Методика военно исторической работы в части подразделении. Активизация военно-исторической работы в частях и подразделениях вс рф. Организация военно-исторической работы в армии и на флоте Советского государства

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК

2(23)/2008

ЗАСЕДАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПО ДЕЛАМ ВЕТЕРАНОВ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Доклад заместителя начальника

Генерального штаба ВС РФ

генерал-полковника А.С. Скворцова

« О перспективах развития военно-исторической работы в свете решений о подготовке и проведении празднования 65-летия памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов »

Военно-историческая работа в ВС РФ занимает одно из ведущих мест в деятельности главнокомандующих видами, командующих родами войск Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений МО РФ. Организацией и проведением этой работы занимаются штатные и нештатные органы и должностные лица соответствующих органов военного управления.

Справочно:

военно-исторической работой занимаются

ВСЕГО военнослужащих - 333

гражданский персонал -318

в том числе НЕШТАТНЫХ

военнослужащих - 101

гражданский персонал -48

без учета нештатных специалистов соединений и воинских частей (кораблей)

Одной из важнейших задач, имеющих важное значение на современном этапе развития нашего государства является патриотическое и воинское воспитание, пропаганда военно-исторических знаний, истории и традиций Вооруженных Сил, героических подвигов советского народа, а также выполнение Плана реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и формирование позитивного общественного мнения по основным проблемам военного строительства и защиты Отечества.

При этом, в современных условиях в связи с активными попытками исказить отечественную историю, принизить роль нашей страны в Великой Отечественной войне, переписать, а чаще - исказить многие страницы нашей истории - роль этого направления существенно возрастает.

В этой работе трудно переоценить вклад ветеранских организаций, которые проводят масштабную работу по пропаганде памятных событий и дат отечественной истории, увековечению памяти и вклада в отечественную историю видных государственных, военных и общественных деятелей. Кроме того, мы активно взаимодействуем со многими общественными, молодежными организациями и объединениями.

Другой не менее важной из основных задач военно-исторической работы в ВС РФ является исследование и обобщение опыта прошлых войн и вооруженных конфликтов, творческое его преломление применительно к задачам современного этапа строительства Вооруженных Сил, развития форм и способов их применения. К числу приоритетных направлений исследований, безусловно следует отнести изучение опыта Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов не только в прилегающих границам России регионах, но и в других «горячих точках» планеты. На сегодня особое значение приобретает, в частности, обобщение опыта борьбы с терроризмом.

При проведении военно-исторической работы важное место, наряду с проведением исследований и разработкой военно-исторических трудов, (на выставке представлены некоторые из них) занимает организация военно-исторических конференций, посвященных памятным датам отечественной истории. Так в 2006 - 2008 гг. центральными органами военного управления, Институтом военной истории МО и военными академиями ВС РФ совместно с ветеранскими организациями было проведено более 150 военно-исторических конференций по проблемам Великой Отечественной войны, в том числе посвященных 65-летию битвы под Москвой, Сталинградской битвы и битвы на Дону.

Однако мы понимаем, что результаты военно-исторической работы нельзя оценивать только по количеству проведенных мероприятий или подготовленных научных трудов и публикаций. Главный ее итог можно оценить лишь по степени воздействия на каждого военнослужащего, на каждого гражданина нашей страны.

Поэтому мы обращаем серьезное внимание на участие в проведении военно-исторических, военно-патриотических мероприятий в войсках, учебных заведениях, городах, небольших населенных пунктах. И как показывает практика именно те мероприятия, к которым наряду с ветеранами привлекаются школьники, суворовцы, широкий круг общественности и молодежи, приносят наибольшую пользу.

Наглядные примеры этому - конференции, прошедшие в Волгограде и Воронеже, празднование 90-летия Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Н.В.Огаркова на тверской земле и его родине в поселке Молоково, 110-й годовщине со дня рождения Маршала Советского Союза Г.К.Жукова в д. Стрелковка ныне г. Жуков Калужской области. Такие мероприятия с участием администрации областей, представителей Генерального штаба и ветеранских организаций стали яркой страницей патриотического воспитания. Регулярно публикуются материалы посвященные жизни и деятельности видных полководцев - маршалов Советского Союза Ивана Степановича Конева, Александра Михайловича Василевского, Матвея Васильевича Захарова и др.

Считаю, что необходимо значительно активизировать участие в пропаганде нашей героической истории в СМИ в первую очередь - электронных, причем не только военных, но и шире привлекать к этой работе общероссийские радиостанции и телеканалы.

Одним словом резервов для повышения действенности и эффективности военно-исторической работы у нас очень много и мы должны их эффективно использовать.

В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации продолжается работа по выполнению Поручения Президента Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 1230 ГС, о разработке фундаментального многотомного военно-исторического труда «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». К настоящему времени разработаны Концепция труда, планы-проспекты томов, подготовлен проект Положения о Главной редакционной коллегии. Организована и активно ведется работа в архивах по поиску и вводу в научный оборот ранее неизвестных документов.

Одной из особенностей исторической работы является то, что сколько бы ни было сделано, предстоит сделать еще больше.

Современный мир быстро меняется. Появляются новые угрозы и вызовы безопасности России, которые в ряде случаев пытаются увязать с различными историческими событиями. Это находит свое отражение в попытках предъявить территориальные претензии к России, обвинения в якобы не правомерных ее действиях в прошлом, в извращении существа военной помощи нашим союзникам, в переоценке роли отдельных исторических личностей.

Позволю небольшое отступление. Сейчас мы как бы по-новому открываем для себя Ф.И.Тютчева. Так вот он в стихотворении «Славянам» еще в 1867 году писал:

«А между нас, - позор немалый, -

В славянской, всем родной среде,

Лишь тот ушел от их опалы

И не подвергся их вражде,

Кто для своих всегда и всюду

Злодеем был передовым:

Они лишь нашего Иуду

Честят лобзанием своим.»

Надо отметить, что в последнее время эти попытки приобретают все более активный, и я бы даже сказал, - наступательный характер. Не случайно все чаще можно услышать использование термина «историческая экспансия». Особенно тревожно то, что в новой «официальной» истории отдельных стран СНГ, прослеживается устойчивое стремление исказить историю России, а по существу нашу общую историю. Особенно наглядно это проявляется в странах Балтии, в определенных кругах Украины и Грузии.

Исходя из этого, одной из важных задач военно-исторической работы, проводимой в Вооруженных Силах, является противодействие фальсификациям не только военной истории, но и всей нашей отечественной истории. Эта работа должна быть направлена на аргументированное отстаивание исторической правды формирование позитивного общественного мнения по основным проблемам военной истории, военного строительства и защиты Отечества.

Борьба с фальсификациями военной истории перестала быть задачей только Министерства обороны, требование времени делает ее задачей общегосударственной. «Военно-исторический журнал», газета «Красная Звезда», окружные, флотские газеты, телерадиокомпания Министерства обороны «Звезда», активно ведут эту работу. Однако взаимодействие с гражданскими СМИ (особенно, телевидение, радиовещание) по вопросам противодействия фальсификации военной истории имеет серьезные недостатки.

Порой недопонимание серьезности этой задачи, приводит к тому, что в отдельных случаях в нашей печати и на телевидении появляются материалы, содержащие искажения отечественной истории.

В этих условиях назрела необходимость создания межведомственного органа по объединению и координации усилий по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, по нашей оценке, следует приветствовать создание межведомственной рабочей группы при Правительстве Российской Федерации. При этом важно, что в ее состав предлагается включить не только представителей федеральных органов исполнительной власти, но и представителей Федерального собрания Российской Федерации, авторитетных ученых, общественных деятелей, представителей культуры, руководителей государственных СМИ.

Работа данной группы должна носить долговременный и приоритетный характер в области государственной политики.

Одним из новых направлений в пропаганде углубленного изучения военной истории стало ежегодное проведение Всеармейской военно-исторической олимпиады, в котором принимают участие курсанты военно-учебных заведений. Это позволяет будущим офицерам на основе опыта Великой Отечественной войны, других войн и вооруженных конфликтов послевоенного времени расширить свой военный кругозор и использовать знания военной истории в процессе обучения и воспитания.

Сложные и ответственные задачи стоят перед нами в связи с приближающейся 65-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим основными перспективными направлениями дальнейшего развития военно-исторической работы в Вооруженных Силах в свете выполнения Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 2007 года «О проведении дней воинской славы России в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» на наш взгляд являются:

1. Формирование у личного состава Вооруженных Сил государственного патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям. Воспитание сознательного отношения к исполнению воинского долга на основе лучших примеров героической истории России, традиций ее вооруженной защиты.

2. Исследование исторического опыта развития и боевого применения войск в Великой Отечественной войне1941-1945 гг., формирование на его основе выводов и рекомендаций, необходимых для решения задач строительства Вооруженных Сил на современном этапе их развития.

3. Оперативное разоблачение искажений и фальсификаций отечественной военной истории и формирование позитивного общественного мнения по основным проблемам военного строительства и защиты Отечества не только в военных, но и в общероссийских средствах массовой информации.

4. Выполнение мероприятий Плана реализации Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» по вопросам военной истории.

Справочно:

почетное звание Город воинской славы получили города Белгород, Владикавказ, Воронеж, Ельня, Елец, Курск, Малгобек, Орел, Ржев;

на заседании РОК «Победа» в марте с.г. принято решение о присвоении звания Город воинской славы городам Ростов, Туапсе, Полярный, Луга.

5. Выполнение в полном объеме перечня мероприятий по проведению Дней воинской славы в ознаменование 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Следующим памятно-мемориальные мероприятия, посвященные Дню разгрома советскими воинами немецко-фашистских войск в Курской битве, запланированы на август 2008 года, а на январь 2009 года - посвященные Дню снятия блокады г. Ленинграда. Кроме того необходимо тщательно подготовить и провести военно-исторические «Походы памяти» по местам морских сражений и подвигов советских моряков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

6. Внедрение в учебный процесс вузов новых учебников и учебных пособий по военной истории, активизации работы военно-научных обществ.

7. Повышение качества обеспечения военно-исторических исследований архивными, информационными и другими документами.

8. Совершенствование материальной базы военно-исторической работы (архивов, военно-исторических музеев и мемориалов, комнат боевой славы, библиотек, средств наглядной агитации, направленных на пропаганду военно-исторического наследия нашей Родины).

9. Повышение уровня подготовки специалистов военно-исторических органов Вооруженных Сил, особенно занимающихся военно-исторической работой в войсках.

Справочно:

В мае сего года будет проводиться учебно-методический сбор военных историков ВС РФ. К сбору будут привлечены штатные и нештатные военные историки центральных органов военного управления, видов и родов войск, научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений, отделений научной и военно-исторической работы военных округов (флотов), военных журналов, архивов и музеев. На этих сборах мы намерены провести серьезный анализ проделанной работы, определить перспективы, оценить первый опыт подготовки кадров военных историков на базе Общевойсковой академии.

10. Широкое внедрение в практику войск активных форм военно-исторической работы (военно-исторических полевых поездок, круглых столов, олимпиад конкурсов).

Уважаемые товарищи! В своем выступлении я остановился на основных аспектах совершенствования организации и проведения военно-исторических работы в ВС РФ. Надеюсь, что участники Совета в своих выступлениях дополнят меня, внесут предложения по решению имеющихся проблем и повышению эффективности военно-исторической работы в ВС РФ.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Военно-историческая работа

целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно-исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и др. общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и распространению знаний отечественной и зарубежной пограничной истории, опыта защиты и охраны ГГ в интересах совершенствования строительства и подготовки ПС РФ, обучения и воспитания её личного состава. Составными частями В.-и.р. являются: научно-исследовательская работа по изучению пограничной истории; военно-историческое образование; военно-патриотическое воспитание; музейное и архивное дело; военно-мемориальная и военно-ритуальная работа.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Военно-историческая работа" в других словарях:

    Военно-исторические комиссии - создавались в России для составления официальной истории войн. Содержание 1 Военно историческая комиссия по описанию русско турецкой войны … Википедия

    Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского - Военно космическая академия имени А. Ф. Можайского (ВКА) Международное название Mozhaisky Military Space Academy Прежние названия Военная инженерная школа … Википедия

    Военно-исторические комиссии - создавались в России для составления официальной истории войн. 1) В. и. к. по описанию русско турецкой войны 1877 78 при Главном штабе (с 1905 при Главном управлении Генштаба), создана в 1879. В 1886 составление описания войны на… … Большая советская энциклопедия

    ЭКСКУРСИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ - (от лат. excursio поездка) наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее … Советская историческая энциклопедия

    Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов

    Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны - Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов… … Википедия

    Всероссийская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов - Год основания 17 декабря 1986 (27 ноября 1991) Основатели Кирилл Трофимович Мазуров и др. Расположение … Википедия

    Блокада Ленинграда - У этого термина существуют и другие значения, см. Блокада. Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война … Википедия

    История вермахта - Основная статья: Вермахт Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    Советско-финская война (1939-1940) - См. также: Советско финские войны Советско финская война (1939 1940) Вторая мировая война … Википедия

Книги

  • Русско-Японская война 1904-1905 гг. (9 томов) Том 8. Часть 2 , Гурко В.И.. В 1906 году при Главном управлении Генерального Штаба была создана Военно-историческая комиссия по описанию русско-японской войны 1904-05 годов. К началу 1910 г. работа была закончена, и в…

Анализ войсковой практики системы морально-психологического обеспечения, работы с личным составом по воспитанию и обучению, подготовки войск и сил к выполнению повседневных и боевых задач, боевого дежурства показал, что одним из важнейших направлений в системе деятельности должностных лиц органов военного управления является военно-историческая работа.

В ходе исследования проведенного в интересах выявления основных путей воспитания стойкости и мужества военнослужащих ВС РФ было установлено, что именно активизация данной работы в частях и подразделениях может быть результативным путем реализации задач данного процесса в повседневной практике. Военно-историческая работа организуется в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 265 от 10 июня 2001 года «О военно-исторической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», также она регламентируется такими документами как Федеральный закон от 13.03.1995 №32-ФЗ (ред. от 01.12.2014)»О днях воинской славы и памятных датах России», Приказ Минобороны РФ от 11.09.1997 №343 (ред. от 01.09.2008)»Об утверждении Положения о музеях, Приказ Министра обороны РФ от 31.08.2005 №365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил с общественными объединениями ветеранов» и другие.

Военно-историческая работа - это целенаправленная творческая и организаторская деятельность командиров, штабов, научно-исследовательских структур, органов воспитательной работы, ветеранских и других общественных организаций по сбору, изучению, обобщению, накоплению и распространению знаний отечественной и зарубежной истории опыта защиты государства, в интересах совершенствования строительства и подготовки ВС РФ, а также обучения и воспитания ее личного состава.

Составными частями военно-исторической работы является:

1) Исследовательская работа по изучению истории

2) Военно-историческое образование

3) Военно-патриотическое воспитание

4) Музейное и архивное дело

5) Военно-мемориальная и военно-ритуальная работа

Названные выше составляющие имеют свои особенности и признаки. Так,

военно-историческое образование и военно-патриотическое воспитание как составные части военно-исторической работы неразрывно связаны. Без пропаганды исторического прошлого, героического наследия и боевых традиций Вооруженных сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защите невозможно воспитывать патриотизм. Военная история России имеет тысячи примеров героического и мужественного поведения военнослужащих и народа.

В апреле 2010 года Ставропольским региональным отделением Российского общества социологов (РОС) совместно с Центром социологических исследований СГУ был проведен опрос студенческой молодежи Ставропольского края «Великая Победа глазами студенческой молодёжи». Было опрошено 828 студентов 1-5 курсов 8-ми вузов края: ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», ГОУ ВПО «Северо - Кавказский государственный технический университет», ГОУ ВПО Ставропольская государственная медицинская академия, ГОУ ВПО Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» в г. Ставрополе, Кавмиводский институт сервиса (г. Пятигорск), Северо - Кавказский социальный институт, Ставропольский институт экономики и управления имени О.В. Казначеева (филиал ФГОУ ВПО «Пятигорский государственный технологический университет»). Студентам был задан вопрос: «Каких героев Великой Отечественной Войны вы знаете?». Ответы на данный вопрос свидетельствуют о том, что таких героев нынешняя молодежь практически не знает. Были единично названы З. Космодемьянская, А. Мересьев, А. Матросов, И. Кожедуб, А. Покрышкин, Н. Гастелло. Данное исследование наглядно нам показывает, что знания молодежи о героях и их подвигах находится на очень низком уровне. Не зная своих героев и их подвигов, военнослужащие просто не будут иметь ту модель героического поведения военнослужащих. Именно поэтому очень важно рассказывать военнослужащим о военной истории, а также героях и их подвигах в системе общественно-государственной подготовки, при просмотре исторических и документальных фильмов, при организации вечеров-чествований, художественно оформлении комнат боевой славы, плакатов и стенгазет. Все это позволит не только дать военнослужащим знания о военной истории России, но и даст ту самую модель стойкого и мужественного поведения, которая присуща всем героям.

Целью же военно-патриотического воспитания является развитие у военнослужащих гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. В Российской Федерации существует «Государственная программа патриотического воспитания молодежи на 2015-2015 гг.» которая определяет основные направления и задачи деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, органов военного управления по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. Субъекты военно-педагогического процесса также должны опираться на основные задачи Государственной программы патриотического воспитания молодежи на 2015-2015 гг., и основными из них являются:

1) формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и призыву;

2) внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы;

3) повышение профессионализма организаторов патриотического воспитания;

4) развитие материально-технической базы патриотического воспитания в воинских коллективах и общественных объединениях.

В системе военно-исторической работы более детально я хотел рассмотреть несколько форм, а именно:

1) Ведение исторического формуляра воинской части

2) Создание комнат боевой славы

3) Организация работы ветеранских организаций

Военно-исторический формуляр воинской части является документом, в котором отражаются организационное развитие и боевая деятельность воинской части, соединения и военно-учебного заведения, важнейшие события, происшедшие в жизни воинской части, и ее боевая подготовка.

Исторический формуляр ведется в мирное время. В военное время при убытии воинской части на фронт исторический формуляр сдается на временное хранение в штаб военного округа, отдельной армии по месту дислокации, а вместо исторического формуляра в воинской части ведется журнал боевых действий, выписки из которого при переходе части на мирное время заносятся в исторический формуляр. Воинские части, не входящие в состав действующей армии, продолжают ведение исторического формуляра и в военное время.

Исторический формуляр ведется:

каждой отдельной воинской частью (от отдельного батальона и выше), которой положено иметь Знамя части;

каждым военно-учебным заведением;

каждым воинским соединением;

Генералы и офицеры знакомятся с историей части (соединения) путем личного изучения исторического формуляра части, а остальной личный состав ознакомляется с важнейшими событиями в истории части командиром части и командирами подразделений на специальных собраниях. И наша задача, как заместителей по работе с личным составом, организовывать данные собрания.

Исторический формуляр является очень мощным средством воспитания личного состава, так как каждая часть имеет свою уникальную историю, свой боевой путь, своих героев и знакомясь с этим, у военнослужащего возникает чувство гордости за свою воинскую часть (соединение). На таких собраниях и мероприятиях целесообразно использовать все средства наглядности, начиная от демонстрации самого формуляра и заканчивая фильмами (которые на тематику конкретного времени), приглашения ветеранов того времени и героев.

Создание музеев и комнат боевой славы регламентируется отдельно Приказом Минобороны РФ от 11.09.1997 №343 (ред. от 01.09.2008)»Об утверждении Положения о музеях».

Комната воинской (воинской и трудовой; воинской и спортивной) славы, комната (каюта) военно-морской (военно-морской и трудовой; военно-морской и спортивной) славы - помещение в воинской части (на корабле), специально оборудованное в целях популяризации истории русской армии и флота, боевого пути, пройденного воинской частью (кораблем), и героики мирных будней воинов и гражданского персонала Вооруженных Сил.

Особенностью данной формы является то, что при организации комнаты боевой славы необходимо делать упоры на личные вещи героя и наглядность. Например, форма военнослужащего, боевые награды, какие-либо грамоты со школы, отзывы учителей, обращение матери или друзей, личные фотографии с гражданской жизни - все это делает героя как можно реальнее и ближе к военнослужащим. В следствие этого возникает тот самый притяжательный компонент (о котором мы говорили выше), который позволяет задуматься военнослужащему о том, что такой же «простой» парень совершил героический поступок, проявил стойкость и мужество, и военнослужащий однозначно задаст себе вопрос «А чем я хуже? Разве я не могу также?». И нам очень важно добиться этого.

Третья форма военно-исторической работы - это работа с ветеранскими организациями. Она регламентируется приказом Министра обороны РФ от 31.08.2005 №365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил с общественными объединениями ветеранов»

Работа с ветеранскими организациями это очень мощный инструмент военно-педагогического процесса. Организуя работу с ветеранами и встречи с ними, мы добиваемся преемственности поколений, традиций и опыта, что очень важно для военнослужащих. Ветераны могут не только рассказать о боевом опыте, который у них был, но также и о том самом чувстве долга, который они исполнили перед Отечеством. Работа с ветеранскими организациями также может включать такие формы как посещение музея организации, выезд на места боевых действий, организация вечеров-встреч в честь памятных дат. Опять же, очень важно осуществлять это в совокупности с другими формами и методами военно-исторической работы.

Таким образом, военно-историческая работа является мощным инструментом воспитания военнослужащих. Активизация и грамотная реализация основных формы военно-исторической работы позволит значительно улучшить качество обучения и воспитания личного состава. Основными условиями реализации данного пути будут являться:

1) создание притяжательного компонента при пропаганде героического поведения сослуживцев;

2) широкое использование средств наглядной агитации, создание стенгазет и стендов с героями;

3) участие родственников героя в проведении вечера-чествования данного военнослужащего;

4) использование личных вещей героя при пропаганде;

Выводы по главе

Подводя общий итог хотелось бы сказать, что воспитание стойкости и мужества у военнослужащих ВС РФ является первичной задачей помощника командира по работе с личным составом. Основными формами реализации данного процесса являются:

1) Пропаганда среди военнослужащих примеров героического поведения сослуживцев при выполнении служебных и боевых задач и основной спецификой данной формы является создание притяжательного компонента для ассоциации военнослужащего с героем.

2) Формирование у военнослужащих готовности к мужественному преодолению трудностей военной службы в ходе боевой подготовки частей и подразделений ВС РФ. Основной спецификой является создание максимально приближенной обстановки к реальным боевым действиям путем создания трудных и сложно решаемых психологических и физических задач.

3) Активизация военно-исторической работы в частях и подразделениях ВС РФ. Основной спецификой данной формы является преемственность традиций и боевого опыта у старшего поколения.

Таким образом, грамотная реализация данных форм, хорошая организация и всесторонняя подготовка позволят проводить эти мероприятия на очень высоком уровне. Применяя средства наглядности и творческий подход эти мероприятия станут для военнослужащих действительно интересным и ожидаемым событием, что позволит вывести формирование таких важных качеств как «стойкость» и «мужество» на абсолютно новый уровень.

ВВЕДЕНИЕ

Исходя из боевого предназначения части с учётом особенностей организационно – штатной структуры, дислокации и тех задач, которые она решает повседневной деятельности формируется организационное управление. С течением времени они должны совершенствоваться.

Цели и задачи повседневной деятельности должны постоянно корректироваться из-за непрерывно меняющейся военно-политической обстановки. Также постоянно меняется обстановка в организационно-штатной структуре войск и системах вооружений, вызванные ими изменения в способах и формах подготовки и ведения боевых действий требуют периодического уточнения задач повседневной деятельности.

В штабе Вооружённых Сил периодически должен производится мониторинг и анализ изменений, которые происходят в войсках, должен определяться достигнутый уровень подготовки войск и соответствие современным требованиям и текущей обстановке.

Не должен оставаться без внимания потенциальный противник. За ним должно быть постоянно установлено наблюдение. Необходимо учитывать перспективы развития его вооружённых сил. После анализа полученных данных начальники определяют и ставят задачи войскам на год в приказах и организационно-методических указаниях, уточняют их на период обучения, а в звене дивизия – полк – на каждый месяц.

Командир, штаб и другие органы управления должны постоянно уяснения задач и оценивать обстановку. Это необходимо для изменения задач повседневной деятельности на каждый период строго определенного времени.

Для выполнения учебного плана в войсках принято отводить специально выделенное время. Последний месяц перед началом нового учебного года и очередного полугодия, последнюю неделю каждого месяца отводят на подведение итогов, доведения задач, планирование боевой подготовки и других видов повседневной деятельности. Также необходимо провести подготовку командиров и учебно-материальной базы к новому году боевой учёбы.

Правильное, а значит, и качественное планирование является основным условием организованной и ритмичной работы коллектива воинской части.

Необходимо не просто формально соблюдать плановость в работе, а необходимо достичь особой согласованности и взаимосвязи всех планов, по которым реализуют свою повседневную деятельность воинская часть, все её структурные элементы – командиры и органы управления, все подразделения, отдельные исполнители.

Необходимо контролировать своевременное доведении этих планов до исполнителей и тщательной подготовке всех мероприятий.

Планирование как функция управления

Планирование повседневной деятельности воинской части – это функция управления состоящая в определении и ранжировании по важности для поддержания боевой готовности целей и задач деятельности определённого периода времени, разработке сбалансированных по необходимым затратам и наличным ресурсам планов действий для их достижения, распределение ответственности за их исполнение.

Качественное его осуществление является необходимым условием целенаправленной и ритмичной работы коллектива воинской части. Результаты планирования отражаются в планирующих документах.

План – это оформленный поустановленной форме документ, в котором определены главные задачи и основные мероприятия (действия) по их выполнению, последовательность и сроки их подготовки и проведения конкретными исполнителями, необходимые затраты времени и материальных ресурсов. План- это отражение решения командира.

Планирование повседневной деятельности – творческий процесс. Оно не терпит формализма, а для его исключения есть только один путь – личное участие командира и начальника штаба, руководство этим процессом.

Творческий подход к планированию заключается :

    • в глубоком анализе и учёте реального состояния боевой готовности воинской части, хода выполнения основных задач и мероприятий её подготовки на текущий момент времени;
    • в твёрдом знании и понимании общей системы поддержания боевой готовности, места и значения каждого мероприятия в это системе и, исходя из этого, выборе эффективных и реализуемых вариантов действий;
    • в постоянном учёте плановой перспективы (на один - два месяца вперёд при месячном планировании и на год при годовом планировании) и прогнозировании возможного изменения обстановки;
    • в чёткой согласованности по целям, задачам, месту и времени, уровням управления содержания и показателей всех планирующих документов.

Основные принципы планирования

Высокое качество планирования можно обеспечить, если при осуществлении его будут соблюдены общие принципы планирования.

Первый. Централизация, т. е. осуществление планирования сверху внизпо уровням управления последовательно или последовательно-параллельнымспособом. Это означает, что низшие уровни управления при планировании получают и принимают к исполнению задачи, поставленные высшими. Учитывают и руководствуются их планами, а завершения планирования и утверждение основных планирующих документов разнесены по срокам: сначала в виде войск, затем в объединении, соединении, воинской части и в подразделении, чем обеспечивается согласованность планов по уровням управления.

Второй. Ориентирование всей деятельности, её основных мероприятий и работ на конечный результат. Для этого на каждый период повседневной деятельности определяются и чётко формулируются главные цели и задачи, достижение которых вносит большой вклад в поддержание установленной боевой готовности. Они отражаются в соответствующих планах.

Третий. Соответствие выбранных способов и порядка достижения целей и выполнения задач имеющимся в распоряжении силам, средствам и ресурсам, в том числе и ресурсам времени. Вслед за определением главных задач необходимо определить перечень мероприятий и работ, обеспечивающих их выполнение, рассчитать необходимое для их осуществление количествосил, средств и ресурсов.

Четвёртый. Сосредоточение сил, средств и ресурсов, усилий органов управления на мероприятиях и работах, без успешного проведения которых не возможно достичь желаемых результатов в выполнении задач. Из всего перечня намеченных мероприятий выделяются таким образом основные, которым отдаётся приоритет при выделении сил, средств и ресурсов.

Пятый. Взаимосогласованность всех планирующих документов одного уровня, мероприятий различных уровней управления по целям и задачам, содержанию, месту и времени, последовательности осуществления. Для реализации этого принципа перед утверждением проводитсяих сверка.

Шестой. Чёткое распределение ответственности за подготовку и проведение мероприятий, занятий и работ, своевременноедоведение задач, основных мероприятий и порядка их выполнения до непосредственных руководителей (организаторов) и исполнителей.

Методы планирования

Припланировании повседневной деятельности в войскахиспользуют различные методы. В общем понимании метод – это определённым образом

    • упорядоченная деятельность,
    • совокупность принципов,
    • правил,
    • приёмов,
    • способов достижения целей.

Известны последовательный и последовательно – параллельный, сетевой, программно – целевойметоды планирования . Наиболее общим, являющимся в той или иной степени теоретической основой для других, является программно – целевой метод планирования, или как его ещё называют - планирование по целям и задачам. Суть метода заключается в самом его названии: для каждой цели или задачи своя программа действий.

Программно –целевое планирование- это метод планирования, основанный на определении совокупности согласованных мероприятий, необходимых и достаточных для достижения точно сформулированных целей и задач. Процесс планирования при этом имеет структуру, показанную на схеме №2.

На первом этапе составление программы:

    • Определяются и точно формулируются цели и главные задачи деятельности на планируемый период. В случае, когда достижение общей цели (выполнении главной задачи) участвуют подчинённые части (подразделения) или должностные лица, для них формируются задачи (подцели), вытекающие из общей. Образуется дерево целей (“дерево задач”) Схема №2;
    • Определяются совокупности мероприятий (операций, работ, действий),необходимых для выполнения каждой задачи (достижения каждой цели) и их взаимосвязи, ответственные исполнители каждого мероприятия. Производится предварительная оценка потребных ресурсов и времени на каждое мероприятие и “сшивка” общей программы.

На втором этапе формирование оптимального плана :

    • осуществляется “сшивка” всего комплекса мероприятий в соответствии со схемой “дерева целей”;
    • устанавливается последовательность мероприятий и работ и определяются сроки их выполнения, исходя из выявленных взаимосвязей. Производится расчёт общего потребного количества каждого вида ресурсов, результаты сравниваются с наличными или отпущенными ресурсами, составляется перечень ограничений;
    • осуществляется многокритериальная оптимизация (по времени, всем видам ресурсов, величине вклада каждого мероприятия в достижение целей и другим критериям) и выбор оптимального варианта плана
    • путем выявления дефицитных ресурсов (времени, финансов, материалов) и определении мероприятий или операций, исключение которых из плана позволяет устранить дефициты и ограничения без снижения возможностей выполнения задач.

Продумываются меры нейтрализации возможных отрицательных последствий сокращения. Согласовываются все показатели планов со всеми исполнителями, если это необходимо. Принимается решение по окончательному выбору варианта плана и его утверждению.

В РВСН применяется ещё сетевой метод планирования, особенно в эксплуатации вооружения и военной техники и капитальном строительстве. Сущность сетевого метода планирования заключается в том, что программы работ и мероприятий, направленные на достижение конкретно сформулированных целей, отображаются в виде сетевых моделей работ и событий. При этом работа – это основной элемент сетевой модели, означающий трудовой процесс (действий) с затратой времени и ресурсов, ожидание – расход времени без трудовых затрат, просто зависимость. Работа изображается в виде ориентированного графа (стрелки).

Событие также является основным элементом сетевой модели, означающее факт получения результата работы или совокупности работ. В сетевой модели всегда существует одно или несколько исходных событий и одно завершающее событие. Исходное событие означает факт наличия условий готовности для начала работ и мероприятий, завершающее – факт достижения цели.

События отображаются кружками, внутри которых проставляются порядковые номера в масштабе модели, а над ними могут записываться их наименования.

События соединяются между собой графами работ (параллельными или последовательными), результатом которых они являются. Исходному событию не предшествуют, а за завершающим не следуют никакие работы.Графы обычно подписываются наименованием работы и продолжительностью времени в соответствующих единицах.

Существуют централизованный (сверху вниз) и децентрализованный (снизу верх) способы разработки сетевых планов (моделей) или их сочетания. В РВСН применяется чаще первый способ, используемый при разработки сетевых моделей небольшого объёма и заключающийся в том, что сначала строится укрупненная модель без детализации работ каждого исполнителя. Детализация осуществляется по мере необходимости при снижении уровня сетевого плана (уровня управления), т.е. при разработке частных сетевых моделей.

Сетевые план – графики наглядны и удобны в работе при управлении технологическими процессами, позволяют выделить критический по времени путь процесса, оперативно и обоснованно использовать резервы времени.

Последовательный и последовательно-параллельный методы исходя из принципа централизации в осуществлении планирования “сверху вниз” по уровням управления: сначала планирование осуществляется в военных организациях более высокого порядка, затем – на более низких уровняхв последовательности:

На практике в войсках применяется комбинированныйпоследовательно – параллельныйметод, предусматривающий предварительное ориентирование подчинённых войск по задачам и основным мероприятиям и одновременное начало работы на нескольких или всех уровнях. Завершающий этап планирования – согласование и утверждение планов , осуществляется последовательно.

По охватываемому периоду времени планирование разделяют на перспективное и текущее, или краткосрочное. Применительно к повседневной деятельности воинской части и соединения перспективным следует считать годовое планирование, а текущим – месячное и недельное .

2. Основные планирующие документы

ГОДОВОЕ планирование в воинских частях в конечном итоге предусматривает разработку:

    • Плана подготовки воинской части;
    • Плана подготовки офицеров и прапорщиков;
    • Плана подготовки подразделений;
    • Плана работы службы, отделения, отдела;
    • План совершенствования УМБ;
    • План работы методического совета.

МЕСЯЧНОЕ планирование предусматривает разработку:

    • Календарного плана основных мероприятий;
    • Плана работы службы, отделения, отдела на месяц;
    • Личного плана работы командира на месяц;
    • Расписания занятий с офицерами и прапорщиками.

(штаба, служб) при планировании

4.1 Годовое планирование

Годовое планирование повседневной деятельности в соединении и части проводится, опираясь на сочетание методов последовательной и параллельной работы командиров и штабов различногоуровня, которое заключается в том, что общий замысел командира воинской части (соединения) выдается одновременно всем уровням управления, что дает возможность начинать и вести работу параллельно. Однако окончательное оформление и утверждение планирующих документов осуществляется последовательно сверху вниз.

Основополагающим документом годового планирования является план подготовки воинской части на год . По структуре он содержит разделы, включающие:

    • занятия и мероприятия боевой готовности;
    • мобилизационной готовности;
    • боевого дежурства;
    • эксплуатации вооружения и техники;
    • подготовки офицеров, штабов и подразделений;
    • воспитательной и культурно-досуговой работы;
    • организации внутренней службы и поддержания твердой воинской дисциплины работы с кадрами.

При осуществлении планирования главное свое внимание и усилия командир сосредоточивает на разработке основного планирующего документа – плана подготовки воинской части на год.

Основная роль командира воинской части в разработке годового плана заключается в организации информационной подготовки планирования, т. е:

    1. уяснении задач,
    2. оценке обстановки и результатов анализа состояния воинской части,
    3. выработке замысла решения на планирование,
    4. определении задач штабу и группе планирования.

Исходными данными для выработки замысла являются :

    • результаты тщательного и глубокого анализа состояния боевой готовности воинской части и ее подразделений;
    • требования приказов и организационных указаний старших начальников, Главного командования вида войск, Министра обороны;
    • программы боевой подготовки, положения, наставления, курсы, планы старших начальников.

Основными документами для уяснения замысла и требований старших начальников являются приказ Министра обороны о задачах на очередной год и организационные указания Главнокомандующего вида войск.

Результаты анализа состояния боевой готовности части и свои предложения командиру готовятся штабом и службами заблаговременно при подготовке к подведению итогов за текущий год. На основании глубокого изучения этих документов и материалов, предложений штаба, служб, своих заместителей командир должен уяснить требования старших начальников и основные недостатки в боевой готовности своей части, определить главные задачи и основные способы (средства, мероприятия) их достижения для поддержания и повышения боевой готовности.

Свой замысел, а также указания о порядке и сроках планирования командир воинской части доводит до группы или групп планирования, созданных в управлении части, и до подчиненных командиров.

С учетом указаний командира группа планирования, основу которой составляют офицерыштаба во главе с его начальником и начальники служб, приступает к разработке вариантов годового плана. Для разработки годового плана широкое применение в войсках получил метод программно-целевого планирования, сущность которого заключена в самом названии (для каждой цели, задачи – своя программа достижения).

Допустим, что в своем решении командир определил одной из главных задач на год повышение полевой и маршевой выучки подразделений до таких параметров, которые бы обеспечили выполнение плана развертывания на позиции с сокращением нормативного времени. Рубежом выполнения задачи, проверки и совершенствования маршевой и полевой выучки назначил август месяц при полевом выходе части. Основными мероприятиями для выполнения поставленной задачи определил: полевой выход, тактические занятия и учения с основными подразделениями, тренировки по управлению на марше и при ведении противодиверсионной борьбы, длительный марш при доподготовке водителей, штабные тренировки.

На основании этого решения для каждой задачи (цели) группа планирования составляет так называемое программно-целевое дерево с целью или задачей в вершине “дерева”, как показано на схеме № 3. При его составлении группа планирования исходит из следующих соображений (рассмотрю это на примере маршевой выучки).

Маршевая выучка частей и подразделений состоит:

    • из умения командиров организовать марш и управлять на марше;
    • умения водителей водить машины в любых условиях и быстро устранять технические неисправности;
    • знания водителями команд и сигналов управления и умения быстро их выполнять;
    • умения командиров и подразделений организовать всестороннее обеспечение марша.

Для поучительного и эффективного проведения марша необходимо провести соответствующую подготовку техники, маршрутов, подразделений (формирований), обеспечивающих марш.

Выбрав основные направления подготовки командиров, водителей, подразделений, техники, маршрутов и позиций и формы подготовки (занятий и мероприятий), командир определяет этапы и тематику каждого занятия. По существу это одно из направлений боевого слаживания, по этому обычно назначают следующие этапы:

    • одиночная подготовка и слаживание мелких подразделений (формирований);
    • слаживание основных подразделений и органов управления;
    • непосредственная подготовка к полевому выходу;

Такие “программно-целевые деревья” составляются для каждой главной задачи года, а затем они анализируются и на этой основе уточняются тематика и учебные вопросы всех основных видов занятий (тактико-специальных, тактико-строевых занятий, тактических и тактико-специальных учений, штабных тренировок, всей командирской подготовки). Все мероприятия разделяются на группы, подлежащие включению непосредственно в план подготовки воинской части, в планы командирской подготовки, в план подготовки подразделений в планы работы служб.

Установив необходимый перечень мероприятий и занятий, штаб и начальники служб должны провести расчеты потребных материальных и финансовых затрат; сравнить их с имеющимися в наличии или нормативными;добиться баланса потребных и наличных (нормативных) ресурсов. Только после этого вырабатываются варианты плана подготовки воинской части, которые докладываются командиру,

Командир выбирает и утверждает оптимальный вариант плана подготовки на год. На основе утвержденного плана штаб организует занятия с начальниками служб, подчиненными командирами и завершает разработку всех остальных планирующих документов. Перед представлением их на утверждение командиру начальник штаба совместно с начальниками служб проводит сверку всех документов, их согласованность по цели, тематике, времени.

Месячное планирование

Организованность и ритмичность повседневной деятельности обеспечиваются в первую очередь качеством месячного планирования.

Основным документом месячного планирования повседневной деятельности воинской части является календарный план основных мероприятий.

Планирование, подготовка к подведению итогов и постановке задач проводится в воинской части, как правило, в последнюю декаду месяца. Командир начинает эту работу, на три-пять дней раньше. Содержание и порядок работы командира, его заместителей и начальников служб, штаба при месячном планировании, последовательность и взаимодействие между ними показаны на схеме № 4.

В плане личной работы командира на каждый месяц, как правило, в последние дни второй декады он предусматривает время на подготовку указаний штабу для планирования повседневной деятельности части на следующий месяц.

Для подготовки указаний командир использует следующие исходные данные:

    • из плана подготовки воинской части на год – мероприятия и занятия на следующий месяц, рассматривает какие мероприятия последующих одного-двух месяцев могут требовать начала их заблаговременной подготовки;
    • фактическое выполнение планов текущего и предыдущих месяцев, прогноз на выполнение оставшихся мероприятий текущего месяца;
    • требования приказов, директив и указаний старших начальников, подлежащих исполнению в следующем месяце, внезапно возникшие задачи;
    • состояние внутренних (воинской части) и внешних (внешней среды) факторов обстановки, влияющих на выполнение задач.

Анализируя и обобщая эту исходную информацию, командир определяет главные задачи на месяц. Их должно быть немного: для части три-четыре,а для соединения – четыре-пять. Они должны быть конкретными и указывать, что следует сделать, подготовить и обеспечить. Зачастую задачами месяца становятся подготовка и проведение основных мероприятий годового плана, например, качественно подготовить и провести очередной этап боевого слаживания, подготовить и провести тактическое учение (регламент) и т.д.

Определив главные задачи, командир внимательно продумывает и выбирает основные мероприятия, проведение которых позволяет выполнить главные задачи. Например, для подготовки очередного этапа боевого слаживания, основным содержанием которого будут тактико-строевые занятия и групповые упражнения, необходимо будет обеспечить хорошую подготовку руководителей занятий и учебной материально-технической базы. Для этого, по-видимому, целесообразно будет провести одно или несколько показных и инструкторско-методических занятий, провести качественное планирование и подготовку занятий их руководителями, организовать целенаправленную подготовку учебной материально –

технической базы. В случае проведения тактического учения необходимо будет организовать подготовку посреднического аппарата, маршрутов и полевых позиций, техники и т. д. Таким образом, он составляет перечень основных мероприятий. Опыт показывает, что для большинства главных задач на месяц достаточно проведения двух-трех подготовительных мероприятий, иногда и меньше.

Затем, исходя из принятой в части организации, с учетом типового месяца, другой имеющейся у него информации командир ориентировочно распределяет основные мероприятия по неделям, назначает руководителей, ответственных за их подготовку и проведение, и в удобной для него форме дает указание начальнику штаба на планирование.

К этому времени штаб совместно с начальниками служб готовит исходные данные для планирования на следующий месяц, которые они составляют на основе анализа годовых планов подготовки и работы служб, текущей обстановки. Получив указания командира, штаб разрабатывает уже по установленной форме проект календарного плана основных мероприятий, в котором отражаются главные задачи, основные мероприятия привязываются к календарю и составляют разделы – боевая и мобилизационная готовность, боевое дежурство, командирская подготовка, подготовка штаба, подготовка подразделений, воспитательная и культурно-досуговая работа, внутренняя служба и поддержание воинской дисциплины. Вырабатываются предложения по назначению руководителей подготовки и проведения мероприятий. Подготовив проект плана, начальник штаба представляет его командиру, если есть необходимость – вносит изменения по его указанию и доводит его до начальников служб и командиров подразделений для параллельной работы по составлению расписаний, планов работы служб на месяц.

Командир обязан свой личный план работы на месяц разрабатывать на основе утвержденного календарного плана основных мероприятий на месяц.

Постановкой задач на следующий месяц и проведением итогов за текущий месяц занимается штаб совместно с заместителями командира и начальниками служб.

Командир, в предусмотренный день календарным планом на текущий месяц, собирает своих заместителей и начальников служб, командиров подчиненных частей (подразделений) и других лиц (по необходимости). Это необходимо для подведения итогов выполнения плана за текущий месяц и доведения главных задач, основных мероприятий и порядка их выполнения. Также оценивается личный план работы.

Только после этого все основные должностные лица полка представляют командиру на утверждение планы работы служб, расписания занятий (календарные планы основных мероприятий) и составляют собственные личные планы работы.

Для успешного решения воинской частью задач требуется четкое планирование повседневной деятельности.

Организованность, ритмичность и эффективность повседневной деятельности обеспечивается высоким качеством планирования.

Месячное планирование играет большую роль в обеспечении организованности и ритмичности работы.

При соблюдении следующих принципов обеспечивается высокое качество планирования:

    • постановка приоритета главных задач и основных мероприятий;
    • сбалансированности планов и взаимосогласованности их по задачам, месту, времени, уровню управления;
    • ориентирования на конечный результат;
    • четкости и однозначности распределения ответственности;
    • централизации и последовательного осуществления сверху донизу;
    • соответствия способов, сил и средств характеру и объему задач.

Личное руководство и участие командира в процессе планирования является условием высокого качества планирования.

В разработки плана непосредственное участие должен принимать командир, он обязан лично вырабатывать замысел плана. Ему необходимо определить главные задачи и основные мероприятия и организовать их выполнение

Именно качество личной работы командира в течение каждого месяца имеет основополагающие значение в организации выполнения плана повседневной деятельности воинской части.

Самое главное и важнейшее условие эффективной работы командира – это плановость его работы.

Разрабатываемый командиром личный план работы на месяц и есть средство обеспечение плановости работы.

Еще не один командир не добился успеха без плановой работы.

ЛИТЕРАТУРА

    1. Р.В. Маркитан “Основы управления повседневной деятельностью войск” Учебное пособие ВАД 1997г
    2. П.К. Алтухов “Основы теории управления войсками”
    3. Р.В. Маркитан “Основы управления повседневной деятельностью войск” Учебное пособие ВАД 1991г.

15.1 Дни воинской славы и памятные дни училища.

15.2 Отечественная история как фактор воспитания военнослужащих.

- 15.1 Дни воинской славы и памятные дни училища.

Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Федеральный закон « О днях воинской славы (победных днях) России» принятый Государственной Думой 10 февраля 1995 года подтверждает значимость для всех народов нашей страны тех подвигов совершенных российским воинством, которые на долгие годы закрепят славу русского оружия. Которые всегда будут являться примером для подражания будущих поколений.

Настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы рус­ского оружия - дни воинской славы (победные дни) России (далее - дни воинской славы России).

Днями воинской славы являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Статья 1. Дни воинской славы России

В Российской Федерации устанавливаются следующие дни воинской славы России;

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое по­боище, 1242 год);

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 Год);

7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина иДмитрия Пожар­ского от польских интервентов (1612 год);

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа - День первой в российской истории морской побе­ды русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русски­ми войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год);

11 сентября - День победы русской эскадры под командова­нием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра(1790 год);

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французскойармией (1812 год);

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (I853 год):

23 февраля - День победы Краснойармии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества;

5 декабря - День начала контрнаступления советскихвойск против немецко-фашистских захватчиковпод Москвой (1941 год.);

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

9 мая - День Победы советскогонарода в Великой Отечест­венной войне 1941 - 1945 годов (1945 год).

В статье 3. Организация проведения дней воинской славы России говорится, что Правительство Российской Федерации организует:

Разработку планов и программ военно-исторической работы;

Проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России;

Пропаганду дней воинской славы России;

Установку мемориальных сооружений и объектов, создание мемориальных музеев и выставок, посвященных дням воинской славы России;

Разработку проектов международных договоров Российской Федерации по обеспечению сохранности мемориальных сооруже­ний и объектов, увековечивающих дни воинской славы России, ко­торые находятся на территориях иностранных государств, а также участие в реализации указанных международных договоров:

Согласование с соответствующими организациями ино­странных государств, на территориях которых находятся указанные мемориальные сооружения и объекты, мероприятий по их сохране­нию и благоустройству;

Обеспечение общественного порядка при проведении дней воинской славы России.

Кроме общегосударственных дней воинской славы каждая войсковая часть имеет свои памятные дни. Одним из таких дней является день части – дата связанная с днем образования части.