Орксэ расшифровка 6 модулей. Орксэ – что это за урок? Серия «Школа России»

Несколько лет назад в некоторых школах в расписании появилась аббревиатура – ОРКСЭ. Сегодня она используется повсеместно. Мало того, данный курс включён в новые образовательные стандарты (ФГОС). И сегодняшние четвероклассники обязаны изучать данный предмет.

Предмет, который, по сути, выбирают не школьники, а родители. Что же это за курс и каковы его особенности? С этими и другими вопросами мы обратились к ведущему специалисту управления образования Людмиле Васильевне Лодыгиной.

– Людмила Васильевна, что скрывают в себе эти пять букв – ОРКСЭ?
– Это комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который теперь является обязательной частью государственного стандарта и входит в образовательную программу четвёртого класса. Он включает в себя несколько модулей: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

– И всё это четвероклассники должны будут изучить в течение года?
– Нет. На самом деле ребята, а вернее, родители (или их законные представители) выбирают один из модулей на своё усмотрение. Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия родителей не допускается. Причём, результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и заявлениями родителей.

– Но порой сделать выбор в сторону того или другого модуля сложно…
– Безусловно. Здесь на помощь приходят педагоги, которые всё на тех же собраниях должны разъяснить специфику каждого модуля, ознакомить с тематикой курса.

– Можно ли вообще отказаться от изучения данного курса?
– Нет, поскольку ОРКСЭ входит в ФГОС, отказ от его изучения рассматривается как препятствие получению ребёнком общего образования в соответствии с Российским законодательством.

– В нашем районе какой модуль выбрало большинство четвероклассников?
– 423 обучающихся (67,4%) будут изучать основы светской этики, 198 (31,5%) – основы православной культуры, а 7 четвероклассников (1,1%) будут знакомиться с основами мировых религиозных культур.

– Кто будет вести данный курс и что делать в том случае, если в одном классе школьники выбрали сразу несколько модулей?
– Данный курс ведут либо учителя начальных классов, либо учителя-предметники. Стоит отметить, что на сегодняшний день уже 80% педагогов прошли соответствующие курсы и имеют сертификаты на преподавание. Что касается выбора нескольких модулей в одном классе – вопрос непростой, но тем не менее администрации школ будут находить какие-то пути решения, чтобы интересы детей и родителей не ущемлялись.

– Много ли школ, где родители четвероклассников приняли единогласное решение с выбором модуля?
– Таких школ в районе большинство. Так, «Основы светской этики» единогласно выбрали в шк. №1, в шк. №15 и 90 (п. Кулой), в Левковской, Благовещенской, Долматовской, Аргуновской, Липовской, Ракуло-Кокшеньгской, Пакшеньгской и Верхне-Устькулойской школах. Изучению модуля «Основы православной культуры» отдали предпочтение в шк. №2, в Усть-Шоношской, Комсомольской, Солгинской, Хозьминской, Судромской, Шунемской и Пежемской школах. Отмечу: именно Пежемская школа у нас в районе является базовой площадкой по изучению основ православной культуры. Педагоги этого учебного заведения проводят открытие уроки и внеклассные мероприятия по данному курсу. Большую помощь учителям, ведущим данный модуль, оказывает настоятель Свято-Успенского храма протоиерей Андрей Ермилов.

– Несмотря на то, что курс является обязательным, наверное, не все родители понимают значимость его изучения… Возможно, есть и противники ведения данного предмета в школах. Что бы Вы сказали этим родителям?
– Прежде всего, отмечу, что курс имеет не вероучительный, а культурологический характер; содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Что немаловажно, содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. Разве это плохо для воспитания ребёнка?

– Людмила Васильевна, спасибо за беседу. Хочется надеяться, что ведение данного курса, действительно, принесёт свои плоды. Ведь ещё древнеримский философ Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».

ОРКСЭ- новый предмет в школе

С 1 сентября все 4-классники в Российской Федерации будут изучать новый предмет - основы религиозных культур и светской этики

Таким образом, первыми к изучению основ религиозных культур и светской этики приступят нынешние третьеклассники в следующем, 2012-2013-м учебном году, когда перейдут в 4-й класс, и будут изучать его в течение всего года, по одному часу в неделю.

Напомним, что в августе 2009 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев дал поручение Правительству Российской Федерации обеспечить введение с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета – основы религиозных культур и светской этики (сокращённо – ОРКСЭ). В течение двух лет прошла апробация этого предмета в 21 регионе Российской Федерации, признанная успешной.

В 2012-2013 учебном году четвёртые классы работают по стандарту общего образования от 2004 года, соответственно, изменения вносятся именно в эти документы, а не в ФГОС начального общего образования.

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основы религиозных культур и светской этики – это такой же обязательный предмет, как русский язык, литературное чтение или математика. Он включает в себя 6 модулей:

основы православной культуры,

основы исламской культуры,

основы буддийской культуры,

основы иудейской культуры,

основы мировых религиозных культур,

основы светской этики.

Родители вместе с ребёнком выбирают для изучения один из модулей.

Особенность этого предмета – в насыщенном духовно-нравственном наполнении, он является культурологическим, а не религиозным. Его цель - развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Возраст обучающихся выбран неслучайно, ведь именно в этом возрасте у детей обостряется интерес к извечным вопросам: что такое хорошо и что такое плохо?

Активное участие родителей в изучении детьми этого предмета является очень важным, ведь речь идёт об общечеловеческих ценностях, таких как Добро, Любовь, Труд, Семья.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Для чего вводится предмет ОРКСЭ? Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.


НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ БАЗА КУРСА «О СНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » * Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Пр-2009 * Распоряжение Правительства РФ от р * Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об обеспечении апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ» (текст отсутствует) * Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в учебном году. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Москва, 2011 * Письмо Министерства образования и науки РФ от МД 883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ" * Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. N МД- 942/03 "О выполнении поручения Президента Российской Федерации" * Письмо Правительства РФ от МОН-П-1973 "О проекте доклада Президенту РФ" * Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»


* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на учебный год» * Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от » * Приказ Министерства образования и науки от "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 " * Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от «О введении учебного курса ОРКСЭ».


Цели предмета ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС). Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Задачи предмета ОРКСЭ Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Структура предмета: Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей: 1)основы православной культуры, 2)основы исламской культуры, 3)основы буддийской культуры, 4)основы иудейской культуры, 5)основы мировых религиозных культур, 6)основы светской этики. Все модули нового предмета соединяются 4 общими тематическими блоками: 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4.Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).


Блок1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется - «Наш дом – Россия». На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определенный модуль), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.


Блок 2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.


Блок 3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.). Продолжается раздельное обучение Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах.


Блок 4. Духовные традиции много- национального народа России (4 ч.). Учащиеся одного класса работают вместе Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов: «Как я понимаю православие?», «Ислам – религия мира», «Как я понимаю буддизм?», «Нравственные нормы иудаизма», «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. Блок завершается школьно-семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», посвященном Дню народного единства (4 ноября)


В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ученик должен знать/понимать: основные понятия религиозных культур; историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России; особенности и традиции религий; описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь, уметь: описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;


Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.












3) Игра «Поле - чудес» 4) Конкурс рассказчиков 5) Нарисуйте свой символ России 6) Перепутанные куплеты Гимна России собрать в нужном порядке и получить слово «Союз». 7) Викторина для любознательных. 8)Интервью. 9) Туристический проект 10) Рекламный буклет


Информационное обеспечение преподавания ОРКСЭ. - специализированный портал: Информация на портале размещена в следующих разделах: - «Нормативные материалы», - «Методический кабинет преподавателя-тренера и тьютора», - «Новости и СМИ об ОРКСЭ», - «Региональный опыт», - «Обратная связь».


Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - collection.edu.ru.


Во всех российских образовательных учреждениях четыре года назад началась история существования ОРКСЭ. Расшифровка названия даёт представление о данного курса. Новый предмет называется "Основы религиозных культур и светской этики". Курс вызвал широкий резонанс в средствах массовой информации. Однако экспериментальное внедрение программы продемонстрировало правомерность ее введения. Изучение осуществляется на основании российского законодательства, и потому не должно быть никаких опасений, связанных с нововведением.

В соответствии с российскими законами, которые стали основой для нового предмета, освоение одной из частей ОРКСЭ (расшифровка названия предмета представлена выше) несовершеннолетними проводится на основании волеизъявления его родителей. По словам авторов программы, новшество не имеет целью изучение религии. Религиоведение может преподаваться только в организациях, которые в соответствии с итогами государственной регистрации являются юридическими лицами.

Общие положения

Основы религиозных культур и светской этики ориентированы на становление у несовершеннолетних такого поведения, которое было бы основано на принятых в российском обществе нормах нравственности и морали, на осознании факта присутствия на территории государства представителей большого числа национальностей и уважении традиций различных этнических групп.

В качестве задач заявлено:

1. Общее знакомство учащихся с некоторых мировыми религиями или светской этикой (по выбору).

2. Знакомство учащихся с основными и ценностями.

3. Синтез уже имеющихся у школьников моральных, культурных и духовных знаний.

4. Формирование навыка вести равноправный разговор, основанный на взаимном доверии и уважении.

Тематические части курса

Курс ОРКСЭ (расшифровка аббревиатуры, повторимся, помещена в начале статьи) разбит на несколько обособленных частей. Родители имеют законное право остановить выбор на любом модуле по желанию или на основании своих религиозных убеждений. Как показывает практика, в большинстве российских школ основная масса обучающихся и их родителей (более 40 %) отдаёт предпочтение основам светской этики. На втором месте идёт изучение основ православия (30 %). В большинстве случаев религиозное обучение несовершеннолетние получают дома или в воскресных школах.

Программа

Программа ОРКСЭ разработана для обучающихся четвёртых классов. Всего на изучение данного курса четвероклассникам отводится тридцать четыре часа. Некоторые образовательные организации разбивают этот курс на две части: первая преподаётся во втором полугодии четвёртого класса, вторая - на следующий год. В этом случае количество часов делится надвое.

Во время уроков школьникам предстоит познакомиться с некоторыми нравственными категориями: честь, достоинство, дружба, совесть, справедливость, и научиться уважать других людей, которые отличаются от них.

Особенности преподавания

Преподавание ОРКСЭ может осуществляться педагогами, которые прошли обучение по специальным образовательным программам и имеют на руках соответствующие сертификаты. Как правило, преподавание данного курса доверяют педагогам гуманитарных дисциплин и начальной школы, поскольку они знакомы с некоторыми аспектами изучения культурологических и нравственных тем. В некоторых случаях для изучения отдельных модулей курса приглашают представителей которые пользуются доверием и уважением у общественности и администрации.

ОРКСЭ (расшифровка названия курса дает об этом понятие) требует от педагога осознания роли учителя в процессе обучения, соответствующего уровня владения материалом, умения работать с младшеклассниками и обладания высокими моральными качествами.

Нововведение не сразу нашло поддержку среди населения России. Многим эта инициатива казалась излишней. Педагоги, которым предстояло вести данный курс, жаловались на сильную загруженность, а введение нового предмета могло стать очередной тяжёлой ношей. Родители боялись, что под видом светского предмета их детям будут внушать следование религиозным нормам. Однако сегодня эти опасения остались позади, и дети с удовольствием изучают данный курс. Создатели учебников и рабочих тетрадей приложили немало усилий, чтобы заинтересовать школьников и разнообразить процесс обучения.

С февраля по апрель в Красноярском крае проходят родительские собрания по выбору модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). А еще до их начала в ряде СМИ прозвучала избитая фраза, что «детей будут учить религии». Причина этому - низкая информированность и необъективная подача не только со стороны журналистов, но и учителей, и представителей конфессий. Чтобы выяснить, как на самом деле ведут себя три стороны - учителя, родители и священники, мы отправились на родительское собрание.

Школу мы выбирали не наобум. Были изучены списки, отзывы о собраниях прошлых лет, опрошены знакомые родители, дети которых уже изучили курс. Так выявились откровенно «проблемные» школы, в которых собрания вовсе не проводятся, и успешные, где все до малейших деталей ювелирно выверено.

Одна из знакомых мам (она пожелала остаться анонимной) рассказала: когда ее ребенку выбирали модуль, представителей религиозных конфессий на собрания не приглашали. Предварительно рассылали ознакомительную информацию, затем на собрании рассказывали о курсе и предлагали сделать выбор. А занятия по курсу проводил… учитель труда! Мы решили проверить эту информацию и выбрали среднюю общеобразовательную школу № 4 в Центральном районе.

Чтобы максимально объективно оценить ситуацию, не дать возможности подготовиться и пусть даже не нарочно приукрасить действительность, о своем участии в собрании мы не предупредили его участников. По этой же причине мы отказались от фотосъемки. Кстати, у моего коллеги по «ПСС» визит на собрание в одну из школ вообще сорвался - виной тому были административные «проволочки». Мне повезло больше.

Разговор на перемене

В школьной администрации узнали о нашем приходе за несколько минут до собрания. Роль проводить собрание доверили заместителю директора по учебно-воспитательной работе Оксане Грачевой, преподавателю с большим опытом работы, обладателю наград за профессиональные успехи, в том числе, и от первых лиц города и края.

Наш визит ее нисколько не смутил (либо она старалась этого не показывать). С ней нам удалось пообщаться на перемене. Любезно предложив присесть, зам. директора рассказала о выборе модулей курса ОРКСЭ, сообщила, что регулярные родительские собрания проводятся в школе с 2012 года. Раньше родители всегда выбирали «Основы мировых религиозных культур». Ситуация начала меняться в последние два года, когда родители стали делать выбор в пользу православной, исламской, буддийской и иудейской культур.

Иногда это приводило к неоднозначным ситуациям. Так, преподаватель рассказала, что был случай, когда буддийскую культуру выбрали только для одного ребенка. Через некоторое время было решено модуль сменить: всех устраивали и знания, и качество преподавания, но ребенок просто не хотел оставаться учиться один, когда все расходились по домам.

Когда речь зашла о сегодняшнем собрании, учитель показала письмо, которое накануне получили родители третьеклассников. Помимо информации о модулях, оно включило сообщение, касающееся непосредственно выбора. Так, родителей предупредили о том, что они вправе учитывать мнение ребенка, но окончательное решение остается за ними, и что заявление о выборе они должны заполнить лично после собрания и они не имеют права отказаться от курса.

Слово учителю

В этом учебном году здесь всего один 3-й класс, 19 учеников. На собрание пришли родители семерых из них, по одному представителю от 6-ти семей и от одной - в полном составе. Все они оставались в неведении о присутствии журналиста (для них это был просто человек, который сидел в классе рядом со священником).

Оксана Грачева представила родителям учебный план, чтобы они убедились в том, что курс обязателен для всех, и перешла к рассказу о назначении предмета.

- Освоение учебного содержания каждого из модулей должно обеспечить понимание значения духовности, нравственности, знание основных норм светской и религиозной морали, понимание их значения в жизни человека, семьи, общества, - отметила педагог.

Затем учитель объяснила, почему курс изучается именно в четвертом классе:

- В этом возрасте дети уже достаточно взрослые, имеют некоторый личный опыт и знания, осведомлены о событиях, происходящих в стране и мире. В то же время, они еще дети. Они открыты для всего нового. Они готовы учиться.

Приступив к освещению модулей, преподаватель подчеркнула, что в каждом из них есть понятия, единые для всех - «любовь», «сострадание», «милосердие». «Таким образом, неважно, какую культуру будет изучать ребенок. Все будут говорить об одном и том же», - добавила Оксана Александровна, подчеркнув: «Выбирая модуль, вы должны подумать о традициях, предпочтениях, которых придерживается семья, принципах воспитания» .

Рассказ сопровождался компьютерной презентацией, где были четко расписаны названия уроков для каждого из модулей. Родители внимательно прочитали все, некоторые даже сфотографировали на телефон.

Дальше Оксана Грачева рассказала о ведущем курс педагоге. Им оказалась учитель технологии (возникает уже другое впечатление, чем при фразе «учитель труда», не правда ли?) и изобразительного искусства высшей категории. Она ведет курс с самого его появления в школе (5 лет), много раз проходила переподготовку и курсы повышения квалификации. Ежегодно участвует в семинарах по ОРКСЭ и межрегиональной конференции - Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях.

Слово священнику

Традиционно на собраниях в школах присутствует представитель от Красноярской епархии. Правда, сама школа никого конкретно не приглашает, инициативу проявляют священники, чему зачастую рады как учителя, так и родители. Стоит заметить, что представителей других конфессий, кроме Русской Православной Церкви, на собраниях в этой школе не бывало.

В этот раз на беседу с родителями пришел председатель Епархиального отдела православных психологов, психолог-консультант Епархиального отдела по профилактике и реабилитации зависимостей, штатный священник Покровского кафедрального собора Красноярска иерей Родион Петриков.

- В современном мире, полном тревог, у человека должна быть точка опоры, ясность, понимание того, что такое «хорошо» и «плохо» , - начал отец Родион. - Если у человека пусто в душе, то рано или поздно это место кто-то займет. И этот кто-то может быть совсем не дружелюбным.

Священник отметил, что некоторые люди думают, что религия - это информация, которая не имеет отношения к жизни, хотя вера дает ответы на самые важные вопросы.

- Христианству более 2000 лет, и за это время еще никто не был обманут. Каждый человек, который стал христианином, так или иначе, соприкоснулся с Богом , - добавил отец Родион.

Председатель Епархиального отдела православных психологов выделил три главных тезиса касательно модуля «Основы православной культуры»:

  • ОПК - это тот предмет, который может рассказать человеку о религии, и она может стать для него духовной защитой. Ребенок, который знает православную культуру, будет защищен от сект. Это не сказки, а реальный факт.
  • ОПК - это возможность познакомиться с религией, которая может защитить вашего ребенка со всех сторон и познакомить с той страной, в которой мы живем. Мы - христианская страна. Нашу страну создала православная вера.
  • ОПК - это не Закон Божий. Никто ваших детей не будет втягивать в Церковь, учить молиться и т.д. Это лишь один из вариантов знакомства с духовно-нравственной культурой.

Вопросы с места

Первая реакция родителей на слова священника оказалась положительной (по крайней мере, открыто никто не возмущался). Одна из родительниц сказала: «Мы только рады». Но после первых эмоций пошли вопросы. Публикуется в сокращении.

Родитель № 1: А если заинтересовали два модуля, как быть?

Учитель: Если говорить о выборе между ОПК и светской этикой, то об этике вы можете почитать сами в Интернете. А за самостоятельное изучение ОПК я бы не взялась, например. Этим должны заниматься специалисты, которые могут все подробно объяснить.

Родитель № 1: Православие православием. Ребенок должен знать его, но он должен знать и обо всех мировых религиях тоже.

Родитель № 2: В четвертом классе это будет каша в голове.

Учитель: Самое главное - какая бы ни была культура, ценности там все равно одинаковые: мама, семья, Отечество, Родина, добро и зло, справедливость.

Родитель № 1: В этом отношении «Основы мировых религиозных культур» выигрывают. У нас многонациональные классы. Есть и православные, и мусульмане, и те, кто вообще ни во что не верит.

Учитель: Поэтому мы и ставим задачу выбрать модуль для себя, для своей семьи, для своего ребенка.

В рассуждениях даже возник небольшой спор о духовно безопасном выборе. Столкнулись разные точки зрения родителей, один из которых считал, что, выбирая конкретный модуль, он лишает ребенка возможности выбора и навязывает свою позицию. Другой же настаивал: «Чтобы личность могла сделать правильный выбор, она должна быть духовно зрелой».

Здесь же родители поинтересовались о возможности приглашать на занятия священника и посещать храмы с экскурсиями. Оксана Грачева объяснила, что здесь все зависит от самих родителей, от их инициативы, а храмы всех конфессий всегда рады принять гостей. Отец Родион в свою очередь добавил о том, что такие экскурсии и встречи играют положительную роль и, «по опыту, дети лучше откликаются на священника» .

Возник вопрос и об отметках, на что родители получили однозначный ответ: «Курс отметок не подразумевает».

Волновала родителей и возможность смены модуля. Педагог заверила, что если возникнут проблемы, то в сентябре родители смогут изменить решение . И тут диалог приобрел интересный поворот.

Родитель № 3: А я могу выбрать на полгода мусульманскую культуру, и на полгода - православную, чтобы он понимал и то, и другое? Я мусульманин, соответственно, и сын тоже, но я хочу, чтобы и другие культуры он знал.

Учитель: Тогда можете выбрать «Основы мировых религиозных культур». Там все культуры сразу - и православная, и мусульманская, и буддийская, и иудейская.

Родитель № 3: Буддийская, иудейская…хм… Мне надо, чтобы у него было понимание православной культуры.

Учитель: Наверняка вы поддерживаете ислам в семье, у вас особые традиции. Вы этому научите сами. Поэтому выберите ОПК. Чему вы сами не сможете научить, научат другие.

Кто победил?

Результаты собрания стали известны после выходных. При этом на момент написания статьи из 19 человек заявления принесли родители 17 детей. В итоге, родители сделали выбор в пользу трех модулей: «Основы православной культуры» - 7 человек, «Основы светской этики» - 6 человек, «Основы мировых религиозных культур» - 4 человека.

Если говорить только о тех, кто был на собрании, то из них ОПК выбрали 4 человека, ОСЭ - 2 человека и ОМРК - 1 человек. Интересно, что мужчина-мусульманин, который хотел, чтобы его ребенок знал еще и православную культуру, выбрал «Основы светской этики». О причинах перемены его выбора мы можем только догадываться.

На примере школы № 4 мы увидели несколько не то чтобы нарушений, а причин, искоренив которые можно достигнуть иных результатов при выборе модуля.

Первая - школа не проявляет достаточной инициативы в представлении модулей. Да, священники приходят, но без приглашения со стороны администрации. Представителям других конфессий тоже подобные предложения не поступают.

Положительный момент здесь идет от учителя. Проводившая собрание Оксана Грачева со своей стороны постаралась максимально полно осветить все предлагаемые для изучения модули.

Священник так же смог объяснить преимущества модуля ОПК, озвучив его прямое назначение, не навязывая собственную точку зрения.

Вторая - поведение родителей. Пришедшие на собрание оказались действительно заинтересованы нравственным образованием ребенка. Что думают о модулях остальные родители, как и причины их отсутствия на собрании (от значимых обстоятельств до обыкновенной лени), остались загадкой.

Несомненно, собрания в положительном ключе проходят не в каждой школе. Но в каждой важна объективная и заинтересованная роль трех сторон - учителей, родителей, священников. Только тогда возможно сформировать единую позицию по нравственному воспитанию, не вызывающую вопросов и домыслов ни у родителей, ни у детей.

Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

- Надо уяснить для самих себя, что ОПК - это не закон Божий. Это даже не размышление и не рассуждения о личности Творца, Бога. Для этого есть Церковь, мечеть, синагога, буддистский дацан, молитвенные дома и просветительные здания других конфессий.

На мой взгляд, Церковь обладает тысячелетним опытом воспитания человека, внесения в жизнь людей непреходящих ценностей, которые обязаны помогать человеку стать свободным от всего насильственного, и особенно, идеологического.

ОПК - культурологический предмет, который поставлен с целью возродить драгоценнейшее отношение к родной земле, научить разбираться в религиозном многообразии, которое окружает и учителей, и детей, и остаться педагогом.

ЦИФРЫ

Сайт Главного управления образования Администрации города Красноярска регулярно публикует статистику выбора модуля ОПК. По сравнению с 2015/2016 учебным годом, в 2016/2017-м на 2% выросла доля родителей, выбравших ОПК для своих детей (19% против 17,7%). Наибольшее число детей изучают его в школах Октябрьского района (32,8%).

На втором месте по популярности модуль по мировым религиозным культурам (24% - в текущем, 22,4% - в прошлом). Ему отдают предпочтение жители Центрального и Железнодорожного районов (32%).

Самым популярным остается модуль «Основы светской этики», хотя количество родителей, выбравших его снизилось на 2,6% от общего числа (57% в текущем учебном году, 59,6% - в прошлом). Чаще всего за изучение этого курса выступают родители учеников Ленинского (72,5%) и Свердловского (68,3%) районов.