне. Москва, 1990;

14. Титов Ю.П. История государства и права России [Текст]: Учебник /– М.: Феникс, 2001.

15. Чибиряев С.А. История государства и права России [Текст]: Учебник для вузов /– СПб: Питер, 2004.

16. Чистяков О.И. История отечественного государства и права [Текст]. Часть 1: Учебник. Изд-е третье, перер. и доп. – М.: Юристъ, 2004.