Эстетические чувства в психологии примеры. О происхождении эстетического чувства. Принципы классификации чувств

Переходя к изложению психологии эстетического чувства, мне хочется прежде всего отметить, что в настоящее время интерес к эстетике все более и более растет, в особенности по сравнению с тем безразличным и даже зачастую враждебным отношением, которое было так распространено еще недавно. В наше время, наоборот, эстетические чувства и эстетические потребности выдвигаются нередко чуть ли не на первый план, в обществе проявляется усиленный интерес к вопросам искусства, возникают целые миросозерцания, в основу которых кладется эстетическое миропонимание, идеалы создаются на основании эстетических критериев, и, таким образом, чувство прекрасного рассматривается как основная или, по крайней мере, одна из основных пружин, движущих развитие человечества. В воспитании эстетические элементы опять- таки выдвигаются усиленно за последнее время. Указывают на то, что и в школе, и в жизни ребенка должна окружать не рутиннооднообразная обстановка современной школы с ее коридорами и пустыми квадратными классами, а произведения искусства, изящная, хотя бы и простая обстановка, вообще такая среда, которая смолоду развивала бы в нем радость жизни и чувство прекрасного. Все это побуждает меня подробнее остановиться на психологии эстетического чувства.

Как и другие высшие чувствования, эстетическое чувство является сложным: в состав его входит целый ряд разнообразных элементов. Начнем с простейших.

Если мы подвергнем анализу свои эстетические переживания, то очень часть встретимся с тем обстоятельством, что уже отдельные ощущения, взятые сами по себе, доставляют нам удовольствие. Пам нравятся яркие или нежные краски на картине, мягкий звук валторны, чистый звук человеческого голоса. Вы вышли из ком наты в солнечный летний день: голубой цвет неба, ярко-зеленая листва деревьев, чириканье птиц, аромат воздуха, напоенного запахом трав, все эти ощущения - зрительные, слуховые и обонятельные - нравятся вам, входят составными элементами в общее эстетическое переживание. Почему нам нравится глядеть на бархат и мрамор? Потому что вид их возбуждает в нас воспоминание о том ощущении, которое получалось, когда мы проводили рукой по мягкому бархату и гладкому мрамору. Таким образом, хотя зрительные и слуховые ощущения играют преимущественную роль в эстетических переживаниях, тем не менее немалое значение имеют здесь также и другие роды ощущений. Интересно в этом отношении заявление, сделанное слепоглухонемой девушкой Элен Келлер. Лишенная от рождения зрения и слуха и потому не имевшая возможности выучиться речи, она тем не менее научилась читать, прошла курс среднего учебного заведения, окончила даже университет, и все это при помощи одного только осязания. Эстетическое чувство у Э. Келлер основано также на осязательных и отчасти на обонятельных ощущениях: она рассказывает, что, ощупывая статуэтку Венеры Милосской, испытывала чрезвычайное наслаждение. У нормальных людей, обладающих всеми органами чувств, обонятельные и вкусовые ощущения имеют, конечно, значительно меньшее эстетическое значение. Гастрономия и парфюмерия не могут быть названы самостоятельными искусствами. Но это не мешает осязательным, обонятельным и вкусовым ощущениям играть важную вспомогательную роль, входя в сложное эстетическое переживание в качестве добавочных элементов.

Гораздо более существенную роль играют в произведениях искусства сочетания различных ощущений и отношения между различными родами ощущений. Какой-нибудь орнамент, в котором обычные цвета - красный, желтый, зеленый и синий - и обычные линии - прямые, ломаные, кривые - переплетены и скомбинированы в сложное сочетание, может произвести чарующее впечатление, гораздо более сильное, чем произвели бы эти краски и линии, взятые порознь.

Приятность или неприятность отдельных ощущений и их простейших комбинаций зависит в значительной степени от условий чисто физиологических. Возьмем для примера эстетическое впечатление, производимое различного рода линиями.

Аудитории предлагаются две нарисованные на таблице линии - ломаная и кривая, сходные по своему общему виду. Из опроса оказывается, что большинству нравится кривая.

Вообще говоря, кривые линии, округлые формы обычно нравятся нам больше, чем ломаные, угловатые. Причина, быть может, заключается в том, что наши члены движутся по кругу, благодаря выпукло-вогнутому устройству суставов. Для того чтобы совершить ломаное движение, нужно употребить известное усилие, необычное и потому неприятное. С другой стороны, тут могут примешиваться и другие, ассоциативные элементы, которые усиливают или, наоборот, ослабляют данное впечатление. Так, например, округлые формы человеческого тела нравятся больше, чем костлявые, еще и потому, что с округлостью соединено представление о здоровье. Иногда ассоциативные факторы перемешиваются, и тогда нам начинают нравиться прямые линии (широкая, прямая аллея), острые углы (шпиль колокольни) и т. п.

Известны, далее, физические и физиологические условия, лежащие в основе приятности звуковых интервалов и музыкальных аккордов: те интервалы, в которых количества колебаний тонов относятся друг к другу как простые числа (1:2, 2:3 и пр.), нравятся нам, и наоборот.

Важное значение имеет также известная правильность или порядок (иногда, правда, очень своеобразный) в сочетании внешних впечатлений. В зрительных восприятиях нам нравится симметрия: впечатления располагаются в правильном порядке, таким обрг.зом, что направо и налево мы имеем одинаковые группы. Сюда же относится удовольствие ритма, т. е. от правильно, равномерно чередующихся впечатлений, каковы бы они ни были по своему содержанию: слуховые - в музыкальных произведениях, осязательные - в ритмических движениях танца или бега, зрительные - когда вы смотрите на танцующего или плавно движущегося человека и т. д. Цейзингом был проделан целый ряд измерений над различными произведениями искусства, над архитектурными памятниками, скульптурными произведениями и т. д., и он установил, что в значительном большинстве случаев красота известного сооружения или гармонические размеры какой-нибудь фигуры обусловливаются математическими соотношениями частей в этих объектах. Особенно важную роль здесь играет так называемое правило золотого деления, согласно которому целое должно так относиться к большей части, как большая часть относится к меньшей. Несомненно, что многие отношения между элементами, входящими в состав эстетических переживаний, подчинены известной математически формулируемой закономерности, и очень возможно, что со временем удастся найти более общий закон, объединяющий все эти отдельные виды эстетических переживаний в одно общее целое.

Сопоставляя между собой приведенные выше примеры эстетических возбудителей, мы можем вывести один принцип, играющий очень важную роль в эстетике: нам нравится единство в разнообразии. В самом деле, в симметрии две различные стороны объекта объединены своим одинаковым отношением к средней линии; в ритме объединение достигается благодаря равномерно повторяющимся промежутком между отдельными впечатлениями; в правиле золотого деления разнородные части также объединяются благодаря известному определенному отношению друг к другу. Еще более отчетливо выступает названный принцип в сложных эстетических переживаниях, о чем будет речь дальше.

Однако приятными ощущениями и их гармоническими сочетаниями еще не исчерпывается чувство прекрасного. Лучшим доказательством этого служит то, что зачастую безобразное входит в произведения искусства. Достаточно вспомнить безобразные маски, украшающие наши здания (как хороши отвратительные химеры в соборе Парижской Богоматери!), вспомнить трагическое с его страданиями, дающими зачастую повод к созданию высоких произведений искусства, вспомнить, что говорит Толстой о модных картинках, несомненно красивых, но которые никто не назовет художественными произведениями, и т. д. Причина заключается в том, что в большинстве эстетических впечатлений наряду с объективными факторами, о которых я сейчас говорил и которые обусловливают собой приятные ощущения и сочетания этих ощущений, приходится отметить также и другие - ассоциативные, или субъективные, факторы, к рассмотрению которых мы сейчас и перейдем.

Возьмем, например, приятное впечатление, производимое видом апельсина. Вам нравится его желтый цвет, круглая форма, приятный запах. Но ко всему этому присоединяется также не менее приятное воспоминание о его вкусе. Наконец, апельсин может навести вас на мысль о том крае, где он вырос, и когда вы представляете себе Италию с ее голубым небом, рощами, морем и т. д., то эти представления сливаются с видом апельсина, находящегося у вас перед глазами, в одно общее целое. Когда мы видим старинный замок, то его формы могут быть не живописны, не изящны, его запах - гнили и разрушения - может быть прямо неприятен, и тем не менее общий вид замка может вызывать художественное наслаждение, благодаря тому, что к внешним впечатлениям (ощущениям и их комбинациям) присоединяются воспоминания о прошлом этого замка, героических подвигах и трагических происшествиях, свидетелем которых он был; все это вместе, окутанное той дымкой мечтательности, которая свойственна воспоминаниям о прошлом, дает сложное эстетическое переживание, тесно связанное с видом замка, возбудившего все эти поэтические воспоминания.

Спрашивается теперь, насколько велика должна быть роль этого ассоциативного фактора в эстетических чувствах, и не становимся ли мы здесь на неверный путь? В самом деле, если идти по этому пути дальше, то можно прийти к выводу, что эстетические наслаждения вызываются не формой художественных произведений, а тем смыслом, содержанием, которое в них вложено. В конце концов мы придем к утилитарному взгляду на искусство, согласно которому значение произведения искусства заключается только в той пользе, которую оно может принести человечеству, причем, конечно, эту пользу можно рассматривать самым различным образом, соответственно разного рода миросозсрцаниям. Так, утилитаристы-шестидесятники признавали за художественными произведениями значение лишь постольку, поскольку они могли способствовать улучшению общественных отношений. Толстой ценит художественное произведение только тогда, когда оно с особенной силой и яркостью вызывает чувство любви к ближним и к Богу; специфически же эстетические стороны произведения отодвигаются здесь на второй план и в лучшем случае сводятся к некоторым формам, благодаря которым особенно удобно возбуждать в людях известные чувства. По мнению Толстого, художественное дарование сводится к уменью возбуждать в других то настроение, которое сам художник в данный момент переживает, или как он говорит, заражать другого своим собственным чувством и настроением; раз эта цель достигнута, то со стороны формы от художественного произведения больше ничего не требуется.

С этим взглядом, однако, едва ли можно согласиться. Анализируя художественные произведения и возбуждаемые ими эмоции, можно в них отметить такие стороны, которые присущи эстетическому чувству самому по себе и не могут быть сведены к другим чувствованиям и другим, побочным целям. Здесь прежде всего приходится отметить тот самый принцип, на который я уже указывал, говоря об элементарных составных частях эстетического чувства, именно единство в разнообразии, гармония частей, объединенных в одно общее целое. Этот принцип можно видоизменить или, вернее, расширить, включив сюда гармонию между формой и содержанием или соответствие цели и средств. Когда какая-нибудь поэма слишком растянута, когда художник употребляет слишком сильные средства там, где можно было бы достигнуть эффекта более простыми приемами, вы говорите, что произведение не художественно. Когда произведение искусства не соответствует предназначенной цели, например, человек строит дачный дом, а между тем придает ему такую величину и массивность, которые не соответствуют дачным потребностям, то здесь вы опять-таки находите антихудожественным отсутствие соответствия между основным назначением объекта и теми средствами, которые употреблены для достижения этого. Когда слишком громоздкие, толстые, тяжелые колонны поддерживают легкий навес или тонкая, стройная колоннада несет непосильный груз, то и здесь возникает у вас впечатление нехудожественности. Таким образом, и в более сложных художественных произведениях вы встречаете тот закон единства и соразмерности, который уже встречался на более элементарных ступенях.

Соответствие между целью и средствами заставляет нас испытывать при созерцании художественного произведения впечатление целесообразности, причем, однако, эта целесообразность носит совершенно своеобразный характер: какая бы то ни было побочная цель зачастую совершенно отсутствует, художественное произведение само по себе уже является целью. Поэтому говорят нередко, что эстетическому чувству присуща «целесообразность без сознания цели». Этим эстетическое чувство отличается, например, от волевых действий, в которых человек всегда к чему-нибудь стремится, чего-нибудь старается достигнуть. Правда, художественные произведения могут служить также и общежитейским целям, потому что в нашей жизни все так переплетено, что отдельные стороны нашей психики находятся в тесной связи с другими сторонами, но нельзя эстетические чувства всецело сводить к другим чувствам, совершенно отрицая их самостоятельное значение.

Посмотрев на человека — его внешний вид, поведение, разговор, можно понять, развиты ли у него эстетические чувства прекрасного и возвышенного.

Есть ли у него чувство вкуса и стиля, чувство красоты и прекрасного, эстетического…

Все люди ведут себя и выглядят по-разному, у всех разный вкус и чувство стиля (как говорят: «на вкус и цвет товарищей нет»), у каждого воспитали свои эстетические чувства прекрасного…

Вам предложено пройти онлайн тест на чувство стиля , чтобы понять развито ли у вас эстетическое чувство вкуса прекрасного или нет.

И не просто понять, но и научиться развить в себе чувство вкуса, т.к. если у человека видны развитые эстетические чувства, то это о многом говорит…

Тест на чувство стиля, эстетические чувства вкуса прекрасного

Прежде чем пройти тест на чувство стиля и вкуса прекрасного, т.е. определить насколько у вас развиты эстетические чувства, вам следует понимать, о чем идет речь (маленький экскурс перед тестированием).


По словам немецкого философа Иммануила Канта, вкус — это способность судить о прекрасном.
Только развитое чувство вкуса в человеке способно привести личность к гармонии с собой, другими людьми, миром и вселенной.

Например , принято считать наличием чувства эстетического вкуса у человека во внешности, т.е. если мужчина или женщина одеты со вкусом и стильно, когда у них одежда, другие аксессуары и элементы внешнего облика (включая макияж, запахи духов, украшения, прическа…) подобраны с учетом особенностей фигуры, лица и пр. — т.е подчеркивают достоинства и скрывают недостатки.

Эстетический вкус и стиль предполагает избирательность человека, его приверженность к какому-либо направлению, и личные предпочтения с собственным мнением о вещах (подчеркиваю — с собственным, а не взятым с кого-то).

Те, кто не предпочитают чего-то конкретного, не имеют собственного «Я» (подражает, копирует кого-то), кто всеяден и неразборчив — не имеют чувства вкуса и стиля. У них не развиты эстетические чувства.

Посмотрите сами на окружающих людей на улице. У многих ли есть чувство вкуса и стиля? А значит — многие ли гармоничны внутри, в жизни, в отношениях?

Психологический аспект эстетического вкуса прекрасного

Еще пару слов, и вы сможете пройти тест на чувство стиля и вкуса.

Вы, наверное, видели людей одетых со вкусом, а у других отсутствие эстетического вкуса, безвкусицу в стиле, нет ощущения прекрасного.

Например , приятно смотреть на красивую девушку с прекрасной фигурой, у которой облегающая одежда подчеркивает ее достоинства — ее одежда, аксессуары, украшения, хороший макияж, маникюр, легкий приятный запах духов показывает ее чувство вкуса.

Или, девушку со складками, растяжками на животе, целлюлитом и не в меру полными ногами, так же одетую в обтягивающее или эти части тела открыты, плюс запах ее духов режет нос, а макияж искусственно ярок и не гармоничен — явно говорит о дисгармонии в душе и отсутствии чувства вкуса и прекрасного.

Та и другая могут быть одеты в стильную и модную одежду одного бренда, но показатель ли у обоих чувства стиля?

Наверное, если у девушки не очень точеная фигура, то ей бы стоило одеть вещи нивелирующие ее недостатки, а не показывать их…

Психологический аспект чувства вкуса и стиля , или его отсутствия, как раз не в самой одежде, аксессуарах, духах и макияже.

И даже не в том, что человек умеет подчеркивать достоинства и скрывать недостатки, за счет умения правильно одеваться и накладывать макияж.

Эстетический вкус внутри человека, в его голове, в душе (в психике) — чувство вкуса закладывается еще в детстве, в процессе воспитания и социализации.

С психологической точки зрения, мы может несколько перевернуть (но не исказить) мнения философов о чувстве вкуса прекрасного.

Т.е. не развитое чувство вкуса приводит человека к гармонии внутри себя и во внешнем мире, а немного наоборот — чувство гармонии внутри себя приводит к развитию эстетического вкуса и гармонии в мире и вселенной.

Это легко проверить. Посмотрите сами. Если девушка прекрасна и телом и в душе, то как ее не «накрась», как не наряди, как не надуши — хоть никак, хоть одень ее летом в валенки, телогрейку и шапку ушанку — она все равно прекрасна, гармонична, обаятельна и притягивает.., от нее веет чем-то теплым, прекрасным, хорошим…

Ее чувство вкуса и прекрасного внутри нее, а не в одежде и других аксессуарах

Взгляните на другую красивую девушку стильно и со вкусом одетую и ухоженную.

Если у нее дисгармония и пустота в душе, то какой бы ни был ее внешний лоск и эстетический вкус, от нее веет холодом, негативом, глаза пусты, она отталкивает духовно… (притянуть может, разве что физически…по-похоти…).

Резюме , перед тестом на на стиль и вкус:
Вы в праве одеваться и украшать себя так, как вы лично считаете хорошо. Вы можете придерживаться любого направления в моде и стиле. Чувство вкуса не врожденное — его приобретают, вы всегда можете развить и изменить эстетический вкус.
Главное, что вам нужно знать это то, что ваше личное чувство вкуса и стиля у вас в голове, а не на теле. Будьте гармоничны в душе, а остальное приложится…

Итак, пройти тест на стиль и эстетический вкус прекрасного онлайн

Возможно вас заинтересует.., или вы хотите избавиться

Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возни-кающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

Чувства моральные (нравственные) - переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам обще-жития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия. К положительным мо-ральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, пат-риотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам отно-сят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.

Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познаватель-ной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворе-ния от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют пре-одолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.

Чувства эстетические - своеобразная окраска ощущений, харак-теризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Пе-реживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусст-ве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).

Катарсис (англ. cathexix - энергия, затраченная на представле-ние понятий, идей, образов, символов) - первоначально понятие ка-тарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внут-реннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных траге-дий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис - соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.

Чувства практические (праксические) (греч. pгaktikos - деятель-ный) - чувства, связанные с деятельностью человека (досада, удо-вольствие, творческий подъем и пр.).

Страсти - абсолютно доминирующие чувства, которые захва-тывают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выражен-ное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающее-ся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с со-ответствующим объектом.

ЧУВСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ

Как мы уже отметили, человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем испытывает по отношению к ним те или иные чувства. Источником такого внутреннего личного отношения являются деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, закрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Чувства всегда тесно связаны с эмоциями человека. Не случайно в литературе можно встретить рассмотрение чувства как вида эмоций, а также эмоции как результат переживания того или иного чувства.

С одной стороны переживание чувства выступает как особое, испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят как особом эмоциональном состоянии человека.

Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценить жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т.д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс, своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации потери и себя в этой ситуации. Итак, переживание связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней. Это значит эмоционально пережить что-то.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства всегда носят отчетливо выраженный предметный характер. Это всегда чувство к чему-то. Но предмет чувств может быть и весьма обобщенным, и умозрительным.

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Как утверждает В.К. Вилюнас, это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радость, гнев, печаль, сочувствие, ревность и т.д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные или отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность ).

Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитания в семье, школе и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

Проблема классификации чувств остается нерешенной. Во всяком случае, пока нет исчерпывающей классификации чувств, что объясняется, во-первых, большим их разнообразием и, во-вторых, изменчивостью в зависимости от исторических условий.

Чаще всего при попытке классификации чувств можно встретить выделение такого понятия как «высшие чувства», поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. Высшие чувства - это особая группа чувств, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические.

Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей: большой степенью обобщенности, которой они могут достигнуть в своих развитых формах; связанностью с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.

Нравственными или моральными называются чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т.д.

Возникает вопрос: можно ли считать нравственным чувство лишь потому, что оно направлено на те или иные институты, человеческие коллективы, отдельных людей? Нет, так как возникновение морального чувства предполагает, что человеком усвоены моральные нормы и правила, что они выступают в его сознании как нечто такое, чему он обязан, не может не подчиняться.

К нравственным чувствам относят любовь, чувство долга, гуманность, доброжелательность, дружбу, сочувствие и др. Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине и т.д. Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.

Эстетические чувства - это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.

Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, драматического, изобразительного и других видов искусства. Это вызвано тем, что в этих переживаниях специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные, и практические чувства. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психические и физиологические состояния человека отметил еще Аристотель, назвав это явление «очищением» («катарсисом»). Эстетическое наслаждение приносит эмоциональное потрясение и эмоциональное прозрение. На этом основана эстетопсихотерапия.

Кроме переживаний прекрасного (или безобразного) в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.

Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключаются в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Н.В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.

Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними. Эстетические чувства часто влияют на воспитание и формирование нравственных чувств и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.

Интеллектуальными или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых фактов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.п. Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.

Одним из самых необходимых для интеллектуальной деятельности, является чувство любознательности, любовь к истине. Оно имеет действенный характер, выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное как в области познания, так и в практической деятельности. А. Эйнштейн очень метко назвал такое стремление «бегством от удивления».

Интеллектуальные чувства подкрепляют, делают приятной деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Они обеспечивают энергию для работы, необходимой продвижению познания от имеющегося уже уровня к новым вершинам. Именно силой интеллектуальных чувств можно объяснить поражающую способность некоторых ученых.

Практические чувства или праксимические (от древнегреч. «праксис» - деяние, деятельность) - это эмоциональный отклик на всё богатство и многообразие человеческой деятельности. Эти чувства, порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления, ее завершением. Практические чувства характеризуются различным содержанием и разной степенью интенсивности переживания в зависимости от форм, сложности деятельности, которую выполняет человек.

Когда выполняется привычная несложная работа, процесс которой достаточно автоматизирован, то эмоциональный отклик относится в большей мере к самому результату труда, чем к его процессу. Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде так называемых творческих чувств.

Эстетическое сознание - это форма общественного сознания, которая является продуктом исторического развития общества и отражает степень эстетического освоения мира. Эстетическое сознание формируется исключительно в рамках эстетической деятельности субъекта. Сфера эстетической практики пронизывает собой все сферы человеческого бытия, хотя уровень проявления самодостаточности является различным. Определенные отрасли характеризуются лишь частичным присутствием эстетического компонента, однако в некоторых, прежде всего в искусстве - эстетический компонент является доминантным. Именно искусство, в котором наиболее полно реализуется потребность человечества в эстетическом наслаждении является сферой, где через эстетическую деятельность и раскрываются компоненты эстетического сознания.

Основные составляющие эстетического сознания это эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал и эстетическая теория.

С психологической точки зрения, если человек достаточно долгое время находится в определенном эмоциональном состоянии, то этот процесс называют эстетическим переживанием. Сохранение в памяти человека определенного эстетического переживания характеризуют как эстетическое впечатление. Накапливаясь, эстетические впечатления способствуют формированию у человека эстетических чувств.

Эстетические чувства не является врожденным явлением, процесс его становления связан с общественным и индивидуальным развитием личности. Оно определяется тем культурным, социальным средой, которая окружает человека от рождения. Собственно сфера эстетических чувств является идеальной и формируется не только в результате практического освоения мира, а в основном - духовного.

Бесспорным является взаимосвязь между становлением и развитием эстетических чувств в их зависимости от органов чувств (зрение, слух и др..), однако именно в процессе индивидуальной деятельности человека происходит корреляция формы созерцания, общения и развития личности. Степень развития эстетического чувства влияет на любое проявление духовного переживания человека, а следовательно и на все формы ее деятельности. Проявлением эстетического чувства есть тяга к прекрасному, гармонии, совершенства, что приводит к самообогащения и развития личности.

Эстетические чувства могут иметь как "созерцательный" характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности, так и быть включенными в процесс нашей деятельности, предоставляя ей определенные эстетические формы и черты. С одной стороны, эстетические чувства проявляются при нашем созерцании художественных явлений - когда мы слушаем музыку, читаем книгу, смотрим театральное представление, находимся на художественной экспозиции или наслаждаемся изысканным архитектурным ансамблем. С другой - они проявляются в процессе нашей собственной активной творческой деятельности - когда мы поем, танцуем или рисуем и т.п.

Эстетические чувства связаны с окружающей действительностью, однако обычная (бытовая) деятельность человека направлена на достижение объективных результатов, в то время как эстетическая деятельность связана со сферой нашей субъективности, которая проявляется в наших эстетических переживаниях.

Характерной особенностью эстетических чувств является их не утилитарный характер. Они не связаны с удовлетворением наших насущных материальных потребностей. В основе эстетических чувств заложена потребность, которая присуща только человеку - это потребность в эстетическом переживании. Наиболее сильное влияние на развитие эстетических чувств осуществляет искусство, которое стимулирует и воспитывает способность воспринимать мир чувственно через формы культурно развитого созерцания. Повторяемость эстетического переживания обновляет и углубляет его. Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, которые возникли под влиянием искусства и собственно специфическое его постижения.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, представитель немецкой классической философии, отмечал, что искусство не нуждается в существовании внешних критериев и масштабов, понять его можно только исходя из него самого. Главная цель искусства заключается в раскрытии истины в почуттєвій форме.

В истории эстетики было немало концепций относительно специфики эстетического переживания. Согласно одной из них, представленной в творчестве советского психолога Льва Выготского, по своей природе механизм образования эстетического переживания и собственно его сущность являются нераскрытыми и непонятными для субъекта. Выготский указывает, что мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам нравится то или иное произведение. Все, что мы придумываем для объяснения его действия, является более поздним домыслом, совершенно явной рационализацией без сознательных процессов. Сама же сущность эстетического переживания остается загадочным для нас. Искусство заключается в том, чтобы "скрывать" искусство.

Другая теория эстетического переживания принадлежит польскому философу Роману Інгардену, которую он предлагает в своей работе "Переживания, произведение, стоимость" (1966) ее основная идея заключается в том, что эстетическое переживание является сложным, багатофазовим. Развиваясь во времени, оно проходит ряд этапов различного характера: в одном - проверяется теория активной позиции, в другом - пассивной, в одном - интеллектуальной, в другом - эмоциональной. Согласно Інгардену, началом переживания есть "вступительная эмоция", которая характеризуется волнением. Второй этап переживания наступает, когда под влиянием этого волнения все наше сознание мы обращаем к предмету, который его вызвал. Это приводит к торможению обычного процесса осознания, сужение его поля, заинтересованность концентрируется на наблюдаемой качества. На этом третьем этапе эстетическое переживание может закончиться, но может продолжаться и дальше, если продолжается, то субъект уже имеет перед собой сформированный им предмет и общается с ним, реагируя волнением на то, что сам сделал. Таким образом, в эстетическом переживании последовательно выступают: чистое волнение субъекта, формирование предмета субъектом и переживание этого предмета зрителем. На ранних этапах переживания имеет уязвим и динамичный характер, который на конечном этапе угасает, уступая место созерцанию.

Другая концепция эстетических переживаний представлена в работе польского философа Владислава Татаркевича "Фокусировки и мечты" (1934). ее сущность заключается в том, что эстетические переживания бывают разного вида, как пассивного, так и активного, наделены как ярко выраженным интеллектуальным фактором, так и чисто эмоциональным: оно охватывает как состояния созерцания и успокоения, так и состояния обостренной чувствительности. И первые, и вторые содержатся в обычном понятии эстетического переживания и оба имеют право называться эстетическими переживаниями. Теория, которая говорит, что эстетические переживания являются опьянением, дельная, но только для части переживаний, которые охватываются этим названием.

Итак, эстетические чувства - это базисный уровень эстетического сознания человека, который является составляющей всех видов эстетической деятельности человека. Это чувства высшего уровня, что культивируется в процессе общественно-исторического развития. Оно имеет сложную структуру, которая связана с обращением, как в реальных, так и идеальных объектов. Для него характерен не утилитарный и аксиологический характер.

Человек создал поистине могучие средства познания природы и самого себя - искусство и науку, вобравшие в себя все формы человеческого познания. Искусство, наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей и на их психологию. Перед человеком открывается ужас мира, и он стремится к эстетическому идеалу. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего.

Основные категории сознания архаичного человека сформированы мифологическими представлениями. В науке сложилось представление о мифах как о структурах, выражающих «необычную» реальность, как о символических системах. К.Г. Юнг* считал, что это первичные формы, организующие психические содержания, схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества - архетипы - функциональные структуры коллективного бессознательного. Результатом актуализации архетипов становятся архетипические идеи, формируется ценностное сознание человечества. Важнейшими понятиями ценностного сознания выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Эта система ориентаций играет важную роль в индивидуальном и общественном сознании. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу человека делают жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не о доказательстве, а об эмоциональном показе. Искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней.

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации является актуальным с древних времен. Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира, умения их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память, не «зеркальная», а избирательная. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить представления и впечатления. Воображение имеет много разновидностей: философско-лирическое - у Тютчева, фантасмагорическое - у Гофмана, романтическое - у Врубеля, болезненно-гипертрофированное - у Дали, реально-строгое - у Феллини и т.д.

В художественном творчестве подсознательные процессы играют особую роль. Американский психолог Ф. Беррон обследовал группу писателей и пришел к выводу, что у представителей этой профессии эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. 89% испытуемых оказались «интуитивными личностями», тогда как в контрольной группе (люди далекие от художественного творчества), личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось 25%. Ф.Шеллинг писал: «…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества. Подобно тому, как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной». Творческий процесс особенно плодотворен, когда художник находится в состоянии вдохновения - психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного опыта и непосредственного включения его в творчество. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально-непримиримых начал и тем самым устранение реальных жизненных конфликтов, что неудовлетворенные желания - стимулы фантазии. В.Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника». Проявление личностных особенностей человека способствует развитию индивидуальности, подчеркивает его уникальные и неповторимые черты.

Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности - как эмоции презрения, отвращения и т.п. Уровень развитости и содержательности эстетических чувств личности - важный показатель её социальной зрелости. К примеру, чувство юмора предполагает наличие у субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления: пошлость, цинизм, и т.д. Если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, он лишается защиты, и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это определённым бременем ложится на его психику. Фрейд пишет об этом так: «…всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику».

Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации, которая локализуется в бессознательном и проявляется в «стремлении к удовольствию». Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят созданные обществом требования культуры (традиции, правила и т.д.). Их основная функция состоит в подавлении «инстинктоподобных» потребностей. Особенность самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах (написание романа, создание художественного произведения), личность не может удовлетворить её полностью.

Рассматривая культуру личности можно выделить внутреннюю и внешнюю её стороны. Человек подает себя окружающим, но это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами скрывается циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время, не кичащийся своим культурным поведением, человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой, интеллигентностью, которая предполагает высокий уровень эстетического развития, нравственную надежность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик далеко не полон, но главные из них перечислены.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств и переживаний. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва, человек опасается, переживает за своих близких, за свою страну, за жизнь на Земле. Вместе с тем людям присущ целый спектр «светлых» эмоций: ощущения счастья, гармонии, полноты телесных, душевных сил, удовлетворенности своими свершениями и жизнью. Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Они проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых широк - от чувства наслаждения и восторга до отвращения. В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его деятельности, с включенностью человека в мир культуры. Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром культуры; здесь он обретает смысл и духовное измерение.