Цари России. История царей России. Последний царь России. Все цари России по порядку (с портретами): полный список Самый 1 царь руси

И Елены Глинской родился долгожданный наследник Иоанн, в 1547 г. ставший первым русским царём, официально венчанным на трон.

Эпоха Ивана IV стала пиком развития Московского княжества, военным и дипломатическим путём завоевавшего более высокий статус царства.

После смерти отца трёхлетний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538 г., когда ему было неполных 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости. Уже в юности излюбленной идеей царя стала мысль о неограниченной самодержавной власти. В 1545 г. Иван достиг совершеннолетия и стал полноправным правителем, а в 1547 г. - венчался на царство.

Благодаря превращению Московии в царство и утверждению самодержавного принципа власти политика централизации, проводившаяся московским правящим домом на протяжении столетий, получила логическое завершение. В течение нескольких десятилетий был проведён ряд внутренних реформ (приказная, судебная, земская, военная, церковная и др.), завоёваны Казанское (1547–1552) и Астраханское (1556) ханства, возвращён ряд русских территорий на западных рубежах, началось проникновение в Сибирь, упрочились позиции России на международной арене и т. д.

Однако благополучие царства в значительной степени было подорвано разорительной и неудачной для России Ливонской войной (1558–1583) и начавшейся в 1565 г. опричниной.

Царь Иван IV Васильевич был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, был эрудитом в богословии. В историю русской литературы он вошёл как незаурядный автор многочисленных посланий (в частности, к А. М. Курбскому, В. Г. Грязному). Царь написал музыку и текст службы праздника Владимирской богоматери, канон архангелу Михаилу. Вероятно, он оказал большое влияние на составление ряда литературных памятников середины XVI в. (летописные своды; «Государев родословец», 1555; «Государев разряд», 1556); сыграл важную роль в организации книгопечатания. По его инициативе было также осуществлено строительство храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, созданы росписи Грановитой палаты.

В русской историографии деятельность Ивана IV получила разноречивую оценку: дореволюционные историки отрицательно характеризовали царя, советские - подчёркивали положительные стороны в его деятельности. Во второй половине XX в. началось более глубокое и конкретное изучение внутренней и внешней политики Ивана IV.

Лит.: Веселовский С. Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960; Зимин А. А. Опричное наследие // В канун грозных потрясений: предпосылки первой крестьянской войны в России. М., 1986; Переписка Царя Ивана Грозного с Андреем Курбским и Василием Грязным. Л., 1979; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// www. sedmitza. ru/ text/443514. html ; Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 2001; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// militera. lib. ru/ bio/ skrynnikov_ rg/ index. html ; Тихомиров М. Н. Россия в XVI столетии. М., 1962; Флоря Б. Н. Иван Грозный. М., 2009; То же [Электронный ресурс]. URL : http:// www. sedmitza. ru/ text/438908. html ; Шмидт С. О. Становление российского самодержавства. Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного. М., 1973.

См. также в Президентской библиотеке:

Беляев И. В. Царь и великий князь Иоанн IV Васильевич Грозный, Московский и всея Руси. М., 1866 ;

Валишевский К. Ф. Иван Грозный. (1530-1584) : пер. с фр. М., 1912 ;

Величкин В. Г. Покорение Казани московским царём Иваном Васильевичем Грозным: рассказ из русской истории. М., 1875;

Виппер Р. Ю. Иван Грозный. [М.], 1922 ;

Кизеветтер А. А. Иван Грозный и его оппоненты. М., 1898 ;

Курбский А. М. История о великом князе Московском: (извлечено из «Сочинений князя Курбскаго»). СПб. ,1913 ;

Разногласия по вопросу кто был первый русский царь в истории России, наблюдаются, если нет конкретного определения – «кого можно считать царём». Но и период Российского царства, продолжался чуть более 170 лет.

Историческая справка

Русское царство, являлось временным образованием, между Московским княжеством и Российской империей. Обозначить строгую дату зарождения Российского царства достаточно сложно, так как необходимо привязаться к какому-то решающему эпизоду истории.

Московское княжество

При Иване Великом, произошёл ряд значимых событий, которые поднимают статус Московского княжества. В частности:

· В несколько раз увеличилась территория страны;

· Выход из-под татаро-монгольской зависимости (после стояния на р. Угра);

· Начат процесс формирования жёсткой вертикали власти и создания органов гос. управления;

· Создан первый сборник законов – «Судебник».

В дополнении ко всему, Иван Великий женился на византийской принцессе – Софье Палеолог. А она была наследницей императорской крови. Это ещё более поднимало статус правителя. Но Иван третий не был первым русским царём, хотя и любил себя так называть.

Сейчас мало кто про это знает, но в 1498 году, внук Ивана Великого, Дмитрий Иванович, был венчан на царство по полному византийскому чину. Это была не только прихоть деда, но и предсмертная просьба сына (Ивана Молодого).

В течение 5 лет, он был соправителем деда. И можно считать, что имя первого русского царя – Дмитрий. Хотя в документах он имел титул Великого Князя.

Но внутрисемейный раздрай отчасти затеянный Софьей Палеолог, привёл к тому, что Дмитрий Внук был отстранён от правления ещё при жизни деда, не смотря на свой царственный статус.

Другими словами, это был спорадический элемент в системе русских правителей, без начала и продолжения.

Как звали первого русского царя?

Год венчания на царство первого русского царя, который положил начало царской династии – 1647. 16 января был проведён полный византийский чин поставления на царство. На монарший престол воссел царь Иван Грозный.

Иван Грозный


По странному стечению обстоятельств, звали первого русского царя, как и последнего – Иван. Но последний царь, Иван V, был соправителем Петра Великого. И так как он умер раньше Петра, то Иван V«почил в бозе» с царскими регалиями. А вот Пётр Великий, умирая, был уже императором.

И по факту получается, что последние царские похороны были у Ивана V.

Но разночтения в этих хитросплетениях исторических фактов возникают из-за разных точек зрения на один и тот же эпизод.

Пётр Великий родился царевичем, был царём, стал императором и умер как император.

А вот Иван V, и в заупокойных литиях поминался как царь.

Нюансы престолонаследия России

До принятия императором Павлом акта о престолонаследии, при кончине царя (а позднее и императора), постоянно возникали разночтения с определением следующего монарха.

Подковёрная борьба в монаршем окружении, разрушала стабильность и вносила смутьянские мысли в властолюбивое сознание родственников.

Именно Павел Первый законодательно закрепил полусалическую промогенитуру. Её принцип был предельно прост, и престолонаследие получило следующую последовательность:

1. Старший сын и его потомство. Если таковых нет, то -

3. Престолонаследие переходит на этих же принципах в женское поколение, к старшей дочери и т.д.

Но это было уже с императорами, а вот царей ещё выбирали. Хотя, выборы эти очень сильно напоминали аналогичный процесс с выбором губернаторов в современной России.

По факту, претендент на царский престол был известен, это сын последнего монарха. Но его требовалось формально избрать.

Для этого созывался специальный, «избирательный на царство», Земский Собор, и его участники принимали единогласное решение.

В некоторых критических ситуациях, обходились без Собора. При этом обязательно требовалось чтобы закулисное решение, подтвердил народ. Может быть, это был некий отголосок древней формулы: «Voxpopuli - voxDei» (Глас народа – глас Божий). Но такие цари правили недолго, и наследников не оставляли.

Иван Грозный, хотя и был первым русским царём, избежал процедуры выборов. А вот первым избранным на русский престол царем был его сын – Феодор Иоаннович.

Царь Феодор Иоаннович

По запискам современников, Феодор Иоаннович был слаб здоровьем и умом. Особой тяги к управлению страной он не питал. Жил по принципу «ни Богу свечка, ни чёрту кочерга».

И что особенно важно, будучи последним, прямым потомком Рюриковичей, у него не было детей. А значит, наследник престола должен был выбираться из непрямых родственников.

Со смертью первого избранного русского царя, началась чехарда со сменой правителей. Исторически это совпало с пиком «Малого Ледникового Периода», что привело к чудовищным неурожаям и голоду. Сюда же присовокупилось крайнее недовольство православного народа, появлением питейных домов, которое не раз приводило к бунтам. И в итоге, этот период между смертью Феодора Иоанновича и воцарением первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича, назвали эпохой Смутного времени.

Кстати, опять любопытное совпадение. Если не знать историю смутного времени, и судить по отчеству, то несведущий человек может подумать что царь Михаил Фёдорович, был сыном Феодора Ивановича.

Вот такие странные совпадения случались в русской истории.

400 лет назад династия Романовых взошла на российский престол. На фоне этой памятной даты разгораются дискуссии о том, как царская власть повлияла на наше прошлое и есть ли ей место в нашем будущем. Но чтобы в этих дискуссиях был смысл, нужно понимать, как у правителей России появился царский титул и какую роль в этом сыграла Церковь.

Царский титул - это не только словесное выражение очень высокой степени власти, но еще и сложная философия. Для России эту философию создала в основном Русская Церковь. Ей, в свою очередь, досталось богатое наследие греческих церквей, чья судьба протекала на землях Византийской империи. Царское звание было официально закреплено за московскими правителями в XVI веке. Но никто, ни один человек не думал в ту пору: «Мы создали царскую власть». Нет-нет, и сами государи наши, и их вельможи, и церковные иерархи придерживались совершенно иного образа мыслей: «Царская власть перешла к нам из Константинополя. Мы - наследники».

Символы царской власти: шапка Мономаха и держава

Древние пророчества

Во второй половине XV века произошли события, ошеломительные и для Русской Церкви, и для всех «книжных» людей нашего отечества, и для политической элиты Руси.

Во-первых, благочестивые греки «оскоромились»! Они договорились с папским престолом об унии в обмен на военную помощь против турок. Митрополит Исидор - пришедший на Московскую кафедру грек, активный сторонник унии - попытался переменить религиозную жизнь Руси, очутился под арестом, а потом едва унес ноги из страны.

Во-вторых, Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Митрополитов-греков сюда больше не звали, начали ставить глав Русской Церкви соборно, из своих архиереев.

В-третьих, в 1453 году пал Константинополь, казавшийся незыблемым центром Право-слав-ной цивилизации.

И все это - на протяжении каких-то полутора десятилетий. А затем, до начала XVI столетия, государь Иван III превратил крошево удельной Руси в Московское государство - огромное, сильное, небывалое по своему устройству. В 1480 году страна окончательно освободилась от притязаний Орды на власть над ней.

После падения Константинополя в Москве, пусть и не сразу, вспомнили таинственные предсказания, издавна приписывавшиеся двум великим людям - Мефодию, епископу Патарскому, а также византийскому императору Льву VI Премудрому, философу и законодателю. Первый погиб мученической смертью в IV веке, второй царствовал в конце IX - начале X столетия. Традиция вкладывала им в уста мрачные пророчества. Христианство, «благочестивый Израиль», незадолго до прихода Антихриста потерпит поражение в борьбе с «родом Измаиловым». Племена измаильтян возобладают и захватят землю христиан. Тогда воцарится беззаконие. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет.
С особым вниманием наши книжники вглядывались в слова, где будущее торжество приписывалось не кому-то, а «роду русему».

После 1453 года московские церковные интеллектуалы постепенно приходят к выводу: Константинополь пал - свершилась часть древних пророчеств; но и вторая часть свершится: «Русский род с союзниками (причастниками)… всего Измаила победит и седьмохолмый [град] примет с прежними законами его и в нем воцарится». А значит, когда-нибудь Москва придет со своими православными полками на турок, разобьет их, освободит от «измаильтян» Константинополь.

Из медленного, но неотвратимого осознания какой-то высокой роли Москвы в искалеченном, истекающем кровью мире восточного христианства, из очарования волнующими откровениями тысячелетней давности родился целый «веер» идей, объясняющих смысл существования новорожденной державы и ее стольного града. Не напрасно - размышляли в ту пору - милая лесная дикарка Москва оказалась в роли державной владычицы! Не напрасно вышла она из-под иноверного ига как раз в тот момент, когда прочие народы православные в него угодили!

Предания о роде московских государей

Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе. Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях. При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III. Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея.

На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» - похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. «Сказание» вошло в русские летописи и получило в Московском государстве большую популярность. В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи - на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия.

Простота сущая? Да. Неправдоподобно? Да. Но ровно та же простота, ровно то же неправдоподобие, каким поклонились и многие династии Европы. Скандинавы свои рода королевские выводили от языческих богов! По сравнению с ними наш российский Прус - образец скромности и здравомыслия. По тем временам родство от Августа - идеологически сильная конструкция. Пусть и нагло, вызывающе сказочная.


Далее, как утверждает «Сказание», византийский император Константин IX прислал великому князю киевскому Владимиру Мономаху царские регалии: диадему, венец, золотую цепь, сердоликовую шкатулку (чашу?) самого императора Августа, «крест Животворящего Древа» и «порамницу царскую» (бармы). Отсюда делался вывод: «Таковому дарованию не от человек, а Божиим неизреченным судьбам претворяюще и переводяще славу Греческого царства на Российскаго царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем во святей великой соборной и апостольской церкви от святейшаго Неофита, митрополита Эфесскаго… И оттоле боговенчанный царь нарицашеся в Российском царствии». В годы, когда Киевская Русь пребывала под рукой князя Владимира, Византией правил Алексей I Комнин, а Константин Мономах скончался еще в середине XI века. Да и не носили князья наши царского титула в домонгольское время. Поэтому вся легенда о византийском даре ныне ставится под сомнение.

Сейчас, конечно, невозможно с точностью определить, какие именно регалии получил Владимир Мономах, да случилось ли это на самом деле. И не настолько это важно.

Важнее другое: московский историософ XVI века перебрасывал «мостик царственности» из XII столетия в современность. Тогда правитель Руси уже имел царское звание? Превосходно! Следовательно, нынешним государям России уместно возобновить царский титул. Идея царства, царской власти , медленно, но верно пускала корни в русской почве. Москва начала примерять венец царственного города задолго до того, как сделалась «Порфироносной» в действительности.

(На фото - Иван III. Гравюра А. Теве из книги «Космография». 1575 г. Печать Ивана III. 1504 г.)

Зеркала Москвы

Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило.

Ученые монахи-иосифляне (последователи преподобного Иосифа Волоцкого) первыми начали понимать: Московская Русь - уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе.

Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем - как «новый Иерусалим».

Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк.

В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде - Москве…

Вот первая искра.

Большое же пламя вспыхнуло в переписке старца псковского Елеазарова монастыря Филофея с государем Василием III и дьяком Мисюрем Мунехиным. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима».

Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра - Рим и Константинополь («Второй Рим») пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «…все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя по пророческим книгам, то есть Ромейское царство, поскольку два рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть».

Иначе говоря, «Ромейское царство» - неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия - новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях.

Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» - скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте - в первую очередь роль хранителя веры . Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву!

Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю.

Венчание на царство

В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство.

Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело - использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое - официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей.

Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. Миниатюра. XVI в.

Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. 1672 г.

Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой - «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира. Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз.

За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских - родни Ивана IV по матери.

Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.

Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году.

Мистика и политика

Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула.

Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки. Закон и порядок пришли в ничтожество. Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам. Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики. Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания. Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства!

Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому. Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, - без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии. Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь - роль главы собственной семьи, в перспективе же - светского главы всего православного мира.

Икона «Москва­ - Третий Рим». 2011 г.

печать Ивана Грозного. 1583 г.

Подобное возвышение налагает значительные ограничения на монарха - на его образ жизни и даже на его образ мыслей. В течение нескольких лет молодой государь приносил Церкви покаяние за прежние свои грехи и «врастал» в свою великую роль. В середине 1550-х Иван Васильевич выглядел как человек, идеально ей соответствующий.

Страна в ту пору управлялась сложно и пестро. Каждая область имела собственные административные и правовые обычаи. «Церковная область», рассыпанная по всей державе, управлялась по особым законам и правилам. Служилая знать получала в «кормление» доходы от городов и областей, где ее представители по очереди, на сравнительно короткий срок, занимали управленческие должности. Эти доходы распределялись неравномерно, - в зависимости от силы и слабости аристократических партий, способных продвинуть на кормление своих людей. Закон пошатнулся. Центральное управление не успевало за все нарастающим валом задач, возникавших на колоссальной территории. Ведь размеры страны увеличились в несколько раз по сравнению с территорией, которую получил Иван III!

Стране требовались реформы. И после венчания государя наступает период, благоприятный для реформаторства.

У кормила власти стоят все те же аристократические кланы, но среди них нет первенствующей партии. Иными словами, наступило примирение могущественнейших людей России, они договорились между собой о более или менее равномерном распределении власти. Государь уже не являлся мальчишкой, которым нетрудно помыкать, теперь он мог выполнять роль арбитра и влиять на политический курс в желательном для себя направлении.

Формальное примирение между монархом и его недоброжелателями происходит в 1549 году: царь публично снимает с них вину за прежние злоупотребления. На митрополичьей кафедре стоит человек государственного ума, великого милосердия и обширных знаний - святитель Макарий. Как видно, ему удавалось направлять неистовую энергию молодого царя в доброе русло и не давать ей выхлестываться бурно, разрушительно.

В 1550-х годах реформы идут одна за другой, страна выходит из них преображенной.

Однако этого могло бы и не произойти, если бы в 1547 году молодой властитель московский не принял царский венец. А венчание не могло бы произойти, если бы наша Церковь не подготовила духовную почву для него. Правда состоит в том, что русское «священство» выпестовало и поставило на ноги русское «царство».

Великий князь (с 1533 года), а с 1547 - первый русский царь. Это сын Василия III. Он начал править с конца 40-х годов с участием Избранной рады. Иван IV первым русским царем был с 1547 по 1584 год, до самой своей смерти.

Кратко о правлении Ивана Грозного

Именно при Иване начался созыв Земских соборов, а также был составлен Судебник 1550 года. Он провел реформы суда и управления (Земская, Губная и др. реформы). В 1565 году в государстве введена была опричнина.

Также первый русский царь в 1553 году установил торговые отношения с Англией, при нем была создана в Москве первая типография. Иван IV покорил Астраханское (1556) и Казанское (1552) ханства. Ливонская война велась в 1558-1583 годах за выход к Балтийскому морю. В 1581 году начал присоединение Сибири первый русский царь. Массовыми казнями и опалами сопровождалась внутренняя политика Ивана IV, а также усилением закрепощения крестьян.

Происхождение Ивана IV

Будущий царь появился на свет в 1530 году, 25 августа, под Москвой (в селе Коломенское). Он был старшим сыном Василия III, великого князя Московского, и Елены Глинской. Иван происходил по отцовской линии из династии Рюриковичей (ее московской ветви), а по материнской - от Мамая, который считался родоначальником Глинских, литовских князей. София Палеолог, бабка по отцу, принадлежала к роду византийских императоров. Согласно преданию, в честь рождения Ивана в Коломенском заложили церковь Вознесения.

Детские годы будущего царя

Трехлетний мальчик после смерти отца остался на попечении у своей матери. Она умерла в 1538 году. В это время Ивану было всего лишь 8 лет. Он рос в обстановке борьбы за власть родов Бельских и Шуйских, враждующих между собой, в атмосфере дворцовых переворотов.

Окружавшие его насилия, интриги и убийства способствовали развитию в будущем царе жестокости, мстительности и подозрительности. У Ивана склонность мучить других проявлялась уже в детстве, и ее одобряли приближенные.

Московское восстание

В юности одними из самых сильных впечатлений будущего царя были Московское восстание, произошедшее в 1547 году, и "великий пожар". Бунтовщики после убийства родственника Ивана из рода Глинских явились в село Воробьево. Здесь укрывался великий князь. Они потребовали выдать им остальных Глинских.

Больших усилий стоило уговорить толпу разойтись, однако ее все-таки удалось убедить в том, что Глинских нет в Воробьеве. Только что миновала опасность, и вот уже будущий царь распорядился арестовать заговорщиков для того, чтобы казнить их.

Как первым русским царем стал Иван Грозный?

Уже в юности излюбленной идеей Ивана стала мысль о самодержавной власти, ничем не ограниченной. В Успенском соборе Кремля 16 января 1547 года состоялось торжественное венчание Ивана IV, великого князя, на царство. Знаки царского достоинства были возложены на него: шапка и бармы Мономаха, крест Животворящего Древа. Иван Васильевич после приобщения Святых Тайн был помазан миром. Так первым русским царем стал Иван Грозный.

Как вы видите, народ не участвовал в этом решении. Иван сам провозгласил себя царем (конечно, не без поддержки духовенства). Первый избранный русский царь в истории нашей страны - это Борис Годунов, правивший чуть позже Ивана. Земский собор в Москве в 1598 году, 17 (27) февраля, избрал его на царство.

Что давал царский титул?

Принципиально иную позицию в отношениях с государствами Западной Европы позволил занять царский титул. Дело в том, что великокняжеский титул на западе переводили как "принц", а иногда и как "великий герцог". Однако "царь" либо не переводили совсем, либо переводили как "император". Тем самым русский самодержец встал вровень с императором самой Священной Римской империи, единственным в Европе.

Реформы, нацеленные на централизацию государства

Вместе с Избранной радой с 1549 года первый русский царь осуществил ряд реформ, которые были нацелены на централизацию государства. Это, прежде всего, Земская и Губная реформы. Также начались преобразования в армии. Новый Судебник был принят в 1550 году. Первый Земский собор был созван в 1549 году, а еще через два года - Стоглавый собор. На нем был принят "Стоглав", сборник решений, регламентирующий церковную жизнь. Иван IV в 1555-1556 годах отменил кормления, а также принял Уложение о службе.

Присоединение новых земель

Первый русский царь в истории России в 1550-51 годах участвовал лично в Казанских походах. Казань была покорена им в 1552 году, а в 1556 - Астраханское ханство. Ногаи и сибирский хан Едигер попали в зависимость от царя.

Ливонская война

Торговые отношения с Англией были установлены в 1553 году. Иван IV в 1558 году начал Ливонскую войну, намереваясь заполучить побережье Балтийского моря. Военные действия первоначально развивались успешно. Армия Ливонского ордена к 1560 году была разгромлена окончательно, а сам этот Орден прекратил свое существование.

Во внутреннем положении государства тем временем произошли существенные изменения. Царь около 1560 года порвал с Избранной радой. Он наложил на ее деятелей различные опалы. Адашев и Сильвестр, по мнению некоторых исследователей, понимая, что России не сулит успеха Ливонская война, безуспешно пытались склонить царя к подписанию соглашения с противником. Русские войска в 1563 году овладели Полоцком. Это была в те времена крупная литовская крепость. Иван IV особенно гордился этой победой, которая была одержана уже после роспуска Избранной рады. Однако Россия уже в 1564 году начала терпеть поражения. Иван старался найти виноватых, начались казни и опалы.

Введение опричнины

Первый русский царь в истории России проникался все сильнее идеей установления личной диктатуры. Он объявил в 1565 году о введении опричнины в стране. Государство делилось отныне на 2 части. Земщиной стали называться территории, которые не вошли в опричнину. Каждый опричник обязательно присягал царю на верность. Он обязывался не поддерживать отношения с земскими.

Опричники были освобождены Иваном IV от судебной ответственности. С их помощью царь насильственно конфисковывал вотчины бояр и передавал их во владение дворянам-опричникам. Опалы и казни сопровождались разбоем среди населения и террором.

Новгородский погром

Новгородский погром, произошедший в январе-феврале 1570 года, стал крупным событием времен опричнины. Поводом к нему стало подозрение в том, что Новгород намерен перейти к Литве. Иван IV лично руководил походом. По дороге до Новгорода от Москвы он разграбил все города. В декабре 1569 году во время похода Малюта Скуратов в тверском монастыре задушил митрополита Филипа, который пытался противостоять Ивану. Считается, что количество жертв в Новгороде, в котором проживало в то время не более 30 тыс. человек, составило 10-15 тысяч. Историки утверждают, что царь в 1572 году отменил опричнину.

Нашествие Девлет-Гирея

В этом свою роль сыграло нашествие Девлет-Гирея, крымского хана, на Москву, совершенное в 1571 году. Опричное войско не в силах было его остановить. Девлет-Гирей сжег посады, огонь также перекинулся на Кремль и Китай-город.

Пагубно отразилось разделение государства и на его экономике. Было опустошено и разорено огромное количество земель.

Заповедные лета

Для того чтобы предотвратить запустение множества имений, в 1581 году царь ввел в стране заповедные лета. Это был временный запрет крестьянам покидать хозяев в Юрьев день. Это способствовало утверждению крепостнических отношений в России. Полной неудачей для государства завершилась Ливонская война. Были потеряны исконно русские земли. Иван Грозный объективные итоги своего царствования мог увидеть еще при жизни: провал всех внешне- и внутриполитических начинаний.

Раскаяние и приступы ярости

Царь с 1578 года перестал казнить. Практически в это же время он распорядился составить поминальные списки (синодики) казненных, а затем разослать по монастырям страны вклады на их поминовение. В составленном в 1579 году завещании царь каялся в содеянном.

Однако периоды молитвы и покаяния у него сменялись приступами ярости. 9 ноября 1582 года, во время одного из этих приступов, в своей загородной резиденции (Александровской слободе) он случайно убил Ивана Ивановича, своего сына, попав ему в висок посохом с железным наконечником.

Смерть наследника повергла в отчаяние царя, так как Федор Иванович, другой его сын, был неспособен к управлению государством. Иван отправил большой вклад в монастырь на помин души Ивана, подумывал даже сам уйти в монастырь.

Жены и дети Ивана Грозного

Неизвестно точно число жен Ивана Грозного. Вероятно, царь был женат 7 раз. У него было, не считая детей, умерших в младенчестве, трое сыновей.

У Ивана от первого брака родилось от Анастасии Захарьиной-Юрьевой двое сыновей, Федор и Иван. Второй его супругой стала Мария Темрюковна, дочь кабардинского князя. Третьей была Марфа Собакина, которая неожиданно умерла через 3 недели после свадьбы. Жениться по церковным правилам запрещалось более трех раз. Поэтому в 1572 году, в мае, созвали церковный собор для того, чтобы разрешить Ивану Грозному 4-й брак - с Анной Колтовской. Однако она в том же году была пострижена в монахини. В 1575 году пятой супругой царя стала Анна Васильчикова, которая умерла в 1579 году. Вероятно, шестой женой была Василиса Мелентьева. Осенью 1580 года Иван заключил последний брак - с Марией Нагой. В 1582 году, 19 ноября, от нее родился Дмитрий Иванович, третий сын царя, который погиб в Угличе в 1591 году.

Чем еще запомнился в истории Иван Грозный?

Имя первого русского царя вошло в историю не только как воплощение тирании. Для своего времени он был одним из самых образованных людей, обладал богословской эрудицией и феноменальной памятью. Первый царь на русском престоле является автором множества посланий (например, Курбскому), текста и музыки службы праздника Богоматери Владимирской, а также канона Архангелу Михаилу. Иван IV способствовал тому, что в Москве было организовано книгопечатание. Также во время его правления был возведен на Красной площади храм Василия Блаженного.

Смерть Ивана IV

В 1584 году, 27 марта, примерно в третьем часу, Иван Грозный отправился в баню, приготовленную для него. Первый русский монарх, официально принявший титул царя, мылся с удовольствием, его тешили песнями. Иван Грозный после бани чувствовал себя свежее. Царя усадили на постели, на нем был сверх белья широкий халат. Иван велел подать шахматы, начал расставлять их самостоятельно. Ему никак не удавалось поставить на свое место шахматного короля. И в это время Иван упал.

Сразу же побежали: кто за розовой водой, кто за водкой, кто за духовенством и врачами. Явились врачи со снадобьями, принялись растирать его. Также пришел митрополит и совершил наскоро обряд пострижения, нарекая Ионою Ивана. Однако царь был уже бездыханен. Заволновался народ, в Кремль бросилась толпа. Борис Годунов распорядился затворить ворота.

Тело первого русского царя на третий день предали погребению. Его похоронили в Архангельском соборе. Могила сына, убитого им, находится рядом с его собственной.

Итак, первым русским царем был Иван Грозный. А после него начал править его сын, Федор Иванович, который страдал слабоумием. Фактически управление государством осуществлял опекунский совет. Началась борьба за власть, однако это уже отдельная тема.

Прожил жизнь великую и трагическую. Его имя известно всем, но настоящие события зачастую скрыты или извращены недоброжелателями и не очень честными историками. Имя первого русского царя - Иван IV Васильевич (Грозный).

Высшим титулом правителя на Руси с древности считался «князь». После того как произошло объединение русских княжеств под властью Киева высшим званием правителя стал титул «великий князь».

Титул «царь» носил византийский император в Константинополе. В 1453 году Константинополь пал под ударами турок, а незадолго до этого греческое православие заключило Флорентийскую унию с католическим Римом. В связи с этим последний греческий митрополит был изгнан с Московской кафедры, которая провозгласила себя независимой от Византии. Новых митрополитов выбирали из природных русаков.

Московская Русь, в отличие от Византии, усилиями великих князей, в том числе отцом Ивана IV, а затем и им самим, объединялась, расширялась и укреплялась. Великие московские князья стали называть себя «государями всея Руси» и постепенно приучать иностранных дипломатов и своих подданных к мысли, что их государство - не задворки, а центр истинного христианского мира, не подверженного вероотступническим униям. Появляется и укрепляется в сознании мысль о Москве как о третьем Риме, который является наследником не униатской Византии, как в политике, так и в вере, об особом предназначении Руси.

Кроме всего вышеназванного, титул «великий князь» в Европе воспринимался как «принц» или «герцог» и, соответственно, как вассал или подчиненный императора.

Титул «царь» ставил «государя всея Руси» на один уровень с единственным в то время императором – императором Римской империи, которому номинально подчинялись все европейские короли.

Венчали на царство Ивана IV в 1547 году, в возрасте 17 лет. Правившая страной в то время боярская верхушка надеялась, что царь останется марионеткой в их руках и официальной вывеской государства.

Официальное признание Европой царского титула за московским государем произошло в 1561 году, когда восточный патриарх Иоасаф подтвердил его своей грамотой. Отдельные государства, например, Англия и Швеция, признали титул русского царя раньше патриарха.

Правда и клевета

События жизни первого венчанного русского царя многие сотни лет подвергались откровенно клеветническим инсинуациям со стороны врагов, предателей и тех, кто писал официальную историю. Одним из их основных постулатов является то, что «все начинания царя закончились провалом». Однако среди значительных реформ Ивана IV бесспорными, и получившими дальнейшее развитие, являются:

Вопреки устоявшемуся мнению, Иван Грозный после себя оставил более развитую страну, чем получил в наследство. Разорению страна обязана очередной боярской смуте, которая произошла после смерти царя.

Большую часть «знаний» об истории люди получают из школьных учебников, художественных фильмов, книг и СМИ, которые без зазрения совести повторяют устоявшиеся мифы. Вот некоторые из них об Иване Грозном:

далеко не однозначен, как и время, в которое он жил. Власть – это бремя, которое необходимо нести, и чем лучше это будет получаться, тем больше будет противодействий. Так происходило и с Иваном IV, когда он «модернизировал» страну. Так происходит и с его наследием на протяжении столетий, когда его дела обливают грязью.