Почему необходимо изучать орфографические правила коротко. «Зачем нужны орфографические правила. Для чего нужны правила орфографии. Методы и приемы изучения основных орфографических правил Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Практическая работа учащихся над орфограммами в большинстве случаев опирается на правила, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения.

Малейшая неточность в знании и применении правил, их замедленное применение приводит к ошибкам.

Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться лишь на основе определенного уровня владения фонетикой, грамматическим, словообразовательным материалом, а также развитым и активизирующим словарем.

И программы, и учебники по русскому языку составлены так, что орфография не выделена в виде отдельного раздела, а включена в соответствующие темы курса. Например, правила правописания корня, приставки включаются в раздел «Состав слова», правописание личных окончаний глаголов - в разделе «Глагол» и т.п. Орфографический материал следует за грамматическим и опирается на него.

В начальных классах используются в орфографической работе

правила следующих типов:

1. Правило - указание или запрещение. Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила правописания гласных после шипящих «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, т.е. на практическое знание фонетики, но не требует привлечения правил фонетики или грамматики. Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее, его алгоритм состоит всего из одного действия - «шага».

Примеры правил - запрещений:

« В сочетаниях «ЧК», «чн» мягкий знак не пишется: «почка», «сочный»; «Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую»; «Буква й при переносе не отделяется от гласной: «лей-ка», «мой-ся»; «При переносе слов с двойными согласными одна бука остается на строке, а другая переносится: «кас-са», «длин-ный».

2. Правило - указание для выбора написания из двух предполагаемых написаний (реже - из нескольких вариантов). Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова (словосочетания), либо на разбор слова, на грамматический или фонематический анализ.

Правило данного типа имеет свой алгоритм - не менее двух действий «шагов».

Примеры таких правил:

« Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы» (2кл.). Алгоритм: 1 шаг: Прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится? 2 шаг: Назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? Отчестве? Фамилии?

Правило постановки точки, вопросительного знаков в конце предложения (2кл.). Алгоритм: 1 шаг: Прочитать предложение (или текст). О ком, о чем в нем говорится? 2 шаг: Как произносится предложение: что-либо спокойно сообщается или произносится с особым чувством либо с вопросом? 3 шаг: Какой знак нужно поставить в конце предложения?

3. Правило - результат наблюдения над языком. Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое наблюдение.

Пример такого правила: «общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково» (2кл.). В этом правиле отражено самое первое знакомство с написанием безударных гласных в корне слова.

4. Грамматические правила (определения). Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них дается орфографическое правило.

Примеры грамматических правил:

Правила склонения имен существительных (4кл.) создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных «-е», «-и».

Правила согласования имен прилагательных с именами существительными, правила склонения имен прилагательных (4кл.), правил различения окончаний I и II спряжений глаголов в настоящем и будущем временах создают основу для применения правил правописания безударных личных окончаний «-ешь», -ишь», «-ет, -ит», «-ем, -им», «-ете, -ите», «-ут, -ют», «-ат, -ят».

Характерно, что орфографические правила без грамматических определений и правил просто не «срабатывают». Поэтому грамматические правила мы включаем в типологию правил орфографических.

Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные - из 3 - 5 шагов; по отношению к орфографической задаче эти алгоритмы играют роль распознавания (иногда их так и называют - алгоритмы распознавания).

Пример алгоритма распознавания приставки с целью ее правильного написания (3кл.): 1 шаг: Найти в слове корень. 2 шаг: Определить, есть ли в слове приставка, назвать ее. 3 шаг: Определить какое слово образовано с помощью приставки. От какого слова образовано? 4 шаг: Проговорить приставку отчетливо - по буквам. Запомнить: она пишется всегда одинаково. (4 шаг - орфографический).

5. Правило - предписание к выполнению действий. Само правило не указывает написания или его вариантов, а только подсказывает прием проверки. Примеры-правила проверки безударных гласных и звонких глухих согласных в корне слова, правописания безударных гласных окончаний имен существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т.п.

Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, например по проверке безударной гласной в корне: 1 шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква. 2 шаг: еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударяемый слог). 3 шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова. Подбирать до тех пор, пока проверяемая гласная не окажется под ударением. 4 шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное. Определить правильное написание. 5 шаг: Написать слово, проверить написанное (вслух или проговорить про себя).

Естественно, что правило с более усложненными алгоритмами усваивается труднее, с простыми - легче.

Правила могут быть усвоены школьниками в готовом виде, по учебнику, но могут быть выведены самими учащимися индуктивным путем.

Не могут быть выведены самими учащимися только правила первой группы - указания и запрещения: они заучиваются и применяются на письме.

Правила второй и третьей групп может быть построены учащимися на основе наблюдений и логики. Например, перед учащимися ставится проблема: «У Коли собачка, она такая кругленькая, он ее назвал Шарик. Как же надо написать слово «Шарик», кличку собаки, чтобы сразу отличить от слова «шарик» - игрушка?» Первоклассники догадываются: «Пишется с большой буквы!» - «Что пишется с большой буквы?» - «Клички животных, имена людей». Затем правило «выверяют» по учебнику и запоминают.

В процессе усвоения правил правила и его применения школьники осознают его структуру. Следует различать структуру самого правила и структуру орфографического действия по правилу. Вторая структура - это алгоритм.

Наиболее сложные орфографические правила имеют следующую структуру:

  • · Цель проверки. Например, проверить написание окончания имени существительного: «-е», «-и»;
  • · Выделение грамматической основы слова. Например, для того чтобы определить склонение проверяемого имени существительного и его падеж;
  • · Решение (выбор написания). Например, окончание «-е» пишется в дательном падеже 1-го скл., в предложном падеже 1-го и 2-го скл.; окончание «-и» пишется в родительном падеже 1-го скл., в родительном, дательном и предложном падежах 3-го склонения.

Работа с орфографическими правилами способствует умственному развитию учащихся, ибо она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств.

На основе правил строятся алгоритмы решения грамматико-орфографических задач, школьники овладевают упорядоченными действиями, постепенно переходят к сокращенным, «свернутым» действиям, - от полного содержания орфографического действия к намеку и моментальному решению.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а- , в корнях с чередующимися е (и ) пишется и , а в корнях -лож- (-лаг- ) и -кос- (-кас- ) пишется а .

В корне гор- (гар- о . Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон- (клан- ), твор- (твар- ) в безударном положении пишется о .

В корне зор- в безударном положении пишется а . Исключение: зоревать .

В корне -рос- (-раст- ) перед ст и щ пишется а . Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино .

В корне -скоч- (-скак- ) перед ч пишется о , перед к пишется а . Исключения: скачок, скачу .

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок- (-мак- ) и -ровн- (-равн- ):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а : плавать, плавучесть . Исключения: пловец, пловчиха, плывун .

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц ) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о (ё ) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё , если в родственных словах оно чередуется с е ; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о .

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и . Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц .
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция ).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о , без ударения – е .

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться , в форме повелительного наклонения: поставьте , в форме 2 л. ед.ч.: умываешься .

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс , а также после начального пан .

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь .

После приставок меж- , сверх- сохраняется и , так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы .

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер- ).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный .
– доведение действия до конца: пристукнуть .
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать .

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный .
– «пере-»: преградить .

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова - это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

о , если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е , если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц .

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся -
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад ;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место . Исключение - трудодень ;
– названия некоторых растений: Иван-чай ;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс- .
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же - палатка ).

Слитно пишутся сложные слова -
с глаголом на и в первой части: сорвиголова . Исключение - перекати-поле ;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный . Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний) ;
названия жителя города: алмаатинец ;
сложносокращённые: вещмешок .

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные :
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый ;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский ;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж , если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик .

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т : раздача – раздатчик .

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л : кровельщик .

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка , но: ключик – ключика .

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец , -иц- - в существительных ж.р.: красавица .

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн- .

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн- , при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

На начальных этапах овладения письмом письменная речь ребёнка определяется его устной речью, т.е. он пишет слова так же, как и произносит. Поэтому он допускает много ошибок. По мере овладения грамматикой и орфографическими правилами количество ошибок резко уменьшается. Это объясняется тем, что дети приучаются находить ту или иную орфограмму и проводить с ней соответствующую работу.

Орфограмма служит основной орфографической единицей, принятой в современной методике.

Во-первых, орфограмма - это написание, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и обосновании;

Во-вторых, в орфограмме всегда есть не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный!) выбирает пишущий.

Для пишущего орфограмма всегда несёт в себе задачу, которую надо решить, соблюдая: а) требования орфограмм, т.е. выбора правильного написания из двух или нескольких, допускаемых графикой; б) требования точной передачи смысла, содержания мысли.

Следует различать теоретические и практические орфограммы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может привести к ошибке, на самом же деле никогда не приводит к ней. Например, теоретически, дети могут написать глагол «бегут» с буквой «д» - «бегуд», на самом же деле такая ошибка маловероятна. Однако, граница между теоретическими и практическими орфограммами условна: многие орфограммы, признаваемые в средних и старших классах теоретическими, в начальных классах являются практическими. Так, в начальных классах (особенно в первом) пишут «майя», «друзьйя», «од дома» и т.п., что отражает стихийное стремление детей писать фонетически. Следовательно, теоретические орфограммы тоже нужно уметь видеть, особенно учителю .

При овладении навыками письма первоначально всё внимание ребенка уделяется технике письма и соблюдению правил посадки. Когда перед детьми ставится орфографическая задача, каллиграфическая сторона ухудшается, так как внимание сосредоточивается на соблюдении правил орфографии.

Орфографическое правило - это предписание, устанавливающее порядок выполнения орфографического действия, решения задачи. В формулировке правила обычно содержатся следующие элементы:

  • а) указания на орфограмму, которая проверяется;
  • б) определение грамматической, фонетической, словообразовательной природы явления;
  • в) указание способа проверки и получения результата.

Формулировки орфографических правил в зависимости от способа перечисления условий выбора бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Одно из простейших правил - «В сочетаниях ЖИ, ШИ пишется буква И», это правило-указание, не требующее грамматического анализа. Действие по этому правилу имеет три ступени: обнаружение в слове сочетания; фонетический анализ; написание слова и самопроверка. Большинство орфографических правил констатирующие.

В регулирующих орфографических правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. Например: правило проверки безударных гласных в корне слова опирается на фонетику (обнаружение безударного гласного звука), на словообразование и грамматику - на состав слова, подбор однокоренных слов или на изменение грамматической формы слова. Действие по этому правилу содержит 7-8 ступеней:

  • а) найти гласный звук, который надо проверить (безударный);
  • б) убедиться, что безударный гласный - в корне;
  • в) подобрать проверочное слово или форму того же слова;
  • д) определить, под ударением ли стоит проверяемый гласный в проверочном слове; г) в случае необходимости подобрать второе, третье проверочное слово;
  • е) сравнить проверочные слова с проверяемым;
  • ж) написать в соответствии с принятым решением;
  • з) осуществить самопроверку.

Некоторые, наиболее трудные правила орфографии в начальных классах даются расчленено, в несколько приемов. Не всегда следует давать младшим школьникам правила в готовом виде: многие правила могут быть выведены самими учащимися на основе наблюдений, практических действий и специально организованной беседы.

Признавая важность изучения орфографических правил, которые избавляют пишущего от необходимости запоминать написание каждого слова, методисты и учителя не могли не замечать некоторых существенных недостатков в орфографической подготовке учащихся, знающих правило. Так многократно отмечалось, что многие учащиеся не видят связи между отдельными правилами, не владеют навыками самоконтроля, особенно в нестандартных ситуациях. Провозглашается, таким образом, принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Оно будет успешным, если занятия ученика (его учебная деятельность) направлены на освоение не только знания. Применительно к орфографии это значит, считает Л.И. Разумовская, что только знание правил правописания недостаточно для успешного формирования орфографических навыков: содержание правила, его теоретическая суть усваиваются в ходе учебной деятельности, в результате выполнения упражнений, которые формируют умение действовать согласно правилу. Эффективность упражнений (деятельности) зависит, таким образом, от качества теории и от согласованности учебных действий с этой теорией .

Также первостепенное внимание в деле формирования правильного навыка уделял упражнениям и К.Д. Ушинский. Он указывал, что «главное, центральное занятие, вокруг которого более или менее группируются все остальные, есть практическое упражнение в языке, изустное и письменное» .

Так, когда правило правописания проверяемых безударных гласных корня ориентировано на подбор «подборочных слов» (Безударные гласные в корне пишутся так же, как они пишутся под ударением в словах с тем же корнем), то от учащихся ускользает сама суть явления, а именно: безударные гласные обозначаются той же буквой, что и ударные в корнях с общим значением, т.е. в однокоренных словах. Главное, что есть в правиле - это его ориентированность на семантику: корни одного значения (однокоренные слова) пишутся всегда одинаково как с проверяемыми, так и с непроверяемыми. Чтобы не было ошибок типа «жилеть» (потому что «жила»), задающих ложный способ действия «на основе правила», содержанием деятельности должен стать научный способ подбора однокоренных слов, объясняющих одно слово через другое, ближнеродственное: малыш - это совсем маленький человек, ребёнок. Объясняя значение корня через ближнеродственное слово, ученик овладевает способом действия, адекватным правилу.

Привыкая именно так определять написание, учащиеся осваивают и правило, которое наполняется для них истинным содержанием, и приём, способ действия.

Изложенный подход согласуется с утвердившимся в психологии положением о единстве сознания и деятельности, о деятельном подходе к обучению. Представляется, однако, бесспорным, что характер заданий должен иметь такую направленность, чтобы действия «по заданию» отрабатывались на основе правила, на теоретической основе. Навыки формируются на основе знания способов выполнения действия. Наиболее успешно, быстро и безошибочно учащиеся овладевают навыками на основе знания и применения алгоритма или алгоритмического предписания .

Как педагогическая наука, так и школьная практика в последние годы значительно продвинулась в вопросе определения рациональных способов формирования у школьников учебных навыков. Данные исследований, проведённых учеными-психологами и учёными-методистами, подтверждают, что только система упражнений обеспечивает овладение учащимися навыками грамотного письма.

При проведении упражнений в определённой системе необходимо учитывать специфические условия работы с той или иной группой учащихся, а именно:

  • 1. Степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков в области орфографии.
  • 2. Уровень речевой культуры.
  • 3. Условия языковой среды, окружающей детей.

Успешному обучению правописанию способствует:

  • а) тщательный отбор дидактического материала;
  • б) разнообразие упражнений, опирающихся на правила и различные виды памяти;
  • в) постепенное усложнение орфографических знаний;
  • г) усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении орфографических заданий.

Применение разнообразных приемов и упражнений - обязательное условие успешной работы по орфографии. Но в выборе приёмов не должно быть самотёка. При определении того, какой именно приём или какого рода упражнение нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные особенности каждого из них. Целесообразность применения того или иного приёма, упражнения с точки зрения методической определяется такими условиями, как:

  • а) степень соответствия его проходимому в данный момент материалу;
  • б) подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала;
  • в) доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся;
  • г) последовательность в применении отобранных с определенной целью приёмов.

Представление о последовательности упражнений и их соответствие целям и задачам обучения на различных этапах усвоения навыков может дать таблица.

Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися навыков.

Дадим краткую характеристику каждому из видов упражнений. Подготовительные упражнения имеют своей целью подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при выполнении их минимальная.

Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для усвоения навыков.

Пробные упражнения - это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.

Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложность и трудность выполнения которых нарастает.

Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.

Контрольные задания носят главным образом обучающий характер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы. Контрольные задания должны быть средней трудности и состоять из типовых ситуаций без особого усложнения содержания.

Отметим далее, что важным условием формирования орфографических навыков является вариантность дидактического материала, подобранного с учетом типичных затруднений учащихся в применении орфографических правил. И, наконец, воспитание учащихся, которое осуществляется в ходе формирования орфографических навыков, также является необходимым условием успешной работы с учащимися по орфографии.

При изучении орфографии систематически проводится работа над значением слов и фразеологизмов, что способствует формированию орфографического навыка и обогащению словаря учащихся, например: тушь - туш, недостает - не достает и т.д.

Работа над словосочетанием при изучении орфографии имеет свою специфику: учащиеся по зависимому слову устанавливают основное слово, например при изучении правил правописания безударных гласных Е и И в падежных окончаниях существительных и других.

Работа над предложениями особенно уместна при изучении правописаний окончаний, а также частиц и союзов. Учащиеся составляют собственные примеры (иногда по образцам), заменяют или вставляют отдельные слова в предложении и т.д.

Выбор методов и приёмов обучения орфографии обуславливается характером орфограммы, которые могут быть в любой значимой части слова: в приставке, корне, суффиксе, окончании. Разные типы орфограмм встречаются в пределах одной и той же морфемы и соответственно применяются при этом различные правила.

В обучении орфографии используются методы:

  • - слово учителя;
  • - беседа;
  • - наблюдение и анализ орфограмм;
  • - самостоятельная работа учащихся.

Слово учителя как метод обучения орфографии используется для сообщения, например, цели предстоящей работы, при формулировке заданий для самостоятельной работы, при обобщениях. Этим методом преподаватель пользуется и для этимологических справок по поводу слов, написания которых проверяются словарём, при подведении итогов самостоятельной работы учащихся и прочее. Методом беседы изучается материал, усвоение которого подготовлено уже имеющимися у школьников знаниями. Это в основном написания, требующие установления грамматической формы слова, например, написание падежных окончаний существительных и прилагательных, правописание суффиксов различных частей речи и другие.

Метод наблюдения и анализа предполагает сопоставление изучаемых явлений, вычленение сходных, обобщение. Поэтому применение его целесообразно при изучении правописаний, проверяемых путём сопоставления с опорными словами, или написаний, проверяемых орфографическими и грамматическими правилами. Так, например, методом наблюдения проводится изучение правописания гласных, проверяемых ударением.

При изучении материала методом наблюдения над языком и широкое применение получает приём сопоставления. Например, в слове волна гласный звук корня безударный, может быть передан и буквой А, и буквой О (во/а/лна)! В написании же его допустимо только О. Для установления правильности написания этого слова надо подобрать родственные ему, опорные слова с «сомнительной» гласной под ударением и сопоставить их с данным словом (волны, волн), где гласная находится под ударением и в корне слова пишется О.

Метод самостоятельной работы может быть использован при изучении любой группы написаний, если учащиеся уже владеют навыком работы с учебником. Этот метод эффективен и при работе над написаниями, проверяемыми словарём.

Существует ряд приёмов работ по орфографии. Рассмотрим их.

Списывание - это прием, состоящий в полном копировании учеником с книги или с доски отдельных слов, предложений или целых связных отрывков. Списывание - это один из эффективных видов упражнений, содействующих выработке навыков орфографического безошибочного письма. Выполнение этого упражнения сводится к записыванию учениками обозреваемых ими текстов. Знание классификации вариантов списывания полезно учителю, так как позволяет держать в поле зрения всё многообразие подобных упражнений, поможет более правильно выбрать нужный вид списывания в каждом отдельном случае, увязать с другими орфографическими упражнениями, например диктантами, и даст возможность добиться разнообразия на уроках правописания.

Списывание довольно широкое применение находит на первой ступени и используется оно с целью научить детей списывать предложенный текст без ошибок. Обучение этому виду упражнений осуществляется с помощью алгоритма:

  • 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  • 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
  • 3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  • 4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
  • 5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности .

Все большее применение находит списывание, осложненное различными заданиями (грамматические, орфографические, логические, лексические, стилистические). Эти упражнения являются эффективными и входят в систему упражнений по орфографии как её неотъемлемая часть. Сознательное списывание как один из примеров обучения грамотному письму может быть использовано в работе над многими орфографическими правилами. Осложненное списывание проводится в разных вариантах, это может быть списывание с дополнительным заданием (указать проверочное слово, подписать грамматические формы, разделить слово на слоги и другие); с изменением текста (дописать слово, вставить отдельные буквы, слова).

Одним из видов сознательного списывания является списывание по вопросам. Это упражнение состоит в следующем: по знакомому учащимся тексту даются вопросы, ответы на которые школьники должны найти в тексте произведения и выписать соответствующие части текста в тетради. Рекомендуется при этом, чтобы школьники во время списывания произносили вполголоса то, что пишут, чтобы установить и закрепить в памяти зрительные, моторно-двигательные и слуховые ассоциации, связываемые с записываемым словом. И если такое «внутреннее говорение» является весьма существенной опорой в упражнениях по развитию речи, то в не меньшей мере, хотя и в несколько другом виде, оно важно для закрепления навыков орфографически-правильного письма.

Следующим видом орфографического упражнения является орфографический разбор. Под орфографическим разбором подразумеваются упражнения, состоящие в анализе и объяснении написаний слов с целью наилучшего осознания и более прочного запоминания их школьниками. Орфографический разбор - одно из эффективных средств закрепления знаний учащихся в области орфографии. Он чаще всего применяется в сочетании с грамматическим, собственно морфологическим разбором, так как большинство орфографических правил связано с грамматикой.

Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в орфографическом отношении тексте, по такому, например, плану:

  • 1. Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы: эти орфограммы можно не только выделить и назвать, но и подчеркнуть их, если работа идет по тетради, или отметить точками, или выписать в тетрадь, если работа ведётся по печатному тексту.
  • 2. Ученики обозначают орфограммы, формулируют правила, сопоставляют это написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке.

При орфографическом разборе должны соблюдаться следующие этапы решения орфографических задач:

  • - нахождение орфограммы и определение её типа
  • - решение задач в общем виде (правило)
  • - способ проверки
  • - запись

Письменно: Подготовка (3) - цифрой в скобках указывается количество орфограмм в слове.

Устно: разбор начинаю с приставки.

Приставка - под- с гласной -о- и согласной -д-

Доказываю: готовил, приготовил.

В корне безударная гласная -о-, запоминаю её. Непроизносимых и сомнительных нет.

Суффикс -и-, потому что в неопределенной форме -подготовить- суффикс -и-

Большую помощь в решении орфографических задач оказывают опорные схемы. Для правописания корня и окончания также используются схемы.

Успешному усвоению знаний способствует графическое обозначение орфограмм и их количество в слове. Это позволяет проводить орфографический разбор как самостоятельную работу и контролировать формирование у учащихся орфографического навыка.

Для укрепления орфографических навыков, для приобретения новых знаний по орфографии очень важно использовать упражнения, которые можно подразделить на несколько видов. Например, упражнения на усовершенствование действий по выделению корня в слове и установлению родственности слов; такие упражнения могут быть нескольких типов в зависимости от дополнительного действия.

Для осознания способов проверки можно использовать упражнения, связанные с орфографическими наблюдениями. Приём постановки орфографической цели данных упражнений направлен на выработку у детей орфографической зоркости.

Для закрепления орфографического навыка также можно использовать слова, содержащие в себе сразу несколько орфограмм, над которыми ведется работа одновременно.

Еще один способ обучения орфографии - это запоминание графического состава слова, его «образа». К данному способу обучения относятся такие методические приемы, как разнообразные приемы списывания, зрительные диктанты, использование «Орфографического словарика», проговаривание слова, вывешивание плакатов, приемы самопроверки и другие.

Запоминанию способствуют такие виды работ учащихся, как обращение к орфографическому словарику, проверка слов по словарю, запись трудных непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по словарю.

Запоминанию орфографии способствуют и такие упражнения как орфографические пятиминутки, проводимые в начале урока и, состоящие из устного проговаривания трудных слов в записи некоторых из них, различные варианты грамматического разбора, и другие.

Нередко можно услышать, что для выработки орфографического навыка нужно много писать, писать действительно нужно много, но не следует полагаться на одно лишь непроизвольное запоминание орфограмм.

Упражнения творческого характера при обучении орфографии самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.

Самые легкие творческие работы - это составление предложений по опорным словам. Очень любят дети писать творческие диктанты. Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Можно предложить детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:

  • 1. Составь рассказ.
  • 2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
  • 3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.
  • 4. Проверь по слогам каждое слово.
  • 5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Следующий вид упражнений - решение орфографической задачи. Трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник, в сущности, должен сам перед собой поставить эту задачу. Школьник должен:

  • 1. Найти орфограмму в слове.
  • 2. Определить ее тип; проверяемая или нет, если проверяемая, то определить, к какой орфографической теме относится.
  • 3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.
  • 4. Определить «шаги», ступени решения задачи и их последовательность.
  • 5. Решить задачу.
  • 6. Написать слово в соответствии с решением своей орфографической задачи.

Примеры орфографических задач: вставить в нижеприведенных словах пропущенные буквы и доказать правильность написания, составить из данных слов возможные словосочетания, а затем и предложения.

Раз…вается (флаг, промышленность); сп…шите (в школу, здание).

Дети пишут:

Развевается (веет) влаг. На здании развевается казахстанский флаг. Развивается (развитие) промышленность. В нашей стране промышленность с каждым годом развивается.

Решение орфографических задач - это один из эффективных путей обучения орфографии, который вводится в орфографию и, приносит реальные результаты. .

Также в работе по формирования орфографического навыка можно использовать работу над непроверяемыми написаниями. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми гласными. Научить ребенка писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

Словарной работе в школе уделяют мало внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

«Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка, ведется она с I по X класс», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Нет необходимости доказывать, как велика роль орфографического словаря в повышении грамотности, культуры речи. Орфографический словарь, относящийся к «словарям правильной речи», предназначается для самого широкого круга читателей, так или иначе соприкасающихся с вопросами написания слов.

Ученикам нравится «разгадывать» всем вместе написание того или иного трудного слова. Так, во 2 классе, работая со словами телефон, телеграф, телевизор, телескоп, учащиеся узнают, что первая часть слов теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает далеко. Ребята легко и осознанно запоминают графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-.

Воспользовавшись этими сведениями, знакомим учащихся с написаниями таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; де- демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Читают ребята рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил искать словам объяснение и, которому это занятие доставляло большую радость.

«Найдешь слову объяснение и радуешься», - говорил он писателю. «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно так», - говорит учитель ребятам. Показывает цветные картинки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся делают выводы, свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица - синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает (ведает), где его искать».

Читают ребята стихи Е. Серовой из цикла «Подскажи словечко»:

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками).

Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей.

Вот как можно провести работу со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно.

Сначала дети отгадывают загадку:

Под ярусом - ярусом

Висит зипун с красным гарусом.

Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два раза вслух и наконец проговаривают его хором.

После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок и говорит: «Слово рябина произошло от славянского слово ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются на уроке так: необходимые для работы части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем, каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки - зелеными, корни - красными, суффиксы - коричневыми, окончания - черными). В ходе объяснения и образования слова выбирает из всего «строительного материала» нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябина? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

рябина ряб - пёстрый, рябой

рябинник

рябинный

рябиновое

На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, которые едет в поезде; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам, площадка, с которой производится посадка на поезд». Или другое задание: «1. Ответить на вопросы, ответы записать: Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?». При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова:

«Сообщение по телеграфу-…; Килограмм - это тысяча …; Смотр готовности войск - …; Рисунок в книге - …; Огородное растение, растущее кочаном, - …; Учреждение, в котором собирают, хранят и выдают книги - ….»

Для учащихся, показывает практика, этимологический анализ - важное средство повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большее моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к словам можно взять в школьном этимологическом словарике Л. Успенского «Почему не иначе?» (М., 1967), в «Занимательной грамматике» А.Т. Арсирия и Г.М. Дмитриевой (М., 1963. - 4.1).

Порой на помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово лимон.

На доске стихотворение Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут?

Лимон… -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко запоминаются, и в перемену только и слышится: «Что за ли? Что за мон?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

Описанные виды заданий и приемы работы имеют свои цели: сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать ее более интересной и привлекательной .

Приведем примеры упражнений и дидактических игр, которые учитель может использовать в работе под правилом правописания безударных гласных: «Забей гол», «Волшебные яблочки», «Дополни сам» и т.д..

В качестве дидактического материала можно использовать загадки, пословицы, поговорки.

Безударный хитрый гласный:

слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

гласный ставь под ударенье,

чтоб развеять все сомненья!

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно ставь под ударенье.

При изучении правила правописания проверяемой безударной гласной в корне (2 класс) учитель может предлагать разнообразные задания, усложняя их: списать загадки с доски; вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово, подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму, т.е. подчеркнуть гласную одной чертой, поставить знак ударения, рядом написать проверочное слово, поставить в нем знак ударения, подчеркнуть ударную гласную двумя чертами, и в том, и в другом слове выделить корень. Такие задания отрабатывают умения видеть орфограмму, решать орфографическую задачу.

Тема «Проверяемые безударные гласные в корне» проходит красной нитью через все программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся. .

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Много работая над этой проблемой, учителя, тем не менее, не всегда добиваются хороших результатов. В практике учителя стремятся либо насытить урок чрезмерно трудными заданиями, либо, наоборот, стараются материал искусственно упростить. Это объясняется тем, что слабо учитывается преемственность и не видится перспективность в изучении парных звонких и глухих согласных.

  • 1. В начальной школе обычно больший акцент делается на акустической стороне звука (учителя предлагают детям закрыть уши ладонями и «услышать» звонкость-глухость парных согласных). Артикуляционные упражнения необходимо включать уже в период обучения грамоте. Дети наблюдают за местом образования шума: звуки «могут жить» на губах ([б]-[п],[б"]-[п"]), между губами и зубами ([в]-[ф],[в"]-[ф"]), на кончике языка ([д]-[т],[д"]-[т"],[з]-[с],[з"]-[с"],[ж]-[ш]), у коря языка ([г]-[к],[г"]-[к"]). Во втором классе (школа I-IV) остается только сделать вывод, что согласные образуют пары, так как являются близкими соседями по месту образования.
  • 2. Поняв сходство, дети должны уяснить и различие этих согласных. Шумные звонкие и глухие согласные выделяют в зависимости от степени участия голосовых связок, силы мускульного напряжения органов речи. Голос не участвует в образовании шумных глухих. Сближение, напряжение, колебание голосовых связок наблюдаются при образовании шумных звонких согласных. Дети легко понимают это различие при выполнении следующего упражнения:
    • - Положите руку на горло. Произнесите [ж]. Чувствуете дрожание? Это голос. Из чего состоит [ж]? (Из голоса и шума).
  • - Теперь произнесите [ж] шепотом. Если говорим шепотом, голос не участвует. Проверьте, положите ладонь на горло.
  • - Вычтем голос из нашей суммы.

Что слышно, когда шепчем [ж]? Что остается от [ж], когда «вычли» голос? (остается шум). Запись продолжается: (голос + шум) - голос = шум.

Какой звук состоит только из шума?

Глухой согласный.

Звонкий согласный.

Чем же различаются звонкие и глухие согласные?

  • 3. Запоминание пар согласных способствует не только известная с первого класса «лента букв», но и игра-путешествие на улицу парных согласных.
  • - На улице в каждом домике живут парные согласные. Когда утром согласный звук просыпается, он открывает окошко. Узнайте, какой согласный еще спит, и разбудите его.
  • 4. В процессе выполнения следующего упражнения дети узнают, что замена согласного парным влечет за собой изменение смысла слова. Целесообразно при его выполнении использовать предметные картинки и звуковые схемы. Школьники, пользуясь предметными картинками, понимают, что слово, с одной стороны, обозначает что-либо, с другой - имеет звуковую и буквенную формы.
  • а) С глухим траву она срезает (коса), со звонким и листочки объедает (коза).
  • б) С глухим согласным мы его читаем(том), со звонким в нем мы обитаем (дом).

Вторая группа упражнений направлена на формирование умения находить в слове согласный, который нужно проверять.

В современном русском языке определены три слабые позиции для парных согласных: на конце слова (дуб, сноп), перед глухим согласным (шапка, шубка), перед звонкими согласными (просьба, резьба).

Лишь овладев умением определять положение и качество звука в слове, школьник поймет:

Во-первых, почему парные согласные на конце слова и перед согласными нужно проверять (потому что в этих позициях парные звонкие и глухие согласные звуки не различаются, следовательно, возможен и выбор букв);

Во-вторых, почему надо проверять положением перед гласным (потому что этим положением парные согласные различаются, ясно слышится то звонкий, то глухой)

Очень полезно предлагать списывание и диктанты с заданием пропустить буквы, написание которых нужно проверять.

Третья группа упражнений направлена на отработку умения обосновывать выбор проверочного слова. Проверочное слово должно удовлетворять следующим условиям: быть близким по значению, после согласного должна идти гласная.

  • 1. Один из способов проверки: много - один (ножи - нож). Этот способ проверки можно разнообразить:
    • а) записать слова в следующем порядке: проверочное - проверяемое:

завод, глаза, сторож, тулуп, тулупы, заводы, глаз, сторожа

б) выбрать проверочные слова из следующего ряда, доказать правильность своего ответа:

гриб - грибы, грибки, грибок

дед - дедушка, детки

рукав - рукавица, рукавчик, рукава

сторож - сторожка, сторожить

час - часок, частичный

Подобные задания направлены на установление учениками семантического сходства проверяемого и проверочного слов; расширяется словарный запас школьников, чем создается база для последующего обучения правописанию .

Упражнения четвертой группы довольно трудны уже по своей структуре. Ребенок должен обозначить согласный звук, основываясь на сопоставлении проверяемого и проверочного слов. Все те умения, которые формируются в процессе выполнения упражнений первых трёх видов, здесь выступают в совокупности, образуя первую собственно орфографическую задачу. Обычно такие задания составляют основное содержание уроков по русскому языку: различного рода списывания, диктанты, комментированное письмо .

Наблюдения за работой в начальной школе показывают, что детям интересны предложенные задания, с которыми они успешно справляются.

К работе прилагаются различные виды упражнений по темам: жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание слов с удвоенными согласными. Разделительный твердый знак. Разделительный мягкий знак.

Также часто на уроках при повторении орфографии можно использовать перфокарты и карточки с выборочным ответом.

В последние годы в школе стали применяться элементы программированного обучения. Используются они и в младших классах. Один из элементов программированного обучения при повторении правописания безударных гласных в корне - выборочный ответ.

Учащимся предлагается несколько слов (например, с пропущенными буквами в корне). Следует указать, какие буквы надо вставлять, чтобы слово было написано правильно; выделить корень; проверить выделенную безударную гласную в корне и т.д. К заданиям предлагаются 3-4 ответа, из которых правильным является только один. Нужно выбрать именно этот ответ.

Например, в приводимой таблице записаны слова с пропущенными буквами и даются ответы.

Требуется:

  • - вставить пропущенные буквы сначала мысленно (в уме);
  • - объяснить, почему в данном слове надо вставить ту, а не иную букву;
  • - выбрать правильный ответ и обосновать свой выбор (отсюда и его название - «выборочный ответ»).

Ответы лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Мысленно вставив предлагаемые в таблице буквы, учащиеся делают вывод, что первый ответ неверен, так как в слове колючий в таблице дается буква а, а следует писать о (колется); в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: третий «подсказывает» написание слова задержаться через и, а надо е (задержится), в четвертом - слово щека таблица «предлагает» писать с и, а надо с буквой е (щёки). Остальные слова в этих ответах таблица «рекомендует» писать так, как этого требует правило. Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.

Дети относятся к этим заданиям с большим интересом, выполняют их охотно и успешно. .

Орфографический навык формируется и развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для формирования орфографического навыка дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографического навыка. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта “Проверяю себя”.

Сочинения - рассуждения на лингвистическую тему по всем правилам русского языка

Зачем нужна орфография?

Знание языка - ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью согласен с мнением Ильи.

Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В тексте «Дедушкин валенок» М.Пришвина написания слов «хорошо», «проходил» основаны на морфологическом принципе, а, например, «фельдшер» и «пушинка» - пишутся в соответствии с традиционным.

Словом, нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их - значит не любить и не уважать, в первую очередь, самого себя.

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Вы, наверное, говорите себе: «Зачем нужна эта орфография? Неужели без нее никак нельзя?» Орфография нужна для того, чтобы человек правильно понял значение прочитанного слова. Так, например, в рассказе М.Пришвина «Дедушкин валенок» слово «пора» (25) можно написать в соответствии с произношением - «пара», допустив при этом орфографическую ошибку. Тогда смысл слова изменится.

Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил слишком много. Но ведь в русском языке существуют простые принципы орфографии, усвоив которые Вы не будете затрудняться: морфологический, фонетический, традиционный и дифференцирующий.

Например, слова «жизнь» и «пушинка» пишутся по традиционному принципу, а, «поглядит» и «проходились» - в соответствии с морфологическим - самым распространенным.

Сейчас знать орфографию очень важно. Она способствует безошибочному написанию слов, а правильность письма, в свою очередь, показывает культурный уровень человека и его образованность. Так, если в предложении написать не «долго лезть», а «долга лесть» или не «поезд отправляется», а «поест атправляица», то люди попросту не поймут, о чем идет речь в тексте. Тем не менее, некоторые считают, что свод орфографических правил никому уже не нужен.

Ведь многие имеют компьютеры, где текст проверяется автоматически. Правда любая система, даже самая «умная», может выйти из строя. Конечно, во время печати орфографические ошибки компьютер сразу подчеркивает, но только не лексические! Ведь слово может быть написано верно, а смысл написанного радикально изменен.

Другим кажется, что это попросту излишние знания, которые засоряют голову, и знание даже всех правил не означает, что индивид достаточно умен и воспитан. Конечно, без культуры речи тоже не обойтись, но если тебе не известны элементарные правила письма, то, в первую очередь, это означает абсолютное пренебрежение и неуважение по отношению к читателям. Согласитесь, неприятно читать произведение с ошибками и угадывать, что же автор хотел на самом деле сказать. Хотя порой это кажется забавным и смешным, но если каждый человек будет так писать, то большой проблемой окажется узнать какую-то тебе нужную информацию.

У каждого есть право на личное мнение и он может действовать так, как желает. Но орфография является не только особым методом, позволяющим облегчать применение письменной речи. Она также тесно связана с историческими корнями письменности и представляет собой многовековые устои, которые ведут свое происхождение из древних времен, и не только в языке русском, а и в других языках мира. При изменении культуры народа и орфография становится иной. Попади наш современный человек в Россию столетней давности, его никто не понял бы и, возможно, принял за иностранца. Может быть, речь его и смогли бы как-то понять, но написанное им - вряд ли. Всем бы стало ясно, что человек этот из другого времени.

Изучение орфографических правил начинается в школе. Правда, это не означает, что с окончанием обучения их следует тут же забыть. Ведь уровень грамотности свидетельствует об образованности человека, да и собеседнику будет приятнее говорить с тобой, как с человеком умным, а не как с хвастуном и глупцом. Поэтому следует всегда стремиться к самообразованию и расширению своего кругозора. Каково же значение самого слова «орфография»? Оно произошло от 2-х слов древнегреческого языка: «opфoc» - правильный и «гpaфo» - пишу, т. е., попросту - правописание. Это система единообразия передачи на письме слов и речевых грамматических форм, для того, чтобы читающий человек правильно воспринимал их.

Итак, для чего же нужна орфография? Она - устойчивый базис письменности, которая передает информацию от предыдущего поколения следующему и дает возможность людям учитывать ошибки предков, читать высокохудожественные произведения и исключает возможность возврата лишь к устному языку. Это наше языковое наследие и каждый носитель языка обязан знать правила его орфографии.

Герой одной из книг Анатолия Алексина рассуждал в монологе: “… какая разница – писать ли «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? От этого ведь велосипед мотоциклом не становится. Важно только, чтобы всё было понятно”. Шура был двоечник и много сил положил на устранение этого прискорбного обстоятельства. Как бы он сейчас удивился, увидев, что взрослые люди вполне серьезно повторяют его рассуждения, не считая “двойку” по русскому языку чем-то достойным внимания. Особенно часто и горячо обсуждается, зачем нужна орфография, в сетевых дискуссиях, после указания одного из участников на ошибку другого. Впрочем, позиции сторон сводятся к примитиву: с одной стороны звучит “главное - смысл”, с другой - “надо писать правильно, а то мы деградируем”. Воюющие не задумываются, что одно не перечеркивает другого, а содержание так же нуждается в форме, как и форма в содержании.

Орфография - это свод правил, которым подчиняется письменная речь. Уже только это делает ее в современном мире одним из главных регулировщиков коммуникативных процессов. Так ПДД, которым подчиняются все участники дорожного движения, позволяют безопасно добраться из пункта А в пункт Б. Орфография - ПДД для участников письменного общения. Если раньше, выйдя из студенческого возраста, среднестатистический человек письменной речью в быту практически не пользовался, то сегодня она - прима в балете человеческого общения. Мы пишем смс, электронные письма, сообщения в соцсетях, посты в блогах, комментарии под публикациями. Все это должно подчиняться правилам орфографии, иначе мы перестанем друг друга понимать.

Казалось бы, содержание сообщения не изменится, если кто-то допустил орфографическую ошибку. Допустим, получает человек сообщение “хочу виласипед”. В самом деле, “виласипед” ни с мотоциклом, ни с самокатом не спутаешь. Однако это загадочное транспортное средство только самому написавшему представляется двухколесным, с треугольной рамой, прямым рулем и педалями. Адресату же придется вчитываться в контекст, а если его нет - мучительно гадать, что же такое имеется в виду. Учитывая, что правилами орфографии пренебрегать может и получатель в той же степени, что и отправитель, имеем множество вариантов: гибрид вил с чем-то педальным; две какие-то фантастические конструкции “вилас” и “пед”; название какого-то места: “хочу в иласипед” (да-да, раз орфография нам не нужна, то и правила употребления строчных и прописных букв лишние); архитектурное сооружение с транскрипцией имени собственного (“вилла сипед”)… И вообще как фантазия разыграется. Помните, что правила как написания, так и чтения наши гипотетические участники диалога игнорируют? Оба могут быть уверены, что именно так, как им представляется, это и пишется, а собеседник волен писать неверно. Поймут они друг друга? Поймут, конечно, но не сразу.

Конечно, для сегодняшней речи это пример утрированный, но уже через несколько лет орфографической анархии он может стать реальностью. Это как детская игра в испорченный телефон: по цепочке передается сообщение с искажением, кто как расслышал, так и передал, а в итоге - совсем иное слово.

Помимо обеспечения взаимопонимания в письменном общении любого рода, орфография обеспечивает и его культуру. Письмо, пост, комментарий с множеством ошибок вызывают негативную реакцию читающих. Во-первых, продраться сквозь них к смыслу довольно сложно, как через кусты ежевики: все эти типичные “с начало”, “ни когда”, “зделаем”, “чесный” и прочее заставляют глаз “спотыкаться”, задерживаться на слове, а мозг читающего - срочно искать в своем словаре исходное слово, которое безжалостно переврали.

Во-вторых, общая грамотность и орфография в частности - показатель уровня культуры пишущего. Как правило, культурный человек, образованный и с широким кругозором, много читает, причем не только блоги. У него формируется грамотная литературная речь, даже если он не помнит правила русского языка. Пусть неосознанно, но он им следует, ведомый прочитанными текстами. Человек, допускающий множество орфографических ошибок, не приемлет ни профессиональное, ни развлекательное чтение, а свой небогатый словарный запас набрал на слух. Поэтому при попытке воспроизвести слова письменно и получается то, что получается - безграмотность. Человеком он может быть достойным, может обладать замечательными личными качествами, останавливать на скаку целые табуны и ходить по горящим избам, но вместе с тем быть некультурным. А снижение уровня общей культуры ограничивает и темы общения, и аргументацию.

В-третьих, игнорирование правил орфографии и отстаивание позиции “лишь бы поняли” демонстрирует неуважение к собеседнику, кем бы он ни был. Поведение, не регулируемое правилами и нормами - всегда поведение неуважительное. Кому понравится, если зашедший в гости высморкается в штору, поставит сапоги на стол и начнет материть телевизор, пусть даже в нем с утра и до бесконечности заливается Сябитова? Вы же, хозяин, понимаете, что шмыгать носом неприлично, ноги должны отдохнуть, а голубой экран только этих кратких слов и достоин? Так и с письменной речью: игнорирующий правила выглядит хамом, даже если суть его высказываний верная, а точка зрения импонирует остальным.

И последнее. Грамотность в современном общении - примерно то же, что приличный, опрятный и дорогой костюм для человека. Пренебрежение орфографией и попустительство преображают ваш образ, как пятна, измятость, дыры, пузыри на коленях и локтях. И в следующий раз, написав в блоге или письме “сонце вышло, я пошол, небыл дошдь бы - харошо”, достаньте из корзины с грязным бельем носки, найдите в шкафу домашние пижамные штаны, позаимствуйте рабочую куртку у автомеханика, а галоши у бабушки - и идите таким принаряженным гулять, пока нет дождя. Не нравится? Неуютно, некрасиво, люди шарахаются в стороны? Ну, главное - одет человек, не голый. Или все же орфография нужна…

Изучение правил орфографии направлено не только на развитие мышления и логики, но и на тренировку памяти, со временем вы научитесь писать грамотно, это будет происходить автоматически, словно расшифровка аудио.

Зачем нужно изучать орфографию?

Безупречное знание орфографии позволяет писать слова без малейших ошибок, правильность письма, в свою очередь, говорит о культурном уровне человека и его образованности.

Устоявшиеся веками правила делают речь удобной для произношения, красивой, оптимальной для выражения мыслей. Что же касается безграмотного письма, то в данном случае, оно может даже вызывать раздражение.

Орфография нацелена на сохранение богатства и многообразия языка, равно как и у такой деятельности, как расшифровка аудиозаписей , ее цели также очень многообразны. Имеет она и свои отличительные черты, например, сюда можно отнести специфические правила, которые нужно заучивать наизусть, а также словарные слова.

Многие ошибочно полагают, что вовсе не обязательно изучать многочисленные правила правописания, ведь существует корректура текста, сегодня, когда практически все тексты набираются на компьютерах, текст может проверяться автоматически. Однако лексические ошибки компьютер не исправляет.

Более того, орфография тесно связана с историческими корнями письменности, она являет собой многовековые устои, ведущие свое происхождение из древних времен, не только в языке русском. Изменяется культура – изменяется и орфография. Если бы современный человек попал в Россию столетней давности, его бы никто не понял, корректура текста была бы просто необходима.

Базис письменности

Орфография начинает изучаться в школе, но, конечно же, это вовсе не означает, что после окончания обучения, нужно забыть обо всех правилах.

Задачи школьного курса:

  • Ознакомление учеников с системой общепринятых способов передачи звукового языка на письме;
  • Практическое овладение правилами;
  • Формирование у учеников постоянных орфографических умений и навыков.

Для того чтобы обучение было успешным, следует особо пристальное внимание уделить качеству дидактического материала. Разнообразные по смыслу предложения и тексты укрепят орфографические привычки, будут способствовать развитию знаний учеников. Усвоение орфографии будет тем успешнее, чем шире лексическая база.

Помните, что грамотность – это лучшее свидетельство образованности человека. Вот почему так важно уделить внимание самообразованию, тогда вы никогда не столкнетесь с таким понятием, как корректура текста, поскольку все ваши записи не будут иметь ни одной ошибки.

Можно сделать вывод о том, что орфография служит, своего рода, базисом письменности, информация передается от предыдущего поколения следующему, таким образом, мы можем учитывать ошибки предков, исключить возможность возврата лишь к устному языку. Безусловно, речь идет о нашем языковом наследии…

Продукция Алюминиевые радиаторы в Челябинске. Выбор оборудования для частного и многоквартирного дома. Строительные болты с гайками и шайбами по ГОСТ р 53643-2006 нужны всегда Ручки Parker Комната по-новому - остекленная лоджия Электродвигатели асинхронные Как выращивают кофе Современные технологии защиты и балластировки трубопроводов с применением скального листа и мягкого силового пояса